Периодизация речевого развития ребенка разных авторов
Вопрос № 41.
Детская речь является предметом научного изучения с давних времен. Вопросом изучения детской речи в норме занимались многие исследователи: Гвоздев, Хватцев, Швачкин, Жинкин, Бельтюков, Леонтьев, Исенина, Винарская и др. Было произведено много наблюдений и экспериментальных исследований детской речи, посвященных формированию отдельных сторон речевой системы в онтогенезе, становлению языковой способности, периодизации речевого развития.
Эти исследования имеют большое значение для современной логопедии. В соответствии учением Л.С.Выготского, каждый ребенок в своем развитии проходит ряд качественных изменений, последовательность этих изменений одинакова как у нормальных, так и у аномальных детей, только осуществляется в разные временные периоды и имеют качественные отличия. Таким образом, усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.
Для того чтобы оценить состояние речи ребенка в настоящий момент, выявить причины и механизм нарушения, этап речевого развития, на котором произошел сбой, необходимо знать этапы развития речи в норме. Знание закономерностей и этапов речевого развития в норме позволит выявить нарушение, определить диагноз и составить план коррекционной работы.
Большой вклад в разработку вопросов развития детской речи внес Гвоздев (лингвист). В течение 8 лет изо дня в день фиксировал речь собственного сына, записывая ее в дневник. На основе полученных данных был написана книга «Вопросы изучения детской речи» и «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка». И в настоящее время записи Гвоздева широко используются исследователями детской речи.
А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений, грамматических категорий, усвоения фонетики родного языка, наблюдения дошкольников над явлениями языка.
Выделенные автором периоды формирования грамматического строя речи по существу устанавливают, каким образом складывается у детей язык как система, служащая целям общения и мышления.
Бельтюков («О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе», «Об усвоении детьми звуков речи») занимался проблемой развития фонематических функций в онтогенезе. Он подробно изучил сложность взаимодействия речедвигательного и слухового анализаторов в процессе формирования фонематического восприятия. Экспериментально доказал, что к концу 2 года фонематический слух нормально развивающегося ребенка уже сформирован. Показал, что последовательность овладения произношением фонем не совпадает с последовательностью формирования слуховых дифференцировок. В различении ребенком звуков на слух – шипящие и свистящие, затем твердые и мягкие согласные, распознавание сонорных и шумных звуков. глухие и звонкие, на последнем этапе – различает взрывные и щелевые. Последовательность различение в произношении: сонорных (носовых) и шумных согласных; различение звонких и глухих; взрывных и щелевых согласных.
Н.Х. Швачкин рассматривал развитие фонематического восприятия. Выделил 2 периода в развитии детской речи. Первый период в развитии речи ребенка – дофонемный, речь здесь просодическая, так как ребенок еще не различает в обращенной к нему речи слова по их звучанию. В возрасте 10— 11 месяцев начинается качественно другой период в развитии понимания речи ребенком, основанный на восприятии и различении звукового состава слов. Этот этап Н.Х. Швачкин называет периодом фонемной речи. Различие звуков речи, а следовательно, и слов формируется постепенно. Диффереицировка фонем подчиняется определенному закону — вначале возникает грубая дифференцировка, по наиболее сильным компонентам, в дальнейшем она делается все более и более тонкой, т.е. различение звуков речи идет от различения контрастных к различению все более близких звуков. Н.Х. Швачкин установил такую последовательность развития этого процесса: сначала ребенок начинает различать в потоке воспринимаемой речи гласные звуки от согласных, различение внутри гласных звуков, затем возникает дифференциация шумных и сонорных, далее — твердых-мягких согласных, взрывных-щелевых, переднеязычных-заднеязычных, глухих-звонких, шипящих-свистящих, р-л. Н.Х. Швачкин отмечает такую последовательность появления двигательной дифференциации звуков в собственной речи (от 1 до 5 лет): сначала появляются гласные, затем сонорные м, к (а следовательно, и первые слова мама, на и т.п.), затем шумные взрывные п, б, д, т, к, щелевые в, ф, х, й, свистящие, шипящие л, р.).
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого этапа. Например, Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.
А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1-й — подготовительный — до 1 года;
2-й — преддошкольный – этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
3-й — дошкольный — до 7 лет;
4-й — школьный.
Остановимся подробно на характеристике этапов речевого развития.
1 период – довербальный – от рождения до 1 года.
Самым первым речевым проявлением является крик (громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом). Крик носит рефлекторный характер и является реакцией на различные дискомфортные состояния. На 2-3 месяце крик начинает качественно меняться, меняются его интонации в зависимости от состояния ребенка, и у ребенка появляется гуление и смех.
У большинства здоровых детей в это время появляется начальное гуление – «гуканье». Звуки возникают в ответ на улыбку и разговор взрослого с ребенком, происходит переход от рефлекторных звуков к звукам общения. Ребенок активнее гулит в присутствии взрослых, у него появляется улыбка и первый смех в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми, у ребенка формируется комплекс оживления (эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого). Элементом комплекса оживления выступает гуление, которое отличается от короткого гуканья певучестью.
Гуление – представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании с согласными [г, м]. Гуление важный этап довербального развития речи. В это время наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков, осуществляется процесс развития понимания речи, когда малыш учится управлять интонацией.
Здоровый ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого и реагировать именно на нее. Ребенок еще не понимает смысла обращенной к нему речи, но чутко реагирует на интонацию. Общение между ребенком и взрослым строится на эмоциональной основе.
Следующая стадия развития характеризуется появлением лепета, и длится примерно от 5 до 9 месяцев. После 8-ми-месяцев постепенно звуки, не соответствующие фонетической системе родного языка, начинают угасать. Лепет представляет собой многократное повторение слогов (ма, ба, па, да, на) под контролем слуха. Ребенок прислушивается к своему лепету и стремится повторить сочетания звуков, произносимых им самим (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.), роль слуха при этом весьма велика. По мере автоматизации лепета усваивается ритмический рисунок речи (развивается синтагматическая организация речи).
С 8 месяцев начинает понимать некоторые слова и фразы, которые сопровождаются соответствующими жестами и мимикой, узнает голоса близких, реагирует на свое имя, прислушивается к речи взрослых и наблюдает за их артикуляцией.
К 9-10 месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова. Обычно они состоят из двух одинаковых слогов: мама, папа, баба – часто не имеют предметной соотнесенности.
К концу первого года или в начале второго ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью. К году словарь состоит из 9-12, а иногда и большего количества слов (кис, му, ав, ам и др.). В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков.
С 1 до 1,5 лет – этап первичного усвоения языка.
К году ребенок четко произносит первые слова и понимает до 30 слов. Первые слова характеризуются полисемантизмом. Между 1г.3 мес. и 1г.6мес. рост словаря замедляется. Ребенок осваивает слоговую структуру и интонационно-ритмическую сторону языка. Происходит усвоение однословных предложений. Слово равнозначно по смыслу целому предложению. Первые слова-предложения аморфны, используются без изменений, связаны с конкретной ситуацией.
С 1,5 до 2 лет – происходит бурный рост словаря (до 300 слов), связанный с интенсивным развитием предметной деятельности, овладением слоговой структурой слов. Ребенок пытается произносить 2-х и 3хсложные слова (сначала произносит ударный слог, затем появляется первый предударный, а потом безударные слоги). Помимо существительных в речи ребенка появляются глаголы, связанные с действием и выражением требований. К концу 2 года ребенок объединяет слова в высказывания, связывая их только интонационно, слова в неизменяемой форме используются.
От 2 до 3 лет– этап усвоения грамматики языка.
К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи еще нет шипящих [ш, ж, ч, щ] звуков и звуков [р, рь] и [л]. Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи. К 2 годам формируется фонематический слух.
На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря – достигает 800-1000 слов. В своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи, появляются личные местоимения. Появляются слова с обобщающим значением. Возрастает понимание речи, начинает развиваться контекстная речь.
Дети овладевают элементарными грамматическими навыками родного языка. В начале 3 г. ребенок овладевает первыми формами слов(усваивают ед.и мн.число сущ-х, формы В.п., возвратные глаголы и др.) происходит усвоение флексийнойсистемы языка.
В 2,5 года – развитие фразовой речи, дети учатся строить предложения из 3-4 слов, используя различные грамматические формы слов. Происходит качественный скачок в развитии речи.
Усвоение служебных слов – появляются предлоги, союзы.
Выделяют в словах морфемы, образуют слова по аналогии, возникает словотворчество.
Речь становится уже полноценным средством общения.
Период с 3 до 4 лет – у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Словарь детей достигает 2.000 слов. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги, а также служебные части речи. Дети этого возраста становятся почемучками.
В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания. Ребёнок использует суффиксальное словообразование. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко.
С 3 лет – момент интенсивного развития связной речи. Появляются зачатки монологической речи, дети умеют пересказывать (по вопросам) сказку. Переход от ситуативной к контекстной требует большой согласованности в работе ЦНС, речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и др.
От 4 до 5 лет – Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, присутствуют все части речи (притяжательные местоимения осваивают).
Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот пли иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.
Возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются. Меняя громкость, темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более точно выражать свои мысли.
Начиная с четырех лет жизни фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В это время дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, передают содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регуляторнойфункции речи.
Период от 5 до 6 лет – продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка.
Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, а также суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять. В 5-6 лет ребенок овладевает типами склонений и спряжений.
Наряду с количественным и качественным обогащением речи, возрастанием ее объема в речи ребенка 5-6-ти лет наблюдается увеличение грамматических ошибок, неправильные изменения слов, наблюдаются нарушения в структуре предложений, затруднения в планировании высказывания.
Примерно к шести годам формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане можно считать законченным
В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.
У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Он способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших.
К 7 годам к моменту поступления ребенка в школу, он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, надеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Ребенок начинает излагать события в логичной последовательности. То есть, это говорит о том, что у ребенка начинает формироваться разговорное логическое мышление
К седьмому году жизни ребенок употребляет слова, обозначающие отвлеченные понятия, использует слова с переносным значением. К этому возрасту дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем речи. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
В 7 лет должна быть сформирована устная речь. В младшем школьном возрасте ребенок усваивает механизмы чтения и письма. В этом возрасте продолжают развиваться и совершенствоваться словарь, грамматический строй, связная речь (пересказ).
В среднем школьном возрасте дети изучают закономерности языка, речи, учат правила, изучают части речи, развитие речи происходит на основе изучения морфологических, грамматических основ языка. Одновременно происходит развитие словаря, формируется сознательное отношение к языку. В этом возрасте практические умения и навыки соединяются с теоретическими знаниями о языке, о языковой системе. Усиленно развивается коммуникативная функция речи. В связной речи на качественно новый уровень выходит диалогическая речь. Также важно отметить формирование определенного сленга.
Старший школьный возраст характеризуется дальнейшим развитием лексики и грамматического строя, которое происходит на занятиях, в ходе обучения. Особенно развивается монологическая форма речи как устная, так и письменная, что связано с написанием сочинений, рефератов, выступлением с докладами и др.
Развитие речи не заканчивается в школе. В течение всей своей жизни человек встречается с необходимостью расширять, и обогащать индивидуальный запас слов и грамматических оборотов, совершенствовать сложные формы устной и письменной речи. Дальнейшее развитие речи связано с социальным окружением человека и его профессиональной деятельностью.
Источник
Основные подходы к периодизации речевого развития ребенка
Детская речь – это особый этап в овладении языком и речью, речь детей дошкольного и младшего школьного возраста (до 8-9 лет). Внимание к изучению детской речи обусловлено ее своеобразием, в котором проявляются особенности начальных этапов формирования и развития языковой способности, когда она осуществляется по особым («невзрослым») правилам.
Овладение языком – длительный, многоступенчатый процесс развития языковой способности, когда в результате переработки и упорядочения речевого опыта у ребенка складывается несколько последовательно сменяющих друг друга временных языковых систем, соответствующих уровню его когнитивного развития и обеспечивающих реализацию его коммуникативных потребностей. Эти временные языковые системы формируют в совокупности некоторые этапы освоения языка. В литературе имеются описания этапов речевого онтогенеза, выделенных с разных позиций. При этом в любой периодизации стоит проблема определения временных границ этапов, так как эти границы нерезки, значительны индивидуальные колебания, поэтому все указания на возраст являются приблизительными. Кроме того, хотя привязка определенного этапа к возрасту и важна, например, для определения границ нормы и патологии в речевом развитии ребенка, более значимым является определение последовательности этапов, порядка появления тех или иных характеристик детской речи.
Наиболее общим является выделение в речевом онтогенезе двух возрастных этапов, которые резко различаются по используемым ребенком средствам общения. На дословесном этапе (первый год жизни) – это голосовые реакции (вокализации) и жесты, в дальнейшем, после появления первых слов и развития грамматики – собственно языковые средства (Н.И. Лепская, Т.Н. Ушакова).
Некоторые исследователи первый этап в развитии речи рассматривают как подготовительный и включают в него не только стадию предречевых реакций, но и стадию появления первых слов, которые резко отличаются от дальнейшей речи ребенка; в этом случае подготовительный период завершается к полутора или даже двум годам, далее начинается этап становления речи (М.И. Лисина, Г.Л. Розенгарт – Пупко).
А.Н. Гвоздев выделяет этапы формирования у ребенка грамматического строя русского языка: 1) период предложений, состоящих из аморфных слов – корней, которые употребляются всегда в неизменном виде (1,3-1,10); 2) период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (1,10-3); 3) период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (3-7).
М.М. Кольцова представляет следующую последовательность в развитии языка ребенка:
9,5 месяцев – 1 год 6 месяцев | Слова: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя, те-тя, ам-ам (есть) и т.д. Звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.п. Все существительные употребляются в именительном падеже, в единственном числе |
1 год 6 месяцев – 1 год 8 месяцев | Попытки связать два слова во фразу (мама, дай). Усваивается повелительное наклонение глаголов (иди, иди; дай-дай; и т.п.), поскольку оно выражает желание ребенка и имеет для него важное значение. |
1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев | Пополняются формы множественного числа (так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна) |
1 год 10 месяцев – 2 года | Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы 23%, другие части речи 14%. Союзов нет. Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи), во времени (глагольные времена). Сначала появляется винительный падеж, затем родительный, дательный, творительный и предложный. Однако полное овладение падежными формами происходит значительно позже |
3-й год | Появляются многословные фразы, придаточные предложения; к концу года – соединительные союзы и местоимения |
4-5 лет | Условная форма придаточных предложения. Длинные фразы, монологи. Заключительная фаза в развитии языка. Второй период вопросов «Почему?» |
И.Н. Горелов, рассматривая соотношение интеллектуального и речевого развития ребенка, выделяет шесть речевых стадий в развитии ребенка дошкольного возраста: 1) лепет и первые реакции на собственное имя и имя матери (5-7 мес.); 2) первые слова – предложения (9-12 мес.); 3) первые предложения (к двум годам); 4) первые возможности понимания чужой и употребления собственной речи вне ситуации (к трем годам); 5) беглая речь, словотворчество (к четырем годам); 6) сознательное отношение к правилам языка, исправление ошибок в речи других, качественный скачок в сфере полисемии слова (к семи годам). Основополагающим при выделении этих стадий становится появление тех или иных новообразований в речи ребенка.
На основе исследования письменной речи школьников М.Р. Львовым определена периодизация процесса становления грамматического строя речи учащихся средней школы, в ней выделяется три этапа. Первый этап берет начало в дошкольном детстве и завершается примерно к 12 годам, он характеризуется появлением в речи всех основных грамматических единиц и их регулярным использованием. Второй этап (12-13 лет) отличается выравниванием в употреблении сопоставимых грамматических форм, их разнообразием, в этот период происходит стабилизация, закрепление усвоенных грамматических форм. На третьем этапе (15-17 лет) ведущими становятся унификационные тенденции: в ситуациях, в которых ранее школьники употребляли разные формы, они употребляют одну и ту же, что приводит к чрезмерно частому ее употреблению. Данная периодизация выявляет основные тенденции выбора средств языка при порождении письменного высказывания, характерные для школьников той или иной возрастной группы.
Таким образом, существует множество критериев, на основе которых возможно выделение этапов и ступеней речевого онтогенеза, процесс освоения той или иной стороны речи расчленяется на этапы. Комплексное рассмотрение разных аспектов овладения родным языком (его фонетикой, лексикой, грамматикой) проводится обычно в соответствии с условными усредненными периодами детского развития. В следующей главе рассмотрим процесс формирования речевой деятельности в онтогенезе в концепции «речевого онтогенеза» А.А. Леонтьева.
Источник