Периоды развития ребенка по гундобину

По Гундобину Н.П.
Периоды развития | Продолжительность |
I. Подготовительный | |
Формирование наследственности | |
Формирование соматического и репродуктивного здоровья родителей | |
Предконцепционный период | |
II. Внутриутробный этап развития – 280 дней (40 недель) – Пренатальный | |
1. Собственно зародышевый (герминальный) | 1 неделя:
|
период имплантации | Около 40 часов |
2. Эмбриональный период | 7-8 недель:
|
3. Фетальный период: | 32 недели:
|
ранний фетальный период | с 9-й по 28-ю неделю гестации:
|
поздний фетальный период | с 28-й по 40-ю неделю гестации:
| |
III. Внеутробный этап развития – собственно детство – Постанатальный | ||
1. Период новорожденности: ранний неонатальный период поздний неонатальный период | 28 дней (4 недели) Осн. хар-ка – адаптация к новым внеутробным условиям существования при морфологической незаконченности строения и несовершенной функции органов и систем Основные события:
От момента перевязки пуповины до окончания 7 суток (168 часов) 8-28 дней жизни (3 недели) | |
2. Период грудного возраста | С 29-го дня жизни до 1 года:
| |
3. Преддошкольный период | От 1 года до 3 лет:
| |
4. Дошкольный период | С 3 лет до 7 лет
| |
5. Младший школьный период | С 7 до 11 лет:
| |
6. Старший школьный период | С 12 до 17-18 лет |
поздний фетальный (с 28-й недели беременности) + интранатальный + ранний неонатальный = ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
{Рост и развитие}
Рост – количественное изменение размеров всего тела или его частей
2 биологических феномена:
- Феноменам роста – клеточное размножение (гиперплазия)
- Увеличение клеток, главным образом, их цитоплазмы (гипертрофия)
Типы роста:
- Общий (чередуя периоды «ускоренного» и «замедленного» роста) – дыхательные и пищеварительные органы, почки, аорта, пульмональные сосуды, селезенка, мышцы, скелет и т. д.
- Невральный тип (быстрым ростом и достижением показателей взрослого человека в сравнительно ранние периоды) – головному мозгу, спинному мозгу, зрительному аппарату и т. д.
- Генитальный тип (длительным периодом замедленного роста) – свойствен половым органам (семенники, яичники, матка, предстательная железа
- Лимфоидный тип (ускоренным ростом, быстрым достижением, а затем и превалированием показателей над показателями взрослого человек) – свойствен лимфоидным органам (вилочковая железа, лимфатические узлы, лимфоидные массы кишечника)
Развитие – качественная функциональная специализация и морфологическая дифференцировка органов и систем.
Сочетает периоды:
- постепенного (эволюционного) и
- скачкообразного (революционного) морфофункционального созревания
физическое развитие – динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, нарастания мышечной массы, работоспособности;
Физическое состояние – это статическая оценка антропометрических данных на момент обследования
психомоторное развитие – период формирования и становления основных психомоторных функций;
психомоторный статус – одномоментная оценка психомоторных навыков и умений ребенка;
половое развитие – созревание полового аппарата и достижение репродуктивной зрелости;
статус полового развития – оценка показателей полового созревания на момент обследования;
биологическое развитие – морфологическое и функциональное созревание органов и систем;
биологический возраст – «теоретический» возраст ребенка, отражающий уровень его морфологической и функциональной зрелости
социальное развитие – период становления «социальных» функций
Возрастными интервалами – минимальными временными промежутками, за которые в растущем организме происходят значимые качественные изменения.
Возрастная группа (формируется исходя из возрастного интервала) – группирование по возрасту для сравнительной оценки индивидуальных показателей роста и развития со средневозрастными стандартам
Законы роста
- Закон неуклонного торможения энергии роста (искл: неонатальный и пубертатный периоды)
- Закон неравномерности скорости роста – чередованием направлений роста: фазы максимальной интенсивности деления (пролиферации) клеток растущего организма и фазы их дифференцировки не совпадают во времени (округление – вытягивание)
- Аллометрическое правило
- Закон краниокаудального градиента роста (частный из 3 закона
- Сезонная и суточная периодика роста
- Асимметрия роста
- «Канализирование» роста, или феномен гомеорезиса, – возврат к заданной генетической программе роста и развития, если оно было временно остановлено болезнью или голоданием ребенка
- Половая специфичность роста.
Источник
1.
Российский государственный педагогический университет им.
Герцена
Факультет безопасности жизнедеятельности
Выполнила:
Студентка 3 курса 3 группы
Горицкая Ксения
Санкт-Петербург
2014 г.
2.
Николай Петрович Гундобин
(15 сент. 1860 — 1908)
Русский врач-педиатр
.
В 1885 окончил Московский университет и был оставлен ординатором в
клинике детских болезней;
В 1888 переехал в Петербург. где работал в лаборатории клиники С. П. Боткина;
В 1897 занял кафедру детских болезней в Военно-мед. академии. Поставил
своей задачей обосновать педиатрическую деятельность точным знанием
анатомо-физиологических особенностей детского организма.
В 1906 опубликовал капитальный труд “Особенности детского возраста.
Основные факты к изучению детских болезней«,который в течение многих лет
служил основным руководством по педиатрии, представляя передовое научное
течение в области охраны здоровья детей как в России, так и за ее пределами
В своих работах Николай Петрович подчеркивал необходимость
связи педиатрии с педагогикой. Он утверждал, что каждый детский
врач должен быть воспитателем. Врач был одним из основателей
(вместе с Н. А. Русских) “Союза борьбы с детской смертностью в
России”, председателем школьного отдела “Общества охранения
народного здравия”.
3.
Возрастная периодизация — периодизация этапов
в жизни человека и определения возрастных границ
этих этапов, принятая в обществе
Наиболее распространенной классификацией,
которая и в настоящее время принимается
педиатрией, является классификация именно Н. П.
Гундобина. В основу ее положены биологические
особенности растущего организма ребенка.
Выделяются следующие периоды:
• период новорожденности;
• грудной возраст;
• период молочных зубов;
• период старшего детства;
• период полового созревания.
4. Период новорожденности (от рождения до отпадения пуповины)
Резкое изменение условий жизни заставляет
организм ребенка приспосабливаться к совершенно
новым и постоянно меняющимся факторам внешней
среды. В первые 2—4 дня у новорожденных
наблюдаются такие явления, как потеря в весе (на 6-10
% от веса при рождении), желтушное окрашивание,
связанное с временной недостаточностью
деятельности печени и усиленным распадом
эритроцитов, гиперемия (покраснение кожи,
сопровождающееся иногда ее шелушением),
недостаточная терморегуляция (температура тела легко
изменяется при изменении температуры окружающего
воздуха), в результате ребенок легко перегревается или
переохлаждается.
Материнское молоко в этом периоде представляет основную и
единственно полноценную пищу, обеспечивающую правильное
развитие ребенка.
5. Грудной возраст (до одного года)
В течение первого года вес тела ребенка увеличивается на 200%, а длина — на
50%. Материнское молоко в первые 4—5 месяцев жизни ребенка остается основной
пищей.
Ткани отличаются тонкостью и нежностью, недостаточным развитием эластических
(упругих) волокон, в результате чего они легко ранимы,но любое повреждение
заживает значительно быстрее, чем у взрослых.
Дети в этом возрасте склонны к гнойничковым поражениям кожи, которые при
плохом уходе за ребенком могут переходить в общее заражение крови.
Инфекционные заболевания, особенно в первые месяцы их жизни, редки. Корь,
краснуха, скарлатина почти не встречаются; дифтерия, ветряная оспа, дизентерия и
др. протекают своеобразно, часто не давая характерных для этих болезней
В первые месяцы жизни, не могут длительно бодрствовать.
симптомов.
Повышенная активность нервной системы быстро приводит к
торможению, которое, распространяясь по коре и другим
отделам головного мозга, вызывает сон.
Уже на первом году жизни у ребенка начинает формироваться
речь.
У грудных детей идет энергичный рост и окостенение скелета,
образуются шейный и поясничный изгибы позвоночника,
развиваются мышцы туловища и ног. К концу года здоровый
ребенок хорошо сидит, прочно стоит на ножках, ходит, однако
движения его еще недостаточно координированы.
6. Период молочных зубов (с одного года до 6—7 лет)
Этот период отличается более медленным темпом роста ребенка. Пропорции тела
заметно меняются.
Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и формированию иннервационного
аппарата мышц способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие
хорошей координации движений.
В этом возрасте способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии
повышается, поэтому дети могут более продолжительное время сосредоточенно
заниматься какой-либо деятельностью.
На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно
возрастает.
У детей дошкольного возраста имеет место
устойчивость ферментативных процессов, в
связи с чем заболевания желудочно-кишечного
тракта возникают довольно редко, в то время
как детским инфекциям организм подвергается
чаще. Скарлатина, ангина, катары верхних
дыхательных путей создают предпосылку к
возникновению у детей ревматизма.
7. Период старшего детства (с 8 до 11 лет)
В этом возрасте все органы и системы детей и подростков продолжают
развиваться. Молочные зубы полностью заменяются постоянными, появляются
остальные зубы, которых не было в дошкольном возрасте, идет дальнейшее
окостенение скелета, происходит усиленный рост мускулатуры.
Благодаря усиленному в этот период интеллектуальному развитию ребенок
становится более самостоятельным. С 7 лет начинается обязательное обучение в
школе.
Школьные годы – это время значительной
двигательной активности. Позвоночник ребенка
выпрямляется, но еще очень податлив и гибок, что
может обусловить нарушение осанки. Легкая степень
х-образного искривления ног или плоскостопия,
выявляющиеся перед началом учебы в школе,
подвержены коррекции в первые годы учебы.
Двигательная активность детей становится все более
целенаправленной и разносторонней.
Ведущая деятельность — учебная. Более глубже идет
развитие мышления, восприятия, памяти и т.д.
8. Период полового созревания (12—17 лет)
Между 12—17 годами происходит половое созревание подростков. В это
время несколько возрастает темп роста и развития организма, появляются
вторичные половые признаки: рост волос в подмышечной впадине и на лобке,
развитие грудных желез и появление менструаций у девочек, изменение голоса
и поллюции у мальчиков, прорезаются так называемые зубы мудрости.
Подростки по пропорциям тела приближаются к взрослым. Все это значительно
изменяет их внешний облик. Жизненный опыт подростков возрастает, они
становятся более самостоятельными.
Инфекционные болезни в этом периоде
встречаются реже, а если они и возникают, то
протекают с теми же симптомами, что и у
взрослых. Чаще наблюдаются такие болезни,
как ревматизм, нарушения функций желез
внутренней секреции, особенно гиперфункция
(усиление функции) щитовидной железы, а
также психоневрозы.
Источник
1
Первый слайд презентации
Классификация возрастных периодов по Н.П. Гундобину
Российский государственный педагогический университет им. Герцена
Факультет безопасности жизнедеятельности
Выполнила:
Студентка 3 курса 3 группы
Горицкая Ксения
Санкт-Петербург
2014 г.
Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
.
В 1885 окончил Московский университет и был оставлен ординатором в клинике детских болезней;
В 1888 переехал в Петербург. где работал в лаборатории клиники С. П. Боткина;
В 1897 занял кафедру детских болезней в Военно-мед. академии. Поставил своей задачей обосновать педиатрическую деятельность точным знанием анатомо-физиологических особенностей детского организма.
В 1906 опубликовал капитальный труд “Особенности детского возраста. Основные факты к изучению детских болезней«, который в течение многих лет служил основным руководством по педиатрии, представляя передовое научное течение в области охраны здоровья детей как в России, так и за ее пределами
Николай Петрович Гундобин
(15 сент. 1860 — 1908)
Русский врач-педиатр
В своих работах Николай Петрович подчеркивал необходимость связи педиатрии с педагогикой. Он утверждал, что каждый детский врач должен быть воспитателем. Врач был одним из основателей (вместе с Н. А. Русских) “Союза борьбы с детской смертностью в России”, председателем школьного отдела “Общества охранения народного здравия”.
Изображение слайда
Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе
Наиболее распространенной классификацией, которая и в настоящее время принимается педиатрией, является классификация именно Н. П. Гундобина. В основу ее положены биологические особенности растущего организма ребенка.
Выделяются следующие периоды:
период новорожденности;
грудной возраст;
период молочных зубов;
период старшего детства;
период полового созревания.
Изображение слайда
4
Слайд 4: Период новорожденности (от рождения до отпадения пуповины)
Резкое изменение условий жизни заставляет организм ребенка приспосабливаться к совершенно новым и постоянно меняющимся факторам внешней среды. В первые 2—4 дня у новорожденных наблюдаются такие явления, как потеря в весе (на 6-10 % от веса при рождении), желтушное окрашивание, связанное с временной недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов, гиперемия (покраснение кожи, сопровождающееся иногда ее шелушением), недостаточная терморегуляция (температура тела легко изменяется при изменении температуры окружающего воздуха), в результате ребенок легко перегревается или переохлаждается.
Материнское молоко в этом периоде представляет основную и единственно полноценную пищу, обеспечивающую правильное развитие ребенка.
Изображение для работы со слайдом
5
Слайд 5: Грудной возраст (до одного года)
В течение первого года вес тела ребенка увеличивается на 200%, а длина — на 50%. Материнское молоко в первые 4—5 месяцев жизни ребенка остается основной пищей. Ткани отличаются тонкостью и нежностью, недостаточным развитием эластических (упругих) волокон, в результате чего они легко ранимы,но любое повреждение заживает значительно быстрее, чем у взрослых. Дети в этом возрасте склонны к гнойничковым поражениям кожи, которые при плохом уходе за ребенком могут переходить в общее заражение крови. Инфекционные заболевания, особенно в первые месяцы их жизни, редки. Корь, краснуха, скарлатина почти не встречаются; дифтерия, ветряная оспа, дизентерия и др. протекают своеобразно, часто не давая характерных для этих болезней симптомов.
В первые месяцы жизни, не могут длительно бодрствовать. Повышенная активность нервной системы быстро приводит к торможению, которое, распространяясь по коре и другим отделам головного мозга, вызывает сон. Уже на первом году жизни у ребенка начинает формироваться речь. У грудных детей идет энергичный рост и окостенение скелета, образуются шейный и поясничный изгибы позвоночника, развиваются мышцы туловища и ног. К концу года здоровый ребенок хорошо сидит, прочно стоит на ножках, ходит, однако движения его еще недостаточно координированы.
Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
6
Слайд 6: Период молочных зубов (с одного года до 6—7 лет)
Этот период отличается более медленным темпом роста ребенка. Пропорции тела заметно меняются. Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и формированию иннервационного аппарата мышц способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений. В этом возрасте способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии повышается, поэтому дети могут более продолжительное время сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью. На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает.
У детей дошкольного возраста имеет место устойчивость ферментативных процессов, в связи с чем заболевания желудочно-кишечного тракта возникают довольно редко, в то время как детским инфекциям организм подвергается чаще. Скарлатина, ангина, катары верхних дыхательных путей создают предпосылку к возникновению у детей ревматизма.
Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
7
Слайд 7: Период старшего детства (с 8 до 11 лет)
В этом возрасте все органы и системы детей и подростков продолжают развиваться. Молочные зубы полностью заменяются постоянными, появляются остальные зубы, которых не было в дошкольном возрасте, идет дальнейшее окостенение скелета, происходит усиленный рост мускулатуры. Благодаря усиленному в этот период интеллектуальному развитию ребенок становится более самостоятельным. С 7 лет начинается обязательное обучение в школе.
Школьные годы – это время значительной двигательной активности. Позвоночник ребенка выпрямляется, но еще очень податлив и гибок, что может обусловить нарушение осанки. Легкая степень х-образного искривления ног или плоскостопия, выявляющиеся перед началом учебы в школе, подвержены коррекции в первые годы учебы. Двигательная активность детей становится все более целенаправленной и разносторонней.
Ведущая деятельность — учебная. Более глубже идет развитие мышления, восприятия, памяти и т.д.
Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Реклама. Продолжение ниже
8
Последний слайд презентации: Классификация возрастных периодов по Н.П. Гундобину
Российский государственный: Период полового созревания (12—17 лет)
Между 12—17 годами происходит половое созревание подростков. В это время несколько возрастает темп роста и развития организма, появляются вторичные половые признаки: рост волос в подмышечной впадине и на лобке, развитие грудных желез и появление менструаций у девочек, изменение голоса и поллюции у мальчиков, прорезаются так называемые зубы мудрости. Подростки по пропорциям тела приближаются к взрослым. Все это значительно изменяет их внешний облик. Жизненный опыт подростков возрастает, они становятся более самостоятельными.
Инфекционные болезни в этом периоде встречаются реже, а если они и возникают, то протекают с теми же симптомами, что и у взрослых. Чаще наблюдаются такие болезни, как ревматизм, нарушения функций желез внутренней секреции, особенно гиперфункция (усиление функции) щитовидной железы, а также психоневрозы.
Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Источник