Персоногенетический подход к развитию ребенка

Персоногенетический подход к развитию ребенка thumbnail

Содержание персоногенетического подхода наиболее ярко представлено в работах А. Маслоу и К. Роджерса. Они отвер­гают детерминизм внутреннего или средового программиро­вания. По их мнению, психическое развитие результат соб­ственного выбора, сделанного человеком. Сам процесс развития носит спонтанный характер, поскольку его движу­щей силой является стремление к самоактуализации (по А. Маслоу) или стремление к актуализации (по К. Роджерсу). Эти стремления носят врожденный характер. Смысл самоак­туализации или актуализации состоит в развитии человеком собственного потенциала, своих способностей.

Стремление к самоактуализации (Маслоу) – врожденное стремление человека к максимально полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Стремление к ак­туализации (Роджерс) — врожденная тенденция личности «развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность», т. е. сохранить, развить и усилить себя, максималь­но выявить лучшие качества своей личности. Эта актуа­лизирующая тенденция избирательна, она направлена на те аспекты среды, которые обещают конструктивное движение личности к завершенности и целостности. Вместе с тем имеются и определенные различия во взгля­дах этих авторов. Так, если А. Маслоу полагал, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей, то согласно К. Роджерсу «личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия челове­ком окружения». Однако, несмотря на эти различия, оба они полагали, что «люди всегда стремятся вперед и при подходя­щих условиях реализуют свой потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье».

В теории К. Роджерса выделяют два конструкта, имеющих фундаментальное значение: «организм» и «Я».

Организм, рассмотренный с психологической точки зрения, представляет локус всего опыта переживаний (все, что потенциально доступно сознанию и происходит в организме в любой данный момент). Вся совокупность переживаний обра­зует феноменальное поле, т. е. индивидуальную систему ори­ентации, о которой знать может только сам человек. То, как ведет себя индивид, зависит от феноменального поля (субъек­тивной реальности), а не от стимульной ситуации (внешней реальности). Феноменальное поле в каждый данный момент образуется сознательными (символизированными) и бессозна­тельными (несимволизированными) переживаниями.

Часть феноменального поля постепенно дифференцирует­ся и образует Я или Я-концепцию («организованный, согласо­ванный концептуальный гештальт, построенный из перцепций характеристик «я» или «меня» и перцепций отношений «я» или «меня» к другим людям и различным аспектам жизни, а также ценностей, связанных с этими перцепциями). Этот гештальт доступен сознанию, хотя не обязательно всегда осознан. Это текучий и изменчивый гештальт, он процессуа­лен, но в каждый момент образует специфическую целост­ность».

Главным источником развития личности, как уже было сказано, являются врожденные тенденции к самоактуализа­ции. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека суще­ствуют две врожденные тенденции: первая содержит в свер­нутом виде будущие свойства личности человека, а вторая – механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает лично­стная структура Я, которая включает «идеальное Я» (совокуп­ность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала) и «реальное Я» (совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас»). Эти подструктуры структуры Я находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтно­сти) до полной дисгармонии. Высокий показатель конгруэн­тности свидетельствует о высокой самооценке. Низкий пока­затель конгруэнтности свидетельствует о низкой самооценке, при этом отмечаются высокий уровень тревожности, призна­ки депрессии.

При рождении обе подструктуры структуры «Я» полнос­тью конгруэнтны, и поэтому человек изначально добр и счаст­лив. Впоследствии, благодаря взаимодействию с окружающей средой, расхождения между «реальным Я» и «идеальным Я» могут приводить к искаженному восприятию реальности. При сильных и длительных расхождениях между «реальным Я» и «идеальным Я» могут возникать психологические проблемы.

Когнитивные теории развития:

– теория Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка

– теория Л. Колберга

Особняком в структуре психологических теорий развития находятся когнитивные теории, согласно которым развитие «состоит из эволюционирования ментальных (психических) структур или способов обработки информации, частью гене­тически запрограммированных и зависящих от степени зре­лости индивидуума». К ним относятся теории Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Л. Колберга и др.

Источник

Содержание
персоногенетического подхода наиболее
ярко представлено в работах А. Маслоу
и К. Роджерса. Они отвергают детерминизм
внутреннего или средового программирования.
По их мнению, психическое развитие –
результат собственного выбора, сделанного
человеком. Сам процесс развития носит
спонтанный характер, поскольку его
движущей силой является стремление к
самоактуализации (по А. Маслоу) или
стремление к актуализации (по К. Роджерсу).
Эти стремления носят врожденный характер.
Смысл самоактуализации или актуализации
состоит в развитии человеком собственного
потенциала, своих способностей, что
ведет к развитию «полноценно
функционирующего человека».

Вместе
с тем имеются и определенные различия
во взглядах этих авторов. Так, если А.
Маслоу полагал, что поведение человека
и его опыт регулируются иерархией
потребностей, то согласно К. Роджерсу
«личность и поведение в большей степени
являются функцией уникального восприятия
человеком окружения» (Хьелл Л., Зиклер
Д., 1997, с. 534). Однако, несмотря на эти
различия, оба они полагали, что «люди
всегда стремятся вперед и при подходящих
условиях реализуют свой потенциал,
демонстрируя истинное психическое
здоровье».

Экологическая модель развития

Как
утверждает Г. Крайг, «сегодня, возможно,
самой влиятельной моделью развития»
стала модель экологических систем,
предложенная американским психологом
Ури Бронфенбренне-ром. Согласно этой
модели, развитие человека – это
динамический процесс, идущий в двух
направлениях. С одной стороны, человек
сам реструктурирует свою жизненную
среду, а с другой – испытывает воздействие
со стороны элементов этой среды.
Экологическая среда развития состоит
из четырех вложенных одна в другую
экосистем, изображаемых с помощью
концентрических колец.

Читайте также:  Развитие ребенка с овз по основным развитиям

Первая
из них – это микросистема. Она включает
самого субъекта и его ближайшее окружение:
это семья, детский сад, ровесники по
школе, оказывающие самое непосредственное
влияние на ход психического развития.
Другие компоненты микросистемы – органы
здравоохранения, товарищи по играм,
иные социальные группы, к которым
принадлежит ребенок,– также влияют на
его развитие.

Мезосистема
включает в себя взаимоотношения между
микросистемами. На развитие ребенка
могут влиять события в школе, в семье,
связи между ними, также как и связи между
школой и группой сверстников. При анализе
мезосистемы обычно изучают частоту,
качество и степень влияния взаимодействий:
как отношения в семье влияют на процесс
адаптации ребенка к школе, как общение
между родителями и учителями может
влиять на его успеваемость.

Экзосистема
состоит из тех элементов среды, в которых
ребенок не играет активной роли, но
которые оказывают на него влияние. К
примеру, проблемы на работе родителей
влияют прежде всего на них самих, а
родители в свою очередь влияют на
развитие подростка. Таких опосредованных
влияний множество.Персоногенетический подход к развитию ребенка

Рис.
1.1.Экологическая модель социальных
влияний У. Бронфенбреннера Макросистема
включает идеологию, установки, нравы,
традиции, ценности окружающей ребенка
культуры. Именно макросистема устанавливает
эталоны внешней привлекательности и
ролевого поведения, влияет на
образовательные стандарты, а значит,
оказывает влияние на соответствующее
развитие и поведение человека.

Источник

Содержание персоногенетического подхода наиболее ярко представлено в работах А. Маслоу и К. Роджерса. Они отвергают детерминизм внутреннего или средового программирования. По их мнению, психическое развитие – результат собственного выбора, сделанного человеком. Сам процесс развития носит спонтанный характер, поскольку его движущей силой является стремление к самоактуализации (по А. Маслоу) или стремление к актуализации (по К. Роджерсу). Эти стремления носят врожденный характер. Смысл самоактуализации или актуализации состоит в развитии человеком собственного потенциала, своих способностей, что ведет к развитию «полноценно функционирующего человека».

Вместе с тем имеются и определенные различия во взглядах этих авторов. Так, если А. Маслоу полагал, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей, то согласно К. Роджерсу «личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения» (Хилл Л., Зиклер Д., 1997, с. 534). Однако, несмотря на эти различия, оба они полагали, что «люди всегда стремятся вперед и при подходящих условиях реализуют свой потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье».

Экологическая модель развития

Как утверждает Г. Крайг, «сегодня, возможно, самой влиятельной моделью развития» стала модель экологических систем , предложенная американским психологом Ури Бронфенбреннером. Согласно этой модели, развитие человека – это динамический процесс, идущий в двух направлениях. С одной стороны, человек сам реструктурирует свою жизненную среду, а с другой – испытывает воздействие со стороны элементов этой среды. Экологическая среда развития состоит из четырех вложенных одна в другую экосистем, изображаемых с помощью концентрических колец.

Экологическая модель социальных влияний У. Бронфенбреннера

Первая из них – это микросистема . Она включает самого субъекта и его ближайшее окружение: это семья, детский сад, ровесники по школе, оказывающие самое непосредственное влияние на ход психического развития. Другие компоненты микросистемы – органы здравоохранения, товарищи по играм, иные социальные группы, к которым принадлежит ребенок, – также влияют на его развитие.

Мезосистема включает в себя взаимоотношения между микросистемами. На развитие ребенка могут влиять события в школе, в семье, связи между ними, так же как и связи между школой и группой сверстников. При анализе мезосистемы обычно изучают частоту, качество и степень влияния взаимодействий: как отношения в семье влияют на процесс адаптации ребенка к школе, как общение между родителями и учителями может влиять на его успеваемость.

Экзосистема состоит из тех элементов среды, в которых ребенок не играет активной роли, но которые оказывают на него влияние. К примеру, проблемы на работе родителей влияют прежде всего на них самих, а родители в свою очередь влияют на развитие подростка. Таких опосредованных влияний множество.

Макросистема включает идеологию, установки, нравы, традиции, ценности окружающей ребенка культуры. Именно макросистема устанавливает эталоны внешней привлекательности и ролевого поведения, влияет на образовательные стандарты, а значит, оказывает влияние на соответствующее развитие и поведение человека.

Итак, существующие теории охватывают различные области развития, рассматривая при этом широкий круг вопросов. Каждая из них имеет свои ограничения, на причину которых мы указывали ранее в разделе «Формы и области (сферы) развития». Несмотря на это, есть потребность поиска механизма, с помощью которого можно объяснить ход психического развития.

Пиаже Жан (1896–1980)

Швейцарский психолог, основатель Женевского эпистемологического центра (женевской школы генетической психологии). Автор концепции стадийного развития психики ребенка. В начальный период своей деятельности описал особенности представлений детей о мире: неразделенность мира и собственного «Я», анимизм, артификализм (восприятие мира как созданного руками человека). Детально проанализировал специфику детского мышления («Речь и мышление ребенка», 1923). Для объяснения представлений детей использовал понятие эгоцентризма, под которым понимал определенную позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счет процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики. В дальнейшем обратил особое внимание на развитие интеллекта. В своих исследованиях он старался доказать, что развитие мышления связано с трансформацией внешних действий во внутренние через превращение их в операции. Значительная часть исследований в области интеллекта, проведенных им, была отражена в книге «Психология интеллекта», 1946 г.

Читайте также:  Особенности развития ребенка периода новорожденности

Исследования Ж. Пиаже приобрели широкую известность, что способствовало созданию научного направления, названного им генетической эпистемологией.

Интериоризация– формирование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Ассимиляция– процесс приспособления новой информации (ситуации, объекта) к существующим у индивида схемам действий (схема действия – это сенсомоторный эквивалент понятия), не изменяя их в принципе. Благодаря ассимиляции индивид уточняет, совершенствует имеющиеся у него схемы действия (понятия, умения).

Аккомодация– пластичное изменение индивида, в ходе которого он перестраивает (модифицирует) старые схемы действий и вырабатывает новые. Благодаря аккомодации происходит перестройка, модификация имеющихся схем (понятий) и выработка новых, усвоенных понятий.

Сенсомоторный интеллект– в концепции Ж. Пиаже первая стадия в развитии интеллекта от рождения до 2 лет. Мыслительные операции предстают сначала в виде элементарных действий с конкретными предметами (схем действий), затем они интегрируются с другими действиями и в ходе последующего развития интериоризируются, что ведет к возникновению собственно мыслительных операций.

Сенсорные способности– свойства сенсорной системы, проявляющиеся в ходе ее взаимодействия с внешней средой.

Моторные способности– свойства моторной системы, проявляющиеся в ходе ее взаимодействия с внешней средой.

Символический интеллект– характеризует в концепции Ж. Пиаже 6-ю субстадию в развитии сенсомоторного интеллекта, которая приходится на период с 18 до 24 месяцев. На этой стадии предмет предстает для ребенка в виде символа, он употребляется им как заместитель объекта, что проявляется в отсроченном подражании, игре «понарошку» и в развитии речи.

Предметные действия (схема действия) – в концепции Ж. Пиаже это любое действие, совершаемое ребенком: слежение глазами за объектами, поворот головы, ощупывание, схватывание и т. п. Предметное действие – «это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах» (Л. Ф. Обухова). На основе действий формируются новые умственные структуры.

Операция– в концепции Ж. Пиаже это «обратимое умственное действие», иными словами, это интериоризированное предметное действие, ставшее обратимым.

Эгоцентризм мышления– это скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий. Собственная точка зрения абсолютна, что не позволяет понять возможность существования других, противоположных точек зрения.

Представление о сохранении– в концепции Ж. Пиаже выступает в качестве критерия возникновения логических операций. Оно характеризует понимание принципа сохранения количества вещества при изменении формы предмета. Представление о сохранении развивается у ребенка при условии ослабления эгоцентризма мышления, что позволяет ему открыть для себя точки зрения других людей и находить в них то общее, что есть в них. Вследствие этого детские представления, бывшие для него ранее абсолютными (например, большие вещи он всегда считает тяжелыми, а маленькие – легкими), теперь становятся относительными (камешек представляется легким ребенку, но оказывается тяжелым для воды).

Трансдукция– логический переход от частного к частному, минуя общее.

Необратимость мышления– уверенность ребенка в том, что развитие событий и образование связей идет лишь в одном направлении.

Обратимость мышления– выражает способность ребенка к теоретическим рассуждениям, поиску причинно-следственных связей, формулированию умозаключений.

Стремление к самоактуализации (А. Маслоу) – врожденное стремление человека к максимально полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Стремление к актуализации (К. Роджерс) – врожденная тенденция личности «развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность» (К. Роджерс), то есть сохранить, развить и усилить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности. Эта актуализирующая тенденция избирательна, она направлена на те аспекты среды, которые обещают конструктивное движение личности к завершенности и целостности.

Иерахия потребностей– в концепции А. Маслоу расположение потребностей от низших к высшим. При этом доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек сможет осознать и быть мотивированным вышележащими потребностями.

Глава 9

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Содержание персоногенетического подхода наиболее ярко представлено в работах А. Маслоу и К. Роджерса. Движущей силой развития личности  является стремление к самоактуализации(по А. Маслоу) или стремление к актуализации(по К. Роджерсу), эти стремления носят врожденный характер. Сущность  самоактуализации или актуализации состоит в развитии человеком собственного потенциала, своих способностей, что ведет к развитию полноценно функционирующей  личности. А. Маслоу полагал, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей. К. Роджерс считал, что личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения.

Движущие силы и условия психического развития ребенка

Читайте также:  Труд как средство развития личности ребенка

Цели психического развития.

        Зарубежные исследователи считают этой целью максимально полное осознание человеком своих потенциальных возможностей, осознание им своего «Я».

        Отечественные психологи (Б. Г. Ананьев) считают, что  жизнь человека от рождения к своему финалу — процесс последовательного осознания человеком своей уникальности и переживание этой уникальности.

Факторы психического развития.

Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека: 1) наследственность, 2) среда обучения, 3) воспитание и 4) активность.

1) Наследственность — свойство организма повторять в ряде поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде: а) информацию об историческом прошлом человека б) связанную с этим программу его индивидуального развития.

Именно потому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.

2) Среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Согласно теории конвергенции В.Штерна, психическое развитие — это результат сочетания внутренних данных с внешними условиями развития. В. Штерн считал, что духовное развитие  это  результат сочетания внутренних данных с внешними условиями развития. Ребенок — это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.

При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню индивида, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды.

Обучение и воспитание

Передача человеческой культуры от взрослых детям происходит в особом процессе воспитания и обучения. Взрослые являются посредниками между ребенком и идеальными формами культуры.

Обучение в широком смысле можно определить как взаимодействие ребенка с идеальной культурной формой, опосредованной взрослым (Д. Б. Эльконин). Согласно культурно-исторической теории обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Внутренняя связь обучения и развития отражена в понятии “зона ближнего развития” (Л.С. Выготский), которая определяется как разрыв между тем, что ребенок может вместе со взрослыми, и тем, что ему доступно в самостоятельной деятельности. Величина зоны ближайшего развития – важный показатель обучаемости и того “резерва” развития, который имеет ребенок. Обучение должно идти впереди развития, опережать его и вести за собой.

Ребенок не является пассивным приемником обучающих воздействий взрослого. У него всегда есть свои желания, интересы, свое отношение к окружающему, которые находят отражение в его деятельности.

Наиболее полно и конструктивно психологическая теория деятельности разработана А.Н. Леонтьевым. Термином “деятельность” ученый назвал лишь те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру и которые отвечают особой, соответствующей им потребности. Согласно теории А.Н. Леонтьева, каждая стадия детского развития характеризуется определенным, ведущим типом деятельности, которая обусловливает главнейшие изменения отдельных психических процессов личности ребенка в целом и в которой зарождаются новые формы деятельности. Структура деятельности включает три уровня: деятельность – действие – операция. Этим уровням соответствует психологический ряд: мотив – цель – задача. Важнейшим механизмом развития является “сдвиг мотива на цель” (цель, которая раньше побуждалась каким-то ‘другим мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом).

Главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослым. Общение со взрослым на протяжении детского возраста влияет на развитие ребенка и принимает разные формы. В концепции М.И.Лисиной развитие общения рассматривается как смена качественно своеобразных форм общения, каждая из которых характеризуется особым содержанием потребности в общении, главными мотивами, побуждающими к нему и основными средствами общения. От рождения до 6 лет выделяются четыре формы общения:

1. ситуативно-личностная (2-6 мес.)

2. ситуативно-деловая (3 мес. – 2 года)

3. внеситуативно-познавательная (3 года – 5 лет)

4. внеситуативно-личностная (6-7 лет)

Систему отношений с другими людьми, характерную для конкретного этапа онтогенеза, называют социальной ситуацией развития и рассматривают как важнейшую характеристику возрастного периода.

4)Активность.  Активность — это  деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Н. А. Бернштейн считал, что важнейшей чертой всех живых систем, самой главной и определяющей, является организм, который все время находится в соприкосновении и взаимодействии с внешней и внутренней средой. Если его движение имеет одинаковое направление с движением среды, то оно осуществляется гладко и бесконфликтно. Но если запрограммированное им движение к определившейся цели требует преодоления сопротивления среды, организм тратит на это преодоление энергию, пока он либо восторжествует над средой, либо погибнет в борьбе с нею. Таким образом, активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды.

Для понимания природы активности полезно использовать понятие устойчивого динамического неравновесия. Динамическое неравновесие как внутри самой системы (человек), так и между системой и средой, направленное на преодоление этой среды и является источником активности.

Источник