План работы с ребенком с задержкой речевого развития

План работы с ребенком с задержкой речевого развития thumbnail
Преодоление задержки речевого развития у детей

Преодоление задержки речевого развития у детей — задача хоть и сложная, но вполне выполнимая. И для её эффективности нужны комплексные усилия, как специалистов, так и родителей. Проблеме преодоления ЗРР (задержки речевого развития) последние годы уделяется много внимания, и объём специализированной литературы (включая уникальные авторские методики) впечатляет. Родителям, которые желают углубиться в проблему, стоит начать с книг:

  • Лынская М.И. «Преодоление алалии и задержки речевого развития»,
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников»;
  • Шемякина О.В. «Преодоление задержки речевого развития».

В большинстве работ можно наблюдать общие принципы работы с детьми с задержкой речевого развития.

Принципы коррекции задержки речевого развития (ЗРР)

В основе любой коррекционной работы лежит один закон – «не навреди». Именно поэтому при работе с детьми с ЗРР так важно соблюдать ряд принципов:

  • коррекция задержки речевого развития должна быть комплексной (сочетание медикаментозного лечения, консультаций психолога, занятий с логопедом и домашней работы с родителями);
  • работа обязательно включает в себя использование и развитие различных органов чувств, а также формирование моторики;
  • коррекционная работа при ЗРР должна быть непрерывной и поэтапной, с последовательно увеличивающейся сложностью;
  • работа над ЗРР строится с опорой на индивидуальные особенности дошкольника;
  • необходимо учитывать сензитивные периоды, а также ведущую деятельность, характерную для детского возраста.

Занятия по коррекции и преодолению ЗРР должны проходить в интересной для малыша форме, предпочтительно, игровой. Заинтересованность, активное участие — необходимые условия для успешного преодоления задержки речевого развития.

Занятия по коррекции и преодолению ЗРР должны проходить в игровой форме

Организация пространства для преодоления ЗРР

Первый шаг в преодолении ЗРР — правильная организация пространства. Для полноценного формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенного уровня развития. А этого можно достичь, только развивая органы чувств и мелкую моторику. Для этого необходимо наполнить окружающее пространство различными материалами.

Что понадобится для преодоления ЗРР:

Зоны развития

Примеры материалов

Слуховое восприятие

Погремушки, бубен, барабаны, свисток (духовые инструменты особенно полезны для развития артикуляционных мышц и дыхания) и другие простые музыкальные инструменты

Зрительное восприятие

Различные предметы, направленные на формирование восприятия цвета, формы, размера (кубики, блоки, пирамидки, карточки, картинки)

Сенсорика

Пластилин, карточки с различной фактурой, пальчиковые краски

Мелкая моторика

Пазлы, кубики, конструкторы, бусы

Помимо этого, для преодоления ЗРР (задержки речи) понадобятся: тематические карточки и фигурки, книжки с яркими иллюстрациями. Очень важно своевременно заменять материалы, тем самым, обогащая опыт и поддерживая познавательный интерес малыша.

Первый шаг в преодолении ЗРР это правильная организация пространства

Основные направления коррекционной работы при ЗРР

Конечно, основную работу по преодолению задержки речевого развития у дошкольников выполняет логопед. Но родителям важно понимать направления коррекции, методы и приемы и включить их в повседневные занятия с малышом. Направление работы определяется типом нарушения. Это может быть работа, направленная на развитие:

  • импрессивной речи (понимания),
  • экспрессивной речи (активная речь от ребенка),
  • общей моторики,
  • мелкой моторики,
  • артикуляции,
  • слуха (речевого),
  • восприятия (зрительного).

Чаще всего коррекционная работа с детьми с задержкой речевого развития (ЗРР) проводится по нескольким направлениям сразу.

Формирование импрессивной стороны речи

Импрессивная речь — это способность понимать обращенную речь, а в более старшем возрасте и письменную. Это сложный процесс, в котором участвуют не только органы слуха, но и кора головного мозга (зона Вернике).

Как правило, при задержке речевого развития (ЗРР) импрессивная речь недостаточно развита. Проявляется это в том, что малыш не всегда понимает, что от него хотят взрослые, имеет слабое представление об окружающем мире, не может назвать части тела или предметы. На первом занятии логопед проводит беседу, тестирует ребенка для того, чтобы оценить, насколько сильно нарушена эта сторона речи.

Коррекционная работа с задержкой речевого развития

Дальнейшая коррекционная работа с задержкой речевого развития строится следующим образом:

  • на первых занятиях не требуется точное понимание близких по звучанию слов (открой-закрой, унеси-принеси);
  • для облегчения понимания логопед использует контекст;
  • обязательно использование наглядного материала (картинок, карточек, фигурок, игрушек);
  • все действия взрослого сопровождаются устными комментариями;
  • при общении с маленьким пациентом логопед использует короткие предложения;
  • интонации естественные, но с усиленным ударением в словах.

Игры, направленные на формирование пассивного словарного запаса:

Игра

Описание

Поручения

Взрослый дает поручение, которое тот должен выполнить. Постепенно инструкция усложняется, добавляются новые этапы. Например: принеси мяч, принеси красный мяч, принеси красный мяч и положи его на стол

Делай как я

Читается детский стишок, и дошкольник вместе со взрослым выполняет действия, о которых говорится в стихотворении

Покажи

Используется наглядный материал (карточки или предметы). Логопед задает условие, ребенок должен указать на соответствующую карточку. Например: покажи синий кубик, покажи сначала большую собаку, а потом маленькую

Спрячь картинку

Используются сюжетные карточки. Дошкольник должен перевернуть/накрыть ладошкой ту, которую описывает взрослый. Цель упражнения: научить понимать целые предложения, распознавать глаголы действия

Отбери

Игра помогает развить логику, способность вычленять свойства предметов, сопоставлять их и сравнивать. Взрослый просит ребенка выбрать предметы по определенному признаку: отложить все красные шарики, выбери все машинки

Постепенно задачи усложняются: изучаются различные формы слов, слова с противоположными значениями.

Все эти упражнения по преодолению задержки речевого развития (ЗРР) можно провести и самостоятельно, дома. Кроме этого, родители должны неуклонно выполнять следующее:

  • внимательно следить за своим общением с ребенком. Полностью исключить «сюсюканье», слова проговаривать четко, ясно. Речь должна быть нормального темпа, со спокойными интонациями;
  • в повседневном общении проговаривать названия предметов, с которыми манипулирует ребенок;
  • при прогулке рассказывать о том, что окружает;
  • озвучивать свои действия;
  • читать больше вслух сказки, стишки и потешки, сопровождая их наглядной демонстрацией. Это могут быть как картинки, так и показ действий;
  • как можно чаще объяснять значение новых слов.

Важно! Для развития импрессивной речи необходимо исключить телевизор и как можно больше общаться с ребенком.

Общение с ребенком как метод развития импрессивной речи

Развитие экспрессивной речи

Экспрессивная речь формируется только тогда, когда ребенок хочет говорить. И очень часто именно это становится самой сложной задачей на пути преодоления ЗРР. Потребность подражать общению взрослых — естественный этап взросления. И если по каким-то причинам эта потребность оказалась нереализованной, возникает задержка (ЗРР).

Важно! Нельзя принуждать к высказываниям. Фразы «скажи», «повтори» — под запретом. Ребенок должен сам испытать потребность в общении.

Работа логопеда в этом направлении начинается с азов: на первых занятиях никто не ожидает и не требует полноценной речи от малыша. Достаточно отдельных звуков, слогов.

Читайте также:  Методики раннего развития ребенка 3 лет

На этом этапе особенно эффективно упражнение на фонетическую ритмику. Пение гласных сочетается с плавными движениями рук. Каждая гласная сопровождается особенным жестом. Это помогает прочувствовать звук всем телом.

Принципы те же: работа по преодолению ЗРР ведется поэтапно, с постепенным погружением. Формы речи, которые отрабатываются, также постепенно становятся все более сложными.

Работа по формированию моторики

Связь между уровнем развития моторики и речи давно доказана. Дети с задержкой речи (ЗРР) чаще страдают от неуклюжести, плохой координации движений, у них не развита артикуляционная и мелкая моторика. Неудивительно, что преодоление и коррекция задержки речевого развития предполагает работу по формированию моторики.

Направление работы по преодолению ЗРР

Методы

Общая моторика

Работа по преодолению ЗРР начинается с отработки общих простых движений. Курс базовых упражнений проводится под ритмичный текст, чаще всего стихотворение

Мелкая моторика

Мелкая моторика играет огромную роль в развитии памяти, мышления, речи. Есть прямая взаимосвязь между развитием мелкой моторики и уровнем интеллекта. Для ее развития используются:

  • пальчиковые игры,
  • лепка из глины или пластилина,
  • рисование пальчиками,
  • конструктор

Артикуляционная моторика

Чтобы правильно говорить, органы речи должны быть достаточно развиты, а их движения скоординированы. Для этих целей проводятся тренировки для языка, губ. Обязательно все выполняется перед зеркалом, чтобы правильная позиция и движение фиксировались

Как и в любом из направлений работы по преодолению и реабилитации задержки речевого развития, все упражнения должны выполняться в игровой форме, при положительном настрое.

Коррекция задержки речевого развития предполагает работу по формированию моторики

Формирование речевого слуха

Для развития речевого слуха используются различные шумозвуковые игрушки. Вариантов упражнений несколько:

  • специалист берет две звуковые игрушки. Дает малышу послушать одну, затем другую. Ребенок должен показать, какая из них «подала голос»;
  • задача усложняется: игрушка спрятана, дошкольник должен по звуку определить ее местоположение;
  • специалист озвучивает условие: дошкольник при определенном звуке должен сделать какое-то действие. Сначала условие и звук может быть один, постепенно добавляются новые.

Работа по развитию речевого слуха у ребят слабослышащих проводится по-иному: с использованием зрительного восприятия, то есть внимание акцентируется на артикуляции.

Развитие зрительного восприятия

Зрение — основной источник информации о мире. Развитие зрительного восприятия позволяет человеку выделять свойства окружающих предметов, анализировать их, сравнивать и противопоставлять.

Реабилитации задержки речевого развития детей

Ребенок, у которого оно слабо развито, видит предмет, но не в состоянии обработать зрительную информацию, которую он получает. Работа по его коррекции заключается в формировании представления о предмете, узнаванию его, несмотря на угол зрения или способ изображения. Специалист выбирает предмет, и демонстрирует картинки, на которых он изображен в разных видах и формах.

Работа по преодолению и реабилитации задержки речевого развития детей (ЗРР) очень сложная, кропотливая и требует много времени. Именно поэтому один специалист не справится. Необходимы постоянные усилия, направленные на преодоление проблемы, со стороны родителей. Только так можно достичь стойкого положительного результата. Для тех родителей, которые физически не могут уделить много времени на коррекцию, существуют специальные санатории для детей с задержкой речевого развития. Там малыш получит квалифицированную помощь, а также получит возможность пообщаться со сверстниками.

Видео

094

Источник

Области развития ребёнка

Фамилия, имя

Задачи коррекционно-развивающей работы

Примерный перечень игр

Дети должны научиться:

Речевое развитие

Формировать у детей невербальные формы коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнера по общению, выполнять предметно-игровые действия со взрослыми и сверстниками, выполнять простейшие поручения и просьбы.

Воспитывать у детей потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками.

Формировать у детей представление о том, что все увиденное, интересное, новое можно отражать в собственном речевом высказывании.

Создавать у детей предпосылки к развитию речи и формировать языковые способности детей.

Формировать и активизировать словарь.

Развивать у детей слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие.

Формировать у детей умения высказывать свои потребности во фразовой речи.

Учить детей обобщать практический опыт в словесных высказываниях (отвечать на простейшие вопросы о себе и ближайшем окружении).

Учить детей использовать в активной речи фразы, состоящие из 2-3 слов, распространять ее определениями, обстоятельствами места (предложно-падежные конструкции с предлогами в, на) и времени;

Формировать понимание различных грамматических форм словоизменения (единственное-множественное число существительных; предложно-падежные конструкции; уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных) и употребление их;

Воспитывать у детей интонационную выразительность речи.

Стимулировать активную позицию ребенка в реализации имеющихся у него языковых способностей.

 «Звенит колокольчик», «Травка-муравка», «Кто в домике живет», «Угостим куклу чаем», «Скок-скок-поскок», «Как у нашего кота», «Дружная семейка», «У Аленки в гостях», «Повар», «Сорока-белобока», «Лото», «Угадай, кто чем питается», «Заинька», «Чего не стало» и др.

 Театрализованные игры по сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба»; «Азбука настроений», «Нравится – не нравится», «Кошка и котята», «Зайчики на полянке», «В гостях у ежика», «Зоопарк настроений» и др.

Упражнения по самомассажу: массаж подушечек пальцев рук, массаж фаланг пальцев, массаж «прижимающий» «щелчки», «цепочки» и др. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Сорока», «Замок», «Дружба», «Зайчики», «Коза и козленок», «Снежный ком» и др.

Дети должны научиться:

  • выполнять предметно-игровые действия со взрослыми и сверстниками;
  • выполнять простейшие поручения и просьбы;
  • пользоваться невербальными формами коммуникации;
  • воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы на основе подражания;
  • использовать в речи простые по слоговому составу слова;
  • называть в собственной активной речи знакомые свойства и качества предметов;
  • фиксировать в речи результаты своей практической деятельности;
  • строить фразу, состоящую из 2-3 слов, распространять ее определениями, обстоятельствами места и времени;

высказывать свои потребности в активной фразовой речи.

Познавательное развитие

Сенсорное развитие

  • Учить детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона.
  • Учить детей различать свойства и качества предметов: большой-маленький, какого цвета и пр.
  • Создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности – в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в продуктивной деятельности (конструирование, рисование).
  • Формировать поисковые способы ориентировки – пробы, примеривание при решении практических или игровых задач.
  • Создавать условия для практического использования знакомых свойств и качеств предметов в разнообразных видах деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной).
  • Развивать зрительное, слуховое внимание и восприятие, тактильно-двигательное и вкусовое ощущение.

Ознакомление с окружающим

  • Уточнять и расширять знания детей по темам: «Части тела. (Это Я)», «Зима. Новый год», «Игрушки», «Семья», «Домашние животные», «Домашние птицы».
  • Формировать активную позицию ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира (рассматривать предмет с разных сторон, действовать, и пр.).
  • Формировать начальные представления детей о возможности некоторой систематизации накопленных знаний.
  • Расширять и активизировать словарь по указанным темам.
Читайте также:  3 летний ребенок развитие игры

«Матрешка», «Найди мишку», «Дорожка для зайчиков», «Шумит лес», «Рисуем клубок», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «Что изменилось?», «По грибы», «Разрезные картинки», «Найди пару», «Разноцветные поляны», «Чего не хватает?», «Что спряталось?», «Лото», «Закрой окошко», «Почтовый ящик», «Пазлы», «Что лишнее?», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Найди лишнего», «Ай дили-дили-дили», «Цветочная поляна», «Варим кашу», «Собери цветы», «Маленькие помощники», «Заблудились», «Кто где живет?» и т.д. 

«Посмотри и назови», «одинаковые игрушки», «У кого такая картинка?», «Цветные шарики», «Матрешки», «Дорожка длинная и дорожка короткая к домику», «Катаем в машине зверей», «Поим кукол чаем», «Оденем кукол на прогулку», «Зайчики на поляне», «Курочка и цыплята» и др.

Дети должны научиться:

  • воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;
  • различать свойства и качества предметов (величина, форма, цвет);
  • складывать разрезную картинку из двух – трех частей;
  • выполнять группировку предметов по заданному признаку (цвет, величина).

Дети должны:

  • знать и называть части лица и тела: голова, руки, ноги, колени, пальчики, глаза, щеки, уши, нос, волосы, рот, зубы, язык, живот, спина; Знать понятия «зима», «весна», «лето», «осень», выделять картинки с изображением времен года из ряда других, объясняя причину выбора; Знать обобщающее понятие «игрушки», «посуда» и др.; Узнавать и называть себя и своих близких по фотографии, себя в зеркале, положительно эмоционально откликаться на формы работы по поиску и узнаванию родных по фотографии; Узнавать и называть, используя
  • звукоподражания, домашних животных и птиц: корову, лошадь, собаку, кошку, козу, овцу, гуся, утку, курицу, цыплят.

      Источник

      Выступление на тему:

      «Система коррекционной работы с детьми, имеющих задержку речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО»

            Для организации инклюзивного образования в соответствии с ФГОС в  ДОУ должны  учитываться индивидуальные потребности детей с ОВЗ, связанные с их жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. Создаются  специальные образовательные программы, применяются различные методы обучения, воспитания, приобретаются  учебные пособия, дидактические материалы, технические средства. Педагогами и специалистами дошкольных образовательных учреждений проводятся индивидуальные и групповые коррекционно – развивающие занятия, организован комплексный подход, создается  доступная среда. ДОУ должно обеспечить равные возможности детей  в получении качественного дошкольного образования. Поэтому, для организации инклюзивного образования немаловажным становится налаживание системы ранней комплексной помощи.

      Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.

      Доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.

            В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада, поэтому в настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии: изучаются особенности доречевого развития детей с органическими поражениями ЦНС, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, развиваются приёмы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии. Все эти направления исследований значительно расширили и повысили эффективность коррекционной логопедической работы.

             Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих, ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

               Задержка речевого развития – это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих задержкой речевого развития. Их уровень развития речи характеризуется очень нечетким и нестабильным звуковым оформлением. Такие дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют все остальные. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Как правило, это неговорящие дети. Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней («ма» вместо мама, «па» вместо папа, «ав» – собака, «би-би» – машина и т.д.) У неговорящих детей обычно еще нет потребности подражать слову взрослого, а если есть речевая подражательная деятельность, то она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех плохо артикулируемых звуков: «согласный + гласный» или, наоборот, «гласный + согласный». В активном словаре неговорящих детей насчитывается от 5-10 до 25-27 слов. Наличие вышеуказанной проблемы у многих детей можно диагностировать уже в раннем возрасте – в 1,5-3 года. Однако квалифицированную систематизированную помощь ребенок с нарушениями речевого развития чаще всего получает только в 4-5 лет при оформлении в логопедические группы в ДОУ. Если своевременно не обратиться к специалисту, это может привести в дальнейшем к появлению вторичных нарушений в развитии: задержка психического развития, несформированность коммуникативных навыков, негативные изменения в развитии личности ребенка – формирование замкнутости и закомплексованности.

               Подробнее остановимся на коррекционно-логопедической работе с детьми с ЗЗР. Выделяют три фактора в основе формирования речи. Первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и всей деятельности ребенка. Второй фактор – установление частого эмоционально-положительного контакта. Третий фактор – создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

              Коррекционная логопедическая работа, несомненно, должна опираться на все эти факторы. Считается, что при ЗРР наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы воздействия. Качественно они практически не отличают от тех, которые используются для развития речи обычных детей, но в количественном отношении должны во много раз превосходить их и подаваться в утрированно выразительной, эмоциональной форме. Расчет при этом делается на спонтанные компенсаторные механизмы, аналогичные тем, которые обеспечивают развитие здорового ребенка. Учитывая все эти факторы логопедическое воздействие должно быть, направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Коррекционно-логопедическое воздействие представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. Следует помнить, что на данном возрастном этапе (2-3года) правильная артикуляция звуков не должна быть основной заботой, гораздо важнее сформировать необходимые для речевого общения предпосылки и, что очень важно, потребность в нем. Возраст от 2 до 3-х лет является периодом развития речи, когда она развивается наиболее интенсивно и совершенствуется как деятельность.

      Читайте также:  Цитаты о детской игре о развитии ребенка

               Коррекционная работа с детьми с задержкой речевого развития должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, должна позволить постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.

              Эффективность коррекционно-логопедической работы во многом зависит от соблюдения следующих условий:

      • Обучение должно строиться с учётом онтогенетического принципа (учёт закономерностей развития детской речи в норме);

      • Обучение должно основываться на системно-структурном подходе к диагностике и коррекции имеющихся нарушений, на деятельностном подходе в обучении на индивидуальных коррекционных занятиях.

      • Использование в качестве основы коррекционно-развивающего обучения занимательно-игровых методов и приёмов.

      • Необходимо обеспечить ребёнку в процессе обучения субъективное переживание успеха на фоне определённой затраты усилий.

      • Увеличение требований к возрастанию трудности заданий, следует осуществлять с учётом возможностей ребёнка.

      • Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться на основе диагностики.

      • Необходимо разработать индивидуальную коррекционную программу, предполагающую максимальное использование потенциальных возможностей ребёнка в зоне его ближайшего развития.

               Основная задача корекционно-логопедического воздействия:

      Корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:

      а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);

      б) воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия

      Основные направления коррекционной логопедической работы:

      1. Развитие импрессивной речи.

           Хочу остановиться на развитии импрессивной и экспрессивной речи. Основным средством развития импрессивной речи является называние предметов, явлений окружающего мира, их изображений. С неговорящими детьми, которые плохо понимают обращенную к ним речь, нужно начинать с подробного проговаривания ситуации. Логопед, родители, используя различные ситуации в игре, на прогулках и т.п., называют предметы, которые берет ребенок, действия, совершаемые ребенком с этим предметом, и ощущения, которые испытывает ребенок (тепло, холодно, мягко, вкусно и т.д.). Пополняя пассивный словарь новым словом, желательно, чтобы ребенок исследовал предмет, используя все пять органов чувств. При этом необходимо, чтобы он взаимодействовал с этим предметом. На первых этапах развития понимания речи не следует требовать от детей точности понимания отдельных слов: там – тут, открой – закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога, логопеда в беседах, направленных на выявление понимания слов, предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол», «возьми книгу с полки». Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога. Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр. Например, «поручения», которые можно выполнять и дома. Сначала ребенок выполняет одну инструкцию, затем две инструкции, потом три подряд: «Пойди, принеси бабушке очки; пойди, принеси бабушке очки, а дедушке газету. Пойди, принеси маме тапочки, бабушке чашку, а папе газету.

           В формировании пассивного словаря желательно использовать предметные и сюжетные картинки. На столе расположены картинки с изображениями предметов. Попросить показать: собаку, шубу, вазу, сыр, цветок. Дать ребёнку задания: «Дай маме шубу, а мне цветок. Мне кошку, а маме ложку» и т.д. «Холодно, на улице идет снег, что мама наденет?…». «Я хочу пить… Куда я налью чай?». Ведется работа и с сюжетными картинками. Вначале изучаются глаголы, обозначающие действия людей или животных с называнием того, кто совершает действия. «Покажи, где девочка рисует, где скачет лошадка, где спит малыш?» Затем изучаются действия, совершаемые одним лицом. «Покажи, где мальчик бежит, где мальчик стоит, где мальчик рисует?» Или определяется объект действия: «Покажи, кто здесь рисует? Кто катается? Кто читает? Кто танцует? Кто умывается?»… и т.д.

      1. Развитие экспрессивной речи 

           Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития – создание потребности подражать слову взрослого. В логопедической работе с детьми важно создать потребность подражать слову взрослого. Логопед постоянно задает ребенку вопросы с целью вызвать стремление к общению с взрослыми с помощью речевых средств, имеющихся в его активном словаре (восклицаний, отдельных звуков, слогов, звукоимитации). Подражание может выражаться в любых звукосочетаниях. Следует создавать условия, при которых ребенку хотелось бы произносить одни и те же словосочетания повторно. Стимуляция речевых подражаний тесно связана с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией). Именно в игре развивается речь ребенка. Это и сюжетные игры (Например «Позовем гостей», “Айболит”, «Паровозик»), можно поиграть с куклами би-ба-бо и показать «кукольный театр», где перед ребёнком разыгрываются сюжеты с несколькими действующими лицами. Такого рода спектакли, как правило, вызывают у малышей речевые реакции, связанные с эмоциональной вовлечённостью в игровой процесс (Например: сказки «Теремок», «Лиса и Заяц») 

          Используется сюрпризный момент: из-за ширмы, из “чудесного” мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждая ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с ней.

      1. Развитие общей моторики.

           Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Коррекцию речевых нарушений целесообразно начинать с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. С помощью простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища, учим ребёнка выслушивать и запоминать задания, а затем выполнять их. Игры: “Мишка косолапый”, “Дерево на ветру”, “Зайка серенький сидит”

            Наблюдая за животными и птицам, можно предложить малышу повторить их движения – как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка, лягушка, летают птички.

            Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании ?