Периоды развития ребенка в зарубежной психологии

Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии

Существуют разные возрастные периодизации развития. Поскольку каждый автор периодизации заложил различные критерии для определения возрастных границ, они выделяют разные периоды и периоды по-разному называются.

Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:
I. Первой группе характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.
1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):
0-3 года раннее детство
3-5 лет дошкольный возраст
6-12 лет начальное школьное образование
12-16 лет обучение в средней школе
17 и старше высшее или университетское образование
2) Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак – появление и смену зубов.
0-8 мес. – 2,5 года – беззубое детство
2,5 – 6,5. лет – детство молочных зубов
6,5 и старше – детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)

2. Второй группе характерно построены на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО критерия.
1) Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, – поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.
0 – 1 год оральная стадия (эрогенная зона – слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши – собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного “Оно” формируется “Я” ).

1 – 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция – “Сверх-Я” как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).

3 – 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования “Сверх-Я”.

5 – 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из “Оно”, хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

12 – 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.
2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.
Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур (см. упрощённую схему, данную в таблице). Сначала формируются сенсомоторные структуры – системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций – системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально – логических операций.
Основной критерий – интеллект.
– от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название “сенсомоторный”).
– от 2 до 7 лет дооперациональная стадия – мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).
– от 7 до 12 лет стадия конкретных операций – возникновение элементарного логического рассуждения.
– от 12 лет – стадия формальных операций – формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.
3) Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.
Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.
I уровень: Страх наказания (до 7 лет).
1. Страх перед правом силы.
2. Страх быть обманутым и недополучить благ.
II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).
3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.
4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.
III уровень: Совесть (после 16 лет).
5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.
6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

Читайте также:  Влияние классической музыки на развитие ребенка

1) Э. Эриксон. Периодизация личностного развития

Стадия развития

Нормальная линия

Аномальная линия

0 – 1 год – раннее младенчество
социальное качество – надежда

  • доверие к людям, к окружающему миру.
  • взаимная любовь, связь ребенок – родитель
  • удовлетворение потребности в общении с родителями
  • недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди

1-3 года – позднее младенчество (ранний возраст) социальное качество – воля

  • самостоятельность
  • уверенность в себе
  • сомнения в себе
  • гипертрофированное чувство стыда

3-5 лет – возраст игры
социальное качество- целеустремленность

  • инициативность
  • активность, живое воображение
  • подражание взрослому
  • признаки полоролевого поведения
  • чувство вины
  • пассивность
  • отсутствие инициативы
  • отсутствие признаков полоролевого поведения

5-11 лет среднее детство социальное качество- компетентность

  • стремление к достижению
  • трудолюбие
  • развитие познавательных и коммуникативных навыков
  • чувство собственной неполноценности
  • избегание сложных заданий, ситуаций соревнования
  • слаборазвитость познавательных и трудовых навыков
  • конформность

11-20 лет половая зрелость, подростничество, юность социальное качество- верность

  • эгоидентичность (собственная уникальность)
  • жизненное самоопределение
  • поиск себя
  • формирование мировоззрения
  • половая поляризация в формах поведения
  • диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет)
  • путаница ролей
  • смещение временных перспектив
  • смешение форм полоролевого поведения

20-40 (45) лет ранняя взрослость социальное качество – любовь

  • интимность
  • стремление к контактам с людьми
  • желание и способность посвятить себя другим людям
  • рождение и воспитание детей
  • изоляция
  • избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека – трудный характер, непредсказуемое поведение)

40 (45) – 60 лет средняя взрослость социальное качество – забота

  • творчество (особенно в труде)
  • продуктивная и творческая работа над собой и другими
  • застой (особенно в труде)
  • эгоизм, эгоцентризм
  • непродуктивность в работе
  • ранняя инвалидность

3. Третья группа периодизаций выделяет периоды на основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков.

1) В.И. Слободчиков
1 ступень – оживление (0-12мес)
2 ступень – одушевление (11-12мес – 5-6 лет)
3 ступень – персонализация (5,5 – 18 лет)
4 ступень – индивидуализация (17-42года)

2) Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. В них используются три критерия – социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
Социальная ситуация развития – это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Понятие “ведущая деятельность” было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
Новообразование – те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

Источник

По Ж. Пиаже                                                        

Название возраста Возраст Характеристика
Сенсанаторная стадия От рождения до 1.5-2 лет Психологическое отделение ребенком себя от внешнего мира. Познание себя как субъекта действия. Начало волевого управления собственным поведением. Понимание устойчивости, постоянства внешних объектов. Осознание того, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах и тогда, когда они непосредственно не воспринимаются при помощи органов чувств.
Дооперациональная стадия 2-7 лет Усвоение языка, представление предметов и их образцов словами. Эгоцентризм мышления, выражающийся в трудности становления на позицию другого человека, видение явлений и вещей его глазами, классификация объектов по отдельным, зачастую случайным, признаком.
Стадия конкретных операций 7-12 лет Возникновение элементарных логических рассуждений относительно объектов и событий. Усвоение представлений о сохранении числа, массы и веса предметов. Классификация объектов по отдельным существенным признакам.
Стадия формальных операций Начиная с 12 лет Способность мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями. Способность выполнять прямые и обратные операции в уме. Формулирование и проверка предложений гипотетического характера.

По Э.Эриксону

Название возраста Возраст Характеристика
Младенчество До 1 года На первом году жизни, в зависимости от того, удовлетворяются ли основные физиологические потребности ребенка, у него развиваются либо чувство глубокого доверия к окружающему миру, либо, наоборот, недоверие к нему.
Ранний возраст 1-3- года Данный период связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непосредственный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда и сомнений, связанный главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.
Возраст игры 3-5 лет В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит, и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.
Школьный возраст 5-11 лет В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания, у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.
Подростковый возраст 11-20 лет В этот период происходит условие образов поведения значимых для подростка других людей. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанию ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.
Молодость 20-40 лет Этот период связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершить цикл «работа-рождение детей-отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.
Зрелость 40-60 лет В сорокалетнем возрасте человек обычно переживает кризис. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, интересом к следующему поколению и его воспитанию. Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдо-близости, что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.
Старость 60 и более В этот период происходит завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.
Читайте также:  Какую роль играет взрослый в развитии речи ребенка

По З.Фрейду

Название возраста Возраст Характеристика
Оральная стадия До 1 года Удовлетворение либидо достигается за счет ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания. Остановка на этой стадии впоследствии приводит к возникновению таких пороков, как курение, гурманство и т.д., а иногда к развитию личности с чертами пассивности и зависимости от окружения.
Анальная стадия 1-2 года Приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению источника удовлетворения либидо в анальную область тела. Нарушение развития на этой стадии могут быть обусловлены страхом ребенка потерять контроль Нарушение развития на этой стадии могут быть обусловлены страхом ребенка потерять контроль над поведением родителей, радующихся успехом ребенка.
Фаллическая стадия 2-5 лет Ребенок интересуется и манипулирует своими половыми органами и органами других детей. В результате он обнаруживает различия между девочками и мальчиками. Развивается Эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек). Они характеризуются нежной привязанностью ребенка к родителю противоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю того же пола, которого ребенок рассматривает как соперника.
Латентный период 5-11 лет Характеризуется заметным снижением активности и интереса, связанного с сексом. На первый план выдвигается школьное обучение, социализация и освоение различных форм поведения (ролей), свойственных данному полу.
Генитальная стадия 11 лет – половая зрелость Подростки обоего пола все больше ориентируют поиск полового удовлетворения на других людей, как правило, противоположного пола.

По Ш.Бюллер

Название возраста Возраст Характеристика
Фаза 1 0-15 лет Отсутствие у человека каких-либо точных целей. Ребенок живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.
Фаза 2 15-20 лет Человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период позволяет оценить, в какой степени человек способен овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленной цели.
Фаза 3 20-40(45) лет Соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый богатый период в жизни. Для него характера постановка четких и точных целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще и личной жизни.
Фаза 4 40(45)-65 лет Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим совершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учет своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.
Фаза 5 >65 лет Преклонный возраст. Многие люди перестают преследовать цели, которые они перед собой поставила в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествия и просто проводя уютно время, спокойно проживая последние годы жизни.
Читайте также:  Договор на оказание услуг центр развития ребенка

По П.Колбергу

Название возраста Возраст Характеристика
Доконвенциональный
уровень
4-10 лет 1)Покорность и наказание.
Поступки определяются внешними обстоятельствами, точка зрения других людей в расчет не принимается. Суждение: вознаграждение или наказание.
2) Личный интерес:
Поступки определяются внешними обстоятельствами, точка зрения других людей в расчет не берется. Суждение: в соответствии с пользой, которую можно извлечь.
 
Конвенциональный уровень 10-13 лет 3) Одобрение других людей.
Человек придерживается условной роли, ориентируясь на принципы других людей или нет.
4) Авторитет, закон, порядок.
Человек придерживается условной роли, ориентируется на принципы других людей. Суждение: уважение в власти и предписанным законам.
 
 
Постконвенциональный
уровень
С 13 лет 5) Общественный договор и демократия:
Истинная нравственность. Человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает высокий уровень рассудочной деятельности. Оправдание поступка основывается на уважение демократического решения или вообще на уважение прав человека.
6) Универсальные принципы:
Человек судит о поведение, исходя из своих собственных критериев, что предполагает высокий уровень рассудочной деятельности. Поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью, не зависимо от мнения других людей.

По А.Валлону

Название возраста Возраст Характеристика
Импульсивная До 6 мес. Стадия рефлексов, автоматически развивающихся в ответ на раздражение. Со временем эти рефлексы все больше уступают место контролируемым движениям и новым формам поведения, по большей части связаны с питанием.
Эмоциональная 6-10 мес. Стадия характеризируется накоплением репертуара эмоций (страх, гнев, радость и т.д.), позволяющих ребенку устанавливать тесные контакты с окружающей социальной средой.  
Сенсомоторная 10-14 мес. Начало практического мышления. Связь между движениями перцептивными или эффектами ребенок начинает все чаще реагировать на вещи, направленными на них жестами. Циркулярные формы активности способствуют процессу в узнавание звуков, а затем и слов.
Проективная 14 мес.- 3 года Развитие ходьбы, а затем и речи, ребенок приобретает способность исследовать окружающий мир, воздействовать на объекты, название которых узнает одновременно с их свойствами.
Персонализация 3-6 лет Три периода:
1.Период противопоставления.
Развитие «Я». Ребенок учится отличать себя от других, приобретает все большую способность различать предметы по форме, цвету или размеры.
2.Период нарциссизма.
В 4 года ребенок знает свое имя, фамилию, возраст, адрес, стремится выставить себя в выгодном свете, следит за своими действиями, ставит перед собой задачи и т.д.
3.Период подражания.
В 5 лет ребенок учится играть роль и придумывает себе героя.
Учебная 6-12(14) лет Мышление становится более объективным, что способствует углублению его знаний о вещах, их свойствах и предметах.
Половое созревание С 12(14)лет. Внимание сосредотачивается на собственном «Я». Этот перелом толкает ребенка на поиск еще большей независимости и оригинальности, и он же открывает ему глаза на смысл вещей и законов. Развиваются рассуждение и абстрактные понятия.

По Скиннеру

Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 2751;

Источник