Периоды развития семьи с ребенком с овз
Семья обычно не характеризуется постоянством, с течением времени в ней происходят изменения (изменяется состав, физический и психологический возраст и др). Подобные изменения, происходящие в семье на всем протяжении ее существования, обозначаются понятием «жизненный цикл семьи». Отметим, что в первую очередь оно применяется для описания основных и важных событий в семье. Между событиями существует расстояние, которое называют стадией или фазой. В каждой стадии цикла можно выделить задачи развития семьи. Задачи развития – это требования, предъявляемые обществом, которые семья должна соблюдать для её успешного развития и становления. Цикл, как правило, состоит из семи стадий, в каждой, из которой вид жизнедеятельности семьи относительно стабилен: вступление в брак, рождение детей, забота о них, постродительский период (стадия пустевшего гнезда), осознание и принятие старости. Жизненный цикл в семьях с ребенком с ОВЗ имеет свою специфику. Эмоциональная жизнь семей, в которых рождается ребенок с отклонениями в развитии, по сравнению с семьей, воспитывающей ребенка с нормативным развитием, характеризуется переживанием ряда специфических фаз:
Первая фаза – «ток» характеризуется состоянием потерянности и шока. Родители оказываются не в состоянии принять случившееся, и первое время пребывают в страхе перед будущим.
Вторая фаза – «отрицание». В данной фазе родители отрицают дефект. Подобное отрицание является психологической защитной функцией, которая направлена на желание сохранить некую надежду на лучшее. Родители понимают, что возникшая ситуация может в корне изменить их привычную жизнь.
Третья фаза — «хроническая печаль». В третьей фазе состояние родителей характеризуется как депрессивное. Это связано с реальным осознанием возникшей ситуации. Данная фаза носит название «хроническая печаль». Такое состояние является результатом непредвиденной зависимости родителей от особых потребностей ребенка, вследствие отсутствия у него положительной динамики в психическом или физическом развитии.
Четвертая фаза – «зрелая адаптация». Спустя некое время после осознания неполноценности ребенка, родители постепенно начинают адаптироваться к новым и непривычным для них условиям жизни. Осуществляется переход от депрессивного состояния к готовности активно решать возникающие проблемы, взаимодействовать с окружающим миром.
Итак, тип и характер воспитания влияет на формирование личности ребенка. Так, воспитание, характеризующееся теплыми отношениями, при сильном ограничении свободы формирует у ребенка такие черты личности, как зависимость, подчиняемость. Сочетание жесткого контроля с малой степенью принятия особенных детей формирует застенчивость, слабое принятие роли взрослого. Неприятие и безграничная свобода ведут к формированию асоциальных типов поведения. Теплые же отношения в сочетании с достаточной свободой обусловливают активность, социальную адекватность, дружелюбие. Таким образом, мы видим, что существует тесная связь между неадекватными формами воспитания в семье и развитием психологических и эмоциональных расстройств у детей с ограниченными возможностями здоровья. Задача специалистов, которые работают с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, состоит в коррекции последствий дисгармоничного воспитания ребенка и оказании помощи родителям по его оптимизации.
Источник
Библиографическое описание:
Смолякова, О. А. Особенности кризисных периодов в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями / О. А. Смолякова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3366/ (дата обращения: 22.02.2021).
В
наше время, количество детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата очень велико, и, к сожалению, эта тенденция возрастает
с каждым годом. В Беларуси
насчитывается около 30 тыс. детей-инвалидов, около 5 тыс. из них —
с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Большую
часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
составляют дети с церебральными параличами.
Детский церебральный
паралич (ДЦП) — группа патологических синдромов,
возникающих в результате внутриутробных, родовых или
послеродовых поражений головного мозга и проявляющихся в форме
двигательных, речевых и психических нарушений. [5,
с. 98]
Л. С. Выготский
предполагал, что физический недостаток вызывает совершенно особую
социальную установку, чем у человека, не имеющего такого
недостатка. Все связи с людьми, все моменты, определяющие место
человека в социальной среде, его роль и судьбу как
участника жизни, все функции бытия перестраиваются под новым углом.
Физический дефект, по мнению Л. С. Выготского,
вызывает социальный вывих, который затрудняет социализацию ребенка,
существенно влияет на его позицию, на его отношение к окружающему
миру.
Особенности личности детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата зависят от
успешности протекания процессов идентификации. Отечественный
и зарубежный опыт показывает, что дети с двигательными
недостатками имеют ряд неразрешённых психологических проблем.
Основополагающей причиной этого является отрицательное воздействия на
них непосредственного окружения и психической травмы в связи
с физической неполноценностью. Для таких детей характерны срывы
и кризисы, проявляющиеся в перенапряжении эмоциональной
сферы и поведенческих нарушениях.
Согласно научным взглядам,
«кризис» означает момент разбалансировки системы, потери
соответствия (равновесия) между проблемами личности и ресурсами,
существующими для их разрешения. [1,
с. 30]
Кризисы жизни являются
одной из составляющих нормального развития человеческой жизни.
Жизненные кризисы всех семей условно можно поделить на два вида:
Кризис развития.
Это кризисы, предсказуемо возникающие в течение жизни и на
разных стадиях развития семьи (рождение ребенка, вступление в брак,
взросление детей и т. д.).Кризис ситуации.
Большинство кризисов попадают в эту категорию и являются
непредсказуемыми стрессовыми факторами (потеря работы, развод,
конфликты и др.).
Семья,
воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями —
это семья с особым статусом, особенности и проблемы,
которой определяются не только личностными особенностями всех её
членов и характером взаимоотношений между ними, но в большей
степени занятостью решением проблем ребенка. Все это приводит
к закрытости семьи для внешнего мира, дефициту общения, частым
отсутствием работ у матери, но главное —
специфическому положению в семье ребёнка, которое обусловлено
его болезнью.
Ведь, согласно
Э. Эриксону, основа для благополучного достижения интегрированной
личности закладывается в детстве в процессах идентификации
с родителями и значимыми близкими людьми. Фундамент
моральных ценностей детей подросткового возраста преимущественно
выражен в ценностях и морали их родителей.
Также и самоотношение
детей определяется в основном отношением к ним родителей.
Ощущая и испытывая различные сложности возрастных изменений,
подросткам хотелось бы видеть в родителях друзей
и единомышленников, но взаимоотношения с родителями часто
диаметрально противоположны — отягощены конфликтами,
которые усложняют взаимопонимание.
Ребенок взрослеет, и мир
расширяет свои границы, для него становятся значимыми оценивание
учителей и других взрослых, убеждения и ориентиры,
разделяемые его сверстниками, которые в подростковом возрасте
становятся референтной группой.
Таким образом, кроме того,
что подростки выносят из своего детства, дальнейшее развитие личности
идет под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они
идентифицируют себя в дальнейшем.
Как нам всем известно,
каждая семья в своем развитии проходит определенные кризисы,
связанные первым годом семейной жизни, далее с появлением детей
и другие. Семьи же, воспитывающие детей с ограниченными
возможностями, тоже проходят все эти кризисные этапы, но они
осложнены гораздо более серьезными проблемами.
Наиболее трудные,
в психологическом плане, жизненные кризисы семей, имеющих детей
с ограниченными возможностями сводятся к следующим
факторам:
Выявление факта нарушения
развития ребёнка. Возникновение страхов, неуверенности в воспитании
ребенка. Горе от безысходности.В старшем дошкольном
возрасте ребенка, понимание того, что он не сможет учиться
в общеобразовательной школе.В подростковом
возрасте — осознание ребенком своей инвалидности приводит
к трудностям в налаживании контактов со сверстниками
и особенно с противоположным полом. Обособление от
общества.В старшем школьном
возрасте — трудность в определении и получении
профессии и дальнейшего трудоустройства. Внутриличностный
разлад. [3, с. 41–44]
Не каждая
семья проходит все вышеперечисленные кризисы, это зависит от
заболевания ребенка. В случае если ребёнок имеет очень сложную
патологию развития (глубокая умственная отсталость, ДЦП в тяжёлой
форме, множественные нарушения и т. д.), то он не учится
совсем, и для родителей навсегда остаётся «маленьким».
В других семьях, если у ребёнка соматическое заболевание,
то ребёнок поступает в школу и учится в ней, но
позднее могут проявиться сложности других периодов.
Помимо этих основных
кризисов свой отпечаток на развитие такой семьи накладывает
и увеличение материально-бытовых, финансовых, жилищных проблем.
Жилье обычно не приспособлено для ребенка с ограниченными
возможностями. В таких семьях возникают проблемы, связанные
с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой
простой мебели, предметов бытовой техники. Семьи не имеют крайне
необходимого для ухода за ребенком: транспорта, дач. Услуги для
ребенка в таких семьях преимущественно платные: лечение,
дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путевки
санаторного типа, необходимые приспособления и аппараты,
обучение, оперативные вмешательства, ортопедическая обувь, очки,
слуховые аппараты и многое другое.
Поддержание здорового
психологического климата в такой семье требует больших моральных
сил, так как психологическая напряженность в них возрастает
из-за психологического угнетения детей, вызванного негативным
отношением окружающих к их семье; такой ребенок редко общается
с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно
оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их
постоянную усталость в обстановке тревожного семейного климата.
Нередко такая семья
испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно
соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом
(нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид
с задержкой умственного развития или его поведение негативно
влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются
от общения и дети с ограниченными возможностями практически
не имеют полноценных социальных контактов, достаточного круга
общения, особенно со здоровыми сверстниками.
Любой жизненный кризис,
является ступенькой в развитии человека. Здесь он может проявить
свою моральную и физическую силу, может выйти победителем или же
наоборот надолго «застрять» в своих переживаниях,
без каких-либо попыток рационального решения насущной проблемы.
Существуют различные
классификации кризисов семей, воспитывающих детей с ограниченными
возможностями, основанных на различных признаках.
Мне хотелось бы
остановиться более подробно на классификации, связанной с моментом
узнавания родителями о проблемах с их ребенком. Поскольку,
на мой взгляд, это очень важный и один из ответственных периодов
семьи. На этом этапе семья вырабатывает свою стратегию отношения
к данной проблеме и строит свою линию поведения на будущее.
Условно можно выделить четыре кризиса.
Первый кризис. Когда
родители узнают в первые часы или дни после рождения ребёнка,
что их ребёнок — инвалид, и тогда вместо радости,
родителей ожидает огромное горе и непонимание происходящего.
Американский психиатр
Ребекка Вулис типичными реакциями считает отрицание, печаль, гнев.
Первая реакция — шок и отрицание. Затем наступает
глубокая печаль и ощущения беспомощности, из-за невозможности
повлиять на само заболевание, далее рождается гнев и разочарование.
И только после этого
происходит реальное осознание этого факта и начало
социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной
принятием дефекта, установлением адекватных отношений со
специалистами и достаточно разумным следованием их
рекомендациям. [2, с.25]
Второй кризис. О том,
что ребенок — нетипичный, родители могут узнать в первые
три года его жизни или на психологическом обследовании на
медико-педагогической комиссии при поступлении в школу. Это
известие для родных и близких становится тяжелым ударом. Ведь
они не замечали явных отставаний в развитии ребенка, и вот
страшный приговор о том, что ребенок не сможет учиться
в общеобразовательной школе, а иногда и во
вспомогательной.
Третий кризис, когда
в подростковом периоде переживается психофизиологический
и психосоциальный возрастной кризис, связанный с ускоренным
и неравномерным созреванием костно-мышечной, сердечно-сосудистой
и половой систем, стремлением к общению со сверстниками
и самоутверждению, активно формируются самооценка
и самосознание. [4, с. 11]
В этот сложный для него
период ребенок постепенно осознает, что он — инвалид.
К семейному кризису, связанному с подростковым возрастом,
добавляется и кризис «середины жизни» родителей,
кризис сорокалетнего возраста супругов.
Четвёртый кризисный
период — период юношества, когда остро встают вопросы по
формированию дальнейшей жизни и связанных с этим вопросов
получения профессии, трудоустройства, обзаведения семьей. Родители
все чаще задумываются, что будет с ребенком, когда их не станет.
Из всего вышесказанного
можно сделать вывод о том, что в кризисные периоды жизни
таких семей, им особенна, необходима внутрисемейная сплоченность,
адекватное понимание проблемы ими самими и, безусловно, социальная
поддержка государства, а также чуткое отношение окружающих.
Литература:
Антонов, А. И. Семья —
какая она и куда движется / А. И. Антонов // Семья
в России. — 2009. — № 2 –С.
30- 53.Василькова, Т.А Социальная
поддержка детей с ОВ / Т. А. Василькова. —
М.: Наука, 2000. — 98с.Майерс, Д. Социальная
психология. 6-е изд., перераб. и доп. / Д. Майерс. —
СПб.: Питер, 2003. — 752с.Олиференко,
Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы
риска / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга,
И. Ф. Дементьева — М.: Мысль, 2006. —
190с.Рубинштейн, С. Л. Основы
общей психологии / С. Л. Рубинштейн — СПб.:
Питер, 2001. — 866 с.
Источник
Кризисы жизни – это одно из составляющих нормативного развития жизни человека. Жизненные кризисы семьи психологи условно делят на два вида:
1. Кризис развития
Это кризис, обычно возникающий в течение жизни, а также на разных этапах развития семьи (вступление в брак, рождение ребенка, взросление детей и др.), как правило, является предсказуемым.
2. Кризис ситуации
Кризисы, относящиеся к данной категории, обычно являются стрессовыми и непредсказуемыми факторами (развод, потеря работы, конфликты и т.п.).
Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ — это семья, имеющая особый статус, проблемы и специфические особенности, которые определяются не только личностными особенностями всех членов семьи, но и характером отношений между ними, а также в большей степени сосредоточением решением проблем со здоровьем ребенка. Данные особенности приводят к закрытости семьи от внешнего мира, дефициту общения с окружающими, во многих случаях и к отсутствию работы у матери, но самое главное к специфическому положению ребёнка в семье, вследствие его дефекта.
Как правило, каждая семья проходит определенные кризисы, которые связанны с первым годом жизни семьи, далее с рождением детей и многие другие. В семьях, которые воспитывают детей с нарушениями в развитии, тоже проживают эти кризисные ситуации. Однако, в их случаи, кризисы осложнены более серьезными проблемами.
Д. Майерс (32) приводит особо трудные, в психологическом плане, кризисы жизни семьи, воспитывающей детей с ОЗВ, которые представлены следующими факторами:
– факт выявления нарушения развития у ребёнка.
– Появление страхов, неуверенности в правильности воспитания ребенка.
– Горе и отчаяние от безысходности.
– Понимание невозможности обучения ребенка в общеобразовательной школе.
– Ребенок, осознавая свою неполноценность, в подростковом возрасте сталкивается с проблемой общения и налаживания контактов со сверстниками.
– Изолирование от общества.
– В старшей школе возникает трудность в выборе и овладении профессии и дальнейшее трудоустройство.
Отметим, что у семьи могут и не возникать вышеописанные кризисы, так как это зависит от степени нарушения дефекта ребенка.
Помимо выше описанных кризисов на развитие данной семьи влияют финансовые, материально-бытовые, жилищные проблемы. Обычно помещение, где например, проживает ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата не приспособлено к его индивидуальным особенностям. Во многих семьях также возникают проблемы с приобретением специальных продуктов питания, необходимых приспособлений и аппаратов, ортопедической обуви, слуховых аппаратов и т.д. Как правило, услуги, в которых нуждается «особый» ребенок в основном все платные: дорогостоящие лекарства, лечение, медицинские процедуры.
Также перед родителями возникает проблема выбора образовательного учреждения. Многие родители, не желая признавать ограниченные возможности ребенка, выбирая воспитательный и образовательный маршруты, не осознают, что их ребенок нуждается в особых образовательных условиях.
В том случае, если у ребёнка сложная патология развития (ДЦП в тяжёлой форме, глубокая умственная отсталость, множественные нарушения и т. п.), то он, как правило, обучается на дому, и может не достигнуть желаемого для родителей развития. Если ребенок имеет белее легкую патологию, то он поступает в специальную коррекционную школу, где обучается по индивидуальной образовательной программе.
Поддержание психологического климата в семье с ребенком с ОВЗ требует огромных моральных сил от всех членов семьи, так как эмоциональная напряженность может возрастать вследствие психологического воздействия на детей. Это вызвано в основном недоброжелательным отношением общества к подобной семье. Вследствие этого дети с отклонениями в развитии редко общаются с детьми из других семей. Окружающие не всегда могут правильно понять и оценить внимание родителей к своему «особому» ребенку, их постоянную напряженность и усталость.
Нередко подобные семьи испытывают отрицательное отношение со стороны окружающих, например соседей, которые не довольны условиями существования рядом с ребенком с ОВЗ. Особенно если внешний вид ребенка- инвалида или его поведение негативно влияет на психическое или физическое здоровье их детей. Окружающие довольно часто избегают общения с ними, вследствие этого дети с ограниченными возможностями практически не имеют социальных контактов, полноценного круга общения, особенно со сверстниками с нормативным развитием.
Существует множество классификации кризисов семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, основанных на различных признаках. Майерс Д. (32), Смолякова О. А. (44) выделяют следующие кризисы:
Первый кризис
Родители, узнав в период беременности, в первые часы или дни после рождения ребёнка узнают, что их младенец — инвалид, то вместо радости, их ожидает огромное горе и, как правило, непонимание происходящего. Первая реакция — психологический шок и отрицание. Далее наступает глубокая печаль и ощущения, безысходности и беспомощности, из-за невозможности повлиять на здоровье ребенка. Затем появляется гнев и разочарование. И наконец, только после вышеописанных реакций, происходит реальное осознание данного факта, а также начинается социально-психологическая адаптация всех членов семьи, вызванная, именно принятием дефекта ребенка.
Второй кризис
Родители также могут узнать о том, что их ребенок не такой как все, в первые три года его жизни или при поступлении в школу на психолого- медико-педагогической комиссии (ПМПК). Это известие становится для родителей и родных тяжелым ударом. Они не замечали каких-либо отставаний в развитии ребенка, и вот этот страшный «приговор», что ребенок не сможет обучаться как все его сверстники в общеобразовательной школе. Ведь родители зачастую не соглашаются с заключением и рекомендациями специалистов, отказываются отдавать ребенка в специальную коррекционную школу, где детям созданы необходимые образовательные условия с учетом индивидуальных особенностей каждого из учеников. Родители, также пугаются позора, что их ребенок будет учиться в «школе для дебилов». Данное выражение по отношению к специальной коррекционной школе, к сожалению, прочно закрепилось в сознании нашего общества.
Третий кризис
В подростковом возрасте в семье переживается психосоциальный и психофизиологический возрастной кризис, связанный с неравномерным, ускоренным созреванием костно-мышечной, сердечно-сосудистой и половой систем, а также характеризуется стремлением к общению со сверстниками, самоутверждению, происходит активное формирование самооценки и самосознания. Ребенок в этот сложные для него период начинает постепенно осознавать, что он не такой как все, и является инвалидом. Вдобавок к этому кризису, касающегося непосредственно ребенка также наслаивается на семью такой кризис как «середина жизни», связанный с достижением сорокалетнего возраста родителей ребенка, что естественным образом сказывается на взаимоотношениях в семье.
Четвёртый период
В юношеском периоде возникают трудности связанные с получением профессии, а особенно трудоустройство выпускника коррекционной школы. На данном этапе жизни ребенка, родители больше всего обеспокоены его дальнейшей самостоятельной жизнью, созданием в будущем его собственной семьи, а также озабочены вопросом, как будет жить и существовать их ребенок, если их не станет.
Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. (35), В. В. Ткачева (54) и др. выделяют несколько стадий преодоления кризиса:
1. Когнитивная (внешне управляемая).
Стадия начинается в тот момент, когда родители все чаще замечают отклонения в развитие ребенка, далее осуществляется обследование и диагностика ребенка, а также происходит осознание родителями медицинского диагноза.
2. Эмоционально – неуправляемая стадия.
Данная стадия имеет ярко выраженное негативное психическое состояние, агрессии, а также непонимание, любопытства, а зачастую и косых взглядов окружающих. Сказываются на эмоциональном состоянии неожидаемые психические и физические нагрузки по уходу за ребенком, а также потеря привычного круга друзей, возникает так называемая социальная изоляция, которая приводят к сильным эмоциональным потрясениям всех членов семьи.
3. Действенная (самоуправляемая).
Заключительный этап преодоления факта неполноценности ребенка, который предполагает установление контактов с другими семьями, находящимися в такой же жизненной ситуации. На данной стадии семья начинает принимать ограниченность возможностей своего ребенка.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в кризисные периоды жизни подобных семей, им особенно, необходимо адекватное понимание проблемы, внутрисемейная сплоченность, и, безусловно, социальная и психологическая поддержка специалистов, а также гуманное отношение окружающих. Для многих родителей, воспитывающих детей с ОВЗ присуща особая ранимость, а зачастую и ощущение себя изгоями в обществе. , К сожалению, окружающие не всегда толерантно относятся не только к детям с особыми потребностями, но и к их родственникам. Поэтому для родителей так важно найти людей, понимающих их проблемы, которые поддерживают, не осуждают, а главное относятся к ним, как к равным. Некоторые родители, не найдя какую-либо поддержку, замыкаются в себе, боясь, что окружающие люди осудят их, другие же испытывают желание поделиться с кем-нибудь своим горем, найти поддержку и сочувствие. Однако, к сожалению, не все люди могут осознать несчастье данных родителей. Лучше всех их поймут те, кто испытал подобный удар судьбы. Встретив «родственную душу», можно поплакать, поделиться своими проблемами, и перенять опыт воспитания ребенка с ОВЗ.
Из анализа литературы выявлено, что неадекватные, дисгармоничные взаимоотношения в семье в целом, а также отношения родителей с детьми в частности приводят к возникновению психических расстройств, а также к нарушениям в социальной сфере у детей. Неуверенность родителей, а именно неправильная модель воспитания негативно влияют на развитие ребенка. Однако, если в семье существует единая система ценностей, общие цели, стремление максимально проявить и реализовать собственные возможности, помочь своим близким, и все члены семьи уважительно относятся друг к другу. Именно в этом случае семья будет благоприятной развивающей средой для ребенка с нарушениями в развитии. Многие родители отказываются признавать диагноз, поставленный ребенку, а также неадекватно оценивают состояние самого ребенка, либо например, боятся испортить ему будущее «клеймом» умственная отсталость. Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с нарушением интеллекта. Большинство родителей, узнав об отклонениях в развитии ребенка, в первую очередь, обеспокоены тем, сможет ли ребенок обучаться в общеобразовательной школе, и, как правило, всячески противятся, и негативно относятся к рекомендациям специалистов, касающихся развития и обучения ребенка с ОВЗ. Однако когда дети подрастают, некоторые родители начинают принимать, понимать преимущества, а главное осознавать необходимость специального (коррекционного) обучения.
Источник