План работы с ребенком имеющим отклонения в развитии

вера малеева
План работы по развитию взаимоотношений у детей с отклонениями в эмоционально-личностном развитии

План работы по развитию взаимоотношений у детей с отклонениями в эмоционально-личностном развитии.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

1 этап. Для решения этой задачи может быть использована программа по развитию и коррекции эмоциональной сферы “Ребята, давайте жить дружно!” Программа стала инновационным проектом и прошла апробацию в дошкольных учреждениях г. Москвы.

При составлении программы были применены научные разработки Богуславской Н. Е., Купиной Н. А., Клюевой Н. В., Касаткиной Ю. В., Князевой О. Л., Стёркиной Р. Б. Крюковой С. В., Слободяник Н. П и других.

Цель программы: повышение осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечение всесторонне гармоничное развитие личности, эмоциональный комфорт.

Для решения цели поставлены следующие задачи.

• Способствовать самопознанию ребёнка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения.

Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе.

• Помогать ребёнку прожить определённое эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение.

• Учить ребёнка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи.

• Воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение.

• Вырабатывать у ребёнка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения.

Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

Система работы по эмоциональному развитиюсостоит из 66 занятий и рассчитана на три года: средняя, старшая и подготовительная группы

Одну и ту же тему проходят в разных возрастных группах, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяются и углубляются. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребёнок может в своём индивидуальном темпе обучаться по этой программе. В нашем случае могут быть использованы темы занятий для детей старшей и подготовительной группы.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме.Для этого используются: сюжетно-ролевые игры, упражнения, этюды; рассказ педагога – психолога и рассказы детей; сочинение историй; беседы; моделирование и анализ заданных ситуаций; слушание музыки; рисование; игры – соревнования.

Форма круга создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться какая – либо игра, упражнение для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого – либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок – итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия. К каждому занятию прилагается домашнее задание для совместного выполнения ребёнком и родителями.

Краткая характеристика разделов

Система работы по эмоциональному развитию состоит из 5 разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие ребёнка. Пространство вокруг ребёнка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые).Окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребёнок учится определять настроения, владеть своими чувствами. Затем в мир ребёнка входят животные. Они по праву занимают одно из важных мест в его жизни и постепенно подводят к самому сложному – пониманию своего места в семье и своих взаимоотношений с близкими.

Тематический план занятий

Раздел Темы занятий Время проведения занятий

1. Я и Я “Тайна моего имени”

“Автопортрет”

“Мой внутренний мир”

“Мой любимый сказочный герой” 1 – я неделя ноября

2 –я неделя ноября

3 – я неделя ноября

4 – я неделя ноября

• Я и другие “Мы так похожи”

“Мы такие разные”

“Язык жестов и движений”

“Давайте жить дружно”

“Мальчики и девочки” 1 – я неделя декабря

2 – я неделя декабря

3 – я неделя декабря

4 – я неделя декабря

2 – я неделя января

• Я и мои эмоции “Радость”

“Удивление”

“страх”

“Гнев”

“Горе”

“Интерес”

“Наши эмоции” (итоговое занятие по разделу) 3 – я неделя января

4 – я неделя января

1 – я неделя февраля

2 – я неделя февраля

3 – я неделя февраля

4 – я неделя февраля

1 – я неделя марта

• Я и животные “Мой ласковый и нежный зверь”

“Общение с животными” 2 – я неделя марта

3 – я неделя марта

• Я и моя семья “С кем я живу”

“Правила домашнего этикета” 4 – я неделя марта

1 – я неделя апреля

Итоговые годовые занятия “Путешествие в сказку”

“Я знаю, я умею, я могу!” 2 – я неделя апреля

3 – я неделя апреля

Итого: 22 занятия

Раздел 1. “Я и Я”

Задачи

Старшая группа

• Способствовать самопознанию ребёнка (обучение детей самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств).

• Учить детей описывать свои желания и чувства.

• Учить детей осознавать свои физические и эмоциональные ощущения.

• Помогать ребёнку поверить в свои силы.

• Гармонизировать потребность ребёнка в социальном признании.

Подготовительная группа

• Способствовать психическому и личностному росту детей.

• Продолжать формировать позитивное отношение к своему “Я”.

• Помогать ребёнку осознавать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.

• Помогать детям отрегулировать имеющиеся у них неуверенность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию детей.

Читайте также:  Методики исследования психического развития ребенка

• Гармонизировать притязания ребёнка на социальное пространство его личности (права и обязанности).

Раздел 2. “Я и другие”

Задачи

Старшая группа

Расширить представления детей о различных способах коммуникации с окружающими.

• Дать детям дополнительные сведения о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения.

• Сформировать позитивное отношение к сверстникам.

• Учить детей понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства.

• Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения.

Подготовительная группа

Развивать способность детей к эмпатии (сопереживанию).

• Формировать умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.

• Учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.

• Дать детям представление о мужественности и женственности; о понимании своих возможностей при общении с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.

Раздел 3. “Я и мои эмоции”

Задачи

Старшая группа

• Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя.

• Расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая сравнивать их.

• Учить понимать свои чувства и чувства других людей; рассказывать об этом.

• Учить контролировать свои эмоции.

Подготовительная группа

• Закреплять полученные знания об эмоциях.

• Учить понимать относительность в оценке чувства.

• Продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально – приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

Раздел 4. “Я и животные”

Задачи

Старшая группа

• Закреплять знания детей о внешнем виде, повадках животных.

• Продолжать воспитывать заботливое отношение к животным, сострадание к бездомному животному.

• Продолжать учить подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналоги в человеческом поведении.

Подготовительная группа

• Дать детям представление о связи и взаимозависимости человека и животного.

• Продолжить учить детей видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой и понимать их (по жестам, движениям, эмоциональным реакциям).

• Закреплять умение определять по движениям, позе, эмоциям настроение животных.

• Подводить детей к пониманию того, как важно учиться у животных доброте, чуткости и бескорыстию; формировать умение переносить всё хорошее из мира животных в общение с людьми.

Раздел 5. “Я и моя семья”

Задачи

Старшая группа

• Учить видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых.

• Формировать у детей “кодекс чести”, умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам.

• Дать представление о важности и значимости различных профессий (на примере родителей).

• Продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.

Подготовительная группа

• Воспитывать интерес детей к истории своей семьи.

• Продолжать формировать нравственность во взаимоотношениях с родителями, а также с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

• Учить высказывать своё мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки; общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей.

2 этап. На 2 этапе была подобрана система игр, с которые могут быть использованы как воспитателями в процессе работы с детьми, так и родителями при организации досуга в семье (приложение Б).

3 этап. На данном этапе были подобран материал и составлены консультации для родителей, которые могут помочь составить правильное представление и проблеме и найти способы взаимодействия с детьми (приложение В, Г).

Источник

Цель:  Психологическая поддержка детей-инвалидов и семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Направления в работе

                      Цель

     Сроки

1.

Изучение личных дел детей, медицинских карт, просмотр журналов.

Сбор сведений об особенностях развития детей.

     Сентябрь

2.

Выявление запроса на оказание психологической помощи семьям с ребенком – инвалидом.

Выявление запроса со стороны медицинского персонала и родителей на необходимость коррекционной работы с ребенком-инвалидом и его родителями.

     Сентябрь

3.

Наблюдение за детьми в ДОО

Изучение личностных особенностей и особенностей поведения детей.

     Сентябрь,      

      октябрь.

4.

Исследование  с помощью различных психологических методик.

Изучение личностных особенностей, мотивации обучения, развития познавательной деятельности детей. 

      Октябрь,

       апрель.

5.

Изучение социально-психологического климата в детском коллективе, социального статуса ребёнка.

Изучение степени сплочённости в коллективе и его отношения к ребёнку-инвалиду. Место ребёнка в коллективе (лидер, предпочитаемый, пренебрегаемый или изолированный).

      Октябрь,

       апрель.

6.

Комплексное диагностического обследования в процессе индивидуального консультирования семей.

-Исследование семейной атмосферы(межличностное взаимодействие в результате заболевания с супругами, с ребенком, другими родственниками);
-Определение семейной ситуации в процессе болезни ребенка (кризисная или нет).

     Октябрь,

       апрель.

7.

Разработка рекомендации по каждому ребёнку, с описанием их индивидуальных особенностей.

Каждого ребенку разрабатывается план индивидуальных занятий и листы психологической реабилитации с учетом индивидуальных особенностей и личностных качеств. Разрабатываются психолого-педагогические рекомендации для индивидуальной работы с каждым ребенком с учетом его возможностей. Разрабатываются рекомендации для родителей.

      Октябрь

8.

Профилактическая и психокоррекционная работа индивидуально или(и) в специальных группах с детьми-инвалидами.

Снятие нервно-психического напряжения; коррекция самооценки; развитие психических функций – памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формирование самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодоление отчуждённости и формирование коммуникативных навыков.

Читайте также:  Роль речи в личностном развитии ребенка

 В течение года.

9.

Проведение родительского всеобуча, практикума – сохранение, укрепление, развитие духовной, психической, социальной составляющих эмоционального реагирования в детско – родительских отношениях у семей с ребенком – инвалидом.

– Повышение уровня психологической культуры эмоциональной сферы детско – родительских отношений, под которыми мы понимаем совершенствование знаний, умений и навыков родителей  при овладении чувственной коммуникацией.
– Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей-инвалидов, вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями с целью улучшения эмоционального климата в детско-родительских отношений. При этом мы выделяем следующее:
• формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
• формирование благоприятного эмоционального микроклимата в семье;
• развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
• формирование позитивных эмоциональных установок в сознании родителей;
• оптимизация родительско-детских отношений;
• совершенствование коммуникативных форм поведения;
• формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

В течение года.

11.

Психологическое консультирование детей, их родителей.

Психологическая помощь родителям, имеющим ребенка с ограниченными физическими и умственными возможностями.

В течение года.

Источник

Слайд 1

Коррекционная работа с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в развитии.

Слайд 2

Главной особенностью коррекционной работы является : диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в группу; обратную связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка ; взаимодействие с врачами-специалистами; построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; занятия интегративного характера, что предполагает возможность решения нескольких разноплановых зада в рамках одного занятия;

Слайд 3

индивидуально-дифференцированный подход: в рамках одного общего задания могут совпадать целевые установки; построение программы осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются; использование игровой мотивации на всех занятиях; продолжительность занятий устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния детей в данный день; необходимость преемственности в работе воспитателя, логопеда и дефектолога: на аналогичном материале, в рамках одной темы каждый из специалистов решает общие и специфические задачи.

Слайд 4

Развитие общей мелкой моторики. Формирование элементарных графомоторных навыков развивать позы при имитации отдельных движений взрослого (в плане общей моторики: присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой и т.п.); нормализовать состояние тонуса мелких мышц, с этой целью можно использовать массаж пальцев и кистей рук в играх с грецким орехом, попеременно с холодной и горячей водой (аналогично с кубиком льда), с тестом, глиной; побудить интерес к изобразительной деятельности, познакомить с бумагой и различными изобразительными средствами: рисование пальчиком и ладошкой, нанесение цветовых пятен;

Слайд 5

В плане общей моторики формировать более сложные навыки: учить имитировать более сложные действия: ходьба, прыжки, наклоны, подражать действиям с предметами: переносить, переставлять, перекладывать и т.п.; развивая моторику рук, важно совершенствовать хватательные движения, учить захватывать большие предметы двумя руками, а маленькие – одной рукой, закреплять различные способы хватания: кулаком, щепотью; при выполнении соотносящих действий в дидактических играх развивать точность движений рук, зрительно-моторную координацию; учить правильному захвату карандаша, стимулировать ритмические игры с карандашом и бумагой, учить выполнять свободные дугообразные, а также кругообразные движения рукой « Каляки-маляки », «Клубок», «Тучка», «барашек»), при этом сначала ребенок пассивно участвует в совместной со взрослым деятельности (взрослый водит рукой ребенка), а затем выполняет движения самостоятельно; развивать позы при подражании движениям взрослого, конструирование образов при помощи пальцев и кистей рук (пальчиковая гимнастика, простейшие позы: «кулачок», «крыша», «стульчик»);

Слайд 6

закреплять умение захватывать предмет щепотью и использовать указательный тип хватания (двумя пальцами: указательным и большим), с этой целью можно предлагать детям дидактические игры на переноску, перекладывание и сортировку мелких предметов, нанизывание на стержень, игры с крупной мозаикой, конструктором); развивать движения кистей рук (особенно полезны упражнения на релаксацию «Погладим котенка», «Маляр», «Полощем белье»); упражнения такого типа следует чередовать с динамическими («Кулак – ладошка – кулак»); учить продевать гибкий шнурок в отверстие, обучать застегиванию пуговиц (на специальных пособиях); учить выполнять серию движений по подражанию (в плане общей и мелкой моторики); развивать навыки застегивания (пуговиц, кнопок, «липучек») и шнуровки; учить элементарным выразительным движениям руками в пальчиковых играх – драматизация («Идет коза рогатая», «Пальчик-мальчик, где ты был?»).

Слайд 7

Развитие зрительного восприятия Развитие сенсорно-перцептивной деятельности на первой ступени предполагает решение следующих задач: стимулировать ориентировочную активность, привлекая внимание ребенка к предметам и явлениям, обеспечивая мотивацию; развивать способность узнавать предметы обихода и игрушки, по инструкции взрослого и показу выделять их в ряду разнородных объектов, находить идентичные (инструкция типа: «Дай игрушку», «Покажи мячик», дидактические игры с парными игрушками – выбор из двух предметов);

Слайд 8

развивать зрительное внимание и зрительную память, при наблюдении за двумя объектами (игры типа «Где мышка?», «Куда убежал зайка?»). При этом объекты перемещаются на глазах ребенка; учить соотносить предмет и его изображение, узнавать на картинке; развивать внимание и память, учить прослеживать за движением и перемещением предметов по отношению к другим объектам. Например, педагог предлагает ребенку: «Посмотри на игрушки. Покажи куклу. Покажи мишку. Закрой глазки», – в – учить различать два объекта по недифференцированному признаку величины (большой – маленький); учить выполнять инструкцию «Дай такую же фигурку», побуждая к практическому примериванию , сличению; учить собирать разрезные картинки без фона, развивая целостное восприятие; учить восприятию предметов по количественным признакам: один-много, один-два; упражнять в восприятии формы в играх с дидактическими игрушками: пирамидкой, матрешкой, матрицами; формировать пространственные ориентировки в координатах вверху – внизу.

Читайте также:  Ребенку 5 месяцев развитие и питание режим работы

Слайд 9

Развитие слуховых функций Развивать слуховое сосредоточение с использованием звучащих детских и музыкальных игрушке; развивать слуховое внимание и память: игра «Что звучит?» развивать слуховое восприятие при различении неречевых звучаний (последовательный ряд из 2-3 звуков), учить узнавать на картинках предметы и животных, ориентируясь на звукоподражания взрослого: «Чу-чу-чу» – что это едет?», « Би-би » – а это что?», «Кто тебя зовет – «мяу»?» развивать умение узнавать и различать неречевые звучания в ряду из 3-4 сигналов;

Слайд 10

развивать ориентировку на громкость и длительность звучания в играх; учить ориентироваться на высоту, силу, тембр голоса: «Кто мяукает – большой кот или маленький котенок, большая или маленькая дудочка играет?», «Кто тебя зовет – большой мишка или маленький: «Ау?»; учить с закрытыми глазами определять местонахождение источника звука; учить вслушиваться в интонации взрослого, реагировать на громкость звучания его голоса (громко, тихо, шепот).

Слайд 11

Формирование предметной деятельности. развивать зрительно-двигательную координацию, учить действиям хватания, ощупывания, перемещения предметов (сначала допускаются совместные движения, затем ребенок выполняет их самостоятельно); более сложные задания предполагают обучение орудийным действиям с предметами, имеющими фиксированное значение: ложкой, чашкой, совком, ведерком, лейкой; учить выполнять некоторые соотносящие действия в играх с вкладышами, кастрюльками, пирамидками, побуждать к ориентировке в величине; учить совмещать фигурку с прорезью, действовать последовательно, целенаправленно, поддерживать предмет другой рукой, упражнять в согласовании движений обеих рук (используются доска Сегена , матрицы);

Слайд 12

учить на ощупь ориентироваться в фактуре предмета; учить соотносить пары предметов по величине, например, подобрать разным по величине куклам посуду, одежду, мебель; совершенствовать зрительно-моторную координацию, закреплять навыки обследования предмета: ощупывание, обведение контура пальцем; учить узнавать предметы по обводящему движению руки и показывать их; учить рисовать пальчиком на столе и в воздухе контур круга, квадрата; развивать конструктивные способности: воспроизводить простейшие постройки по подражанию и образцу; обучать предметно-игровым действиям: покатай машину, прокати куклу, покорми зайца, укачай куклу.

Слайд 13

Формирование коммуникативных навыков. установить эмоциональный контакт с ребенком, побуждать к визуальному контакту, формировать умение слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Подойди ко мне», «Посмотри на меня», «Покажи игрушку»; развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации; формировать у детей образ собственного Я, учить узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух (в паре с другим ребенком); учить приветствовать и прощаться со взрослыми и детьми группы; закреплять желание и готовность к совместной со взрослым деятельности. Рекомендуются совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, ведерком, шариком);

Слайд 14

упражнять в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос; учить узнавать себя и своих близких на фотографиях. Целесообразно, чтобы каждый ребенок принес маленький альбом с такими фотографиями; объединять детей в пары и учить взаимодействовать в играх с одним предметом (покатать друг другу мяч, машинку, насыпать песок в одно ведерко); побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т.п. использовать элементарные драматизации в играх с использованием фольклора (песенок, потешек ), совершенствовать навыки выразительных движений; объединять детей в процессуальных играх и вводить элементы сюжета: «Уложим кукол спать», «Построим дом» и т.п.; Учить обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию.

Слайд 15

Развитие речи. ребенок должен понимать и соотносить слово со знакомыми предметами обихода, игрушками, действиями; учить вслушиваться в речь взрослого, реагировать на обращение по имени; следует побуждать ребенка произносить имеющиеся лепетные слова по отношению к определенному предмету; учить понимать и выполнять инструкции: найди, покажи, дай, назови, принеси, подними, открой, закрой; понимать прилагательные: дай большой, дай маленький мяч; местоимения: я, ты, мой, твой, такой;

Слайд 16

в активном словаре учить употреблять существительные в именительном падеже единственного числа; глаголы в единственном числе настоящего времени и повелительного наклонения; притяжательные местоимения: мой, моя; личные местоимения: у меня, у тебя, у него; повторять звукосочетания гласных, подражая артикуляции взрослых: А, У, И, АУ; пассивный глагольный словарь должен включать названия действий, совершаемых самим ребенком с близкими людьми, животными; учить выполнять по инструкции действия с хорошо знакомыми предметами. При этом взрослый комментирует действия ребенка, подводит им итог, побуждает к этому самого ребенка; учить понимать и выполнять двухступенчатые инструкции («Подойди ко мне и возьми куклу»); учить вслушиваться в звучание согласных (П, Б, М, В, Ф, Т,Д, Н, К, Г, Х), соотносить с показом определенных предметов, в названии которых слышится звук.

Слайд 17

Проведенная работа показала, что своевременное проведение профилактических и коррекционных мероприятий способствовало снижению уровня девиаций, определило тактику психолога как специалиста. Профилактическая и коррекционная работа должна продолжается. В результате этого должны появится промежуточные результаты: стабилизируется эмоциональное состояние подростков, снижается уровень раздражительности, тревожности, агрессивности; подростки становятся более контактными, активными, принимают участие в обсуждении, задают вопросы.

Слайд 18

Спасибо за внимание

Источник