План развития ребенка с аутизмом
Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.
Поэтому нужны коррекционные занятия и игры, нацеленные на социальную адаптацию малыша и улучшение его контактности с окружающей средой.
Коррекционная работа. Особенности и советы по проведению
Каждый ребенок особенный. Из-за этого игры для детей с аутизмом должны подбираться в индивидуальном порядке, преобразуя в единую программу занятий. Причем она должна включать в себя комплекс мер, начиная от приема назначенных врачом лекарств, и заканчивая упражнениями, направленными на развитие ребенка.
Одним из главных фактором успеха в борьбе с болезнью, является правильное поведение родителей ребенка. Ведь паника и ужас еще никого до добра не доводила, ровным счетом, как и равнодушие.
Статья в тему: Нейрокоррекция при аутизме
Поэтому стоит:
- принять состояние ребенка;
- внимательно наблюдать за тем, что для него интересно;
- составьте план задач на каждый день и приучите ребенка к соблюдению графика;
- каждый день рассказывайте своему чаду бытовые моменты и основы морали;
- обеспечьте ему комфорт во время занятий дома, и не оставляйте одного на важных мероприятиях.
Так, можно создать для ребенка оптимальную среду, в которой он будет чувствовать себя уютно. Также важно понимать, что коррекционные занятия при аутизме созданы не просто для выработки определенных навыков. Они нацелены на улучшение коммуникации, повышение осознанности собственных целей и желаний, а также регулировки поведения, для их достижения.
Упражнения для детей с аутизмом также позволят улучшить бутовые навыки. Малыш будет лучше понимать как взаимодействовать с семьей, как себя обслужить без сторонней помощи и т.д. Плюс, ребенок поймет свою причастность к миру, необходимость общения со взрослыми и сверстниками.
Упражнения при аутизме являются достаточно действенными. Однако выполнение их требует внимательности и правильного подхода. Так, ребенок должен очень четко понимать, для чего он осуществляет те или иные действия. Инструкция к упражнению или игре должна быть четкой. Возможно использование карточек с подсказками.
Также можно сыграть на особенностях заболевания, и направить их в благое русло. Например, каждый раз, как будет проходить занятия при детском аутизме, можно вести дневники, делать по одной новой фотографии или кормить каждый раз рыбок после окончания занятия. Это задействует любовь к коллекционированию и однотипным действиям. И вместе с этим развивает новые навыки и кругозор. Однако вместе с этим, остальные виды занятий не должны быть однотипными, ведь тогда ребенок может быстро потерять интерес.
Развивающие игры для детей с аутизмом: виды и цели
Организовать игровую деятельность с аутистом не так просто, как это было бы со здоровым ребенком. Поэтому нужно настроиться на длительный и кропотливый труд. Однако со временем, вы начнете замечать первые изменения, улучшение состояния своего чада, что является самой большой наградой для любящего родителя.
Виды развивающих игр:
- Предметная;
- Сюжетно-ролевая;
- Стереотипная;
- Сенсорная.
Первый вид игры — предметная. Она учит ребенка обращать внимание на характеристики объектов, устанавливать контакт со взрослым для совместной игры. Ниже описаны варианты ее проведения.
Предметные игры для детей аутят | |
«Мячик, катись!» | Педагог или родитель садиться напротив ребенка на полу, и толкает мяч по направлению к нему. Нужно дать инструкцию вернуть мячик таким же образом. Можно играть в группе, когда ребенок в ней освоиться. |
«Открой – закрой» | Необходимо подготовить коробочки, баночки, футляры и т.д, с разными видами застежек. И поместить в них бусинки или маленькие игрушки. Предложите ребенку достать их. Если возникнут трудности, помогите малышу справиться с застежкой, показав принцип ее работы. |
«Ужин для кукол» | Предложите малышу приготовить куклам кушать из пластилина, глины, кинетического песка т.д. Так, может получиться колбаса, хлеб, торт, блинчики, сосиски. Взрослый должен продемонстрировать, как можно «приготовить» то или иное блюдо. |
Программа занятий детей с аутизмом состоит из игр, которые направлены на всестороннее развитие ребенка.
Так, наверное, наиболее сложными являются сюжетно-ролевые игры, и вовлечь в них малыша можно только тогда, когда он сам в этом заинтересован. Однако самой большой сложностью является нежелание вступать в контакт с остальными детьми и работать в группе. Поэтому к таким играм нужно переходить только в комфортной для ребенка обстановке и адаптации к окружению.
Статьи в тему: 1. Игрушки для детей с аутизмом; 2. Наборы игр для детей с РАС
Основой же для взаимодействия будет являться стереотипная игра. Она понятна для ребенка, в ней четко установлены цели и правила. Участие принимает непосредственно аутенок. Условия игры не меняются, действия повторяются из раза в раз. Причем самое главное в ней – это наличие комфорта и опыт переживания позитивных эмоций. Если во время занятий с психологом у ребенка будут яркие негативные эмоциональные всплески, необходимо переключить на его любимую деятельность.
Помимо этого, стереотипная игра – это та деятельность, которая может стать настоящим успокоительным. Размеренные действия, комфорт и удовольствие позволят ребенку снять напряжение и вернуться в нормальное состояние после эмоциональных всплесков.
Поэтому желательно во время занятия позволять ему периодически возвращаться к ней. Например: подбрасывайте вместе с ребенком детали конструктора или бусинки, имитируя салют, или слепите из ваты снежинки, подбрасывая их вверх, создавая своеобразный снегопад.
Следующим видом игр является — сенсорная. Она выполняет следующие задачи:
- нахождение контакта со взрослым, установление доверительных отношений;
- проживание позитивных эмоций, получение информации об окружающем мире;
- снятие напряжение, переживание новых сенсорных впечатлений;
- введение нового понимания социального взаимодействия, привыкание к выполнению определенной роли (при введении в игру сюжета).
Вариантов такой игры может быть масса. Например, игры с красками, водой, мыльными пузырями и тенью, которые отлично увлекают маленьких аутят. Ниже перечень возможных форм проведения упражнения.
- «Смешиваем краски». Цель игры – создать новый цвет. Объясните ребенку, из каких двух или трех цветов, можно получить новый. Дайте ему волю в фантазиях, и направляйте аккуратно и мягко.
- «Кукольный обед». Посадите по кругу за стол кукол и другие имеющиеся игрушки. Поставьте перед ними стаканчики с водой имитирующей определенный напиток (белая вода – молоко, красная – вишневый сок и т.д.). В этой игре можно добавлять сюжеты, представляя, что вы с ребенком находитесь в кафе. Или можно предложить подсчитать количество гостей за столом.
- Игры с водой. Тут можно переливать ее из одного сосуда в другой, купать в ней кукол, делать фонтан, подставляя под струю крана ложку и т.п.
- «Пенный замок». Налейте в сосуд воду, добавьте туда жидкого мыла или моющего средства, вспеньте. Вставьте туда трубочку для коктейлей и начинайте в нее дуть. Пена начнет увеличиваться в объемах, принимать причудливые формы. Предложите попробовать то же самое ребенку.
- Игры со свечами и тенью. Ярким примером является игра «Театр теней». Вариаций проведения также много. Можно просто создавать фигурные тени на стене, которые появляются при определенных положениях пальцев рук. Или можно подойти к процессу основательно, и задействовать игрушки ребенка. Например: За простыню, подсвечиваемой фонарем или свечей с обратной стороны, разыграйте представление при помощи кукол. Можно задействовать в этом ребенка, или же попросить комментировать разворачивающиеся события на «экране».
- « Совместное рисование». Игра помогает установить контакт и позитивно повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Причем в зависимости от степени доверия между психологом или мамой и самим ребенком, можно видоизменять форму проведения упражнения. На ранних этапах можно просто демонстрировать процесс рисования или создавать рисунки, которые пожелает ребенок. Далее, когда ребенок будет эмоционально вовлечен, можно выводить сюжет, и растягивать его на несколько занятий. После попробуйте провести параллели происходящего на бумаге с реальной жизнью.
Кстати отслеживать развитие сюжета можно по книгам. Выберите журнал или книгу с яркими и красивыми картинками, и попробуйте определить совместно с ребенком, то происходит на изображении. Если он не идет на контакт, начните сами, подстраивая интонацию и делая свой рассказ максимально увлекательным.
Попробуйте поиграться с крупами. Ребенок не только будет развивать моторику, ощупывая мелки и крупные зерна, но и получать удовольствие, постепенно снимающее возникшее напряжение. Для таких целей также хорошо подойдет работа с пластичными материалами, вроде пластилина, глины и т.д. Можно лепить зверюшек, бытовые предметы или вовсе обойтись без конкретных очертаний, делая акцент на создании чисто геометрических фигур.
Также продемонстрируйте малышу явления природы на простых примерах. Сильно стуча ногами по полу, сымитируйте землетрясение, или постройте из спичек или карт домик, и сдуйте его, демонстрируя силу ветра реальной жизни. Такие игры и упражнения для коррекции аутизма продемонстрируют малышу природные явления и их проявления.
Как правильно организовать взаимодействие психолога, педагога и родителей
Как уже говорилось – лечение аутизма должно проводиться в комплексе. Это касается и взаимодействия родителей с педагогами и психологами. Ведь именно от совместных усилий зависит успех при лечении. Даже если психолог составит эффективную программу коррекции, а педагог внимательно будет отслеживать состояния малыша и сопровождать его в школе или детском саду, маме все же придется хорошенько постараться дома.
Занятия с психологом для коррекции аутизма должны проходить не только для ребенка, но и для родителей. Это нужно для психологического сопровождения мам и пап, которым ежедневно приходиться сталкиваться со сложностями воспитания аутиста.
Также важно правильно организовать программу занятий для аутят дома. Для этого обеспечьте ребенку свое комфортное место, установите четкий график проведения игр и упражнений, и старайтесь придерживаться его ежедневно.
Главное, не нужно думать что логопедические занятия или упражнения выполненные с психологом, не нужно повторять дама. Конечно, они могут быть не конкретно в той же форме, но прорабатывать освоенные навыки придется.
Так, направив все свои усилия на адаптацию и развитие своего чада, можно добиться заметных результатов. Главное понимать важность системности и регулярности, которую не можно нарушать.
Статья в тему: Как сняли диагноз аутизм — реальный пример
Видео — Занятия с детьми аутистами (рекомендации специалиста)
Видео — Развивающие игры. Арина, аутист, 4 года
Видео — Занятие за столом с мальчиком с аутистизмом. 6 лет
Источник
Мария Сизова
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра
Ф. и. ребенка:___Дата рождения:___Проблема:___
Задачи:
1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.
2. Развивать внимание и усидчивость.
3. Учить группировать и соотносить предметы по цвету, величине и форме.
4. Развивать эмоциональную устойчивость с помощью психологических игр.
Тематика занятий:
1. «Подружились мы с тобой»
2. «Мячи»
3. «Мячи»
4. «Цветные кубики»
5. «Одинаковые – разные»
6. «Одинаковые – разные»
7. «Выложи по образцу»
8. «Выложи по образцу»
9. «Занимательная коробка»
10. «Занимательная коробка»
Занятие №1 Дата проведения___
Тема: «Подружились мы с тобой»
Цель: установить эмоциональный контакт с ребенком.
Оборудование: комок ваты, массажный мяч
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Желаем друг другу доброго дня» 2. Игра с массажным мячиком. Тише мяч не торопись, ты по ручке прокатись, вот так вот так. (Психолог прокатывает мячик по рукам, по спине. Движения сопровождаются словами). 3. Ритмическая игра «Рука твоя, рука моя» (Беру у мальчика поочередно руки и ритмично похлопываю своей рукой по руке ребенка,повторяя: «Рука моя, рука твоя. Рука моя, рука твоя.» Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, продолжаю
эти действия сам с собой (похлопывая руками по себе)). 4. Игра «Снег идет». (Вместе с ребенком отщипываю небольшие кусочки ваты,подбрасываю вверх со словами: «Снег идет». Наблюдаем за падением «снега», дуем на него, что бы он подольше не падал). 5. Игра «Послушаем звуки» (Предлагаю послушать как звенит колокольчик, затем предлагаю ребенку позвенеть колокольчиком). 6. Ритуал прощания «Говорим друг другу до свидания»
Примечание___
Домашнее задание___
___
Занятие №2 Дата проведения___
Тема: «Мячи»
Цель: продолжать устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, усидчивость, эмоциональную устойчивость с помощью психологических игр, развивать умение выделять цвет при выполнении практических действий
Оборудование: набор разноцветных мячиков одинаковой фактуры и желобок, кусок ваты, массажный мяч.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Желаем друг другу доброго дня»
2. Игра с массажным мячиком. Тише мяч не торопись, ты по ручке прокатись, вот так вот так. (Психолог прокатывает мячик по рукам, по спине. Движения сопровождаются словами). 3. Игра «Мячи» (Направляю мячик в сторону ребенка, заставляя его катиться по желобку, и прошу его сделать то же самое. Затем предлагаю ребенку выбирать мячик по цвету и катать их. Если мячики падают на пол, следует каждый раз продолжать выполнение задания и не фиксировать внимание ребенка на этом).
4. Ритмическая игра «Рука твоя, рука моя» (Беру у мальчика поочередно руки и ритмично похлопываю своей рукой по руке ребенка,повторяя: «Рука моя, рука твоя. Рука моя, рука твоя.» Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, продолжаю
эти действия сам с собой (похлопывая руками по себе)). 5. Игра «Снег идет». (Вместе с ребенком отщипываю небольшие кусочки ваты,подбрасываю вверх со словами: «Снег идет». Наблюдаем за падением «снега», дуем на него, что бы он подольше не падал). 6. Ритуал прощания «Говорим друг другу до свидания»
Примечание___
Домашнее задание___
___
Занятие №3 Дата проведения___
Тема: «Мячи»
Цель: продолжать устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, усидчивость, эмоциональную устойчивость с помощью психологических игр, развивать умение выделять цвет при выполнении практических действий
Оборудование: набор разноцветных мячиков одинаковой фактуры и желобок, кусок ваты, массажный мяч.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Желаем друг другу доброго дня»
2. Игра с массажным мячиком. Тише мяч не торопись, ты по ручке прокатись, вот так вот так. (Психолог прокатывает мячик по рукам, по спине. Движения сопровождаются словами). 3. Игра «Мячи» (Направляю мячик в сторону ребенка, заставляя его катиться по желобку, и прошу его сделать то же самое. Затем предлагаю ребенку выбирать мячик по цвету и катать их. Если мячики падают на пол, следует каждый раз продолжать выполнение задания и не фиксировать внимание ребенка на этом).
4. Ритмическая игра «Рука твоя, рука моя» (Беру у мальчика поочередно руки и ритмично похлопываю своей рукой по руке ребенка,повторяя: «Рука моя, рука твоя. Рука моя, рука твоя.» Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, продолжаю
эти действия сам с собой (похлопывая руками по себе)). 5. Игра «Снег идет». (Вместе с ребенком отщипываю небольшие кусочки ваты,подбрасываю вверх со словами: «Снег идет». Наблюдаем за падением «снега», дуем на него, что бы он подольше не падал). 6. Ритуал прощания «Говорим друг другу до свидания»
Примечание___
Домашнее задание___
___
Занятие №4 Дата проведения___
Тема: «Цветные кубики»
Цель: продолжать устанавливать эмоциональный контакт, усидчивость, способствовать развитию умения группировать предметы по цвету в соответствии с образцом, развивать эмоциональную устойчивость с помощью психологических игр.
Оборудование: массажный мячик, набор маленьких кубиков зеленого и желтого цвета, комок ваты.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Желаем друг другу доброго дня»
2. Игра с массажным мячиком. Тише мяч не торопись, ты по ручке прокатись, вот так вот так. (Психолог прокатывает мячик по рукам, по спине. Движения сопровождаются словами). 3. Игра «Цветные кубики». (На столе расставляю 6 кубиков: 3 желтых и 3 зеленых для ребенка и такой же набор у меня. Показываю ребенку кубик зеленого цвета и предлагаю найти такого же, затем желтого и т. д. Игру повторяю несколько раз). 4. Ритмическая игра «Рука твоя, рука моя» (Беру у мальчика поочередно руки и ритмично похлопываю своей рукой по руке ребенка,повторяя: «Рука моя, рука твоя. Рука моя, рука твоя.» Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, продолжаю
эти действия сам с собой (похлопывая руками по себе)). 5. Игра «Снег идет». (Вместе с ребенком отщипываю небольшие кусочки ваты,подбрасываю вверх со словами: «Снег идет». Наблюдаем за падением «снега», дуем на него, что бы он подольше не падал). 6. Ритуал прощания «Говорим друг другу до свидания»
Примечание___
Домашнее задание___
___
Занятие №5 Дата проведения___
Тема: «Цветные кубики»
Цель: продолжать устанавливать эмоциональный контакт, усидчивость, способствовать развитию умения группировать предметы по цвету в соответствии с образцом, развивать эмоциональную устойчивость с помощью психологических игр.
Оборудование: массажный мячик, набор маленьких кубиков красного и синего цвета, комок ваты, мыльные пузыри.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Желаем друг другу доброго дня»
2. Игра с массажным мячиком. Тише мяч не торопись, ты по ручке прокатись, вот так вот так. (Психолог прокатывает мячик по рукам, по спине. Движения сопровождаются словами). 3. Игра «Цветные кубики». (На столе расставляю 6 кубиков: 3 красных и 3 синих для ребенка и такой же набор у меня. Показываю ребенку кубик красного цвета и предлагаю найти такой же, затем синего и т. д. Игру повторяю несколько раз). 4. Ритмическая игра «Рука твоя, рука моя» (Беру у мальчика поочередно руки и ритмично похлопываю своей рукой по руке ребенка,повторяя: «Рука моя, рука твоя. Рука моя, рука твоя.» Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, продолжаю
эти действия сам с собой (похлопывая руками по себе)). 5. Игра «Снег идет». (Вместе с ребенком отщипываю небольшие кусочки ваты,подбрасываю вверх со словами: «Снег идет». Наблюдаем за падением «снега», дуем на него, что бы он подольше не падал). 6. Игра с мыльными пузырями. (Выдуваем мыльные пузыри и любуемся ими как они летят в воздухе) 7. Ритуал прощания «Говорим друг другу до свидания»
Примечание___
Домашнее задание___
___
Занятие №6 Дата проведения___
Тема: «Одинаковые – разные»
Цель: продолжать устанавливать эмоциональный контакт, усидчивость, способствовать развитию умения группировать предметы по величине в соответствии с образцом, развивать эмоциональную устойчивость с помощью психологических игр.
Оборудование: массажный мячик, набор больших и маленьких медвежат одинакового цвета, мыльные пузыри.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Желаем друг другу доброго дня»
2. Игра с массажными мячиками. Гладь мою ладошку еж, ты колючий, ну и что ж! Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить. (Психолог прокатывает мячик по правой ладошке, потом по левой. Движения сопровождает словами). 3. Игра «Одинаковые-разные». (На столе расставляю 6 медвежат: 3 больших и 3 маленьких для ребенка и такой же набор у меня. Показываю ребенку большого медвеженка и предлагаю найти такого же, затем маленького и т. д.). 4. Ритмическая игра «Рука твоя, рука моя» (Беру у мальчика поочередно руки и ритмично похлопываю своей рукой по руке ребенка,повторяя: «Рука моя, рука твоя. Рука моя, рука твоя.» Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, продолжаю
эти действия сам с собой (похлопывая руками по себе)). 5. Игра «Снег идет». (Вместе с ребенком отщипываю небольшие кусочки ваты,подбрасываю вверх со словами: «Снег идет». Наблюдаем за падением «снега», дуем на него, что бы он подольше не падал). 6. Игра с мыльными пузырями. (Выдуваем мыльные пузыри и любуемся ими как они летят в воздухе) 7. Ритуал прощания «Говорим друг другу до свидания»
Примечание___
Домашнее задание___
___
Занятие №7 Дата проведения___
Тема: «Выложи по образцу»
Цель: Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр, учить соотносить форму при выполнении практических действий, усидчивость, внимание.
Оборудование: колокольчик, мыльные пузыри, набор геометрических фигур с дырочками для нанизывания на шнурок.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Желаем друг другу доброго дня»
2. Игра с массажными мячиками. Гладь мою ладошку еж, ты колючий, ну и что ж! Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить. (Психолог прокатывает мячик по правой ладошке, потом по левой. Движения сопровождает словами). 3. Игра «Выложи по образцу». (Предлагаю ребенку выложить,затем нанизывать на шнурок геометрические фигуры: круг и квадрат по образцу (как у меня). 4. Ритмическая игра «Рука твоя, рука моя» (Беру у мальчика поочередно руки и ритмично похлопываю своей рукой по руке ребенка,повторяя: «Рука моя, рука твоя. Рука моя, рука твоя.» Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, продолжаю
эти действия сам с собой (похлопывая руками по себе)). 5. Игра «Послушаем звуки» (Предлагаю послушать как звенит колокольчик, затем предлагаю ребенку позвенеть колокольчиком). 6. Игра с мыльными пузырями. (Выдуваем мыльные пузыри и любуемся ими как они летят в воздухе) 7. Ритуал прощания «Говорим друг другу до свидания»
Примечание___
Домашнее задание___
___
Занятие №8 Дата проведения___
Тема: «Выложи по образцу»
Цель: Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр, учить соотносить форму при выполнении практических действий, усидчивость, внимание.
Оборудование: колокольчик, мыльные пузыри, набор геометрических фигур с дырочками для нанизывания на шнурок.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Желаем друг другу доброго дня»
2. Игра с массажными мячиками. Гладь мою ладошку еж, ты колючий, ну и что ж! Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить. (Психолог прокатывает мячик по правой ладошке, потом по левой. Движения сопровождает словами). 3. Игра «Выложи по образцу». (Предлагаю ребенку выложить,затем нанизывать на шнурок геометрические фигуры: круг и квадрат по образцу (как у меня). 4. Ритмическая игра «Рука твоя, рука моя» (Беру у мальчика поочередно руки и ритмично похлопываю своей рукой по руке ребенка,повторяя: «Рука моя, рука твоя. Рука моя, рука твоя.» Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, продолжаю
эти действия сам с собой (похлопывая руками по себе)). 5. Игра «Послушаем звуки» (Предлагаю послушать как звенит колокольчик, затем предлагаю ребенку позвенеть колокольчиком). 6. Игра с мыльными пузырями. (Выдуваем мыльные пузыри и любуемся ими как они летят в воздухе) 7. Ритуал прощания «Говорим друг другу до свидания»
Примечание___
Домашнее задание___
___
Занятие №9 Дата проведения___
Тема: «Занимательная коробка»
Цель: учить выделять величину при выполнении практических действий, развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр.
Оборудование: массажный мячик, коробочка, где находятся набор больших и маленьких медвежат одного цвета,две пирамидки: одна с маленькими, другая с большими колечками, комок ваты
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Желаем друг другу доброго дня»
2. Игра с массажным мячом Гладь мою ладошку еж, ты колючий, ну и что ж! Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить. (Психолог прокатывает мячик по правой ладошке, потом по левой. Движения сопровождает словами). 3. Игра «Занимательная коробка». (Обращаю внимание ребенка на красивую коробочку. Предлагаю посмотреть, что находится внутри. Внутри находятся набор больших и маленьких медвежат одного цвета,две пирамидки: одна с маленькими, другая с большими колечками. Предлагаю ребенку поиграть). – (На столе расставляю 6 медвежат: 3 больших и 3 маленьких для ребенка и такой же набор у меня. Показываю ребенку большого медвеженка и предлагаю найти такого же, затем маленького и т. д.). – (Дальше ставлю перед ребенком две пирамидки, предлагаю снять колечки с пирамидок. При этом обыгрываю колечки, показывая ребенку, что колечки крутятся.После этого беру стержень большой пирамидки и говорю: «Сюда надо надеть все вот такие, большие колечки. Помогаю выбрать все большие колечки. При необходимости использую совместные действия взрослого с ребенком, прием наложения –маленькое колечко накладываю на большое: «Видишь, эти колечки разные, надо найти такое же, большое. Затем предлагаю ребенку надеть маленькие колечки на соответствующий стержень. В конце игры обращаю внимание ребенка на обе пирамидки: «Здесь все большие, а здесь маленькие колечки»). 4. Игра «Снег идет». (Вместе с ребенком отщипываем небольшие кусочки ваты,подбрасываю вверх со словами: «Снег идет». Наблюдаем за падением «снега», дуем на него, что бы он подольше не падал). 5. Ритуал прощания «Прощаемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами)
Примечание___
Домашнее задание___
___
Занятие №10 Дата проведения___
Тема: «Занимательная коробка»
Цель: развивать усидчивость, внимание, умение выделять цвет и величину при выполнении практических действий.
Оборудование: коробочка, где находятся набор медвежат разного цвета,две пирамидки: одна с маленькими, другая с большими колечками, массажный мяч, мыльные пузыри.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Желаем друг другу доброго дня» 2. Игра с массажным мячиком. Тише мяч не торопись, ты по ручке прокатись, вот так вот так. (Психолог прокатывает мячик по рукам, по спине. Движения сопровождаются словами). 3. Ритмическая игра «Рука твоя, рука моя» (Беру у мальчика поочередно руки и ритмично похлопываю своей рукой по руке ребенка,повторяя: «Рука моя, рука твоя. Рука моя, рука твоя.» Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, продолжаю
эти действия сам с собой (похлопывая руками по себе)). 4. Игра «Занимательная коробка». (Обращаю внимание ребенка на красивую коробочку. Предлагаю посмотреть, что находится внутри. Внутри находятся набор медвежат разного цвета,две пирамидки: одна с маленькими, другая с большими колечками. Предлагаю ребенку поиграть.Сначала на столе расставляю 6 медвежат: 3 желтых и 3 зеленых для ребенка и такой же набор у меня. Показываю ребенку медвеженка зеленого цвета и предлагаю найти такого же, затем желтого и т. д.Затем выставляю 6 медвежат: 3 красных и 3 синих для ребенка и такой же набор у меня. Показываю ребенку медвеженка красного цвета и предлагаю найти такого же, затем синего и т. д.) – (Дальше ставлю перед ребенком две пирамидки, предлагаю снять колечки с пирамидок. При этом обыгрываю колечки, показывая ребенку, что колечки крутятся.После этого беру стержень большой пирамидки и говорю: «Сюда надо надеть все вот такие, большие колечки. Помогаю выбрать все большие колечки. При необходимости использую совместные действия взрослого с ребенком, прием наложения –маленькое колечко накладываю на большое: «Видишь, эти колечки разные, надо найти такое же, большое. Затем предлагаю ребенку надеть маленькие колечки на соответствующий стержень. В конце игры обращаю внимание ребенка на обе пирамидки: «Здесь все большие, а здесь маленькие колечки»). 5. Игра с мыльными пузырями. (Выдуваем мыльные пузыри и любуемся ими как они летят в воздухе) 6. Ритуал прощания «Говорим друг другу до свидания»
Примечание___
Домашнее задание___
___
Список использованной литературы: 1. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь, 2007 2. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Теревинф, 2000 3. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особенностями эмоционального развития. – М. г 2000.
Источник