Песок и творческое развитие ребенка

Песок и творческое развитие ребенка thumbnail

Светлана Воробьева
Песочные игры как средство развития творческого мышления и изобразительных способностей детей дошкольного возраста

Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л. С. Выгодского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим

Развитие творческих способностей детей составляет важную задачу процесса их обучения и воспитания, так как способствует проявлению инициативы и познавательной активности, стимулирует интерес к творческому поиску, открывает возможности активного познания мира и себя. Именно в детском творчестве закладывается основа будущих творческих достижений и открытий. Творческие способности раскрываются в процессе выдвижения и реализации новых оригинальных идей, не только на этапе зрелого возраста, но уже в детстве. Способности появляются тогда, когда ребенок проявляет личную заинтересованность в деятельности, когда она порождает творческий порыв. Построение преграды из песка, чтобы волна не смыла «песчаный городок», использование веточки вместо расчески для кукол, получение нового цвета при смешивании красок, все это не просто детская игра, но и процесс экспериментирования, придумывания и опробования нового предмета, свойства и способа действия.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»

Сухомлинский В. А.

Всем знакомые картинки: тихий тенистый двор, детская площадка, песочница и кучка малышни, увлеченно копающей лопатами песок, или горячее морское побережье, ласковый ветерок и причудливые песчаные постройки из песка и вырытые колодцы, а рядом их маленькие создатели… Игры с песком всегда были одной из любимейших забав малышей. Причем в него любят играть и совсем крошечные несмышленыши, едва научившиеся ходить, и ребятишки постарше.

Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой,следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Песок – идеальная развивающая среда, где можно творить без страха что-либо испортить или сломать.

Песок – это естественный строительный материал, из которого при желании можно сотворить очень много интересного. В начале, пока ребенок мал можно самим взрослым предлагать образец той или иной постройки – это могут быть традиционные куличики, пирожки или заборчики. Малыш выкапывает рвы и строит заборчики, насыпая песок и утрамбовывая его. Когда ребенок подрастает уже возможно обыгрывать тот или иной сюжет – это или улица города с дорогами, домами, возле которых вырастают деревья (т. е. веточки, которые втыкают дети и становятся настоящими в их воображении деревьями, или это красивая клумба круглой, овальной или прямоугольной формы (кстати, здесь идет закрепление знаний о геометрических фигурах умение их изображать) Возможно применение таких сюжетов, которые особенно запомнились ребенку при прочтении какой-либо сказки. Это могут быть и народные сказки,например: «Колобок, Три медведя» или авторские – «Золотая рыбка, Конёк-горбунок» и другие.

Предположим дети вместе со взрослым собираются соорудить из песка настоящий средневековый замок. Вместе с детьми нарисуем на песке контуры нашего замка, а по углам расставим башенки. Этими же башенками потом можно будет украсить и сам замок. Между башен возводим стены, причем, удобно это делать, используя коробочки из-под сока. Влажный песок засыпаем в коробки и выстраиваем ровные стены. С помощью палочек от леденцов, пластиковых ложечек или каких-нибудь других подручных средств обозначаем в замке окна и двери. По периметру замка можно будет выкопать ров, а затем заполнить его водой. Через ров перекинуть мост, кстати, для этого отлично подойдут палочки от эскимо. Готовый замок предоставляет большой простор для игр. Для интереса можно добавить несколько игрушечных фигурок. Для мальчиков пусть это будут лошади и рыцари, ну а девочке просто можно придумать сказку о прекрасной принцессе, томящейся в замке. В сюжете может быть и злой дракон, охраняющий замок, и прекрасный принц, примчавшийся, чтобы спасти красавицу. Кстати, такой сюжет придется по вкусу и мальчикам

А вот еще одна очень увлекательная игра. Она научит ребенка различать предметы по определенному принципу и соотносить их между собой. Для Этой игры понадобятся формочки в виде животных. Вы рисуете на песке несколько неодинаковых фигур-домиков.Например: квадрат, треугольник, и кружок. Затем объясните малышу, что в круглом домике обязательно должен жить волк, а сова — в квадратном, медведь же любит треугольный. Исходя из ваших слов, малыш должен найти соответствующею фигурку, и сделать отпечаток в том домике, который нравится тому или иному зверьку. По желанию игру можно усложнить. Скажите малышу, что заяц не желает жить ни в треугольном, ни в круглом домике. Лошадка непременно должна жить в домике с тремя углами. А рыбка любит круглые дома.

Дети, играя в песок могут олицетворять себя человеком той или иной профессии – строя замки, дома различной высоты, формы –они проявляются как будущие архитекторы, строители; разбивающие клумбы, огороды – возможно будущие дизайнеры, ну а те, дети, которые с желанием «пекут» красивые пироги и торты могут стать великолепными кондитерами или поварами. Те дети, которые прокладывают дороги, тоннели, мосты, а потом сами преодолевают «трудности бездорожья» наверняка станут хорошими шофёрами. Таким образом, песок, песочница- это для ребенка- целый собственный мир, где он выдумывает, фантазирует и в тоже время учится работать, добиваться цели.

Песочница – отличное место, которое поможет ребенку незаметно выучить буквы и цифры, распознавать виды геометрических фигур. Нет, не обязательно писать палочкой на мокром песке – такое занятие быстро приедается. Вот вылепить букву или выкопать ее в виде канавки – задание творческое. «Оля, сможешь слепить огромную букву О? Превратить ее в С?». «А посмотри, я выкопала какую-то цифру. Знаешь такую?». «Давай вылепим твое имя из песка!». Ребенку интересно, при этом организм его получает немалую порцию свежего воздуха, а развитие не стоит на месте – задействована и мелкая моторика, и тактильная чувствительность. И информация лучше запоминается.

Ребенок уже может писать-читать на песке? Усложняем задачу. С помощью забавной игры покажем, как изменяется смысл слова, если заменить в нем всего одну букву. Играть так можно и дома – на бумаге, магнитной или маркерной доске. Но ведь песчаный берег создает неповторимую атмосферу и дополнительный интерес. Написали слово «кот» – рядом создайте изображение его мордочки. Стерев затем букву «О», подпишем на этом месте «И». Кота больше нет, вместо него надо рисовать кита. У кого лучше получится? Подготовьте заранее небольшой список таких парных слов, вашему ребенку долго не наскучит подобное занятие.

Читайте также:  Развитие организаторских способностей у ребенка

Просто дивно: ребенок лепит песочные угощения, копает ямки и тогда умнеет, развивает собственный мозг. Наполняя формочки и всевозможные ёмкости песком и вылепливая песочные фигуры, малыш тренирует координацию перемещений, отточенность и аккуратность. Но это не все. Любые сооружения из песка – креативный процесс. И чем больше различных песочных миров станет творить ребенок, тем лучше станет развиваться его воображение и фантазия. Прямо в песочнице возможно учить географию и арифметику, начать обучение письму, чтению, знакомится с простыми законами физики. Песочница – это место, где ребенок познает первый этап жизни, иными словами, он осваивает азы отношений со своими сверстниками.

Песок – это прекрасный природный мольберт, ребенок в любом может палочкой или даже пальчиком изобразить какой –то рисунок. Развивать детское творчество можно не только играя с ребенком в песке, но и используя песок как основной элемент при создании какой-то аппликации или фрески.

Есть два варианта: сразу начать рисовать с помощью клея или сначала сделать эскиз на картоне простым карандашом. Затем покрыть аккуратно клеем какую-то часть или деталь, а потом уже посыпать песком определенного цвета, дальше другую деталь снова покрываем клеем и посыпаем другим цветом.

Можно использовать вперемешку –цветной песоки другие мелкие варианты наподобие песка:мелкие крупы: манку, рис, гречку, перловку, мелкие макаронные изделия, а можно и мелкую фурнитуру – пуговки, бисер, бусинки, стеклярус. Ребенок экспериментируя, складывая, перемешивая, придумывает свои, необыкновенные картины.

Создавая сам или вместе с родителями красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с пеком и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.

Список литературы:

1. Грабенко Т. А., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. – СПб, 2002.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке.

3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.

4. Лебедева Л. Теоретические основы арттерапии. // Школьный психолог, 2006г. №3.

5. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М., 2002.

6. Психотерапия. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – М., 2000.

7. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006.

8. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2001.

9. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб, 2007.

10. Юнг К. Г.Аналитическая психология: ее теория и практика. Тавистокские лекции. – СПб, 1998.

11. Юнг К. Г. Человек и его символы. – М., 1998.

Песочные игры как средство развития творческого мышления и изобразительных способностей детей дошкольного возрастаПесок и творческое развитие ребенкаПесок и творческое развитие ребенка

Источник

Татьяна Буракова
Рисование песком как средство художественно-эстетического развития дошкольника

В одном мгновении видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

Единой горсти – бесконечность

И небо – в чашечке цветка.

Уильям Блейк

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки.

Необычность данной техники рисования состоит в том, что она позволяет детям быстро достичь желаемого результата, не требует специальной подготовки, используется только рука и песок.

В нашем дошкольном учреждение я представляю опыт работы с детьми в области нетрадиционной технике рисования – рисование песком.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она должна найти применение в развивающей и обучающей работе педагога в условиях реализации требований ФГОС ДО.

Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.

Для себя я отметила, что все дети в свободное время любят рисовать, но я знаю, впоследствии же рисованием занимаются лишь немногие, потому что «взрослому» рисованию необходимо учиться. И я сделала для себя вывод, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: творческое воображение, мышление, речь, мелкую моторику, координацию движений, ориентирование в пространстве, чувства цвета.

Работая в детском саду, я увидела, что непосредственная образовательная деятельность по художественному творчеству чаще сводится лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но учитывая огромный скачок в умственном развитии и потенциал нового поколения, я считаю этого не достаточно для развития творческих способностей современного ребенка.

Проанализировав литературу и изучив методы по песочному рисованию я пришла к выводу, что нетрадиционная техника рисования детям необходима, детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности.

Проект художественно-эстетического развития, направлен на обучение детей технике рисования песком, на развитие творческих способностей: мышления, воображения, речи, мелкой моторики рук.

Сроки реализации проекта: долгосрочный с 2015г. по 2018г. (три года.)

Вид поекта: инновационный, художественно -эстетический

Участники проекта: воспитатели, дети от 4 до 7 лет и их родители.

Мониторинг осуществляется 2 раза в год (первичный – в сентябре, итоговый в мае).

Цель: создать условия для развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.

Задачи:

Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка;

Развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение;

Развивать мелкую моторику пальцев рук, их тактильные ощущения, посредством определённых игровых упражнений;

Вызвать интерес к рисованию песком на стекле;

Ожидаемый результат:

• Владение техническими навыками изобразительной деятельности;

• Развитие познавательной активности детей, творческого мышления, воображения, внимания, памяти;

• Развитие познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;

• Развитие композиционных умений.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных ре областей:

Читайте также:  Игры развитие ребенка по месяцам таблица

«Социально-коммуникативное развитие» – развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов рисования на песке, развитие речи детей в ходе сопровождения рассказом своей деятельности, описания своей творческой работы, развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. Решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений. Формирование основ безопасного поведения при работе с песком.

Социализация – развитие игровой деятельности с песком; умение отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.

«Познавательное развитие» – формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части искусства песочной анимации; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое и др.)

«Речевое развитие» – обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи знакомство детей с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей деятельности. Литература возбуждает воображение, стихи, проза, сказки наполнены яркими образами, побуждающими к творчеству.

«Художественно-эстетическое развитие» – формирование элементарных представлений о видах искусства; использование музыкальных произведений в непосредственно образовательной деятельности в качестве музыкального сопровождения, эмоционального настроя восприятия, воображения детей способствующих при работе с песком.

«Физическое развитие» – физкультминутки, пальчиковая гимнастика, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей при работе с песком.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (летний период)

– Изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме.

– Проводится наблюдение за деятельностью детей, с целью выявления у них склонности к изобразительному искусству;

– Диагностическое обследование уровня развития у детей творческого мышления, воображения, мелкой моторики рук, анализ полученных диагностических данных;

– Составление перспективного плана.

II этап – основной

– Знакомство с правилами игры с песком;

– игры-эксперименты с песком;

– обучение непосредственно рисованию линий, точек, завитков;

– создание рисунков на основе геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника;

– сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу;

III этап – заключительный

– Подведение итогов;

– итоговая диагностика;

– презентация проекта.

Качество ресурсного обеспечения

Образовательная деятельность проводится во 2-ой половине дня 1 раз в неделю по 20 минут, в кабинете рисования.

Для реализации проекта, мною был разработан перспективный план для детей 4-5; 5-6; 6-7 лет.

Проект предусмотрен для детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста. Данные занятия позволяют детям в игровой форме освоить первичные навыки нетрадиционной технике рисования работы с песком в ходе которой, снимается внутреннее напряжение, развивается познавательная активность детей, мышление, творческое воображение, тактильные ощущения, мелкая моторика рук.

Перед началом занятия педагог – обязательно напоминает учащимся правила техники безопасности при работе с данным материалом. Для изложения теоретических вопросов используются такие методы работы, как сказкотерапия, рассказы, легенды, беседы, зарисовки.

Темы занятий переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) Такое построение занятий способствует более успешному освоению примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Раскрытие путей решения профессиональной проблемы:

Каждая встреча с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.

В подготовительная часть – состоит из приветствия; упражнения для развития мелкой моторики, подготовки руки к рисованию;

Упражнения для развития мышления и воображения.

Вводная часть – предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей.

Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.

Основная часть – непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов и т. д.).

Обязательным является проведение физкультминутки.

Заключительная часть – состоит из прощания и рефлексии, предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка.

Приёмы рисования песком:

Существует несколько способов рисования на песочном столе.

– Самый простой: светлым по тёмному.

Сначала готовим фон: тонкий, равномерный слой песка.

– Техника засыпания – используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте;

– Техника насыпания – взяв песок в кулак, сжимаем его и держим

вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по

нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия

между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем

ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов

рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти они напоминают штрихование карандашом;

– Техника отпечатка – помогает добиваться имитации различных фигур и

материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно

использовать отпечатки все – ладони, пальцев, ребра ладони (например: прыгают зайчики, идут медвежата, бегут жуки).

Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, формочками для пластилина, наборы для песочницы, использование шаблонов и контуров, резиновые мячи с шипами и т. д.

Изображения получают, нанося на фон линии, точки и другие фигуры

пальцами, боковой стороной ладони, внутренней частью ладони. Тонкий

слой раздвигают, разгребают по фону.

Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции. Способ тёмным по светлому (насыпание). Он немного сложнее. На чистый

«световой» лист можно сыпать песок любым образом: линиями тонкими,

толстыми, фигурными.

Начинать ознакомление детей с песком можно с несложных приёмов:

поздороваться с песочком, погладить его (какой песок — тёплый, сухой,

согреть в кулачке, пропустить его между ладонями, послушать, как он с вами

разговаривает, шепчет. Детям нравится веселить песок: пощекотать его

сначала одним пальчиком, потом всеми, двумя руками — песочек смеётся.

Читайте также:  Для чего нужен центр развития ребенка

Поскользить ладонями по песку, рисуя, как проехал бульдозер, двумя пальцами – машина.

Технические элементы рисования:

– Кулаком;

– Ладонью;

– Ребром большого пальца;

– Ребром ладони;

– Щепотью;

– Мизинцами;

– Одновременное использование нескольких пальцев;

– Симметрично двумя руками;

– Отсечение лишнего;

– Насыпание из кулачка;

Работа с родителями:

– Информирование родителей о проекте. (Вызвать интерес у родителей к предстоящей деятельности)

– Анкетирование родителей «Что вы знаете о песочной анимации?» (Изучить мнение родителей по данному вопросу)

– Собрание «Песочная анимация для развития ребенка» (Вовлечь родителей в педагогический процесс, увеличения уровня педагогической грамотности родителей в вопросах песочной анимации)

– Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”, (Вызвать интерес у родителей к совместной деятельности с детьми, увеличение взаимопонимания между родителями и детьми)

– Презентация проекта на итоговом родительском собрании. (информировать родителей о результатах реализации проекта)

Результаты в таблице отображены при анализе продуктов деятельности и процесса деятельности

исследовательские методы Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А, О. М. Дьяченко,В. Мытацин, содержащие инструментарий измерения результатов и показывающие уровень развития воображения, восприятия, моторики ре руки.

Уровни

развития

Интерес к

деятель-

ности Технические

навыки Уровни развития

развитие

мышления развитие

воображения развитие

моторики

руки

Август низкий

средний

высокий

май

низкий

средний

высокий

Введение в практику работы детского сада нетрадиционной технике рисования «Рисование песком» способствует развитию творческих способностей: мышления, воображения, речи, мелкой моторики рук.. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.

Информационно-методическое обеспечение

1. Алена Войнова «Песочное рисование» Издательство: Феникс, 2014 г.

Серия: Город мастеров

2. Большебратская Э. Э. Песочная терапия. – Петропавловск, 2010

3. Белоусова, О. А. «Обучение дошкольников рисованию песком»Текст/ – О. А. Белоусова. Журнал «Старший воспитатель» №5/ 2012г. -76с. ;

4. Горькова, Л. Г., Обухова, Л. А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников Текст/Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова. – М. : ВАКО, 2005г. – 156с. ;

5. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная

игротерапия–Текст /Т. М. Грабенко,Т. Д. Зинкевич-ЕвстигнееваСПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 124с. ;

6. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — Текст/Т. М. Грабенко,Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева СПб. : Детство-Пресс, 2002- 198с.

7. ЗейцМариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – Текст /ЗейцМариеллаМ. :ИНТ,2010-112с. ;

8. Кузуб Н. В., Осипук Э. И. В гостях у песочной феи: Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста

9. Марина Федосеева. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. / Волгоград: Учитель, 2016.-122с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

1. https://www.sandpictures.ru

2. https://www.u-sovenka.ru

3. https://www.vita-studia.com

4. https://www.mc-art.ru

Приложение

Приложение 1

Диагностика развития творческого мышления, воображения, восприятия

1. Что это может быть? (зрительно) Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А

Детям предлагаются картинки, на которых изображены разнообразные фигуры, например двойной круг, десяти конечная звезда, буква “Х”). Они должны придумать названия к картинкам и объяснить их.

Как можно использовать этот предмет?

Детям предлагается назвать как можно больше способов использования какого-либо предмета, например пластиковой бутылки, совочка, вазы для цветов, опрыскивателя и др.

Рисование “Чего на свете не бывает?”

Детям предлагается нарисовать то, чего не бывает, например рыба плывет по воздуху, звезды ходят по земле, пауки разговаривают, дома сами ходят и пр.

“Что не дорисовано?”++

На предлагаемых картинках дошкольники определяют, что художник забыл нарисовать.

Тест “Пальчик, пальчик, где ты был?” В. Мытацин

Педагог садится за стол напротив ребенка и просит его протянуть одну руку. Закрывает от него ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивается до пальцев протянутой руки ребенка и просит его вытянуть на другой руке тот палец, который педагог в этот момент трогает. Ребенок 6-7 лет свободно различает большой палец, мизинец и указательный. Различение среднего и безымянного пальцев представляет трудность и для семилетнего ребенка. Педагогу следует иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенок-правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой.

Тест “Дорисуй предметы”

Ребенку предлагают посмотреть на рисунки и перечислить, какие предметы он видит. Нужно назвать эти предметы и дорисовать, используя фломастеры или цветные карандаши. Время выполнения задания – 10 мин.

Показатели для ребенка 6-7 лет: называет 12 предметов – высокий уровень; 8-9 предметов – средний; 5 предметов – низкий

Методика «Дорисуй фигуру» (О. М. Дьяченко)

Цель: Выявление уровня развития творческих способностей, изучение

оригинальности решения задач на воображение.

Оборудование: Набор из десяти карточек с нарисованными на них

фигурами (контурное изображение частей предметов, например, ствол с

одной веткой, кружок- голова с двумя ушами и т. д., простые геометрические

фигуры (треугольник, круг, квадрат и т. д., цветные карандаши, бумага.

Порядок исследования:

Ребёнку необходимо дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась

красивая картина.

Обработка и анализ результатов.

Количественная оценка степени оригинальности производится подсчётом

количества изображений, которые не повторялись у ребёнка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки

в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент

рисунка. Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из

шести типов решения задачи на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребёнок ещё не принимает задачу на

построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не

дорисовывает его, а рисует рядом что-то своё (свободное фантазирование).

1 тип – ребёнок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается

изображение отдельного объекта, но изображение контурное, схематичное,

лишённое деталей;

2 тип – Так же изображается отдельный объект, но с разнообразными

деталями;

3 тип – изображая отдельный объект, ребёнок уже включает его в какой-

нибудь воображаемый сюжет (н-р: не просто девочка, а девочка, делающая

зарядку);

4 тип – Ребёнок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету

(н-р: девочка гуляет с собакой);

5 тип – Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4

типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребёнок

(кружок-голова, то теперь фигура включается, как один из второстепенных

элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а

грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Выполнение задания распределяется по уровням выраженности творческих

проявлений в рисунках детей:

Низкий уровень – ребёнок выполняет задание по 1 и 2 типу решения задач на

воображение;

Средний уровень – ребёнок выполняет задание по 3 и 4 типу решения задач

на воображение;

Высокий уровень – ребёнок выполняет задание по 5 типу решения задач на

воображение.

Источник