Первый ребенок в семье особенности развития

Первый ребенок в семье особенности развития thumbnail

Особенности характера первого ребенка в семьи. Первенец – самый умный ребенок

По мнению австрийского психолога Альфреда Адлера, ученика Зигмунда Фрейда, существует определенная связь между очередностью рождения и характером человека. В связи с этим особый интерес вызывают утверждения психолога, что первенец отличается от остальных детей в семьи следующими особенностями характера:

1. Чрезмерное стремление к лидерству и совершенству. Первенец с самого рождения окружен вниманием и заботой родителей. Он чувствует себя “центром Вселенной” до тех пор, пока в семье не появляется второй ребенок. С появлением в семьи братика или сестренки первенец утрачивает свои привилегии и лишается “трона”. Постоянно наблюдая за тем, как родители заботятся о младшем ребенке, первенец чувствует себя ненужным и лишенным родительской любви. “Меня будут любить больше, если я докажу, что я лучший” – примерно к такому неосознанному решению приходит первенец и начинает постоянно ставит перед собой цели, чтобы получить поощрение папы и мамы в качестве награды за свои успехи.

По мнению Альфреда Адлера, стремление к совершенству или перфекционизм первенцы проносят через всю свою жизнь. Верными спутниками детей, рожденных первыми в семьи, становятся стремление к лидерству, упрямство и перфекционизм. Стремясь сделать все идеально, первенцы не позволяют себе быть невнимательными и все тщательно планируют заранее. Отступить от этого плана для них подобно смерти. Они педантичны, организованы и пунктуальны, но могут производить впечатление зануд из-за чрезмерной требовательности к себе и окружающим.

Первенцы очень ответственные дети, они честолюбивы и чрезвычайно работоспособны. Эти черты характера помогают им добиться в жизни хороших успехов. Свидетельством этому является то, что Йосиф Сталин, Джордж Буш, Билл Клинтон, Уинстон Чечиль и Садам Хусейн были старшими детьми в семьи.

первенец в семье

2. Неумение признавать свои ошибки и воспринимать критику в свой адрес. Будучи детьми, первенцы все время боятся не оправдать ожидания родителей и не дают себе права на ошибки. Они не доверяют окружающим и не умеют делить обязанности. В связи с этим первенцы находятся в постоянном нервном напряжении, не умеют расслабляться и полноценно отдохнуть. В то же время они лучшие работники, их любит начальство. Но признавать свои ошибки и воспринимать критику в свой адрес первенцы не способны. Именно поэтому уже в подростковом возрасте они проявляют себя непослушными детьми и придерживаются правила: ” Я об этом думаю так, а чужое мнение на этот счет меня не интересует”.

3. Постоянное чувство вины. Несмотря на то, что первенец становится лидером и проявляет себя успешным человеком, по характеру он легко раним и обладает заниженной самооценкой. Возникновение всех проблем в семье старший ребенок считает собственной виной. Родители ссорятся – это он подвел их к конфликту своим плохим поведением, заболел младший ребенок – это тоже по его вине, потому что он его разозлил и заставил плакать. Если родители не смогут в детстве сломать этот комплекс, то чувство вины будет сопровождать первенца всю жизнь.

Любое проявление безразличия к себе он будет считать собственной виной, в том числе и недостаток любви со стороны партнера. Отсутствие взаимопонимания в семьи и недостаточное внимание со стороны супруга вызывает у старших детей болезненную реакцию. Они не могут смириться с таким отношением к себе и стараются изменить его, применяя для этого методы подчинения и угрозы.

первенец в семье

4. Комплекс ненужности и незаметности. Когда в семьи появляется второй ребенок, первенец замечает, что внимания ему родители уделяют меньше и старается всеми силами изменить ситуацию. Если же ему этого не удается, то он смиряется и больше не старается добиваться любви родителей. Именно с этим связано нежелание старших детей просить помощи или даже показать кому-то, что он в чем-то нуждается. То же самое происходит у них и на любовном фронте. Первенцы предпочитают, чтобы любили их и не придают значения тому, насколько они любят сами. Уверенность в любви партнера и в то, что он его никогда не бросит, очень важно для душевного спокойствия первенца.

5. Высокие интеллектуальные способности. Первенец – самый умный ребенок в семьи. Еще знаменитый английский антрополог Фрэнсисс Гальтон заметил, что старшие дети по умственным способностям превосходят младших. Многочисленные исследования американских, норвежских и голландских ученых доказали высказывание антрополога и подтвердили тот факт, что первенец умнее второго ребенка, а второй – третьего.

Ученые объясняют причину повышенных интеллектуальных способностей старших детей тем, что они получают с рождения больше родительского внимания, чем вторые и последующие. Кроме того, благодаря своему положению в семьи первенцы являются наставниками для младших детей, что также оказывает влияние на развитие их умственных способностей.

Несмотря на то, что многие особенности характера людей действительности зависят от очередности их рождения в семьи, утверждать, что успеха в жизни могут достичь только первенцы не следует. Иначе как объяснить тот факт, что гениальный химик Д.И. Менделеев был четырнадцатым ребенком в семьи, а поп-король Майкл Джексон стал известным на весь мир, будучи седьмым ребенком.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Автор: Искандер Милевски

Оглавление темы “Проблемы современного человека”:

1. Негативные эмоции – тормоз на пути к успеху. Учимся контролировать эмоции

2. Как правильно реагировать на критику? – это знает каждый, но получается не у всех

3. Скромность не в моде. Можно ли избавиться от застенчивости?

4. Как и кому сказать нет? Стоит ли всегда отказывать?

5. Может ли женщина перевоспитать мужчину? Как изменить мужчину?

6. Сочувствие и сострадание – нужно ли воспринимать эти эмоции?

7. Болит душа? – обращаемся за помощью к психологу и к психотерапевту

8. Муж сравнивает вас с другими женщинами? – научим мужчин тому, что не стоит говорить женщине

9. Сплетни и слухи. Как на них реагировать?

10. Почему у нас не хватает времени для себя?

Источник

Первый ребенок в семье особенности развития

Что следует учитывать родителям единственного ребенка?

Для человека семья – это самая ценная и главная группа в жизни, которая обеспечивает ему базовое условие полноценного развития и личностного благополучия.

Как и в  любой системе, в семье каждый участник играет свою роль в семейном взаимодействии, где изначально определены: структура, правила, и даже стереотипные формы реагирования на внешний мир и на друг друга. Рассмотрим на примере сиблинговых позиций, на чем же основана система взаимоотношенийв семье.

Уолтер Тоумен, наблюдая жизнедеятельность многих семей, обнаружил, что люди, занимающие сходные позиции в семье по порядку рождения, имеют весьма близкие психологические характеристики. Его исследования показали, что модели поведения людей при создании семьи во многом определяются тем, были ли они старшими, младшими или единственными детьми в родительской семье. Тоумен утверждает, что для счастливого брака важно, в какой мере в нем повторяется положение, которое каждый из партнеров занимал среди своих братьев и сестер в своей семье.

Сиблинговые позиции

Сиблинговая позиция – это позиция в семье по порядку рождения ребенка среди братьев и сестер.  Очень важно, чтобы у будущих супругов  был  опыт общения с сиблингами противоположного пола в родительской семье. Например, если будущая супруга выросла в семье, где все дети были девочками, то вероятно, восприятие мужчин для нее будет чем-то непонятным и чужим. Если же  муж и жена, занимают идентичное положение в родительской семье, они легче будут узнавать друг друга и быстрее достигнут взаимопонимания.

Сиблинговые позиции характеризуются количеством детей в семье, их полом, очередностью рождения. Основные сиблинговые позиции таковы:

  • Единственный ребенок;
  • Самый старший ребенок: это может быть –  старший брат братьев, старший брат сестер, старшая из сестер и старшая сестра братьев;
  • Самый младший ребенок: младший брат братьев, младший брат сестер, младшая из сестер и младшая сестра братьев;
  • Средний ребенок;
  • Близнецы: двое, трое, четверо.

Примечательно, что если разница между детьми составляет 5-6 лет, то тогда каждый из детей будет приближаться по своим свойствам характера к характеристикам единственного ребенка, при этом также будут оказывать влияние качества  той позиции, к которой он ближе всего. И наоборот, чем меньше разница в возрасте, тем сильнее конкуренция между детьми.

Единственный ребенок психологические особенности Часть 1Единственный ребенок

Единственный ребенок – это король на троне, все внимание мамы и папы, дедушек и бабушек, дядей и тетей безраздельно принадлежит ему одному.

Основные характеристики единственного ребенка

  • Как правило, единственный ребенок наследует характеристики родителя того же пола, но только до момента стресса или первых серьезных жизненных трудностей, которые проявят  его собственные черты характера.
  • Это дети, которые сильно привязаны к маме с папой на протяжении всей своей жизни и испытывают трудности сепарации (разделения) в построении самостоятельной жизни. В связи с тесной привязанностью к родителям, ошибочно ищут в будущем супруге  черты отца или матери: «Мы ищем в глазах партнера недостающего родителя».
  • Единственный ребенок обычно комфортно чувствует себя в одиночестве, имеет более высокий уровень самооценки, чем старший ребенок, с меньшей потребностью и желанием контролировать других.
  • Единственный ребенок легко принимает помощь, в случае необходимости.
  • Это так называемые маленькие взрослые/ «маленький Профессор», или наоборот Большой ребенок.
  • Получая меньшую возможность общения и игры с другими детьми, единственный ребенок часто не знает, когда становится взрослым, как вести себя в интимных отношениях после женитьбы или когда живет с кем-либо.
  • Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка, он может стремиться к совершенству и бывает крайне расстроен, если не преуспевает во всем, чем занимается.  Как результат, срабатывает драйв “Стремись к совершенству” и ребенок обесценивает свой  труд.

Первый ребенок в семье особенности развития

Когда единственный ребеноксын

Единственному сыну живется лучше, чем единственной дочери. Ведь единственный сын – объект гордости и обожания обоих родителей, наследник, маленький гений, который уверен что весь остальной мир будет относиться к нему с таким же трепетом и восхищением. Поэтому когда одобрение приходит – воспринимает все как должное, не смущаясь.  И хотя, другие тянутся к нему, восхищаются им, не стоит ждать от него  такого же восхищения и дружеской поддержки. Единственный мальчик скорее предпочтет собственную компанию, чем компанию приятелей и друзей. Часто остается холостяком, а в случае неудачного брака – второй раз обычно не спешит жениться.

Выбор жены единственным мальчиком

К равноправным отношениям, скорее единственный сын не готов, поскольку привык получать своевременную заботу обоих родителей и удовлетворение всех жизненных потребностей.  Свою будущую жену представляет скорее всего, как прислужницу, ожидая, что она облегчит ему жизнь, создаст комфортные условия и при этом никогда и ничего не потребует взамен. Если в таком браке есть дети, жене приходится брать на себя стопроцентную ответственность в вопросе воспитания.

Для единственного мальчика больше всего при создании семьи подошла бы девушка, которая занимает в родительской семье позицию среднего ребенка. Тогда сохраняется баланс подчинения и лидерства, ответственность делится 50 на 50.

Если девушка занимает позицию в семейной системе старшей сестры братьев, тогда она будет выступать для него, скорее, в качестве матери.

Наиболее трудная пара для единственного сына – единственная дочь. Оба они не умеют справляться с близкими и равными отношениями, никто из них не привык к противоположному полу, и оба хотят, чтобы другой играл роль родителя, создавал комфортные условия, восхищался и заботился.

Автор: Наталья Канская

Источник: https://www.uaua.info/ot-3-do-6/psihologiya-i-vospitanie-ot-3-do-6/article-35732-edinstvennyy-rebenok-psihologicheskie-osobennosti

Источник

https://pixabay.com/ru/photos/новорожденный-ребенок-ньюборн-сон-1328454/

Всем родителям важно знать особенности развития ребенка в отдельные возрастные периоды. Некоторые матери огорчаются, если их ребенок не приобрел еще того или иного умения, так как не знают, что оно не обязательно для данного возраста. Другие, наоборот, поражаются тому или иному умению ребенка, не подозревая, что оно как раз характерно для этого возраста.

Особый интерес представляет первый год жизни ребенка. Этот возраст характеризуется бурным развитием органов чувств, движений, речи.
Среди родителей еще распространено мнение, что до года младенца ничему учить не надо. Его, мол, нужно лишь вовремя накормить, уложить спать, успокоить чем-нибудь, если он плачет. Очень часто можно слышать фразу: “Нашего ребенка никто не воспитывал, он сам всему научился”. Это глубоко неверно. Взрослые просто не отдают себе отчета в том, что, например, бесконечное ласковое “щебетание” матери с ребенком развивает у него улыбку, смех, оживленные движения, голосовые реакции. На прогулке родители называют ребенку предметы, на которые он обращает внимание, и тем самым подготавливают у него умение понимать речь взрослых. Как же развивается ребенок в течение первого года жизни и что необходимо для его нормального развития?

Первые три месяца. Если сравнить 3-месячного младенца с новорожденным, можно увидеть резкие изменения, происшедшие за этот отрезок времени. Теперь он хорошо лежит на животике, опираясь на предплечья, долго удерживает головку и следит за окружающими предметами. Если подходит взрослый и разговаривает с ним, он быстро оживляется, смеется, издает различные звуки, усиленно двигает руками и ногами. Каким же образом младенец всему этому научился?
Уже на первом месяце у него начинают развиваться органы чувств (зрение, слух, осязание и др.). Поэтому важно своевременно предоставить ребенку возможность упражнять их. Для развития зрения полезно к концу первого месяца над кроваткой подвешивать крупные, яркие игрушки (шары, попугаи, погремушки) на расстоянии 60- 70 см от глаз малыша. Сначала он задерживает свой взгляд на игрушке всего несколько секунд, а на протяжении 2-го и 3-го месяца овладевает умением смотреть на предметы более длительно, сосредоточенно. Трехмесячные дети уже большую часть периода бодрствования следят за взрослыми и предметами, которые привлекли их внимание.
Одновременно со зрением развивается и слух. С 2- 3-недельного возраста малыш начинает прислушиваться к звукам, сначала громким, а к 1 1/2-2 месяцам – и более мелодичным. Трехмесячный малыш уже может определить, с какой стороны раздается звук, и безошибочно поворачивает туда головку. В возрасте до 3 месяцев для малыша очень характерны проявления радостного, оживленного состояния. Глядя на ласково улыбающееся лицо взрослого, ребенок примерно с 3- 5 недель начинает сам улыбаться. Постепенно улыбка появляется все чаще и становится длительнее, возникают радостные звуки “г-ыы”, “гу”, усиливаются движения ручек и ножек. Поддержание подобного радостного и активного состояния необходимо для нормального развития младенца. Развивается его голосовой аппарат, усиливаются кровообращение и дыхание, укрепляется мускулатура.
Для общего развития ребенка очень полезно умение лежать на животе. В семье же часто опасаются класть ребенка на живот, боясь, что эта поза для него трудна и неудобна, что она может вызвать срыгивание. Лежа на животе, дети к началу 2-го месяца пытаются приподнимать головку. Уже к 3 месяцам они подолгу лежат на животе, рассматривая все вокруг.
Полезно развивать также умение держать головку в вертикальном положении, для чего на 2-м месяце можно брать ребенка на руки, поддерживая под грудку и таз. Для укрепления ножек рекомендуется с 2 – 2,5 месяцев брать ребенка под мышки, опускать и поднимать его, давая возможность кратковременно касаться ногами опоры. К 3 месяцам ребенок, поддерживаемый под мышки, уже умеет крепко упираться ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.

От 3-х до 6-ти месяцев. За 3 месяца у ребенка значительно развились органы чувств, особенно зрение и слух. Он теперь длительное время следит за всем, что происходит вокруг, прислушивается к каждому звуку, различает людей, их голоса, бурно оживляется, увидев мать или услышав ее голос. В 5 месяцев ребенок певуче гулит, с 6 месяцев произносит первые лепетные слоги “ма”, “ба” и др. Но дитя хорошо лепечет только в том случае, если взрослые постоянно поддерживают и вызывают у него лепетные слоги.
С 2,5 – 3 месяцев ребенок пробует ощупывать и захватывать различные предметы. Для выработки этого умения над его грудью подвешиваются в кроватке различные кольца с мелкими шариками, так, чтобы он мог захватить их. К 4- 5 месяцам малыш овладевает умением схватывать и удерживать игрушку, поэтому теперь игрушка дается ему прямо в руку. Удобны в этих случаях погремушки с ручкой. Шестимесячный ребенок свободно захватывает игрушку из различных положений, пытается подтянуться к ней, совершенствуя тем самым свои движения. К 5 месяцам ребенок сам может переворачиваться со спины на живот. В 6 месяцев он перевертывается с живота на спину.

От 6-ти до 9-ти месяцев. В этот период появляется много нового и интересного. С 6-7 месяцев у малыша впервые начинает развиваться понимание речи взрослых. Выражается оно в том, что на вопрос взрослого: “Где петушок?”, “Где киска?” и т. д. ребенок указывает на предмет глазами или рукой. Для развития понимания речи хорошо использовать крупные и яркие сюжетные игрушки (куклу, зайку, мишку). Вначале предмет стоит на каком-то определенном месте, чтобы ребенок запомнил это место. Когда он уже связал слово, например “зайка”, с сидящим на приемнике зайкой, игрушку можно перемещать в любое место. Постепенно ребенок все больше знакомится с различными предметами, действиями.
К 9-10 месяцам его можно научить по просьбе взрослого находить отдельные предметы, игрушки, выполнять некоторые действия: “делать ладушки”, “до свидания”, садиться, вставать. Развитие понимания речи раскрывает перед ним новые большие возможности для ознакомления с окружающей средой.  В 7- 8 месяцев малыш подражает слогам, которые сам хорошо произносит, а к 9- 10 – повторяет слоги, раньше ему неизвестные.
Своевременное развитие лепета и умения подражать звукам взрослого — хорошие предпосылки для дальнейшего развития речи. Меняется и характер игры ребенка. Если до 8 месяцев он со всеми игрушками играл одинаково (стучал, размахивал), то уже к 8 месяцам, благодаря развитию понимания речи, он может с разными предметами играть по-разному: шарики и мячи катать, открывать и закрывать матрешку и различные коробочки. К 7 месяцам малыш начинает ползать. Теперь он может перемещаться и знакомиться с новыми предметами, достать желаемую игрушку. Предоставьте ребенку полный простор. Его можно тепло одеть и пустить на чистый пол или разостланное на полу одеяло.
С 8 месяцев ребенок самостоятельно садится. Родители часто торопятся с развитием у ребенка этого навыка. Раннее присаживание ребенка может очень вредно сказаться на его здоровье: не умея сидеть, ребенок подается вперед, сдавливая грудную клетку. В некоторых случаях может произойти даже искривление позвоночника. К тому же, рано научившись сидеть, ребенок очень мало движется. Восьмимесячный малыш встает в кроватке, держась за перила, а затем и переступает вдоль них. К 9- 10 месяцам он ходит, держась за руки взрослого.

От 9-ти месяцев до года. На последнем этапе первого года жизни у ребенка продолжают расширяться и усложняться все его умения. Девятимесячный малыш произносит первые осмысленные слова. Глядя, например, на отца, говорит: “Папа”. Или говорит: “Дай”. К году ребенка можно научить осмысленно произносить 6- 10 слов. В периоде от 9 месяцев до года можно значительно усложнить самостоятельную игру ребенка. Он пытается выполнить сложные действия с предметами: закрывать, открывать и вкладывать матрешки, надевать кольца на палочку пирамидки, накладывать кубики друг на друга. Научите его качать куклу, поить ее. К году малыш может самостоятельно ходить.
Таковы основные показатели развития ребенка на первом году жизни. Но хорошие результаты могут быть получены лишь в том случае, если вся жизнь ребенка протекает нормально. Поэтому воспитание ребенка раннего возраста требует правильной организации всей его жизни: создание соответствующего режима, правильное удовлетворение всех жизненных потребностей (еда, сон и т. д.), продуманная организация периодов бодрствования.
В течение первого года ребенок очень быстро растет и развивается, резко повышается работоспособность его нервной системы. Поэтому и режимы, которые составляются на основе особенностей развития ребенка, часто меняются. За год сменяется 3- 4 режима.
В этой статье я затронула лишь основные моменты, без которых невозможно правильно воспитать ребенка. Воспитание ребенка — это искусство, требующее от родителей труда, терпения и времени. Но труд этот вполне окупается той радостью, которую доставляет взрослым хорошо развитый, здоровый ребенок.

Источник

Читайте также:  В каком возрасте отдают ребенка в школу раннего развития