План развития одного из коммуникативных умений ребенка

 Перспективный план работы по развитию коммуникативных навыков с детьми старшего дошкольного возраста

                                                               Составила: воспитатель Носкова Г.Ф.


п / п

ТЕМА

Цель и
Содержание работы с детьми

Формы работы

срок

1

2

3

4

5

1

«Встреча с другом»

Формировать опыт социального взаимодействия. Обобщать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения. Развивать умения высказываться и слушать высказывания собеседника

1Беседа «Мои мысли»;

2.Упражнения на преодоление замкнутости, скованности «Путаница», «Котята» ; Игровая ситуация «Ко мне приехал друг»

3 Чтение  рассказа Осеевой «Отомстила»

4.Просмотр и обсуждение  презентации «Как вести себя с друзьями и родственниками»

Апрель 2016

 
2

 
 «Добро и зло»         
         

 
Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и зло, показать ,каким эмоциональным состоянием они соответствуют; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам , пантомимике.

 
1.Игровая ситуация «Два волшебника: добрый и злой»
2.Беседа о добрых и злых людях

3.Рассматривание иллюстрации  «Кто обидел маленького мальчика».
4.Тренинг эмоций
5.Рисование на тему: «Добрый и злой».

май 2016 г.

 
 
 
3

 
 
«Наше настроение»

 
Познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением  у добрых и злых людей; показать  в доступной форме изменчивость настроения; учить детей понимать настроение другого человека; познакомить  со способами управления и регуляции  настроения; диагностировать эмоциональное  состояние детей.

 
1.«Диагностика настроения детей».
2.Игра «Волшебный мешочек».
3.Беседа «Расскажи о своём настроении».

4. Музыкально-дидактическая игра для развития мимики и артикуляции «Угадай настроение».

 
июнь 2016

 
 
 
4

 
 
 
«Хорошо ли быть злым?»

 
Продолжить знакомство с  полярными понятиями «добро» – «зло» ; закреплять умение определять эмоциональное  состояние близких людей ,знакомых ,побуждать к оказанию помощи; учить  детей конструктивным  способом снятия напряжения ,связанного с чувством злости .

 
1.Игра «Цветик-семицветик».
2.Беседа «Придумывание историй».

3Разыгрывание ситуации «Разними дерущихся мальчиков», «Помирись с другом, которого ты обидел»

4.Игра «связующая нить

5 «Лепим сказку»

6 Чтение стЛ.Кузьмина «Дом с колокольчиком»

 
июль 2016

5

«Наши страхи»

учить говорить о чувствах вслух(в данном случае о негативных переживаниях)

-дать детям возможность отреагировать страхи

-показать способы совладения с ними

-воспитывать чувство уверенности в себе

1Беседа о  страхах

2 Упражнение  «Страшно и не страшно»

3Нарисуйте свой страх и  порвите свой рисунок

4 Рассказывание р.н.сказки «У страха глаза велики»

Август 2016

6

«Я и окружающие»

Способствовать развитию осознанного отношения к социальным нормам поведения;
побуждать детей совершать добрые дела, поступки к сверстникам 
и окружающим людям;

1 Чтение рассказа Л.Н.Толстого « Старик 2 сажал яблони»

2Д/игры «Плохие поступки: хорошие поступки», « Окажи внимание другому»

3 С/игра «Детский сад»

4.Игры: «Прорви круг», Поводырь», «Жмурки», «Связующая нить», «Клеевой дождик»

Сентябрь 2016

 
 
 
 
7

 
 
 
«Поговорим о доброте»

 
Обобщить представления  детей о доброте и эмоциональных  состояниях ,которые соответствуют  этому понятию ,вызвать стремление совершать добрые поступки ; учить  передавать эмоциональное состояние  человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ  своего «Я». 

 
1.Беседа – рассуждения «Помоги волшебнику»
2.ЧтениебасниЛ.Н.Толстого «Два товарища,чтение сказки «Добрая Ежиха» (А. Лопатина, М. Скребцова),чтение сказки «Даром ни одно добро не пропадает» (А. Неелова),

3 Беседа по пословицам о добре,

4 Коллективная творческая работа «Дерево доброты».

5 Игры «Доскажи словечко» ,«Хорошо-плохо».

 
Октябрь 2016

 
 
 
8

 
 
«Ссора»

 
Учить детей анализировать  поступки , находить причину конфликта; дифференцировать противоположные  эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей  конструктивными способами решения  конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в  поведении.

 
1.Беседа «Ссора двух подруг»
2.Игра «Дружба начинается  с улыбки».
3. Рисование на тему « Помирились»
4.Прослушивание песни «Голубой вагон».

 
Ноябрь2016

 
 
9

 
 
«Как справиться с упрямством?»

 
Учить детей анализировать  своё эмоциональное состояние; познакомить  детей с правилами доброжелательного
поведения; формировать навыки саморегуляции  поведения, контроля эмоций. 

 
1.Прочтение сказки «Упрямые  козы»
2.Игра «Два барана».
3.Беседа «Будь внимателен  к другому».
4.Смешной рисунок.

 
Декабрь2016
 

 
10

 
«Как помириться» 

 
Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей; развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему.  Учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинения, использовать в обращении с близкими ласковые обороты.

  •  
    1. Беседа “Из-за чего мы ссоримся”
    2. Разучивание мирилок
    3.Игра «Волшебный клубочек»
    4.Игра «Колдун» »,
  • 5 « Коврик примирения», « Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся»
    6.Аппликация «Подарок другу»

 
Январь 2017

 
 
 
11

 
 
«Правила дружбы»

 Познакомить детей с секретами (правилами) дружеских отношений, формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других, формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку, закреплять умение участвовать в совместной игре.

 
1. Просмотр мультфильмов «Крошка Енот», «Приключения кота Леопольда»

2Беседа «Дружбой дорожить умейте»
3.Повторение пословиц о дружбе

4Дидактическая игра «Оцени поступок»;

5 Коллаж: «Дерево дружбы»

(лепка)

 
феврал ь 2017

 
12

 
«Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях» 

 
Учить детей управлять  своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способам разрешения конфликтов; формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений; развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики.
 Взрослый показывает детям Волшебную книгу, в которую они будут записывать добрые поступки. Беседует с детьми о тех добрых делах,  которые они успели совершить вместе с детьми анализирует их и записывает в Волшебную книгу.

1 .Прослушивание рассказа  «Лучший друг»
2.Беседа по содержанию.
3.Игра «Угадай настроение»

4. «Падающая башня»
5.Рисование «Дерево радости». 6 Игры и упражнения направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики: «Через стекло», «Иностранец», «Расскажи стихи без слов»,

 
март 2017

 
13

 
«Знакомство детей со способами реагирования на гнев взрослых»

 
Закреплять навыки конструктивного  поведения в конфликтных ситуациях; развивать эмоциональную произвольность, эмпатию; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, положительный образ «Я».

 
1.Чтение В.Осеева «Кто  наказал его?»
2.Беседа-обсуждение.

 
апрель 2017

 
14

 
«Музыка волшебных слов»

Обогащать представления детей о правилах речевого поведения во время  знакомства с взрослыми, незнакомыми людьми.

2.Развивать умение использовать этикетные выражения, принятые в этой ситуации, вежливые формы обращения к незнакомому человеку.

3.Воспитывать доброжелательное общение с окружающими людьми, приветливость, сдержанность, умение внимательно слушать взрослого

1 игровая ситуация «Волшебные слова»

2  Дидактическая игра «Приветствие»

3 Дидактическая игра с мячом « Вежливые слова»

4Дидактическая игра «Вспомни слово»

5  Составление творческих рассказов: «Город вежливости»,

6Экскурсия в библиотеку «Ежели вы вежливы»

Май 2017

Диагностика

Май 2017

Источник

Перспективные планы на вторую младшую, среднюю, старшую, подготовительную группы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сентябрь

Название игры

Программное содержание

Литература

1 неделя

Игра «Давайте познакомимся»

1.Учить детей представлять себя по фамилии, имени.        

 2.Развитие навыков общения, сближения детей друг с другом и педагогом.

Игры и упражнения на развитие навыков общения.

www.detsad-kitty.ru

2 неделя

Игра «Давайте поздороваемся»

Развитие коммуникативной культуры, сплоченности  группы, интереса к взаимодействию.

Игры и упражнения на развитие навыков общения.

www.detsad-kitty.ru

3 неделя

Игровое  упражнение

«Учимся общаться»

1.Учить доброжелательно обращаться друг к другу, использовать различные формы приветствия.

2.Развивать чувство уверенности, способствовать осознанию важности  выбора адекватных форм общения друг с другом.

Игры и упражнения на развитие навыков общения.

www.detsad-kitty.ru

4 неделя

Игровое упражнение

«Знакомство»

Прививать навыки общения мальчиков с девочками.

Л.М.Щипицина, О.В.Защиринская

«Азбука общения». Стр.373.

Читайте также:  Упражнения и игры для физического развития ребенка

Октябрь

Название игры

Программное содержание

Литература

1 неделя

Игра «О чем спросить при встрече»

Учить детей вступать в контакт.

Игры для развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. www.vscolu.ru             

2 неделя

Игра «Расследование»

Развивать коммуникативные способности у детей.

Н.В.Гришечкина

«Большая праздников для малышей»

www.razumniki.ru

3 неделя

Игровое упражнение

«Объятия»

Научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности.

Блок интерактивных игр на сплоченность, сотрудничество.

detkivsadu.ru

4 неделя

Игровое упражнение

«Разорви круг»

Развивать коммуникативные способы общения, учить использовать вежливые слова.

Игры и упражнения на развитие навыков общения.

www.detsad-kitty.ru

Ноябрь

Название игры

Программное содержание

Литература

1 неделя

Игровое упражнение

«Почки распустились»

Настроить детей на совместную работу, развивать навыки поведения в коллективе.

Игры и упражнения на развитие навыков общения.

www.detsad-kitty.ru

2 неделя

Игровое упражнение

«Дрозды»

Развивать навыки общения у детей, доброжелательного отношения к сверстникам, умения согласовывать свои действия.

Игры и упражнения на развитие навыков общения.

www.detsad-kitty.ru

3 неделя

Игра «Веселая сороконожка»

Развивать коммуникативные способности, навыки взаимодействия детей друг с другом.

Н.В.Гришечкина

«Большая праздников для малышей»

www.razumniki.ru

4 неделя

Игровое упражнение

«Встаньте все, кто..»

Вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению.

Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении.

www/psylist.net/pedagog.ru

Декабрь

Название игры

Программное содержание

Литература

1 неделя

Игра «Ищем клад»

Способствует развитию доверия детей друг к другу и помогает им лучше осознать и понять себя и своих друзей.

Н.В.Касаткина, Ю.В.Клюева

«Учим детей общению».

Стр.185.

2 неделя

Игровое упражнение

«Слепой и поводырь»

Способствует развитию доверия друг к другу и развитию чувства безопасности по отношению к окружающим.

Н.В.Касаткина, Ю.В.Клюева

«Учим детей общению».

Стр.203.

3 неделя

Игра «Радио»

1.Развитие коммуникативных навыков у детей.

2.Формировать положительное отношение к сверстнику.

Л.М.Щипицина, О.В.Защиринская

«Азбука общения». Стр.174.

4 неделя

Игра «Секрет»

1.Создать положительный эмоциональный  настрой.

2.Настроить детей на доброжелательное отношение друг к другу.

Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении.

www/psylist.net/pedagog.ru

Январь

Название игры

Программное содержание

Литература

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Игровое упражнение «Пожалуйста»

Развивать навыки употребления «волшебных» слов.

Л.М.Щипицина, О.В.Защиринская

«Азбука общения».

Стр.335.

4 неделя

Игровое упражнение

«Улыбка делает чудеса»

Развивать умение видеть положительные черты своих товарищей, описывать их. Учить передавать в движении различные эмоции.

Игры и упражнения на развитие навыков общения.

www.detsad-kitty.ru

Февраль

Название игры

Программное содержание

Литература

1 неделя

Игра «Школа разведчиков»

1.Способствовать раскрепощению детей, устанавливать доброжелательную и свободную атмосферу в группе.

2.Развивать умение взаимодействовать со сверстниками.

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина

«Учим детей общению».

Стр.163.

2 неделя

Игра «Сборщики»

1.Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться.

2.Способствовать сплочению группы.

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина

«Учим детей общению».

Стр.172.

3 неделя

Игра «Связующая нить»

Формировать умение детей взаимодействовать друг с другом.

Дошкольное воспитание.

2006г. №3.Стр.47.

4 неделя

Игра «Строители»

1.Создать положительный эмоциональный настрой в  группе.

2.Развивать коммуникативные навыки у детей.

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина

«Учим детей общению».

Стр.138.

Март

Название игры

Программное содержание

Литература

1 неделя

Игра «Чей ботинок»

Развивать интерес и внимание к партнеру по общению.

Игры и упражнения на развитие навыков общения.

www.detsad-kitty.ru

2 неделя

Игра «Ищу соседа»

Развивать коммуникативные навыки, внимание к партнеру по общению.

Игры и упражнения на развитие навыков общения.

www.detsad-kitty.ru

3 неделя

Игра «Мир без тебя»

Развивать у детей  доброжелательное отношение  к сверстникам, формирование представлений о значимости каждого человека, его самоценности.

Игры и упражнения на развитие навыков общения.

www.detsad-kitty.ru

4 неделя

Игра «Я люблю…»

Помочь  ребенку определить свое место в обществе сверстников, выделить свое «Я», противопоставить себя другим.

Коммуникативные игры.

www.gmo.86mmc-megion..edusite.ru

Апрель

Название игры

Программное содержание

Литература

1 неделя

Игра «Цветик-семицветик»

Способствовать развитию умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина

«Учим детей общению».

Стр.156.

2 неделя

Игра «Лесные братья»

Развивать коммуникативные способности у детей.

Н.В.Гришечкина

«Большая праздников для малышей»

www.razumniki.ru

3 неделя

Игра «Поварята»

Вызвать у детей позитивное восприятие друг друга.

Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении.

www/psylist.net/pedagog.ru

4 неделя

Игра

«Кто Я?»

1.Формировать у детей  доброжелательное отношение друг к другу.

2.Развивать внимание к самому себе.

«Воспитатель ДОУ» 2008г. №4

Стр.17.

Май

Название игры

Программное содержание

Литература

1 неделя

Игра «Ветер дует на….»

1.Создать комфортную атмосферу в группе.

2.Вызвать у детей интерес друг к другу.

М.В.Корепанова, Е.В.Харлампова «Познаю себя».Стр.45.

2 неделя

Игра «На кого я похож»

Помочь ребенку лучше осознать себя и черты своего характера.

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина

«Учим детей общению».

Стр.148.

3 неделя

4 неделя

Игра «О чем спросить при встрече»

Цель: Учить детей вступать в контакт.

Описание игры:

Дети сидят в кругу. У ведущего — эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.) Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребенок задает вопрос, другой отвечает («Как живете?» — «Хорошо». «Как идут дела?» —«Нормально». «Что нового?» — «Все по-старому» и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Источник

Ольга Послыхалина
Развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Уважаемые коллеги!

Я бы вам хотела представить консультацию на тему Формирование коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Своё сообщение я бы хотела начать со слов СЕНТ ЭКЗЮПЕРИ. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, – зависит очень многое. В чем же секрет успешного общения? Давайте по – рассуждаем.

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к личности человека и к умению общаться с окружающими. Средний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании коммуникативных навыков.

Читайте также:  Занятия для успешного развития ребенка 3 года скачать бесплатно

Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в современных условиях. Современные дети, замыкаясь на компьютерных играх и просмотре телевизионных передач, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками. Но ведь без живого человеческого общения жизнь ребенка теряет свою яркость, блекнет насыщенность его эмоциональных ощущений. Кроме того, способность оптимально общаться с окружающими — залог успешного продвижения человека во всех сферах жизни. Воспитание коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста — основная задача для подготовки ребенка к взрослой жизни.

В среднем дошкольном возрасте очень важно развивать у малыша коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.

Для коммуникативного развития детей, несомненно, необходимо использовать игру. Во-первых, игра – ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых, она является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми.

Цель игр на развитие коммуникативных умений заключается в формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми;

Развитие коммуникативных качеств и социальной активности дошкольников.

Основные направления развития начальных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста

Развитие внимания, интереса к партнеру по общению;

Развитие умения входить в контакт, вести диалог;

Развитие навыков невербального общения;

Развитие навыков взаимодействия детей в группе;

Преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт.

Предлагаю вам примеры игр на развитие коммуникативных навыков.

Игры на развитие внимания, интереса к партнёру по общению

«Опиши друга»

С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок. Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.

«Угадай, кто это».

Все встают в круг. С помощью считалки выбирается водящий- «рассказчик» Он проходит в центр круга и начинает описывать кого – либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т. д. Остальные участники должны угадать, о ком идет речь.

Ребенок, который первым дал правильный ответ, выводит в круг загаданного участника, и они вместе с «рассказчиком» взявшись за руки, шагают под песню,исполняемую остальными детьми:

Встаньте, дети,

Встаньте в круг,

Встаньте в круг,

Встаньте в круг.

Я твой друг и ты мой друг,

Добрый, добрый друг!

Затем угадавший становится «рассказчиком», игра возобновляется.

«Воробей»

Дети становятся в круг. Воспитатель находится в круге.Он говорит:

Прилетел к нам воробей,

Он искал себе друзей.

Сел ко мне на воротник… (Все закрывают глаза.) Произнёс…

На кого воспитатель надевает маску,говорит: «Чирик – чирик!», остальные отгадывают, кто из играющих крикнул.

Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог

«Комплимент»

Дети сидя в кругу по очереди глядя в глаза соседу говорят несколько добрых слов, хвалят его (ты всегда делишься, ты добрый,принимающий кивает головой и говорит: – «спасибо мне очень приятно!»

«Гуси-гуси»

Среди детей выбираются «хозяин» и «волк», остальные выполняют роль «гусей». В начале игры «хозяин» вместе с гусями» располагается во дворе, а «волк» становится в круг. Затем хозяин выводит гусей гулять на луг, а сам возвышается на свое место. Некоторое время гуси гуляют по лугу, после чего ведущий дает сигнал. Тогда между хозяином и гусями происходит следующий разговор, слова кого, наверное,знакомы всем с детства:

Хозяин: Гуси-гуси!

Гуси: Га-га-га!

Хозяин: Есть хотите?

Гуси: Да-да-да!

Хозяин: Так летите вы домой.

Гуси: Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Хозяин: Вы летите, как хотите,

Только крылья берегите.

(С последними словами «гуси» бегут обратно во двор, а волк, который выбегает из круга, пытается перехватить кого-нибудь из них. Если ему это удается, он ведёт осаленного к себе. За один раз игрок в роли волка, если он достаточно ловок, может осалить и нескольких гусей. После того как гуси возвращаются во двор, хозяин должен сосчитать их и отметить, кого не хватает. Теперь игроки должны выручить своих товарищей. Подойдя к дому волка,они хором просят: «Волк-волк, отпусти гусей домой», —на что волк отвечает: «Нет, не отпущу!» Тогда игроки говорят: «Тогда мы тебя победим!» Чтобы победить волка, игроки (кроме осаленных) выстраиваются гуськом, ухватившись друг за друга. Первый игрок колонны берет за руки игрока-волка. На счет «раз, два, три!» игроки начинают дружно вытягивать волка из его норы. Важно,чтобы эти движения были слаженными: игроки должны, ухватившись друг за друга, сделать движение корпусом назад (можно два-три раза). Как только волк под натиском остальных игроков не удержится на месте и сделает хотя бы один шаг вперед, пойманные им игроки-гуси считаются освобожденными и могут «лететь» обратно во двор.

После того как всех осаленных выручили, и игра начинается заново.

«Садовник и цветы»

Воспитатель объясняет содержание игры: «Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой — они завянут. Но сегодня мы с вами отправимся в необыкновенный сад, там растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и ласковых слов. Выбирается садовник, а группа детей будет цветами, которые увяли, потому что их давно не поливали добрыми словами. Садовник должен ходить по саду и обращаться к каждому цветку с ласковыми словами, и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться».

Игры на развитие навыков невербального общения

Невербальное общение, это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные, телесные контакты. Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

«Дружба начинается с улыбки.»

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и по очереди дарят друг другу молча самую добрую, какая только может быть, улыбку.

«Испорченный телефон»

Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где “телефон” испортился.

«Ручейки»

В начале игры дети становятся парами друг за другом, держась за руки. Во время игры каждая пара детей высоко поднимает соединенные руки так, чтобы из них конечном счёте получился своеобразный свод. Воспитатель становится водящим – у него нет пары. Воспитатель становится лицом к колонне, составленный из пар игроков, и игра начинается.

Читайте также:  Роль воображения в развитии ребенка

Воспитатель проходит между игроками через образованный свод и, выбрав кого – то из игроков, берёт его за руку и идёт с ним в конец колонны. Ребёнок, оставшийся без пары,становится водящим: теперь наступает его очередь проходить внутри колонны детей и выбирает себе друга. Играть можно пока не надоест.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

Мыльный пузырь

Игра начинается со своеобразного ритуала приглашения в ней поучаствовать. Воспитатель предлагает всем детям встать в круг. Можно просто попросить их взяться за руки, а можно применить следующий нехитрый прием. Дети в начале игры сидят на стульчиках. Ведущий подходит к одному из них и, взяв его за руку, приглашает поиграть. После этого уже выбранный игрок, в свою очередь, приглашает кого-нибудь поучаствовать в игре, тот приглашает следующего и т. д. Этот прием помогает сблизить детей, ведь не секрет, что цель хорошего воспитателя — не только научить детей слушать его самого, но и общаться между собой. После того

как образовался хоровод, начинается игра. Хоровод изображает собой мыльный пузырь. Воспитатель объясняет детям это и просит их сделать, так чтобы мыльный пузырь стал совсем маленьким. Для этого дети должны сблизиться и встать плечом к плечу. Посмотрите, какой у нас пока маленький мыльный пузырь, а что нужно сделать, чтобы пузырь стал большим? Как вы сами играете в мыльные пузыри? Дети объясняют, что пузырь, чтобы он стал большим. нужно раздувать. После этого игроки начинают «раздувать» свой пузырь, чтобы он стал большим. Для этого дети составляют на манер трубочки (т. е. ставят кулачок на кулачок) и, слегка наклонив голову вперед, начинают дуть в «трубочку», произнося при этом звук «ф-ф-ф», имитирующий, звук надуваемого пузыря. Выдув воздух, дети выпрямляются и набирают его снова. При каждом «надувании» дети отходят на шаг назад, имитируя тем самым увеличение в размерах раздуваемого мыльного пузыря. Эта процедура повторяется два-три раза, а затем дети вновь берутся за руки и расходятся подальше (на расстоянии вытянутых рук, чтобы показать, как раздулся пузырь.

Желательно, чтобы во время надувания пузыря воспитатель стоял в центре круга. После того как «мыльный

пузырь раздувается до максимального размера, воспитатель проходит вдоль него, касаясь рукой каждой сцепленной пары рук,после чего неожиданно говорит: «Лопнул пузырь!» – и хлопает в ладоши. Дети вслед за ним разнимают руки и хлопают в ладоши, после чего сбегаются к воспитателю. После этого игру можно возобновить.

«Пес-барбос»

Среди игроков выбирается один, который будет играть роль Барбоса. Он садится в кружке на корточки и ждет, закрыв глаза.

Остальные игроки вместе с воспитателем становятся, держась за руки, на линии «домика» лицом к конуре. По сигналу воспитателя, все так же держась за руки, дети начинают идти к линии, прочерченной перед конурой Барбоса. Идти надо ровно, не растягиваясь и не отставая. Идя, игрокидекламируют следующие строчки:

Рыжий пес, пес Барбос,

Спит, уткнувши в лапы нос.

Или, может, пес не спит,

А за нами он следит?

Будет лаять и рычать.

Не дадим себя поймать!

Дойдя до линии, дети дотрагиваются до Барбоса, протянув к нему руки, но, как только стихотворение будет полностью дочитано, Барбос неожиданно «просыпается» и выбегает из конуры. Задача детей — добежать до своего «домика», не дав себя осалить Барбосу. Задача Барбоса прямо противоположная — поймать кого-либо из игроков, пока он не успел добежать. Если Барбосу удается поймать кого-либо, они меняются ролями, если же попытка не удалась, то он возвращается в свою конуру, и игра начинается заново.

«Кошки-мышки»

Воспитатель произносит:

Ребятишки-шалунишки,

Поиграем в «Кошки-мышки»?

В круг скорее становитесь,

Крепко за руки беритесь.

Молодцы! Капкан готов.

Следующий шаг таков:

Чтобы не было оплошки,

Выберем сначала кошку.

(Выбирают кошку.)

Не забыли, ребятишки,

Что нам надо выбрать мышку?

(Выбирают мышку.)

Правила игры мы знаем:

Мышь от кошки убегает.

Кошке надо мышь догнать,

В лапках крепко удержать.

Мышка, быстро убегай!

Игры на телесный контакт

«Веселый паровозик»

Воспитатель предлагает детям покататься на паровозике. Для этого дети встают друг за другом. Каждый держит впереди стоящего за талию. Сам паровозик воспитатель, а дети вагончики. По сигналу воспитателя паровозик трогается в путь. При этом можно изображать, как стучат колеса паровозика («чух-чух», а можно и читать стихи про паровозик.

Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тарахтят,

Тараторят, тарахтят.

Проехав вместе с детьми немного, воспитатель объявляет, что паровозик доехал до леса, и предлагает детям выйти из паровозика и пройти в лес собирать грибы.

Через некоторое время воспитатель объявляет: «Скоро стемнеет. Давайте-ка сядем в паровозики поедим домой». При этих словах дети вновь выстраиваются и, изображая собой паровозик, «едут»домой: до своих стульчиков, на которые садятся отдохнуть.

«Ладонь в ладонь»

Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате,обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель даёт задания:

– Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

– снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

– ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в современном обществе. И развивать эти функции лучше всего с детства. И конечно, проще всего чему–то научить ребёнка в форме игры. Необходимо целенаправленно вести работу по формированию у детей коммуникативных навыков. Совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.

Спасибо за внимание!

Источник