План по самообразованию развитие личности ребенка через театрализованную деятельность
МАДОУ «Детский сад № 405 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения»
Ново-Савиновского района г. Казани
« Индивидуальный план по самообразованию
воспитателя»
Мусиной Алсу Юсуповны
2012-2017гг
Тема самообразования:
«Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»
Цели и задачи: Сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Каждый ребёнок талантлив изначально, театр даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться. Изучение теоретического и практического опыта по данной теме. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды). Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусства. Работа над культурой и техникой речи детей. Работа над этюдами, ритмопластикой, постановкой спектаклей. Обеспечение условиями для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе. Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старщих групп перед детьми младшего возраста). Способствование самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.
Актуальность моих исследований в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.
Этапы работы по самообразованию
№ | Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практическая деятельность | |
1 | Подготовитель ный этап. Цель: Повышение собственного уровня знаний,профес-сиональной компетентности. . | 2012г | Изучение научно-методической и учебно-методической литературы по данной теме. Знакомство с работами других специалистов (просмотры сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов). Подобрать методическую,художественнуюлитературу,иллюстративный материал по данной теме. Подобрать материалы,атрибуты,театральные куклы для театрализованной и игровой деятельности. | Курсы повышения квалификации Изучение ФГОС ДО Разработка перспективного плана на 2015-2016 учебный год Сообщение на ПС или МС | |
2 | Аналитико-диагностичес-кий | 2013г. | Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала Изучение литературы по проблеме из имеющегося опыта Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов) Определение цели и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов «Круглый стол» для родителей Разработка диагностического материала Проведение диагностики с целью отслеживания результата работы Распространение опыта работы. | Проведение мероприятий по плану Проведение консультации, семинара-практикума для педагогов, родителей Оформление наглядно-иллюстративного материала Оформление методической папки материалов Оформление выставки совместного творчества детей и родителей | |
3 | Практический этап Цель: Внедрение в практику подготовленого материала | 2014 – 2015 г. | Разработать и апробировать систему работы, составление перспективного плана и подбор методов, приемов в соответствии ФГОС ДО Разработать проект Создать видеофильм по теме, над которой работаю Создать собственные методические пособия, атрибуты Участвовать в работе конференций, семинаров Конкурс «В гостях у сказки» | Распространение материала на уровне ДОУ, РМО иучастие в конкурсах сказок. Публикация «Из опыта работы» (статья, доклад) | |
4 | Заключительный этап. Цель: Подведение итогов работы по теме самообразова-ния | 2016- 2017 г. | Диагностика. Мониторинг. Обобщение опыта работы по теме самообразования Разработка методического пособия для работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО -подведение итогов – оформление результатов работы по теме самообразования – представление материалов. – использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. | Участие в семинарах, консультациях, конференциях Активное участие в работе методического объединения района, города, республики Участие в конкурсах педагогического мастерства. Определение целей и задач темы. Самоанализ и самооценка своих занятий. . | |
Литература по теме самообразования
1.Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.
2.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2013.
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 2011
4. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М., 2007.
5. Жданова В. А. Театрализованная деятельность в детском саду. // Воспитатель №6, 2009.
6. Журнал «Театр и дети» Буренина А. И. СПб., 2008.
7.Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-N4.
8.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004.
9. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М., 2009.
10.Маханева М.Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк.восп.–2010
11. Фурмина Л. Театр-дома// Дошкольное воспитание №12, 2009.
План по теме самообразования
Этапы работы. Сроки. | Направления работы | Способы достижения | |||
1 этап Сентябрь – Май | Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов. Изучение методической литературы. | Знакомство и анализ документации. | |||
Сентябрь | Планирование работы с детьми на новый учебный год. Организация кружка «Театр начинается с…детского сада». | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. Подбор материала. | |||
Планирование работы взаимодействия с родителями по теме «Театр начинается с детского…сада». | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. | ||||
2 этап Сентябрь – Май | Работа кружка «Театр начинается с…детского сада» по плану. | Взаимодействие педагога с детьми, родителями, коллегами. Подбор материала. Создание предметно-развивающей среды в группе. Пополнение дидактическим материалом, художественной литературой. | |||
3 этап Ноябрь – Май | Самореализация. Формы подведения итогов: участие в праздниках и развлечениях постановка спектакля ко дню Матери; показ спектаклей для детей младшего дошкольного возраста, родителей. | Участие в музыкальном празднике «Золотая осень». Участие в музыкальном празднике «Новогодний бал». Участие в музыкальном празднике «8 Марта – Международный женский день». Показ спектакля «Теремок» родителям на тематическом вечере «День Матери». Показ сказки «Заюшкина избушка» детям младших групп. Инсценировка сценки «Весна пришла», драматизация сказки «Заюшкина избушка», показ спектакля «Репка» на совместном с родителями вечере «В мире кукол». | |||
Подготовить доклад для воспитателей на педагогический совет «Развитие творческой личности дошкольника посредствам театрализованной деятельности. Современные подходы» | Выступление на педсовете. | ||||
Творческий отчет по театрализованной в форме презентации на педагогическом совете. | Выступление на педсовете | ||||
| Выступление на педсовете | ||||
Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. | Подбор методической литературы. |
Источник
« Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность».
Актуальность.
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”
(Б. М. Теплов).
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Цель: повышение профессиональной компетентности в развитии творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, самообразованием.
- Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды).
- Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете.
- Разработать и реализовать план-программу по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
- Работать с родителями по данной теме (родительские собрания, консультации, памятки).
- Обобщить опыт работы по данной теме.
Этапы реализации:
- Подготовительный
- Основной
- Итоговый.
Литература.
1. А. В. Щёткин ” Театральная деятельность в детском саду”.
2. С. В. Сигуткина ” Рекомендации к организации театрализованных игр”.
3. Н. Ф. Губанова ” Игровая деятельность в детском саду”.
4. Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева ” Театрализованная игры в детском саду”.
5. В. И. Селевёрстов ” Речевые игры с детьми”.
6. Т. Н. Доронова ” Играем в театр”.
7. Н. Ф. Губанова ” Театральная деятельность дошкольников”.
8. Н. Алексеевская ” Домашний театр”.
План работы по теме.
этапы | месяц | Содержание работы | Практические результаты |
Подготовительный | 9 | Изучение литературы и имеющегося опыта по проблеме, подбор диагностического материала. |
|
10 | Продолжать изучение литературы по заданной тематике. Анкетирование и консультирование родителей. |
«Театральная деятельность в детском саду». . | |
Основной | 11 | Продолжать изучение литературы по заданной тематике. Организация практической работы с родителями. |
|
12 | Продолжать изучение литературы по заданной тематике. Подготовка консультации для педагогов. |
| |
1 | Формирование картотеки Оснащение и пополнение предметно-развивающей среды, дидактических игр. |
| |
2 | Продолжать изучение литературы по заданной тематике. Организация практической работы с семьей. |
| |
3 | Подготовка к инсценировке сказки «Заюшкина избушка». |
| |
4 | Продолжать изучение литературы по заданной тематике. Показ сказки «Заюшкина избушка» детям младшей группы. |
| |
Итоговый | 5 | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. |
|
Источник
План работы по самообразованию
Воспитатель: Марахина Наталия Васильевна
МБДОУ детский сад № 69
Тема: Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность
Цель: Формировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства. Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
Последовательное знакомство детей с видами театра.
Поэтапное освоение детьми видов творчества.
Совершенствование артистических навыков детей.
Раскрепощение детей.
Работы над выразительностью речи, интонации.
Коллективные действия, взаимодействия.
Умение сочувствовать, сопереживать.
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый “банк жизненных ситуаций”, поэтому очень важно, чтобы осознание “сказочных уроков” начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: “Чему нас учит сказка?”. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.
Театрализация в первую очередь – это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связаны с:
∙ художественным образованием и воспитанием детей;
∙ формированием эстетического вкуса;
∙ нравственным воспитанием;
∙ развитием коммуникативных качеств личности;
∙ обучением вербальным и невербальным видам общения;
∙ воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
∙ созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театрализованной деятельностью помогает развить интересы и способности детей: способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Проект «Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность» рассчитан на четыре учебных года.
В процессе реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:
∙ Чтение и совместный анализ сказок.
∙ Проигрывание отрывка из сказок.
∙ Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.
∙ Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
∙ Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
∙ Словесные, настольные и подвижные игры.
∙ Пантомимические этюды и упражнения.
∙ Дыхательная гимнастика
∙ Артикуляционная гимнастика.
∙ Пальчиковые игры со словами.
∙ Разучивание чистоговорок.
Правила работы с детьми.
∙ Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.
∙ Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.
∙ Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.
∙ При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием проекта
Дети будут знать и уметь:
∙ Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки.
∙ Снимать напряжение с отдельных групп мышц.
∙ Научатся запоминать и описывать любого героя.
∙ Произносить одну и ту же скороговорку, фразу с разными интонациями, в разных темпах.
∙ Сочинять этюды по сказкам.
∙ Строить простейший диалог.
∙ Распределять между собой обязанности и роли.
∙ Использовать средства выразительности драматизации.
∙ (поза, жесты, мимика, голос, движения).
Занимаясь театрализованной деятельностью дети приобретут:
∙ Уверенность в себе.
∙ Умение играть в коллективе.
Работа проекта складывалась следующим образом:
1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений раскрывают перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции. Детьми старшего дошкольного возраста разыгрывались такие этические сказки и басни, как «Стрекоза и муравей», «Два барана», «Две козы», «Старик и сыновья».
2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:
– покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;
– покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;
– произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т.д.
3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, предлагаю детям провести необычный «Конкурс хвастунов.” Объясняю, что выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.
4. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, при знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку-страшилку «Белый рояль», спросила у детей, было ли её страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предлагала детям нарисовать свой собственный Страх. Дети рисовали змей, собак, пауков, светящуюся тыкву к празднику Хеллуин и т.д., затем я предложила разорвать рисунки на мелкие кусочки, вложить их в воздушный шарик и отпустить его на улицу, представив, что туда уходит Страх.
5. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».
6. Метод обратной связи или (рефлексия), который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.
Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей. Ежегодно в нашем детском саду проводится «Фестиваль добрых дел», который подводит итог проделанной работы театрального кружка.
Для реализации поставленной выше цели и задач программы проекта было организовано наблюдение за развитием творческой инициативы детей. Результаты проведённой диагностики позволили убедиться в правильности выбранной линии развития, творческой инициативности детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время дети активно откликаются на изготовление афиш, пригласительных билетов в театр, самостоятельно распределяют между собой обязанности по оформлению сцены, подбору костюмов, распределяют игровые роли, активно используют ролевую речь, пантомиму во время диалогов с партнёрами по театральной деятельности, в спокойном режиме могут заменить отсутствующего партнёра по театральной постановке.
Сроки работы над проектом: ноябрь 2014 г. – январь 2015г.
№ | Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выводы |
1 | Подготовительный этап. Аналитико-диагностический. | Ноябрь 2014г – Февраль 2015г. | Знакомство с театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. | |
2 | Основной этап. | Ноябрь 2014г.-Март 2015 г. | Апробация различных педагогических технологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций. | Распространение материала на уровне ДОУ, РМО, в интернете. |
3 | Заключительный этап. | Апрель 2015 г. | Диагностика. Мониторинг. | |
4 | Обобщение. | Сентябрь 2015 г. | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. | Представление материалов на педсовете. |
Источник