Первый год жизни ребенка социальное развитие
В психологии развития накоплено множество фактов, свидетельствующих о социальной компетентности младенца, уже начиная с периода новорожденности. К ним относятся данные о зрительном, слуховом восприятии, изменениях выражения лица, межсенсорном восприятии и имитации, а также о социальных сигналах, посылаемых ребенком, и его способности участвовать в социальном взаимодействии.
В области зрительного восприятия показано, что младенцы начинают реагировать на людей, начиная с первых дней жизни. Уже в первые часы после рождения новорожденные предпочитают рассматривать лицо человека, располагающееся на расстоянии 20 см. А именно на таком расстоянии находится лицо матери, когда она держит ребенка на руках во время кормления. Некоторые исследователи полагают, что младенцы имеют врожденную схему человеческого лица[1].
Восприимчивость к человеческому лицу позволяет младенцам очень рано распознавать лицо матери. В экспериментах Г. Карпентер было показано, что уже двухнедельные новорожденные предпочитают смотреть на лицо матери, а не на лицо посторонней женщины[2].
На первом году жизни младенцы способны различать выражение лица взрослого. При этом они лучше различают положительные выражения лица, чем отрицательные или нейтральные[3].
Младенцы обнаруживают не только зрительные, но и слуховые предпочтения. Они явно предпочитают слушать человеческий голос по сравнению со звуками той же высоты и громкости, причем отличают связную речь от набора бессмысленных слогов. Голоса в женском диапазоне младенцы предпочитают голосам в мужском диапазоне.
Существует врожденная координация между зрением и слухом, помогающая младенцам распознавать разных людей, и прежде всего мать.
В экспериментах Э. Спелке и К. Аузли было показано, что через несколько месяцев после рождения дети могут распознавать голоса матери и отца. Младенцам давали прослушивать магнитофонную запись голоса одного из родителей через громкоговоритель, который был расположен точно между отцом и матерью. Родители сидели, не разговаривая, и не двигали губами. Уже трехмесячные младенцы смотрели на мать, когда слышали материнский голос, и на отца, если звучал его голос[4].
В широко известных экспериментах Э. Мелтзоффа и М. Мура было обнаружено, что новорожденные в возрасте двух-трех недель способны подражать множеству мимических движений взрослых, таких как: высовывание языка, открывание и закрывание рта, выпячивание губ[5]. Кроме того, они могут также подражать движениям пальцев при условии, что они могли наблюдать, как выполняют подобные движения взрослые[6]. Подражание у младенца выполняет полезную функцию и служит для установления контакта с родителями.
Начиная с первых недель жизни младенцы способны посылать окружающим определенные социальные сигналы. Уже в два- четыре месяца выражения лица младенца могут быть легко узнаваемы и классифицированы родителями с использованием тех же категорий, что и для идентификации выражения лица взрослых. При взаимодействии с ребенком родители ориентируются на выражение его лица.
Важнейшим специфическим средством человеческого общения является улыбка, ее считают частью системы, которая обеспечивает установление взаимосвязи между родителями и ребенком. Уже у новорожденных наблюдается так называемая рефлекторная улыбка, которая часто вызывается поглаживанием щек или губ, а также в период сна.
В возрасте между шестью неделями и тремя месяцами улыбка становится социальной. Чаще всего вызывают улыбку человеческое лицо, взгляд в глаза ребенка, улыбка и голос матери, щекотка. В трехмесячном возрасте ребенок не только улыбается в ответ на улыбку матери, но использует улыбку инструментально, чтобы привлечь внимание, вызвать ответную улыбку, слова матери. В возрасте четырех-пяти месяцев младенец начинает смеяться в ответ на социальное взаимодействия, а в семь-девять месяцев – предвосхищая появление лица матери при игре в “ку-ку”.
Еще одним важным социальным сигналом является плач. Плач новорожденного – это врожденная и непроизвольная реакция на дискомфорт, с помощью которой ребенок сообщает родителям о своих потребностях. Плач является столь же уникальной характеристикой младенца, как отпечатки пальцев, и дает возможность матери уже на второй день после родов отличать своего ребенка от других детей. Кроме того, плач неоднороден и может передавать различные сообщения о состоянии младенца, которые мать научается распознавать.
Среди социальных сигналов младенца есть те, что направлены на регулирование взаимодействия с близким взрослым. Одни из них служат для привлечения внимания и инициирования взаимодействия, а другие – для избегания или прекращения взаимодействия[7].
Источник
Особенно быстрыми темпами социальное развитие ребенка происходит в первый год жизни. За 12 месяцев малышу приходится усвоить не только огромный объем знаний и навыков, но и установить эмоциональные контакты с окружающими, научиться доверять взрослым, научиться управлять своим телом, запомнить несколько сотен слов и научиться произносить некоторые из них.
Чтобы социальное развитие младенца происходило в правильном направлении и оптимальными темпами, необходимо постоянно общаться с ним, показывать свою любовь, разговаривать и петь песенки, гулять и привлекать внимание к окружающим предметам – словом, уделять малышу максимум внимания.
Что такое социальное развитие?
Социальное развитие ребенка – это процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит малыш. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, маленький человек учится жить по определенным неписанным правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения.
Большое влияние на социально личностное развитие ребенка оказывает семья. Именно семья становится своеобразным транслятором, который передает из поколения в поколение знания, опыт, ценности, традиции. Вот почему для нормального развития малыша очень важна теплая атмосфера в семье, доверительные взаимоотношения, уважение друг к другу.
Общение детей и взрослых
Специалисты выделяют основные социальные факторы развития ребенка, среди которых ведущую роль занимает общение. С помощью общения формируются первые дружеские связи ребенка со сверстниками. Общение становится и главным составляющим взаимоотношений ребенка и воспитателя в детском саду.
Элементы общения присущи ребенку с самого раннего возраста. В первые шесть месяцев жизни общение является ведущим направлением деятельности младенца. Он выражает свои эмоции и ощущения при помощи мимики, движений и звуков.
Младенчество
Начиная с 6 месяцев и до двух лет общение детей со взрослыми носит ситуативно-деловую форму. Особенность этой формы – практическое взаимодействие взрослого и ребенка. Теперь малышу требуется уже не только любовь и внимание – он нуждается в совете, помощи, совместных действиях. Все это дает возможность ребенку быстрее и лучше узнать различные предметы, их свойства, как обращаться с ними.
От трех до пяти
Общение детей в возрасте с 3 до 5 лет принимает внеситуативно-познавательную форму. Малыш начинает задавать взрослым вопросы: о предметах, людях, различных явлениях… Основное средство общения теперь – речь. Только речь позволяет обсудить предметы и явления, которых нет в данный момент рядом, а значит, позволяет выйти за пределы частной конкретной ситуации. Ребенок от 3 до 5 лет стремится получать новую информацию, обсуждать со взрослыми ситуации и явления, рассказывать о своих фантазиях.
От шести до семи
Личностная форма общения присуща детям в возрасте от 6 до 7 лет. Все чаще ребенок задает вопросы о человеке, его сущности. В этом возрасте ребенку особенно необходима эмоциональная поддержка, понимание, сопереживание. Важно не упустить этот уникальный момент, когда взрослый является для ребенка образцом для подражания, всемогущим и всезнающим. Поведение и стиль общения находящегося рядом взрослого – отца, матери, воспитателя, учителя, соседа – воспринимается как пример, по аналогии с этим примером ребенок выстраивает и свой стиль поведения. Огромную роль в этом процессе играет общение с детьми-ровесниками. В группе или классе должна быть благоприятная для свободного развития атмосфера, которую должен создать воспитатель или учитель. Лучше всего дети развиваются, когда чувствуют себя свободно, могут сохранять собственную индивидуальность, но при этом понимают, что и у других членов коллектива есть право оставаться самими собой.
Социализация через игру
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Дело в том, что до 7 лет игра остается ведущей деятельностью детей. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное… Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»…
При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
Другие социальные факторы развития ребенка
Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать.
Родители не должны позволять себе играть или беседовать с ребенком, находясь в плохом или безразличном настроении: ведь дети особенно тонко чувствуют малейшую фальшь в поведении взрослых. Каждое слово взрослого воспринимается как непреложная истина, поэтому нельзя допускать обмана – если ребенок поймет, что его обманули, его вера в непогрешимость близких рухнет безвозвратно.
Взрослые должны помочь ребенку усвоить сложившиеся этические нормы и правила поведения, сформировать гуманное отношение к окружающим людям, к природе.
Автор: Ольга Моисеева
Источник
Как ребенок узнает о связях и взаимоотношениях с другими людьми? Как и когда он начинает дружить с ровесниками? Все этапы начинаются с родителей. Они станут первым приятелем и любимым человеком. Младенец будет радоваться при звуке родного голоса мамы или папы, увидев знакомое лицо и ощущая прикосновения ласковых рук. С помощью родителей познакомиться с другими людьми и начнет наслаждаться их компанией. Так будут развиваться детские социальные навыки.
Когда ребенку нужно развивать социальные навыки?
С первого месяца жизни ребенка и до трех лет социальные навыки постепенно созревают. Новорожденный научится приспосабливаться и реагировать на окружающих его людей. В первый год жизни, ребенок ориентирован в основном на обнаружение того, что может сделать, например, собирание объектов, ходьбу и взаимодействие с родителями. Малышу будет нравиться видеть других людей, но, безусловно, он будет предпочитать маму и папу для компании.
Примерно в то же время, ребенку начинает нравиться играться с другими детьми. Но, как и любое другое искусство, малыш должен будет научиться общаться методом проб и ошибок. Сначала младенец будет не в состоянии поделиться своими игрушками. Позже, он станет лучшим другом, так как, узнает про дружбу. К трехлетнему возрасту, он сможет стать на путь к созданию настоящих друзей.
Как социализация развивается?
Один месяц
Даже новорожденные социальные существа. Ребенку будет нравиться, чтобы с ним ворковали и улыбались. Ребенок в первый месяц может начать экспериментировать с корчить рожицы родителям. Кроха будет наслаждаться просмотром маминого лица и может имитировать некоторые из жестов. Высуньте язык и посмотрите как он делает то же самое.
Два месяца
Ребенок в 2 месяца будет много тратить время на изучения окружающих предметов. Он может даже имитировать первую великолепную улыбку, знаменательный момент для родителей.
Три месяца
Ребенок в 3 месяца станет экспертом в «говорить с улыбкой», начиная разговор с родителями и отправляя очаровательную улыбку в то же время. Будьте готовы, чтобы ответить на нее, и по очереди играть в интересные игры с карапузом.
Ребенок будет наслаждаться игрой лицом к лицу с мамой и папой, например, играя в «бу- бу» или щекотки под подбородком неоднократно.
Четыре месяца
Ребенок в 4 месяца становится все более открытым для новых людей, приветствуя их визгом и ликованием. Тем не менее, никто не приближается ближе маме или папы. Ребенок будет наиболее восторженно реагировать на родителей. Это верный признак того, что Вы связаны друг с другом.
Семь месяцев
Ребенок в 7 месяцев становится более мобильным, он может начать проявлять интерес к другим детям. Он счастливо играет рядом с другими детьми, они будут улыбаться и ворковать, имитировать звуки друг друга. Но, в основном будут заняты задачей, что предстала перед ними, и не будут на самом деле играть вместе. Младенец боится незнакомых людей и показывает некоторое беспокойство, если вы вне поля зрения. Со временем он станет более независимым и готовым исследовать мир вокруг него.
12 месяцев
Ребенок в 1 год может начать казаться антиобщественным. Он может плакать, когда родители покидают его или беспокоиться, когда даете на руки чужому ему человеку. Разделение тревоги часто на пике где-то между 10 и 18 месяцев, но беспокойство может появиться в любом периоде между шестью и 20 месяцев. Малыш будет предпочитать, чтобы мама с папой держали его, и может быть огорчен, когда Вас нет рядом.
От 13 до 23 месяцев
Малыш заинтересован в окружающем мире, но, главным образом, в том, как все в нем относится к нему. Когда ребенок учится говорить и общаться с другими людьми, он будет также учиться дружить. Он будет наслаждаться компанией других детей сейчас, как его возраста так и старше. Младенец будет играть вместе с детьми своего возраста, а не играть с младшими. Примерно в 18 месяцев, малыш будет показывать, что он в курсе бедствия другого ровесника, если он плачет или расстроен.
Карапуз будет яростно защищать свои игрушки, что может быть трудным для родителей, которые думают, что их ребенок должен учиться, чтобы делиться с другими детьми. Вы можете также заметить, что он подражает своим друзьям и тратит много времени, наблюдая за тем, что они делают. Он также хочет утвердить свою независимость. Кроха может отказаться держать вас за руку, когда идете вниз по улице, или закатить истерику, когда говорите не то, что он хочет сделать.
От 24 до 36 месяцев
В возрасте от двух до трех, ребенок поймет любовь и доверие. Он может также показывать любовь сейчас. Однако малыш пока не может поставить себя на место других людей и понять , что у других есть тоже чувства. Но становится лучше делиться своими игрушками, и, скорее всего, он это делает для того, чтобы промаркировать своих приятелей, как друзей . По мере роста младенца, он будет учиться делиться, может даже иметь одного или двух друзей, которых он будет предпочитать над другими.
Как родители могут поощрять социальные навыки ребенка?
Проведите много времени один на один с ребенком, особенно в первые несколько месяцев. Это поможет родителям познакомиться с ним и настроиться на его потребности. Он будет любить внимание, а Вы будете наслаждаться рожицами малыша. Также приглашаем друзей и родственников для знакомства. Малыш будет любить посетителей, и старших, и младших. Младенцы обычно становятся нервными в кругу незнакомых людей на отметке семь месяцев.
Если кроха плачет, когда родители дают его на руки незнакомого родственника, возьмите его обратно и попробуйте медленно передать. Во-первых, подождите, пока ему не станет удобно в руках другого человека. Тогда, разговаривайте и играйте с ребенком, пока держите его. Затем передайте другому лицу в течение короткого времени, и будьте всегда рядом.
Наконец, попробуйте выйти из комнаты на несколько минут, чтобы увидеть, как ребеночек себя поведет. Малыши могут извлечь много полезного при общении со сверстниками. Убедитесь в том, что у Вас много игрушек для всех, поскольку детей этого возраста испытывают трудности обмена вещами с другими детьми.
Присоединитесь к детскому клубу или музыкальному кружку, чтобы дать ребенку шанс быть с другими детьми. В конце концов он узнает, как приобрести и сохранить друзей, и будет иметь активную общественную жизнь.
Ребенок не интересуется другими людьми. Стоит ли беспокоиться?
Родители должны идти к врачу или патронажной сестре, если:
к тому времени, когда малыш остается один, кажется, не заинтересован в отношениях ни с кем, кроме мамы с папой, он даже не хочет общаться с родителями, когда долго один.
Когда ребенок в возрасте от одного до трех месяцев, он, кажется, чрезмерно агрессивным и не в состоянии проводить время с другими детьми, не кусаться, бить или толкать их.
Поведение может возникнуть из страхов или неуверенности в себе.
Младенцы могут пройти через период, когда действуют как мини-граф Дракула, кусая своих приятелей. Это, как правило, связаны с освоением того, что они могут сделать с своими зубами. В это время все дети становятся недружелюбными по отношению к другим, иногда, особенно, когда борются за игрушки.
- Какую выбрать бутылочку для новорожденного?
- Чай при гв.
- Вирус коксаки.
- Витамины во время кормления грудью.
- Молочница у грудничка.
Источник
Возрастные возможности эмоционально-социального развития ребенка от рождения до 1 года
Каждый месяц делает свой вклад в эмоционально-социальный рост ребенка.
На втором месяце происходит интенсивное психоэмоциональное развитие младенца: малыш идентифицирует себя с матерью, чувствует себя ее частью, не отделяет свое “я” от нее, только у нее на руках чувствует себя безопасно и комфортно, стремится к постоянному контакту с ней, много времени проводит на руках.
Именно на руках у матери ребенок успокаивается, не требует к себе внимания, спокойно относится к любым перемещениям, сменам позы, охотно наблюдает за окружающей средой, дает знать о себе лишь тогда, когда чувствует дискомфорт. Всматривается в лицо человека, наклонившееся над ним, концентрирует на нем внимание в течение короткого времени, координирует работу глаз и действия рук: хорошо фиксирует взгляд, следит глазами за предметом, который двигается, старается схватить его.
На третьем месяце ребенок проявляет больше терпения, чем раньше, в течение короткого времени может подождать, чтобы его покормили, переодели, взяли на руки. Возникает способность заниматься самостоятельно (до 10-15 минут), хотя большую часть времени малыш проводит на руках у взрослого (в первую очередь матери). Продолжается интенсивное развитие различных сторон эмоционально-социального становления малыша, обогащаются его впечатление от знакомства с окружающим, ориентации в пространстве, знакомства с собственным телом, усложнением эмоциональной жизни и социальной адаптации, разнообразием форм общения с людьми.
Четырехмесячный ребенок становится уверенным и уравновешенным, исчезает внезапный плач без видимых причин. Младенец проявляет значительно больше настойчивости в овладении социальными навыками, становится оптимистичнее. Продолжительность времени, в течение которого ребенок может спокойно заниматься самостоятельно, возрастает до 30 минут (продолжительность может существенно колебаться зависимо от индивидуальных особенностей ребенка). Возросшие возрастные возможности существенно обозначиваются на проявлениях психоэмоциональной жизни четырехмесячного ребенка – они обогащаются, усложняются, становятся более разнообразными.
Младенец, которому исполнилось пять месяцев, сообщает матери, когда хочет на руки. На протяжении 15-30 минут может заниматься самостоятельно. Ребенок склонен к подражательному поведению: повторяет элементарные предметные действия. Проявляет интерес не только к родным взрослых, находящихся в пределах родного дома, но и к чужим во время прогулок.
Пятимесячный ребенок подвижный, веселый, любознательный, оказывает широкий спектр эмоций, диференциирует состояние и настроение взрослых, в течение короткого времени самостоятельно взаимодействует с предметами, охотно общается с родными и близкими.
Шестимесячный ребенок способен при отсутствии рядом матери самостоятельно заниматься в течении 40 минут, выказывает сосредоточенность, определенную терпеливость, положительное самочувствие. Охотно играет с родными и близкими в прятки. Активизируется его стремление к познанию социальной окружающей среды и самого себя. Возросшие возможности сказываются на умении ребенка знакомиться с окружающей средой, ориентироваться в пространстве, исследовать тело (свое и окружающих), проявлять эмоциональное отношение, адаптироваться к новому, общаться с окружающими.
Возросшие возможности расширяют степень свободы младенца, которому исполнилось семь месяцев, позволяют ему время от времени самостоятельно достигать желаемого, создают иллюзию доступности окружающей среды. Неспособность малыша осознать ограниченность своих возможностей и нереальности желаний приводят к увеличению случаев его недовольства, плача, гнева, капризов.
Совершенствуется способность ребенка знакомиться с окружающей средой, собственным телом, адаптироваться к новому, передавать свое эмоциональное состояние, общаться с людьми.
Возрастают возможности восьмимесячного ребенка исследовать окружающее пространство самостоятельно (преимущественно с помощью ползания). Малыш путешествует по всей квартире, интересуется всем, что попадается на пути.
Малыш начинает меньше времени проводить на руках у матери, хотя и стремится играть рядом с ней, держать ее в поле своего зрения. Довольно часто капризничает или плачет, поскольку не осознает, насколько его желания не соотносятся с возможностями. Устанавливаются активные связи и отношения ребенка с родными взрослыми, налаживаются совместные предметные действия с ними.
Увеличивается время, в течение которого девятимесячной ребенок занимается самостоятельно и не стремится находиться на руках у матери. Он просится на руки только тогда, когда хочет есть, спать или плохо себя чувствует. У малыша все ярче проявляется поведение “следования” (передвигается ближе к матери, держит ее в поле зрения) и “подражания” (повторяет взрослых).
Возникают первые бытовые навыки: ребенок может по собственной инициативе положить игрушку, предмет или вещь на место. Малыш понимает, когда мама уходит из дома – начинает капризничать, нервничать, успокаивается лишь тогда, когда не находит ее нигде в квартире. Для него важны проявления родительской любви и надежности, конфликты с матерью и отцом переживаються как трагедия.
Характер эмоциональной жизни и социального поведения девятимисячного младенца в значительной степени определяется ростом его автономности, способности осваивать пространство не только с помощью взрослого, но и в определенной мере самостоятельно.
У ребенка, которому исполнилось десять месяцев, существенно расширяется репертуар подражаемой деятельности. Повторяя действия взрослых, он “чистит зубы”, “говорит по телефону”, “размешивает кашу в кастрюле”, “чистит обувь”, “вытирает тряпкой стол” и др.
Развивается игровая деятельность: малыш охотно занимается пирамидкой, играет в ладушки, прятки, доганялки, кормит куклу или игрушечного зверька.
Десятимесячный ребенок в основном овладел элементарными представлениями об окружающем мире: они углубились, расширились, систематизировались, что положительно сказалось на его эмоциональной жизни и социальном поведении.
Одинадцятимисячный ребенок может в течение длительного времени заниматься сам. Он выглядит взрослее, искуснее, сообразительнее, уравновешенее, чем в предыдущие месяцы, происходит дальнейшее развитие его подражательного поведения; возникают первые простые сюжетные игры: ребенок укладывает спать куклу, баюкает ее, кормит.
Стремление к самостоятельности, осложнению внутренней жизни ребенка, обогащению и расширению его социального опыта сказывается на характере его поведения, отношении к окружающим людям, предметно-практических действиях.
Ребенок, которому исполнилось двенадцать месяцев, довольно ловкий, терпеливый, находится в основном в хорошем настроении. Периодически дает о себе знать противоречивость между его возросшей самостоятельностью и ограниченными возможностями реализовать свое стремление к независимости, что проявляется в капризности. Активно развивается подражательное поведение, ребенок пытается самостоятельно есть и одеваться, охотно выполняет поручения взрослого.
Содержанием эмоционально-социального развития от рождения до 1 года является воспитание у младенца умений знакомиться окружающими людьми и самим собой, эмоционально адекватно реагировать на жизненные события, адаптироваться к социуму и общаться с окружающей средой.
Основные линии развития младенца от рождения до 1 года
1. Общая характеристика
2. Физическое развитие
3. Эмоционально-социальное развитие
4. Познавательное развитие
5. Развитие речи
6. Экологическое развитие
7. Художественно-эстетическое развитие
Источник