План мероприятий по укреплению здоровья ребенка и его физическое развитие
Татьяна Логвянкова
План работы по совершенствованию физического развития и укреплению здоровья
Задачи:
Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие.
Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к
своему здоровью.
Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе
общечеловеческой культуры.
Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость) и умение рационально использовать их в различных условиях.
Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых в непосредственно образовательной
деятельности и мотивациях физических упражнений.
Создать оптимальный режим дня, комфортное самочувствие, нервно – психическое и
физическое развитие.
№ п/п Наименование мероприятий Сроки проведения Ответственный
Организация двигательной активности
1. Утренняя гимнастика. ежедневно воспитатели
2. Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре. 2р. в неделю,1 раз на свежем воздухе воспитатели
3. Прогулка на воздухе с включением подвижных и народных игр. ежедневно 2 раза в день воспитатели
4. Оздоровительный бег.
ежедневно на прогулке воспитатели
5. Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня. ежедневно воспитатели
6. Оздоровительная гимнастика после сна. ежедневно воспитатели
7. Оздоровительныепаузы на занятиях и в свободной деятельности:
-гимнастика для глаз;
-пальчиковая гимнастика;
– валеология;
– дыхательная гимнастика;
– массаж мячами, карандашом для укрепления мелкой мускулатуры пальцев;
– динамические паузы:
– упражнения на релаксацию;
-логоритмические упражнения;
-физкультминутки.
ежедневно
воспитатели
Профилактические мероприятия
1. Фитонцидотерапия (лук, чеснок)
в период заболеваемости гриппа и ОРЗ воспитатели
2. Проветривание по графику ежедневно воспитатели
пом. воспи-ля
3. Облучатель – ультрафиолетовый бактерицидный ежедневно воспитатели,
мед. работник
4. Профилактические прививки сезонные воспитатели,
мед. работник
Закаливающие мероприятия
1. Воздушные ванны. в течение года воспитатели
2. Прогулка на воздухе. 2 раза в день воспитатели
3. Оздоровительная гимнастика после сна в постели. ежедневно воспитатели
4.Закаливания и профилактики плоскостопия:
– хождение по доске с ребристой поверхностью;
– массажные коврики;
– упражнения на укрепление мышц стопы. ежедневно воспитатели
Хождение босиком по траве. май-август воспитатели
5. Умывание. Мытье рук до локтей. ежедневно воспитатели
6. Игры с водой. май-август воспитатели
7. Оздоровительные упражнения на поддержание правильной осанки сентябрь-август воспитатели
8. Прием детей на свежем воздухе (в теплое время года) Апрель-октябрь воспитатели
Спортивные досуги, развлечения
1. Спортивное развлечение “Теремок”
Январь воспитатели,
2.
Военно – патриотическое развлечение “Зарница”
Февраль воспитатели,
муз. рук-ль,
родители
3. Утренник «День сегодня необычный» Март воспитатели
4. Спортивное развлечение «Пожарные на учении» Апрель воспитатели,
муз. рук-ль,
родители
5. Физкультурный досуг “Папа, мама, я – спортивная семья” Май воспитатели
муз. рук-ль,
родители
6.
Спортивная викторина «В здоровом теле – здоровый дух» Июнь воспитатели,
муз. рук-ль,
родители
7. Спортивные эстафеты «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» Июль воспитатели
муз. рук-ль
8. Спортивное развлечение “День мяча” Август воспитатели
9. Спортивный досуг «Сильные, ловкие, смелые»
Сентябрь воспитатели
муз. рук-ль
10. Спортивная викторина “Спортландия” Октябрь воспитатели
11. Осенние эстафеты Ноябрь воспитатели
12. Спортивный праздник «Зимние игры и забавы».
Декабрь воспитатели
муз. рук-ль
Специально-организованная образовательная деятельность
1.
“Зимний спорт”
– Презентация «Зимние виды спорта»
– Беседа «Наши олимпийцы»
– Д/игра «Назови зимний вид спорта»,
Консультация для родителей «Как сделать зимнюю прогулку с ребёнком приятной и полезной» Январь
воспитатели
2.
“Ребёнок и здоровье“
– Познавательное занятие «Где прячется здоровье?»
– Беседа: «Что я знаю о здоровье?»
– Экскурсия по саду «В гостях у медсестры»
– Просмотр муль –ма: «Смешарики» из цикла «Азбука здоровья»: «Здорово быть здоровым»
Нескучные советы для родителей «Движение и здоровье» Февраль
воспитатели
мед. работник
3.
“Витамины и здоровье
– Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»,
– Видео урок «Где живут витамины».
– Чтение худ.лит-ры: С. Михалков «Тридцать шесть и пять», «Чудесные таблетки»,
– В гостях у «Витаминки»
Памятка для родителей «Как предупредить авитаминоз»
Март
воспитатели
4.
” Я и моё тело”
– Познавательная НОД «Вот я какой»
– Беседа «Организм. Что это?»
– Чтение худ.лит-ры: С. Маршак «Тело человека»
– Беседа «Мы все похожи, но разные»
Наглядная информация для родителей «Всемирный день здоровья»
Апрель воспитатели
5.
“Здоровые зубы“
– Видеопрезентация «Здоровые зубы»
– экспериментальная деятельность «Что разрушает зубы»
– Просмотр мультфильма «Королева Зубная щетка»
– Викторина «Загадки от «Зубной Феи»
Привлечение родителей к оформлению фотовыставки «Как я ухаживаю за своими зубами»
Май воспитатели
6.
“Что такое личная гигиена”
– Беседы: «Умывание каждый день», «Средства гигиены»
– Игра-экспериментирование «Грязные и чистые ручки»
– Чтение худ.лит-ры: Зайцев Г. «Дружи с водой»
– Просмотр мульт-ма: «Смешарики» из цикла «Азбука здоровья»: «Личная гигиена»
Консультация для родителей «Личная гигиена ваших детей»
Июнь воспитатели
7.
“Солнце, воздух и вода”
– Презентация «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья»,
– Беседа «Лето красное – для здоровья время прекрасное“.
– Эксперементы «Летняя лаборатория»
– Проблемная ситуация «Если бы не было воды, солнца, воздуха.»
Памятка для родителей «Безопасное лето»
Июль воспитатели
8.
“Режим дня”
– Беседа «Наши верные друзья – режим дня»
-Чтение худ.лит-ры:Шорыгина Т. «Зачем соблюдать режим»
– Беседа: «Зачем мы спим?»
– Просмотр мульт-ма: «Смешарики» из цикла «Азбука здоровья»: «Распорядок».
Консультация для родителей «Режим дня и его значение. Создание условий дома для полноценного отдыха и развития детей» Август воспитатели
9.
” Полезные продукты”
– Презентация: «Всё о вредных и полезных продуктах»
– Беседа «Кисломолочные и бифидосодержащие продукты»
– Экскурсия на кухню в гости к повару «Из каких продуктов готовят обед»
-С/р. игра «Готовим обед»
Консультация для родителей «Сбалансированное питание ребёнка»
Сентябрь воспитатели
10.
“Сохрани своё здоровье сам“
– Беседа «Вредные привычки»
-Чтение худ. лит-ры В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо».
– Презентация: «Врачи – наши помощники».
– С/р. Игра «Скорая помощь»,
Консультация для родителей
Октябрь воспитатели
11.
“Что надо знать о насморке, профилактика”
– Чтение худ.лит-ры: С. Шукшина «Как беречь нос»
– Просмотр мульт-ма: «Планета вредных привычек»
– Практическое упражнение «Аккуратная салфетка»
– Беседа «Аккуратным будь, смотри, ни кого незарози»
Рекомендации для родителей «Меры профилактики гриппа и других острых респираторных инфекций» Ноябрь воспитатели
мед. работник
12.
” С физкультурой дружить – здоровым быть»”
– Беседа «О истории олимпийских игр»
– Д/ игра «Виды спорта летние и зимние»
– Чтение худ. лит-ры о пользе физкультуры и спорта
– С/р. Игра «Мы спортсмены!»
Консультация для родителей «Общие правила выполнения зарядки в домашних условиях» Декабрь воспитатели
Педагогическая копилка
1.Интернет-ресурсы:nsportal.ru, урок. рф, maam.ru, infourok.ru
В течении года воспитатели
2. Изучение педагогического опыта В течении года воспитатели
3. Участие в онлайн семинарах, вебинарах В течении года воспитатели
4. Распространение педагогического опыта на педагогических сайтах. В течении года воспитатели
Источник
(Приложение к рабочей программе)
Цель работы: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.
Задачи:
- Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствования их физического здоровья, повышения сопротивляемости организма, улучшения умственной и физической работоспособности.
- Формирования у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижение определенного уровня физической подготовки.
- Воспитание у детей личной физической культуры. Формирование потребностей в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями и навыками, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
- Воспитание у всех участников образовательного процесса потребности в ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.
Основные направления работы по укреплению здоровья детей подготовительной группы №9
№ | Направление | Задачи |
1. | Мониторинг здоровья детей | – осуществлять целостный подход к выявлению уровня развития детей; – планомерно и целенаправленно отслеживать уровень развития каждого ребенка; – своевременно выявлять проблемы в развитии отдельных детей; – целенаправленно осуществлять коррекционную помощь нуждающимся детям. |
2. | Профилактика и оздоровление детей | 1. Проведение лечебно-профилактических мероприятий: * использование препаратов и процедур, способствующие нормализации функций иммунной системы организма, повышающие его неспецифическую резистентность к инфекционным агентам; * использование противовирусных препаратов, воздействующих на возбудителей гриппа и ОРЗ. 2. Проведение оздоровительных мероприятий и закаливающих мероприятий. |
3. | Организация питания | – обеспечение поступления всех основных пищевых веществ в количествах, отвечающим физиологическим потребностям детского организма; – соблюдение определенного режима питания, режим является одним из основных условий, обеспечивающих рациональное питание, режим строится с учетом 10-часового пребывания детей в ДОУ, при организации 3-х разового питания с усиленным полдником; – создание условий для эстетического и культурно-гигиенического развития детей. |
4. | Организация питьевого режима | – соблюдение питьевого режима в детском саду в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10; – обеспечение доступность питьевой воды воспитанникам в течение всего времени нахождения в саду; – использование кипяченной питьевой воды, при условии ее хранения не более 3-х часов. |
5. | Проведению закаливающих процедур | – применять элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе; – использовать в работе специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные ванны. |
6. | Организация гигиенического режима Гигиена воздуха | – обеспечение проветривания помещения ежедневно и неоднократно в отсутствие детей; – обеспечение сквозного проветривания не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года; – соблюдение значения температуры воздуха в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10: |
7. | Проведение противоэпидемиологических мероприятий | – обеспечение санитарного и противоэпидемического режима; – повышение специфического и неспецифического иммунитета; – прерывание возможных путей передачи и распространения инфекций; – допускать к посещению дошкольного учреждения детей, пропустивших 3 и более дня, возможен только со справкой от участкового врача. |
8. | Соблюдение гигиенических требований к игрушкам | – обеспечение ежедневного ухода за игрушками (моют ежедневно в конце дня горячей водой с 2% мыльно-содовым раствором в специально предназначенных для этого (промаркированных) тазах, затем промывают проточной водой (температура 37°С) и высушивают на воздухе); – обеспечение обработки игрушек согласно инструкции завода-изготовителя; – использование игрушек, которые не подлежат влажной обработке (мытье, стирка) только в качестве дидактического материала; – обеспечение ежедневной обработки игрушек дезинфицирующими бактерицидными лампами в течение 30 минут. |
9. | Соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса и режима дня | – обеспечение оптимального соотношения периодов бодрствования и сна детей в течение суток и организация всех видов деятельности и отдыха в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями и возможностями организма; – обеспечение организации педагогического процесса: режим дня, учебная нагрузка (разработаная в соответствии с требованиями, содержащимися в новых санитарно-эпидемиалогических правилах и нормах для ДОУ (СанПиН 2.4.1.2660-10) с учетом равномерного распределения умственной и физической нагрузки), образовательный план, график организации образовательного процесса, расписание непосредственно образовательной деятельности, организация двигательного режима, планирование воспитательно-образовательной деятельности детей; – обеспечение комплексного использования фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательно-образовательной работы. |
Действия воспитателей, младшего воспитателя, инструктора по плаванию
и инструктора по физической культуре.
1. Создание благоприятного психологического климата в группе для вновь прибывших воспитанников через создание положительного настроя у детей;
2. Организация рационального двигательного режима:
- Организация усиления двигательного режима в течении дня: перед занятиями, между занятиями, во время прогулки, индивидуальная работа в утренний и вечерний отрезок времени;
- Увеличение (по возможности) продолжительности прогулок;
- Ежедневные пробежки во время прогулки, ходьба в быстром темпе;
- Увеличить на прогулке количество подвижных и спортивных игр;
- Организация физкультурных досугов и игр-соревнований, не менее 2 раз в месяц (согласуется с инструктором по физической культуре).
3. Организация оздоровительных мероприятий:
- Ежедневный прием детей на свежем воздухе, при наличии благоприятной погоды;
- Ввести и в системе проводить новые эффективные методы закаливания: босохождение, бодрящую гимнастику, дыхательную гимнастику;
- Усилить контроль за соблюдением детьми правил личной гигиены;
- Не допускать появления в группе детей с первыми признаками заболевания;
- Использовать игры с водой, как метод закаливания;
- Следить за осанкой детей;
- Использовать в работе включение музыки в режимные моменты;
- Проведение бесед о здоровом образе жизни;
- Осуществлять тщательный контроль в оздоровительных мероприятиях за детьми, пришедшими после больничного листа (исключить босохождение в течении 1-2 недель, сокращать длительность прогулки);
- Качественное проведение всех оздоровительных мероприятий.
4. Осуществлять преемственность в работе:
- Воспитателя и инструктора по физкультуре: индивидуальный подход, контроль за часто болеющими детьми, контроль за детьми после больничного (использовать систему снижения физической нагрузки);
- Воспитателя и инструктора по плаванию (мед. работника): тщательным образом следить за одеждой детей для выхода после бассейна, качественно просушивать волосы.
5. Осуществлять тщательный контроль за детьми, которые часто бывают на больничном.
6. Обязательное проветривание и использование прибора АТМОС в помещениях группы по графику.
7. Провести работу с родителями:
- родительские собрания,
- консультации,
- конкурсы,
- спортивные праздники,
- недели здоровья,
- дни открытых дверей,
- папки-передвижки,
- беседы,
- личный пример педагогов.
Источник
Реализация системы мероприятий
направленных на оздоровление и физическое развитие детей
Цель: создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей ответственности в деле сохранения здоровья детей.
Задачи плана:
– охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма;
– формирование у родителей осознанного отношения к здоровью;
– привлечение родителей к организации оздоровительной работы с детьми.
Ожидаемые результаты:
– создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни;
– снижение показателя заболеваемости;
– положительная динамика показателей физического развития детей.
Список используемой литературы:
1. Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.
2. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС, 2003-304 с
3. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
4. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
5. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М. : 2004
7. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду М.: 2000
7. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 – 143 с.
Пояснительная записка
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к ЗОЖ, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Подвижные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребёнка. Мы применяем народные игры и игровые подражательные движения, как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах; используем народные подвижные игры в дыхательной гимнастике, закаливающих процедур, в утренней гимнастике и в самостоятельной детской деятельности.
При этом семья является активным участником воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Перспективный план.
Месяц | Вид деятельности |
Сентябрь | Выбор темы. Подбор литературы по теме. |
Октябрь | Наблюдение за поведением детей и состоянием здоровья в повседневной жизни. Выявление часто болеющих детей, выявление физической подготовленности и двигательных навыков. |
Ноябрь-декабрь | Составление картотеки физминуток, подвижных игр и картотеки комплексов гимнастики после дневного сна. |
Январь- февраль | Создание представлений о ЗОЖ – развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов. – формирование представлений о том, что вредно, что полезно. |
Март- апрель- май | Работа с родителями: анкетирование, консультаций, организация совместных дел. |
В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание.
Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.
ФГОС дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Возникают вопросы: Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как организовать образовательную деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребёнку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к НОД по физкультуре, потребность в здоровом образе жизни? Как сделать привлекательной НОД по физкультуре для всех детей? Как достичь в процессе занимательного дела оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?
Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения.
Для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, профилактики простудных заболеваний, физического развития и оздоровления воспитанников и для реализации приоритетного направления в дошкольном учреждении имеется музыкально – физкультурный зал, оснащенный необходимым традиционным и нестандартным оборудованием, спортивные уголки в группах, которые созданы с учётом возрастных особенностей детей. На участке детского сада оборудована спортивная и игровые площадки, где дети имеют возможность развития двигательных навыков.
Содержание работы с детьми определяется в соответствии с ФГОС. Система физкультурной работы включает в себя:
• Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики;
• Проведение двигательных разминок между НОД;
• Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке;
• Организация динамического часа в конце прогулки ;
• Организация оздоровительного бега в конце прогулки;
• Гимнастика после дневного сна;
• Коррекционная работа с детьми по развитию движений;
• Организация занимательной двигательной деятельности различного типа; пальчиковые игры и упражнения;
• Самостоятельная, двигательная деятельность детей;
• Организация досугов, праздников;
• Организация работы с семьёй.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 5-7 мин. На воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий) .
Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольного учреждения включаем разные типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения.
Варианты проведения утренней гимнастики:
• Утренняя гимнастика игрового характера включает подвижные игры или игровые упражнения имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.
• Упражнения на полосе препятствий – детям предлагаем упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.
В содержание утренней гимнастики включаем различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Детям предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.
Комплекс утренней гимнастики повторяем в течение двух недель. Продолжительность утренней гимнастики соотносится с возрастом детей, во время проведения используем музыкальное сопровождение.
В работе используются разные виды физкультминуток: с текстом, с музыкальным сопровождением, в форме подвижной игры и др.
Введение двигательной разминки во время перерыва между НОД позволяет детям активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1–2 мин.
Для организации двигательной активности в режиме дня с детьми проводятся подвижные игры, физические упражнения на прогулке.
Подвижные игры – служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств.
Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, даёт возможность приобрести двигательные навыки и умения.
После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому способствует комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность .
• Гимнастика игрового характера состоит из 2–3 упражнений типа «Потягушки», «Винтики», «Спортсмены».
• Разминка в постели и комплекс упражнений. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели, в течение 3–4 минут, выполняют 3-4 общеразвивающих упражнений.
Воспитатели предлагают упражнения из различных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После этого дети выполняют ходьбу, постепенно переходящую в бег – выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17–19 градусов.
Организация системы закаливания – важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Закаливающие мероприятия проводятся в течение всего дня. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Цель закаливания – выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (холод, тепло и т. п.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия.
Закаливание воздухом – наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями.
Эффективным средством закаливания является хождение босиком в летнее время по «Тропе Здоровья».
Вода является весьма эффективным фактором оздоровления и закаливания.
В оздоровительной деятельности использую обширное умывание, ножные ванны, обливание ног, обливания рук до локтя, в младших группах сухое обтирание. Обливание ног проводится перед сном, хождение по дорожкам здоровья после сна.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи.
В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, выпуск буклетов «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Здоровые дети», «Как я расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением медицинского работника, спортивные семейные эстафеты.
Совместная работа с семьёй строится на следующих основных положениях, определяющих её содержание, организацию и методику:
• Единство целей и задач в воспитании ребёнка.
• Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания в ДОУ.
• Индивидуальный подход к каждой семье.
• Взаимное доверие и взаимная помощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критике и самокритике.
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьёй включает:
• Ознакомление родителей с результатами состояния здоровья ребёнка и его психологического развития;
• Участие в составлении индивидуальных планов оздоровления детей;
• Целенаправленную работу, пропагандирующую необходимость рационального, полного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и теплового режима и т. д.
• Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;
• Обучение конкретным методам и приёмам оздоровления;
• Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ;
• Обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления.
Данная работа заключается в создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Таким образом, могу сказать, что системный подход к физкультурно – оздоровительных, лечебно профилактических мероприятий позволяет:
– эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья детей,
– даёт позитивную динамику оздоровления детского организма,
– позволяет достичь положительных результатов,
– повышения уровня физического развития.
Источник