Пять месяцев ребенку игры развитие

Многих родителей интересует, какие игры полезны 5-ти месячному малышу, что за упражнения помогут поддержать и закрепить то, чему малыш уже научился, что поможет освоить новые знания и навыки, а заодно подготовить кроху к дальнейшим этапам развития?

Сейчас малыш растет не по дням, а по часам и маме просто необходимо организовать увлекательные занятия, которые смогут развлечь малыша и займут львиную долю времени его активного бодрствования.

Какие игрушки необходимы малышу на этом этапе?

  • погремушки;
  • висюльки и мобили;
  • пирамидки;
  • сенсорные коврики;
  • вкладыши;
  • игрушки с сюрпризами;
  • образные игрушки.

Во всемирной паутине всегда можно посмотреть фото различных игрушек, предназначенных для раннего развития детей, заодно и почитать отзывы родителей, у которых уже есть опыт использования той или иной игрушки (подробнее в статье: рейтинг игрушек для детей до года по месяцам).

Мобили с множеством висящих элементов очень радуют кроху, вызывая бурю эмоций. Они же помогают познакомиться с понятием расстояния, фактуры, движения, звука

Ребенок на 6-м месяце жизни с интересом будет играть куклой-неваляшкой – ему обязательно понравится опрокидывать такую игрушку. Воображение крохи занимает необычная реакция яркой куклы на его действия, он будет пытаться сообразить, почему она постоянно принимает вертикальное положение, сколько бы раз ее ни перевернули. Кроме того, большинство подобных игрушек издают приятное позванивание при покачивании и опрокидывании.

Попробуйте показать малышу крутящийся волчок. Динамично вращающаяся юла обязательно понравится крохе – пусть пока что у него не получится управлять ею самостоятельно, зато он понаблюдает, как это получается у мамы или папы. Подбрасывайте вверх надувной шар, и малыш с удивлением будет наблюдать за его неторопливым полетом. Для того чтобы развлекать мальчиков, стоит попробовать катать инерционные и обычные машинки с горки или без нее.

Как играть?

Всем 5–6-ти месячным малышам очень интересно находить новые предметы и изучать их возможности. Они с готовностью будут осваивать различные манипуляции с новыми игрушками. Разумеется, с помощью родителей потенциал малыша значительно расширяется.

Очень полезно не просто показывать крохе разные предметы, но и то, что предполагается с ними делать. Так, можно продемонстрировать, как катать по полу мячик, кольца пирамидки надевать на ось одно за другим, как можно крутить юлу и т.д.

Следует проводить с ребенком как можно больше времени, просто показывая, как играть с новыми игрушками. Разумеется, пока он слишком мал, чтобы подражать действиям родителей, но такие «презентации» не пройдут впустую – постепенно малыш освоит новые навыки и будет сам повторять все движения и действия с предметами за взрослыми. Для этого, собственно, и нужны эти своеобразные «показательные выступления» родителей с различными предметами и игрушками.

Единственное, чего не стоит делать – торопить малыша и расстраиваться по поводу того, что кроха не начинает повторять за взрослыми действия на второй или третий день. Ему только шестой месяц, а подобные навыки даже самые развитые малыши усваивают только к году.

Развитие координации движений

Основное задание родителей на этом этапе — вдохновить ребенка на перекладывание игрушек из одной ручонки в другую. Кроме того, 5 месяцев — самое время для того чтобы начать учиться отдавать и брать вещи по просьбе взрослого. Яркими примерами подобных занятий могут стать потешка «Веселый мячик» и «Убегающая игрушка».

Игра «Веселый мячик»

Для этой игры необходим не слишком большой яркий мячик. Малыш должен лежать на животике. Протяните крошке мячик со словами: «На! Возьми!». Когда он возьмет мячик в ручки, начинайте:

  • «Вот такой веселый мяч!» — Легонько сдавите ручонку малыша с мячиком и потрясите ей.
  • «Он готов пуститься вскачь!» — Чуть-чуть потяните игрушку, так чтобы малыш почувствовал мышечное усилие.
  • «Так и просится играть!» — Подергайте мячик в руке малыша, склоняя отдать его.
  • «Трудно будет удержать!» — С этими словами подведите мячик к другой ручонке малыша, подталкивая его перехватить его другой ручкой.
  • «Мячик прыгал и скакал, вновь он в ручки к нам попал!». С улыбкой констатируйте, что мячик вновь вернулся к малышу. Продолжая игру, некоторое время перекладывайте игрушку то в одну, то в другую ручку ребенка.

Игра «Убегающая игрушка»

Чтобы стимулировать развитие координации движений ребенка 5-ти месяцев от роду, полезными будут игры, где взрослые передвигают предметы у него на глазах. Малыш при этом должен искать взглядом предмет и стараться его схватить. Следует показать крохе новую игрушку на близком расстоянии, после чего отодвинуть ее чуть подальше, но так, чтобы он мог до нее дотянуться. Путь малыш потянется за игрушкой и даже почти ее ухватит, затем надо отодвинуть предмет в другую сторону, но по-прежнему так, чтобы он мог до него дотянуться.

Передвигайте предмет несколько раз, стимулируя малыша к тому, чтобы все же достать убегающую игрушку. Здесь важно не переусердствовать. Трех-четырех раз будет вполне достаточно, после этого надо позволить малышу ухватить игрушку, иначе он может просто потерять интерес к игре. Последнее правило необходимо применять не только для этой игры, но и для занятий с ребенком вообще.

В одной из своих программ, посвященных раннему развитию детей, известный педиатр Е.О. Комаровский говорит о том, что основное требование к учебному и развивающему процессу – он должен нравиться и быть интересным ребенку. Малыш не может концентрировать на процессе так долго, как школьник или взрослый – надо об этом помнить.

Развитие осязания и мелкой моторики

Необходимо, чтобы малыш постоянно получал опыт от прикосновения к предметам с самой разнообразной поверхностью: например, пусть он потрогает кусочек льда и недавно сваренное, еще теплое яйцо. Дайте малышу возможность трогать предметы различной текстуры (грубые и мягкие, а также ткани с ворсом и без), пусть его ручки поплюхаются в теплой водичке, потрогают мягкие и твердые предметы.

Знакомство с текстурами – огромная радость и одновременно развивающий урок для малыша. Лучше всего, если это взаимодействие сопровждается объяснениями и разговорами мамы

Экскурсия по дому

Разминайте кисти малыша — проводите его ладошками по разным предметам интерьера, когда прохаживаетесь с ним по дому. Комментируйте ощущения, которые ребенок испытывает, дотрагиваясь до разных предметов, и одновременно комментируйте все, что делаете. Так, проводя ручонкой малыша по махровому полотенцу, говорите: «Давай потрогаем полотенечко! Оно мягкое и пушистое!». Позвольте ему прикоснуться к холодильнику: «Это холодильник, давай его потрогаем! Он гладкий, холодный!», «А это мягенький бабулин шарфик».

Домашняя песочница

Детским ручонкам очень полезно брать, щупать и пересыпать разные сыпучие материалы. Устройте для ребенка своеобразную небольшую песочницу – для этого подойдет любая миска или лоток. Еще лучше будет подготовить для малыша стразу три-четыре лотка и поочередно предлагать ему пошуршать в лоточках крупами или фасолью, поперебирать каштаны и желуди, камушки, ракушки и т.д.

Малышу подобные игры понравятся безусловно, но есть одна проблема — он непременно попробует тянуть в рот все, что будет перебирать своими ручонками и даже находящийся рядом взрослый далеко не всегда успеет ему помешать. На первых порах следует попробовать насыпать в лоточек для малыша крупную поваренную соль: один раз попробовав ее, он уже вряд ли потянет ее в рот снова. Потом будет больше шансов, что опыт общения с солью малыш перенесет и на другие сыпучие материалы, с которыми будет заниматься.

Эти игры сохранятся и в более старшем возрасте – подробнее увидеть их нюансы можно на видео.

Развитие и совершенствование захвата

В возрасте 5 месяцев у ребенка уже появляется противопоставление большого пальца руки остальным – он старался ухватить предметы всей пятерней, словно ковшиком. Со временем расположение пальчиков будет все в большей степени зависеть от формы предметов, которые старается взять малыш. Так, шарики и мячики кроха будет стараться ухватить растопыренными пальчиками, палочки – всей пятерней, ленточки и шнурочки – кончиками пальцев и т.д.

Игры с захватами и перекладыванием предметов из одной ручонки в другую поможет совершенствованию связки глаз-рука, являющейся базисом всех жестов и действий человека.

Развитие понимания речи и звуков

Первые книги

Общение малыша с первой детской книгой трудно переоценить. Он уже вполне способен сидеть на коленях у мамы и «читать» вместе с ней: такое регулярное чтение даст стремительный толчок развитию речи, ассоциативного мышления, интеллекта, и позволит расширить мировоззрение малыша. Потребность в новой информации велика в любом возрасте, восполнить эту потребность помогут детские книги – именно они способны подарить малышу новые впечатления и эмоции (рекомендуем прочитать: что можно подарить на день рождения ребенка-мальчика?).

Не стоит думать, что малыш пока еще далек от понимания сказочных сюжетов – у него уже работает долговременная память, которая напомнит прочитанное через год, два, три

Речь

Уже в течение 5-ти месяцев малыш слышит, как родители разговаривают с ним. Подражая тем звукам, которые издает ребенок, взрослые пробуждают в нем интерес к продолжению общения, развивая тем самым его речь. Когда кроха уверенно шагает к шестимесячному возрасту, родители могут активнее вести с ним подобие диалога: можно придумать упражнения, в которых надо было бы часто называть и показывать части лица и тела. При этом рекомендуется называть вещи своими именами – так, как они называются в разговоре со взрослыми. Не стоит «сюсюкать» с малышом, поскольку это может привести к задержке речевого развития.

Музыка

Включайте в комнате малыша негромкую классическую музыку или знакомые всем с самого детства мелодии и песенки из детских мультиков. Очень хорошо будет поставить диск с записью звуков природы и голосами птиц и животных.

В заключение стоит напомнить, что упражнения не должны быть в ущерб здоровью. Именно это старается донести до современных мам и пап доктор Е.О. Комаровский, ведь учить кроху можно не только в квартире, но и показывая ему деревья, живые цветы, давая потрогать ручками листочки разных растений.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Источник

Фото 1

Пятимесячные дети отличаются повышенной подвижностью и любознательностью. Они уже многое умеют.

Важно помогать им в развитии новых способностей. Для этого нужно в период бодрствования ребенка активно им заниматься.

Существуют различные развивающие игры для детей 5 месяцев.

Почему так важно играть с малышом?

После адаптации, новорожденный начинает активно развиваться в физическом, умственном и психоэмоциональном плане. Новые умения и навыки помогают малышу осваивать мир.

Становление ребенка во многом зависит от родителей: от того, как они с ним занимаются, сколько времени уделяют. Легче всего обучение полезным способностям проходит через игру. Она помогает грудничку изучать свойства окружающих объектов, развивать воображение, логическое мышление.

Фото 2Также игры полезны детям следующим:

  • обучают малыша пользоваться предметами по назначению;
  • помогают в социальном становлении ребенка, развитии его коммуникационных способностей;
  • учат грудничка выражать свои эмоции и чувства, проявлять самостоятельность;
  • способствуют развитию речи;
  • готовят малыша находить выход из сложных ситуаций. Это развивает нетрадиционное мышление;
  • дают понимание того, как можно, а как нельзя себя вести по отношению к другим людям, природе;
  • знакомят ребенка со способами передачи информации.

Многие молодые родители интересуются тем, как играть с ребенком в 5 месяцев.

Примеры развивающих игр

Под развивающими играми понимают занятия, в процессе которых у человека появляются новые или совершенствуются существующие навыки и способности. Особенно они показаны грудничкам.

Развивающие игры отличаются рядом общих черт:

  • имеют набор определенных задач, которые нужно решить;
  • информация об условиях игры дается разными способами (в виде чертежей, схем, моделей);
  • задания распределяются по уровню сложности. Это позволяет поддерживать у малыша постоянный интерес к игре, стремиться к совершенствованию.

Все развивающие игры для детей 5-6 месяцев можно поделить на такие группы:

  • способствующие становлению речи;
  • улучшающие физические показатели;
  • расширяющие кругозор.

Выбирать развивающую игру для ребенка следует с учетом имеющихся у него способностей, физического и психоэмоционального состояния. Занятия с малышом должны приводить к всестороннему его развитию.

Для развития речи

Фото 3Становление речи малыша начинается с самого рождения. Дети пятимесячного возраста активно гулят. В это время они начинают выговаривать повторяющиеся слоги «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па».

С ребенком пяти месяцев важно активно общаться. Это поспособствует в дальнейшем правильному становлению его речи.

Подходящие развивающие игры приведены в таблице ниже.

Название игрыАтрибутыСуть Польза
Звуки игрушекПогремушки, колокольчики, свистелки, пищалки. Не стоит выбирать слишком хохочущие, грохочущие и резкие игрушки: пятимесячные дети их не любятИздавать звук игрушкой, а потом его повторятьЗнакомит с предметами, издающими звук, учит произносить первые членораздельные слоги
Сорока-белобокаВзять ладонь ребенка в руку. Начать водить по ней указательным пальцем, проговаривая потешку по слогам:

«Сорока-сорока, бело-белобока, кашку варила, гостей манила, гости во двор – кашку на стол. Гости со двора – и кашка со стола».

Затем нужно загибать пальцы по одному, массируя их, проговаривая потешку повторно

Улучшает мелкую моторику и ловкость рук, а это в свою очередь влияет на развитие речи. Учит грудничка произносить слоги
Первые слогиДетские книжкиЧитать малышу стишки-потешки, делая акцент на слогах. Например: «Гуси, гуси, га-га-га! Есть хотите? Да-да-да»Учит произносить простые слоги
ЛадушкиНужно рассказывать детский стишок, делая акценты на слогах и хлопая в ладоши.
Пример стишка:
«– Ладушки, вы – ладушки. Где были?
– У бабушки»
Улучшает моторику, произношение слогов

Для улучшения физических показателей

Многие пятимесячные дети уже умеют переворачиваться со спины на живот и обратно, сидеть. Малыши хорошо управляют своими руками, способны хватать и удерживать предметы.

Фото 4

Игры с кубиками

Некоторые груднички в этом возрасте пытаются ползать. Игры для улучшения физических показателей приведены в таблице ниже.

Название игрыАтрибутыСуть Польза
Ползаем за игрушкойЯркие игрушкиПоложить малыша на живот. Перед его лицом на некотором расстоянии поставить яркий предмет. Ребенок попытается к нему подползти. Следует помогать грудничку, давая опереться стопами на руку и оттолкнуться от нееМотивирует малыша ползать
Предметы различной текстурыПредметы с разным типом поверхности (мягкие, шершавые, пушистые, гладкие). Можно приобрести тактильные мешочки или сделать их самостоятельноДавать грудничку поочередно в руки разные предметыРазвивает мелкую моторику, тактильные ощущения
Маленький футболистЛегкий мячик среднего размераПосадить малыша перед собой. Кидать мячик ребенку так, чтобы он отбивал его ногами или рукамиУкрепляет мышцы, развивает крупную моторику
Предметы разной формыТри кубика и шарики диаметром 4 смПодкладывать малышу по очереди кубики и шарики. Он будет их брать и пытаться изучить. Нужно следить за тем, чтобы ребенок распределял пальцы по всей поверхности предметаРазвивает моторику
Ручки и ножкиИгрушкиПовесить над кроваткой малыша различные игрушки (погремушки, мячики). Рядом с грудничком положить неваляшку, мячик. Малыш будет тянуться за игрушками, отталкивать их руками и ногами.Развивает общую координацию, моторику
Перекладывание игрушкиНебольшая игрушкаПосадить малыша на колени. Дать ему в одну руку игрушку. Надо следить, чтобы ребенок правильно распределил пальцы. Показать, как переложить игрушку из одной руки в другуюРазвивает моторику
Воздушный шарикНадувной шарикНадуть воздушный шарик. Привязать к нему небольшие яркие ленточки. Дать малышу в руки. Ребенок должен схватить ленточку с одной стороны большим пальцем, а с другой – остальными четырьмя. Показать грудничку, как притягивать шарик к себе, толкать его от себя, брать в ладони.Развивает способность противопоставлять большой палец остальным четырем

Для расширения кругозора

У детей пятимесячного возраста значительно расширяется кругозор. Они начинают стремиться к общению со взрослыми людьми. Малыш коммуницирует при помощи звуков.

Фото 5

Игра с зеркалом “Кто здесь?”

Грудничок активно интересуется окружающим миром. Примеры игр для развития кругозора ребенка приведены ниже в таблице.

Название игрыСутьПольза
Изучение квартирыНосить малыша по квартире, показывать, что где находится, называть предметы и рассказывать о них. Например, можно понести грудничка в спальню, показать висящие на стене картины и фотографии, дать их рассмотреть, потрогать.Пополняет пассивный словарный запас, расширяет кругозор
Кто здесь?Поднести ребенка к зеркалу. Малыш начнет кривляться, улыбаться, издавать звуки. Нужно спросить у грудничка: «Кто здесь?» А затем ответить: «Это Саша (имя ребенка)».Знакомит с зеркальным отражением

Игры должны вызывать у малыша интерес, приносить ему радость. Только тогда они пойдут на пользу, поспособствуют всестороннему развитию.

Какие игрушки будут полезны в возрасте 5-6 месяцев?

В детских магазинах представлен широкий ассортимент игрушек. Важно подобрать для 5-6-месячных малышей наиболее подходящие варианты для развития.

Игрушки для грудничков должны соответствовать таким требованиям:

  • иметь звуковой эффект либо музыкальное сопровождение;
  • быть разной формы и цвета (не более 6 основных оттенков);
  • не включать мелких элементов;
  • быть безопасными, изготовленными из экологически чистого материала;
  • иметь удобную форму для захвата;
  • не быть слишком яркими.

Специалисты советуют покупать такие игрушки для грудничков в 5-6 месяцев:

  • сортеры. Стоит отдавать предпочтение простейшим моделям пирамидок и матрешек с веревочками. Складывая игрушку, ребенок будет учиться познавать размер, форму, объем;
  • кубики. Из них можно строить домики, башенки;
  • развивающие яркие фактурные коврики;
  • погремушки, подвески. Тренируют слух, внимательность, хватательные навыки;
  • мячики, лошадки на колесиках, машинки. Играя с такими предметами, ребенок будет совершенствовать двигательные навыки;
  • силиконовые или резиновые прорезыватели разного размера и формы. Они подготовят ребенка к появлению зубов;
  • игрушки с зеркальной поверхностью;
  • большие мячи. Развивают крупную моторику;
  • музыкальные карусели. Тренируют слух;
  • куклы, имитирующие людей, фигурки животных;
  • специальные бусы. Способствуют развитию мелкой моторики.

Видео по теме

Как играть с ребенком в 5 месяцев? Какие игрушки нужны малышу в том возрасте? Ответы в видео:

Таким образом, пятимесячные дети очень активные, стремятся общаться со взрослыми и познавать мир. Важно помогать малышу осваивать новые навыки и умения. Обучающие занятия следует проводить в игровой форме.

Большое внимание стоит уделять развитию двигательных способностей, кругозора, речи. Для детей 5 месяцев подходят такие виды игрушек: кубики, куклы, музыкальные карусели, мячики, бусы, специальные коврики.

Источник