Периодизация возрастного развития ребенка по фрейду
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, следовательно, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, поглаживания, сосания, освобождение кишечника и т. д. Стадия развития связаны со смещением эрогенных зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие. Фрейд выделил 5 стадий личностного развития.
На оральной стадии (до 1 года) эрогенная зона – слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пищи – собственный палец или какой-нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются
первые ограничения, впоследствии ведет к возникновению таких «пороков» как курение, гурманство, словесная агрессия. Кроме бессознательного, инстинктивного начала личности, названного З. Фрейдом «Оно», развивается вторая инстанция – «Я». Формируются такие черты личности, как ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворённость всем предлагаемым.
На анальной стадии (1-3 года) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя инстанция – «Сверх – Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть. Развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, чрезмерная чистоплотность, скупость, накопительство и некоторые другие черты.
Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к
матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры) – Суть любого из комплексов – ребенок испытывает нежные чувства к родителю противоположного пола и агрессию по отношению к родителю своего пола, которого ребенок считает соперником и подсознательно хочет «устранить». Конфликт, связанный с Эдиповым комплексом разрешается путем отказа ребенка от нежных чувств к родителю противоположного пола и отождествление себя с родителем того же пола, что представляется меньшим злом для ребенка, чем агрессивные чувства. Становление полового сознания предполагает представление не только о своем поле, но и другом, т.е. должно быть, представление не только о мужском, но и о женском. Возникшая нежная любовь к родителю противоположного пола выполняет функцию освоения представления, форм поведения, ролей, выражения чувств другого пола (не как Я). Возврат к отождествлению с родителем своего пола позволяет перевести половое развитие на новый уровень биполярной ориентации, где ребенок учится не только ценностям, ролям и стереотипам свойственных его полу, но и сравнивает их с другим. Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх – Я». Дети интересуются своими половыми органами и половыми органами других детей. Интересуются отличиями. Зарождаются новые черты личности – самонаблюдение, благоразумие и др.
Латентная стадия (5-12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Само название этого периода указывает на скрытый характер проявления либидо. Ребенок осваивает формы поведения, свойственные данному полу. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т. д.
Генитальная стадия (12-18 лет) соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало – «Оно» – усиливает свою активность, и личности подростка приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.
Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства.
Тема 5:Закон развития высших психических функций
План:
1. Сознание как сущностная характеристика человека
2. Знаковое опосредствование высших психических функций человека
3. Основной закон развития высших психических функций
1. Во всех изложенных выше теориях, несмотря на их существенные различия, есть одно общее: они рассматривают человека как результат действующих на него факторов. Хотя в одном случае поведение человека определяется наследственностью и инстинктами, а в другом — внешними воздействиями среды, оба эти механизма ставят человека в жесткую зависимость от не зависящих от него обстоятельств (природных инстинктов или внешнего подкрепления). Объединение этих факторов в принципе не меняет положения дел: ребенок становится функцией одновременно среды и наследственности.
Но ведь достаточно часто бывают случаи, когда вопреки крайне неблагоприятным социальным обстоятельствам и отсутствию природных задатков (физический дефект или недостаток способностей) люди достигают огромных высот в своем духовном и душевном развитии. А бывает наоборот, несмотря на хорошую наследственность и благоприятные условия среды, люди деградируют и перестают развиваться. Получается, что ни наследственность, ни среда, ни их сочетание сами по себе не определяют пути развития человека и его психологических особенностей. Они лишь создают необходимые условия для его развития, но не являются его детерминантами.
Специфика человеческого поведения состоит в том, что оно не является ни функцией телесной организации человека, ни функцией среды. Оно свободно, и свободу эту дает человеку сознание. Осознавая свое поведение, человек начинает строить его произвольно, приобретая независимость от своего натурального, природного состояния и от внешней среды.
Осознание своего поведения предполагает отношение к нему, взгляд на себя как бы со стороны. Но для того, чтобы встать в отношение к чему-то, это что-то должно быть дано как не совпадающее со мной. Пока я действую автоматически, неосознанно, я не могу отделить себя от натурального течения жизни и сливаюсь с условиями своей жизнедеятельности. Для осознания своего поведения должен случиться выход за пределы непосредственного, натурального течения своей жизни, который и сделает возможным отношение к себе.
Однако проблема заключается в том, что природных, врожденных способов для такого выхода у ребенка нет. Имеющиеся у него органические способности позволяют лишь сливаться, совпадать с условиями своей жизнедеятельности. Для того чтобы встать в отношение к этим условиям и к самому себе, этих врожденных условий как раз недостаточно. И в то же время практически каждый ребенок проходит этот путь развития сознания, в процессе которого он преодолевает характерную для всех животных детерминацию поведения внешними стимулами или внутренними, органическими потребностями. Как же это возможно?
Продуктивное решение этой проблемы было предложено выдающимся отечественным психологом Львом Семеновичем Выготским, который является основателем культурно-исторической психологии. Именно ему принадлежит идея знакового опосредствования сознания человека, которая дает новые ответы на вечные вопросы о развитии психики ребенка. К более подробному рассмотрению его идей мы и переходим.
2.Знаковое опосредствование высших психических функций человека
Человеческий ребенок в отличие от детенышей животных при рождении попадает не в природную среду, а в определенное культурно-историческое пространство, в котором существуют не только внешние материальные предметы, но и идеальные формы, отражающие специфику данного общества (представления, идеи, ценности и т.д.). В этом пространстве есть и особые предметы – ЗНАКИ, – обладающие двойной (материальной и идеальной) природой. С одной стороны, знаки являются материальными предметами, имеющими свою внешнюю форму (зрительную, слуховую и т.д.), а с другой — они содержат в себе значения, которые вбирают в себя идеальные представления (образы) некоторых предметов, процессов или явлений. Таким образом, знак является заместителем реальности и позволяет перевести эту реальность в идеальную форму. Самым распространенным примером знаков являются слова человеческой речи. Например, слово «зима» имеет вполне определенную предметную форму (его можно увидеть, услышать, записать). Но суть этого слова не в сочетании конкретных звуков или букв, а в том, что оно вызывает в сознании человека совершенно определенный образ, который никак не связан с его звуковой или графической формой. В самом деле, само сочетание звуков «з-и-м-а» не содержит ничего «холодного», «белого», «снежного», и в то же время это слово вызывает именно эти ощущения и представления.
Мысль Л.С.Выготского заключается в том, что знаки являются не только заместителями других предметов, но и средствами, орудиями внутренней, психической жизни человека. По аналогии с орудиями труда знаки являются психологическими орудиями, которые позволяют осознать себя, свои действия и овладеть ими. Согласно концепции Л.С.Выготского, человеческое поведение осуществляется посредством знаков, т.е. оно опосредствовано знаками. Основная функция знаковых средств заключается в объективации собственного поведения, в превращении его в особый предмет, отдельный от человека. Это поведение перестает совпадать с субъектом активности, в результате чего становится возможным отношение к нему и его осознание.
Наиболее универсальной системой знаковых средств является речь. Поэтому центральной линией развития сознания ребенка, по Л.С.Выготскому, является развитие речевого опосредствования. Универсальное значение речи состоит в том, что она освобождает человека от давления наличной ситуации и делает его поведение осознанным. Сказав (вслух или про себя), что и для чего мы делаем, мы можем осознать свое поведение и отнестись к нему. «С помощью речи ребенок создает рядом со стимулами, доходящими из среды, другую серию вспомогательных стимулов, стоящих между ним и средой и направляющих его поведение. Именно благодаря созданному с помощью речи второму ряду стимулов поведение ребенка поднимается на более высокий уровень, обретая относительную свободу от непосредственно привлекающей ситуации; импульсивные попытки преобразуются в планируемое, организованное поведение». Исследования и наблюдения клинических психологов показали, что любые речевые расстройства (афазии) резко повышают зависимость человека от ситуации, делают его рабом зрительного поля. Таким образом, именно речь делает поведение человека свободным и осознанным.
Однако речь не является единственным средством осознания своего поведения и овладения им. В качестве таких средств могут выступать различные образцы, правила или способы действия.) Ученик и последователь Л.С.Выготского— Д.Б.Эльконин связывал становление произвольного и осознанного поведения ребенка со способностью действовать по образцу. Действия ребенка становятся осознанными и произвольными, когда они опосредствованы представлением о том, как «нужно действовать». Этот образ поведения может быть задан в форме обобщенного правила, или игровой роли, или поведения конкретного человека. Важно, чтобы этот образ выступал как регулятор поведения, чтобы он стал образцом, с которым ребенок сравнивает свое поведение. Это сравнение с образцом и есть осознание своего поведения и отношение к нему.
Психика человека, с позиции культурно-исторической концепции, имеет опосредствованный характер. Способы человеческой деятельности, произведения искусства, правила социального поведения, научные понятия являются своеобразными средствами, с помощью которых человек строит себя, свой внутренний мир, свои способности.
Конечно, у человека есть врожденные, натуральные психические функции и процессы (условные и безусловные рефлексы, непроизвольное внимание и память, защитные и пищевые реакции и т.д.), но они не определяют специфики и сущности психики человека, а являются лишь предпосылками ее развития. Над этими «нижними этажами» надстраиваются (и во многом преобразуют их) другие, высшие психические функции, которые имеют не натуральную, а культурную основу. Высшие психические функции опосредствованы и произвольны по своей природе. Человек сам владеет ими: он может по своей воле заставить себя быть внимательным, запомнить то, что требуется, подумать над проблемой, вести себя определенным образом и т.д. Эти высшие психические функции и составляют сущность и своеобразие человеческой психики и коренным образом отличают ее от психики всех животных. Развитие ребенка является процессом освоения и присвоения культурно заданных средств овладения собой или становления высших психических функций.
Однако здесь возникает вопрос: каким образом, возможно, это освоение? Могут ли сами средства или предметы культуры сформировать у ребенка человеческие способности? Конечно, нет. Ведь сам маленький ребенок никогда не откроет функции знаковых средств, не научится говорить, не поймет произведений искусства и тем более, не будет овладевать своим поведением. Но дело в том, что ребенок никогда не оказывается один на один с окружающим миром. Рядом и вместе с ним всегда находятся взрослые.
Источник
В своей периодизации возрастного развития австрийский невропатолог, психиатр, психолог Зигмунд Фрейд (1856—1939) прослеживает одну линию — психосексуального развития. В данном учебнике целесообразно, прежде всего, рассмотреть становление личности, представленное в классическом психоанализе. Что представляет собой структура личности на этапе младшего школьного возраста и как характеризуется одна из сторон личностного развития — психосексуальное развитие — в данном возрастном периоде?
По 3. Фрейду, человек изначально представляет собой биологическое существо, обладающее инстинктами жизни, а также инстинктом смерти. Энергия жизненных поступков — это энергия либидо (от лат. libido — желать, хотеть), находящая разрядку в сексуальном поведении.
Зрелая личность имеет сложную структуру: она состоит из трех инстанций — Оно (id), Я (ego) и Сверх-Я (super-ego) [1]. Оно как биологическое начало “содержит страсти”, иррационально и аморально. Побуждения, исходящие из Оно, требуют немедленного и полного удовлетворения. Подчиняется Оно принципу удовольствия, т.e. первичному принципу человеческой жизни.
Вторая инстанция Я принимает решения, удовлетворяя желания Оно в той мере, в какой это позволяют реальные обстоятельства. Ориентируется Я на возможности и ограничения внешнего мира и подчиняется принципу реальности. Жить по принципу реальности — значит знать, что кроме собственных потребностей существует внешний мир, с которым приходится считаться, и терпеливо ждать, когда в нем появятся условия, необходимые для удовлетворения потребностей. Выход энергии либидо тормозится, осуществляется медленно и постепенно или направляется в другое русло, приемлемое при сложившихся обстоятельствах. Последний вариант представляет собой сублимацию, часто выраженную в форме творчества.
Если Оно является воплощением страстей и влечений, то Я — воплощением разума и рассудительности. Однако, как подчеркивает 3. Фрейд, “по отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади… Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и Я превращает обыкновенно волю Оно в действие, как будто бы это было его собственной волей” [2].
Третья инстанция личности, Сверх-Я, становится носителем моральных норм, критиком и цензором. Благодаря одобрению и похвалам родителей у ребенка появляется идеальное Я, благодаря наказаниям за “плохое” поведение — совесть. Когда действия Я расходятся с требованиями Сверх-Я (идеального Я или совести), возникает чувство вины.
Рассматривая структуру личности, представленную в работах
3. Фрейда, следует иметь в виду соотношение инстанций личности и сознательных/бессознательных процессов, а также роль принципов удовольствия и реальности в развитии личности.
В личностной организации выделяются три уровня — сознание, предсознательное и бессознательное. 3. Фрейд считал, что в сферу сознания (осознаваемого личностью) входит лишь небольшая часть мыслей, образов, чувств и воспоминаний. Кроме того, далеко нe все из того, что осознается в определенное время, сохраняется в сфере сознания; многое “погружается” на уровень прeдсознательного или бессознательного.
Область предсознательного, или “доступная память”, содержит элементы психической жизни, которые в настоящее время нe осознаются, но легко могут быть возвращены на уровень сознания.
Доступная намять — промежуточная, она в какой-то мере связывает сознание и бессознательное.
В глубинной области бессознательного хранятся инстинктивные влечения и вытесненные из сознания, травмирующие переживания и воспоминания, в частности — психические травмы, полученные в детстве, и социально нeодобряемыe чувства.
Содержание бессознательного не осознается, но часто определяет поведение и проявляется во снах, фантазиях и играх.
При этом Оно полностью не осознаваемо, а Я и Сверх-Я функционируют на всех трех уровнях сознания (рис. 1.2) [3].
Рис. 1.2. Структура личности и уровни сознания по 3. Фрейду
Оно подчиняется принципу удовольствия, Я подчиняется принципу реальности. Эти два жизненных принципа, сформулированных 3. Фрейдом, по сути, взаимосвязаны: принцип реальности можно рассматривать как принцип отсроченного удовольствия.
Удовольствие — это чувство, сопровождающее снятие (разрядку) напряжения, физиологического или психического. 1
“В душе имеется сильная тенденция к господству принципа удовольствия, которой, однако, противостоят различные другие силы и условия, и, таким образом, конечный исход не всегда будет соответствовать принципу удовольствия… Мы знаем, что принцип удовольствия присущ первичному способу работы психического аппарата и что для самосохранения организма среди трудностей внешнего мира он с самого начала оказывается непригодным и даже в значительной степени опасным. Под влиянием стремления организма к самосохранению этот принцип сменяется “принципом реальности”, который, не оставляя конечной цели — достижения удовольствия, откладывает возможности удовлетворения и временно терпит неудовольствие на длинном окольном пути к удовольствию” [4].
Структура личности, включающая три инстанции (Оно, Я и Свeрх-Я), формируется в онтогенезе постепенно. Рождаясь, ребенок имеет только Оно и живет по принципу удовольствия. Сталкиваясь с ограничениями, требованиями, запретами и наказаниями, исходящими от окружающих его взрослых людей, ребенок развивается как личность: у него появляются инстанции более высокого уровня — Я и Сверх-Я. Процесс социализации оказывается болезненным, фрустрирующим. Таким образом, с одной стороны, человек с самого начала жизни находится в антагонистических отношениях с обществом, общество давит на него, с другой стороны, без этого давления личностный рост невозможен.
Возрастное развитие, его стадии, по 3. Фрейду, связаны со смещением эрогенных зон — областей тела, стимуляция которых вызывает разрядку энергии либидо и, соответственно, удовольствие (отсюда — своеобразные названия возрастных этапов).
На оральной стадии (до года) эрогенная зона — слизистая ротовой полости и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствии пищи — собственный палец или какой-нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, и кроме бессознательного, инстинктивного начала личности, Оно, в конце стадии появляются зачатки второй инстанции личности — Я. Формируются такие черты личности, как требовательность, жадность и неудовлетворенность тем, что ребенок имеет.
На анальной стадии (от года до 3 лет) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего интенсивно развивается Я и определяющим становится принцип реальности. Кроме того, в конце стадии начинают складываться зачатки последней, третьей инстанции — Свeрх-Я как воплощения социальных норм, внутренней цензуры, совести. Развиваются аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность и некоторые другие черты.
Фаллическая стадия (с 3 до 6 лет) связана с наиболее яркими и очевидными проявлениями детской сексуальности. Основной эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать влечение, сексуальную привязанность к взрослым людям: мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки — к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования Сверх-Я. Зарождаются новые черты личности — самонаблюдение, благоразумие.
Латентная стадия (с 6 до 12 лет) характеризуется периодом психологического и биологического спокойствия, снижением у ребенка полового интереса. Латентной стадии свойственно сосредоточение на внутренних порывах и сексуальной энергии. Это период большого интеллектуального развития ребенка. Влечения, исходящие из Оно, хорошо контролируются, детские сексуальные переживания вытесняются в область бессознательного, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, игры и школьное обучение.
Генитальную стадию (с 12 лет) отличает становление взрослой сексуальности. Объединяются все эрогенные зоны, имевшиеся раньше, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало — Оно — усиливает свою активность, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя разнообразные механизмы психологической защиты.
Рассматривая периодизацию 3. Фрейда, часто говорят о трех прегенитальных стадиях развития личности (оральной, анальной и фаллической), для которых характерна ранняя детская сексуальность, и генитальной стадии, начинающейся с полового созревания (табл. 1.2). В этой логике промежуток между прегенитальными и генитальной стадией развития, когда не появляются новые эрогенные зоны и ослаблена активность Оно (“дремлет” сексуальный инстинкт), представляет собой латентный период, но не стадию психосексуального развития как таковую [5].
Таблица 1.2
Психосексуальное развитие по 3. Фрейду
Стадия | Возраст | Приобретаемый опыт | |
Прегени- тальная | Оральная | До года | Отделение себя от матери |
Анальная | 1—3 года | Приучение к опрятности, самоконтроль | |
Фалличе ская | 3 года — 6 лет | Половая идентификация | |
Латентная | 6—12 лет | Расширение социальных контактов | |
Генитальная | С 12 лет | Влюбленность |
Младший школьный возраст в данной периодизации приходится на латентный период. Ослабление сексуальной потребности объясняется 3. Фрейдом как спецификой физиологического развития ребенка, так и ролью Я и Сверх-Я в структуре личности. Энергия либидо в это время с помощью механизма сублимации направляется в те виды деятельности, которые не связаны с сексуальностью.
Таким образом, младший школьный возраст в периодизации 3. Фрейда занимает особое место по следующим основаниям:
- — к началу младшего школьного возраста оказывается полностью сформированной структура личности. У младшего школьника развиты все три инстанции личности — Оно, Я и Сверх-Я (идеальное Я и совесть);
- — Оно (биологическое начало) не проявляет значительной активности. При отсутствии напряженности в структуре личности, Я и Сверх-Я обеспечивают контроль за имеющимися влечениями;
- — переживания, связанные с ранней детской сексуальностью, вытеснены в бессознательное, а взрослая сексуальность еще не наступила (она появится с началом полового созревания). По этой причине младший школьный возраст оказывается “фазой сексуального затишья”, т.е. латентным периодом в психосексуальном развитии личности;
- — поскольку в этом возрасте у детей снижается половой интерес, младший школьник ориентирован на обучение и отношения со сверстниками. Благодаря сублимации он включается в интеллектуальные занятия и спортивные игры. Следовательно, именно младший школьный возраст — максимально благоприятное время для школьного обучения.
Источник