Первичная сфера в развитии ребенка

Первичная сфера в развитии ребенка thumbnail
Сферы развития ребенка раннего возраста

Лекции.Орг

Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.

Развитие эмоционально сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Не умеет сопереживать. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоционально сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длинною в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем – постепенно, но активно постигать накопленный до него опыт человечества; и, наконец, став взрослым, внести свой позитивный вклад в обогащение этого мира. Достойно пройти описанный путь человек сможет только при нормальном уровне познавательного развития.

Процесс познания осуществляется на протяжении всей жизни человека. Однако периоду дошкольного детства в нем отводится особое место. В этом возрасте формируются фундаментальные представления о мире; появляются новые способы познания и познавательные интересы; происходит эмоционально-чувственное постижение окружающей действительности.

В раннем возрасте дети активно накапливают сенсорный опыт. С помощью органов чувств и собственных манипуляций они усваивают внешние характеристики предметов (их признаки и свойства), определяют их форму, размер, цвет и пр. Элементарное экспериментирование помогает ребенку выделить различные свойства предметов (деревянная пластинка и пенопласт не тонут в воде, а бумага размокает и расползается и пр.). Постепенно дети постигают основополагающие характеристики предмета: целевое назначение (для чего он предназначен) и функцию (как им пользоваться). Это – скрытые, внутренние характеристики. Их нельзя потрогать, почувствовать. Но именно они, в конечном счете, определяют сам предмет.

Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников. Именно от их внимательного отношения к познавательному развитию ребенка зависит конечный результат. Невнимание и равнодушие семьи может значительно ослабить положительные тенденции в познавательном развитии. Особенно это касается накапления сенсорного опыта (в раннем возрасте) и развития кругозора и познавательных интересов (в дошкольном возрасте).

Цель познавательного развития – развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 1367 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Ген: 0.002 с.

Источник

«Не по дням, а по часам». Сферы развития ребёнка.

Как часто мы слышим о том, насколько быстро растут дети. Ещё вчера родители качали своё маленькое чудо на руках, а уже сегодня с трепетом и замиранием сердца наблюдают, как бодро сынуля рассказывает стишки на утреннике в детском саду. А дочка вот-вот станет первоклассницей.

И создается ощущение, что детки растут быстро, не успеваешь и оглянуться. Однако что стоит за этими годами, так резво пробежавшими мимо? Бессонные ночи, тысячи детских вопросов и тысячи родительских ответов на них, бесчисленные простуды, первые улыбки, первые ссоры, и, конечно, неизбежные возрастные кризисы. Если с простудой и обидами среднестатистические родители еще могут справиться самостоятельно, то как быть с психологическими трудностями, неизбежно возникающими в результате взросления? Большинство родителей наслышано о подростковом кризисе, так называемом «трудном возрасте», но задумывались ли Вы о том, что в жизни маленького человечка далеко не одна переломная точка, отделяющая один возраст от другого? И в каждый переломный период ребёнок нуждается в особой заботе, помощи и поддержке. Только родители, имеющие достаточно знаний обо всех сферах развития своего малыша в данный возрастной период могут оказать своему ребёнку достаточный уход, создать определенный психологический климат вокруг своего чада и проследить за тем, чтобы ни одна сфера развития не была упущена. Для того, чтобы все периоды взросления малыша с поступления в детский сад и до наступления школьного возраста проходили мягко и безболезненно, давайте разберемся, что происходит в его душе на протяжении первых лет его жизни, времени, когда формируется основа личности, определяющая то, каким человеком будет ваш малыш в дальнейшем.

Существует шесть сфер развития человека. Первыми и наиболее яркими изменениями являются физические изменения в организме. Встречая давно забытых родственников, первое, что слышит малыш – это неизменная фраза: «Как же вырос!». Говоря данную фразу, люди подразумевают именно физические изменения, произошедшие с ребёнком: постепенное изменение пропорций тела, размеров его органов и конечностей. На втором месте располагаются интеллектуальные изменения, происходящие с ребёнком: постепенное освоение и грамотное использование речи, способность выстраивать рассуждения, логические цепочки, генерировать те или иные идеи, решать определенные трудности и задачи. Интеллектуальное развитие  неизменно связано с физическим, поскольку оно было бы невозможно без физического роста головного мозга ребёнка.

О физическом и интеллектуальном развитии слышали многие. Когда говорят о взрослении, в первую очередь подразумеваются именно эти две сферы, однако существуют и другие. Сексуальное развитие, как ещё одна из сфер развития человека, является поэтапным процессом развития сексуальности, начавшееся с самого момента рождения и непрерывно, однако скачкообразно, т.е. с разной скоростью, продолжающееся на протяжении всего периода взросления.

Развитие иных сфер личности происходит менее открыто для окружающих. Оценить степень развития данных сфер возможно, лишь тесно и доверительно пообщавшись с ребенком, в некоторых случаях они могут проявиться лишь в определенных жизненных ситуациях, а порой оценить, насколько развита та или иная сфера развития, может лишь специалист. В данный список входят три сферы: во-первых, социальное развитие, под которым подразумевается получение определенных знаний, умений и навыков, использующихся при взаимодействии между ребёнком и окружающими его людьми, как взрослыми, так и ровесниками. Во-вторых, эмоциональное развитие, включающее в себя эмоции и чувства ребёнка, его реакцию на различные жизненные ситуации, а также на изменения его собственных желаний, интересов и чувств, включая форму их выражения.  И, наконец, в-третьих, нравственное развитие ребёнка, осознание существования хорошего и плохого, умение дать любому человеку, поступку и событию оценку с точки зрения норм нравственности и морали, а также умение контролировать себя, свои потребности и желания, если они противоречат общепринятым нормам нравственности, что иногда именуется совестью.

Безусловно, каждая из шести сфер не относится однозначно к какому-либо одному возрастному периоду, ребёнок любого возраста находится сразу же в процессе формирования нескольких сфер одновременно. В период раннего возраста ребёнок одновременно учится ходить и изучает своё тело, что развивает физическую и сексуальную сферы, помимо прочего малыш проявляет интерес к свойствам и характеристикам окружающих его предметов, осваивает различные способы манипуляции с ними, что влияет на развитие интеллектуальной сферы. В это же время ребёнок пробует способы взаимодействия с окружающими его людьми и получает от них обратную связь в ответ на свои поступки, осознавая, что хорошо, а что плохо, что затрагивает социальную и моральную сферы. А выражение ребёнком чувства независимости, особенно в период кризиса 3-х лет – не что иное, как проявление эмоциональной сферы.

Родителям необходимо помнить, что именно взрослые являются основным мотивом, если говорить о развитии у ребёнка навыков общения. Исключительно благодаря взрослым ребёнок уже с первых месяцев может успешно взаимодействовать с окружающими: вначале реагируя на появление взрослого, следуя за движениями взрослого взглядом, чуть позже – отвечая улыбкой на улыбающегося человека. Около 4-6 месяцев ребёнок уже в состоянии удерживать взгляд на взрослом достаточно длительное время. С развитием двигательных способностей ребёнок начинает вначале пытаться привлечь внимание родителей, а затем и вовсе подражать взрослому, испытывая потребность совершать действия вместе с ним.

Так происходит до тех пор, пока психологическое единство матери и ребёнка не начинает разделяться. Уже к началу второго года жизни малыш не так зависим от матери, и, вследствие отдаления друг от друга, психологическое развитие ребёнка начинает ускоряться. Ведущим видом деятельности становятся манипуляции с предметами. Также у ребёнка достаточно активно в данный период развиваются речевые навыки и закладываются основы самооценки. Родителям важно учитывать эту особенность и быть особенно внимательными, поскольку именно в данный период – в период кризиса первого года жизни в ребёнке зарождаются основные противоречия, которые затем приводят малыша к новым этапам развития.

Одной из первостепенных задач является задача овладеть управлением собственным телом, поскольку ходьба в данном возрасте становится средством достижения иных поставленных ребёнком перед собой целей, речь уже становится более понятной для родителей, но еще требует преобразования, а манипуляции с предметами постепенно сменяются рядом осознанных действий с ними.

Ещё одной немаловажной задачей раннего возраста является первоначальное формирование таких познавательных функций личности, как память, внимание мышление, сенсорика и восприятие. С постепенной произвольной формой запоминания слов развивается речь, а также первое представление о себе, как отдельной личности со своими желаниями и потребностями. Ребёнок начинает использовать местоимение первого лица: «я», «моё», а также называть себя по имени. В тот же период у малыша начинают формироваться навыки коммуникации с конкретными людьми, интерес к другим людям, стремление к общительности и подражанию окружающим людям. Родителям важно помнить, что развитие психики ребёнка в данном возрасте и разнообразие форм проявления общительности зависят исключительно от включенности ребёнка в общение между взрослыми в семье. 

Порой родители задают психологам и педагогам один волнующий многих вопрос: какие же направления развития ребёнка раннего возраста являются наиболее приоритетными? Ответ на данный вопрос однозначен, ребёнка необходимо развивать комплексно, не упуская ни одну сферу деятельности. К трём годам ребёнок должен научиться взаимодействовать с детьми и взрослыми, что называется социализацией. Через беседы можно сформировать начальное представление об окружающем мире. Помимо этого необходимо сенсорное развитие: овладение понятиями цвета, формы, величины, а также расположения предметов в пространстве. Также немаловажно развитие с помощью игровой деятельности когнитивной сферы, включающей в себя непосредственно мышление, логику, память, воображение. Огромную важность имеет доведение навыков самообслуживания до полной самостоятельности – умение покушать, убрать за собой игрушки, переодеться, сходить в туалет без помощи взрослых. Эмоциональное развитие, умение сочувствовать и сопереживать, необходимо наравне с творческим, а также наравне с формированием начального чувства ритма через слушанье музыки. Помимо прочего нельзя забывать о физических нагрузках: кувырканиях, прыжках, стоянии на одной ноге и прочими посильными упражнениями. Поскольку именно физически здоровый и развитый по возрасту ребёнок обладает всеми шансами стать полноценной и гармоничной личностью! Желаем здоровья Вам и Вашим детям!

Источник

Характеристика познавательной, мотивационно-потребностной, эмоциональной сфер развития по возрастам

Возрастная психология рассматривает процесс развития ребенка и дает характеристику возрастных периодов, опираясь на возраст. Возрастной период – цикл детского развития, который имеет свою собственную структуру и динамику.

Психологический возраст может отличаться  от хронологического возраста, который соответствует фактическому. Возрастной период имеет свои границы, которые характеризуются неповторимыми особенностями развития познавательных функций, мотивационно-потребностных и эмоциональных функций развития.

Специфика детства определяется социально-экономическими и культурными развитиями конкретного общества. Традиционно детская психология  – как часть детской психологии затрагивает возраст от рождения до 7 лет. Но современное детство захватывает начальный школьный период, а некоторые психологи считают подростковый период затянувшимся детством.  Далее предлагаю рассмотреть особенности каждого периода с упором на нашу профессиональную деятельность.

1. Младенчество

1) Период новорожденности

В этот период происходят первые моменты общения с матерью, заложение основ «симпатий и антипатий».

Ребенок в первые недели может подражать некоторым мимическим действиям, постепенно улавливает коммуникативные послания взрослых. На 3-4 неделю появляется ротовое внимание: при обращении к ребенку он замирает и вытягивает губы, происходит глазной контакт.

Этот период характеризуется особой эмоционально-двигательной реакцией, обращенной к взрослому: в 10-12 недель это проявляется в серии глубоких вздохов, вскидыванию ручек, перебирании ножками.

В первые две недели жизни у ребенка выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт: неловко лежит, не хочет больше кушать или хочет кушать. Положительные эмоции практически отсутствуют, так как удовлетворение потребностей ребенка приводит к его успокоению и засыпанию.

Главная голосовая реакция новорожденного-крик, основная реакция на отрицательные эмоции. В 4-5 недель возникает попытка улыбнуться и появляется настоящая улыбка, которая называется социальной. Этот период характеризуется эмоциональным отождествлением взрослого и ребенка, которое формирует доверие к маме, затем другим взрослым.

2) Период младенчества

В этот период происходит развитие таких познавательных процессов, как акт хватания, развития движения глаз, формируется начальная форма наглядно-действенного мышления (восприятие и действие с предметами являются основой), непроизвольное внимание, восприятие объектов, появляются дифференцированные ощущения и эмоциональные состояния, формирование предпосылок устной речи и развитие моторики.

Голосовые проявления проходят ряд этапов: крик, гугуканье, гуление, лепет. Преобладает пассивная речь: на просьбу «обнять маму», ребенок вытягивает руки.

Главные потребности возраста: потребность в безопасности, защите, которые удовлетворяет взрослый. Потребность общения с взрослым, процесс общения становится более эмоциональным. Общение с взрослыми складывается на основе обмена выражениями радости, внимания, интереса.

2. Ранний возраст – от 1 до 3 лет

Практическое мышление, «аффективное» восприятие окружающих объектов и ситуаций. Реакции становятся более эмоциональные. Ребенок узнает своих близких: маму, папу и начинает воспроизводить за ними действия.  Формируется внутренний план действий, наглядно-действенного мышления. Зарождается самосознание, ребенок начинает узнавать себя,  появляется первичная самооценка («я сам», «я хороший»).

Внимание и память имеют непроизвольный характер.  Зрение также имеет непроизвольный характер: ребенок может узнать близких на фотографиях, а может не узнать маму в новой шляпе. Становится доступным целенаправленный выбор предметов по образцу – по форме, по величине. Развивается фонематический слух. Линия развития мышления связана с усвоением устной речи, благодаря обобщению дет выделяют предметы по свойствам и функциям.

 Возникает стремление сделать все самостоятельно и есть потребность в  достижении успехов. Общение с взрослыми имеет предметно-манипулятивное общение, общение по поводу предметов

Базовая потребность – потребность в любви. Дети хотят чувствовать физическую близость с мамой и папой, важной значение приобретает тактильный контакт.

3. Дошкольный возраст – от 3 до 7 лет

В дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память. Она имеет непроизвольный характер, но к кону дошкольного возраста складывается произвольное намеренно запоминание и припоминание, которые развиваются  в процессе игр.

Большое значения имеют образные формы познания – развивается восприятие, мышление, воображение.

Внимание, память, мышление имеют знаковый характер: в среднем дошкольном возрасте ребенок приходит к использованию внешних вспомогательных средств, а в старшем дошкольном возрасте происходит их «вращивание», произвольное использование. В основном ребенок использует средства, имеющие образный характер: сенсорные эталоны, наглядные материалы, схемы, символы. Отличительной чертой мышление является эгоцентризм – ребенок оценивает ситуацию лишь со своей стороны.

Ребенок начинает мыслить в уме. В конце дошкольного возраста происходит формирование понятийного и словесно-логического мышления на начальном этапе.

В этот период также происходит формирование экспериментирования в мышлении, в котором происходит переход от незнания к знанию и от понятного к непонятному. Мышление становится более гибким и динамичным путем постановки вопросов, догадок и гипотез.

Что касается речи, она начинает иметь практический характер: расширяется словарный запас и происходит развитие грамматического строя речи, развитие функций речи, речь становится обдуманная. Активно развивается воображение, как способность видеть с начало целое, затем части целого.

Дошкольный период характеризуется усвоением этических норм, половая идентификация, осознание себя во времени.

Происходит потребность в уважении – серьезному отношению от взрослых, в силу этого повышается обидчивость. Повышение потребности общения с взрослыми углубляет потребность в сопереживании, взаимопонимании, стремлении к общности взглядов. Таким образом, к концу дошкольного периода возникает потребность в социальном функционировании, способность занимать значимую позицию.

Эмоциональное развитие происходит путем включения ребенка в игру. Она помогает справится ему со страхами и другими травмирующими ситуациями (страшные сны, ужасные истории, пребывание в больнице).

4. Младший школьный возраст – от 7 до 12 лет

Мышление претерпевает переход от конкретно-образного к словесно-логическому и рассуждающему. Ребенок может мысленно прослеживать изменения предмета.

Изменяются внимание, восприятие, память при обучении. Что касается внимания, ребенок должен уметь сосредоточится на учебном задании длительное время. Восприятию характерны малая дифференцированность, где совершаются неточности и ошибки при разделении сходных объектов, связь с практической деятельностью. Память ребенка становится эмоциональная (запоминают все ярко и интересное) и образная (лучше удерживаются в памяти конкретные лица, предметы и события).

Эмоциональное развитие в этот период связано с тем опытом, который ребёнок приобретет вне дома. Изменения в эмоциональной сфере связан с процессом и результатом его обучения.. Тут удовлетворяются его потребности в оценке его успехов и неудач, выставленная отметка и реакция на это окружающих.

5.  Подростковый возраст – от 12 до 15

В этот период происходит возрастание познавательной активности, расширение познавательных интересов. Центральная функция – развитие мышления, функция образования понятий. Усваиваются более обобщенные знания и основы науки. Восприятие становится избирательным, целенаправленным. Улучшается объем, устойчивость и интенсивность внимания. Память внутренне опосредована логическими операциями, запоминание и воспроизведения имею смысловой характер. Теоретическое мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить от одного суждения к другому.

Потребность подростов- стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, к признанию своих прав со стороны взрослых.

Для девочек характерна эмоциональная восприимчивость и реактивность, гибкое приспособление к обстоятельствам, мальчики более раскованы в поведении, менее конформны.

7. Юность – от 15-18 до 18-23

В этом возрасте преобладает  формально-операционное и формально-логическое мышление. Это мышление не связано с конкретными условиями внешней среды, которые существуют на данный момент. Умственные способности продолжают совершенствоваться.

Повышается интерес к обучению, так как недалеко выбор профессиональной деятельности. Растет сознательное отношение к учению и труду.

Совершенствуется память: меняются способы запоминания, широко применяются рациональные способы запоминания.

Совершенствуются сложные интеллектуальные операции: анализ, синтез, обобщение, аргументирование, абстрагирование.

Активно развивается сфера чувств, общее эмоциональное самочувствие становится более ровным. Повышается эмоциональная восприимчивость и способность к самопереживанию.

Главная потребность – потребность к самоопределению, в ранней юности существует потребность в уединении.

На сегодняшний день все же существует проблема основания возрастной периодизации, какие реальные перемены психики существую на каждом возрастном этапе, какие границы возраста необходимо установить, какие реальные перемены происходят в психике ребенка под влиянием социальных ситуаций. Тем не менее, знание особенностей каждого возраста поможет нам знать о том, правильным ли мы путем идем, работая с ребенком и какие процессы имеют тормозящий характер и требуют внимания.

  1. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология [Электронный ресурс]: учебник / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. — Электрон. дан. — М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. — 528 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=65984
  2. Гурова Е.В. Психология развития и возрастная психология : тесты : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. “Психология” / Е. В. Гурова. – Москва : Аспект Пресс, 2005. – 174 с.
  3. Токарь, О.В. Психология развития и возрастная психология в схемах, таблицах, комментариях [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2014. — 64 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=51984

Источник

Читайте также:  Мбдоу центр развития ребенка детский сад 12 солнышко щмр мо