План работы доу по интеллектуальному развитию ребенка

План работы доу по интеллектуальному развитию ребенка thumbnail

Принято:

Педагогическим советом

протокол № от

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОАУ д/с №15 ________________

Отдел образования администрации г.Зея Амурской области

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад № 15 «Незабудка»

Рабочая программа кружка

по интеллектуальному развитию

«Юный интеллектуал»

детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель

МДОАУ №15

Политыко Евгения Александровна

г. Зея

Содержание:

  1. Пояснительная записка.

  2. Цели и задачи программы.

  3. Организационно-методическое обеспечение программы.

  4. Формы и методы занятий.

  5. Техническое оснащение занятий.

  6. Основные знания, умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы.

  7. Литература

  8. Учебный план работы кружка

1. Пояснительная записка

Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Чем увереннее и спокойнее начнется для первоклассника школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем в начальной школе, ни в последующем обучении.

Организация предшкольной подготовки – задача всех взрослых, окружающих ребенка. Часто взрослые не задумываются, над тем, с каким уровнем интеллектуального развития ребенок идет в школу. И многим детям трудно включиться в новую для них учебную деятельность. Незаметно для себя, в процессе игры, дети решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Детям это интересно, потому что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе – поддержать интерес детей новыми заданиями. В первую очередь необходимо формировать высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и др.

Развитие интеллекта предполагает развитие способности осуществлять переводы с одного ” языка ” представления информации на другой и обратно. Для формирования объектной картины мира, для развития интеллекта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей восприятия необходимо познакомить дошкольника с различными способами отражения действительности. Ребенок знает значение вещей, жестов, слов, событий и т.п. Но эти значения не разрознены, а объединены в определённые структуры.

Индивидуальная система значений характеризует содержательный строй интеллекта отдельного субъекта. Для его развития необходимо расширение кругозора ребёнка, изучение закономерностей и связей в окружающем мире.

Нужно помнить, что умственное развитие ребенка – это не только получение определенной суммы знаний, но и развитие восприятия, памяти, мышления, воображения, познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности. Лишь тогда ребенок научится самостоятельно усваивать знания и станет творчески мыслящим человеком. А для этого необходимо специально организованное, целенаправленное и систематическое взаимодействие ребенка и взрослого.

В дошкольном возрасте интенсивно развивается речь, обогащается активный и пассивный словарь, формируется звуковая культура речи. Поэтому важно, чтобы малыш, выполняя задание, учился рассуждать, объясняя, почему он делает именно так. У будущих первоклассников необходимо развивать мелкую моторику и координацию движения руки, в этом детям помогут графические упражнения.

Данная программа предполагает тесное сотрудничество взрослого и ребенка. Задания и игровые упражнения подобранны по степени возрастания сложности, поэтому выполнять их нужно последовательно.

2. Цель и задачи программы

Цель: развитие интеллектуальных способностей, подготовка дошкольника к успешному обучению в школе.

Задачи:

  • Развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, наблюдательность, сообразительность, фантазию.

  • Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

  • Развивать умение выделят учебную задачу, и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.

  • Развивать аналитическое мышления (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).

  • Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам/по одному, по два, по три/, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

  • Развивать логическое мышление.

  • Развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь, фонематический слух. Грамматически и фонетически правильно строить фразы.

  • Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.

  • Воспитывать самостоятельность, пытливость, желание выполнить задание правильно и до конца.

В основе программы лежат следующие принципы:

  • Принцип безопасности.

  • Принцип многократного повторения материала для формирования у ребенка не просто умения, но и навыка.

  • Принцип научности (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).

  • Принцип вариативности – «от простого к сложному» ( научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).

  • Принцип доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

  • Принцип наглядности (наличие дидактических материалов).

  • Принцип положительного подкрепления.

  • Принцип доверия (откровенности) – мы доверяем, друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешным.

  • Принцип уважительного отношения друг к другу.

Читайте также:  Примеры индивидуального маршрута развития ребенка

3. Организационное обеспечение программы.

Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для качественного овладения школьно – значимыми умениями и навыками.

Программа рассчитана на 8 месяцев (октябрь – май) по 2 занятия в неделю, длительность 25-30 минут (подготовительная группа)

Численность детей в кружке – 16 человек. Возраст детей 6-7 лет.

4. Формы и методы занятий.

Формы организации работы:

  • занятия, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

  • совместная и самостоятельная деятельность ( дидактические игры, подвижные, индивидуальные задания на развития логического мышления и мелкой моторики пальцев руки).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно- иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию);

  • репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности);

  • частично- поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом);

  • исследовательский (самостоятельная работа).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:

  • фронтальный(одновременно со всей группой).

  • индивидуально – фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

  • индивидуальный(выполнение заданий, решение проблем).

5. Техническое оснащение занятий.

  • Доска, мел, губка

  • Ноутбук

  • Иллюстративный вспомогательный материал

  • Простые карандаши

  • Цветные карандаши или фломастеры

  • Тетради в крупную клетку

6. Основные знания, умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы:

-Умение подчинять свою деятельность системе обязательных для всех правил.

– Развиты познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазия.

– Умение самостоятельно решать учебные и практические задачи.

– Умение выделять учебную задачу, и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.

– Умение находить признаки и связи между явлениями, действовать по образцу.

– Умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам/по одному, по два, по три/, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

-Умение мыслить и рассуждать логически.

-Развиты психические функции, связанные с речевой деятельностью; самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

– Умение рисовать и срисовывать по клеткам или по образцу.

7. Литература:

  1. БарсуковаЕ.В., Евдокимова Л.А. «Игры и игровые упражнения для развития интеллектуальных способностей детей 5-9 летнего возраста»

  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Логика» учебное издание

  3. Григорьева М.Р. «Интеллектуально – развивающие занятия со старшими дошкольниками»

  4. Земцова О.Н «Тесты для детей 5-6 лет» учебное пособие

  5. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников»

  6. Узорова О.В., НефедоваЕ.А. «350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования»

8. Учебный план интеллектуального кружка в подготовительной группе.

Октябрь

1,2

Познакомить с правилами поведения на кружке. Знакомство с детьми. Сравнивание предметов. Нахождение противоположных по смыслу понятий. Развитие мелкой моторики.

3,4

Развитие способности анализировать, выделять общие и отличительные признаки предметов. Развитие внимания, мелкой моторики.

5,6

Использование понятий «между», «рядом», «слева», «справа», «перед». Развитие мелкой моторики.

7,8

Сравнение предметов, развитие внимания, мелкой моторики.

Ноябрь

1,2

Ищем закономерности. Учимся устанавливать последовательности событий. Обобщаем понятия. Развитие мелкой моторики.

3,4

Сравнивание предметов. Развитие мелкой моторики.

5,6

Сравнивание и классифицирование предметов. Ищем противоположные понятия. Развитие мелкой моторики.

7,8

Развитие внимания. Поиск предметов с названными признаками. Развитие мелкой моторики.

Декабрь

1,2

Развиваем внимание, сообразительность. Поиск закономерностей. Развитие мелкой моторики.

3,4

Использование понятий «раньше», «позже», «сначала», «потом». Поиск противоположных по смыслу понятий. Развитие мелкой моторики.

5,6

Учимся группировать предметы. Развитие образного мышления. Учимся соотносить предметы по их внутренним свойствам. Развитие мелкой моторики.

7,8

Сравниваем, группируем предметы. Развиваем внимание. Развитие мелкой моторики.

Январь

1,2

Учимся наблюдать, сравнивать и обобщать. Развитие мелкой моторики.

3,4

Ищем закономерности. Развиваем внимание. Учимся определять время по часам. Развитие мелкой моторики.

5,6

Развиваем образное мышление. Решаем логические задачи. Развитие мелкой моторики.

Февраль

1,2

Сравниваем предметы по внутренним признакам. Решаем логические задачи. Развитие мелкой моторики.

3,4

Сравниваем предметы. Устанавливаем последовательность действий. Развитие мелкой моторики.

5,6

Читайте также:  Класс гитара для ребенка что дает для развития

Классифицируем предметы. Ищем закономерности. Решаем логические задачи. Развитие мелкой моторики.

7,8

Развиваем внимание. Решаем логические задачи. Развитие мелкой моторики.

Продолжение

Март

1,2

Ищем закономерности.Развитие мелкой моторики.

3,4

Развиваем внимание. Решаем логические задачи. Развитие мелкой моторики.

5,6

Обобщаем понятия, группируем предметы. Развиваем пространственное мышление. Развитие мелкой моторики.

7,8

Решаем логические задачи. Развитие мелкой моторики.

Апрель

1,2

Тренируем внимание. Ищем закономерности. Решаем логические задачи. Развитие мелкой моторики.

3,4

Решаем логические задачи. Ищем закономерности. Развитие мелкой моторики.

5,6

Группируем предметы. Развиваем внимание, образное мышление. Развитие мелкой моторики.

7,8

Сравниваем предметы. Ищем закономерности. Развитие мелкой моторики.

Май

1,2

Сравниваем, систематизируем. Развиваем воображение. Развитие мелкой моторики.

3,4

Тренируем внимание. Решаем логические задачи. Развитие мелкой моторики.

5,6

Сравниваем, обобщаем. Решаем логические задачи. Развитие мелкой моторики.

7

Развиваем внимание и сообразительность. Развитие мелкой моторики.

8

Проведение конкурса «Умники и Умницы»

9

Источник

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеёк»

План индивидуального образовательного маршрута детей старшего дошкольного возраста по развитию интеллектуальных способностей

Цель: Повышать уровень интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Дата

Тема

Цель

Формы, методы, приёмы, работы

Список литературы

1

Октябрь

Занятие «Умники и умницы»

Закрепление базисных математических представлений, речевых умений, развитие воображения, креативности, мышления. Развивать интерес к развивающим играм с математическим содержанием.

Воспитывать стремление к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.

Групповая.

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.

«Занятие по математике: развиваем логическое мышление», Белошистая А.В.;

 «Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет» / А.А.Столяр. – М., 1991.

2

Задачи на развитие логического мышления

Развивать у детей логическое мышление, самостоятельность и творчество, сообразительность и находчивость, речь.

Групповая.

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.

«Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Венгер Л.А., Дьяченко О.М. – М.: Просвещение, 1989.

3

Ноябрь

Развлечение «Что? Где? Когда?»

Развивать словесно-логическое мышление, речь. Показать все свои знания, находчивость, умение сравнивать, рассуждать, проявлять желание не подвести свою команду.

Групповая.

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой

4

Задачи-шутки

Способствовать развитию внимания и сообразительности., логического мышления. Побуждать ребёнка рассуждать, мыслить, находить ответ, используя ранее полученные знания

Групповая.

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.

«Логика и математика для дошкольников»: Методическое пособие /Авт.-сост, Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая – Спб: «Акцидент», 1997 ;

« Математика для дошкольников» Ерофеева Т.И – М.: Просвещение, 1992.

5

Декабрь

Занимательные вопросы

Стимулировать и развивать математические способности. Развивать умения наблюдать и сравнивать, сопоставлять и анализировать. Развивать конструктивное мышление. Развивать речь и интеллект ребёнка.

Групповая.

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.

«Умные стихи» Синицына Е.А.-М.,1997

6

Заседание совета Мудрецов в «Уголке Умников»

Совершенствование навыков самостоятельной работы с занимательным материалом, развивать мышление, воображение, речь.

Групповая.

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.

«Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Перова М.Н. – М.: Просвещение, 1996. 

7

Январь

Математический КВН

Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать , отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять. Развивать способность к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования. Воспитывать стремление к творческому процессу познания и выполнения строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

Групповая.

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.

8

Задания логико-конструктивного характера

Развивать логическое мышления детей с высоким уровнем интеллектуальных способностей,

формировать у детей приемы мыслительной деятельности.

Индивидуальная.

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.

«Ступеньки творчества, или

Развивающие игры»-Никитин Б.П.-М.,1991

9

Февраль

Игры-головоломки

«Танграм» «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово  яйцо», «Вьетнамская игра»

Развивать пространственные представления, воображения, конструктивное мышление,

целенаправленность в решении практических задач.

Способствовать совершенствованию практической ориентировки  детей в геометрических фигурах.

Групповая, индивидуальная.

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.

10

Заседание совета Мудрецов в «Уголке Умников»

Совершенствование навыков самостоятельной работы с занимательным материалом, развивать мышление, воображение, речь.

Групповая

форма работы.

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.

«Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Перова М.Н. – М.: Просвещение, 1996. 

11

Март

Конкурс смекалистых «Торопись да не ошибись»

Стимулировать развитие интеллектуального потенциала личности детей старшего дошкольного возраста.

Читайте также:  Меню для развитие ребенка до 1 года

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим, логическим и художественным содержанием;

стимулировать детей к самостоятельному поиску необходимой информации, решению проблемных ситуаций;

развивать воображение и творческую активность;

Развитие коммуникативных навыков, чувства товарищества, духа соревнования.

Групповая.

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.

12

Занятие

«Клуб Знатоков»

Развивать смекалку, зрительную память, воображение у детей старшего дошкольного возраста.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Групповая.

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.

«Занятие по развитию математических способностей». Белошистая А.В.;

«Математика для дошкольников 5-6 лет» Колесникова Е.В

13

Апрель

Развивающие игры

В. Воскобовича

Развивать логику, внимание, память, речь, мышление, воображение. Уметь устанавливать закономерности, находить оптимальные решения. Воспитывать самостоятельность, волю.

Индивидуальная.

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.

Учебно-игровое пособие

«Развивающие игры Воскобовича».

14

15

Май

Математический КВН

Итоговая диагностика

Доставить детям радость и удовольствие от развивающих игр,
поддержать интерес детей к интеллектуальной деятельности, развивать сообразительность, настойчивость, целеустремлённость и смекалку, развивать у детей логическое мышление

Выявить уровень знаний, полученных в результате проведённой работы. Определить дальнейшую работу.

Групповая.

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.

Индивидуальная

Итог: запланировано мероприятий -14, проведено мероприятий -14.

Результат: поставленная цель выполнена, задачи решены.

Источник

План работы с детьми старшей группы

«Интеллектуальное развитие детей»

План составила:

Калинина В.В.

Цель:

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников.

Задачи:

– формирование базисных математических представлений;

-формирование умения следовать устным инструкциям;

-развитие у детей мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация, обобщение);

-развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение);

-развитие мелкой моторики рук и глазомера;

– воспитание интереса к интеллектуальным играм;

– формирование стремления доводить начатое дело до конца.

Список детей для занятий.

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 
 

Неделя

Сообразительность и смекалка

Концентрация и переключение внимания

Логические игры

И игры на развитие памяти.

Умелые пальчики

Сентябрь

1

Ребусы

Графический диктант

Сколько фигур?

Штриховка

2

Аналогии

Хлопни в ладоши

Рисунок меняется

Узелки

3

Найди неповторяющуюся картинку

Повторяй за мной

Необычные примеры

Дорисуй половину

4

Найди отличия

Загадки и вопросы

Магический квадрат

Продолжи ряд

тябрь

1

Сказочные герои

Лабиринт

Логические задачи

Продолжи ряд

2

Какие животные

Хлопни, если знаешь

Последовательность

Узелки

3

Необычные задачи

Запретное движение

Запомни и нарисуй

Штриховка

4

Чудо зверь

Найди цифры

Что общее

Дорисуй половину

Ноябрь

1

Найди пары

Отличия

Круг и квадрат

Продолжи ряд

2

Зачеркни лишнее

Расставь по образцу

Раздели буквы и цифры

Дорисуй половину

3

Соедини линиями

Что изменилось

Лишний предмет

Узелки

4

Задача на сообразительность

Графический диктант

Запомни предметы

Штриховка

Декабрь

1

Тени

Повторяй за мной

Сосчитай фигуры

Дорисуй половину

2

Ребусы

Найди предметы

Необычные задачи

Узелки

3

Чудо зверь

Заполни пустые фигуры

Магический квадрат

Штриховка

4

Исправь художника

Сосчитай фигуры

Рисунок меняется

Продолжи ряд

Январь

2

Что за чем

Найди такой же предмет

Логические задачи

Продолжи ряд

3

Сказки перепутались

Запретное движение

Необычные примеры

Дорисуй половину

4

Магический квадрат

Сколько всего

Найди пару и объясни

Узелки

 

Аналогии

Как меняется рисунок

Запомни и раскрась.

Штриховка

Февраль

1

Задачи со спичками

Графический диктант

Лишний предмет

Продолжи ряд

2

Задача на сообразительность

Недостающие картинки

Запомни картинку

Штриховка

3

Сказочные герои

Одинаковые предметы

Магический

Узелки

4

Сосчитай фигуры

Точки в квадратах

Два круга

Дорисуй половину

Март

1

Тени

Дорисуй фигуры

Что общее

Продолжи ряд

2

Ребусы

Найди такую же картинку

Запомни фигуры

Узелки

3

Закономерность

Найди животных

Лишний предмет

Штриховка

4

Что за чем

Заполни пустые фигуры

Пустые клетки

Дорисуй половину

Апрель

1

Чудо зверь

Сосчитай фигуры

Что изменилось

Продолжи ряд

2

Аналогии

Найди предметы

 

Узелки

3

Лишняя картинка

Отличия

Необычные задачи

Штриховка

4

Необычная задача

Лабиринт

Найди пару и объясни

Дорисуй половину

Май

1

Ребусы

Заполни по образцу

Круг и квадрат

Продолжи ряд

2

Что за чем

Что изменилось

Пустые клетки

Дорисуй половину

3

Сосчитай фигуры

Запретное движение

Лишний предмет

Узелки

4

Магический квадрат

Найди цифры

 

Штриховка

      
      
      

Источник