План развития эмоциональной сферы у ребенка

Светлана Марычева
Проект «Развитие эмоциональной сферы дошкольников»

ПРОЕКТ

«Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников»[/b]

Выполнила: Марычева С. А., воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 29»

Тема проекта: развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Решаемая проблема: В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально – личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как справедливо указывали педагоги Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Следовательно, актуальность данной проблемы очевидна.Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.

Почему эту проблему важно обсуждать и решать: У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т. д.

Цель проекта: Создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния.

Вид проекта – практико-ориентированный.

Описание проекта: Классификация эмоций. Различные способы выражения эмоционального состояния (вербальный способ, мимика, пантомимика, жесты и т. д.). Доступные для детей методы саморегуляции. Способы снятия или снижения негативного эмоционального состояния.

Ожидаемые результаты проекта: Дети научились выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей; узнали о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить. Родители глубже осознали свою роль в эмоциональном благополучии ребенка.

По продолжительности проведения – долгосрочный (продолжительность 6 месяцев)

Для решения данной темы необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить соотношение между формированием эмоциональной сферы и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

2. Разработать систему занятий, комплекс игр, упражнений и психологических этюдов по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

3. Научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать их, и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям.

Подготовительный этап включал в себя проведение первоначальной диагностики (методики «Дом-Дерево-Человек», «Тест Руки», «Рисунок семьи», «Рисунок человека», анкетирование родителей (Анкета «О способах воспитания», «Рисунок семьи», наблюдение; подбор и анализ методической литературы, наглядного материала (пиктограммы «Эмоции») и оборудования; разработка плана занятий с детьми.

Основной этап – проведение цикла занятий, психологических упражнений и игр.

Завершающий этап – проведение сравнительной диагностики, ознакомление родителей с результатами, подведение итогов.

В основу системы работы легли следующие принципы: позитивности, взаимодействия, индивидуального подхода, психологической комфортности, развития и саморазвития личности, здоровьесберегающий принцип.

Для решения поставленных задач и целей по развитию эмоциональной сферы дошкольников использую тренинговые программы С. В.Крюковой:

1. Программа адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения «Давайте жить дружно!».Основная цель: адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.

2. Программа эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», которая направлена на эмоциональное развитие детей и является логическим продолжением первой.

Все занятия имеют гибкую структуру, исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка в группе.

Вводная часть – это введение в тему, создание эмоционального настроя.

В рабочей части проводятся: игры, упражнения, психогимнастика, релаксация, ролевые диалоги, проблемные ситуации.

В завершающей части создаем у каждого участника чувство принадлежности к группе и закрепляем положительные эмоции от работы. Проводится либо общая игра-забава или продуктивная коллективная деятельность, например, создание общего рисунка.

Ниже приводится одно из занятий.

Занятие по развитию эмоциональной сферы дошкольников

«Закрепление знаний о чувствах»

Цели:

– закрепление умения различать чувства;

– закрепление мимических навыков;

– повышение у детей уверенности в себе;

– формировать навыки саморегуляции.

Материалы:

– игра «Азбука настроений»; настольный театр «Эмоции»; лист ватмана, гуашь.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас! (все садятся на пол в круг)

1. Давайте поздороваемся друг с другом.

Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа, и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа. (Цель – создание положительного настроения).

А теперь давайте вспомним, с какими чувствами мы с вами уже знакомы. (Показываю детям пиктограммы и провожу беседу о том, как именно мы узнаем, что это именно то или другое чувство).

2. А теперь давайте сядем за один стол. Настольный театр «Эмоции».

Перед вами герои с одними лишь лицами. Подумайте, кто эти герои и почему у них именно такие эмоции (дети рассказывают свои истории про героев).

3. А сейчас вернемся опять на ковер и возьмемся за руки.

Упражнение «Зеркало».Ребенок встает в центр круга и изображает чувства: страх, гнев, обиду, радость и т. п. При этом он как будто смотрится в зеркало. Роль «зеркала» играют все стоящие в кругу. Дети должны точно «отзеркалить» изображенное ребенком чувство. (Мимическая гимнастика)

4. Наша следующая игра называется «Спаси птенца» (цель: ознакомить детей с методами саморегуляции)

Воспитатель: «Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам».

5. А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». (повышение у детей уверенности в себе).

Воспитатель: «Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей. Сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например, «Я – лев Гриша». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой. (дети выполняют упражнение) Отлично! Молодцы!

6. Релаксация. Упражнение «Цветок-имя».

Воспитатель. «Сядьте поудобнее на ковер, закройте глаза и представьте летний день в саду или на лесной полянке. Почувствуйте запахи летнего дня. Может быть, кто-то сумеет что-нибудь услышать, например, пение птиц или еще что-нибудь. Рассмотрите цветы вокруг себя. А теперь попробуем увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Рассмотрите его, ощутите его запах, возьмите в руки. Попробуйте запомнить, что чувствуют ваши руки. Можно сделать глубокий вдох и открыть глаза».

Воспитатель: «А теперь давайте расскажем друг другу о цветах, которые носят ваши имена, и поделимся своими чувствами» (Ответы детей).

Хорошо. Садитесь на стульчики.

И в заключение нашего занятия, я предлагаю сделать плакат под названием «Ладонь, полная солнца» (цель: формирование у детей умения любить окружающих). На подготовленный лист ватмана (в середине солнце) дети по очереди кладут ладошку и обводят ее. После этого каждый ребенок закрашивает чужую ладошку. Коллективная работа готова.

Воспитатель: «Ребята, давайте представим, какие добрые качества будут находиться в наших ладошках, наполненных солнцем (Смех, дружба, любовь и п. т.)

Воспитатель: «Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. А теперь улыбнемся друг другу». На этом наше занятие заканчивается.

Читайте также:  Влияние современных мультфильмов на развитие личности ребенка

Для развития эмоциональной сферыв свободной деятельности детей и в режимных моментах я использую психологические упражнения: «Цирк» (снижение агрессивности, «Я не упаду» (формирует доверие к окружающим, «Листочек падает» (формирует умение любить окружающих) и др.,а также игры: «Смешные и сердитые лица», «Я кот Мур-Мур» (развитие фантазии и воображения, терапевтические сказки-метафоры; пальчиковый театр; работу в уголке настроения.

И, конечно, для решения поставленных задач я не могла не обойтись без активного взаимодействия с семьями своих воспитанников. Ведь значительную роль в развитии и воспитании у ребёнка дошкольного возраста эмоций (например: сопереживания и сочувствия) принадлежит семье.

Формы работы с семьёй:

– анкетирование «Какие мы родители?»,

– индивидуальные беседы по текущим проблемам,

– консультации «в мире детских эмоций»

– проведение родительских собраний «Эмоциональное благополучие ребёнка. Что это такое?»

– дни открытых дверей,

– оформление групповых фотовыставок.

В результате целенаправленной работы с детьми и при содействии родителей мы добились позитивных результатов по развитию эмоциональной сфере детей, на что указывают данные мониторинга. На начало года, с высоким уровнем развития эмоциональной сферы было выявлено 6 (23%) детей, со средним 15 (58%, с низким 5 (19%) детей, от общего количества (26детей). На конец года количество детей с высоким уровнем развития составило 10 (39%)детей, со средним 16 (61%) и с низким уровнем детей не выявлено.

Итак, можно сказать, что цели и задачи достигнуты, но работу по развитию эмоциональной сферы детей необходимо продолжать и далее.

Используемая литература:

1. Запорожец А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., Педагогика, 1986г.

2. КряжеваН. Л. Развитие эмоционального мира детей. М., 1997г.

3. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/Под ред. А. В. Можейко.- М: ТЦ Сфера, 2009.(Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (3).

4. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М.:Генезис, 2011г.

• Интернет-ресурсы

• https://pochemu4ka.ru

• https://doshvozrast.ru

• https://stranamasterov.ru

Источник

Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей.

Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений.

ЭТЮДЫ

Цель – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать

Баба-Яга (этюд на выражение гнева)
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Фокус (этюд на выражение удивления)
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Соленый чай (этюд на выражение отвращения) 

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус! 

 Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции

Игра «Пиктограммы».

Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.

На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках.

Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.

Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и “видеть” эмоции других людей.

Игра «Я радуюсь, когда…»

Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

Упражнение «Зеркало»

Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

Игра «Волшебный мешочек»

Перед игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть.

Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один “волшебный мешочек”, из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии

Игра «На полянке»

Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?»

После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели. 

Упражнение «Чудесный сон котенка».

Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты.

Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?

Источник

МКУ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ

Отделение срочного социального обслуживания,

социально-экономической и правовой помощи

ПРОГРАММА

«РАДУГА ЭМОЦИЙ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Составитель:

Педагог-психолог

Самойлова Ирина Германовна

Утверждаю:__________

Директор   МУ ЦСПСД  

                                                                                                                      Л.В. Авласенко                                                                                                                                                                                                        

Читайте также:  Влияние подвижной игры на всестороннее развитие ребенка

Каратузское

2011г

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т.д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная психолого-педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольника, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки личностного развития.

Цель программы: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

  1. Научить детей понимать состояния свои и окружающих людей.
  2. Дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова).
  3. Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Форма организации и структура  занятий групповая, включает в себя следующие элементы: приветствие, разминка, основная и заключительная части.

В занятиях используются следующие методические средства: ролевые игры, психогимнастические игры, релаксационные методы, эмоционально-символические методы (групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование), коммуникативные упражнения.

Предназначение: психологическая работа с детьми дошкольного  возраста.

Время (частота и длительность каждого занятия): 1 раз в неделю по 30 минут

Тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Цель занятия

Дата

1

Вводное

Знакомство; формирование чувства единения с группой; эмоциональное оживление детей.

21.11.2011.

22.11.2011

2

Радость

Знакомство с чувством радости

29.11.2011.

30.11.2011.

3

Страх

Знакомство с чувством страха

05.12.2011.

06.12.2011.

4

Страх – 2

Продолжение знакомства с чувством страха

12.12.2011.

13.12.2011.

5

Удивление

Знакомство с чувством удивления

19.12.2011.

20.12.2011.

6

Гнев

Знакомство с чувством гнева

16.01.2012

17.01.2012.

7

Злость

Знакомство с чувством злости.

23.01.2012.

24.01.2012.

8

Горе

Знакомство с чувством грусти.

30.01.2012.

31.01.2012.

9

Презрение

Знакомство с чувством самодовольства

06.02.2012.

07.02.2012.

10

Вина

Знакомство с чувством вины

13.02.2012.

14.02.2012.

11

Брезгливость

Знакомство с чувством брезгливости

20.02.2012.

21.02.2012.

12

Интерес

Знакомство с чувством интереса

27.02.2012.

28.02.2012.

13

Закрепление знаний о чувствах

Закрепление умения различать чувства.

05.03.2012.

06.03.2012.

14

15

16

17

18

19

20

ЗАНЯТИЕ 1 «ВВОДНОЕ»

Цель: знакомство, формирование у детей чувства единения с группой; эмоциональное оживление детей.

Материалы: мяч, большой лист бумаги, маркер, карандаши на каждого ребенка.

Ход занятия.

1. Приветствие «Подарим друг другу улыбку». Дети стоят в кругу взявшись за руки, приветствуют друг друга улыбкой.

С первого занятия вводятся правила.

1. Ритуал приветствия и прощания.

2. «Взаимное уважение» всех участников занятия – не выкрикивать – в середине круга лежит мячик, его можно поднять или дотронуться, если хочешь что-либо сказать или помочь партнеру.

3. Если ребенок не хочет говорить, не заставлять!

2. Упражнение «Путешествие на корабле». «Ребята, представьте, что мы все с вами оказались на судне корабля, плывем путешествовать в неизведанные страны. Каждый из вас сейчас, назовем свое имя и немного расскажет о себе».

3.Упражнение «Рисование корабля». «Сейчас мы с вами будем рисовать себя на корабле». Психолог расстилает перед детьми большой лист бумаги, на котором он рисует корабль. Затем каждый ребенок рисует себя.

После рисования дети обсуждают рисунок, кто где находится и чем занимается.

4. Упражнение «Пароходик». Дети двигаются друг за другом, поглаживают друг друга по спине, делают легкий массаж.

5. Прощание. Дети, взявшись за руки говорят: «До свидания».

ЗАНЯТИЕ 2 «ВВОДНОЕ»

Цель: развивать групповую сплоченность; развивать навыки сотрудничества.

Материал: мяч, «волшебный мешочек», воздушный шарик, 4 больших мяча.

Ход занятия.

1. Приветствие «Ласковое имя». Детям предлагается назвать своего соседа справа ласково.

2. Упражнение «Волшебный мешочек». Цель: активизация тактильного восприятия; развитие произвольности.

Психолог показывает детям «волшебный мешочек». «Сейчас вы по очереди опустите руку внутрь мешочка и, не заглядывая туда, на ощупь определите, что в нем лежит. Кто потрогал и догадался, хранит свой секрет, пока мешочек не окажется у меня в руках. Кто догадался, что лежит в мешочке?». Да, это воздушный шарик.

3. Упражнение «Воздушный шарик». Цель: развитие у детей способности расслабления мышц живота. «Представьте, что мы с вами проглотили шарик, он находится у нас в животе, и мы его должны надуть. Положите руку на живот. Шарик сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, надуваем живот, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте рукой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуем животик…Отлично! Давайте повторим еще раз. Вдох – выдох…».

4. Упражнение «Головомяч». Цель: развитие навыков сотрудничества.

Детей разбивают на пары или тройки, предлагается лечь на ковер друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы голова оказалась рядом с головой партнера. Положить мяч точно между головами. Теперь нужно поднять мяч и встать самим. Руками помогать нельзя. Вставать нужно сначала на колени, а потом на ноги.

5. Упражнение «Дождь». Цель: снятие напряжения.

По ходу игры меняется интонация голоса. Сесть на ковер, закрыть глаза. Затем психолог начинает изображать шум легкого дождя, потирая ладони друг о друга. Все дети присоединяются. Теперь дождь усиливается, и ведущий начинает пальцами рук постукивать по полу – как капли дождя стучат по крыше дома. Непогода усиливается, гремит гром, и ведущий начинает стучать по полу кулаками. Затем все действия выполняются в обратном порядке.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 3 «РАДОСТЬ 1»

Цель: знакомство с чувством радости.

Материал:  пиктограмма и картинка с изображением радости, альбомные листы и карандаши на каждого ребенка,мяч.

Ход занятия.

1. Приветствие. Упражнение «Я рада тебя видеть…». Цель: создание положительного эмоционального фона.

Дети передавая мяч по кругу проговаривают: «Я рада тебя видеть..».

2. Дыхательное упражнение. И. П. – сидя. Дети сидят с закрытыми глазами. Выдох – открыть глаза. Вдохнуть – закрыть глаза. Продолжать, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Открыть глаза и поморгать.

3. Чтение стихотворения Александрова З. «Катя в яслях».

…Девочки и мальчики,

Прыгают, как мячики,

Ножками топочут,

Весело хохочут.

– О каком чувстве идет речь? Дети распознают чувство радости.

4. Показ пиктограммы радости. Дети показывают на своем лице радость.

5. Упражнение «Закончи предложение».

Радость – это когда…

Я радуюсь, когда…

Мама радуется, когда…

Воспитатель радуется, когда…

6. Рисунок на тему «Радость». Дети демонстрируют свои рисунки и рассказывают, что они нарисовали. Подведение итога занятия. «О каком чувстве мы сегодня с вами говорили?».

7. Упражнение на снятие эмоционального напряжения «Солнечный зайчик».

 o   Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их.

o   Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке

o   Поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги.

o   Он забрался на живот – погладь животик.

o   Солнечный зайчик не озорник. Он любит и ласкает тебя, подружись с ним.

         Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу.

8. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 4 «СТРАХ»

Цель: знакомство с чувством страха.

Материал: мяч, пиктограмма и картинки страха, листы бумаги и фломастеры на каждого ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам книга бесплатно скачать

Ход занятия.

1. Приветствие. Психолог предлагает детям поздороваться без помощи слов.

2. Дыхательное упражнение «Свеча». И.П. –сидя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

3. Беседа. Чтение стихотворения «Я не боюсь» Н. Грибачев.

Я не боюсь, хоть и темно

Становится в саду.

Я не боюсь. Но все равно

Из дома не пойду.

Что в сказках выдумки, о том

Слыхал я двести раз,

Но вдруг там леший под кустом,

Кощей и Карабас?

Вдруг лев идет из-за угла

И серый волк при нем?

Вдруг ведьма слезла с помела

И притворилась пнем?

Нет! Нет!

Пока никак в саду

Кто где не разобрать,

Я не боюсь,

Но не пойду.

Я лучше лягу спать!

«О каком чувстве идет речь?». Показ пиктограммы страха и картинки с изображением испуганных людей.

«А как вы догадались, что это страх?».

На рисунке у человека широко открыты глаза и рот, он вот-вот закричит.

4. Упражнение «Закончи предложение…».

«Страх – это, когда…». «Я боюсь, когда…».

5. Задание на отреагирование эмоций «Рисуем страшную маску». Для работы могут потребоваться любые изобразительные средства по выбору детей и бумага А4. чтобы получилась действительно маска, для младших детей можно обозначить на листе контур, ориентируясь на который они смогут нарисовать маску нужного размера.

По окончании рисования лишнюю бумагу надо вырезать ножницами или оборвать по контуру маски, проделать глаза, рот (вырезать или порвать). Маска с рваными краями получается особенно впечатляющей. С левого и правого боков маски на скотч или степлер крепятся веревочки.

6. Релаксационное упражнение «Волшебный сон». Дети ложатся на ковер. Психолог обращается к детям: «Сейчас, когда я начну читать стихи, вы закроете глаза и начнется игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему и будете все слышать, но не будете двигаться, и открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Шептаться не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза».

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…(2 раза)

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают…засыпают…(2 раза)

Шея не напряжена

И рас-сла-а-аб-ле-на…

Губы чуть приоткрываются…

Все чудесно расслабляются…(2 раза)

Дышится легко…ровно…глубоко…

Напряженье улетело…

И расслаблено все тело…(2 раза)

Греет солнышко сейчас…

Руки теплые у нас…

Жарче солнышко сейчас…

Ноги теплые у нас…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Губы теплые и вялые,

Но несколько не усталые…

Губы чуть приоткрываются…

Все чудесно расслабляется…(2 раза)

Нам понятно, что такое…

Состояние покоя…(2 раза)»

Долгая пауза. Психолог обращается к детям:

«Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Глазки открываем

Новый день мы начинаем».

7. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 5 «УДИВЛЕНИЕ»

Цель: знакомство с чувством удивления, учить понимать чувства свои и других людей; развивать способность детей выражать эмоциональное состояние вербально.

Материал: мяч, пиктограммы удивления, листочки, кисточки и краски.

Ход занятия.

1. Приветствие. Здравствуйте. Я рада вас видеть! Поздороваться ручками, ножками, носом и.т.д.

2. Дыхательное упражнение «Ныряльщик». Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

3.  Беседа. Чтение стихотворения.

Ой, смотрите, кто-то там ползет!

На себе он домик свой везет…

И волшебное это мгновение

Вызывает у всех удивление!

Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о таком чувстве, как удивление.

4. Работа с пиктограммами. Ребята, давайте опишем лицо удивленного человека. Что происходит с его лицом? С бровями?..Правильно, они подняты вверх. С глазами?.. Они широко открыты. С губами?.. Они растянуты и похожи на букву «о». Попробуйте изобразить на своем лице чувство удивления. Как вы думаете, оно будет долго длиться, или лоно мгновенно возникает и быстро пропадает? Совершенно верно, оно неожиданно возникает и быстро исчезает.

5. Упражнение «Закончи предложение».

«Удивление – это, когда…»

«Я удивляюсь, когда…»

«Мама удивляется, когда…»

«Воспитатель удивляется, когда…»

6. Игра «Покажи голосом». Ведущий предлагает показать голосом удивленного котенка, петуха, курицу, воробья, поросенка и др.

7. Графическое задание. Рисование на тему «Удивление». Садитесь за столы. Перед вами лежат листы, на которых нарисованы кружочки. Вам надо оживить эти кружочки – нарисовать глаза, брови, нос, губы, но так, чтобы каждый человечек удивлялся. А пока вы рисуете, придумайте, что это за человечки, и чему они удивляются.

Далее происходит обсуждение рисунков, подведение итогов занятия.

8. Релаксационное упражнение «Путешествие на облаке». Сядьте удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спинка, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное…Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, сюда в кабинет. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Потянитесь, выпрямитесь и снова будь бодрым, свежим и внимательным.

9. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 6 «ГНЕВ»

Цель: знакомство с чувством злости, его мимическими и пантомимическими проявлениями; обучение различным способам выражения чувства злости.

Материал: мяч, пиктограмма злости, пружина от ручки.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Что я люблю». Цель: содействовать повышению самооценки детей и установлению атмосферы доверия в группе. Дети перекидывают друг другу мяч и говорят при этом: «Я люблю делать…».

3. Дыхательное упражнение. Дыхание только через одну (левую, затем правую) ноздрю.

4. Этюд «Король боровик не в духе». Цель : развивать умения распознавать эмоциональные состояния. Описание этюда: психолог читает стихотворение В.Приходько, а дети действуют согласно тексту.

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком.

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

5. Беседа. Работа с пиктограммами. Обсуждение и угадывание чувства злости. «Ребята, что произошло с его ртом? Бровями? Какое у него выражение глаз?». Дети продолжают предложение: «Когда я злюсь, моя злость похожа на …». Попробуйте показать злость руками, телодвижением и проговорить фразу: «Уходи!».

6. Упражнение «Пружина». «Сегодня я принесла показать вам пружину. Как вы думаете, для чего? У вас были очень интересные предложения. Представьте себе, ваша злость похожа на пружину. Мы будем сравнивать пружину со злостью. Когда вы начнете слегка злиться, пружина начнет постепенно сжиматься. Вас толкнули, не приняли в игру, вы на кого-то злитесь, злость накапливается и пружина сжимается все сильнее (сжать пружину). Легко ли держать такую пружину? А что хочется сделать? Конечно, отпустить ее и дать ей выпрямиться. Так происходит и с вашим поведением. В результате ваша злость внутри копится и в один прекрасный день она выходит наружу и тогда, когда вас разозлят, вы можете сказать обидные слова и даже ударить обидчика, мы часто жалеем потом о своем поступке».

«Сейчас мы с вами будем учиться справляться со своей злостью. Как вы думаете, как можно справиться со злостью? Что нужно сделать?».

7. Игра «Волшебный мешочек». Цель: снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии.

Ход игры: детям предлагается оставить свое плохое настроение и все «плохие»