Периодизация роста и развития ребенка

Периодизация роста и развития ребенка thumbnail

В первые годы жизни ребенка подстерегает множество опасностей. Каждое достижение: первая проба нового продукта, первые шаги, первые друзья в детском саду — все это может быть связано с риском болезни или травмы. И задача родителей — знать, что происходит с малышом, быть способными облегчить его состояние при необходимости, помочь ему перенести неудобства, которые может доставлять растущий организм.

Разобраться в критических периодах развития ребенка и их особенностях помогла врач-педиатр Светлана Константиновна Ильясевич.

Светлана Ильясевич,
врач-педиатр 1 квалификационной категории медицинского центра «Кравира»
и Центра семейной медицины «Доктор Тут», автор блога в Instagram @pediatr_svetlana

Неонатальный период
(период новорожденности)

Период новорожденности — один из самых сложных как для ребенка, так и для родителей. Считается, что он длится 4 недели. В этот период ребенок приспосабливается к новым условиям жизни. Малыш беспомощен и полностью зависит от родителей. Кроме этого, продолжается развитие органов и систем ребенка, поэтому ему необходим тщательный уход.

Что важно в этот период?

  • Правильное питание.

Большинство проблем и вопросов родителей связано именно с проявлениями со стороны ЖКТ. Самое оптимальное питание для ребенка — грудное молоко, при невозможности — адаптированная молочная смесь. Выбор смеси — вопрос очень серьезный, поэтому необходимо этот вопрос обсуждать с врачом.

  • Правильный микроклимат.

У маленьких детей неустойчивая терморегуляция. Они очень зависимы от температуры окружающей среды. Все знают, что ребенка нельзя переохлаждать. Однако ровно так же нельзя ребенка кутать и перегревать.

  • Уход за кожей.

Кожа новорожденного имеет свои особенности, поэтому за ней необходим тщательный уход. Причем имеется в виду не использование в большом количестве детской косметики, а содержание ребенка в чистоте и создание правильных параметров микроклимата.

  • Обработка пупочной ранки.

На смену рекомендациям по обработке пупочной ранки перекисью водорода и зеленкой пришли новые. Чистую и сухую пупочную ранку обрабатывать не надо ничем. А вот если она мокнет, то стоит использовать антисептик. Это может быть препарат, содержащий хлоргексидин, настойка календулы, перекись водорода. Иногда врач может назначить порошок с антибиотиком.

Возникновение колик

В возрасте 2-3 недель часто появляются колики. И так как до сих пор точно не определили, почему они возникают, то и эффективного лечения еще не придумали.

Среди причин называют:

  • незрелость ЖКТ ребенка и его ферментативных систем;
  • нарушение режима кормлений, особенно перекорм;
  • употребление мамой продуктов, которые негативно влияют на пищеварение ребенка;
  • неправильные условия микроклимата;
  • дисбактериоз кишечника.

Что характерно для колик?

  1. Начинаются в возрасте 2-3 недель;
  2. исчезают к 3 месяцам, иногда могут продлиться и до 5;
  3. внезапно начинаются и так же резко проходят;
  4. после приступа нет никаких изменений в состоянии ребенка;
  5. нет других проявлений какого-либо заболевания.

Что делать, чтобы помочь малышу?

  1. Наладить режим кормлений и не перекармливать ребенка.
  2. Следить, чтобы ребенок не заглатывал воздух во время кормлений. 
  3. Не забывать выкладывать на живот на твердую поверхность перед едой.
  4. Не забывать регулярно делать гимнастику, массаж живота.
  5. Маме нужно перестать нервничать самой и не передавать нервозность ребенку.
  6. Проанализировать, после каких продуктов ребенку хуже, и исключить их из маминого питания (могут плохо влиять жирное молоко, хлеб, сдоба, бобовые, овощи, фрукты, жирная пища, кофе). 
  7. Если ребенок на искусственном вскармливании, совместно с педиатром подумать о замене смеси.
  8. Обеспечить комфортные условия микроклимата для ребенка.
  • Для облегчения состояния ребенка можно использовать препараты на основе симетикона (уменьшает газообразование), пробиотики с лактобактерией L. Rhamnosus, ферментные препараты, растительные препараты.
  • Важно, чтобы в составе лекарств не было красителей и вкусовых добавок.
  • Для маленьких детей предпочтительна жидкая форма препарата с нейтральным вкусом: тогда капли можно добавлять в пищу.
  • Также обращайте внимание на объем и срок годности лекарства после вскрытия и возможность одновременного приема с другими препаратами: например, если есть необходимость в антибиотиках, то их можно сочетать.

Контакты с аллергенами

Контакт ребенка с аллергенами начинается рано — еще в период внутриутробного развития.

Развитие здоровой кишечной микрофлоры является важным фактором местной защиты (или местного иммунитета). Так, нормальная микрофлора способствует синтезу факторов иммунной защиты, таких как IgA, лизоцим и др. Перспективным направлением является применение нового поколения пробиотиков, содержащих живые бактерии, способные прижиться в кишечнике за короткое время.

Многие родители не раз слышали о гипоаллергенной диете. Ее рекомендовали беременным женщинам, кормящим матерям, маленьким детям, не говоря уже о тех, у кого хоть раз были какие-то высыпания на коже.

Сегодня взгляды на введение потенциально аллергенных продуктов сильно изменились. Появляется все больше данных о том, что это — профилактика аллергии в будущем.

Поэтому нет никакой необходимости соблюдать гипоаллергенную диету беременным и кормящим женщинам. И если у ребенка есть аллергия, то ему нельзя лишь конкретные продукты, которые эту аллергию провоцируют, а не все потенциальные аллергены.

Кроме того, применение пробиотиков с доказанной эффективностью может давать положительные эффекты в отношении профилактики аллергии. Однако такие действия лучше согласовывать с врачом.

Аллергия — это иммунный ответ организма на чужеродный белок. И проявления могут быть от легких до угрожающих жизни. Кроме этого, может быть непереносимость какого-либо продукта. Проявления могут быть те же, а причины возникновения симптомов другие, не связанные с аллергией. И если, что-то съев, вы заметили неадекватную реакцию организма, то этот продукт придется все-таки исключить.

В диагностике аллергии остается много вопросов. Не всегда с помощью анализов можно сказать, на что аллергия. В этом вопросе очень важны ваши наблюдения. Кроме того, высыпания на коже — далеко не всегда аллергия. Поэтому, если не видно связи высыпаний с каким-либо продуктом, ищите другую причину.

Прорезывание зубов

Родители довольно часто переживают за очередность и своевременность роста зубов у детей. Существуют специальные таблицы со средними сроками и порядком прорезывания. Но не забывайте и про индивидуальные особенности: имеет значение и наследственность.

Всевозможные «страшилки» о раннем, позднем или неправильном порядке прорезывания зубов при отсутствии других неблагополучных симптомов не имеют под собой никакого основания. 

Прорезывание зубов — процесс физиологический. Он является одним из этапов развития зубов. У большинства детей это происходит легко и безболезненно. Однако у некоторых малышей прорезывание зубов может сказываться на самочувствии — возникает так называемый синдром прорезывания зубов. Его проявлениями могут быть:

  1. повышение температуры тела (как правило, «не злая»: не очень высокая, хорошо сбивается, держится не более 2-3 дней);
  2. реакция со стороны десен (набухание, покраснение, опухоль синюшного цвета);
  3. усиление слюноотделения, как следствие — раздражение кожи вокруг рта;
  4. беспокойство, нарушение сна;
  5. плохой аппетит;
  6. жидкий стул;
  7. избыточное образование слизи в носу.⠀
Читайте также:  Мдоу центр развития ребенка детский сад 179

Симптомы эти неспецифичны и могут быть проявлением множества заболеваний. Поэтому при появлении неблагоприятных симптомов обязательно обращайтесь к врачу, чтобы исключить болезнь.

Чем можно помочь ребенку, если при прорезывании зубов он испытывает выраженный дискомфорт?

  • Чаще предлагать грудь;
  • использовать специальные прорезыватели;
  • уделять больше внимания ребенку;
  • проводить малышу массаж десен;
  • ухаживать за кожей вокруг рта;
  • жаропонижающие средства при сильном болевом синдроме и/или повышении температуры.

Гели, используемые при прорезывании зубов, также имеют свои особенности:

  1. есть вероятность проглатывания и системного действия на организм;
  2. возможны аллергические реакции;
  3. их действие непродолжительное.⠀

Важно!

Препараты с лидокаином запрещены в некоторых странах из-за риска серьезных осложнений. Если вы их применяете, то внимательно читайте инструкцию: не превышайте рекомендуемые дозировки и кратность приема!

Введение прикорма

Прикорм — это введение в питание ребенка первого года жизни дополнительной пищи, которая постепенно вытесняет грудное молоко или смесь и помогает переходу на питание «взрослого типа». Своевременное введение прикорма обеспечивает возрастающие потребности растущего организма в минеральных веществах, витаминах, способствует формированию жевательного аппарата и адекватных вкусовых привычек.

Когда же начинать вводить эту новую для ребенка пищу?

По всем рекомендациям начинать вводить прикорм надо не ранее 4 месяцев жизни, но не позднее 6 месяцев.

Как же понять, когда именно вашему ребенку уже пора пробовать новые вкусы? Внимательно присмотритесь к малышу.

Признаки того, что ребенок готов к введению прикорма:

  1. малыш проявляет интерес к тому, что едят другие, выражает эмоциями и жестами отношение к пище;
  2. у ребенка сформировался рефлекс проглатывания пищи и угас рефлекс «выталкивания» языком;
  3. малыш охотно пьет жидкость с ложечки;
  4. ребенок может самостоятельно или с небольшой поддержкой сидеть;
  5. малыш открывает рот, когда голоден;
  6. ребенок съедает за сутки 900 и более миллилитров грудного молока или смеси, но при этом не насыщается едой, как раньше.

Если вы поняли, что ваш ребенок уже готов к введению прикорма, то можно начинать. Существуют простые правила введения прикорма.

  1. Прикорм начинают вводить на фоне полного благополучия ребенка.
  2. В ближайшем будущем в жизни ребенка не должно быть резких изменений (переездов, путешествий, прививок, смены ухаживающего лица и т. д.).
  3. Начинать нужно с монокомпонентного (из одного вида продуктов) прикорма.
  4. Прикорм начинают с небольшого количества и в течение 10-14 дней постепенно увеличивают объем, доводя до возрастной нормы, заменяя одно кормление грудью или смесью.
  5. Довольно часто бывает так, что ребенок отказывается от принятия нового вкуса. Нужно терпеливо и доброжелательно его приучать: иногда для этого требуется 10-15 попыток.

Сроки и очередность введения прикорма могут отличаться у разных детей в зависимости от их индивидуальных особенностей. Все нюансы лучше обсуждать со своим педиатром.

Ребенок начал ходить

Когда ребенок начинает ходить, он активнее познает мир. Ему надо все потрогать, все попробовать, все исследовать. И задача родителей, во-первых, безопасно организовать пространство, а во-вторых, постоянно разговаривать с ребенком и объяснять, что можно, а что нельзя, что может быть опасным.

Как организовать безопасность?

  • Не ставить горячие еду или питье на край стола.
  • Не накрывать стол скатертью: ребенок может потянуть ее и опрокинуть все на себя.
  • Прятать острые, колющие и режущие предметы.
  • Духовку обеспечить защитным экраном.
  • Обезопасить ящики и шкафы специальными зажимами.
  • Полки и мебель должны быть хорошо закреплены.
  • Не должно быть порогов и «загибающихся» ковров (чтобы ребенок не зацепился и не споткнулся).
  • Спрятать все провода.
  • Острые углы сгладить специальными накладками.
  • Лекарства должны находиться в недоступном месте, это же касается и бытовой химии.
  • В ванной положить коврик против скольжения.
  • Розетки закрыть специальными заглушками.
  • Если дом двухэтажный — закрыть доступ к лестнице.
  • Позаботиться о безопасных окнах.
  • Если есть домашние животные, то не оставлять ребенка с ними наедине.

Ребенок пошел в детский сад

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Привыкание к нему — период адаптации, и у всех он протекает по-разному.

Период адаптации к детскому саду может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев.

Чтобы этот период протекал менее болезненно, подготовку надо начинать заранее:

  1. прививать ребенку навыки самообслуживания;
  2. соблюдать режим дня, близкий к садовскому, в том числе и в выходные дни;
  3. ознакомиться с приблизительным садовским меню и кормить так ребенка дома (например, в обед суп и второе);
  4. сформировать позитивное отношение ребенка к детскому саду.

Когда ребенок уже начал посещать детский сад:

  • не стоит отдавать малыша сразу на полный день;
  • не стоит отдавать ребенка в сад в период, когда уже есть стресс (например, переезд);
  • маме важно постараться не тревожиться, ведь спокойная мама — спокойный малыш;
  • не стоит при ребенке обсуждать темы с негативной установкой на детский сад;
  • будьте готовы к слезам и не затягивайте прощание;
  • если начали посещать сад, старайтесь делать это регулярно.

Когда ребенок начинает ходить в детский сад, он знакомится с новыми микробами и начинает болеть, порой часто. И это тоже нормально. 

Начало активной социальной жизни ребенка — всегда выход из «зоны комфорта». Дома все было привычно, и вдруг происходит настоящее знакомство с большим миром. К сожалению, не всегда оно бывает приятным: например, малыши могут сталкиваться с кишечными инфекциями. В ключе этой проблемы важна пробиотическая терапия — и как профилактика, и как вспомогательный момент лечения. Пробиотик, в состав которого входит L. Rhamnosus, может при необходимости применяться одновременно с антибактериальными препаратами, так как обладает природной устойчивостью к антибиотикам. За схемой и правилами приема обращайтесь к своему педиатру.

Читайте также:  Формирование и развитие ребенка и личности это цели

Сезон простуд

Прежде всего необходимо остановиться на понятии простуда. Многие считают, что простуда — это заболевание, которое возникает при переохлаждении организма.

На самом деле простудой называют инфекцию дыхательных путей, которая вызывается вирусами и бактериями и может проявляться насморком, болью в горле, кашлем и др. При этом переохлаждение может быть одним из провоцирующих факторов, но не причиной заболевания.

Дети болеют круглый год, однако летом, когда условия для жизнедеятельности вирусов и бактерий хуже, болезней меньше. А осенью и зимой дети болеют чаще.

К сожалению, волшебной таблетки, чтобы выпить ее и не заболеть, не существует. Поэтому так важна профилактика ОРВИ.

  • Обучайте ребенка правилам личной гигиены, в том числе регулярному мытью рук.
  • Учите ребенка держать дистанцию.
  • Ежедневно увлажняйте слизистую носа физиологическим солевым раствором.
  • Поддерживайте правильный микроклимат в помещении, в котором находится ребенок: регулярные проветривания и влажные уборки.
  • Питание должно быть полноценным и разнообразным. Если по каким-то причинам это сделать не удается, то обратитесь к доктору. Возможно, стоит принимать недостающие вещества в виде витаминных препаратов.
  • Следите, чтобы ребенок пил достаточно воды.
  • Обеспечивайте ребенку физическую активность.
  • Гуляйте с ребенком ежедневно в любую погоду.
  • Одевайте ребенка по погоде.
  • Если из родителей кто-то курит — необходимо отказаться от этой вредной привычки.
  • По возможности откажитесь от посещения мест с большим скоплением народа.

Фото: Александр Задорин

Источник

Содержание:

Периодизация развития детей20.01.17 09:00 / ????7118 (122 за неделю) / ⏱️7 мин. /

С помощью возрастной периодизации осуществляется попытка выделения общих закономерностей жизненного цикла человека. Благодаря разбивке на периоды жизненного пути легче усматриваются закономерности развития личности из-за специфики разных возрастных этапов.
На международном симпозиуме 1965 года по возрастной физиологии условились выделять 7 периодов развития в детско-юношеском возрасте:

  1. Новорожденность – первая декада после рождения (10 дней).
  2. Грудной возраст – с 11 дня по достижении года.
  3. Раннее детство – 1-3 года.
  4. Первый детский период – 3-8 года.
  5. Второй детский период – 8-11 и 8-12 лет (у девочек и у мальчиков соответственно).
  6. Подростковый период – 12-15 лет и 13-16 лет (у девочек и у мальчиков соответственно);
  7. Юношеский период – 16-20 лет и 17-21 год (у девушек и у юношей соответственно).

В зависимости от критерия психологической периодизацией отмечаются разные жизненные периоды человека. Но независимо от выбранных оснований периодизации, большинство теорий сходятся вокруг одинаковых возрастных этапов.

Стадии развития по Эриксону

Психолог из США Э. Эриксон выделил в развитии личности несколько психосоциальных стадий, затрагивающих жизнь от раннего детства до юности.

Младенчество – от появления на свет до года

Благодаря заботе матери в этот момент закладываются основы личности, такие как уверенность, чувство доверия, внутренняя определённость. Крошка доверяет социуму, который ограничивается для него личностью матери. Но если мать несостоятельна, ненадёжна, отвергает дитя, то закладывается подозрительность, чувство недоверия.

Раннее детство – 1-3 года

В этот период малыш учится действовать самостоятельно – ползать, стоять, ходить, есть, одеваться, умываться и т. д. На этой стадии его идентичность можно выразить формулой «я сам». Становлению самостоятельности малыша способствует разумная дозволенность. Если наблюдается чрезмерная опека или, наоборот, родители слишком многого ожидают от ребёнка, того, что находится за пределами его возможностей, то в этих случаях он переживает неуверенность в себе, сомнения, стыд, слабоволие и приниженность.

Возраст игр – 3-6 лет

На дошкольном этапе происходит конфликт между виной и инициативой. Детей начинают интересовать разные профессии, они охотно контактируют со сверстниками, пробуют новое, легко идут на воспитание и обучение, видя перед собой конкретную цель. Главным чувством идентичности в этом возрасте становится «я – то, чем я буду». Путём поощрения фантазий, самостоятельности и начинаний ребёнка укрепляется развитие инициативности, творческих способностей, так расширяются границы его независимости. Если же ограничивать деятельность ребёнка и «душить» его контролем, то у него разовьётся чувство вины. Дети с чувством вины скованы, пассивны, не смогут в будущем продуктивно трудиться.

Фитбол для детей: какие упражнения полезны

Фитбол для детей: какие упражнения полезны

Приучать ребенка к спорту нужно с раннего возраста. Такие занятия полезны для общего оздоровления, а …

Школьный возраст – 6-12 лет

Периодизация роста и развития ребенкаВ этом возрасте ребёнок серьёзно выходит за пределы семейного круга, начинается процесс систематического обучения. Школьники поглощены процессом познания: что, как и из чего получается. Теперь уже идентичность ребёнка можно охарактеризовать словами «я – то, чему смог научиться». В процессе школьного обучения дети усваивают правила активного участия и осознанной дисциплины. Этот период опасен тем, что может возникнуть чувство некомпетентности, неполноценности, сомнения в статусе среди сверстников или в своих способностях.

Юность – 12-19 или 13-20 лет у разных полов

Это важнейший из периодов психосоциального человеческого развития. Выросший из ребёнка, но ещё не ставший взрослым, подросток в это время сталкивается с незнакомыми социальными ролями и специфическим требованиями. Подростки стремятся оценить мир, выстроить к нему своё отношение, стихийно ищут ответы на важные для себя вопросы: «кто я есть?», «кем хочу стать?». Их захлёстывает пронзительное чувство собственной бесполезности, бесцельности, душевного разлада, что порой бросает их к негативной самоидентификации и отклоняющемуся поведению. Ролевая спутанность, кризис идентичности затрудняет выбор между продолжением образования и поиском карьеры. Иногда возникают сомнения в своей половой идентичности. Успешность выхода из кризиса юного периода может выразиться в появлении положительного качества – верности, когда подросток, сделав выбор, найдя свою дорогу в жизни, остаётся верным обязательствам, возложенным на себя, он принимает устои общества и далее их придерживается.

Закономерности детского развития и его периодизация по Выготскому

Советский психолог Л. С. Выготский выделил 4 главные особенности или закономерности детского развития.
Цикличность. Процесс развития имеет во времени довольно сложную структуру, содержание и скорость развития на протяжении детства постоянно меняются. Так, нарастание и интенсивное развитие в какой-то момент меняются на затухание и замедление. Ценность месяца в развитии младенца намного больше, чем ценность месяца у подростка, поскольку в первом случае цикл развития более интенсивный.
Неравномерность развития разных сторон личности, например, психических функций. В одни периоды психическая функция доминирует, развивается наиболее интенсивно, в то время как развитие других функций отступает в тень и зависит лишь от доминирующей функции. В каждом возрастном периоде начинается перестройка межфункциональных связей, на первый план выступает новая функция, а между остальными функциями устанавливаются новые зависимости.
Согласно Выготскому, есть два сменяющих друг друга типа возрастных периодов: стабильные и критические. Вот выстроенная им периодизация:

  1. Кризис новорожденного.
  2. Младенчество – 2-12 месяцев.
  3. Кризис первого года.
  4. Раннее детство – 1-3 года.
  5. Кризис трёх лет.
  6. Дошкольный возраст – 3-7 лет.
  7. Кризис семи лет.
  8. Школьный возраст – 8-12 лет.
  9. Кризис 13 лет.
  10. Пубертатный возраст – 14-17 лет.
  11. Кризис 17 лет.
Читайте также:  Причины задержки моторного развития ребенка

Периодизация и ведущая деятельность по Эльконину

Периодизация роста и развития ребенкаСоветский психолог Д. Б. Эльконин считал, что для каждого возраста присуща своя система видов деятельности, однако, особое место в ней занимает ведущая деятельность. При этом ведущей является необязательно та деятельность, которая у ребёнка занимает больше времени, а та, что является главной по своему значению для развития психики. В соответствии с ведущими видами деятельности Эльконин выделяет и периоды детского развития:

Методики раннего развития детей

3

Методики раннего развития детей

Раннее развитие детей – тема, интересная большинству современных родителей, которые хотят дать …

  1. Младенчество, когда общение ребёнка со взрослым носит непосредственный, эмоциональный характер.
  2. Ранний возраст (1-3 года) с преобладанием предметной деятельности.
  3. Дошкольный возраст (3-7 лет) с преобладанием ролевых игр.
  4. Младший школьный возраст (8-12 лет) с доминированием учебной деятельности.
  5. Подростковый возраст (11-15 лет) с лично-интимным общением с ровесниками.
  6. Юность.

Внутри самой деятельности различаются психологические новообразования. Когда одна ведущая деятельность сменяется другой (например, вместо игровой деятельности дошкольника возникает учебная деятельность младшего школьника), то наступает кризис. По содержанию можно отличать кризисы отношений, характерные для 3 и 11 лет и кризисы мировоззрения, которые приходятся на 1 год, 7 и 15 лет.

Стадии когнитивного развития Пиаже

Франко-швейцарский психолог Ж. Пиаже поставил во главу угла стадии когнитивного развития, проще говоря, уровня развития интеллекта.

Сенсомоторный интеллект

Он проявляется от рождения до полутора-двух лет. У малыша в этот период развиваются двигательные структуры и чувства: зрение, слух, обоняние, тактильное восприятие, манипулирование, всё это делается из любопытства к окружающей среде. Для малыша открываются связи между его действиями и результатом – потянуть на себя пелёнку и добраться до заветной игрушки, лежащей на ней. Он также начинает понимать, что другие предметы существуют независимо от него, и постоянно учится отличать себя от остального мира.

Репрезентативный (конкретно-операциональный) интеллект

Он соответствует возрасту конкретных действий (2-11 лет). Умственное развитие малыша достигает более высокого уровня. Здесь развивается символическое мышление, начинается интериоризация действий, формируются семиотические функции (умственный образ, язык). Складываются наглядные образные представления объектов, которые малыш обозначает уже не прямыми действиями, а названиями.
Вначале у мышления нелогичный, субъективный характер, но после 7 лет формируются ростки логического мышления. Стадии развития могут сменяться быстрее или медленнее благодаря культурному и социальному окружению хотя бы по тому, насколько полно они предоставляют ребёнку подходящие для занятий задачи и материалы.
Неэффективной является передача готового знания, например, зубрёжка правильных ответов, поскольку для развития необходимо проявление собственной активности при конструировании и регуляции познавательных процессов. Важен для развития мышления также и обмен идеями, споры и обсуждения со сверстниками. При переходе к конкретно-операциональному мышлению все психические процессы, способность к сотрудничеству, моральные суждения перестраиваются. Но эти логические операции остаются конкретными и применяются лишь к реальным предметам и манипуляциям над ними, поскольку реальность ребёнка представлена конкретным содержанием.

Формально-операциональный интеллект

Периодизация роста и развития ребенкаПериод формальных операций, характерный для формально-операционального интеллекта, приходится на возраст 11-15 лет, на протяжении которого формируется абстрактное мышление. Формально-операциональные структуры можно наблюдать, когда ребёнок начинает гипотетически рассуждать, не имея конкретной опоры и независимо от содержимого предметной области.
Основой логики взрослых людей являются формальные мыслительные процессы, именно на них основано простейшее научное мышление, которое манипулирует гипотезами и пользуется дедукцией. С помощью абстрактного мышления человеку удаётся выстраивать умозаключения, пользуясь правилами комбинаторики и формальной логики. Благодаря этому подросток может понять теорию, выстроить свою, прикоснуться к взрослому мировоззрению, временно покидая пределы собственного опыта. С помощью гипотетических рассуждений подросток попадает в сферу потенциально возможного, хотя его идеализированные представления можно проверить не всегда, поэтому они остаются противоречащими фактическому положению дел.

100 книг, которые стоит прочитать ребенку

8 1

100 книг, которые стоит прочитать ребенку

Список книг для деток разного возраста. Здесь представлены не только книги, но и рекомендации, как ч …

Наивный идеализм

Когнитивный эгоцентризм подростков Пиаже обозначил «наивным идеализмом» подростка, который мышлению приписывает неограниченную силу, стремясь таким образом сделать более совершенный мир. Но когда подросток принимает на себя взрослые социальные роли, то тогда наталкивается на препятствия, ему приходится учитывать и внешние обстоятельства. Так в новой сфере происходит окончательная интеллектуальная децентрация.

Педагогическая периодизация

Педагогическая периодизация связана с делением образовательных учреждений на дошкольные (детский сад и ясли) и школьные (все школьные стадии). Здесь различается 6 периодов:

  1. Младенчество – от появления на свет до года.
  2. Раннее детство – 1-3 года.
  3. Дошкольный период – 3-6 лет.
  4. Младший школьный период – 6-10 лет.
  5. Средний школьный период – 10-15 лет.
  6. Старший школьный период – 15-18 лет.

Периодизация роста и развития ребенкаЗнание важнейших этапов индивидуального развития детей и возникающих на этих этапах проблем является важнейшим условием для эффективной воспитательной и образовательной работы, формирующей жизненные навыки, помогающие укрепить и сохранить здоровье.
Поскольку не существует общепринятого определения юности и подросткового возраста, ООН стала считать подростками людей 10-19 лет, а молодёжью – 15-24 лет, что используется для статистики, чтобы не вносить путаницу в формулировки стран-членов ООН. Подростки и молодёжь совместно обозначаются словосочетанием «молодые люди» с возрастными рамками 10-24 лет. В Конвенции о правах ребёнка детьми считаются все лица до достижения 18 лет.

Источник