Пятый год жизни в развитии речи ребенка

Консультация для родителей

«Развитие речи детей пятого года жизни»

            Развитие речи детей пятого года жизни важна и актуальна. Дети этого возраста любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности. В связи с этим значительно увеличиваются их речевые возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной.

            Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками. Чтобы научиться говорить, надо говорить. Развитие речи ребенка в детском саду ведется по следующим направлениям:

            формирование звуковой культуры речи;

            обогащение активного и пассивного словаря;

            формирование грамматического строя речи;

            развитие связной речи.

          Остановимся на словарной работе, то есть планомерном обогащении словаря дошкольников.

          Расширение словаря происходит одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью, с формированием отношения к окружающему. Различают пассивный и активный словарь. Пассивный словарь – это слова, которые ребенок понимает, знает, но не использует. Активный словарь – это слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет в своей речи. Активный словарь пятилетнего ребенка к концу года должен насчитывать 3000 слов. Пассивный словарь обычно больше активного. Вы можете дома протестировать своего ребенка. Предложите ему пересказать сказку или коротенький текст, рассказать о кокам-либо событии, составить рассказ по картинке, а затем проанализируйте: как близко к тексту он передал содержание, использовал ли прилагательные, часто ли затруднялся в подборе слов.

          Существует множество методов и приемов, которые мы используем как на занятиях, так и в свободной деятельности для обогащения словаря детей:

            дидактические, развивающие, настольные игры;

            подвижные игры с текстом;

            сюжетно-ролевые игры;

            драматизация сказок;

            игровые упражнения;

            чтение художественной литературы;

            рассказывание сказок с участием детей;

           заучивание стихотворений;

            беседы после просматривания картин, иллюстраций.

            Что же могут сделать родители для развития словаря своего ребенка? Еще раз повторюсь: необходимо как можно больше и чаще беседовать с ним на самые разнообразные темы. И если вы заметили, что у вашего ребенка есть проблемы с речью, как можно скорее обратитесь за помощью к специалистам. Чем больше времени вы будете уделять ребенку в дошкольном возрасте, тем меньше вам придется помогать ему в школе. Но нужно помнить, что обучение дошкольника – это, прежде всего, игра, увлекательная и интересная. Вы можете проводить речевые игры, которые не требуют дополнительного времени, необходимо только ваше желание.

            По дороге в детский сад предложите ребенку поделиться наблюдениями, касающимися погоды, подобрать как можно больше слов, описывающих деревья, рассказать, что нового он заметил на улице, в парке и т.д.

            Дома на кухне спросите ребенка, какие продукты нужны, чтобы сварить борщ, суп, сделать салат, окрошку, какие продукты необходимо купить в магазине, какие приборы-помощники есть у вас в кухне и т.д.

            Вы сами можете придумать много таких игр. Главная цель – добиться, чтобы ребенок отвечал полными предложениями, использовал в речи прилагательные.

            Вот еще подбор игр:

· Игра «Я заметил».

Взрослый предлагает ребенку назвать предметы, мимо которых он проходит по дороге в детский сад, и подобрать к именам существительным как можно больше имен прилагательных.

· Игра «Вспомним «вкусные» слова и угостим друг друга».

Взрослый и первый ребенок поочередно называют «сладкие» слова, взрослый и второй ребенок поочередно называют «соленые» слова и т.д.

· Игра «Доскажи словечко».

Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. Например: «Ворона каркает, а воробей… Сова летает, а заяц…».

· Игра «Давай искать слова на кухне».

Дети отвечают на вопросы взрослого. Например: «Какие слова можно вынуть из борща? Какие слова есть в винегрете? Какие слова можно найти в кухонном шкафу?».

            Предлагаю ввести в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель игры – увеличить словарный запас ребенка, объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю родители дарят ребенку новое для него слово, называют это слово и обязательно объясняют его значение. В понедельник дети приносят в группу подаренные дома слова и знакомят с ними всех ребят. Воспитатель записывает каждое слово на карточке, а на обратной стороне – имя того, кто его принес. Все карточки складывают в шкатулку, и периодически с ними проводят разнообразные игры. Например: карточки высыпаются в шляпу, дети поочередно достают по карточке, воспитатель зачитывает слово, ребёнок объясняет его значение. Если играющий справляется с заданием, то получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Вариант игры: воспитатель поочерёдно достает карточки со словами, объясняет лексическое значение этих слов, не называя их. Ребенок, который угадывает слово, получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.

            Надеюсь, что данный практический материал принесёт пользу вашим детям и поможет вам в общении с ними.

Источник

Любовь Артанова
Консультация «Развитие речи детей пятого года жизни»

Развитие речи детей пятого года жизни.

Речь не передаётся по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей, т. е. овладение речью находиться в пря мой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Читайте также:  Ребенок 1 год 2 месяца отстает в развитии

Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами.Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребёнка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша, научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Советуем завести дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре,но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказываться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Главное направление в развитии речи ребёнка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч – это игрушка, в него играют», начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением. Сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

В речи детей пятого года жизнивстречаются следующие нарушения:

– не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

– у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;

-имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую строну слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

Источник

Марина Леонтьевна Чеботарёва
Консультация для родителей: «Характеристика речи детей пятого года жизни»

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни— освоение связной монологической речи.

На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

ПОМНИТЕ!

1. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

2. Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

3. Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами.Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает.

В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходят взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающих качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч — это игрушка в него играют», начинают активнее подбирать слова противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением).

Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний — описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи,т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

В речи детей пятого года жизнивстречаются следующие нарушения:

• не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

• у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;

• имеются недостатки в освоении грамматических правил речи:

– согласование существительных и прилагательных в роде и числе;

– употреблении родительного падежа множественного числа.

В этом возрасте малыш очень любит рассказывать о чем-то, делиться своими наблюдениями, впечатлениями, сочинять. Как бы вы ни были заняты, надо поддержать речевую активность ребенка, уметь выслушать его, помочь правильно передать содержание прочитанной книги. Развитие разговорной речи является важным этапом в формировании у ребенка связной речи.

Читайте также:  Карта индивидуального уровня развития ребенка

Вот, например,как может пересказать сказку ребенок четырех лет: «Жила-была козочка. Было у нее семеро козлят. И дом у нее был с печкой. Каждое утро уходила она в бор. Волк очень хотел съесть козляток. Но они слушали мамочку. Всегда смотрели в окно — кто там стучит. Их ни один волк никогда не съел. А козочка всех волков забодала. Вот» (В. С. Мухина «Близнецы»).

Если ваш ребенок неразговорчив, то сами вызывайте его на разговор. Спросите, что он собирается сейчас делать, как будет строить домик, какие детали для этого ему понадобятся, какую книгу прочитал ему папа, о чем там говорится.

Дети очень любят, когда взрослые читают им, причем то, что им понравилось, готовы слушать и в пятый, и в десятый раз. («Я всегда-всегда буду читать эту книгу. Я всю жизнь буду читать эту книгу, пока не умру» — В. С. Мухина «Близнецы».)

Не стоит раздражаться, досадовать на просьбу детей еще раз почитать полюбившуюся сказку. Но надо стремиться к тому, чтобы малыш не оставался только слушателем. После чтения непременно проверьте, все ли он понял, спросите его, что ему понравилось, как он оценивает поступки героев сказки или рассказа. Такие беседы помогут ребенку глубже усвоить произведение и лучше его запомнить.

Одновременно с расширением словаря у ребенка совершенствуется и звуковая сторона речи.

Обычно на пятом году жизни артикуляционный аппарат ребенка уже достигает достаточного совершенства для того, чтобы малыш мог правильно произносить все звуки. Однако у некоторых детей еще может наблюдаться вялость мышц языка, губ, нижней челюсти, это вызывает ошибки в произнесении отдельных звуков и общую нечеткость речи. Поэтому тренировка артикуляционного аппарата продолжает оставаться важной задачей.

Есть дети, которые порой ленятся говорить хорошо, хотя и могут произносить слова достаточно отчетливо.В таких случаях надо почаще напоминать о необходимости говорить четко: «Скажи лучше. Ты ведь умеешь говорить хорошо». Иногда полезно сделать вид, что вы не понимаете, что хочет ребенок, и предложить ему сказать так, чтобы все было понятно.

Рекомендации родителям

Не забывайте, что решающее значение для разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами.

•Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать из внимание на значимые для человека объекты: магазины,школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку для чего эти учреждения, кто в них работает.

• Во время прогулки в парке,сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых.

• Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства, научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления. Этим вы пополните словарь малыша.

Советуем завести дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей. Необходимо знакомить малыша с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре,но и формируют нравственные качества: доброту, честность заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке

Это первые шаги в овладении монологической речью.

Источник

Особенности развития связной речи детей пятого года жизни

В период дошкольного детства отмечаются существенные изменения в развитии речи детей, происходит прирост словарного запаса. Качественный состав словарного запаса в дошкольный период развивается следующим образом: четвертый год жизни – словарь пополняется названиями предметов и действий, с которыми детьми сталкиваются в быту; пятый год жизни – наблюдается активное использование предметом, входящих в тематический цикл: продукты питания, предметы обихода, овощи, фрукты, различные материалы; шестой год жизни – ребенок употребляет в речи дифференцированные по степени выраженности качества и свойства (кисловатый, светло-синий, прочный, прочнее).

Расширяются знания о материалах, домашних и диких животных и их детенышей, формируются видовые и родовые понятия; седьмой год жизни – происходит подбор антонимов и синонимов к словосочетаниям, усваивается многозначность слов, идет самостоятельное образование сложных слов, подбор родственных слов. В период от трех до семи лет дети усваивают конструкции предложений. В четыре года отмечаются первые структуры сложных предложений.

Дошкольники довольно быстро овладевают связными высказываниями, причем в возрасте 3-4 лет дети способны составлять небольшие рассказы-описания по знакомым сюжетам. На пятом году жизни дети овладевают диалогической речью, что способствует формированию произносительной стороны речи, дети с трех лет не только правильно произносят, но и различают звуки родного языка, и язык становится предметом анализа, словотворчества.

Таким образом, дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком разговорного языка, что предполагает становление и качественное развитие фонематической, лексической и грамматической сторон речи. Одновременно развиваются разные стороны речи: звукопроизношение, обогащение словаря, грамматической правильности и выразительности речи; ребенок способен передавать посредством связного последовательного рассказа воспринятое в окружающем мире.

Давая характеристику речевого развития детей, необходимо отметить, что ведущим направлением развития речи на пятом году жизни ребенка является освоение монологической речи. В возрасте 4-5 лет происходят качественные изменения в освоении способов словообразования, словотворчества.

Дети 5-го года жизни получают первичные представления о слове как звуковом процессе, тяготеют к рифмообразованию, учатся подбирать близкие по звучанию слова. Ребенок этого возраста учится употреблять термины, вслушивается в слова, сходные по звучанию; определяет последовательность звучания слогов в слове, выделяет звуки. В данный период происходит ознакомление со смысловой стороной слова, в результате активно обогащается словарь ребенка. Дети способны определить назначение предметов, выделить их функциональные признаки, учатся подбору слов с противоположными смыслами, употребляют обобщения.

Наряду с этим речь детей 5-го года жизни насыщенна неологизмами – детскими словами с грамматическими ошибками (“машинский”). К 4,5 годам большинство детей активно усваивают звукопроизношение, овладевают связной речью, строят собственные высказывания, включающие первоначально лишь отдельные предложения. Постепенно дети овладевают морфологическими языковыми средствами, понимают многозначность грамматических конструкций, осваивают описания и повествования, совершенствуют смысловую и звуковую стороны речи.

Читайте также:  Проверить развитие ребенка 2 года

Возраст 4-5 лет – это возраст проявления наибольшей речевой активности ребенка, однако не у всех детей хорошо развита интонационная выразительность, не соблюдаются грамматические правила речи (согласование частей речи в падежах). В целом речь детей 5-го года жизни характеризуется относительной подвижностью и неустойчивостью, с ориентировкой на смысловую сторону слов, с затруднениями в их точном употреблении. Многие дети испытывают затруднения в связывании между собой предложений и частей высказывания.

Ведущим направлением речевого развития детей пятого года жизни является освоение дошкольниками связной монологической речи. Характеристикой речевого развития являются качественные изменения в словотворчестве. Дети овладевают первичными представлениями о слове как о звуковом процессе, учатся пониманию и употреблению слов, определению разных по звучанию слов; учатся различению звуков в слове.

В период 4 лет дети знакомятся со смысловой стороной слова, обучаются определению назначений предметов и их отличительных признаков. Происходит активное обогащение словаря детей. В этом возрасте происходит активное усвоение детьми правил употребления грамматических слов, однако речь детей отличается грамматическими ошибками, употреблением неологизмов.

Помимо этого, дети постепенно понимают морфологические языковые средства (согласование слов в роде, числе, падеже и т.д.); овладевают отдельными многозначными грамматическими формами; усваивают способы словообразования с разными частями речи, одновременно осваивая эмоционально-экспрессивную речь. Дошкольники пятого года жизни уже способны строить различные типы высказываний, составлять рассказы с применением описания и повествования, что приводит к развитию смысловой стороны речи. Для развития связной речи ребенку необходимо и понимать звуковую сторону речи, в связи с чем увеличивается речевая активность.

Большинство детей имеют предпосылки к нормальному речевому развитию, однако на практике часто встречаются и нарушения, заключающиеся в неправильном произнесении детьми шипящих и сонорных звуков, часто отсутствует и интонационная выразительность. Отмечаются недостатки и в освоении детьми грамматических речевых правил, что проявляется в неправильном согласовании существительных и прилагательных в числе и роде.

Речь ребенка пятого года жизни характеризуется достаточной подвижностью и неустойчивостью, а уровни речевого развития детей одной возрастной категории могут отличаться различиями. В период среднего дошкольного возраста ребенок начинает овладевать связную речь, пытается выстраивать самостоятельные фразы, включающие простейшие предложения.

В период среднего дошкольного возраста происходит становление монологической речи. Речь ребенка пятого года жизни, в отличие от младшего дошкольника, по содержательным и структурным характеристикам значительно сложнее. Это обусловлено тем, что ребенок 4 лет пытается расширить сферу коммуникаций, и способен словесно передать не только непосредственно воспринимаемые события, но и воспроизвести сказанное ранее.

У дошкольников происходят изменения в строении речи, что продиктовано формированием логического мышления. Однако дети продолжают использовать указательные местоимения, а также допускают ошибки в звуковом оформлении высказываний. Согласно Д.Б. Эльконину, на пятом году жизни появляется форма речи-сообщения в виде монолога.

Для развития звуковой стороны речи необходимо формировать у детей правильное звукопроизношение, фонематическое восприятие, голосовой аппарат, обучать детей интонационным средствам выразительности; формировать навыки правильного звукопроизношения.

У ребенка пятого года жизни происходит расширение круга грамматических явлений, доступных для усвоения ребенком без опоры на наглядный материал. В этом возрасте дети обучаются согласованию частей речи в роде, числе и падеже; усваивают образования глагольных форм в повелительном наклонении, чему способствует игровая деятельность (спой, спляши). Кроме того, дети осваивают различные варианты словообразования частей речи; учатся соотносить названия предметов в числе и падеже (утенок – утята – не стало утят).

В средней группе отдельно проводится работа по ознакомлению детей с образованием и происхождением некоторых слов (Почему грибы называют лисичкой, подосиновиком; шапку – ушанкой и т.д.). Дети 4 лет обучаются правильному образованию глаголов (несла – принесла – унесла); знакомятся со звукоподражательными глаголами (петух – кукареку – кукарекает).

В итоге освоение детьми глагольной лексики постепенно подводит дошкольников к построению связных высказываний, для чего используются игры (“Закончи предложения”, “Зачем тебе нужны…”). Таким образом, формирование у детей пятого года жизни синтаксической стороны речи служит важной предпосылкой для развития связной речи.

В области словарной работы педагогам необходимо активизировать словарь дошкольников в области названия и качеств предметов, свойств и действий. У детей 4 лет происходит уточнение обобщенных понятий (игрушки, мебель, одежда, и т.д.); развиваются умения называния действий. Дошкольники способны воспринимать смысл загадок, умеют сравнивать предметы согласно характеристикам (цвет, размер); одновременно осваивают употребления слов, служащих для обозначения пространственных отношений. Ребенок пятого года жизни уже способен различать близкие и противоположные по смыслу слова (синонимы и антонимы).

Постепенно от объяснения отдельных слов дошкольники переходят к составлению словосочетаний, предложений, в итоге способны освоить умение переноса усвоенных лексических навыков для образования связного высказывания. Развитие речи детей 4 лет происходит при усвоении ими навыков составления рассказов описательного и повествовательного характера, с опорой на рассуждения. У детей активно развивается умение передавать прямую речь и диалоги.

Для развития связности речи важное значение имеют малые формы фольклора, используемые для демонстрации детям таких выразительных речевых средств, как эпитеты, сравнения, метафоры (повесить голову – загрустить; зарубить на носу – запомнить навсегда и т.д.).

Для развития образности речи в контексте совершенствования связной речи необходимо использовать композиционные особенности сказок, рассказов, басен, стихотворений. Вместе с этим у детей возникает интерес к художественному слову – произведениям художественной литературы, устного народного творчества, малым фольклорным формам (пословицам, поговоркам, потешкам, считалкам, фразеологизмам). Художественная форма, мелодика и ритм родного языка отражены в жанровых формах (былинах, легендах, рассказах, песнях, преданиях), а также малых формах фольклора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Паклина А.В. Речевое развитие дошкольников в психолого-педагогических и лингвистических исследованиях / А.В. Паклина // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 3. –С. 245-247.
  2. Ушакова О., Струнина Е. Развитие языковых и творческих способностей в дошкольном детстве / О. Ушакова, Е. Струнина // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 12.– С. 28.
  3. Эльконин Д.Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360с.

Источник