План индивидуальной работы с ребенком с задержкой речевого развития

План индивидуальной работы с ребенком с задержкой речевого развития thumbnail

Области развития ребёнка

Фамилия, имя

Задачи коррекционно-развивающей работы

Примерный перечень игр

Дети должны научиться:

Речевое развитие

Формировать у детей невербальные формы коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнера по общению, выполнять предметно-игровые действия со взрослыми и сверстниками, выполнять простейшие поручения и просьбы.

Воспитывать у детей потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками.

Формировать у детей представление о том, что все увиденное, интересное, новое можно отражать в собственном речевом высказывании.

Создавать у детей предпосылки к развитию речи и формировать языковые способности детей.

Формировать и активизировать словарь.

Развивать у детей слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие.

Формировать у детей умения высказывать свои потребности во фразовой речи.

Учить детей обобщать практический опыт в словесных высказываниях (отвечать на простейшие вопросы о себе и ближайшем окружении).

Учить детей использовать в активной речи фразы, состоящие из 2-3 слов, распространять ее определениями, обстоятельствами места (предложно-падежные конструкции с предлогами в, на) и времени;

Формировать понимание различных грамматических форм словоизменения (единственное-множественное число существительных; предложно-падежные конструкции; уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных) и употребление их;

Воспитывать у детей интонационную выразительность речи.

Стимулировать активную позицию ребенка в реализации имеющихся у него языковых способностей.

 «Звенит колокольчик», «Травка-муравка», «Кто в домике живет», «Угостим куклу чаем», «Скок-скок-поскок», «Как у нашего кота», «Дружная семейка», «У Аленки в гостях», «Повар», «Сорока-белобока», «Лото», «Угадай, кто чем питается», «Заинька», «Чего не стало» и др.

 Театрализованные игры по сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба»; «Азбука настроений», «Нравится – не нравится», «Кошка и котята», «Зайчики на полянке», «В гостях у ежика», «Зоопарк настроений» и др.

Упражнения по самомассажу: массаж подушечек пальцев рук, массаж фаланг пальцев, массаж «прижимающий» «щелчки», «цепочки» и др. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Сорока», «Замок», «Дружба», «Зайчики», «Коза и козленок», «Снежный ком» и др.

Дети должны научиться:

  • выполнять предметно-игровые действия со взрослыми и сверстниками;
  • выполнять простейшие поручения и просьбы;
  • пользоваться невербальными формами коммуникации;
  • воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы на основе подражания;
  • использовать в речи простые по слоговому составу слова;
  • называть в собственной активной речи знакомые свойства и качества предметов;
  • фиксировать в речи результаты своей практической деятельности;
  • строить фразу, состоящую из 2-3 слов, распространять ее определениями, обстоятельствами места и времени;

высказывать свои потребности в активной фразовой речи.

Познавательное развитие

Сенсорное развитие

  • Учить детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона.
  • Учить детей различать свойства и качества предметов: большой-маленький, какого цвета и пр.
  • Создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности – в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в продуктивной деятельности (конструирование, рисование).
  • Формировать поисковые способы ориентировки – пробы, примеривание при решении практических или игровых задач.
  • Создавать условия для практического использования знакомых свойств и качеств предметов в разнообразных видах деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной).
  • Развивать зрительное, слуховое внимание и восприятие, тактильно-двигательное и вкусовое ощущение.

Ознакомление с окружающим

  • Уточнять и расширять знания детей по темам: «Части тела. (Это Я)», «Зима. Новый год», «Игрушки», «Семья», «Домашние животные», «Домашние птицы».
  • Формировать активную позицию ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира (рассматривать предмет с разных сторон, действовать, и пр.).
  • Формировать начальные представления детей о возможности некоторой систематизации накопленных знаний.
  • Расширять и активизировать словарь по указанным темам.

«Матрешка», «Найди мишку», «Дорожка для зайчиков», «Шумит лес», «Рисуем клубок», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «Что изменилось?», «По грибы», «Разрезные картинки», «Найди пару», «Разноцветные поляны», «Чего не хватает?», «Что спряталось?», «Лото», «Закрой окошко», «Почтовый ящик», «Пазлы», «Что лишнее?», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Найди лишнего», «Ай дили-дили-дили», «Цветочная поляна», «Варим кашу», «Собери цветы», «Маленькие помощники», «Заблудились», «Кто где живет?» и т.д. 

«Посмотри и назови», «одинаковые игрушки», «У кого такая картинка?», «Цветные шарики», «Матрешки», «Дорожка длинная и дорожка короткая к домику», «Катаем в машине зверей», «Поим кукол чаем», «Оденем кукол на прогулку», «Зайчики на поляне», «Курочка и цыплята» и др.

Дети должны научиться:

  • воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;
  • различать свойства и качества предметов (величина, форма, цвет);
  • складывать разрезную картинку из двух – трех частей;
  • выполнять группировку предметов по заданному признаку (цвет, величина).

Дети должны:

  • знать и называть части лица и тела: голова, руки, ноги, колени, пальчики, глаза, щеки, уши, нос, волосы, рот, зубы, язык, живот, спина; Знать понятия «зима», «весна», «лето», «осень», выделять картинки с изображением времен года из ряда других, объясняя причину выбора; Знать обобщающее понятие «игрушки», «посуда» и др.; Узнавать и называть себя и своих близких по фотографии, себя в зеркале, положительно эмоционально откликаться на формы работы по поиску и узнаванию родных по фотографии; Узнавать и называть, используя
  • звукоподражания, домашних животных и птиц: корову, лошадь, собаку, кошку, козу, овцу, гуся, утку, курицу, цыплят.

      Источник

      Планирование

      индивидуальной логопедической работы

      с ребенком с задержкой психического развития, имеющего 1 уровень речевого развития

      Основные направления индивидуальной логопедической работы с ребенком с ЗПР, имеющего 1 уровень речевого развития:

      1. Преодоление негативизма: формировать устойчивый эмоциональный контакт с учителем-логопедом и со сверстниками, развивать положительные эмоциональные отношения ребенка к занятиям; развивать интерес к окружающей действительности и познавательную активность.

      2. Подготовка артикуляторного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения.

      3. Развитие мелкой моторики: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями рук с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах;. выполнение пальчиковой гимнастики по лексическим темам; составление узоров из крупной и мелкой мозаики; игры с горохом, фасолью, камушками (выкладывать изображение по контуру); изображение предметов и геометрических форм с помощью палочек (по образцу, по инструкции); шнуровка и др.

      4. Развитие физиологического и речевого дыхания

      5. Развитие фонематического слуха: учить различать неречевые звуки, слышать звуки «А, О, У» в ряду других звуков, дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию; развивать слуховое внимание при восприятии звуков различной громкости, учить отхлопывать предложенный учителем-логопедом ритмический рисунок слов, учить дифференцировать на слух короткие и длинные слова (мак, погремушка).

      6. Развитие произносительной стороны речи: учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку); учить воспроизводить слоги со стечением согласных (такта, по пто); развивать силу голоса.

      7. Формирование правильного звукопроизношения: уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка на уровне слогов, слов, предложений.

      8. Развитие понимания речи: формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредоточиваться на восприятии речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции; расширение импрессивного словаря по лексическим темам; совершенствование понимания речи на основе восприятия целостных словосочетаний, подкрепленных действием («Покажи куклу», «Покажи мячик», «Покажи мишку»; «Покажи куклу»; «Принеси куклу»); понимание двухступенчатых инструкций («Подойди к шкафу и возьми мишку», «Возьми ложку и покорми куклу», «Возьми кубики и построй дом»); обучение пониманию вопросов: Что? Кто? Где?; развитие понимания устной речи (умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, некоторых признаков); формировать понимание обобщающего значения слов; развитие понимания предложных конструкций с предлогами в, из, на. Формирование понимания предложных конструкций с предлогами под, за, у, с, около, от, из-под, из-за (при демонстрации действий); развитие понимания устной речи: существительные в единственном числе и множественном числе: покажи, где шар, а где шары; обучение пониманию значения продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных -ик, -ок, -чик, -к-, -очк-, -ечк- ; обучение пониманию вопросов по сюжетной картинке, по прочитанной сказке (с использованием иллюстраций); обучение пониманию соотношений между членами предложения.

      Читайте также:  Развитие речи у детей занятия по развитию речи ребенок 3 года

      9. Вызывание речевого подражания, потребности подражать слову взрослого: вызывание речевого подражания на материале гласных звуков и их сочетаний, вызывание звукоподражаний на материале открытых слогов; формирование способности называть предмет или действие словом; формирование умения называть имена детей, членов семьи, выражать просьбы, произносить указательные слова; называть действия, обозначаемые глаголами повелительного наклонения 2-го лица единственного числа.

      10. Формирование слоговой структуры слова.

      11. Обучение фразовой речи: договаривание начатых логопедом фраз, формулирования фразы-просьбы («Мама, бай», «Дай кису», «Папа, иди»), предложения к сотрудничеству («Давай играть») или выражения желания («Хочу пить»); формирование умения составлять двухсловные предложения, включающие усвоенные существительные в именительном падеже, вопросительные и указательные слова (вопросительное слово + именительный падеж существительного – «Где баба?»; указательное слово именительный падеж существительного – «Вот Тата», «Это мама»).

      12. Формирование произвольного слухового и зрительного восприятие внимания, памяти.

      Источник

      Дарья Сулаберидзе
      Индивидуальный маршрут сопровождения детей с отставанием в речевом развитии

      Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника – Максима С. и Миши Б. на 2017-2018 учебный год

      Проблемы: трудности в формировании коммуникативных навыков, отставание в речевом развитии, слабо развитая мелкая моторика

      Задачи:

      • обеспечение позитивных сдвигов во взаимодействии ребёнка со сверстниками и взрослыми,

      • создание условий для развития речи и развития сенсорного восприятия окружающего мира;

      • оказание методической помощи родителям.

      Месяц: сентябрь

      Направление работы: диагностика, анкетирование родителей, нервно-психического развития

      Взаимодействие специалистов: воспитатели, учитель-логопед

      Месяц: октябрь

      Направление работы: формирование культурно-гигиенических навыков

      Основное содержание: чтение произведения С. Капутикян “Маша обедает”,

      Н. Пикулевой «Умывалочка», «Приглашение к завтраку», «Вот и ложку держим сами», «Приглашение к обед и Гайда Лагздынь «Умываемся», «Грязный носик», «Ладушки», чтение потешек и прибауток. Рассматривание иллюстраций.

      Дидактические игры и игры-занятия «Угостим кукол чаем», «Оденем Аленку на прогулку», «Умоем куклу Таню», «Чудесный мешочек».

      Взаимодействие специалистов: воспитатели, музыкальный руководитель

      Ожидаемый результат:

      развитие навыков самообслуживания;

      • умение есть аккуратно, кусать хлеб над тарелкой,

      • правильно держать ложку,

      • пользоваться салфеткой,

      • благодарить.

      Полученный результат:

      • сформированы умения правильно мыть руки после прогулки и перед едой,

      • во время приёма пищи правильно держать ложку,

      • пользоваться салфеткой,

      • умение складывать разбросанные игрушки по местам

      Месяц: ноябрь

      Направление работы: Формирование коммуникативно-социальных навыков

      Основное содержание: игры и упражнения,направленные на формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми: дидактические игры «Иди ко мне», «Кто пришел к нам в гости?», упражнение «Давай познакомимся».

      Взаимодействие специалистов: воспитатели, музыкальный руководитель

      Ожидаемый результат:

      • установление доброжелательных отношений со сверстниками;

      • возникновение потребности в совместных играх

      Полученный результат:

      • сформирована потребность в совместных играх с другими детьми,

      • в ходе игр подражает игровым действиям другого ребёнка.

      Месяц: январь

      Направление работы: развитие речи

      Основное содержание: игры на развитиефонематического слуха: “Узнай по голосу”, “Кто говорит?”, “Повторяй за мной”.Пальчиковые игры: “Вышли пальчики гулять”, “Встали пальчики”,игры – потешки, игры с сюжетными игрушками и др.

      Взаимодействие специалистов: воспитатели, учитель-логопед

      Ожидаемый результат:

      развитие речевого общения;

      • обогащение, закрепление и активизация словаря.

      Полученный результат:

      • понимает обращенную к нему речь; реагирует на обращение, используя доступные речевые средства, отвечает на вопросы взрослого;

      • вступает в контакт со сверстниками для достижения взаимопонимания;

      • задаёт вопросы, сообщает об эмоционально значимых фактах, просит разрешения.

      Месяц: февраль

      Направление работы: формирование игровой и продуктивной деятельности

      Основное содержание:сюжетно – отобразительные и обучающие игры: “Поможем кукле Кате одеться после сна (на прогулку и т. п., “Зайка заболел”, “Белочка обедает ” и т. п. ; дидактические игры на развитиеинтереса к продуктивной деятельности: игры с пластилином, крупным конструктором, мозаикой, шнуровкой.

      Взаимодействие специалистов: воспитатели

      Ожидаемый результат:

      развитие речевого общения;

      развитие пространственно-образного мышления;

      • улучшение координации глаз-рука

      Полученный результат:

      • проявляется интерес к изобразительной деятельности;

      • совершенствуется мелкая моторика руки.

      Месяц: март

      Направление работы: развитие мелкой и общей моторики

      Основное содержание: игры на развитиемелкой моторики и навыков классификации:

      ” Волшебная шкатулка” (сложить различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложить вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам);

      “Волшебные шнурки” (показать, как из цветных шнурков или тесемок можно выкладывать контуры различных фигур и предметов);

      “Угости кукол” (сложить в коробку бусинки трех цветов, предложить разложить их по трем тарелочкам; учить перекладывать по одной бусинке; показать, как брать бусины тремя пальцами) и др., а также игры с бумагой, пластилином, песком, водой.

      Для развития общей моторики разучивание физкультминуток “Налетел ветерок, закачался колосок”, “В зоопарке мы гуляем и животным подражаем”.

      Взаимодействие специалистов: воспитатели

      Ожидаемый результат:

      развитие всех двигательных качеств.

      Полученный результат:

      • наблюдается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук;

      • исчезла скованность движений.

      Месяц: апрель

      Направление работы: формирование представлений об окружающем мире

      Основное содержание:рассматривание подборки картин: «Дикие звери», «Домашние животные», «Домашние животные и птицы», «Животный мир весной», «Животный мир летом», «Животный мир зимой»;

      чтение рассказов Е. Чарушина «Курочка»,«Кошка», «Собака», «Корова», «Петушок с семьёй» и т. д. ;

      чтение загадок, потешек, песенок «Как у нашего кота», «На улице три курицы», «Курочка – Рябушечка», «Кисонька – мурысенька»;

      дидактические игры «Парные картинки», «Дикие животные», «Найди маму», «Кто живёт в лесу?», «Домашние питомцы», «Мамы и их детки», «Домашние животные и птицы» и другие.

      Взаимодействие специалистов: воспитатели

      Ожидаемый результат:

      • формирование представлений о диких и домашних животных,

      • об их строении,

      • среде обитания.

      Полученный результат:

      • узнаёт и называет игрушку, изображающую домашнее, дикое животное;

      • называет и показывает части туловища животного игрушки,

      • подражает взрослому, который произносит и выполняет действия и звуки животного; называет место проживания (живёт в лесу, дома, чем питается (кошка любит молоко, корова ест траву, белка живет в лесу).

      • проявляет интерес к игрушкам, играет с ними самостоятельно.

      Месяц: май

      Направление работы:

      • формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета,

      • формы, величины

      Основное содержание:игры по формированию представлений о цвете предметов:

      «Сделаем куклам бусы» «Подбери чашку к блюдцам» «Спрячь мышку», «Цветное лото», «Подбери цвет» и другие.

      Читайте также:  Центра развития ребенка детского сада 129 воронеж

      Игры по формированию представлений о форме предметов: «Где круг, а где квадрат?», «Подбери фигуру»

      Игры по формированию представлений о величине предметов: «Бусы», «Самая длинная, самая короткая», «В какую коробочку»(разложить маленькие листочки в маленькую коробочку, большие в большую).

      Взаимодействие специалистов: воспитатели

      Источник

      Выступление на тему:

      «Система коррекционной работы с детьми, имеющих задержку речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО»

            Для организации инклюзивного образования в соответствии с ФГОС в  ДОУ должны  учитываться индивидуальные потребности детей с ОВЗ, связанные с их жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. Создаются  специальные образовательные программы, применяются различные методы обучения, воспитания, приобретаются  учебные пособия, дидактические материалы, технические средства. Педагогами и специалистами дошкольных образовательных учреждений проводятся индивидуальные и групповые коррекционно – развивающие занятия, организован комплексный подход, создается  доступная среда. ДОУ должно обеспечить равные возможности детей  в получении качественного дошкольного образования. Поэтому, для организации инклюзивного образования немаловажным становится налаживание системы ранней комплексной помощи.

      Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.

      Доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.

            В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада, поэтому в настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии: изучаются особенности доречевого развития детей с органическими поражениями ЦНС, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, развиваются приёмы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии. Все эти направления исследований значительно расширили и повысили эффективность коррекционной логопедической работы.

             Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих, ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

               Задержка речевого развития – это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих задержкой речевого развития. Их уровень развития речи характеризуется очень нечетким и нестабильным звуковым оформлением. Такие дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют все остальные. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Как правило, это неговорящие дети. Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней («ма» вместо мама, «па» вместо папа, «ав» – собака, «би-би» – машина и т.д.) У неговорящих детей обычно еще нет потребности подражать слову взрослого, а если есть речевая подражательная деятельность, то она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех плохо артикулируемых звуков: «согласный + гласный» или, наоборот, «гласный + согласный». В активном словаре неговорящих детей насчитывается от 5-10 до 25-27 слов. Наличие вышеуказанной проблемы у многих детей можно диагностировать уже в раннем возрасте – в 1,5-3 года. Однако квалифицированную систематизированную помощь ребенок с нарушениями речевого развития чаще всего получает только в 4-5 лет при оформлении в логопедические группы в ДОУ. Если своевременно не обратиться к специалисту, это может привести в дальнейшем к появлению вторичных нарушений в развитии: задержка психического развития, несформированность коммуникативных навыков, негативные изменения в развитии личности ребенка – формирование замкнутости и закомплексованности.

               Подробнее остановимся на коррекционно-логопедической работе с детьми с ЗЗР. Выделяют три фактора в основе формирования речи. Первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и всей деятельности ребенка. Второй фактор – установление частого эмоционально-положительного контакта. Третий фактор – создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

              Коррекционная логопедическая работа, несомненно, должна опираться на все эти факторы. Считается, что при ЗРР наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы воздействия. Качественно они практически не отличают от тех, которые используются для развития речи обычных детей, но в количественном отношении должны во много раз превосходить их и подаваться в утрированно выразительной, эмоциональной форме. Расчет при этом делается на спонтанные компенсаторные механизмы, аналогичные тем, которые обеспечивают развитие здорового ребенка. Учитывая все эти факторы логопедическое воздействие должно быть, направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Коррекционно-логопедическое воздействие представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. Следует помнить, что на данном возрастном этапе (2-3года) правильная артикуляция звуков не должна быть основной заботой, гораздо важнее сформировать необходимые для речевого общения предпосылки и, что очень важно, потребность в нем. Возраст от 2 до 3-х лет является периодом развития речи, когда она развивается наиболее интенсивно и совершенствуется как деятельность.

               Коррекционная работа с детьми с задержкой речевого развития должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, должна позволить постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.

              Эффективность коррекционно-логопедической работы во многом зависит от соблюдения следующих условий:

      • Обучение должно строиться с учётом онтогенетического принципа (учёт закономерностей развития детской речи в норме);

      • Обучение должно основываться на системно-структурном подходе к диагностике и коррекции имеющихся нарушений, на деятельностном подходе в обучении на индивидуальных коррекционных занятиях.

      • Использование в качестве основы коррекционно-развивающего обучения занимательно-игровых методов и приёмов.

      • Необходимо обеспечить ребёнку в процессе обучения субъективное переживание успеха на фоне определённой затраты усилий.

      • Увеличение требований к возрастанию трудности заданий, следует осуществлять с учётом возможностей ребёнка.

      • Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться на основе диагностики.

      • Необходимо разработать индивидуальную коррекционную программу, предполагающую максимальное использование потенциальных возможностей ребёнка в зоне его ближайшего развития.

               Основная задача корекционно-логопедического воздействия:

      Корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:

      а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);

      б) воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия

      Основные направления коррекционной логопедической работы:

      1. Развитие импрессивной речи.
      Читайте также:  Ребенок как субъект своего развития в образовательном процессе

           Хочу остановиться на развитии импрессивной и экспрессивной речи. Основным средством развития импрессивной речи является называние предметов, явлений окружающего мира, их изображений. С неговорящими детьми, которые плохо понимают обращенную к ним речь, нужно начинать с подробного проговаривания ситуации. Логопед, родители, используя различные ситуации в игре, на прогулках и т.п., называют предметы, которые берет ребенок, действия, совершаемые ребенком с этим предметом, и ощущения, которые испытывает ребенок (тепло, холодно, мягко, вкусно и т.д.). Пополняя пассивный словарь новым словом, желательно, чтобы ребенок исследовал предмет, используя все пять органов чувств. При этом необходимо, чтобы он взаимодействовал с этим предметом. На первых этапах развития понимания речи не следует требовать от детей точности понимания отдельных слов: там – тут, открой – закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога, логопеда в беседах, направленных на выявление понимания слов, предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол», «возьми книгу с полки». Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога. Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр. Например, «поручения», которые можно выполнять и дома. Сначала ребенок выполняет одну инструкцию, затем две инструкции, потом три подряд: «Пойди, принеси бабушке очки; пойди, принеси бабушке очки, а дедушке газету. Пойди, принеси маме тапочки, бабушке чашку, а папе газету.

           В формировании пассивного словаря желательно использовать предметные и сюжетные картинки. На столе расположены картинки с изображениями предметов. Попросить показать: собаку, шубу, вазу, сыр, цветок. Дать ребёнку задания: «Дай маме шубу, а мне цветок. Мне кошку, а маме ложку» и т.д. «Холодно, на улице идет снег, что мама наденет?…». «Я хочу пить… Куда я налью чай?». Ведется работа и с сюжетными картинками. Вначале изучаются глаголы, обозначающие действия людей или животных с называнием того, кто совершает действия. «Покажи, где девочка рисует, где скачет лошадка, где спит малыш?» Затем изучаются действия, совершаемые одним лицом. «Покажи, где мальчик бежит, где мальчик стоит, где мальчик рисует?» Или определяется объект действия: «Покажи, кто здесь рисует? Кто катается? Кто читает? Кто танцует? Кто умывается?»… и т.д.

      1. Развитие экспрессивной речи 

           Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития – создание потребности подражать слову взрослого. В логопедической работе с детьми важно создать потребность подражать слову взрослого. Логопед постоянно задает ребенку вопросы с целью вызвать стремление к общению с взрослыми с помощью речевых средств, имеющихся в его активном словаре (восклицаний, отдельных звуков, слогов, звукоимитации). Подражание может выражаться в любых звукосочетаниях. Следует создавать условия, при которых ребенку хотелось бы произносить одни и те же словосочетания повторно. Стимуляция речевых подражаний тесно связана с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией). Именно в игре развивается речь ребенка. Это и сюжетные игры (Например «Позовем гостей», “Айболит”, «Паровозик»), можно поиграть с куклами би-ба-бо и показать «кукольный театр», где перед ребёнком разыгрываются сюжеты с несколькими действующими лицами. Такого рода спектакли, как правило, вызывают у малышей речевые реакции, связанные с эмоциональной вовлечённостью в игровой процесс (Например: сказки «Теремок», «Лиса и Заяц») 

          Используется сюрпризный момент: из-за ширмы, из “чудесного” мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждая ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с ней.

      1. Развитие общей моторики.

           Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Коррекцию речевых нарушений целесообразно начинать с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. С помощью простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища, учим ребёнка выслушивать и запоминать задания, а затем выполнять их. Игры: “Мишка косолапый”, “Дерево на ветру”, “Зайка серенький сидит”

            Наблюдая за животными и птицам, можно предложить малышу повторить их движения – как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка, лягушка, летают птички.

            Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством формирования речевых функций.

      1. Развитие мелкой моторики.

             Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка. Например, использование:

      • пальчиковой гимнастики. С помощью стихотворного ритма совершенствовать произношение, отрабатывать определенный темп речи, развивать речевой слух:  “Сорока-ворона”, “Ладушки”, “Этот пальчик дедушка”;
      • пальчиковых игр с музыкальным сопровождением: “Стульчик”, “Зайка”, “Солнышко»;
      • игр с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, закрепление на липучках, застегивание пуговиц, подушка с пуговицами. Игры:  с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, тестом, пластилином, “Пальчиковый бассейн”, “Пальчиковый театр”, “Шнуровки”, складывание матрешек. Для развития мелкой моторики

      мять руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики, резиновые мячики, пищащие игрушки.

      1. Развитие слухового восприятия. 

           Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов. При работе с неговорящими детьми вначале используется слухо-зрительное восприятие, т. е. каждое слово произносится с несколько утрированной артикуляцией. Внимание ребенка привлекается к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова. Далее постепенно переходят к нормальному произнесению слов, а далее рот  прикрывается экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению органов артикуляционного аппарата.

            Проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и

      фонематического слуха. Например, упражнения с музыкальными инструментами: бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан

      ( “Что звучит?”,“Угадай, на чем играю?”) Игры со “звуковыми коробочками”, наполненными различным содержимым (крупой, горохом, фасолью и т. д.).

            6. Формирование навыков артикуляционной моторики.

           Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих. Поэтому игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения – важная часть коррекционной работы с неговорящими детьми. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее. Выполнять их следует перед зеркалом. Лучше сопровождать такие упражнения стихотворным текстом. Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий. Заканчивать игры необходимо до того, когда ребенок захотел бы этого сам. Можно использовать упражнения: “Улыбочка”, “Вкусное варенье”, “Заборчик”, “Лошадка”, “Лопаточка”, “Хоботок ”.

      7. Развитие зрительного восприятия.

      Зрение – это основной канал информации об окружающем мире. Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; п