План диагностики развития ребенка дошкольного возраста

Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника

Диагностика развития дошкольника.

В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).

Виды диагностики:

психологическая – психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;

педагогическая – освоение ребёнком образовательной программы;

Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Принципы организации диагностической работы:

1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях,с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.

3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.

Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.

Виды диагностики

В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:

1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.

2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.

Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе – в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.

Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.

Диагностика развитияпознавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: – начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; – конец года (апрель, май) – отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.

Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.

После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Унэгэтэйский детский сад «Колосок»

Программа по диагностической работе

 на  2018-2019 учебный год

Система оценки результатов освоения программы.

 В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение ООП не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Читайте также:  Скачать развитие ребенка в утробе матери по неделям

Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми. Непосредственное наблюдение строится в основном на анализе реального поведения ребенка. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде: в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях.

Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

– коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

 – игровой деятельности;

– познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

– проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

– художественной деятельности;

– физического развития.

Программа мониторинга

Этап исследования

Содержание мониторинговой деятельности

Подготовительный

Анализ имеющихся данных, условий и факторов, постановка цели, определение объекта, установление сроков, формирование экспертных групп, изучение необходимых материалов (документов, научно-методической литературы по проблеме и др.), ознакомление с концепцией развития ДОУ, разработка инструкций и инструментария, создание технологического пакета и т.д

Организационный

Проведение организационных совещаний, методических консультаций, распределение обязанностей между педагогами, старшим воспитателем и музыкальным руководителем в соответствии с инструкциями.

Диагностический

Сбор информации по интересующей проблеме, изучение документации ДОУ, наблюдение, тестирование, экспертиза; использование социологических методов (контрольные срезы, хронометраж, интервьюирование, анкетирование, собеседование) и др

Аналитический

Систематизация, обработка и анализ полученной информации, сопоставление результатов.

Итоговый

Составление прогнозов, выработка предложений и рекомендаций для принятия управленческого решения, определение сроков выполнения рекомендаций. Архивация материалов

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

План-график проведения диагностики

№ п/п

Направление мониторинга в соответствии с образовательной программой

Ответственные за проведение диагностики

Сроки проведения диагностики

Методы мониторинга

Оценка уровня развития детей (по образовательным областям)

Физическое развитие

Старший воспитатель, воспитатели, медицинский работник ДОУ

Октябрь, май учебного года

Наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре; контрольные упражнения и двигательные задания, беседы, опрос, диагностические игровые задания, проблемные ситуации, наблюдение

Социально- коммуникативно е развитие

Старший воспитатель, воспитатели

Октябрь, май учебного года

Создание ситуаций, беседа, опрос, рассматривание иллюстраций, экскурсии на территорию детского сада. Наблюдение за предметно- игровой деятельностью детей; сюжетные картинки с полярными характеристиками нравственных норм; анализ детских рисунков, игровые задания; наблюдение за процессом труда

Познавательное развитие

Старший воспитатель, воспитатели

Октябрь, май учебного года

Беседа, опрос, задания проблемные ситуации, дидактические игры, анализ продуктов детской деятельности.

Художественно- эстетическое развитие

Старший воспитатель, воспитатели

Октябрь, май учебного года

Индивидуальные беседы; наблюдение за процессом художественного творчества, свободной деятельностью детей; диагностические ситуации, игровые диагностические задания, анализ продуктов детской деятельности

Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностические карты в рамках образовательной программы. На особом контроле воспитателей и специалистов должны быть дети, показавшие низкий уровень освоения каких-либо разделов программы.

На основании годового плана ДОУ и календарного учебного графика на 2018-2019 учебный год воспитателями дошкольных групп Верещагиной И.Ф., Спиридоновой Н.Н., Спиридоновой Н.М., Андреевой Л.Д., Бурхановой Н.С., Даниловой Л.М. проведена педагогическая диагностика в октябре 2018 года и будет проведена мае 2019 г.

Источник

Принцева Олеся
Развернутый план диагностического обследования ребенка

ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА

Ф. И. ребенка___

Возраст___

Область

диагностики Виды психических процессов;

особенности поведения Примечания

КОНТАКТ

1. обратная связь.

2.как входит в контакт:

• сразу;

• постепенно;

• испытывает трудности;

• стремиться выйти.

3.характеристика контакта:

• устойчивый;

• неустойчивый;

• избирательный;

4.личностные качества:

• целеустремленность;

• активность;

• инициативность.

5.самочувствие при общении:

• уверенность;

• беспокойство;

• тревожность.

6.выполнение инструкций:

• самостоятельно;

• с первого раза;

• с посторонней помощью;

• дополнительная стимуляция (повтор инструкций, демонстрация,

разъяснение).

8. мотивация к занятию (заинтересованность).

9. ориентировка на положительный результат деятельности.

Читайте также:  Развитие ребенка все для раннего развития детей

10. аккуратность.

11. склонность к подчинению.

12. обучаемость в процессе обследования:

• использует помощь;

• отказ от помощи.

13. степень самостоятельности при выполнении заданий.

14. способность к волевому усилию.

15. уверенность в собственных силах при выполнении заданий.

16. социальная робость.

17. избалованность.

18. внешний вид (опрятный / неопрятный)

ВОСПРИЯТИЕ 1.зрительное:

• форма;

• величина;

• цвет.

2.слуховое:

• фонематический слух;

• акустическое восприятие (ритм);

3. тактильное.

4. обонятельное.

5. вкусовое.

6. восприятие времени.

7. восприятие движения.

8. пространственное восприятие + ориентировка в своем теле и на плоскости;

9.характеристики:

• избирательность;

• целостность;

• структурность;

• константность.

10. иллюзия восприятия.

Доминирующий тип.

ВНИМАНИЕ 1. непроизвольное.

2. произвольное.

3. зрительное.

4. слуховое.

5.свойства внимания:

• переключение;

• концентрация;

• устойчивость;

• эффективность;

• продуктивность;

• распределение;

• объём;

• отвлекаемость.

6.как привлекается:

• легко;

• с трудом.

Доминирующий тип.

ПАМЯТЬ 1. произвольная.

2. непроизвольная.

3. зрительная.

4. слуховая.

5. эмоциональная.

6. двигательная.

7. образная.

8. тактильная.

9. оперативная (постепенные действия «счет в уме»)

10. приёмы запоминания:

• осознанное;

• неосознанное.

Доминирующий тип.

КЗП V=

ДЗП V=

КСП V=

ДСП V=

МЫШЛЕНИЕ 1. наглядно-действенное (инструкции, подражание, собери картинку, использование предметов по назначению метода ”проб и ошибок”).

2. наглядно-образное (соотношение между словом и образом: существенные + второстепенные признаки).

2.1. наглядно-схематическое (только основные параметры).

3.словесно-логическое:

• анализ;

• синтез;

• способность обобщать;

• классификация;

• сравнение;

• причинно-следственные связи;

• объяснение точки зрения;

• перцепция (соотнесение части и целого);

• конкретизация;

• понятие абстракции.

4. креативность.

5.по степени новизны:

• репродуктивное;

• продуктивное.

6.личностный компонент:

• критичность;

разноплановость (суждения в разных плоскостях”слон и лыжник – предметы для зрелищ”);

• резонерство (бесплодное мудрствование);

• саморегуляция (организация мыслительных действий).

Доминирующий тип.

РЕЧЬ

1.понимание речи:

• устная;

• письменная.

2.словарный запас:

• активный;

• пассивный.

3. кругозор.

4. лексико-грамматическая правильность фраз.

5.сложность фазы:

• простая;

• распространенная.

6. дефекты произношения.

7. диалогическая речь.

8. монологическая речь.

9. кинетическая речь (жесты).

10. эмоциональная окраска речи.

11. связный рассказ.

12. речевые штампы.

МОТОРИКА 1.мелкая моторика:

• точность движений;

• темп движений;

• синхронность движений правой и левой рук;

• переключение от одного движения к другому;

• статический (кинестетический)праксис:

– повторение поз пальцев (по образцу. с закрытыми глазами – повторить на ощупь и по ощущениям);

• динамический (кинетический)праксис:

– проба «кулак – ребро – ладонь»;

– реципроктная координация рук (правая в кулак, левая выпрямлена – поменять одновременно местами несколько раз).

2.крупная моторика:

• общий объём движений (пройти, сесть, встать, поздороваться);

•статическая координация:

– постоять с закрытыми глазами (стопы по одной линии, руки вытянуты вперед,N=5с);

– постоять с закрытыми глазами поочередно на правой/левой ноге(N=3-5с).

•динамическая координация:

– приседания (пятки пола не касаются);

– марширование с чередованием шагов и хлопков в ладоши);

– попрыгать поочередно на ногах, подскоки;

– переключаемость движений.

ГРАФИЧЕСКИЕ

НАВЫКИ 1.характеристика линии:

• четкая;

• нечеткая.

2.характеристика нажима:

• сильный;

• умеренный;

• слабый.

3. навык использования чертежных принадлежностей.

4.постановка руки:

• правильная;

• неправильная.

5. соответствие рисунков реальным объектам.

6. использование цвета.

7.сложность рисунка:

• наличие основных деталей;

• наличие дополнительных деталей.

8. ведущая рука (правая, левая, амбидекстр)

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

ФОН 1.настрой:

• позитивный;

• негативный.

2. отношение к неудаче.

3. отношение к похвале.

4. критичность.

5. наличие аффективных вспышек.

6. пластичность/ригидность эм. процессов.

7. экстравертность/интравертность.

8. экстрапунитивность (при трудностях полагаются на

вн. обстоятельства и обвиняют при неудаче) /

интрапунитивность (полагаются на себя и винит себя при

неудаче).

9. конфликтность.

10. самовыраженеи/самопрезентация

11. сензитивность/ эмотивность

12. тревожность/психоэмоциональное напряжение/эмоциональная нестабильность

13. демонстративность поведения

14. аггравация (преувеличение симптомов)

15. стрессоустойчивость

16. социальная адаптированность

17. тенденция к перепадам настроения

18. тенденция к лидерству

19. альтруизм, эмпатия

20. настойчивость

21. импульсивность

22. маскулинность / феминность / андрогенность

23. мотивация к успеху

24. мотивация к избеганию неудач

25. принятие непринятие себя

26. самоуважение

27. атттракция

28. самооценка (адекватная, заниженная, завышенная)

29. реакция на замечание (адекватная, негативная)

УМСТВЕННАЯ

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ 1. высокая.

2. средняя.

3. низкая.

4. время активной работы (через сколько времени наступает утомляемость).

Читайте также:  Углеводы рост и развитие ребенка

5. темп работы

Условные обозначения:

”+” – высокий уровень развития;

”-” – низкий уровень развития;

”+” – средний уровень развития;

с. ф. – стадия формирования;

”v” – по возрасту.

Дата___

Педагог – психолог___

Источник

Результаты диагностики психоэмоционального развития (начало года)

Средняя группа №_________________________    Дата обследования_____________________________

Воспитатели__________________________________________________________________________________________________________________________

ФИ ребенка

Дата рождения

«Помоги рыбкам найти маму»

«Домики»

«Накорми домашних животных»

«Найди игрушки»

«Какой предмет лишний»

Примечания

Педагог-психолог ____________________________________ Ю.А. Жарикова

Результаты диагностики психоэмоционального развития (начало года)

Средняя группа

  1. Диагностика уровня восприятия «Помоги рыбкам найти маму»

Инструкция: помоги каждой маме-рыбке найти ее ребенка и соедини их линией, помни, что мама и ребенок должны быть похожими друг на друга.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
  1. Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное восприятие «Домики»

Инструкция: Посмотри на домики – у 1-го нужно раскрасить крышу, у самого маленького домика нарисовать окошко (инструкция повторяется 3 раза, после чего дети приступают к выполнению).

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
  1. Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями «Накорми домашних животных»

Инструкция: помоги каждому животному найти ту пищу, которую оно любит, и соедини линией.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
  1. Диагностика сформированности мышления «Найди игрушки»

Инструкция: среди предметов найди только игрушки и обведи в кружочек.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
  1. Тест на определение уровня развития словесно-логического мышления ребенка «Какой предмет лишний»

Инструкция: посмотри на рисунок, эти предметы чем-то связаны, их что-то объединяет, но один здесь лишний – зачеркни его.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок. В процессе вербального общения ребенок дает верное объяснение выделения лишнего предмета;
  • Средний уровень – задание выполнено без ошибок, но ребенок не может объяснить самостоятельно, почему он выбрал именно эту фигуру;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

Результаты диагностики психоэмоционального развития (конец года)

Средняя группа №_________________________    Дата обследования_____________________________

Воспитатели__________________________________________________________________________________________________________________________

ФИ ребенка

Дата рождения

«Разложи геометрические фигуры»

«Соедини половинки предметов»

«Зрительная память»

«Найди фигуры, похожие на образец»

«Кто где живет»

Примечания

Педагог-психолог ____________________________________ Ю.А. Жарикова

Результаты диагностики психоэмоционального развития (конец года)

Средняя группа

  1. Диагностика сформированности мышления «Разложи геометрические фигуры»

Инструкция: на картинке нарисован ящик, в котором сделаны прорези, дырочки. Посмотри внимательно на фигурки, которые изображены внизу, и соедини линией фигурку и дырку одинаковой формы – вставь фигурки в ящик.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
  1. Диагностика уровня развития сенсорного восприятия «Соедини половинки предметов»

Инструкция: Соедини одной линией половинки изображенных предметов.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
  1. Диагностика уровня развития зрительной памяти «Зрительная память»

Инструкция: посмотри внимательно на картинку, которую я тебе покажу. Запомни те предметы, которые на ней изображены. Теперь я убираю картинку. На своем листочке обведи только те предметы, которые ты увидел на моем рисунке.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
  1. Диагностика сформированности внимания и сенсорного восприятия «Найди фигуры, похожие на образец»

Инструкция: Посмотри, слева у тебя нарисована фигурка. Обведи только те предметы, которые похожи на фигурку.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
  1. Тест на определение уровня развития словесно-логического мышления ребенка «Кто где живет»

Инструкция: Перед тобой домики и животные. Проведи черточками тропинки от животных туда, где они живут.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

Источник