План работы по самообразованию развитие ребенка от 2 до 3 лет

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Сказка» с. Пономаревка

 Пономаревский район Оренбургской области

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

        Тема: «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет через различные виды деятельности».

2016-2017 г.

Выполнил:

воспитатель МАДОУ детский сад «Сказка» с. Пономаревка

Березовская Ирина Васильевна

Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует постоянной работы над собой. Ведь дети все разные, каждое поколение ставит новые воспитательные и образовательные задачи перед нами. Поэтому и молодой, и опытный воспитатель выбирает для себя тему, которой занимается год-два, изучая результаты собственного исследования.

Практическая значимость плана: является повышение собственного профессионального уровня, как педагога посредством изучения теории и оттачивания практических навыков. Проще говоря, я хочу быть асом в вопросе «развитие мелкой моторики рук». Мне нужно создать хорошие условия в группе, чтобы у дошкольников была возможность тренировать пальчики.

Инновационная направленность в том, что  сенсорному развитию детей дошкольного возраста видятся в новых инновационных подходах, которые создают необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Степень распространения: отчет  по самообразованию заслушали 24августа 2018 года на районном августовском совещании педагогов дошкольного образования.

План по самообразованию

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет через различные виды деятельности».

2016-2017 г.

Пояснительная записка

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. 
Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. 
У него есть страсть, и её надо удовлетворить. 
Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. 

Вся его жизнь – это игра»  
А.С. Макаренко

Проблеме сенсорного развития детей раннего возраста всегда привносилось первостепенное значение, занималось ей большое количество педагогов и психологов, так как развитие восприятий и ощущений создает необходимые условия для возникновения более сложных познавательных процессов (мышления, памяти, воображения). Логика исследования предполагает рассмотреть суть ведущего понятия исследования и тех понятий, которые с ним взаимосвязаны. В психологическом словаре «сенсорное развитие» трактуется как развитие чувств и восприятия человека, формирование представлений об особенностях предмета (форму, цвет, размера, положение в пространстве), т.е. о сенсорных эталонах. А. В. Запорожец при разработке теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий, предложил термин «сенсорные эталоны», что означало выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений: цветы, формы, величины и т.д. Так же, «сенсорное развитие» является целенаправленным развитием ощущений и восприятий, благодаря которым дети начинают познавать окружающий мир.

        Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

         Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

         Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.         Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории.      Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

         Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.  В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д..  Детям полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками,  с различного вида конструкторами,  когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.

Актуальность выбранной темы:

         Во все времена, сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. Это подтверждается приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», где прописано, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)».

         На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Читайте также:  Развития чувство в игре ребенка 4 года

      Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

 Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.   Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают

умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.  

      Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.   Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.   Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.   У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.   В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей.

 2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры.

 3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

 4. Содействовать нормализации речевой функции.

 5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.

 6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

8.Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

– Пальчиковая гимнастика  

– Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)

– Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

– Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

– Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.

Формы работы:

-совместная деятельность воспитателя с детьми

-индивидуальная работа с детьми

– самостоятельная деятельность самих детей.

                  План работы на 2017/2018 учебный год

месяц

Формы работы

сентябрь

Изучить литературу по данной теме

октябрь

Внедрить в работу с детьми массаж кистей.

Ноябрь

Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика ежедневно.

Декабрь

Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста» Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки. Рисование по трафаретам, штриховки.  

Январь

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Пазлы, мозаика, работа со счетными палочками.

Февраль

Разучивание новых пальчиковых игр, повторение старых. Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей».

Март

Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала, самомассаж кистей пальцев рук.

Апрель

Май

Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых  

Перспективный план работы совместной деятельности воспитателя  с детьми в ходе режимных моментов на 2017-2018 учебный год

Месяц

Содержание

       Задачи

Сентябрь

Д/и «Построй пирамидку»

Упражнять детей в нанизывании колец на

 стержень. Развивать глазомер. Знакомить

 с цветом.  

Пальчиковая гимнастика «Сел на ветку снегирек»

Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной

поверхностей кисти рук

подушечками 2-5 пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Аленка-маленка»

Выполнять круговые движения по

ладони левой рук указательным пальцем

правой руки, по очереди загибать все

пальчики, кроме большого.

Конструирование «Поезд» из поролоновых губок

Развивать умение сооружать поезд,

 знакомить с деталями строительного

материала.

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Упражнять детей в одевании и

раздевании кукол.

  Октябрь

Д/и «Чудесный мешочек»

Определять на ощупь предметы,

развивать тактильные ощущения.

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Упражнять в выполнении различных

 имитационных движений.

«Накорми Мишку фасолькой»

Формировать умения действовать

 по указанию педагога -брать большим и

указательным пальцем фасоль.

 Развивать гибкость пальцев.

Д/и «Найди рыбку в бассейне»

Развивать умения находить мелкие

игрушки в «сухом бассейне» из крыжек.

Д/и «Ежик»

Способствовать формированию умений

пользоваться прищепками, держать

прищепку тремя пальцами , сжимать и

 разжимать ее.

   Ноябрь

«Пальчиковая гимнастика «Семья»

Собирать пальчики в ладошку и разгибать

поочередно, начиная с мизинца.

Подвижная игра «У медведя дом большой»

Упражнять детей в выполнении движений,

согласно тексту.

Упражнение «Цветок из пуговиц для мамы»

Формировать умения детей выкладывать

 простейший узор из пуговиц.

Самомассаж «Ручки»

Развивать умения выполнять движения по

 внешней стороне ладони.

Игра «Я рисую на песке»

Развивать умения рисовать с помощью

 волшебной палочки или пальчиком на песке.

  Декабрь

Пальчиковая гимнастика «Новогодняя елочка»

Упражнять в поочередном соединении

 большого пальчика с остальными левой

и правой рукой вместе.

Конструирование «Башенку для котика»

Привлекать детей к конструированию

 башенки. Строим из картонных коробок.

Д/и «Рисуем на крупе снежинки»

Укреплять и развивать мелкую

моторику пальцев рук.

Настольная игра «Мозаика»

Развивать координацию движений

пальцев ведущей руки.

Подвижная игра «Воробышки и собачка»

Упражнять в выполнении движений,

согласно тексту.

   Январь

Игра «Веселый карандаш»

Формировать умения раскатывать

карандаш между ладошками.

Улучшать координацию движений

кисти, движения пальцев рук.

Конструирование из палочек «Заборчик около дома», «Дорожка в огороде».

Упражнять детей выкладывать из

 счетных палочек по образцу.

Игра «Лепим снежки»

Развивать умения скатывать шарики

 разного размера из салфеток.

Графическое упражнение «Спрячь зайку от волка»

Формировать умения проводить линию

 от одной картинки к другой.

Февраль

Д/и «Массажный мячик для пальчиков»

Развивать сгибательные и разгибательные

 мышцы кистей рук. Отрабатывать

слаженность движений обеих рук.

Пальчиковая гимнастика «Пять пальчиков»

Упражнять детей в поочередном

 касании пальчиков, начиная с большого,

 запоминать названия каждого из них.

Самомассаж «Солим Капусту»

Формировать умения энергично

растирать ладони друг о друга.

Конструирование из палочек «Лесенка для зайки»

Упражнять детей выкладывать из

 счетных палочек по образцу.

Д/и «Кукла хочет спать»

Упражнять в закреплении

навыков раздевания.

Март

Пальчиковое рисование «Цветы для мамы»

Развивать умения детей

 рисовать пальчиками, ладошкой.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья.»

Формировать умения

поочередно разгибать пальчики.

Конструирование «Машина из картонных коробок»

Развивать умение сооружать машину,

И подобрать по размеру коробочки, из крыжек колеса

Самомассаж «Колобок»

Развивать умения имитировать

скатывание колобков.

«Одень юбочку на куклу Олечку»

Формировать умения детей

 просовывать пуговицу в большое отверстие.

Апрель

Рисование «Дорисуй дождь»

Развивать умения правильно

 держать карандаш.

Конструирование  «Построим шоссе для машин из картона и дерева»

Развивать умения детей сооружать дорожку,

 знакомить с деталями строительного материала.

Игра «Спрячь в ладошке мышку»

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Упражнение «Обведи рыбку»

Развивать умения детей левой рукой крепко

 прижимать шаблон к бумаге, а правой

 обводить его карандашом.

Упражнение «Фонарики»

Формировать умение сжимать и

разжимать кулачок.

Май

Игра «Собери бусы из крышек»

Упражнять детей в нанизывании

крупных деталей на шнурок.

Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, как живешь? »

Формировать умения детей соединять

 поочередно пальчики одной ладони с другой,

начиная с большого пальчика.

Игра «Дарики – комарики»

Упражнять в соединении большого

и указательного пальцев на обеих руках.

Игра «Где же, где же наши ручки?»

Развивать умения подражать

 движениям взрослого.

«Покормим поросенка»

Формировать умения бросать

мелкие предметы в бутылочку,

 у которой узкое горлышко.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка в саранске

                                  Работа с родителями:

месяц

Вид деятельности

Сентябрь

Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»

Октябрь

Консультация для родителей «Пальчиковые игры  для развития мелкой моторики»

Ноябрь

Памятка «Пальчиковые игры для малышей»

Декабрь

Новогодние поделки: «Зимняя сказка»

Январь

Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»

Февраль

Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

Март

Фотовыставка « Руки мамы и мои»

Январь-май

Вместе с родителями создаем  пальчиковый театр по мотивам русских народных сказок

Список литературы

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

9. Кольцова М.М «Развитие моторики»

10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

11. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

12. https://docplayer.ru/47392994-Samoobrazovanie-tema-razvitiyu-sensornyh-etalonov-u-detey-v-pervoy-mladshey-gruppe.html

https://infourok.ru/plan-raboti-po-samoobrazovaniyu-vospitatelya-pervoy-13.mladshey-gruppi-aistenok-na-temu-sensornoe-razvitie-detey-mladshego-vozrasta-3349451.html

Березовская Ирина Васильевна

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 85»

(МБДОУ «Детский сад №85»)

Программа саморазвития

на 2016 – 2017 учебный год

Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

                                                                                    Разработала:

         воспитатель

Голубева Лидия Владимировна

Срок реализации 1 год

Нижний Новгород 2016-2017г.

План по самообразованию Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры» вторая группа раннего возраста №2

Введение: Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

«Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека” Б. Г. Ананьев.

Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по Поддьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания. Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. “Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего”, – говорила Н. К. Крупская. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры» 

Цель: повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

 Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

– расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.

 – обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию

Читайте также:  Развития ребенка первого периода детства

– образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», проведение бесед, «Круглый стол для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр”. (клубный час «Семейная гостиная», Мастер-класс для родителей («Семейная гостиная» клубный час) «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

 Актуальность: Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:

 – научить детей различать основные цвета;

 – познакомить детей с величиной и формой предметов;

– сформировать навыки самостоятельной деятельности;

– повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

 – развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

– сплотить детский коллектив.

 – развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

 – совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

 * произвольное внимание;

* логическое мышление;

* зрительное и слуховое восприятие;

 * память;

* речь детей.

Ожидаемые результаты: – Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

 – Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

– Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

– Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.

 – Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

 – У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

Выход темы: – консультация для родителей

 – консультация для педагогов

– картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста

-Круглый стол для родителей на тему: “Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»

 -Мастер-класс для родителей ««Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Формы работы с родителями и детьми:

– Родители: – сотрудничество через консультации,

 – родительские собрания,

– беседы,

– совместное изготовление дидактического материала.

– Дети: – специальные занятия по сенсорному воспитанию – сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию

– Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

– Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. – Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. – Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

 Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

В ходе реализации своего проекта я разработала подборку дидактических игр:

– Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений: – Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы: – Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. – Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме.

2 этап – проектировочный.

3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.

4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.

Методическая работа

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

Сентябрь 2016г.

Список использованной литературы

Создание предметноразвивающей среды по сенсорике окружающей ребенка.

В течение года

Наличие игр по сенсорному развитию

Круглый стол для родителей на тему: “Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр”. ( клубный час «Семейная гостиная»

Октябрь 2016

Конспект собрания, фотоотчет о мероприятии

Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Январь 2017г.

Конспект консультации

Проведение Мастер-класса для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Март 2017

Конспект мероприятия и фотоотчет

Подготовка и проведение родительского собрания

Апрель 2017

Конспект родительского собрания, фотоотчет о мероприятии

Работа с детьми

Формы работы

Сроки

Форма отчета

специальные занятия по сенсорному воспитанию

В течение года

занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки)

В течение года

Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования)

В течение года

Работы детей и фотоотчет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: – «Чудесный мешочек» – «Определи на ощупь» – «Узнай фигуру» – «Найди пару»

Сентябрь – ноябрь 2016г.

картотека

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. – «Найди предмет указанной формы» – «Найди предмет такой же формы» – «Какая фигура лишняя?»

Декабрь 2016г

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. – «Сравни предметы по высоте» – «Самая длинная, самая короткая» – «Разноцветные кружки» – «В какую коробку?» – «Дальше – ближе»

Январь – Февраль

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: – «Какого цвета не стало?» – «Какого цвета предмет?» – «Собери гусеницу» – «Какие цвета использованы?» – «Уточним цвет»

Март 2017г.

картотека

Анкетирование родителей

Апрель 2017г

Анкета

Отчет по самообразованию

Май 2017г.

 Отчет по самообразованию за 2016-2017 учебный год по теме: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры» 

Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения. Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра. Ну и конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации) («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с