Периоды роста и развития ребенка
Признаки нормального развития и отклонений от нормы в каждый возрастной период жизни ребенка. Критические периоды жизни ребенка (привезти примеры).Возрастные периоды развития ребенка сопровождаются изменениями физиологии, приобретением навыков и знаний, формированием характера. Взросление ребенка зависит от внешних и внутренних обстоятельств, поэтому переход на последующий этап происходит у каждого индивидуально. •Внутриутробный. С первого дня зачатия и до рождения крохи;
•Грудной возраст. Длится с рождения и до года;
•Ясельный этап взросления. С первого года до 3 лет;
•Дошкольный период. Считается от 3 до 7 лет;
•Этап младшего школьного возраста. От 7 лет до 12;
•Период старшего школьного возраста. От 12-ти до 17–ти лет.
Внутриутробный период. Возрастные периоды развития ребенка. В течение этого времени у карапуза формируются все органы и системы. Еще в животике он может реагировать на изменения в настроении мамы. Также слышать ее тембр голоса и внешние звуки. Грудной возраст. Период после рождения и до годовалого возраста отличается интенсивностью роста и развитием всего организма. Это обуславливает его физиологическое и умственное развитие в будущем. Младенец слабо приспособлен к окружающей среде, его органы еще не совершенны. Новорожденный очень уязвим ко всякого рода инфекциям, поэтому так необходимо создавать уют и поддерживать чистоту в доме.
Ясельный период. Развитие ребенка во время этого периода происходит по трем направлениям: речь, предметную деятельность и моторика .Ясельный период. Умение говорить и развитие интеллекта взаимосвязаны. Общаясь со сверстниками и родными людьми малыш познает мир, учится высказывать свои мысли и задавать интересующие его вопросы. Во время ходьбы руки малыша свободны и он может брать предметы и изучать их. К трем годам малыш может рассказывать небольшие стихи, ходить в туалет самостоятельно, пользоваться ножницами, следить за гигиеной рук, рисовать прямые линии, начинает проявлять самостоятельность. С этого этапа формируется личность будущего взрослого.
Дошкольный этап.
В течение этого периода в ребенке развивается: внимание, память, мышление, манера поведения и личностные качества. Малыш продолжает развиваться физически и благодаря этому может выполнять упражнения, Дети в этом возрасте могут проявлять усидчивость, заниматься каким-то одним делом продолжительное время. Они копируют поведение своих родителей .Речь ребенка становиться более четкой и связанной. Произношение фраз малыш копирует у взрослых, поэтому так важно близким родственникам правильно говорить и помогать ребенку вести диалог. У малыша важный шаг в жизни – школа. Дошкольная подготовка начинается с 5-ти летнего возраста. Дети такого возраста становятся наблюдательными, способными к логическому мышлению и выводам.
Младший школьный возраст.
Приходя в школу, ребенок начинает активно развивать свой интеллект. Он попадает в новый социум со своими правилами, которые обязан выполнять. У школьника формируется ответственность, чувство долга, усидчивость. В школе тренируют систематичность и необходимость все доводить до конца.
Этап старшего школьного возраста.
Осуществляется переход из детства во взрослый мир. При этом дети растеряны и неуверенны в себе, им необходима поддержка и понимание родных, хотя они и мало к ним прислушиваются.
Развитие личности идет быстрыми темпами. Это обусловлено половым созреванием. Организм развивается быстрым темпом. У вчерашних детей появляются физические признаки взросления: рост волос на теле в разных местах, накопление жира в районе груди и ягодиц у девчонок, изменение тембра голоса у мальчишек, начинают расти зубы мудрости. Пропорции тела становятся похожими на взрослые. Подросток изучает себя, в это время он преодолевает свои недостатки и развивает нужные черты характера, формирует взгляды на жизнь.
Процесс формирования личности. следующие возрасты и кризисы: кризис новорожденное, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет. Кризис трех лет первый симптом, отказ от выполнения любых требований со стороны взрослого, причем ребенок отрицательно реагирует не на содержание, а на просьбу взрослого. Второй симптом – это упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Третий симптом является строптивость, которая в отличие от упрямства носит более генерализированный характер, направлена против устоявшихся норм жизни и вызвана стремлением настоять на собственном желании. Четвертый симптом – своеволие, которое проявляется в том, что ребенок настаивает на самостоятельности в принятии решения. Он хочет все делать сам и т.д. Это протест-бунт, когда поведение ребенка начинает приобретать черты протеста, как бы постоянного конфликта. Симптом обесценивания, когда дети начинают употреблять неприличные слова. Дошкольный возраст – важный период становления личности. именно в дошкольном детстве складываются личностные механизмы поведения. В дошкольном возрасте возникает и развивается произвольное поведение. Дошкольник усваивает этические нормы. У него формируются моральные оценки и представления, активное отношение к событиям жизни, сочувствие, заботливость. Кризис семи лет называют кризисом непосредственности. При переходе к школьному возрасту происходят очевидные изменения в характере и поведении ребенка, он начинает “манерничать” и “паясничать”. Происходит утрата непосредственности ребенка, и он может прибегать к манерничанью как средству защиты. Ребенок начинает понимать сам себя, ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, причем перестраивается сам характер переживаний. Они начинают приобретать смысл для ребенка. Переживания приводят к потере непосредственности, у ребенка возникают новые отношения к самому себе. Позитивная сторона кризиса семи лет, состоит в появлении таких новообразований, как самолюбие и самооценка.
Источник
Здравствуйте мои дорогие мамы-читательницы!
Сегодня я хочу поговорить с вами об очень важных этапах в жизни вашего ребенка, проходящих в первые 12 месяцев после его рождения.
Они могут быть не совсем простыми для вас, но, в то же время, в итоге, принесут вам максимальное наслаждение и радость.
Итак, скачки роста у детей до года — когда их ожидать, как распознать и что делать вам в эти важные в жизни вашего малыша периоды.
Скачки роста — что это такое?
Скачками роста называют периоды в первый год жизни малыша, когда происходит молниеносное физиологическое и психологическое развитие организма.
Стремительно растут все внутренние органы, увеличиваются нейронные связи, что приводит к появлению у ребенка новых навыков буквально на глазах.
Авторы идеи скачков роста являются Вандерейт Хетти, Плой Франс. И свою идею скачков, а также подробное описание каждого этапа развития они описали в своей книге «Капризничает? Значит развивается!»
Встав утром вы можете увидеть то, что малыш не делал ещё вчера вечером и обнаружить, что он подрос на пару сантиметров. Кстати, последнее вполне доказанный факт.
После каждого скачка роста вы будете наблюдать появление нового физического и интеллектуального навыка у своего ребенка.
В эти периоды головной мозг и центральная нервная система малыша работают на своём пике.
Психика ребенка перегружена и в какой-то момент не может справиться с нагрузкой. В это время включаются защитные механизмы. Это проявляется в изменении поведения малыша.
Появляются определенные симптомы скачков роста, свидетельствующие о наступлении очередного этапа развития. Ребенок становится капризным, не слезает с ваших рук, постоянно требует к себе повышенного внимания и т. д.
В каком возрасте происходят скачки роста и как они проявляются?
Существует календарь скачков роста, по которому вы сможете определить наступление этого периода в жизни вашего ребенка.
1,5–2 месяца
Первый скачок роста у детей происходит на 5 недели жизни. В этот период идёт активное развитие нервной системы ребенка и его органов чувств.
Это вызывает стресс у малыша. Он понимает, что в прежний мир – утробу матери, где было так комфортно, возврата не будет.
Поэтому, в это время ваш ребенок становится особенно капризным. Он не слезает с рук, виснет на груди, требует постоянного вашего присутствия и внимания.
С помощью мягкого ухода и удовлетворения базовых потребностей ребенка кризис проживается быстро и легко, не оставляет никаких последствий.
Смотрите курс Счастливое материнство: методика мягкого ухода для детей от 0 до 3 месяцев.
2 месяца
Следующий скачок развития наступает в 8 недель. В это время малыш начинает активно познавать мир и впитывает информацию как губка.
Читайте также Что должен уметь ребенок в 2 месяца>>>
Психика ребенка не справляется с таким нахлынувшим потоком нового. Это приводит к эмоциональной перегрузке и итогом становится частый плач малыша.
В этот период:
- У малыша резко увеличивается окружность головы.
- Ребенок начинает интересоваться своим телом — изучает свои ручки, ножки и т. д.
- Капризы могут быть очень частыми.
- Нарушен сон.
- Малыш часто отказывается от еды или, наоборот, его аппетит повышен.
По этим признаки вы сможете распознать очередной наступивший кризис.
Как помочь малышу спать спокойно, легко засыпать и не плакать, смотрите в интернет-курсе Спокойный сон малыша 0–6 месяцев>>>
3 месяца
Время следующего скачка развития — 12 недель. На этой стадии ваш ребенок осваивает новые физические навыки. Он учится управлять своими движениями, начинает менять положения тела.
Также идёт активное речевое развитие. Малыш лепечет и издаёт различные звуки. Освоение этого нового этапа даётся ему непросто и его поведение меняется. Он начинает:
- требовать вашего внимания больше обычного;
- стесняться при встрече с чужими людьми;
- больше капризничать;
- хуже засыпать.
Если вы замечаете за своим ребенком все эти изменения, значит наступил очередной этап в его развитии.
Подробнее о том, как правильно выстраивать отношения с подрастающим малышом, не превращаясь в круглосуточного аниматора, помогать малышу развиваться естественно и гармонично, смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания до года>>>
5 месяцев
В 19 недель вы опять столкнетесь с изменениями в поведении своего малыша. Признаки будут примерно такими же: требования вашего постоянного внимания, ухудшение сна, беспричинные капризы и плач.
В этом возрасте происходят колоссальные изменения:
- Малыш уверенно держит голову и умело управляет её движениями.
- Появляются первые попытки ползания (читайте подробнее статью Когда ребенок начинает ползать>>>).
- Ребенок уверенно переворачивается со спины на живот и обратно.
- На появление родных людей малыш реагирует улыбкой, а услышав строгий тон его лицо становится хмурым.
- Малыш выделяет для себя любимые вещи и отдает некоторым игрушкам особое предпочтение.
- Ребенок крепко удерживает игрушки и самостоятельно берёт их в руки.
- Ребенок внимательно прислушивается к разговорам родных.
Конечно же, все дети разные и у каждого ребенка процесс роста проходит индивидуально, но именно в этот период вы будете наблюдать изменения в физическом и интеллектуальном развитии вашего малыша.
5–6 месяцев
В районе 26 недели жизни вашего ребенка произойдет очередной скачок роста. В этот период вы можете столкнуться с тем, что:
- Малыш может отказываться быстро засыпать на дневные сны (читайте полезную статью Грудничок плохо спит днем>>>).
- Ребенок будет постоянно искать вас и плакать при появлении чужих людей.
- Если вы хотя бы ненадолго выйдите из комнаты, малыш сразу же начнет вас искать глазами и капризничать.
- У вашего ребенка может, как увеличиться аппетит (так организм восполняет большие энергетические затраты, связанные с интенсивным развитием), так и пропасть.
В этот период ребёнок начинает активно ползать и его познания об окружающем мире растут со стремительной скоростью.
В 6 месяцев — время введения прикорма, важно чтобы малыш получал все необходимые витамины. Как правильно ввести прикорм, избежав чрезмерной нагрузки на ЖКТ, смотрите в интернет-курсе Азбука прикорма: система безопасного введения прикорма грудничку>>>
8–9 месяцев
В 36–37 недель вы заметите, что мелкая моторика вашего малыша вышла на новый уровень. Он уже умело берет предметы и подолгу их рассматривает.
Время и место для экспериментов ребенок находит всегда и везде, в том числе и во время еды. Он раздавливает в руках кусочек пищи и внимательно наблюдает, что из этого выйдет.
Читайте также Что должен уметь ребенок в 9 месяцев>>>
Признаки нового скачка те же, что и для во всех предыдущих периодах активного развития.
Малейший повод может вызвать у малыша истерику. Он хочет быть постоянно на ваших руках. Происходят изменения в режиме сна, увеличивается или наоборот уменьшается аппетит.
10 месяцев
Это самый продолжительный скачок развития. Он может длиться от 3 до 7 недель. Его пик приходится на 46 неделю. В этот период ребёнок осваивает навыки ходьбы. Его физические и интеллектуальные умения возрастают в разы.
Читайте также Что должен уметь ребенок в десять месяцев>>>
О новом этапе свидетельствуют частые смены настроения. Сейчас малыш может плакать навзрыд, а через пару минут вы с удивлением будете наблюдать за тем, как он спокойно сидит и играет со своей любимой игрушкой.
Как вести себя родителям?
В период скачков роста у детей до года материнская поддержка, забота и внимание важны для них, как никогда.
Не отказывайте малышу в ласке и максимально уделяйте ему внимание. Если он хочет сосать грудь больше, чем обычно, даже когда не голоден, позволяйте ему это. Будьте готовы к постоянному «висению» на вашей груди.
Берите ребенка всё время на руки. Крепко обнимайте его и целуйте. Это поможет малышу справиться с переменами.
Всё должно происходить в игре. Познать своё тело ребёнку помогут пальчиковые игры. Превратите умывание, приём пищи, чистку зубов в увлекательную историю, которая происходит с малышом здесь и сейчас.
Читайте полезную статью Как научить ребенка чистить зубы>>>
На прогулках постоянно разговаривайте со своим ребенком. Объясняйте всё происходящее вокруг. Сейчас ваш малыш — это впитывающая губка. Всё, что вы заложите в него в это время, станет крепким фундаментом для его дальнейшего развития.
Несмотря на сбои во сне, старайтесь сильно не уклоняться от основного режима. Скачи роста требует колоссальных энергетических затрат, которые обязательно должны быть восполнены. Отдых — одно из лучших и главных средств для этого.
Как наладить сон ребёнка старше 6 месяцев, научиться укладывать малыша быстро, без слез, а также сократить количество ночных пробуждений и кормления, смотрите в интернет-курсе по сну Как научить ребенка засыпать и спать без груди>>>
Запомните, за каждой трудной минутой, когда ваш ребенок постоянно капризничает и утомляет вас, стоит новое достижение и умение малыша.
Наберитесь терпения и проявите максимальную материнскую заботу и ласку.
После бессонной ночи вы будете обязательно вознаграждены и забудете про свою усталость, когда увидите, что ваш ребенок самостоятельно построил башенку из кубиков или сделал свой первый в жизни шаг.
Счастливого материнства!
Читайте также:
- Как научить ребенка переворачиваться?
- Когда ребенок начинает агукать?
- Когда ребенок начинает улыбаться?
Источник
Прежде чем говорить о патологии, необходимо определиться с нормальными физиологичными прибавками роста.
У детей до года и у деток постарше существуют разные критерии норм роста – помесячные прибавки и определении нормального темпа роста по центильным таблицам.
Помесячные прибавки роста у детей первого года жизни
Особенности прибавки в росте в первый год жизни для доношенных детей:
- В среднем за месячный период кроха прибавляет 3 см.
- Общая прибавка за первый год жизни должна составлять не менее 25 см. Таким образом, нормальный показатель для годовалого малыша – от 74 до 76 см.
- Интенсивнее дети растут в первые месяцы после рождения, после чего этот процесс замедляется.
Месяцы жизни:
1-3 месяца – 3- 3,5 см ежемесячно;
4-6 месяцев – 2,5 – 3 см;
7-9 месяцев – 1,5 см;
10 – 12 месяцев – 1 см.
Рост ребенка, а также и его вес (для детей первых трех лет жизни + окружность головы) должны измеряться ежегодно.
За этим родители должны следить, ведь в случае появления каких-либо отклонений от нормы и/или появлении различных симптомов, указывающих на развитие заболеваний, в том числе и эндокринных, эти показатели будут иметь большое значение для своевременной диагностики заболевания, дальнейшего наблюдения и эффективности назначенного лечения.
Как эндокринолог в своей практике часто сталкиваюсь с отставанием роста и веса, и отсутствие ежегодных росто-весовых показателей существенно затрудняет предварительный диагноз – от конституционной задержки роста до снижения физиологических ежегодных приростов при соматической патологии и истинной эндокринной патологии.
Важно знать не только насколько ребенок отстает в росте, но и когда и по какой причине произошли эти изменения – с рождения или через определенный промежуток времени.
Центильные таблицы
После года правильно определяется рост по центильным таблицам, которые определяют уровни роста ребенка.
Для определения примерного соответствия роста и веса возрасту на разных сайтах встречаются различные формулы, они больше для родителей и носят ориентировочный характер. Следует знать, что они имеют значительные погрешности, не учитывают пол ребенка и указывают на средние значения роста и веса.
Центильные таблицы составлены на основании исследований ВОЗ, которые проводились в период 1997—2003 г.г. и в которых прочитаны нормы роста детей зависят, прежде всего, от пола ребенка, поэтому для девочек и мальчиков ВОЗ создала отдельные таблицы с усредненными показателями.
В зависимости от возраста малыша соотношение длины и массы тела, а также прибавка тоже будут отличаться.Кроме этого по центильным таблицам можно определить уровни роста и их ежегодное изменение, можно построить кривую роста и определить ее степень ее отклонения от средних величин, а при низкорослости – динамику изменения до и после лечения.
Уровни роста по центильным таблицам:
- меньше 3 % – очень низкий рост (низкорослость) – ребенка нужно обязательно обследовать у эндокринолога;
- от 3% до 10% – низкий рост – требует наблюдения, при наличии дополнительных симптомов необходимо обследование;
- от 10% до 25% – рост ниже среднего (вариант нормы, наблюдение педиатра);
- от 25% до 75% – средний рост;
- от 90% до 97% – высокий рост – наблюдение педиатра, вариант нормы; больше 97% – очень высокий (высокорослость) – наблюдение и обследование у эндокринолога.
Такие же показатели по парацентильным таблицам используют при оценке веса ребенка.
Гармоничность или дисгармоничность физического развития у детей оценивают по индексу массы тела (ИМТ) – масса/рост в квадрате. На сегодняшний день существует много удобных калькуляторов для расчета ИМТ.
- Развитие гармоничное – при отнесении ребенка от 10 до 90 центильного коридора по ИМТ;
- дисгармоничное – от 3-го до 10-го и от 90-го до 97-го центильного коридора по ИМТ
Также необходимо определять индекс пропорциональности:
Массо-ростовой коэффициент (у доношенных новорожденных при рождении)
Масса/Рост× 100% в норме = 60 – 65%;
I степень задержки внутриутробного развития – 59-55%;
II степень– 54- 50%;
III степень – менее 50%.
При этом нужно учитывать, что эти таблицы используют только для доношенных новорожденных.
Рост – нормы и патология у недоношенных детей
У недоношенных детей необходимо определять соответствие физического развития гестационному сроку. Развитие соответствует гестационному возрасту при отнесении массы, длины тела, окружности головы, массо-ростового коэффициента от 10 до 90 процентиль.
Задержка внутриутробного развития констатируется при стабильно низких показателях при двух и более измерениях ниже 3-й процентили – при росте меньше 48 см, весе – меньше 2200гр.Все дети с задержкой внутриутробного развития должны обязательно наблюдаться детским эндокринологом.После 43 недели оценку физического развития проводят по диаграммам для детей раннего возраста, но с учетом скорригированного возраста (разница между фактическим постнатальным возрастом в неделях и недостающими до доношенного срока неделями гестации).Наиболее высокие темпы роста недоношенных детей – в первые 3 месяца жизни (3,5-5 см в месяц).
- В первом полугодии ежемесячная прибавка роста составляет 2,5-5,5 см,
- во втором полугодии – 0,5-3 см.
Суммарная прибавка роста за год – 27-38 см. Средний рост новорожденного ребенка к году – 70,2-77,5 см. Масса тела недоношенных детей на 1-м году увеличивается в 6-7 раз; адекватна прибавка из расчета 20 г/кг массы тела при рождении. Антропометрические показатели выравниваются с данными у доношенных детей в возрасте примерно 2 лет, но при массе тела до 1500 гр. показатели отстают.
В любом случае при изменении темпов роста, родителям необходимо обратить на это внимание, а при устойчивом отклонении – проконсультироваться у детского эндокринолога.
Главные причины задержки роста
Чаще всего отставание в росте обусловлено конституциональными особенностями роста и развития ребенка.
Выделяют:
- Конституционную задержку роста и полового созревания (синдром позднего пубертата).
- Семейную низкорослость.
- Врожденную соматотропную недостаточность – изолированную или с множественным дефицитом гормонов).
- Приобретенную соматоропную недостаточность.
- Синдром Ларона возникает при нарушении чувствительности рецепторов к гормону роста.
- Гипотиреоз (дефицит гормонов щитовидной железы).
- Низкорослость при генетических заболеваниях (синдром Шерешевского -Тернера, Нонне).
- Псевдогипопаратиреоз (синдром Олбрайта).
- Соматически обусловленные нарушения роста – врожденные и приобретенные хронические заболевания (сердца, почек, печени, крови, кишечника, обменные нарушения, патология костной системы).
Другие причины задержки роста
Многие факторы могут оказывать отрицательное влияние на процессы роста и развития. Главные – это генетические и средовые изменения, которые могут влиять на плод еще во внутриутробном периоде.
Средовые факторы
Повреждающими экзогенными (внешними) факторами в период внутриутробного развития могут быть химические вещества, в том числе многие лекарственные средства, ионизирующее облучение (например, рентгеновское в диагностических дозах), гипоксия, голодание, наркотики, никотин, вирусы и др..
Химические вещества и лекарства, проникающие через плацентарный барьер, особенно опасны для зародыша в первые 3 месяца беременности, так как они накапливаются в повышенных концентрациях в тканях и органах зародыша. Наркотики нарушают развитие головного мозга. Голодание, вирусы вызывают пороки развития и даже внутриутробную гибель. Хронические заболевания, а также лекарственные препараты могут повлиять на процессы роста и созревание плода и, впоследствии, ребенка.
Поэтому крайне важно оградить будущего малыша от их вредоносного действия:
- рационально питаться, при этом исключить все продукты, которые могут оказать отрицательное воздействие (аллергены, трасжиры, консерванты, пищевые добавки, много сахара);
- минимализировать прием лекарственных препаратов;
- следить за состоянием своего здоровья, что своевременно среагировать на развитие или обострение заболеваний;
- уменьшить активные двигательные и эмоциональные нагрузки.
Генетические факторы
Распознать роль генетических факторов очень сложно и все же их можно предвидеть – генетическая основа дефицита гормона роста при наличии родственников первой степени родства с той же патологией в 5-30 % случаев. Это связано с различными мутациями в генах PIT-1, PROP1 (prophet of Pit1), GH1, которые регулируют развитие гипофиза в периоде эмбрионального развития. На сегодняшний день, они имеют рецессивный характер наследования (т.е должны присутствовать у обеих родителей важный фактор – близкородственные браки или люди, проживающие длительное время на одной территории – низкорослость считается этнической особенностью некоторых народов.
В данной ситуации при наличии у близких родственников дефицита гормона роста, изолированного или в сочетании с другими проявлениями нарушений гипоталамо-гипофизарной области, детей, страдающих нарушениями роста – возможно молекулярно-генетическое обследование родителей и определение рисков развития у ребенка секреции гормона роста и связанные с этим проблемы со здоровьем в дальнейшем.
Проявления задержки роста и формирование врожденных форм низкорослости заметны уже в первые 3-6 месяцев жизни, если это сочетается с отягощенным семейным анамнезом (наличии родственников первой степени родства с той же патологией с низкорослостью) или близкородственный брак – малыша должен обязательно осмотреть детский эндокринолог.
Задержка роста ребенка в первые годы жизни может быть связана с воздействием на плод отрицательных внешних или внутренних агентов:
- сложная беременность;
- прием лекарственных средств;
- прием алкоголя или наркотиков, курение;
- частые стрессы в период вынашивания малыша.
Эти дети также должны наблюдаться детским эндокринологом.
Внешние факторы после рождения
Наиболее частой причиной соматотропной недостаточности являются опухоли центральной нервной системы различной этиологии, в первую очередь, затрагивающие гипоталамо-гипофизарную область. После проведенного лечения таких опухолей (операция, лучевая терапия, химиотерапия), как правило, проявления гипопитуитаризма (соматотропной недостаточности) нарастают.
Также возможны травмы, в том числе и родовые с асфиксией и фетальным дистрессом – сложные роды, применяемые пособия (акушерские шпицы, вакуум экстракция плода), стремительные роды.
Значительные снижения темпов роста наблюдаются после лечения опухолей, которые не затрагивают гипоталамо-гипофизарную область – облучение головы и шеи при лейкозе, медуллобластоме, ретинобластоме, лимфогранулематозе. Снижение продукции гормона роста наблюдается после химиотерапии.
Ряд объемных образований анатомически не связанных с гипофизом могут сопровождаться снижением выработки гормона роста – глиома зрительных нервов, астроцитома, локализующиеся в непосредственной близости к гипоталамо-гипофизарной области.
врач-педиатр, детский эндокринолог Сазонова Ольга Ивановна
Источник