План развития двигательных навыков у ребенка до 3 лет
Развитие ребенка второго и третьего года жизни стремительно. Каждый день – новые навыки: более точные движения, самостоятельность, активные игры. Назовем нормы и стимулы развития двигательных навыков в этом возрасте, чтобы обеспечить безопасность малыша.
Безусловно, все эти показатели имеют усредненный характер. Их важно знать для того, чтобы помочь ребенку овладевать новыми умениями постепенно, с учетом его индивидуальных особенностей.
Известный педиатр Е.О.Комаровский рекомендует при оценке развития недоношенного ребенка второго года жизни от его возраста отнимать половину срока недоношенности (например, если срок недоношенности 2 месяца, развитие 15-месячного крохи оценивай как 14-месячного). После 2-х лет такая поправка уже не применяется.
Какие же этапы развития двигательных навыков следует учитывать? И что может сделать мама для их тренировки?
Ребенок в 1 год и 3 месяца
- Способен длительно ходить, не присаживаясь. Поэтому каждый день удлиняй пешую прогулку, чтобы тренировать выносливость.
- Свободно меняет положение тела: приседает, наклоняется, поворачивается, пятится спиной. Перемещайся вокруг малыша, используй игрушки, чтобы стимулировать его двигаться.
- Повторяет простые танцевальные движения. Включай веселую музыку как дополнительный стимул для зарядки.
- Толкает мяч в ответ на аналогичное движение взрослого. Для начала используй легкие крупные мячики.
Развитие двигательных навыков в 1 год и 6 месяцев
- Перешагивает через препятствия приставным шагом. Используй кубики или лежачие пластиковые бутылки для тренировки этого навыка.
- Самостоятельно ест ложкой как густую, так и жидкую пищу. Включай этот двигательный навык в игры (например, с водой), чтобы закреплять его не только за столом.
- В ответ на просьбы бросает мяч: вперед, вверх, вниз.
- Умеет хорошо катать игрушки за собой или толкать перед собой. Приобрети кукольную коляску и машинку на веревочке.
Читай также: Маме на заметку: 10 мега-крутых игр с водой в тазике для ребенка от года и старше
Движения детей в 1 год и 9 месяцев
- Ходит по доске или лавочке, приподнятой над полом на 15-20 см. Уменьшай ширину доски постепенно.
- Может сам или с небольшой помощью снимать некоторые детали одежды (варежки, шорты). Ближе к 2-м годам малыши все больше ценят самостоятельность, поощряй это!
Развитие ребенка в 2 года
- Перешагивает через препятствия чередующимся шагом. Время подключать лабиринты на детских площадках!
- Пробует надевать одежду (трусики, шапку).
- Самостоятельно умывается, причесывается, пользуется полотенцем. Преврати тренировку этих навыков в веселую игру!
Двигательные навыки в 2 года и 6 месяцев
- Самостоятельно собирает простые изделия из больших деталей конструктора. Подбери материал, который легко соединяется.
- Аккуратно ест привычные блюда. Наступает время садить малыша за общий стол как взрослого.
- Перепрыгивает через скакалку, приподнятую над полом на 20-28 см. Такие игры с веревочками хорошо подойдут для весенней прогулки.
Развитие в 3 года
- Может нарисовать простые предметы. Предлагай разные инструменты для этого: маркеры, фломастеры, карандаши, мелки.
- Самостоятельно одевается: может застегнуть кнопки, правильно использует липучки на обуви. Стимулируй малыша собираться на прогулки.
- Перешагивает через препятствия высотой 30-38 см.
- Попадает в цель мячом на расстоянии 1,5 метра, отбивает его от пола.
Зная эти этапы развития двигательных навыков ребенка, ты сможешь сделать ваши развлечения не только интересными, но и полезными.
Читай также: Танцуем с малышом: 5 лучших песенок с движениями на Youtube
Фото: depositphotos.com
Все самое интересное и актуальное о детях в нашем Instagram:
Новости партнеров
Источник
РазвиÑие двигаÑелÑнÑÑ Ð½Ð°Ð²Ñков (ÑоÑо: ЦФРÐÑÑда)
Ребенок 1-3 Ð»ÐµÑ Ð¿ÑоÑÑо ÑÑебÑÐµÑ ÑодиÑелÑÑкого Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ конÑÑÐ¾Ð»Ñ ÐµÐ³Ð¾ ÑизиÑеÑкого ÑазвиÑиÑ. Ðак минимÑм, ÑÑо важно Ð´Ð»Ñ ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð±ÐµÐ·Ð¾Ð¿Ð°ÑнÑÑ Ð¸ ÑазвиваÑÑÐ¸Ñ ÑÑловий вокÑÑг него. ÐбознаÑим ноÑÐ¼Ñ Ð¸ ÑÑимÑлÑ, коÑоÑÑе ÑÑовеÑÑенÑÑвÑÑÑ ÑазвиÑие двигаÑелÑнÑÑ Ð½Ð°Ð²Ñков Ñебенка Ð¾Ñ 1 до 3 леÑ.
РазвиÑие двигаÑелÑнÑÑ Ð½Ð°Ð²Ñков Ð¾Ñ 1 до 3 леÑ: ноÑмÑ
1. Ð 1-2 года оÑÐµÐ½Ñ Ð±ÑÑÑÑо ÑазвиваÑÑÑÑ Ð½Ð°Ð²Ñки Ð²Ð»Ð°Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑками и палÑÑиками.
2. Ð 1-3 года наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ð¿ÑедпоÑÑение Ñебенка в иÑполÑзовании пÑавой или левой ÑÑки.
3. Ð 2-3 года Ñебенок Ñже Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð²Ð¾ÑаÑиваÑÑ Ð´Ð²ÐµÑнÑе ÑÑÑки.
4. Ð 2-3 года Ñебенок пÑобÑÐµÑ ÑагаÑÑ Ð²Ð²ÐµÑÑ Ð¸ вниз по леÑÑниÑе, иÑполÑзÑÑ ÑазнÑе ноги.
5. Ð 2-3 года Ñебенок пÑÑаеÑÑÑ Ð´ÐµÑжаÑÑ ÐºÐ°ÑÐ°Ð½Ð´Ð°Ñ Ð² положении Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¸ÑÑма.
6. Ð 2,5-3 года Ñебенок наÑÐ½ÐµÑ Ð¾ÑкÑÑÑиваÑÑ ÐºÑÑÑки и винÑÑ.
7. Ðколо 3 Ð»ÐµÑ Ð¾Ð½ бÑÐ´ÐµÑ Ñже Ñвободно бегаÑÑ.
8. Ð 3 годам ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð¿Ð¾Ð´ ÑÐ¸Ð»Ñ Ñже кÑÑаÑÑ ÑамоÑÑоÑÑелÑно ложкой и вилкой, пиÑÑ Ð¸Ð· ÑаÑеÑки.
9. Ребенок к 3 года наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ Ð¾Ð´ÐµÐ²Ð°ÑÑÑÑ Ð¸ ÑаздеваÑÑÑÑ ÑамоÑÑоÑÑелÑно.
10. Ребенок бÑÐ´ÐµÑ Ð¿ÑÑаÑÑÑÑ Ð¸Ð·ÑÑиÑÑ Ð²Ñе пÑÐµÐ´ÐµÐ»Ñ Ð²ÑÑоÑÑ Ð¸ ÑкоÑоÑÑи. ÐооÑдинаÑÐ¸Ñ ÑлÑÑÑиÑÑÑ ÑолÑко к 3 годам. Ðа и Ñ Ð¾Ð´Ñба малÑÑа бÑÐ´ÐµÑ Ñже не на ÑаÑÑÑавленнÑÑ Ð½Ð¾Ð¶ÐºÐ°Ñ , как Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑей, а Ñ Ð¿ÑÑки на ноÑок, как Ñ Ð²Ð·ÑоÑлÑÑ .
РазвиÑие двигаÑелÑнÑÑ Ð½Ð°Ð²Ñков Ð¾Ñ 1 до 3 леÑ: ÑÑимÑлÑ
1. С 8 меÑ. ÑаÑе пÑедлагайÑе ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð¸Ð³ÑÑÑки, коÑоÑÑе нÑжно ÑÑнÑÑÑ Ð·Ð° Ñобой или ÑолкаÑÑ Ð¿ÐµÑед Ñобой.
2. ÐÑзÑка, деÑÑкие пеÑни â вÑÑ ÑÑо бÑÐ´ÐµÑ ÑÑиÑÑ Ñебенка двигаÑÑÑÑ Ð² ÑакÑ.
3. ÐÑполÑзÑйÑе пÑоÑÑÑе пеÑенки и ÑÑÐ¸Ñ Ð¸ Ñ Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñми, коÑоÑÑе Ñебенок должен бÑÐ´ÐµÑ ÐºÐ¾Ð¿Ð¸ÑоваÑÑ.
4. С 12 меÑ. можно пÑедлагаÑÑ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð¾ÑваиваÑÑ Ð¸Ð³ÑÑÑки, на коÑоÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ ездиÑÑ Ð²ÐµÑÑ Ð¾Ð¼.
5. ÐÑпиÑе ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð¼Ñгкие мÑÑи ÑазнÑÑ ÑазмеÑов. Ðн ÑÐ¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¸Ñ ÐºÐ°ÑаÑÑ, бÑоÑаÑÑ Ð¸ ÑдаÑÑÑÑ Ð½Ð¾Ð¶ÐºÐ¾Ð¹.
6. УпÑÐ°Ð¶Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° ÑазвиÑие мелкой моÑоÑики и игÑÑÑки Ð´Ð»Ñ ÑÑого Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ ÑегÑлÑÑно Ð²Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ Ð² деÑÑкий доÑÑг.
7. ÐÐ°Ð·Ð»Ñ Ð¸ Lego Ñакже бÑдÑÑ ÑпоÑобÑÑвоваÑÑ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð´Ð²Ð¸Ð³Ð°ÑелÑнÑÑ ÑпоÑобноÑÑей Ñебенка.
8. РазвиÑие двигаÑелÑнÑÑ Ð½Ð°Ð²Ñков Ñебенка ÑолÑко вÑигÑÐ°ÐµÑ Ð¾Ñ ÑаÑÑого ÑÑаÑÑÐ¸Ñ Ð²Ð·ÑоÑлÑÑ Ð² его акÑивнÑÑ Ð¿ÐµÑедвижениÑÑ , подвижнÑÑ Ð¸Ð³ÑÐ°Ñ . ÐÑобенно ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð¿Ð¾Ð½ÑавиÑÑÑ, когда взÑоÑлÑе бÑдÑÑ ÑпÑÑкаÑÑÑÑ Ðº Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð½Ð° пол. Ðн ÑаÑÑо бÑÐ´ÐµÑ Ð¸ÑполÑзоваÑÑ ÑодиÑелей как гимнаÑÑиÑеÑкий ÑнаÑÑд.
9. ÐÑогÑлки-пÑогÑлки-пÑогÑлки â Ð¸Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ð¾ бÑÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾. Ð ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð½Ñжно бегаÑÑ, ÑопаÑÑ Ð¸ Ñмело иÑÑледоваÑÑ Ð¼Ð¸Ñ.
Ркак ÑÑ ÑÑимÑлиÑÑеÑÑ ÑазвиÑие двигаÑелÑнÑÑ Ð½Ð°Ð²Ñков Ñ Ñебенка? ÐоделиÑÑ ÑовеÑами в комменÑаÑии.
Ðнение ÑедакÑии Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ðµ ÑовпадаÑÑ Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ авÑоÑа ÑÑаÑÑи.
ÐÑполÑзование ÑоÑо: Ð.4 ÑÑ.21 ÐУ “Ðб авÑоÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ ÑмежнÑÑ Ð¿ÑÐ°Ð²Ð°Ñ – “ÐоÑпÑоизведение Ñ ÑелÑÑ Ð¾ÑвеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑекÑÑÐ¸Ñ ÑобÑÑий ÑÑедÑÑвами ÑоÑогÑаÑии или кинемаÑогÑаÑии, пÑблиÑное ÑообÑение или ÑообÑение пÑоизведений, ÑвиденнÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ ÑÑлÑÑаннÑÑ Ð²Ð¾ вÑÐµÐ¼Ñ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑобÑÑий, в обÑеме, опÑавданном инÑоÑмаÑионной ÑелÑÑ.”
Источник
Анна Яковлева
Развитие двигательной активности детей 2–3 лет в рамках проектной деятельности
Актуальность темы:
В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Роль движений для физического и психического развития ребенка, неоспорима. Действительно, невозможно представить здорового ребенка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей можно все чаще и чаще встретить среди воспитанников детских садов. По данным кандидата наук Руновой Марины Алексеевны двигательный режим в дошкольных учреждениях обеспечивается лишь на 55-60 % естественной потребностью детей в движениях. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья детей, снижения жизненного тонуса.
В связи с этим актуальным является поиск путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развитие интереса к движению на основе жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.
Решение этой проблемы мы видим в создании совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка. Наиболее ценными для этого представляются игровые формы организации двигательной деятельности детей, а именно подвижные игры.
Поэтому тему для нашего проекта мы выбрали: «Развитие двигательной активности детей 2-3 лет средствами подвижных игр».
Цель проекта: реализация комплексного подхода к вопросу охраны и укрепления физического здоровья детей через формирование у них двигательных навыков, посредством подвижных игр.
Исходя из цели,нами были поставлены следующие Задачи:
Для детей:
• Создать условия для положительного психоэмоционального состояния детей;
• Укреплять здоровье и повышение защитных сил организма;
• Укреплять нервную систему
• Развиватьпсихические качества: внимание, память, самостоятельность и инициативу.
• Заложить основу для развития физических качеств.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения и интерес к участию в подвижных играх.
Для родителей:
• Повысить педагогическую компетентность по вопросу физического развитию ребенка 2-3 лет и формирование ЗОЖ в семье;
• Привлечь родителей к участию в образовательном процессе;
• Пополнить развивающую среду.
На подготовительном этапе нами было проведено анкетирование родителей на тему: «Здоровье Вашего ребёнка» с целью выявления отношения семьи к ЗОЖ, соблюдению принципов здорового образа жизни в семье.
Совместно с родителями была улучшена предметно развивающая среда группы,а именно приобретены: многофункциональная массажная дорожка, маски для проведения игр пополнился нестандартным оборудованием физкультурный уголок.
Мы подготовили для родителей:
– консультации на тему: «Роль подвижных игр в жизни детей дошкольников»; «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем», в которые посвящены вопросам укрепления здоровья детей дошкольного возраста, подчеркивается исключительное значение физического воспитания, представлены рекомендации по организации совместной двигательной активности родителями с детьми дома;
-картотеки по разделам: «Подвижные игры для детей младшего возраста»; «Физкультминутки».
На основном этапе проекта, основываясь на темообразующий фактор, мы отобрали и совместно с детьми разучили подвижные игры,такие как: «Делай как я», «Солнышко и дождик»; «Кошки мышки»; «Мой веселый звонкий мяч»; «Достань морковку», «Листопад»,которые способствовали:
– созданию психологического и эмоционального комфорта в группе;
– развивать двигательную активность детей;
– воспитывали бережное отношение к своему и чужому здоровью.
Первая игра, на которую хочется обратить ваше внимание «Делай как я». Целью данной игры является чередование разных видов ходьбы и бега. А также действовать по сигналу воспитателя. С этой игры мы начали знакомство с подвижными играми. Сначала детям было сложно выполнять действия по сигналу. Затем уже все выполняли их без особого труда. В процессе этой игры дети учились подчиняться общим правилам и действовать в коллективе, что способствовало развитию чувства сопереживания и желанию помогать друг другу.
Следующая игра «Мой веселый звонкий мяч».
Ведя поиск эффективных способов развития подвижности у детей 2- 3 лет, мы обратили внимание на то, что любимой игрушкой для многих из них является мяч. Поэтому мы посчитали, что мяч является прекрасным инструментом, который с успехом может быть использован в подвижных играх с детьми. Ведь с помощью мяча можно решать разнообразные задачи,а именно:
• совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;
• регулировать силу и точность движений;
• развивать общую моторику, ловкость и быстроту реакции.
Игра с мячом вызывала у детей положительные эмоции, они с удовольствием прыгали как мячики, прокатывали его, подбрасывали и ловили.
Подвижная игра «Листопад».
С этой игрой нам хочется познакомить вас еще и по той причине, чтобы показать, что с помощью подвижных игр мы не только развивали двигательную активность детей, но и закрепляли знания о цвете, величине осенних листьев, старались конкретизировать понятие «листопад».
В ходе проекта мы старались привлечь к сотрудничеству родителей, которые с радостью поделились с нами своим опытом, а именно оформили с детьми фоторассказы «Бережем здоровье детей вместе!»
Родители Лоховой Лизы рассказали нам о пользе прогулок,о пользе физкультуры и конечно же подвижных игр:
«Чтоб здоровым быть сполна
Физкультура мне нужна.
Для начала по порядку
Утром делаю зарядку.
И без всякого сомненья
Есть хорошее решенье –
Бег полезен и игра,
Занимайся детвора!».
Семья Кузнецова Владимира поделилась с нами фотографиями своего активного отдыха, как они вместе совершают прогулки, занимаются спортом, а так же не забыли напомнить нам о правилах гигиены и питания.
Во второй половине дня старались привлечь родителей к совместной двигательной деятельности с детьми, приглашая их присоединиться к нашим подвижным играм. В рамках данной формы родители не только приобретали теоретические знания, но и овладевали практическими умениями в области физического воспитания детей.С помощью таких совместных игр мы постарались решить следующие задачи:
– содействовать вербальному и невербальному общению родителя с ребенком;
– обогащать двигательный опыт детей и развиватьпсихофизические качества: быстроту, ловкость, гибкость, силу;
– формировать у родителей практические умения в области физического воспитания ребенка;
– повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей;
– поощрять у детей и взрослых стремление к двигательному творчеству;
– формировать гармоничные взаимоотношения между детьми и родителями.
На заключительном этапе нами было проведено итоговое мероприятие, а именно физкультурно – оздоровительный досуг «По лесочку мы гуляли…».С целью: вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в физкультурно – оздоровительном досуге, закреплять двигательные навыки детей, создать атмосферу дружелюбия и радости.
Результат проекта:
Совместная деятельностьродителей и педагогов помогла заложить в детях ценнейшие морально-волевые качества: чувства коллективизма, дружбы, взаимопомощи, выдержку, внимание, смелость, упорство, дисциплинированность.
Анализ посещаемости детского сада показал, что воспитанники стали реже болеть, уменьшилось количество дней пропущенных по болезни, после января 2014 года посещаемость детей составляла 100%.
Таким образом, реализация проекта показала, что укрепление физического здоровья детей через формирование у них двигательных навыков, посредством подвижных игр обеспечивает достаточную физическую нагрузку одновременно для всех детей; повышает выносливость детского организм; повышает защитные силы организма; способствует развитию психических качеств.
Вовлечение родителей в образовательный процесс обеспечивает преемственность подходов в воспитании и развитии каждого ребенка, что помогает достичь стабильных результатов в сохранении и укреплении здоровья детей.
«От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа».
Д. Локк.
Источник