План индивидуальной работы с ребенком по познавательному развитию
Перспективно – индивидуальный план работы по познавательному развитию
на ноябрь- май 2015 -2016 учебный год
Фамилия и имя ребенка | Содержание индивидуальной работы | ||
Ноябрь | Декабрь | Январь | |
1. «Город цветных человечков» – цвет, оттенки (синий, голубой) 2. «На что похоже» 3. «Репка» – величина (большой, поменьше, совсем маленький). 4. «Угости зайку морковкой» | 1«Город цветных человечков» – цвет, оттенки (синий, голубой). | 1. Найди похожие предметы в группе 2. «Выбери фигуру» 3. Д/и «На что похоже?» 4. «Что на картинке?» | |
Февраль | Март | Апрель | |
1.Развивающие игра: «Сбор грибов» – величина. 2.«Золушкины помощницы» – классификация предметов по назначению. | 1. Д/и «Угости зайку морковкой» 2. Игра «Найди пару» 3. Назови геометрические фигуры 4. Развивающие игра: «Посади огород» – символ | 1. Развивающая игра «Две куклы» – ориентировка. 2. «Выбери фигуру» 3. Развивающие игра: «Сбор грибов» – величина 4. «Жуки» – величина. | |
Май | |||
1.Что на картинке? 2. Развивающая игра «Две куклы» – ориентировка. 3. Д/и «Где больше» 4. Развивающие игра: . «Цветы» – цветные гаммы. |
Перспективно – индивидуальный план работы по познавательному развитию
на ноябрь- май 2015 -2016 учебный год
Фамилия и имя ребенка | Содержание индивидуальной работы | ||
Ноябрь | Декабрь | Январь | |
1. «Город цветных человечков» – цвет, оттенки (синий, голубой) 2. «На что похоже» 3. «Репка» – величина (большой, поменьше, совсем маленький). 4. «Угости зайку морковкой» | 1«Город цветных человечков» – цвет, оттенки (синий, голубой). | 1. Найди похожие предметы в группе 2. «Выбери фигуру» 3. Д/и «На что похоже?» 4. «Что на картинке?» | |
Февраль | Март | Апрель | |
1.Развивающие игра: «Сбор грибов» – величина. 2.«Золушкины помощницы» – классификация предметов по назначению. | 1. Д/и «Угости зайку морковкой» 2. Игра «Найди пару» 3. Назови геометрические фигуры 4. Развивающие игра: «Посади огород» – символ | 1. Развивающая игра «Две куклы» – ориентировка. 2. «Выбери фигуру» 3. Развивающие игра: «Сбор грибов» – величина 4. «Жуки» – величина. | |
Май | |||
1.Что на картинке? 2. Развивающая игра «Две куклы» – ориентировка. 3. Д/и «Где больше» 4. Развивающие игра: . «Цветы» – цветные гаммы. |
Перспективно – индивидуальный план работы по познавательному развитию
на ноябрь- май 2015 -2016 учебный год
Фамилия и имя ребенка | Содержание индивидуальной работы | ||
Ноябрь | Декабрь | Январь | |
1. «Город цветных человечков» – цвет, оттенки (синий, голубой) 2. «На что похоже» 3. «Репка» – величина (большой, поменьше, совсем маленький). 4. «Угости зайку морковкой» | 1.«Бабочки» – символ, величина. 3. Развивающие игра: «Жуки и цветы» – величина, цвет. | 1. Найди похожие предметы в группе 2.Развивающие игра: «Утёнок и цыплёнок» – цифры, величина. 4. «Угости зайку морковкой» | |
Февраль | Март | Апрель | |
Развивающие игры: 1. «Живое домино» – форма, группировка. 4.«Разберём и соберём» – величина, игры с матрёшками, пирамидками. | 1.«Овощной магазин» – величина, цвет. | 1. Развивающая игра «Две куклы» – ориентировка. 2. «Выбери фигуру» Развивающие игры: 3.«Транспорт» – символ. | |
Май | |||
1.Что на картинке? Развивающие игры: 2.«Зоопарк» – величина, ориентировка. |
Перспективно – индивидуальный план работы по познавательному развитию
на ноябрь- май 2015 -2016 учебный год
Фамилия и имя ребенка | Содержание индивидуальной работы | ||
Ноябрь | Декабрь | Январь | |
1. «Город цветных человечков» – цвет, оттенки (синий, голубой) 2. «На что похоже» 3. «Репка» – величина (большой, поменьше, совсем маленький). 4. «Угости зайку морковкой» | 1.«Бабочки» – символ, величина. 3. Развивающие игра: «Жуки и цветы» – величина, цвет. | 1. Найди похожие предметы в группе 2.Развивающие игра: «Утёнок и цыплёнок» – цифры, величина. 4. «Угости зайку морковкой» | |
Февраль | Март | Апрель | |
Развивающие игры: 1. «Живое домино» – форма, группировка. 4.«Разберём и соберём» – величина, игры с матрёшками, пирамидками. | 1.«Овощной магазин» – величина, цвет. | 1. Развивающая игра «Две куклы» – ориентировка. 2. «Выбери фигуру» Развивающие игры: 3.«Транспорт» – символ. | |
Май | |||
1.Что на картинке? Развивающие игры: 2.«Зоопарк» – величина, ориентировка. |
Перспективно – индивидуальный план работы по познавательному развитию
на ноябрь- май 2015 -2016 учебный год
Фамилия и имя ребенка | Содержание индивидуальной работы | ||
Ноябрь | Декабрь | Январь | |
1 «Волшебные ленточки» – символ, длина, цвет, игра. 4.Развивающие игра: «Жуки и цветы» – величина, цвет. | . Развивающие игры: 1. «Подбери предмет» – форма. | 1.«Снеговики» – различие, ориентировка, форма. Развивающие игры: 2. «Ёлочка» – группировка по символам. | |
Февраль | Март | Апрель | |
Развивающие игры: 1. «Подарки Красного принца» 2. «Приходите на лужок» – форма, цвет. 4.«Разберём и соберём» – величина, игры с матрёшками, пирамидками. | 1.«Зайцы и домики» – величина счёт, ориентировка. 4.Развивающая игра: «Приходите на лужок» – форма, цвет. | 1«Поезд» – счёт, цвет, форма. | |
Май | |||
1.«Игрушки в магазине» – счёт, кол-во, форма, величина. |
Перспективно – индивидуальный план работы по познавательному развитию
на ноябрь- май 2015 -2016 учебный год
Фамилия и имя ребенка | Содержание индивидуальной работы | ||
Ноябрь | Декабрь | Январь | |
1 «Волшебные ленточки» – символ, длина, цвет, игра. 4.Развивающие игра: «Жуки и цветы» – величина, цвет. | . Развивающие игры: 1. «Подбери предмет» – форма. | 1.«Снеговики» – различие, ориентировка, форма. Развивающие игры: 2. «Ёлочка» – группировка по символам. | |
Февраль | Март | Апрель | |
Развивающие игры: 1. «Подарки Красного принца» – оттенки. 2. «Приходите на лужок» – форма, цвет. 4.«Разберём и соберём» – величина, игры с матрёшками, пирамидками. | 1.«Зайцы и домики» – величина счёт, ориентировка. 4.Развивающая игра: «Приходите на лужок» – форма, цвет. | 1«Поезд» – счёт, цвет, форма. | |
Май | |||
1.«Игрушки в магазине» – счёт, кол-во, форма, величина. |
Источник
Индивидуальная работа
по познавательному развитию детей
старшего дошкольного возраста
Автор: Летова Галина Васильевна
Организация: МБДОУ № 207
Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск
Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах проблемах каждого ребенка.
Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах проблемах каждого ребенка.
В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 23.11.2009 г. №655) в разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы (далее – система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга».
Мониторинг проводится 3 раза: в начале года, в середине (промежуточный) и в конце года.
В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз (то есть определяются проблемы сфера, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки), определяющие задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.
Так, если существенных проблем не выявлено, акцент в проекте делается на направлениях, характерных для данного возрастного этапа. Предусматриваются педагогические средства и способы для сохранения, поддержки и развития индивидуальности ребенка. Если же в развитии ребенка наблюдаются проблемы, целесообразно концентрировать усилия на решении тех аспектов развития, где более сильно проявляются проблемы или эти проблемы существенно влияют на процесс развития ребенка.
Цели должны быть конкретными и реальными, то есть такими, которые можно достичь в течение нескольких недель. Для этого надо сформулировать ответы на следующие вопросы.
В чем заключается проблема данного ребенка? Что можно определить как достижение ребенка?
- Чего мы хотим достичь за несколько недель? (Будьте конкретными и реалистичными в постановке задач.)
- Какая специальная работы может помочь решению проблем и поддержке достижений? (Определяются содержание работы и формы ее реализации в педагогическом процессе детского сада, формулируются рекомендации семье.)
В последние несколько лет принцип индивидуального подхода является одним из профильных направлений воспитания в детских дошкольных учреждениях.
Использование индивидуальной работы с ребенком в детском саду – это неотъемлемая часть работы воспитателя с давних времен. Современное время требует от дошкольных педагогических работников шагать в ногу со стандартами. Тем самым создавая условия для реализации следующих принципов ФГОС: учитывать индивидуальные образовательные потребности маленького ребенка; оценивать динамику развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками.
Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют нам спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.
В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети «ослаблены» имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные. Планируя индивидуальную работу, мы учитываем психические и индивидуальные особенности ребёнка.
Индивидуальная работа с детьми проводится в утренние и вечерние часы, а также на прогулке.
Индивидуальные занятия с детьми, имеющие пробелы в знаниях, проводятся преимущественно в форме игры. Партнёром по игре бывает и взрослый, и другой ребёнок.
В первую половину дня мы проводим большую индивидуальную работу с детьми по познавательному развитию: сенсорное развитие, ФЭМП, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Организуем специальные игры и упражнения с теми из них, которые нуждаются в исправлении недостатков речи или с отстающими в каких-либо движениях.
Мы занимаемся с малоактивными и замкнутыми детьми, давая им различные поручения, требующие общения со взрослыми и сверстниками. Например, недостаточно любознательным детям поручаются интересные наблюдения (например, за синичками, которые прилетели на участок, полюбоваться красотой зимнего утра и т. п.).
Во второй половине дня мы проводим индивидуальную работу с детьми по развитию движений, рисованию, вырезыванию, конструированию, исправлению дефектов речи.
Во время прогулок нами так же проводится индивидуальная работа с детьми: используем такие игры, как: «четвертый лишний», «беги к дереву, который назову», «посчитай птичек», «летает-не летает (с мячом) и т.п.
Планируется индивидуальная работа с детьми и во время режимных моментов(воспитание культурно-гигиенических навыков, самостоятельности развитие речи, движений и т. д.) и ведётся педагогами на протяжении всего дня, во всех режимных моментах, в любом виде деятельности.
Для успешного воспитания ребенка в детском саду необходимы:
эмоциональный комфорт (положительные эмоции);
демократический (партнерский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнер, но партнер-инициатор и консультант);
достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия);
большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т.е. развивающая и обучающая среда.
Четыре направления познавательной активности:
– знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы их непосредственного восприятия и опыта;
– установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, что приводит к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;
– формирование избирательных интересов; как следствие – формирование положительного отношения к миру.
Основные задачи познавательного развития детей
1. Обогащать познавательную сферу информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности. Передавать информацию через слово.
2. Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного взаимодействия с объектами, явлениями, с другими людьми.
3. Помогать упорядочивать сведения о мире, формировать представление о его целостности.
4. Формировать бережное и созидательное отношение к миру, закреплять свой положительный опыт.
5. Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов, проявлению самостоятельной познавательной активности.
6. Создавать условия для развития познавательных процессов в разных видах деятельности и на разных содержаниях.
Процесс психофизического развития у каждого ребенка имеет свои особенности. Он оказывает влияние на усвоение навыков и умений, на отношение ребенка к окружающему миру. Именно поэтому обучение и воспитание детей должно основываться на принципе индивидуального подхода, который обеспечивает максимальное развитие всех способностей. Эффективность воспитательного и педагогического воздействия определяется не только объективными, но и субъективными особенностями личности, поэтому оно должно соответствовать психологическим особенностям ребенка.
Планирование дидактических игр в индивидуальной работе по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
№ | 5-6 лет | д/и |
1 | Упражнять в счете в пределах 5; уметь сравнивать две группы предметов, или убирая из большей группы предмет, или добавляя к меньшей группе недостающий. Уметь ориентировать в пространстве и обозначать словами направления | «Чего не стало?» «Соберем в корзину» «Что, где?» «Пропущенное число» «Отсчитай столько же» «Найди цифру» «По порядку стройся» |
2 | Уметь называть числа до 5 в прямом и обратном порядке. Уметь раскладывать цифры по порядку до 5 и называть их. Различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: сколько, который. Уметь ориентироваться на листе бумаги, отражать в речи направление | «Что изменилось?» «Какой цифры не стало?» «Что спрятали?» «Фигуры высшего пилотажа»» «Правее и выше» «Что? Где?» «Слева – справа» «Вверх-вниз» «Говорящая стрелка» «Прятки» «Веселые числа» «Назови скорее» |
3 | Упражнять в счете по осязанию в пределах 5. Познакомить с нулем. Упражнять в счете в пределах 5 | «Игра с яблоками» «Найди столько же» «Назови соседей» «Посчитай и ответь» «Магазин игрушек» «Кто быстрее» «Исправь ошибку» «Что изменилось?» «Кто знает, пусть дальше считает» |
4 | Закрепить умение увеличивать и уменьшать число на один. Знать, что число не зависит от величины предмета и местоположения. Закрепить название частей суток. | «Назови скорей» «Собери букет» «Неделька, стройся!» «Назови по порядку» «Утро, день, вечер» «Сколько времени» «Вчера, сегодня, завтра» «Цветная неделя» |
5 | Закреплять названия геометрических фигур. Познакомить с четырехугольником. Классифицировать фигуры по величине и форме. Уметь ориентироваться в пространстве, отражать в речи направление | «Назови предмет такой же формы» «Где правая, где левая?» «Кто больше назовет предметов треугольной формы (прямоугольной)» «Сделай узор» «Сделай из одной геометрической фигуры другую» «Почта» |
6 | Познакомить с образованием числа 6 и цифрой шесть. Правильно соотносить числительное с предметами. Упражнять в счете на слух. Закреплять представление о частях суток | «В какой руке сколько?» «Чудесный мешочек» «Неделька, стройся!» «Сделай столько же» «Назови число» «Что спрятано» |
7 | Упражнять в счете в порядке шести. Уметь составлять силуэт из четырех равнобедренных фигур. Развивать воображение | «Назови соседей» «Считай меньше» «Укрась елочку» «Волшебники» «Вопрос – ответ» «Полезно – вредно» «А я думаю так» «Отгадай – ка» |
8 | Упражнять в измерении протяженности с помощью условной меры. Познакомить с образованием числа 7 и цифрой семь. Закрепить названия геометрических фигур. | «В какой руке сколько?» «Какой цифры не стало?» «Найди фигуру» «Орнамент» «Да и нет» «Кто больше принесет» «Кто больше запомнил» |
9 | Учить делить предмет на 2 равные части. Уметь показать 1/2. На конкретном материале установить, что целое больше части. Упражнять в счете в пределах семи | «Считай по порядку» «Я целое, а ты часть» «Сделаем вместе из части целое» «Кто в домике живет» |
10 | Упражнять в счете в пределах 10. Закрепить представление о геометрических фигурах. Упражнять в ориентировке в пространстве | «Назови такой же» «Где левая, где правая?» «Найди варианты» «Волшебники» «Орнамент» «Кружок – самолет» |
Опубликовано: 13.07.2016
Источник