План работы развитие речи ребенку

Планирование работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении.

Планирование работы по развитию речи – это проектирование становления и развития речи каждого ребенка, прогнозирование динамики педагогического воздействия на речь и его результативности.

На современном этапе, в условиях введения ФГОС ДО, каждое дошкольное учреждение разрабатывает свою программу развития дошкольников. В зависимости от типа ДОУ, ключевых задач и других условий вопросы планирования решаются по-разному.

Вместе с тем в методике сложились единые принципы планирования работы по развитию речи, которые объективно отражают существующие закономерности и логику речевого развития детей поэтому являются основой организации педпроцесса в дошкольных учреждениях любого типа.

Среди них первостепенное значение имеют следующие принципы:

1. Реализация всех задач речевого развития в их взаимосвязи. В плане должны найти отражение все разделы программы речевого развития: ЗКР, грамматика, словарь, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой.

2. Деятельностный подход к планированию работы. Работа должна планироваться с учетом особенностей становления и развития коммуникативной деятельности и осуществляться в процессе общения воспитателя с детьми во всех видах деятельности. Организованное обучение родной речи должно основываться на самостоятельности и активности детей и связываться с их бытом, игрой, трудом.

3. Последовательное нарастание требований к речи детей. В дошкольном образовании  выработаны определенные требования – это усложнение содержания, методов и приемов речевой работы по мере продвижения в усвоении материала.

4. Индивидуальный подход к детям. Необходимость его определяется тем, что процесс усвоения родного языка у одних детей идет быстрее, у других — медленнее. По-разному складывается и речевое общение ребенка с окружающими людьми. Воспитатель должен уделять внимание не только детям, отстающим в развитии речи, но и одаренным, проявляющим особый интерес к явлениям языка и речи. Поэтому при планировании работы следует учитывать не только возрастные показатели, но и индивидуальное речевое развитие, данные диагностики речевого развития детей. 

5. Учет конкретных условий. К конкретным условиям можно отнести особенности речевого окружения детей (характер общения в семье, обилие контактов со сверстниками и детьми другого возраста, местный диалект и т.д.), условия детского дошкольного учреждения, национальные традиции региона.

6. Систематичность педагогического воздействия на речь.

В современных ДОУ утвердились три основных вида планирования: перспективное, календарно-перспективное, календарное.

Перспективный план определяет основные направления в работе воспитателя на месяц и более. Он учитывает взаимосвязь между различными разделами, обеспечивает систематичность и последовательность, единство в работе воспитателей группы.
Запомните, что устоявшихся норм и правил оформления перспективных планов нет. Важно, чтобы они не были громоздкими и излишне детализированными.
        В зависимости от того, на чем воспитатель акцентирует внимание — на отборе содержания или определении форм организации работы, — выбирается форма планирования.

        Это могут быть перечни мероприятий, таблицы, схемы, картотеки, текстовые программы индивидуального развития или некоторые программы работы в группе на определенный отрезок времени (месяц, квартал, полугодие, год).
        При планировании необходимо помнить о комплексном подходе к решению задач развития речи. Структура занятия определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, при этом одной из главных задач является развитие связной монологической речи.
        При разработке содержания каждого занятия учитываются постепенное усложнение программных задач, их значимость на данном этапе обучения, важность повторения определенного материала и т. д.

Существует практика составления перспективных планов по индивидуальной работе с детьми.

Такие планы представляют собой индивидуальные программы развития.
        Обязательно нужно планировать работу с семьей по созданию благоприятной для речевого развития ребенка среды (просветительская работа с родителями, методическая помощь семье, консультации для родителей, привлечение родительского актива к организации коллективных форм работы с детьми по развитию речи и т. д.).

Календарно – перспективное планирование сочетает в себе элементы перспективного и календарного планов и ведется с учетом времени года.
        По мнению многих педагогов, при таком планировании удобно использовать картотеку занятий, наблюдений, игр, дидактических речевых упражнений, развлечений, фольклорных текстов и т. д. Кроме содержания работы на карточках указываются образовательные задачи, которые решаются с использованием данного материала. Планируя работу на месяц, воспитатель отбирает из разных картотек нужные разработки (конспекты, планы, сценарии, тексты худ. произведений, упражнения, игры для детей) и выстраивает их в определенной последовательности, отмечая при этом на отобранных карточках даты и время проведения мероприятий, использования дидактического и художественного материала. 

При календарно – перспективном планировании в конце месяца воспитатели смотрят, все ли задачи реализованы. Если задачи реализованы не полностью, то карточки переставляются в следующий месяц, а картотеку дополняют новыми играми, упражнениями, дидактическими материалами.

Календарное планирование.

На утренние часы планируют коллективные и индивидуальные разговоры педагога с детьми (цель – формирование умений разговорной речи, навыков культуры речевого общения, расширение кругозора детей); работу по ознакомлению с художественной литературой (чтение и рассказывание, повторение стихотворений, рассматривание иллюстраций, занятия в уголке книги по желанию детей); разнообразные дидактические игры и лексические упражнения; индивидуальную работу.

В практике сложились определенные требования к оформлению плана занятия.

Рекомендуется указывать:

а) название занятия;

б) задачи, которые предстоит решить;

в) дидактический материал;

г) последовательный ход занятий;

д) способ организации детей на занятии (работа со всей группой, с подгруппой, с определенными детьми; за столами, на коврике, со сменой места и расположения детей).

Читайте также:  Индивидуальная работа с родителями по психическому развитию ребенка

Источник

День недели

Взаимодействие с детьми

Самостоятельная  деятельность детей (ее организация)

Взаимодействие с родителями

Социальное партнерство

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Прогулка

Понедельник  22.01. 16 г.

Утро: Развитие речи

Занятие №7. Чтение стихов  о зиме.Заучивание стихотворения И.Сурикова «Детство»

Музыкальное занятие (по плану муз.руководителя)

Утро

Беседа о театре.

Задача: Привлечь внимание детей к театру, как виду искусства. Вызвать интерес у детей к истории возникновения вещей.

Вечер

Зарядка после сна, закаливающие процедуры. Дыхательная гимнастика «Буратино»

Презентация: «Искусство театра»

Утро

Прогулка вокруг детского сада с целью ознакомления с изменениями в природе зимой. Наблюдение за снегом. С/Р игры по желанию детей. П/И «Воробышки и кот».

Вечер

Наблюдаем за транспортом. Различаем транспорт грузовой, легковой, специальный. Для чего нужен спец. транспорт. П/И «Лохматый пёс»

Беседа «Мы дружные ребята».

Самостоятельные игры в центрах.

Ситуативный разговор во время приема пищи. Воспитывать бережное отношение друг к другу.

Предложить родителям принять участие в выставке «Бумажные куклы для настольного театра»

Вторник 23.01.16 г.

Утро: Развитие речи Занятие № 8. Обучение рассказыванию. Д/У «Что это?» Цель: Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова.                           Рисование. Занятие № 58 «Как мы играли в подвижную игру «Охотники и зайцы»                         Физкультурное занятие на (по плану инструктора по физкультуре) на свежем воздухе.

Утро  

Беседа о театре. Познакомить с профессиями людей, которые работают в театре.  

Вечер

Зарядка после сна, закаливающие процедуры. Дыхательная гимнастика. Чтение русских народных сказок, беседа по прочитанному.

«Книжкина больница» (ремонт книг в группе)

Утро

Отмечаем погоду дня. Наблюдаем за птицами.

П/и. «Воробушки и автомобиль» С/Р игры по желанию детей..

Вечер

Наблюдаем за прохожими, как они одеты.П/И «Шофёры» Д/И «Угадай, о чём расскажу»

Внесение атрибутов для с/р игр. Совершенствовать умение держать ложку: Стас, Коля Т.

 Самостоятельная игровая деятельность детей в центрах активности.

Предложить родителям принять участие в фотовыставке «Волшебный мир театра»

Среда 24.01.16 г.

Утро: Математика. Занятие №4. Познакомить с количественным составом числа 3.

Конструирование. Игра «Что получилось?»                  

Музыкальное занятие (по плану муз.руководителя)

Утро

Разучить слова эмоционального настроя. Беседа о театральных профессиях. Психогимнастика «Разные лица»

Вечер

Зарядка после сна, закаливающие процедуры.

 Упражнение «Расскажи стихи А.Барто с помощью мимики и жестов»

Утро

 Наблюдаем за облаками.На что похожи облака?

П/И: «Цветные автомобили»

Д/И «Найди о чём расскажу» С/Р игры по желанию детей. Инд.работа: упражнять в прыжках через снежные комочки (Дима, Коля, Тимоша)

Вечер

Наблюдаем за небом, какие произошли изменения. П/И «Ловишки»

Д/И «Найди лишний предмет»

Беседа  о правилах поведения в группе и на прогулке.  Самостоятельная игра в центрах. Ситуативная беседа о доброжелательном отношении друг к другу.

С/Р игра «Семья идет в театр»

Консультация для родителей «Влияние театра  на формирование личности ребенка дошкольного возраста»

Четверг  25.01.16 г.

Утро:

Ознакомление с окружающим (по плану эколога)

Рисование: «Нарисуй своих любимых животных»

Физкультурное занятие на (по плану инструктора по физкультуре)

Утро

«Знакомство с театром»

Расматривание альбомо с видами театров.

Беседа об актерах.

Вечер

Зарядка после сна, закаливающие процедуры.

Познакомит детей со сценарием сказки.

Показ кукольного театра. Сказка «Теремок»

Задача: формировать умения детей изображать сказочных героев.

Утро

Отмечаем погоду дня. Наблюдения за изменениями в природе зимой.

Игра м/п: «Найди и промолчи» Инд.работа: упражнять в метании снежков (Катя, Саша К., Ксюша)

Вечер

Наблюдаем  за небом. Видно ли Луну? П/И «У медведя во бору»

Ситуативная беседа о правилах поведения за столом. 

Упражнять детей в счете до 10 и обратно.

Предложить родителям изготовить маски для театрализованной деятельности.

Пятница  26.01.16 г.

  Утро:

Познавательное развитие.Занятие с психологом (по плану психолога)

Аппликация: «Петрушка» Учить детей создавать изображения из бумаги.

Утро

«Знакомство с театром»

Беседа об актерах.Д/И «Эволюция предметов»

Вечер

Зарядка после сна, закаливающие процедуры.

Д/И «Какого предмета не стало?»

Утро

Отмечаем  погоду. Наблюдаем за елкой. Обратить внимание на хвою. П/И «Хитрая лиса» С/Р игры по желанию детей. Инд.работа: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед (Влад, Света,Алена)

Вечер

Наблюдаем за изменениями  в природе.

П/И «Хитрая лиса»

Ситуативный разговор во время приема пищи. Напомнить детям о правилах поведения в группе что в группе разговаривают тихо, не бегают.

Консультация по запросам родителей. Предложить родителям изготовить маски для театрализованной деятельности.

Цель: Знакомство с театром, воспитание интереса к нему.

-Познакомить детей с театром, историей театра, видами театра.

-Познакомить детей с театральными профессиями.

-Приобщать детей к театральной культуре.

Выход: Постановка сказки, показ настольного театра.

Разучивание с детьми стихов, распределение ролей. Рисование по замыслу «Что я узнал про театральные куклы?»,аппликация «Изготовление масок», кукол для театра, лепка «Куклы для театра»

Читайте также:  Беременность ощущение мамы и развитие ребенка по неделям

Привлечение родителей к изготовлению масок, бумажных кукол для настольного театра.

Источник

Октябрь 2014 г.

ТЕМА:

Организованная образовательная деятельность

Цели:

Образовательная

Деятельность  в режимных моментах

Временной отрезок

Осень

Огород. Овощи.

Развитие речи:

Рассказывание по картине: «Сбор урожая»

Познание: Окружающий мир: «Откуда овощи на столе»

-развивать монологическую речь детей

– развивать образную речь

-упражнять в составлении рассказа по образцу воспитателя.

-Расширять кругозор детей.

– знакомить с новыми овощами (баклажан, патиссон, чеснок) и закреплять их названия в речи

– Вызывать интерес к словобразованию ( игра  скажи какой : икра из баклажанов- баклажановая, салат из огурцов- огуречный, сок из помидоров- томатный)

1-я половина дня

Индивидуальная работа                                -«Назови овощи»                                           -Найди лишнюю картинку и объясни почему она лишняя»                                     -Работа над чистоговоркой: «Выросла в огороде репа крепка».

Артикуляционная гимнастика  

-«Качели, Часики, Блинчик, Слоник пьет, Орешки, Индюки болтают»    

Прогулка:

Индивидуальная работа по словообразованию:Андрей, Тигран, Ибрагим, Ульяна:«Сделай из большого овоща маленький»

2-я половина дня

Чтение  худож. литературы:

Н.Носов, «Огородники» «Огурцы» . С.Михалков «Овощи» ( разучивание)  «Мужик и медведь» – р.н.с. , Приходите в огород (шотландская песенка)

Театрализованная деятельность: настольный театр «Репка», « Мужик и медведь» ( 2 раза в неделю)

7.30- 8.00

8.15.- 8.23

9.00-9.30

11.00- 12-35

15.45-16-15

16.15- 16.45

Осень

Фрукты.

Сад

Развитие речи

«Кто больше знает об овощах и фруктах» (игровая технология)        

Развитие речи : «Пересказ сказки «у страха глаза велики»

-Расширять кругозор детей                                    – развивать диалогическую речь           – учить использовать в речи загадки, поговорки    – учить быстро отвечать на поставленный вопрос         – закреплять в речи названия фруктов и учить образовывать прилагательные от существительных ( фрукты-фруктовый, персик- персиковый и т.д.)

-Развивать монологическую речь

-обучать пересказу

-учить употреблять в речи прилагательные, наречия

1-я половина дня

Индивидуальная работа  : – Назови фрукты  -Найди лишнюю картинку, объясни почему она лишняя                                         – Разложи по корзинам овощи и фрукты       – Назови профессии: В саду работает…. В огороде работает….. На ферме работает…. В лесу работает….. На тракторе работает….На автомобиле работает…(кто?)

Артикуляционная гимнастика : «Окошко, чистим зубки, месим тесто, чашечка, дудочка, заборчик»

Прогулка

Индивидуальная работа по словообразованию с помощью суффиксов: «Сделай и з большого фрукта маленький»«Найди лишнее слово в цепочке»

2-я половина дня:

Чтение художественной литературы:

В.сутеев: Яблоко, Мешок яблок, Л. Толстой «Старик и яблоня», Сказка:У страха глаза велики»( чтение, пересказ), «Три апельсина» (итальянская)      «Осень»  К.Бальмонт (разучивание)  А.Плещеев Осень (разучивание)    

Театрализованная деятельность:

Драматизация: Сказка « Колосок»                              

7.30-8-00

8.15- 8.23

9.40-10.10

11.00-12.35

16.00-16.30

16.30-17.00

ТЕМА

Организованная образовательная деятельность

Цели

Образовательная

Деятельность  в режимных моментах

Временной

отрезок

Осень

Домашние

Животные

Составление рассказа по теме : «Домашние животные»  . Развитие речи

Пересказ сказки «Петух да собака» .Развитие речи

-связная речь: учить рассказывать о своих впечатлениях, воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события

– словарь и грамматика: учить употреблению трудных форм существительных род.пад. мн.числа

1-я половина дня

Индивидуальная работа: Расскажи о себе, используя схему

Артикуляционная гимнастика с 8-15 до 8-23

«Грибок, качели, вкусное варенье»

Скороговорка: «В грозу козы лезут в лозу, в грозу козы лозу жуют»

Прогулка:

Индивидуальная работа:

Назови маму ( животное. У теленка мама-корова, у козленка мама- коза и т.д.)

2-ая половина дня:

Чтение худ. лит-ры:

Е. Чарушин «Что за зверь?»

Г. Остер «Котенок по имени Гав».

Л.Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок».

Бр. Гримм «Бременские музыканты».

Р.н.с. «Волк и семеро козлят».

Дидактическая игра: Назови детеныша, Четвертый лишний, Найди и назови Животное по описанию.

7.30-800

8.15-8.23

9.40-10.10

11.00- 12.35

16.00- 16.30

16.30- 17.00

Осень

Лес.

Дикие животные

Составлениерассказа на тему: «Приключения зайца»

Описательный рассказ по картине Левитана «Золотая осень»

-Развитие  связной монологической речи

-уточнять названия животных

-образовывать однокоренные слова

-развитие образной речи

-учить подбирать синонимы к словам

-развивать умение высказываться четко и ясно

1-я половина дня

Индивидуальная работа:

Помоги маме отыскать детеныша, Назови ласково,  Скажи где находится (предлоги)

Артикуляционная гимнастика с 8-15 до 8-23

Лопатка, окошко, иголочка

Прогулка:

Индивидуальная работа по зкр:

Найди животных в названии которых есть звук «М» «П» и т.д.

Читайте также:  Закономерности роста и развития ребенка дошкольного возраста

Кто где живет

Кто чем питается

2-ая половина дня:

Чтение худ. лит-ры:А.К. Толстой «Белка и волк».

Р.н.с. «Заюшкина избушка»

Г. Снегирев «След оленя»

И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи».

Р.н.с. «Зимовье».

В. Осеева «Ежинка»

Г. Скребицкий «на лесной полянке».

В. Бианки «Купание медвежат».

Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко).

 Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «отчаянный заяц».

 Р.н.с. «Хвосты»

Дидактическая игра:

Назови домик животного

Узнай по описанию

Расскажи как выглядит

7.30-8.00

8.15-8.23

9.40-10.10

11.00- 12.30

16.00-16.30

16.30-17.00

Источник

Юлия Петрова
Программа индивидуальной работы с ребенком дошкольного возраста «Развитие речи»

Актуальность программы

«Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания»

(Л. С. Выготский)

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится внимание к одной из задач деятельности воспитателя – это развитие речи детей.

Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 3 лет является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи. Вместе с тем в речевых возможностях детей данного возраста наблюдаются большие индивидуальные различия.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Таким образом, при систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в РФ ориентирует работников дошкольного профиля при выборе задач и содержания работы не столько на приобретение дошкольниками определенной суммы знаний, сколько на открытие перед ними «науки жизни», которая способствовала бы формированию творческих личностей с развитым чувством собственного достоинства. В соответствии с образовательным стандартом до конца дошкольного периода ребенком должны быть усвоены литературные нормы и нормы культуры речи, культура общения на родном языке.

В конце учебного года на основе результатов диагностирования детей выяснилось, что у Ивана Ф. есть проблемы по развитию речи.

В связи с этой проблемой разработала программу индивидуальной работы с Иваном Ф. по развитию речи.

Цель

– создать условия для развития речи у ребёнка.

Задачи

– Расширение и уточнение словаря;

– совершенствования грамматического строя речи;

– привлечение внимания детей к собственной речи;

развитие речевого аппарата.

Содержание деятельности

1)Расширение и уточнение словаря:

– введение в активный словарь новых слов и понятий;

– реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций.

2) Развитие грамматического строя речи:

– формирование навыка согласования слов в словосочетании;

– формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом («Назови ласково», форма числа имен существительных («Скажи со словом много»);

развитие умения употреблять предлоги в речи.

3) Работа над звуковой культурой речи:

развитие артикуляционного аппарата;

– знакомство со звуками русского языка.

4) Развитие связной речи:

– рассказывание о предмете;

– рассказывание о себе по вопросам педагога;

– рассказывание по сюжетным картинкам, по серии картинок совместно с воспитателем и другими детьми.

месяц Мероприятие: форма, название Задачи мероприятия Участники

сентябрь Предварительная педагогическая диагностика Проверить уровень сформированности речи у ребёнка

Ребёнок, воспитатель

октябрь Упражнение “Домик открывается-закрывается”

Беседа по картине с животными “Кто как кричит?” Развивать артикуляционную моторику

Учить отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картинки

ноябрь

Упражнение “Дождик”

Игра “Кап-кап и куп-куп” Развитие мелкой моторики

Способствовать развитию слухового

восприятия, внимания, памяти

декабрь Упражнение “Подуем на горячую картошку”

“Как нам транспорт помогает” Развитие артикуляционной моторики

Побуждать рассказывать об изображенном на картинке

январь “Что бывает зимой?”

Игра “Что звучит в коробочке”

Развитие грамматического строя речи

Способствовать развитию слухового

восприятия, внимания, памяти

февраль Игра “Угадай игрушку”

“Мишка спрятался в берлоге” Развитие слухового

восприятия, внимания, памяти

Развитие грамматики

март Рассказы о своей семье

Рисование горизонтальных линий “Дорожка для Вани” Побуждать правильно отвечать на вопросы

Развитие графических навыков

апрель Педагогическая диагностика ребёнка Проанализировать результаты работы

Предполагаемые результаты

– расширен словарный запас у ребёнка;

– грамматический строй речи соответствует возрастным особенностям;

– динамическое развитие речевого аппарата.

Материально-техническое обеспечение

– игрушки;

– дидактические игры;

– картины, демонстрационный и раздаточный материал;

– произведения художественной литературы;

– использование видеоматериалов (слайды, мультфильмы).

Список использованной литературы

– Диагностика речи дошкольников. В. Н. Макарова. – М., 2008.

– Занятия по развитию речи в детском саду. О. С. Нианова

Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1990.

– Хрестоматия для детей раннего возраста.

Источник