Периодизация возрастного развития ребенка по фрейду

Периодизация возрастного развития ребенка по фрейду thumbnail
Периодизация возрастного развития ребенка по фрейду

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, следовательно, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, поглаживания, сосания, освобождение кишечника и т. д. Стадия развития связаны со смещением эрогенных зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие. Фрейд выделил 5 стадий личностного развития.

На оральной стадии (до 1 года) эрогенная зона – слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пищи – собственный палец или какой-нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются

первые ограничения, впоследствии ведет к возникновению таких «пороков» как курение, гурманство, словесная агрессия. Кроме бессознательного, инстинктивного начала личности, названного З. Фрейдом «Оно», развивается вторая инстанция – «Я». Формируются такие черты личности, как ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворённость всем предлагаемым.

На анальной стадии (1-3 года) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя инстанция – «Сверх – Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть. Развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, чрезмерная чистоплотность, скупость, накопительство и некоторые другие черты.

Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к

матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры) – Суть любого из комплексов – ребенок испытывает нежные чувства к родителю противоположного пола и агрессию по отношению к родителю своего пола, которого ребенок считает соперником и подсознательно хочет «устранить». Конфликт, связанный с Эдиповым комплексом разрешается путем отказа ребенка от нежных чувств к родителю противоположного пола и отождествление себя с родителем того же пола, что представляется меньшим злом для ребенка, чем агрессивные чувства. Становление полового сознания предполагает представление не только о своем поле, но и другом, т.е. должно быть, представление не только о мужском, но и о женском. Возникшая нежная любовь к родителю противоположного пола выполняет функцию освоения представления, форм поведения, ролей, выражения чувств другого пола (не как Я). Возврат к отождествлению с родителем своего пола позволяет перевести половое развитие на новый уровень биполярной ориентации, где ребенок учится не только ценностям, ролям и стереотипам свойственных его полу, но и сравнивает их с другим. Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх – Я». Дети интересуются своими половыми органами и половыми органами других детей. Интересуются отличиями. Зарождаются новые черты личности – самонаблюдение, благоразумие и др.

Латентная стадия (5-12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Само название этого периода указывает на скрытый характер проявления либидо. Ребенок осваивает формы поведения, свойственные данному полу. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т. д.

Генитальная стадия (12-18 лет) соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало – «Оно» – усиливает свою активность, и личности подростка приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства.

Тема 5:Закон развития высших психических функций

План:

1. Сознание как сущностная характеристика человека

2. Знаковое опосредствование высших психических функций человека

3. Основной закон развития высших психических функций

1. Во всех изложенных выше теориях, несмотря на их су­щественные различия, есть одно общее: они рассматрива­ют человека как результат действующих на него факторов. Хотя в одном случае поведение человека определяется на­следственностью и инстинктами, а в другом — внешними воздействиями среды, оба эти механизма ставят человека в жесткую зависимость от не зависящих от него обстоя­тельств (природных инстинктов или внешнего подкрепле­ния). Объединение этих факторов в принципе не меняет положения дел: ребенок становится функцией одновремен­но среды и наследственности.

Но ведь достаточно часто бывают случаи, когда вопре­ки крайне неблагоприятным социальным обстоятельствам и отсутствию природных задатков (физический дефект или недостаток способностей) люди достигают огромных высот в своем духовном и душевном развитии. А бывает наобо­рот, несмотря на хорошую наследственность и благоприят­ные условия среды, люди деградируют и перестают разви­ваться. Получается, что ни наследственность, ни среда, ни их сочетание сами по себе не определяют пути развития человека и его психологических особенностей. Они лишь создают необходимые условия для его развития, но не яв­ляются его детерминантами.

Специфика человеческого поведения состоит в том, что оно не является ни функцией телесной организации че­ловека, ни функцией среды. Оно свободно, и свободу эту дает человеку сознание. Осознавая свое поведение, человек начинает строить его произвольно, приобре­тая независимость от своего натурального, природно­го состояния и от внешней среды.

Осознание своего поведения предполагает отношение к нему, взгляд на себя как бы со стороны. Но для того, что­бы встать в отношение к чему-то, это что-то должно быть дано как не совпадающее со мной. Пока я действую авто­матически, неосознанно, я не могу отделить себя от нату­рального течения жизни и сливаюсь с условиями своей жизнедеятельности. Для осознания своего поведения дол­жен случиться выход за пределы непосредственного, нату­рального течения своей жизни, который и сделает возмож­ным отношение к себе.

Читайте также:  Развитие ребенка в первом триместре

Однако проблема заключается в том, что природных, врожденных способов для такого выхода у ребенка нет. Имеющиеся у него органические способности позволяют лишь сливаться, совпадать с условиями своей жизнедея­тельности. Для того чтобы встать в отношение к этим усло­виям и к самому себе, этих врожденных условий как раз недостаточно. И в то же время практически каждый ребе­нок проходит этот путь развития сознания, в процессе ко­торого он преодолевает характерную для всех животных детерминацию поведения внешними стимулами или внут­ренними, органическими потребностями. Как же это воз­можно?

Продуктивное решение этой проблемы было предложе­но выдающимся отечественным психологом Львом Семе­новичем Выготским, который является основателем куль­турно-исторической психологии. Именно ему принадлежит идея знакового опосредствования сознания человека, кото­рая дает новые ответы на вечные вопросы о развитии пси­хики ребенка. К более подробному рассмотрению его идей мы и переходим.

2.Знаковое опосредствование высших психических функций человека

Человеческий ребенок в отличие от детенышей живот­ных при рождении попадает не в природную среду, а в оп­ределенное культурно-историческое пространство, в кото­ром существуют не только внешние материальные предме­ты, но и идеальные формы, отражающие специфику данно­го общества (представления, идеи, ценности и т.д.). В этом пространстве есть и особые предметы – ЗНАКИ, – обладающие двойной (материальной и идеальной) природой. С одной стороны, знаки являются материальными предме­тами, имеющими свою внешнюю форму (зрительную, слу­ховую и т.д.), а с другой — они содержат в себе значения, которые вбирают в себя идеальные представления (образы) некоторых предметов, процессов или явлений. Таким обра­зом, знак является заместителем реальности и позволяет перевести эту реальность в идеальную форму. Самым рас­пространенным примером знаков являются слова челове­ческой речи. Например, слово «зима» имеет вполне определенную предметную форму (его можно увидеть, услы­шать, записать). Но суть этого слова не в сочетании кон­кретных звуков или букв, а в том, что оно вызывает в соз­нании человека совершенно определенный образ, который никак не связан с его звуковой или графической формой. В самом деле, само сочетание звуков «з-и-м-а» не содер­жит ничего «холодного», «белого», «снежного», и в то же время это слово вызывает именно эти ощущения и представ­ления.

Мысль Л.С.Выготского заключается в том, что знаки явля­ются не только заместителями других предметов, но и средствами, орудиями внутренней, психической жиз­ни человека. По аналогии с орудиями труда знаки явля­ются психологическими орудиями, которые позволяют осознать себя, свои действия и овладеть ими. Согласно концепции Л.С.Выготского, человеческое поведение осу­ществляется посредством знаков, т.е. оно опосредст­вовано знаками. Основная функция знаковых средств заключается в объективации собственного поведения, в превращении его в особый предмет, отдельный от человека. Это поведение перестает совпадать с субъ­ектом активности, в результате чего становится воз­можным отношение к нему и его осознание.

Наиболее универсальной системой знаковых средств является речь. Поэтому центральной линией развития соз­нания ребенка, по Л.С.Выготскому, является развитие ре­чевого опосредствования. Универсальное значение речи состоит в том, что она освобождает человека от давления наличной ситуации и делает его поведение осознанным. Сказав (вслух или про себя), что и для чего мы делаем, мы можем осознать свое поведение и отнестись к нему. «С по­мощью речи ребенок создает рядом со стимулами, доходя­щими из среды, другую серию вспомогательных стимулов, стоящих между ним и средой и направляющих его поведе­ние. Именно благодаря созданному с помощью речи второ­му ряду стимулов поведение ребенка поднимается на более высокий уровень, обретая относительную свободу от непо­средственно привлекающей ситуации; импульсивные по­пытки преобразуются в планируемое, организованное пове­дение». Исследования и на­блюдения клинических психологов показали, что любые ре­чевые расстройства (афазии) резко повышают зависимость человека от ситуации, делают его рабом зрительного поля. Таким образом, именно речь делает поведение человека свободным и осознанным.

Однако речь не является единственным средством осо­знания своего поведения и овладения им. В качестве таких средств могут выступать различные образцы, правила или способы действия.) Ученик и последователь Л.С.Выготско­го— Д.Б.Эльконин связывал становление произвольного и осознанного поведения ребенка со способностью действо­вать по образцу. Действия ребенка становятся осознанны­ми и произвольными, когда они опосредствованы представ­лением о том, как «нужно действовать». Этот образ пове­дения может быть задан в форме обобщенного правила, или игровой роли, или поведения конкретного человека. Важ­но, чтобы этот образ выступал как регулятор поведения, чтобы он стал образцом, с которым ребенок сравнивает свое поведение. Это сравнение с образцом и есть осозна­ние своего поведения и отношение к нему.

Психика человека, с позиции культурно-исторической кон­цепции, имеет опосредствованный характер. Способы человеческой деятельности, произведения искусства, правила социального поведения, научные понятия явля­ются своеобразными средствами, с помощью которых человек строит себя, свой внутренний мир, свои спо­собности.

Конечно, у человека есть врожденные, натуральные психические функции и процессы (условные и безуслов­ные рефлексы, непроизвольное внимание и память, за­щитные и пищевые реакции и т.д.), но они не определя­ют специфики и сущности психики человека, а являют­ся лишь предпосылками ее развития. Над этими «нижни­ми этажами» надстраиваются (и во многом преобразуют их) другие, высшие психические функции, которые име­ют не натуральную, а культурную основу. Высшие психи­ческие функции опосредствованы и произвольны по сво­ей природе. Человек сам владеет ими: он может по своей воле заставить себя быть внимательным, запомнить то, что требуется, подумать над проблемой, вести себя опре­деленным образом и т.д. Эти высшие психические функ­ции и составляют сущность и своеобразие человеческой психики и коренным образом отличают ее от психики всех животных. Развитие ребенка является процессом освоения и присвоения культурно заданных средств ов­ладения собой или становления высших психических функций.

Читайте также:  Влияние игры психическое и личностное развитие ребенка

Однако здесь возникает вопрос: каким образом, возможно, это освоение? Могут ли сами средства или предме­ты культуры сформировать у ребенка человеческие спо­собности? Конечно, нет. Ведь сам маленький ребенок ни­когда не откроет функции знаковых средств, не научит­ся говорить, не поймет произведений искусства и тем бо­лее, не будет овладевать своим поведением. Но дело в том, что ребенок никогда не оказывается один на один с окру­жающим миром. Рядом и вместе с ним всегда находятся взрослые.



Источник

В своей периодизации возрастного развития австрийский невропатолог, психиатр, психолог Зигмунд Фрейд (1856—1939) прослеживает одну линию — психосексуального развития. В данном учебнике целесообразно, прежде всего, рассмотреть становление личности, представленное в классическом психоанализе. Что представляет собой структура личности на этапе младшего школьного возраста и как характеризуется одна из сторон личностного развития — психосексуальное развитие — в данном возрастном периоде?

По 3. Фрейду, человек изначально представляет собой биологическое существо, обладающее инстинктами жизни, а также инстинктом смерти. Энергия жизненных поступков — это энергия либидо (от лат. libido — желать, хотеть), находящая разрядку в сексуальном поведении.

Зрелая личность имеет сложную структуру: она состоит из трех инстанций — Оно (id), Я (ego) и Сверх-Я (super-ego) [1]. Оно как биологическое начало “содержит страсти”, иррационально и аморально. Побуждения, исходящие из Оно, требуют немедленного и полного удовлетворения. Подчиняется Оно принципу удовольствия, т.e. первичному принципу человеческой жизни.

Вторая инстанция Я принимает решения, удовлетворяя желания Оно в той мере, в какой это позволяют реальные обстоятельства. Ориентируется Я на возможности и ограничения внешнего мира и подчиняется принципу реальности. Жить по принципу реальности — значит знать, что кроме собственных потребностей существует внешний мир, с которым приходится считаться, и терпеливо ждать, когда в нем появятся условия, необходимые для удовлетворения потребностей. Выход энергии либидо тормозится, осуществляется медленно и постепенно или направляется в другое русло, приемлемое при сложившихся обстоятельствах. Последний вариант представляет собой сублимацию, часто выраженную в форме творчества.

Если Оно является воплощением страстей и влечений, то Я — воплощением разума и рассудительности. Однако, как подчеркивает 3. Фрейд, “по отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади… Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и Я превращает обыкновенно волю Оно в действие, как будто бы это было его собственной волей” [2].

Третья инстанция личности, Сверх-Я, становится носителем моральных норм, критиком и цензором. Благодаря одобрению и похвалам родителей у ребенка появляется идеальное Я, благодаря наказаниям за “плохое” поведение — совесть. Когда действия Я расходятся с требованиями Сверх-Я (идеального Я или совести), возникает чувство вины.

Рассматривая структуру личности, представленную в работах

3. Фрейда, следует иметь в виду соотношение инстанций личности и сознательных/бессознательных процессов, а также роль принципов удовольствия и реальности в развитии личности.

В личностной организации выделяются три уровня — сознание, предсознательное и бессознательное. 3. Фрейд считал, что в сферу сознания (осознаваемого личностью) входит лишь небольшая часть мыслей, образов, чувств и воспоминаний. Кроме того, далеко нe все из того, что осознается в определенное время, сохраняется в сфере сознания; многое “погружается” на уровень прeдсознательного или бессознательного.

Область предсознательного, или “доступная память”, содержит элементы психической жизни, которые в настоящее время нe осознаются, но легко могут быть возвращены на уровень сознания.

Доступная намять — промежуточная, она в какой-то мере связывает сознание и бессознательное.

В глубинной области бессознательного хранятся инстинктивные влечения и вытесненные из сознания, травмирующие переживания и воспоминания, в частности — психические травмы, полученные в детстве, и социально нeодобряемыe чувства.

Содержание бессознательного не осознается, но часто определяет поведение и проявляется во снах, фантазиях и играх.

При этом Оно полностью не осознаваемо, а Я и Сверх-Я функционируют на всех трех уровнях сознания (рис. 1.2) [3].

Рис. 1.2. Структура личности и уровни сознания по 3. Фрейду

Оно подчиняется принципу удовольствия, Я подчиняется принципу реальности. Эти два жизненных принципа, сформулированных 3. Фрейдом, по сути, взаимосвязаны: принцип реальности можно рассматривать как принцип отсроченного удовольствия.

Удовольствие — это чувство, сопровождающее снятие (разрядку) напряжения, физиологического или психического. 1

“В душе имеется сильная тенденция к господству принципа удовольствия, которой, однако, противостоят различные другие силы и условия, и, таким образом, конечный исход не всегда будет соответствовать принципу удовольствия… Мы знаем, что принцип удовольствия присущ первичному способу работы психического аппарата и что для самосохранения организма среди трудностей внешнего мира он с самого начала оказывается непригодным и даже в значительной степени опасным. Под влиянием стремления организма к самосохранению этот принцип сменяется “принципом реальности”, который, не оставляя конечной цели — достижения удовольствия, откладывает возможности удовлетворения и временно терпит неудовольствие на длинном окольном пути к удовольствию” [4].

Читайте также:  Психомоторное развитие ребенка дошкольного возраста

Структура личности, включающая три инстанции (Оно, Я и Свeрх-Я), формируется в онтогенезе постепенно. Рождаясь, ребенок имеет только Оно и живет по принципу удовольствия. Сталкиваясь с ограничениями, требованиями, запретами и наказаниями, исходящими от окружающих его взрослых людей, ребенок развивается как личность: у него появляются инстанции более высокого уровня — Я и Сверх-Я. Процесс социализации оказывается болезненным, фрустрирующим. Таким образом, с одной стороны, человек с самого начала жизни находится в антагонистических отношениях с обществом, общество давит на него, с другой стороны, без этого давления личностный рост невозможен.

Возрастное развитие, его стадии, по 3. Фрейду, связаны со смещением эрогенных зон — областей тела, стимуляция которых вызывает разрядку энергии либидо и, соответственно, удовольствие (отсюда — своеобразные названия возрастных этапов).

На оральной стадии (до года) эрогенная зона — слизистая ротовой полости и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствии пищи — собственный палец или какой-нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, и кроме бессознательного, инстинктивного начала личности, Оно, в конце стадии появляются зачатки второй инстанции личности — Я. Формируются такие черты личности, как требовательность, жадность и неудовлетворенность тем, что ребенок имеет.

На анальной стадии (от года до 3 лет) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего интенсивно развивается Я и определяющим становится принцип реальности. Кроме того, в конце стадии начинают складываться зачатки последней, третьей инстанции — Свeрх-Я как воплощения социальных норм, внутренней цензуры, совести. Развиваются аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность и некоторые другие черты.

Фаллическая стадия (с 3 до 6 лет) связана с наиболее яркими и очевидными проявлениями детской сексуальности. Основной эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать влечение, сексуальную привязанность к взрослым людям: мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки — к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования Сверх-Я. Зарождаются новые черты личности — самонаблюдение, благоразумие.

Латентная стадия (с 6 до 12 лет) характеризуется периодом психологического и биологического спокойствия, снижением у ребенка полового интереса. Латентной стадии свойственно сосредоточение на внутренних порывах и сексуальной энергии. Это период большого интеллектуального развития ребенка. Влечения, исходящие из Оно, хорошо контролируются, детские сексуальные переживания вытесняются в область бессознательного, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, игры и школьное обучение.

Генитальную стадию (с 12 лет) отличает становление взрослой сексуальности. Объединяются все эрогенные зоны, имевшиеся раньше, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало — Оно — усиливает свою активность, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя разнообразные механизмы психологической защиты.

Рассматривая периодизацию 3. Фрейда, часто говорят о трех прегенитальных стадиях развития личности (оральной, анальной и фаллической), для которых характерна ранняя детская сексуальность, и генитальной стадии, начинающейся с полового созревания (табл. 1.2). В этой логике промежуток между прегенитальными и генитальной стадией развития, когда не появляются новые эрогенные зоны и ослаблена активность Оно (“дремлет” сексуальный инстинкт), представляет собой латентный период, но не стадию психосексуального развития как таковую [5].

Таблица 1.2

Психосексуальное развитие по 3. Фрейду

Стадия

Возраст

Приобретаемый опыт

Прегени-

тальная

Оральная

До года

Отделение себя от матери

Анальная

1—3 года

Приучение к опрятности, самоконтроль

Фалличе

ская

3 года — 6 лет

Половая идентификация

Латентная

6—12 лет

Расширение социальных контактов

Генитальная

С 12 лет

Влюбленность

Младший школьный возраст в данной периодизации приходится на латентный период. Ослабление сексуальной потребности объясняется 3. Фрейдом как спецификой физиологического развития ребенка, так и ролью Я и Сверх-Я в структуре личности. Энергия либидо в это время с помощью механизма сублимации направляется в те виды деятельности, которые не связаны с сексуальностью.

Таким образом, младший школьный возраст в периодизации 3. Фрейда занимает особое место по следующим основаниям:

  • — к началу младшего школьного возраста оказывается полностью сформированной структура личности. У младшего школьника развиты все три инстанции личности — Оно, Я и Сверх-Я (идеальное Я и совесть);
  • — Оно (биологическое начало) не проявляет значительной активности. При отсутствии напряженности в структуре личности, Я и Сверх-Я обеспечивают контроль за имеющимися влечениями;
  • — переживания, связанные с ранней детской сексуальностью, вытеснены в бессознательное, а взрослая сексуальность еще не наступила (она появится с началом полового созревания). По этой причине младший школьный возраст оказывается “фазой сексуального затишья”, т.е. латентным периодом в психосексуальном развитии личности;
  • — поскольку в этом возрасте у детей снижается половой интерес, младший школьник ориентирован на обучение и отношения со сверстниками. Благодаря сублимации он включается в интеллектуальные занятия и спортивные игры. Следовательно, именно младший школьный возраст — максимально благоприятное время для школьного обучения.

Источник