План развития мелкой моторики ребенка с дцп

Перспективный тематический план по развитию мелкой моторики для детей с ДЦП.

Очень важно развить мелкою моторику рук детей с ДЦП. Эффективной такая работа будет лишь при условии систематического её проведения. Поэтому я составила перспективный план работы по развитию мелкой моторики у детей 3-4 лет. Игры и упражнения подобраны по темам и расписаны на неделю. Можно варьировать темы в течение учебного года в соответствии общеобразовательному плану.При необходимости можно добавить новые темы. Форма работы как индивидуальная, так и групповая. На ряду с традиционными игрушками использовала в работе нетрадиционные материалы: крупы, наждачную бумагу, песок, пуговицы, орехи, липучки и т.д. Результат работы по такому плану дал положительную динамику: движения кистей стали более скоординированы, линии четкие, дети с радостью шнуруют, штрихуют, играют с крупами, а также заметно улучшилось качество речи.

СЕНТЯБРЬ

Наблюдения за детьми, диагностика

Будут пальчики дружить

1. Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке ( контуры предметов нарисованы на бумаге)

“Найди и положи рядом такой же” – разложить геометрические фигуры по цвету и форме

3.”Клубочки для котят” – рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа

4. Пальчиковая гимнастика ” Шарик”

1. Катание между ладонями карандашей, орехов, теннисных шариков.

2. Упражнение с массажными мячиками “Орех”

3. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа

4.Растегивание и застегивание пуговиц, молний, игра “Собери цветочек”

5. Игры с мозаикой

ОКТЯБРЬ

Овощи и фрукты

Птицы осенью

1. “Собираем урожай” – лепка разноцветных шариков из пластилина

2.”Сложи картинку” из 4 частей

3.”Строим забор” выкладывание из счетных палочек по образцу

4. “Чудесный мешочек” – определение овощей и фруктов на ощупь

5.”Сушка овощей” – двойные трафареты развесить веревке

1. “Яблоки на тарелке” аппликация из шариков из салфеток

2.Штриховка и обводка по контуру овощей и фруктов

3. “Найди вторую половинку” – разрезные картинки

4. Упражнения с массажными мячиками ” Прокати по ладошке”

6. Пальчиковая гимнастика “Апельсин”

1.”Посмотри, кто спрятался в комочке” – разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением птиц

2. Рисование пальчиками “Птицы” – силуэт птицы закрасить отпечатками разных цветов

3.Упражнения в сухом бассейне “Найди птичку”

4. “Разрезные картинки” – сложи птичку из 3 частей (голова, туловище, лапки)

1. “Птичьи следы на песке” рисуем пальчиками по песку (или манке)

2.”Крылышки для птички” упражнение с прищепками ( силуэт птички, крылья из прищепок)

3. Заготовка корма для птиц – рассортировать фасоль и горох

НОЯБРЬ

Труд людей в природе

Одежда и обувь

1.”Собери инструменты” – из двух частей, детали вырезаны из картона (лопата, молоток)

2. “Нарисуй на песке лопату, молоток”

3.”Определи на ощупь” инструменты из наждачной бумаги

4. Пальчиковая игра “Строим стенку”

1. “Покатай, покатай” катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями.

2.”Разложи по своим местам” – в окошки, вырезанные по форме разложить соответственно лопату, топор, молоток

3. Работа с тактильной дощечкой из спичек

1.”Что это” -разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви

2.”Застегни одежду” – на пуговицы, липучки, молнию

3.”Помоги развесить одежу” – для сушки на веревку и прикрепить прищепками

4. Рисование горошков на платье

1.Разложи пуговицы по цвету

2. Работа со шнуровками

3. “Найди пару” на ощупь в коробке сапожки и туфельки куклы

4.пальчиковая игра “Ладошки”

ДЕКАБРЬ

Город

Транспорт

Дикие животные зимой

Зима, зимний лес

1. Строим дом из кубиков

2.Выкладывание дома из геометрических фигур

3.”Кто в домике живет” найти фигурку в сухом бассейне

4. Упражнение с массажным мячиком “Иголки”

1.”Что у кого” – раскатывание скомканных комочков

2.”Грузим камушки в грузовик” камушки рассыпаны по ковру

3.”Проехала машина” – рисуем на песке слад от машины

4.Пальчиковый театр по выбору воспитателя

1.”Волшебный мешочек” -определить на ощупь резиновых животных

2. Работа с тактильными дощечками

3.”Новогодний подарок для белочки”

Собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, а затем определять х на ощупь

1.”Снегопад в лесу” – на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты

2.”Лепим снежки большие и маленькие” из салфеток скатывание шариков разного размера

3.”Снежная баба” -лепка из пластилина

ЯНВАРЬ

Дикие животные и их детеныши

Птицы зимой

1.”Кто это” крупные трафареты из наждачной бумаги . детям надо определить где мама, где детеныш

2.”ЁЖ и ежата” втыкание спичек в пластилиновый комочек

3.”Подарок для мышек и мышат” сортировка семечек тыквы и подсолнуха

4. Упражнение “Ёжик” с массажными мячиками

1.”Собери семью” наложи трафарет на контур

2.”Кто пришел” рисуем на песке следы животных разного размера: большим пальцем и мизинцем

3.”Чтобы мишке было теплее” нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку

4. Пальчиковая гимнастика “Пчелы”

1.”Ворона или воробей” определить на ощупь размер трафарета из наждачной бумаги

2. работа с тактильными дощечками

3.”Угощение для птиц” – сортировка семян

4.”Кто спрятался под листочком” определить предмет под зеленой тканью

ФЕВРАЛЬ

Семья

Профессии

1. Пальчиковая игра “Моя семья”

2.”Кто это” собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу

3. “Бусы для мамы” нанизывание крупных бусин на шнурок

4.”Что купила мама” – поиск овощей и фруктов в сухом бассейне

1.”Поможем бабушке развязать узелки на веревке

2.”Поможем сестричке застегнуть пуговицы”

3. “Научим дочку шнуровать ботинки”

4. “Для кого подарок” – волшебный мешочек

5. Самомассаж ладоней

1. “Построим бом из кубиков”

2. “Рельсы для поезда” рисование прямых линий

3. “Оторви чек” отрывание кусочков от полоски бумаги

4. “Помоги повару разложить фасоль по цвету”

1. Пальчиковая игра “Мы капусту режем”

2.”Витаминный завод” лепим витамины из пластилина

3.”Собери машину” из геометрических фигур

4.”Разрезные картинки из 4 частей”

МАРТ

Праздник мам

Начало весны

Игрушки

1. Изготовление подарка для мамы

(Из шариков из салфеток)

2. Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя

1.”Следы от капели” рисуем точки на манке

Читайте также:  Развитие творчества ребенка в дошкольном возрасте

2.”Солнце светит ярко” лучики из прищепок на желтом круге

3.”Аппликация “Цветы” цветы скомканы в комочки, дети разворачивают их и приклеивают на бумагу.

4.Пальчиковая гимнастика “Дождик”

1.Собери пирамидку

2.”Мячи для котят” лепка из пластилина

3.”Что спряталось в комочке” разглаживание бумажных комочков с контурами животных

4.”Матрешки разбежались” собрать матрешки одна в одну

1. Штриховка и обводка по контуру игрушек

2. Пальчиковый театр “Репка”

3. “Чудесный мешочек” определи игрушки на ощупь

4.Рисуем на песке большие и маленькие предметы

АПРЕЛЬ

Одежда

Дикие и домашние животные

Птицы весной

Растительный мир

1.”Недошитое платье” пришить воротник, карман, пуговицу (разложить недостающие детали”

2. “Рисунок на платье” на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток

3.Шнуровка, застегивание пуговиц и молний

4. “Сушка белья” пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку

1.”Собери картинку из 4 частей”

2.”Нарви молодой травки для кролика” нарвать плоски зеленой бумаги”

3. “Кто где живет” выкладывание домика из счетных палочек

4. Упражнение с массажными мячиками “Ласковый еж”

1.”Червячки для грачей” лепка из пластилина

2.”Поможем птицам” выкладывание гнезда комочками выты

3. “Напоим птиц” работа с водой и пипеткой

4. Пальчиковая гимнастика “Червячки”

1.”Каждому листочку свое место” закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки

2. “Красивый одуванчик” втыкание спичек в пластилиновый комочек

3.Коллективная работа “Весенний луг” скомкать кусочек бумаги и приклеить на общую картину

4. Пальчиковые игры, разученные раннее

МАЙ

Труд весной на даче

Мы подросли и повзрослели

1″Посадка фасоли” дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена

2.”Закрути бутылочки”

3. “Кто больше соберет фасоли” сбор фасоли, рассыпанной на столе

4.”Едем на дачу” собрать грузовик из геометрических фигур

1. Упражнение с мячиками ” Крепкий орех”

2.”Строим дачный дом” из конструктора

3.”Дорожка” выкладывание геометрических фигур на ковре

4. “Рисуем пуговицы” выкладывание картинок из пуговиц

1.Пальчиковый театр “Колобок”

2. Игры и упражнения, изученные ранее

3.Шнуровки, липучки

4. Работа с тактильными дощечками и счетными палочками

5. Заключительное наблюдение за детьми

Источник

Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук у детей, страдающих ДЦП.  

    При определении системы работы по развитию мелкой моторики следует учитывать, что личностная незрелость ребенка, страдающего ДЦП, проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности.
  Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендуется начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости – оказание помощи. Дети опускают руки в емкость с водой, самостоятельно или с помощью взрослого выполняют комплекс упражнений. 
  Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
  Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:

На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений.

Примеры упражнений каждого из трех комплексов.

Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу («пунктирное» движение).

Утюг

Утюгом разгладим складки,

Будет все у нас в порядке.

Перегладим все штанишки

Зайцу, ежику и мишке.

2. Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти рук («прямолинейное» движение). 

Пила

Пили, пила, пили, пила!

Зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее,

Печь истопим, всех согреем!

3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

Тесто

Тесто месим, тесто мнем,

Пирогов мы напечем

И с капустой, и с грибами.

– Угостить вас пирогами?

4. 

^ Самомассаж кисти руки со стороны ладони.

Мама

По головке мама гладит

Сына-малолеточку.

Так нежна её ладонь,

Словно вербы веточка.

– Подрастай, сыночек милый,

Добрым, смелым, честным будь,

Набирай ума и силы

И меня не позабудь!

5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки («прямолинейное» движение).

Терка

Дружно маме помогаем,

Теркой свеклу натираем,

Вместе с мамой варим щи,

– Ты вкуснее поищи!

6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки.

Дрель

Папа в руки дрель берет,

А она жужжит, поет,

Будто мышка-непоседа

В стенке дырочку грызет!

7. 

^ Самомассаж пальцев рук.

 «Щипцами», образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев («прямолинейное» движение).

Клещи

Ухватили клещи гвоздь,

Выдернуть пытаются.

Может, что-нибудь и выйдет,

Если постараются!

8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу («спиралевидное» движение).

Барашки

На лугах пасутся «барашки»,

Шубы в кудрях, погляди,

Все кудрявы, до одной,

Раскудрявые барашки.

«Бяшки» спали в бигуди,

Бегут кудрявою толпой.

Целый день всё: «Бе да бе»,

Утром сняли бигуди,

Уж такая у них мода,

Носят шубы на себе.

Попробуй гладкую найди.

У бараньего народа.

9. Движения, как при растирании замерзших рук.

Морозко

Заморозил нас Морозко,

У него свои заботы –

Влез под теплый воротник, 

Знай морозь, да посильней!

Как воришка, осторожно

Не балуй, Мороз, ну что ты

В наши валенки проник.

Так не жалуешь людей?

10. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:

Читайте также:  Психоневрологическое развитие ребенка до года

Крепко мячики сжимаем,

Наши мышцы напрягаем,

Чтобы пальцы никогда

Не боялись бы труда!

11. Перекатывание мяча по дну емкости с водой с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.

Футбол

Поиграем мы в футбол

Средний – точно уж герой,

И забьем в ворота гол!

Забивает головой!

Палец большой

Безымянный вдруг споткнулся

За ворота – горой!

И с досады промахнулся!

Указательный – смельчак,

Малыш-мизинец – молодец,

Забивает гол – вот так!

Гол забил – игре конец!

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук условно можно разделить на 3 составляющие:

1. ^ Пальчиковая гимнастика 

Пальчиковые игры – важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Поначалу обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки.

Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается – показ устраняется и остается только словесная инструкция. 

Эти упражнения рекомендуется проводить регулярно, в зависимости от состояния моторики ребенка. Если ребенок сам не способен делать эти упражнения самостоятельно, то родителям рекомендуется брать руку ребенка и делать упражнения его рукой. Следует помнить, что эти упражнения могут проводиться как в водной среде, и как самостоятельное средство развития моторики детей с ДЦП .

Источник

План по самообразованию.

Должность: воспитатель второй категории дошкольного отделения МАУО «Надежда»

ФИО: Новикова Алевтина Александровна

Образование: Среднее специальное. Стаж работы 31 год.  Нижнекамское педагогическое училище.

Специальность по диплому: «Воспитание в дошкольных учреждениях».

Индивидуальная тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» (ДЦП, ОНР, ЗПР)

Цель: повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме развития мелкой моторики у детей с ОВЗ.

Задачи: повысить уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения МО, открытых занятий, работать с банком педагогической информации в системе интернет. Разработать перспективный план работы с детьми. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года; создать рабочую учебную программу. Оформить мини уголок для развития мелкой моторики Разработка консультаций для родителей, привлечение родителей к совместной работе.

Актуальность.

Двигательные нарушения выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.
У многих детей с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается недостаточность двигательных навыков:
· скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности;
· недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: несогласованность, неловкость движений рук.
Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Но, как известно, нарушения моторики может отрицательно сказываться на развитии познавательной деятельности ребёнка.  Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.
Успех в преодолении нарушений общей и пальчиковой моторики у детей с  детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, во многом зависит от правильного сочетания специального лечения и специального обучения.
Развитие двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром и поэтому я решила  взять эту тему. И это тема всегда актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Когда начата работа над темой: сентябрь 2013 г.

Когда предполагается закончить работу над темой: май 2016 г.

2013-2014гг-развитие мелкой моторики у младших дошкольников через игровую деятельность.

2014-2015гг-развитие мелкой моторики рук у детей в процессе НОД по образовательной области художественно-эстетического развития.

2015-2016гг-развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисование.

Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у младших дошкольников с детьми ОВЗ.

Задачи:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.

3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционные техники рисования.

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду групповой комнате и прогулочного участка.

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр, использование нетрадиционной пособий.

2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.

3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.

Этапы проработки материала:

1. Информационно-аналитический.

2. Практический (с детьми, с педагогами, с родителями)

Формы работы с детьми:

 – совместная деятельность воспитателя с детьми;

 – индивидуальная работа с детьми;

 – свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы с детьми:

  1. массаж кистей рук
  2. пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  3. пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
  4. пальчиковый театр
  5. лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
  6. нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
  7. конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО
  8. различные виды аппликаций
  9. рисование по трафаретам
  10. штриховка
  11. дорисовка (по принципу симметрии)
  12. лабиринты
  13. дидактические игры
  14. шнуровка
  15. игры с мелкими предметами
  16. паззлы, мозаика.
Читайте также:  Развитие речи у ребенка павлов

3.Обобщающий. Предоставление отчета о работе.

Форма отчетности: создать личный мини сайт в социальной сети для размещения всех видов материалов.

Предполагаемые результаты: Повышение качества воспитательно -образовательного процесса. Внедрение системы работы с детьми по развитию мелкой моторики. Создание педагогических разработок и публикации их в СМИ.

У детей развита мелкая моторика по мере возможностей, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы, обогащенная предметно-пространственная среда.

2013-2014гг-развитие мелкой моторики у младших дошкольников через игровую деятельность.

Список литературы для изучения:(в течение учебного года)

1. «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр, и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

2.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».

3. Материалы Интернет сайтов.

4.Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи. – Ж. Дефектология, № 4, 1999.

Практические выходы:

1.Подбор и приобретение наиболее приемлемые для своей работы виды игровых упражнений и игр по развитию мелкой моторики, учитывая возрастные и физические возможности детей с ограниченными возможностями здоровья. (сентябрь 2013)

2.Принять участие в всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов “Мой лучший урок» в педагогическом клубе “Наука и творчество” с коррекционным комплексным занятием «Игрушки» -в первой младшей группе. (октябрь 2013)

3.Оформить консультацию для родителей «Что такое мелкая моторика и как ее надо развивать» (ноябрь 2013)

4.Опубликовать методический материал на страницах журнала для работников образования «Метод-сборник» конспект спортивного развлечения для детей с ограниченными возможностями здоровья. (декабрь 2013)

5.Оформить папки-передвижки для родителей. Тема: «Тематические игры и задания дома для детей» (январь 2014)

6.Принять участие в общероссийском конкурсе с коррекционным занятием «Рисуем рекламу» – “Лучшее из опыта работы” в информационно-методический центре МАУМЕД “Магистр» Р.Ф. (февраль 2014)  

7.Участвовать в круглом столе на тему: «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – что это? на методическом объединении МАУО «Надежда» (март 2014)

8.Создать мини уголок с играми и материалами для развития мелкой моторики. (апрель2014)

9.Планирование развитие мелкой моторики рук у детей в процессе НОД по образовательной области художественно-эстетического развития на следующий год на основании диагностики (май 2014)

2014-2015гг-развитие мелкой моторики рук у детей в процессе НОД по образовательной области художественно-эстетического развития.

Список литературы для изучения (в течение учебного года)

1. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, «Мозаика-синтез», 2006.

2. Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 3-4 лет» Москва, «Мозаика-синтез», 2009.

3. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999.

4.  Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010.

5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».

Практические выходы:

1.Организация выставки «Фруктовая фантазия» тематическое мероприятие для родителей и педагогов на базе МАУО «Надежда» (2014г. Июнь)

2.Подготовить и провести открытое комплексное коррекционное занятия «Смотри во все глаза» для воспитателей коррекционных учреждений. (сентябрь 2014)

3.Провести мастер класс для родителей «Развиваем пальчики-стимулируем речь ребенка» (октябрь 2014)

4. Посетить открытое занятие с использованием элементов сказки в группе №7 у воспитателей Хамидуллиной Г.Р., Павловой Л.И. (ноябрь 2014)

5.Участие в выставке «Использование нестандартного оборудования, как средства формирования социальных и коммуникативных навыков у детей» на методическом объединении воспитателей дошкольного отделения МАУО «Надежда» по теме «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики» (декабрь 2014)

6. Выступление из опыта работы на методическом объединении воспитателей дошкольного отделения МАУО «Надежда» по теме «Игровые формы организации деятельности детей с ОВЗ» «Игры, используемые для успешной адаптации и коррекции мелкой моторики детей в группах раннего возраста» (январь2015)

7.Презентация фотографий по развитию мелкой моторики «Вот как мы умеем» (февраль 2015)

8.Планирование работы на следующий учебный год по развитию мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования (май 2015)

2015-2016гг-развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования.

Список литературы для изучения.

1.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»

2.А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг».

3.Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г.

4.Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.

5. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г.№11

Практические выходы:

1. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду групповой комнате и участие в конкурсе «Благоустройство и художественно-эстетическое оформление прогулочного участка». На базе МАУО «Надежда» (май, июнь 1015)

2.Подготовить воспитанников для участия в всероссийском детском конкурсе «Рассударики» по номинациям «Творчество без границ», «Рисунок», «Детский сад» (сентябрь 2015)

3.Создать личный мини сайт для размещения своего опыта работы (октябрь 2015)

4. Совместно с детьми сделать пальчиковый кукольный театр для участия выставки на методическом объединении МАУО «Надежда» (ноябрь 2015)

5.Принять участие в всероссийском конкурсе «Лучшая методическая работа-2015» -в центре дистанционного сотрудничества с конспектом коррекционного занятия «Зима» с приемами нетрадиционного рисования. (декабрь 2015)

6.Оформить видео ролик для родителей «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования» (январь 2016)

7.Школа для родителей (февраль 2016)

8.Консультация для родителей «Нетрадиционное рисование дома» (март 2016)

9. Изготовление трафаретов для развития мелкой моторики (апрель 2016)

9.Подготовить краткий отчет (май 2016)

Источник