План обследования ребенка с нарушениями развития

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

ФИО ребенка ____________________________________________________

Дата рождения____________________________________________________

Возраст на момент обследования ____________________________________

Оценка общего психического развития

1 Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый); сличает, выбирает по названию, самостоятельно называет (подчеркнуть).

2. Различение форм (шарик, кубик, кирпичик, крыша): сличает, выбирает по названию, самостоятельно называет (подчеркнуть).

3. Предметный гнозис (игрушки, мебель, одежда, посуда – всего 12 картинок): называет/показывает по слову знакомые предметы в количестве , использует/понимает обобщающие слова (вписать).

4. Мышление и способы деятельности:

• выбор по образцу — парные картинки (из 6 пар): самостоятельно выбирает, с помощью педагога, не выполнил задание (подчеркнуть);

• разрезные картинки из двух частей: самостоятельно выполнил, выполнил с помощью, не выполнил (подчеркнуть);

• пирамидка из 4 колец: самостоятельно собрал, собрал с помощью, не выполнил (подчеркнуть);

• матрешка (двусоставная); самостоятельно собрал, собрал с помощью, не выполнил (подчеркнуть);

• вкладыши (7 чашек): самостоятельно собрал, собрал с помощью, не выполнил (подчеркнуть).

5. Зрительно-эмоциональная память (одна игрушка и три одинаковых домика, 10 секунд закрыть): правильно указал домик с первого раза, правильно указал домик после повтора инструкции, не выполнил задание (подчеркнуть).

6. Произвольное внимание (6 рядов по 5 клеток, всего 30 клеток, в каждой нарисован предмет в свободном порядке — цветок и мишка Ребенка просят закрыть только цветы- или, только мишек)-, самостоятельно без ошибок выполнил, выполнил с ошибками, инструкцию не понял (подчеркнуть).

Вывод о психическом развитии: соответствует возрасту, наблюдаются признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту {подчеркнуть).

                                Оценка игровой деятельности

Действия с игрушкой: адекватные, неадекватные (подчеркнуть),

Игровые действия: манипуляции, процессуальные, элементы замысла, сюжетная игра, или отсутствуют (подчеркнуть).

Вывод о развитии игровой деятельности соответствует возрасту, признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть)

                               Оценка двигательной сферы

Общая моторика (собрать двумя руками кубики): собирает двумя руками, собирает преимущественно одной рукой, не выполнил заданное (подчеркнуть).

Движения пальцев рук (повторить штрихи и круги): повторил самостоятельно, рисовал с помощью, рисовал что хотел без опоры на образец, отказался от выполнения задания (подчеркнуть).

Вывод о развитии двигательной сферы: соответствует возрасту есть признаки несоответствия: возрасту выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть).

                Эмоционально-волевая и коммуникативная сферы

Контактность: быстрый контакт, поверхностный, с трудом, уходит от контакта, протест (подчеркнуть). Фон настроения: нормальный, несколько повышен/снижен, контрастирующий (подчеркнуть). Реакция на поощрение и наказание: адекватная, неадекватная, с повышением/понижением результативности работы, отсутствие реакции, агрессия на порицание, отказ от деятельности при порицании, дезорганизация деятельности (подчеркнуть).

Вывод о развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер: соответствует возрасту, признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть).

                                  Оценка речевой сферы

Пассивный словарь: соответствует/не соответствует возрасту (подчеркнуть).

Логопедический диагноз____________________________________________

                              Особенности нервной системы

Функциональная асимметрия (подчеркнуть):

• предпочитаемая рука: правая, левая, нет предпочтения;

• нога: правая, левая, нет предпочтения;

• ухо: правое, левое, нет предпочтения;

• глаз: правый, левый, нет предпочтения.

Скоростные характеристики деятельности (подчеркнуть):

• возбудимость;

• медлительность;

• застреваемость;

• другое (вписать).

Примечание. Особенности поведения в ходе исследования (вписать),

Заключение

Психолого-педагогические показатели развития ребенка соответствуют возрасту, имеются признаки несоответствия возрасту, выраженно не соответствуют возрасту (подчеркнуть).

Егор Д. Средний балл 1,3 — выраженное несоответствие интеллектуального развития возрастным нормативам. Поэтому можно заключить, что речевое недоразвитие вторично в силу первичной интеллектуально недостаточности.

Андрей К. Средний балл 2,4 — соответствие интеллектуального развития возрастным нормативам. Поэтому можно заключить, что речевое недоразвитие первично.

Источник

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ

относится к периодам новорожденности, младенчества и раннего детства, то есть к возрасту от рождения до 3 лет. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных морфологических структур мозга, что обуславливает сензитивность психики в плане развития ряда важнейших психологических функций и особенную ее чувствительность к внешнему воздействию.

В то же время адаптационные механизмы организма ребенка еще слабы и неустойчивы, поэтому многие биологические вредности, например, детские инфекции или черепно-мозговые травмы, могут вызывать серьезные отклонения в общем и психическом развитии. В раннем возрасте необходим особый подход к диагностике развития и наибольшее значение имеет медицинская диагностика с целью выявления повреждений сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата, ЦПС. Важно, что проявление отклонений в развитии, не связанные с сенсорными дефектами, нельзя оценивать однозначно: как и неврологические симптомы они мало специфичны, мало дифференцированы и могут входить в различные симптомокомплексы. Именно поэтому в раннем возрасте значительно затруднена дифферентациальная диагностика недоразвития речи, легкой степени умственной отсталости и задержки психологического развития. Психолого-педагогическая симптоматика этих отклонений в раннем возрасте пока разработана недостаточно.

В комплексную диагностику развития в раннем возрасте входят прежде всего показатели нервно-психологического развития. Диагностику развития детей 1-го года жизни проводят ежемесячно, что связано с гетерохропностью и быстрым темпом развития на этом этапе. Внутри каждого возрастного периода выделяются ведущие линии развития, и именно их характеристика диагностируется прежде всего. На каждом этапе имеются три уровня развития: то, что развивается сейчас, то есть ведущие; то, что развивалось раньше и создавало предпосылки для развития, а сегодня закрепляется, например, соответственно хватательные движения и манипулирование; то, что сейчас только появляется, а развитие получит позже, то есть предпосылки будущего, более сложного. Диагностика проводится по показателям, соответствующим возрасту, если они отсутствуют, проверяют показатели предыдущего возрастного периода. В результате выделяется фактический уровень развития по каждой линии. Особенно важно увидеть отставание в первые три месяца жизни, так как они с большой точностью прогнозируют задержку форм правления функций к 12 месяцам и даже в дошкольном возрасте. На протяжении всего детства важно знать, по какой линии наблюдается наибольшая глубина отставания или наибольшее опережение, что является прогнозом на отдаленное будущее.Одним из важных показателей интеллектуального развития на первом году жизни является обучаемость.

Показатели эффективности обучения – в том, что ребенок первого полугодия жизни может сначала воспринимать и воспроизводить, затем воспринимать, запоминать и воспроизводить, а в последней четверти 1-го года – воспринимать, запоминать, понимать и воспринимать.

В психодиагностике умственного развития Стребелева предлагает учитывать параметры поведения и деятельности ребенка в процессе выполнения им диагностических заданий, имеющих в основе предметно-манипулятивные действия вспомогающих определенные виды помощи. Методика разработана для детей второго-третьего года жизни и показывает реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения. Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего возраста предлагается принятие считать задания, способы его выполнения, обучаемость в процессе обследования, отношение результата к своей деятельности. Принятие задачи – это согласие ребенка выполнить предложенное задание. При этом ребенок может проявлять интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым. Способы выполнения задания : самостоятельное выполнение, выполнение при помощи взрослого (то есть возможно диагностическое обучение), самостоятельно после обучения. Адекватность действий определяют их соответствие условиям данного задания, диктуемым характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивные способы – действие силой или хаотичное, выполнение во всех случаях означает значительное нарушение умственное нарушение ребенка. Обучаемость обучается только в пределах заданий, рекомендуемых для детей данного возраста. В процессе обследования ребенку предлагается следующие виды помощи: выполнение действий по подражанию с использованием жестов, с речевой инструкцией. На уровне элементарного подражания ребенок может усвоить от взрослого способ выполнения, действуя одновременно с ним. Количество показа способов не должно превышать больше трех, а речь взрослого должна служить указателем цели данного задания и оценивать результативность действия ребенка. Обучаемость, то есть переход от неадекватных действий к адекватным, свидетельствуют о потенциальных возможностях ребенка. Отсутствие обучаемости в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта или с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Отношение деятельности и ее результату для нормально развивающихся детей характеризуется заинтересованностью и эмоциональными реакциями. При нарушениях интеллектуального развития, как правило, имеется безразличное отношение и к деятельности и к результату.

Программа позволяет решать следующие задачи: Оценить уровень психофизического развития ребенка, учитывая индивидуальные сроки созревания отдельных функциональных систем; Оценить влияние факторов медицинского и социального риска на развитие ребенка; прогнозировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

Программа состоит из трех блоков:

Социальный блок представлен в виде социального паспорта семьи, в котором определяется ее социальный статус – социально-бытовой, социально-средовой, социально-экономический;

Медицинский блок представлен в виде таблицы с заключениями врачей разных специальностей и базируется на общих принципах медицинской диагностики с учетом этнологии, структуры ведущего нарушения, а также специфика осложняющих его расстройств;

Психолого-педагогический блок содержит набор диагностических таблиц для обследования детей и нацелен на диагностику реального уровня развития ребенка.

Тема: «Ранняя диагностика детей с отклонениями в развитии»

На современном этапе особое значение и актуальность приобретает проблема ранней диагностики из – за наметившейся тенденции роста числа детей с отклонениями в развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении.

По данным статистики, в Российской Федерации число детей с проблемами в развитии среди новорождённых составляет 74%, из них детей с нервно – психическими нарушениями 67%. Отмечается определённая динамика: стремительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3-х лет (35,5% от общего числа детей с нарушениями в психофизическом развитии).   Система раннего выявления и ранней специальной помощи призвана оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с отклонениями в развитии, их родителям и специалистам. Ее функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной, а именно ранней медико-психолого-педагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаст условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка с первых дней жизни.

Группа американских учёных проводила исследования с годовалыми детьми, которые не откликаются  на своё имя. Учёные предполагают, что пониженная способность детей реагировать на своё имя – это поведенческая реакция детей, которым впоследствии ставят диагноз «аутизм». А официальный диагноз ставится в 3 – 4 года. Существует ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста.

Работая  учителем – дефектологом, я использую в своей работе методики обследования А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой для детей с нарушением интеллекта старшего и младшего возраста, содержащие задания на исследование уровня развития внимания, восприятия, мышления, речи. Например, при выполнении задания «Разбор и складывание пирамидки» ребёнком 3-4 лет выявляется возможность моделирования с учётом величины, наличие и характер соотносящих действий, ведущая рука, согласованность действий обеих рук. А при выполнении ребёнком старшего возраста задания «Составление рассказа по сюжетной картинке» выявляется уровень развития монологической речи, словарный запас.

       В заключении хочется отметить, что наличие ранней, комплексной помощи ребенку позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии, « сгладить » имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

Литература

1. Проект «Программа создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии» Министерство образования РФ

2. «Проблема дифференциальной диагностики детей с отклонениями в развитии» Фатихова Л. Ф.  «Психология и педагогика:  методы и проблемы практического применения» Под общей редакцией С.С.Чернова.

3. «Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция» Мастюкова Е. М. Москва, просвещение, 1992

4. «Дошкольная олигофренопедагогика» А. А. Катаева, Е. А. Стребелева, Москва, «Владос», 1998.

5. «Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития», Дефектология, 1995

6. «Психологические проблемы диагностики аномального развития детей», Москва, 1989.

7. «Настольная книга педагога – дефектолога» Ростов – на – Дону», Феникс, 2005.

8. «Изучаем, обучая» С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, Москва, 2002.

Источник

Принцева Олеся
Развернутый план диагностического обследования ребенка

ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА

Ф. И. ребенка___

Возраст___

Область

диагностики Виды психических процессов;

особенности поведения Примечания

КОНТАКТ

1. обратная связь.

2.как входит в контакт:

• сразу;

• постепенно;

• испытывает трудности;

• стремиться выйти.

3.характеристика контакта:

• устойчивый;

• неустойчивый;

• избирательный;

4.личностные качества:

• целеустремленность;

• активность;

• инициативность.

5.самочувствие при общении:

• уверенность;

• беспокойство;

• тревожность.

6.выполнение инструкций:

• самостоятельно;

• с первого раза;

• с посторонней помощью;

• дополнительная стимуляция (повтор инструкций, демонстрация,

разъяснение).

8. мотивация к занятию (заинтересованность).

9. ориентировка на положительный результат деятельности.

10. аккуратность.

11. склонность к подчинению.

12. обучаемость в процессе обследования:

• использует помощь;

• отказ от помощи.

13. степень самостоятельности при выполнении заданий.

14. способность к волевому усилию.

15. уверенность в собственных силах при выполнении заданий.

16. социальная робость.

17. избалованность.

18. внешний вид (опрятный / неопрятный)

ВОСПРИЯТИЕ 1.зрительное:

• форма;

• величина;

• цвет.

2.слуховое:

• фонематический слух;

• акустическое восприятие (ритм);

3. тактильное.

4. обонятельное.

5. вкусовое.

6. восприятие времени.

7. восприятие движения.

8. пространственное восприятие + ориентировка в своем теле и на плоскости;

9.характеристики:

• избирательность;

• целостность;

• структурность;

• константность.

10. иллюзия восприятия.

Доминирующий тип.

ВНИМАНИЕ 1. непроизвольное.

2. произвольное.

3. зрительное.

4. слуховое.

5.свойства внимания:

• переключение;

• концентрация;

• устойчивость;

• эффективность;

• продуктивность;

• распределение;

• объём;

• отвлекаемость.

6.как привлекается:

• легко;

• с трудом.

Доминирующий тип.

ПАМЯТЬ 1. произвольная.

2. непроизвольная.

3. зрительная.

4. слуховая.

5. эмоциональная.

6. двигательная.

7. образная.

8. тактильная.

9. оперативная (постепенные действия «счет в уме»)

10. приёмы запоминания:

• осознанное;

• неосознанное.

Доминирующий тип.

КЗП V=

ДЗП V=

КСП V=

ДСП V=

МЫШЛЕНИЕ 1. наглядно-действенное (инструкции, подражание, собери картинку, использование предметов по назначению метода ”проб и ошибок”).

2. наглядно-образное (соотношение между словом и образом: существенные + второстепенные признаки).

2.1. наглядно-схематическое (только основные параметры).

3.словесно-логическое:

• анализ;

• синтез;

• способность обобщать;

• классификация;

• сравнение;

• причинно-следственные связи;

• объяснение точки зрения;

• перцепция (соотнесение части и целого);

• конкретизация;

• понятие абстракции.

4. креативность.

5.по степени новизны:

• репродуктивное;

• продуктивное.

6.личностный компонент:

• критичность;

разноплановость (суждения в разных плоскостях”слон и лыжник – предметы для зрелищ”);

• резонерство (бесплодное мудрствование);

• саморегуляция (организация мыслительных действий).

Доминирующий тип.

РЕЧЬ

1.понимание речи:

• устная;

• письменная.

2.словарный запас:

• активный;

• пассивный.

3. кругозор.

4. лексико-грамматическая правильность фраз.

5.сложность фазы:

• простая;

• распространенная.

6. дефекты произношения.

7. диалогическая речь.

8. монологическая речь.

9. кинетическая речь (жесты).

10. эмоциональная окраска речи.

11. связный рассказ.

12. речевые штампы.

МОТОРИКА 1.мелкая моторика:

• точность движений;

• темп движений;

• синхронность движений правой и левой рук;

• переключение от одного движения к другому;

• статический (кинестетический)праксис:

– повторение поз пальцев (по образцу. с закрытыми глазами – повторить на ощупь и по ощущениям);

• динамический (кинетический)праксис:

– проба «кулак – ребро – ладонь»;

– реципроктная координация рук (правая в кулак, левая выпрямлена – поменять одновременно местами несколько раз).

2.крупная моторика:

• общий объём движений (пройти, сесть, встать, поздороваться);

•статическая координация:

– постоять с закрытыми глазами (стопы по одной линии, руки вытянуты вперед,N=5с);

– постоять с закрытыми глазами поочередно на правой/левой ноге(N=3-5с).

•динамическая координация:

– приседания (пятки пола не касаются);

– марширование с чередованием шагов и хлопков в ладоши);

– попрыгать поочередно на ногах, подскоки;

– переключаемость движений.

ГРАФИЧЕСКИЕ

НАВЫКИ 1.характеристика линии:

• четкая;

• нечеткая.

2.характеристика нажима:

• сильный;

• умеренный;

• слабый.

3. навык использования чертежных принадлежностей.

4.постановка руки:

• правильная;

• неправильная.

5. соответствие рисунков реальным объектам.

6. использование цвета.

7.сложность рисунка:

• наличие основных деталей;

• наличие дополнительных деталей.

8. ведущая рука (правая, левая, амбидекстр)

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

ФОН 1.настрой:

• позитивный;

• негативный.

2. отношение к неудаче.

3. отношение к похвале.

4. критичность.

5. наличие аффективных вспышек.

6. пластичность/ригидность эм. процессов.

7. экстравертность/интравертность.

8. экстрапунитивность (при трудностях полагаются на

вн. обстоятельства и обвиняют при неудаче) /

интрапунитивность (полагаются на себя и винит себя при

неудаче).

9. конфликтность.

10. самовыраженеи/самопрезентация

11. сензитивность/ эмотивность

12. тревожность/психоэмоциональное напряжение/эмоциональная нестабильность

13. демонстративность поведения

14. аггравация (преувеличение симптомов)

15. стрессоустойчивость

16. социальная адаптированность

17. тенденция к перепадам настроения

18. тенденция к лидерству

19. альтруизм, эмпатия

20. настойчивость

21. импульсивность

22. маскулинность / феминность / андрогенность

23. мотивация к успеху

24. мотивация к избеганию неудач

25. принятие непринятие себя

26. самоуважение

27. атттракция

28. самооценка (адекватная, заниженная, завышенная)

29. реакция на замечание (адекватная, негативная)

УМСТВЕННАЯ

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ 1. высокая.

2. средняя.

3. низкая.

4. время активной работы (через сколько времени наступает утомляемость).

5. темп работы

Условные обозначения:

”+” – высокий уровень развития;

”-” – низкий уровень развития;

”+” – средний уровень развития;

с. ф. – стадия формирования;

”v” – по возрасту.

Дата___

Педагог – психолог___

Источник