Песни для развития речи ребенку

10.12.2014,
Статьи
Учимся говорить припеваючи, или песни для развития речи
Когда родители или педагоги занимаются с ребенком пением, что они развивают: музыкальные способности или речь? Оказывается, и то и другое, ведь между музыкой и речью, которые объединены в песне, есть много общего. Это:
• темп;
• ритм;
• динамика;
• интонация;
• деление на фразы.
Как в музыкальных, так и в речевых фразах присутствует кульминация (высшая точка развития). Кажется, можно задуматься: это музыка повторяет речь или речь пытается стать музыкой? Но мы не будем забираться в эти теоретические дебри, а разберемся, как можно использовать песни для развития речи на практике. Научиться говорить можно в буквальном смысле припеваючи. Напевая песенки с малышом, вы:
- совершенствуете артикуляционный аппарат и улучшаете дикцию ребенка;
- часто повторяя одни и те же слова песен, малыш непринужденно заучивает их и учится употреблять слова в правильном значении;
- запоминая целые куплеты песен, ребенок учится говорить фразами;
- исполняя песни, приходится пропевать каждый слог, а умение делить слова на слоги помогает легче освоить чтение.
Многие врачи считают пение лучшей дыхательной гимнастикой, поскольку оно укрепляет легкие и даже улучшает циркуляцию крови в организме. И хотя это не относится к развитию речи, но «плюс» очень даже приятный.
Колыбельную пою, разговаривать учу
Мы уже говорили о том, какую пользу приносит пение колыбельных в статье Народный разговор, или фольклор в развитии речи детей. Позволим себе это напомнить. Пение колыбельных способствует развитию фонематического слуха. Если вы используете песни для засыпания, то ребенок благодаря им, запоминает первые слова. Но еще более важно то, что малыш учится получать удовольствие от ритмичной интонации.
Когда малыш подрастает, то колыбельные можно использовать для игры. Ребенку будет интересно уложить спать куклу или мягкую игрушку, напевая ей знакомую колыбельную. Сначала это можно делать вместе с мамой. Вам нужно будет иногда промолчать и дать возможность допеть слово или фразу ребенку. Вскоре укладывать ваших плюшевых «внучат» ваши детки смогут самостоятельно.
Укладывая спать игрушки, можно выучить довольно много народных и современных колыбельных, что значительно расширит словарный запас ребенка, научит правильно строить и интонировать фразы. Того же эффекта вы добьетесь исполняя песни для засыпания непосредственно сыну или дочке.
Проснись и пой
Укладывать ребенка спать с песней – древняя традиция, которая присутствует абсолютно у всех народов. А вот просыпаться с песней могут, наверное, только самые счастливые люди. Так почему бы вам не стать такими?
Не нужно долго ждать особенного момента, чтобы использовать детские песни для развития речи. Напевать их можно с самого рождения сразу же после того как малыш просыпается. С помощью утренних песенок можно стимулировать звукоподражание у детей с самого раннего возраста. Пойте на любой мотив, который вам нравится такие слова:
Рано утром я встаю,
Очень маму я люблю.
Мы с ней весело живем,
Вместе песенки поем.
Ля-ля-ля-ля-ля.
Последняя строчка может быть любой. Хоть «а-а-а», хоть «ну-ну-ну», хоть «гав-гав-гав». Меняйте звуки, мотив, интонацию, «текст» последней строчки и эта игра никогда не наскучит вам и вашему ребенку. И вы сможете легко выучить нужные звуки и даже слова. Ведь можно спеть и «мама-мама-мама» или «папа-папа-папа». И любые другие.
Песни-развивалки
Любые песни для развития речи будут полезны, так как звуки гораздо легче пропеть, чем произнести просто так, без мелодии. О расширении словарного запаса с помощью песен мы уже говорили.
В то же время существуют специальные песни, предназначенные для развития речи. Это логоритмические попевки. Наиболее известные из них, можно найти в методических пособиях Железновых. Отметим, что эти песни для развития слуха также очень полезны. Все попевки сопровождаются ритмическими движениями, что способствует лучшему запоминанию материала, так как задействуются все каналы восприятия информации. Детальнее о типах восприятия можно узнать здесь.
Детские песни для развития речи станут только эффективнее, если вы их будете сопровождать их инсценировкой. Отлично для этой цели подойдет известная детская песенка «Два щенка в квартире жили».
Два щенка в квартире жили.
Тапки мамины стащили.
Очень весело играли,
В клочья тапочки порвали!
Ищет бабка,
Ищет дед.
Клочья есть,
А тапок нет!
Не забывайте о том, что любое детское стихотворение может превратиться в песенку. Можете даже устраивать игру по превращению. Давно известно, что запомнить песню гораздо проще, чем простое стихотворение, а петь приятнее, чем просто повторять. Это отличный способ развить не только речь, но и память.
И самое основное, раз вы решили использовать песни для развития речи детей, позвольте себе не слишком концентрироваться на том, насколько хорош или плох ваш голос. Не стоит уделять чрезмерное внимание тому правильно или фальшиво вы поете с музыкальной точки зрения. Вокальные данные нужно развивать под руководством профессиональных музыкантов. Важнее всего не говорить малышу, что он фальшивит, не берет ноты или коверкает мелодию. Перед вами цель развить его речь, а не вырастить профессионального певца. Конечно же, не стоит заставлять ребенка петь. Когда он услышит песню от вас достаточно много раз, ему обязательно захочется ее повторить. Вот тогда хвалите, хвалите и хвалите. И пойте сами много и с удовольствием. Это занятие помогает чувствовать себя свободным, а о его пользе для развития речи и даже здоровья вы уже узнали из статьи. Другие словесные игры для развития речи можно почитать здесь.
Играйте с удовольствием!
Алена Волкова, ваш консультант по развитию речи.
Источник
Детские песни для развития речи ребенка важно использовать с перинатального периода. По мнению психологов, уже в утробе матери малыш слышит различные звуки. После рождения следует петь малышу колыбельные, включать во время игровой деятельности классическую музыку. С 1 года логопеды советуют применять логоритмику, развивающую музыкальный слух, психологические процессы, речь.
Роль музыки в развитии говорения
Кроха с рождения овладевает речевой деятельностью с помощью повторения. Ребенок внимательно смотрит на губы родителей, мимику, жесты, запоминает эмоциональное значение слова, старается произносить со временем знакомые фразы. Музыка помогает малышу слушать, что немаловажно в процессе научения говорению. Если кроха не научится слышать звуки, повторять, процесс овладения речью может быть затруднительным.
Малышам с рождения до 2 лет предлагается включать классическую музыку. Ученые Вашингтонского университета провели интересное исследование. Детям предлагалось разделиться на две группы. Одна играла с игрушками в течение 15 минут, другая на протяжении данного времени прослушивала классическую музыку. В итоге во второй группе детей выявлена высокая восприимчивость к звукам. Педиатры, психологи акцентируют внимание на использовании музыки в научении говорению. Малыши быстрее овладевают «словом» при занятиях музыкой.
После 2 лет нужно петь с ребенком. Песня влияет на важные процессы в мозге, учит слушать, повторять, пропевать, запоминать слова. Когда кроха поет, развивается дыхание, голос, чувство темпа, ритма, дикция, слух. Певческая деятельность позволяет:
- развивать артикуляцию, учит не «проглатывать» слова, окончания;
- формировать речевую выразительность, когда ребенок старается петь интонационно;
- проговаривать сложные звуки (р, л, с, ф, ж, ш, ч);
- развивать образное мышление, память, внимание.
Забавная песенка про животных способна развеселить кроху, научить запоминанию, активизировать на повторение слогов, слов. Знакомая каждому распевка «Далеко, далеко, на лугу пасется ко…» помогает развивать психологические процессы, хороший слух, говорение, правильную артикуляцию. Младенцам психологи рекомендуют включать во время сна и бодрствования классическую музыку для малышей. Доказано, 60% детей засыпают, и спят лучше под спокойную умиротворенную мелодию Моцарта, Шопена, Вивальди, Шуберта, Бетховена.
Что такое логоритмика
Песни и музыку можно не только прослушивать, но и выполнять одновременно задания развивающего характера. Логоритмика позволяет слушать, двигаться, петь. Главная задача − развивать психологические процессы, говорение, музыкальный слух у малыша с помощью музыки, повторения движений под песенку за взрослым. Активно используется логоритмика в дошкольных учреждениях.
Подходят занятия для разных возрастов, от 2 лет до 14 дети любят танцевать под музыку, повторять, копировать движения за взрослым. Логоритмика включает разнообразный материал:
- математический счет;
- физические упражнения под музыку (приседания, ходьба, движения руками и т. д.);
- движения на дыхание и артикуляцию;
- интонационное пение;
- игры на развитие психомоторных процессов;
- танцы (развитие координации, ловкости, музыкальности, чувства ритма, темпа, освобождают энергию у гиперактивных детей);
- упражнения для нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата;
- игры на развитие мимики, жестов;
- релаксацию.
Занятия по логоритмике дают результаты:
- Развивается интонационная речь, мимика, жесты.
- Совершенствуется крупная и мелкая моторика.
- Ребенок познает различные эмоции.
- Улучшается дикция, благодаря подвижности артикуляционных органов.
- Развитие говорения.
Детям от года до 3 лет подойдут песни на развитие мимики, жестов, танцевальная логоритмика, песенки, позволяющие повторять слоги, простые слова, игры пальчиками. В дошкольном возрасте используют игры на развитие памяти, внимания, речи. Детям необходимо повторять за взрослым движения в такт музыки, пропевать музыкальные фразы. У младших школьников развитие речи не прекращается. Дети учатся читать, осваивают буквы, могут возникнуть трудности с произношением отдельных слогов, звуков. Логоритмика в начальной школе позволяет облегчить процесс обучения.
Упражнения и игры по логоритмике
Песни для развития речи у детей делятся по возрастной группе. Малышам от 12 месяцев до трех лет можно использовать следующие игры.
Название игры и цель применения | Песенка |
Пальчиковая гимнастика: развитие психологических процессов, мелкой, крупной моторики, координации, речи. | Вот большой кочан капусты (дети имитируют с помощью рук большой кочан), (дети стучат по столу ребрами ладоней) (указательный, большой и средний пальцы соединяются, имитация посыпки солью). (руки активно, быстро сжимаются и разжимаются в ладошках) (имитация работы на терке с помощью кулака и открытой ладони). |
Гномики: способствует развитию артикуляции, ритмичности, физическому развитию. | Ветер дует громко в уши, (звук «у», губы трубой) Облака плывут над сушей. (звук «оооо», махи руками над головой) Пошел дождь и даже гномики (стучать по открытой ладони подушечками пальцев) Быстро спрятались все в домики (накрыть голову руками, изображая крышу домика). |
С детьми дошкольного возраста родители могут играть в следующие игры:
- Ладушки. Знакомая песенка с детства каждому родителю помогает малышу в освоении говорения, мелкой и крупной моторики рук. Важно, чтобы ребенок проговаривал слова вместе со взрослым.
- У жирафа пятна. Любимая игра для детей, где необходимо петь, повторять движения за взрослым на скорость. «У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде» (повтор слов 2 раза, ребенок должен ладошками хлопать по всему телу). «На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть на носах, на животах, коленях и носках» (необходимо указательными пальцами показывать на каждую часть тела в песенке). После повторяется песня, меняются только герои: слон, котята, зебра. С каждым новым зверем скорость игры убыстряется.
- Шар. «Летит, летит по небу шар» (дети показывают руками большой круг). «По небу шар летит» (руками показывают взмах крыльев). «Но знаем мы, что этот шар никак не долетит» (указательным пальцем в стороны). Дети должны не только показывать движения, но и повторять слова, ускоряться при каждом новом пении.
Логопеды советуют с рождения привлекать кроху к играм с музыкой. Родители не замечают, что во многих повседневных делах используют приемы логоритмики. Можно делать массаж и пропевать малышу песенку, совершая определенные движения под музыку. Младенец будет внимательно следить за эмоциями мамы, папы, отражать их, что является отличным стимулом для дальнейшего говорения. Играть можно на улице, во время прогулки, используя мяч, скакалку, другие приспособления. Советские дети играли в классики, прыгая по нарисованным квадратам и проговаривая считалку, что также является логоритмикой.
Источник
Когда я впервые узнала о слогах и песенках Железновых, моему ребенку было 1,7. К тому моменту его словарный запас был небольшим, и он ещё не повторял слова. Но как только он услышал песенку Железновой «Чи Че Чи Че, грязь у мишки на плече»-сразу повторил почти все слоги!
И я решила изучить работу авторов подробнее. Как оказалось, это уникальная методика раннего музыкального развития “Музыка мамой”.
Сергей Железнов, опытный педагог с консерваторским образованием в конце 90-х начал создавать программу музыкальных игр для детей. В последствии к работе Сергея Железнова подключилась его дочь, Екатерина.
Плюсы этой методики очевидны- музыкально-ритмичные занятия отлично развивают психомоторное, интеллектуальное и социальное развитие детей.
На мой взгляд, не обязательно следовать этой методике от и до, достаточно просто пропевать простые ритмичные песенки вместе с малышом и прихлопывать в такт.
В целом, подвижные ролевые и пальчиковые игры, гимнастика и танцы, пение и игра на детских музыкально-шумовых инструментах доставляют детям искреннее удовольствие.
И одновременно с этим помогают:
????улучшить общее физическое развитие;
????развить музыкальный слух и память;
????развить речь;
????наладить тесный эмоциональный контакт с мамой.
Есть и одноименный сайт, и канал на YouTube «Музыка с мамой», откуда можно брать примеры занятий, но мне больше нравится включать минусовки и пропевать стишки. Они легкие для запоминания, поэтому, когда совсем мало времени, можно петь самой. Эти минусовки я просто находила по запросу “Песенки Железновых” в Гугле.
Ближе к двум ребенок сам начал повторять почти все песни, которые я ему пела с рождения. И он подпевает в такт, чувствует ритм, даже если не знает всех слов и старается повторить все слова, которые знает. Поэтому сейчас я с уверенностью могу сказать, что ритмичные движения и простые песни точно запускают речь ребёнка.
А теперь сами песенки
Этих материалов я не нашла в Интернете, готовила их сама, по музыкальным записям.
Вы можете скачать себе и распечатать эти чистоговорки и песенки, и повторять их с ребенком, когда не будет возможности послушать их в Интернете.
КОЗА (ЗЫ ЗЕ ЗУ ЗА)
ЗЫ ЗЫ ЗЫ ЗЫ
СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ
ЗЕ ЗЕ ЗЕ ЗЕ
Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ
ЗУ ЗУ ЗУ ЗУ
Я ПРИВЕЛ ДОМОЙ КОЗУ
ЗА ЗА ЗА ЗА
У МЕНЯ ЖИВЕТ КОЗА
ГОРА (РА РЫ РО РУ)
РА РА РА РА
НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА
РЫ РЫ РЫ РЫ
ЗА ГОРОЮ КОМАРЫ
РО РО РО РО
ПОТЕРЯЛ ПЕТУХ ПЕРО
РУ РУ РУ РУ
А БАРСУК УНЕС В НОРУ
ЖУРАВЛИ (ЛИ ЛО ЛЯ ЛЮ)
ЛИ ЛИ ЛИ ЛИ
УЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ
ЛО ЛО ЛО ЛО
ВСЕ ДОРОЖКИ ЗАМЕЛО
ЛЯ ЛЯ ЛЯ ЛЯ
ПОБЕЛЕЛА ВСЯ ЗЕМЛЯ
ЛЮ ЛЮ ЛЮ ЛЮ
НОВЫЙ ГОД ВСТРЕЧАТЬ ЛЮБЛЮ
ПЕТУХ (КУ ГИ ГУ КИ)
КУ КУ КУ КУ
СПЕЛ ПЕТУХ КУКАРЕКУ
ГИ ГИ ГИ ГИ
НА ЛУЖОК СКОРЕЙ БЕГИ
ГУ ГУ ГУ ГУ
ХОДЯТ ГУСИ НА ЛУГУ
КИ КИ КИ КИ
ХОДЯТ КОНИ И БЫКИ
ЛИСА (СУ СА СЫ СИ)
СУ СУ СУ СУ
НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ
СА СА СА СА
ЖДЕТ ЗА ДВЕРЬЮ ДВА ЧАСА
СЫ СЫ СЫ СЫ
ОНА ХОЧЕТ КОЛБАСЫ
СИ СИ СИ СИ
ЕЙ КУСОЧЕК ОТНЕСИ
МИШКА (ЧЕ ЧУ ЧИ ЧА)
ЧЕ ЧЕ ЧЕ ЧЕ
ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ
ЧУ ЧУ ЧУ ЧУ
Я ПОМЫТЬ ЕГО ХОЧУ
ЧИ ЧИ ЧИ ЧИ
ТИХО, МИШКА, НЕ ВОРЧИ
ЧА ЧА ЧА ЧА
ВЕДЬ ВОДА НЕ ГОРЯЧА
ЕЖ (ЖА ЖУ ЖЕ ЖИ)
ЖА ЖА ЖА ЖА
МЫ НАШЛИ В ЛЕСУ ЕЖА
ЖУ ЖУ ЖУ ЖУ
ДАЛИ ЯБЛОКО ЕЖУ
ЖЕ ЖЕ ЖЕ ЖЕ
ЕЖИК СЬЕЛ ЕГО УЖЕ
ЖИ ЖИ ЖИ ЖИ
НАМ ЖИВОТИК ПОКАЖИ
КОНФЕТКИ (ШИ ШО ШУ ША)
ШИ ШИ ШИ ШИ
КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ
ШО ШО ШО ШО
МОЙТЕ РУЧКИ ХОРОШО
ШУ ШУ ШУ ШУ
Я К СТОЛУ ВАС ПРИГЛАШУ
ША ША ША ША
БУДЕМ КУШАТЬ НЕ СПЕША
Статьи по теме:
Легкий способ разговорить ребенка
Речевые игры и гимнастика
Источник
Авторская методика, приятный голос, простые, хорошо срифмованные стишки и ненавязчивое музыкальное сопровождение – всё это в сборнике логопедических песенок Железновых. Горячо рекомендуем!
Уникальная развивающая методика от российских педагогов
Железновы – дипломированные музыканты-педагоги, авторы уникальных развивающих занятий для дошкольников. Они сумели объединить богатый преподавательский опыт и тонкое понимание детской психологии в цикл аудиозанятий, которым пользуются родители и воспитатели в целом ряде стран. Сегодня вы можете познакомиться с уникальными наработками российских авторов, чтобы разнообразить уроки дома, в детском саду, развивающем центре.
Логопедические песенки – увлекательный и веселый способ организовать занятие по коррекции речевых нарушений. Такие песенки также могут использоваться для занятий с детьми, не испытывающими трудностей с разговорной речью. В этом случае подобные упражнения позволяют обогатить лексику, улучшить дикцию, стимулировать интеллектуальное развитие. Речевой материал тесно связан с движением и музыкой, поэтому методика Железновых предполагает развитие вокальных навыков, активные игры под музыкальное сопровождение. Разнообразие упражнений позволяет использовать их во время групповых или индивидуальных занятий.
- Преимущества логопедических музыкальных занятий:
- увлекательное построение урока – задорные мелодии и тексты песен, подсказывающие движения, радуют малышей;
- психологическое расслабление – в игровой атмосфере преодоление речевых недостатков и связанных с ними комплексов проходит легче;
- удобная подача материала – стихотворная форма, плавная ритмика помогают детям развить правильное дыхание при произношении, учат управлять темпом разговора, понимать слоговую структуру слов;
- эффективность – результативность при коррекционных занятиях и развитии музыкальных способностей доказана на практике;
- универсальность – заниматься по таким аудиозаписям можно дома, у логопеда, в детском саду и т.д.
Piano for Playschool: приложение для музыкальных занятий
Piano for Playschool (apple, android) – мобильное приложение, которое поможет ребенку научиться играть самые простые песенки и мелодии на клавишных инструментах. Подключение двигательной памяти, развитие мелкой моторики рук дополнительно способствует развитию речи. Приложение подходит для детей в возрасте 3-6 лет и удобно для родителей без музыкального образования.
Вместе с Piano for Playschool вы можете разучивать логопедические песенки, оттачивать умение петь по нотам и развивать абсолютный слух. Такие музыкальные занятия способствуют комплексному психологическому и интеллектуальному развитию ребенка, готовят к обучению игре на настоящем инструменте.
Петух (ку, ги, гу, ки) текст
Ку, ку, ку, ку
Спел петух: “Ку-ка-ре-ку!”
Ги, ги, ги, ги
На лужок скорей беги
Гу, гу, гу, гу
Ходят гуси на лугу
Ки, ки, ки, ки
Ходят кони и быки
Коза (зы, зе, зу, за) текст
Зы, зы, зы, зы
Стало скучно без козы
Зе, зе, зе, зе
Я нарвал травы козе
Зу, зу, зу, зу
Я привёл домой козу
За, за, за, за
У меня живёт коза
Ёж (жа, жу, же, жи) текст
Жа, жа, жа, жа
Мы нашли в лесу ежа
Жу, жу, жу, жу
Дали яблоко ежу
Же, же, же, же
Ёжик съел его уже
Жи, жи, жи, жи
Нам животик покажи
Мишка (че, чу, чи, ча) текст
Че, че, че, че
Грязь у мишки на плече
Чу, чу, чу, чу
Искупать его хочу
Чи, чи, чи, чи
Тише мишка, не ворчи
Ча, ча, ча, ча
Ведь вода не горяча
Журавли (ли, ло, ля, лю) текст
Ли, ли, ли, ли
Улетели журавли
Ло, ло, ло, ло
Все дорожки замело
Ля, ля, ля, ля
Побелела вся земля
Лю, лю, лю, лю
Новый год встречать люблю
Конфетки (ши, шо, шу, ша) текст
Ши, ши, ши, ши
Как конфетки хороши
Шо, шо, шо, шо
Мойте ручки хорошо
Шу, шу, шу, шу
Я к столу вас приглашу
Ша, ша, ша, ша
Будем кушать не спеша
Лиса (су, са, сы, си) текст
Су, су, су, су
Не пускают в дом лису
Са, са, са, са
Ждёт за дверью два часа
Сы, сы, сы, сы
Она хочет колбасы
Си, си, си, си
Ей кусочек отнеси
Гора (ра, ры, ро, ру) текст
Ра, ра, ра, ра
Вот высокая гора
Ры, ры, ры, ры
За горою комары
Ро, ро, ро, ро
Потерял петух перо
Ру, ру, ру, ру
А барсук унёс в нору
Источник