План работы эмоциональное развитие ребенка

НЕДЕЛИ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (изобразительная, музыкальная, художественно-речевая)

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (обучение на занятиях)

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (трудовая, двигательная, игровая)

1 НЕДЕЛЯ

В СЕНТЯБРЕ  дети проходят адаптацию, поэтому целесообразно первые две недели отвести на диагностику эмоциональной сферы детей. Вся деятельность детей может осуществляться под единой темой “Давайте познакомимся”. Занятий в этот период не проводят, а только игры, мини- экскурсии; организуют художественно – творческую деятельность  и т.п.

     С    3 и 4 недели можно начинать реализовывать программу эмоционально-ценностного развития дошкольников в соответствии с предложенным перспективным планом.

2 НЕДЕЛЯ

3 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Тайна моего имени

– чтение стихотворений А.Барто (те произведения, где есть имена детей);

– игра “Поём имя”

Чтение детям сказок, составленными   родителями об именах своих детей.

-игра  ” Колокольчик”;

-игра “Ласковое имя”, Поезд имен”.

4 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Автопортрет.

– рассматривание  лиц людей на иллюстрациях и фотографиях;

– чтение  и заучивание загадок о глазах, ушках, носике, ротике.

Комплексное занятие  “Моё лицо”.

-игры: “У меня есть…”, “Веселые лица”, “Узнай портрет сказочного героя”.

 ОКТЯБРЬ

НЕДЕЛИ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (изобразительная, музыкальная, художественно-речевая)

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (обучение на занятиях)

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (трудовая, двигательная, игровая)

1 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Мой внутренний мир

– рисование  “Что мне  нравится”;

– рисование “Ладошка”

 Игра – занятие “Знакомство-представление”.

-игры: “Ветер дует на…”, Свет мой зеркальце, скажи”, “Солнечный зайчик”.

2 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Мой любимый сказочный герой

– рисование “Угощение для любимого сказочного героя”;

– игры по сказкам (серия “Карапуз”)

 Комплексное занятие “Мой любимый сказочный герой”

-игры: “Знакомство со сказочным героем”,  “Кто здесь кто?”. “Волшебные превращения”,  “Доброе слово”. “Жмурки”

НЕДЕЛИ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (изобразительная, музыкальная, художественно-речевая)

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (обучение на занятиях)

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (трудовая, двигательная, игровая)

3 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Я и другие

-рассматривание фотогазеты “Наша группа” (что есть у всех детей, чем дети отличаются друг от друга).

Комплексное занятие “Как мы живем в детском саду”

-игры: “Я люблю”, “Я умею”,

“Любимая игрушка”

4 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Язык жестов и движений

-чтение потешек “Сорока – белобока”, “Пальчик, пальчик, где ты был?”;

-слушание песни В.Шаинского “Улыбка”;

-рисование “Цветные ладошки”

Разучивание упражнений из серии  “Играем с пальчиками – развиваем речь”.

-игры: “Покажи руками”, ” Пальчик – пальчик, где ты был?”, ” Ладушки – ладушки”.

НОЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Дружба крепкая…

– показ детьми сценки “Ссора”;

– чтение сказки “Крылатый, мохнатый и масленый”;

– изготовление панно “Солнышко” в технике рисование ладошкой;

– чтение стихотворения М.Ивенсен “Кто поможет?”

Комплексное занятие “Друзья”.

-подвижные игры: “Птички в домике”, ” покатаемся на лошадке”, “Два мяча”, “Построим дорожку”. “Пузырьки”.

-сюжетно – ролевые игры “Полечим Мишку”. “Угостим куклу”. “Едем на машине”.

2 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Мальчики и девочки

-чтение стихотворения З.Александровой “Катя в яслях”.

Разучивание стихотворения А.Усановой “Мамин помощник”

Занятие: “Оденем куклу на прогулку”.

-дидактические игры: “Что для кого?”. “Игрушки”. “Лото”.

НЕДЕЛИ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (изобразительная, музыкальная, художественно-речевая)

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (обучение на занятиях)

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (трудовая, двигательная, игровая)

3 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Радость

– слушание песенки из кинофильма “Крошка Енот”;

– просмотр драматизации по сказке “Репка” (показывают дети старших групп);

– рассматривание иллюстраций по теме «Радость»;

– развлечение “Весёлый малыш”.

Занятие «От улыбки хмурый день светлей».

-этюды “Вкусные конфеты”, “Новая кукла”, “Маме улыбаемся”, “Кукла выздоровела”, “Подарки”.

4 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Грусть

– рассматривание сюжетных картинок к стихотворениям А.Барто;

– музыкальный калейдоскоп – слушание музыкальных произведений на тему грусти и радости;

– разучивание стихотворения  А. Барто “Мячик”, С.Маршака “Перчатки”;

– просмотр  инсценировки сказки  “Заюшкина избушка” (в исполнении детей средней группы).

Занятие “Грусть и радость”.

– этюды:”Кукла заболела”, “Зеркало”,

“Доктор Айболит”;

– игра с конструктором. Постройка машины. (Ситуация “В лесу загрустили зверята, давайте поедем к ним в гости на машине. Что мы им привезем?”).

ДЕКАБРЬ

НЕДЕЛИ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (изобразительная, музыкальная, художественно-речевая)

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (обучение на занятиях)

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (трудовая, двигательная, игровая)

1 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Удивление

– чтение стихотворения А.Барто “Купание”, С.Маршака “Путаница”;

– рассматривание иллюстраций «Зайчик с веселым, грустным и удивленным выражением».

Беседа “Что нас может удивить?”

-этюд “Удивление”.

-игра: “Зеркало”.

2 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Страх

-показ кукольного спектакля “Волк и семеро козлят”;

– чтение сказки “Пых” ( в обработке Н.Мялика).

– инсценировка сказки “Снегурушка и лиса”;

– музыкальный калейдоскоп.

Занятие ” Когда бывает страшно”(рассматривание пиктограммы “Страх” и изображений людей с испуганными лицами).

– этюд “Котенок боится”.

– игры с конструктором “Домик для  зайчика» (Ситуация: зайчик  боится лисы. Спрячем его в домике от неё).

3 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Стыд

– просмотр показа детьми старшей группы драматизации по сказке “Колосок”;

– рассматривание  иллюстраций к сказке “Мойдодыр”.

Знакомство с пиктограммой  Стыд. Рассматривание рисунков Зайчика с выражением  разных эмоций.

-потешка “Водичка, водичка”;

– этюд “Ваське стыдно”.

4 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Гнев

– рассматривание иллюстраций к сказкам К.Чуковского “Мойдодыр”, “Бармалей”;

– показ кукольного театра по сказке “Три медведя”.

Занятие Радость и гнев.

Знакомство с пиктограммой гнева,  рассматривание иллюстраций «Портреты кошечки с разными эмоциями».

-игры-упражнения: “Добрая и злая кошечка”, “Выбиваем злость”.

– упражнение “Надуем шарик злостью”;

– этюды “Котенок злится”, ” Злая собака”.

ЯНВАРЬ

НЕДЕЛИ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (изобразительная, музыкальная, художественно-речевая)

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (обучение на занятиях)

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (трудовая, двигательная, игровая)

Читайте также:  Психоанализ стадии развития ребенка по фрейду

1 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Обида

– рассматривание пиктограммы обида и иллюстраций людей с разными эмоциями;

– слушание детских песенок « Я водяной», «Рыжий, рыжий, конопатый».

Занятие «Изменение настроения».

-игры: “Зеркало”, “Кошечка обиделась”;

– этюд “Гномы обиделись”.

2 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Наши эмоции

– музыкальный калейдоскоп;

– чтение стихотворений и сказок (с ярко выраженными  эмоцими страха, грусти, обиды).

Занятие “Калейдоскоп эмоций”.

-игры “Изобрази”, “Зеркало”, “Гномики”;

– разыгрывание этюдов психогимнастики на разные эмоции.

НЕДЕЛИ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (изобразительная, музыкальная, художественно-речевая)

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (обучение на занятиях)

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (трудовая, двигательная, игровая)

3 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: С кем я живу

– выставка поделок,  сделанных вместе с родителями “Умелые ручки”;

– лепка “Угощение для мамы (папы, бабушки, дедушки”)

– чтение рассказа К.Д.Ушинского “Вместе скучно, а врозь скучно”, “Петушок с семьей”, стихотворения И. Муравейко “Я сама”, О. Карышевой “Подарок”, Е. Благининой “Солнышко”, сказки “Волк и семеро козлят”;

– изготовление  праздничных открыток папам и дедушкам ко Дню Защитника Отечества;

– музыкальный калейдоскоп.

          Беседа  «Моя семья».

-словесные игры: “Назови своё имя”, “Елка с подарками”, “Ласковые слова”;

-сюжетно – ролевая игра  “Дочки – матери”.

4 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Мое генеалогическое древо

– рассматривание фотографий членов семьи детей;

– чтение стихотворения А. Квитко “Бабушкины руки”, Ф. Фребеля “…Вот дедушка”.

Беседа с детьми о бабушках и дедушках.

-дидактические игры “Кто заботится о нас?”, “Помоги малышу найти маму и папу”, “Кому, что нужно для работы”, “Подари родным радость”.

ФЕВРАЛЬ

1 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Правила домашнего этикета

– чтение стихотворений А.Барто из цикла “Игрушки”;

– рисование “Угощение для куклы”.

Занятие “Волшебные слова”.

-словесные игры: “У куклы Кати день рождения”, “Здравствуйте – до свидания”, “Любимая игрушка”.

2 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Мой ласковый и нежный зверь

– рассматривание фотографий домашних животных, принесенных детьми из дома.

– лепка  “Угощение для  щенка (кошечки)”;

– чтение  книг  и рассматривание иллюстраций о домашних животных.

Занятие “Домашние животные”.

-дидактические игры:”Помоги детенышу найти свою маму”, “Что кому?”;

 -этюды”Веселая и грустная кошечка”, “Злой щенок”, “Ваське стыдно”.

НЕДЕЛИ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (изобразительная, музыкальная, художественно-речевая)

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (обучение на занятиях)

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (трудовая, двигательная, игровая)

3 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Любимый город

– рассматривание иллюстраций, фотографий с видами Севастополя;

– слушание песен о Севастополе;

– чтение стихотворений о Севастополе;

– рисование “Украсим  город  воздушными шариками к празднику”;

– рассматривание фотографий обитателей аквариума и дельфинария.

Занятие “День рождения Севастополя”

Беседа о домашних адресах.

Экскурсии по близлежащим  улицам (П.Корчагина, Героев Сталинграда)

-игры со строительным материалом»Дома на улице»;

-дидактические игры “Праздничный салют”, “Спокойное и бушующее море”;

– сюжетно – ролевые игры “Магазин”,  “Поездка на транспорте”.

4 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Родной край

– рассматривание иллюстраций и фотоальбомов о достопримечательностях Крыма;

– рассматривание фотографий животных из Крымского зоопарка, иллюстраций  “Поляна сказок”.

Беседа ” Обитатели зоопарка».

-дидактическая игра:”Кто живет в лесу»”.

МАРТ

НЕДЕЛИ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (изобразительная, музыкальная, художественно-речевая)

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (обучение на занятиях)

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (трудовая, двигательная, игровая)

1 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Родная страна

– чтение украинских народных потешек, загадок, сказок, закличек, мирилок, колыбельных и др.

– разыгрывание детьми малых форм  фольклорных произведений;

– рассматривание иллюстраций  украинских городов и сел;

-рисование  “Платочек для мамы”;

– слушание в грамзаписи украинских народных сказок и песен

Занятие « Знакомство с украинскими народными игрушками».

Игры детей с куклами в национальной одежде, подвижные украинские народные игры.

2 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Планета Земля

– рассматривание фотографий, иллюстраций, рисунков с изображением планеты Земля,  Луны, Солнца;

– чтение доступных  детям  рассказов, стихов, загадок по данной теме.

Занятие  «Мы живем на планете Земля».

-дидактические игры “Хорошо – плохо”, “На воде, суше, земле”, “Похожи – отличаются”.

НЕДЕ

ЛИ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (изобразительная, музыкальная, художественно-речевая)

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (обучение на занятиях)

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (трудовая, двигательная, игровая)

3 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Горшочек умён – семь дырочек в нём.

–  разучивание потешки “Водичка, водичка”.

Беседа  о том. зачем нам нужны уши, глаза, нос,  рот.

-игры-упражнения “Определи на вкус”, “Горячо – холодно”, “Кислое – сладкое “, “Соленое – горькое”.

4 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Моё любимое занятие

– рассматривание картинок с разными видами детской деятельности в детском саду и выбор детьми того, что для них интересно;

– организация и проведения Дня сказок в группе.

Занятие ” Чем мы любим заниматься в детском саду?”

-словесные игры:”Ласковые слова”, “Кубик”, “Наши занятия”.

АПРЕЛЬ

1 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Хочу, хочется, нужно

– чтение книг из серии “Карапуз” .

        Занятие “Я знаю. я умею, я могу”.

-развивающие игры «Проложи дорожку”, “Разноцветное царство”, “Прибежали ежики”.

2 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Девчонки и мальчишки, давайте читать книжки

– рассказы детей о своей любимой книге дома и в детском саду;

-организация выставки домашних книг

«Любимая книга нашей семьи».

        Занятие “В гостях у книги”.

-рассматривание  книжек – игрушек, книжек – раскладушек.

3 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Умелые руки не знают скуки

– изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры “Магазин”;

– рассматривание игрушек (изделий народных умельцев)

– рисование пальчиками (тема по желанию);

– развлечение “Озорные пальчики”.

               Беседа “Умелые руки” .

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка кострома

-пальчиковая гимнастика: “Веселые ладошки”, “Ладушки-ладушки”, “Пальчик – пальчик”, “Мамины помощники”.

-сюжетно-ролевая игра “Магазин”.

4 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Все профессии важны

– рассматривание иллюстраций по теме;

– разучивание стихотворений по теме;

– рассказ детей о том, кем работают их мамы и папы.

Занятие “Кто кем работает”

-сюжетно-ролевая игра  “На приеме у врача”, “Повар”;

-дидактическая игра”Кому что нужно для работы”.

НЕДЕЛИ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (изобразительная, музыкальная, художественно-речевая)

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (обучение на занятиях)

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (трудовая, двигательная, игровая)

3 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Изобразительное искусство

– рисование  пальчиками и ладошками;

– изготовление изделий из пластилина для сюжетно-ролевой  игры “Магазин”

– аппликация  “Цыплята”

Занятие “Волшебные пальчики”

-рисуночные игры : “Праздничный салют”, “Поляна красок”, “Волшебные шарики”.

4 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Музыкальная сокровищница

– слушание музыкальных произведение разного характера;

–  посещение концерта шумового оркестра детей старших групп;

Занятие “Песни веселые и грустные”

-музыкальные игры: “Веселый бубен”, “Если весело живется”,  “Весёлый оркестр”.

ИЮНЬ

НЕДЕЛИ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (изобразительная, музыкальная, художественно-речевая)

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (обучение на занятиях)

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (трудовая, двигательная, игровая)

1 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Волшебство театра

– выставка кукол,  сделанных родителями для  кукольного театра;

– рассматривание картинок, иллюстраций по теме;

– рисование “Укрась маску”.

Занятие “Кукольный театр”

-игры: “Волшебные превращения”, “Зайка заболел”, “Веселый и грустный клоун”, “К нам пришел Петрушка”.

2 НЕДЕЛЯ

ТЕМА: Красота родной земли

– рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с видами растительного и животного мира Крыма;

– разучивание песен, стихов, загадок о природе

– рисование “Цветочки на клумбе” .

Занятие : “Красота окружающей природы”

Использование всех ранее изученных игр, упражнений, этюдов психогимнастики на выражение эмоций и ценностного отношения к миру.

В ИЮНЕ (3 и 4 недели)  проводится заключительная диагностика после реализации перспективного плана по эмоционально – ценностному развитию дошкольников, подводятся итоги, планируется индивидуально – коррекционная работа с детьми на летний период.

Источник

Татьяна Еремина
Примерное календарное планирование развития эмоционально-чувственной сферы детей младшего дошкольного возраста

Развитие эмоционально-чувственной сферы ребёнка,

как основы дальнейшего социального и индивидуального становления личности.

Эмоции – наиболее сложная сфера с трудом поддающаяся пониманию, осознанию и контролю. Это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организовывает и направляет восприятие, мышление и действие. Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей, сопровождая практически любые проявления деятельности человека.

Нам всегда бывает непросто разобраться, от чего зависит наше состояние, настроение, откуда появляются порой те или иные положительные или отрицательные эмоции: радость, грусть, раздражение или обида.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети с раннего возраста стали мало общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает эмоциональную и чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Эмоциональная сфера является важной оставляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями, так как понимание своих эмоций и чувств – важный момент становления личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого ребенка или взрослого.

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоционально-чувственной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных приоритетных задач воспитания с самого раннего возраста.

Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым.

Успех образования дошкольника определяется не только и не столько его информированностью (знания, умения, навыки, сколько желанием получить информацию, использовать ее в практической деятельности, жизненных ситуациях. Сейчас большое значение придается организации предметно-чувственной деятельности как основе формирования личности. В то же время недооценивается значение специальной работе по эмоционально-волевому развитию. Идея самоценности дошкольного детства в создании условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком заставила нас отказаться от попыток искусственного ускорения детского развития и заняться поиском содержания, средств, педагогических технологий, предполагающих разнотемповое продвижение ребенка в образовательном маршруте с учетом его возможностей, интересов, пола.

В то же время ребенок идет к осознанию смысла своих действий,своего поведения через чувства:

• в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен подолгу наблюдать за объектом, фантазировать, детально описывать плоды своего воображения, увлеченно рисовать, мастерить, играть и т. д….

эмоции способствуют модификации протекания познавательных процессов деятельности ребенка, без особого напряжения он запоминает события со всеми нюансами и деталями, если оно ярко окрашено (страх, радость, печаль и т. д.)

эмоции регулируют познавательные процессы, характер действий и выступают в роли «своеобразной валюты мозга».

По данным Р. Калининой исследования психологов показали, что дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояния человека – из 95% опрошенных детей 5-7 лет в целом правильно определяют эмоции других людей. При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных детей, испуга (всего 7% детей дали правильные ответы, удивления (лишь 6%).

Читайте также:  Рекомендации по кормлению и уходу в целях развития здорового ребенка

Практика показывает, что дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не придавая значение пантомимике (позе, жестам). Таким образом, даже старшие дошкольники имеют недостаточные представления об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их проявлениях.

Но многолетний опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно в младшейгруппе после завершения адаптационного периода: дети уже могут усвоить необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием «настроение».

В условиях детского сада свои усилия мы сосредоточили на:

• создании оптимальных условий, для полноценного развития эмоционально-чувственной сферы ребенка, как основы дальнейшего социального и индивидуального становления личности,

• создании педагогического пространства активного взаимодействия взрослых и детей, в котором ребенок получает опыт активного освоения мира в процессе различных видов деятельности.

В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи:

1. Познакомить детей с основными эмоциями: радость, грусть, удивление, горе….

2. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

3. Формировать умения распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомиме, интонации).

4. Качественное и количественное обогащение словарного запаса за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроении.

5. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

Известный отечественный психолог В. В.Зеньковский писал: «психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своего детства обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы». Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего, того что окружает, выводит эмоциональную сферу ребенка в ранг базовых основ личности, ее «центрального звена» (Л. С. Выготский). Какие бы понятия не формировали мы у детей, какие бы потребности и мотивы ни определяли их деятельность, лично значимыми, устойчивыми, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удается войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней.

Таким образом, задача взрослых – научить малыша понимать сначала своё эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих взрослых и детей.

Успех нашей работы по развитию эмоционально-чувственной сферы у детей раннего дошкольного возраставо многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива и взаимодействии с семьей:

• Воспитатель – знакомство с основными эмоциями;

– формирование умения распознавать эмоциональные проявления окружающих;

– обогащение словарного запаса за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства

• Психолог – развитие психических процессов;

– предупреждение психо-эмоциональных нарушений у детей;

• Музыкальный руководитель – создание положительного эмоционального поведения;

развитие музыкального восприятия;

– проявление эмоциональной реакции на музыкальную деятельность.

• Родители – преемственность согласованных действий

– создание положительного пространства

И как показывает практика, такое взаимодействие, преемственность

дает положительный результат.

Определяя содержание нашей работы, мы учитывали ни только возрастные особенности детей, но и различные формы взаимодействия с ними в течение всего дня.

Реализацию поставленных задач мы осуществляем через:

– регламентированную деятельность: занятия – беседы, праздничные развлечения;

– нерегламентированную деятельность: театральную, рисуночные игры, художественно – речевую, музыкальную, экскурсии, работу с родителями.

Примерное календарное планирование на год.

Каждая встреча имеет определенную тему и форму проведения.

Сентябрь.

1-2 неделя «Я пришел» (грустно-весело) Беседа.

3-4 неделя «Веселые петрушки» (веселое настроение) Развлечение

Октябрь.

1неделя «Мне это нравится» (интерес, забота) Игра-занятие.

2 неделя «Облака настроения» (грустно-весело) Экскурсия.

3 неделя «Спасаем мячик» (горе, сострадание) Рассматривание картины.

4 неделя «Осень пришла» (веселое настроение) Развлечение

Ноябрь.

1неделя «Разноцветное настроение» (веселый, грустный) Беседа.

2 неделя «Курочка ряба»(горе, тревога грусть.) Чтение художественной

литературы.

3 неделя «Волшебные конфеты» (интерес, радость) Игра-сюрприз.

4 неделя «Веселые музыканты» (веселое настроение) Развлечение

Декабрь.

1 неделя «Здравствуй, зимушка-зима» (радость) Экскурсия.

2 неделя «Мойдодыр» (гнев) Чтение художественной литературы.

3 неделя «В поисках клада» (удивление, радость) Экскурсия по группе.

4неделя «Ай, да елочка» (веселое настроение) Развлечение

Январь.

2 неделя «Поссорились– помирились» (хорошо – плохо) Игра-занятие.

3 неделя «Поможем птицам» (доброта, забота) Рассматривание картины.

4 неделя «В гостях у игрушек» (веселое настроение) Развлечение

Февраль.

1 неделя «Чаепитие зайки» (грустно-весело) Игра-инсценировка.

2неделя «Заюшкина избушка» (грусть, печаль, страх) Чтение художественной литературы.

3неделя «В гостях у сказки» (все доступные эмоции) Литературная викторина.

4 неделя «Перчатки» (веселое настроение) Развлечение.

Март.

1неделя «Самый волшебный цветок» (радость, забота) Экскурсия.

2 неделя «Нехварай-ка» (страх, радость) Игра – инсценировка.

3 неделя «Нас обидели» (Грусть, сострадание) Чтение художественной

литературы.

4 неделя «Солнышко посвети» (веселое настроение) Развлечение.

Апрель.

1неделя «Волшебные слова» (забота, радость благодарность) Игра-занятие.

2 неделя «Веселый ручеек» (интерес, радость) Рассматривание картины.

3 неделя «Семеро козлят» (страх, забота, доброта) Чтение художественной

литературы.

4 неделя «Праздник конфетных фантиков» (веселое настроение) Развлечение

Май.

1 неделя «Воздушные шары» (все доступные эмоции) Беседа.

2 неделя «Бычок» (страх, грусть) Чтение художественной

литературы

3 неделя «Я все умею делать сам» (забота, радость) Игра-занятие

4неделя «Скоро лето» (веселое настроение) Развлечение.

Таким образом, благодаря организованной комплексной работе ребенок научился понимать свое эмоциональное состояние и приобрел полезный опыт взаимоотношений с окружающими.

Источник