Периодизация речевого развития ребенка дошкольного возраста

Речевое развитие ребенка – сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, желания. Для каждого возраста характерная своя ведущая деятельность и своя норма речевого развития. К речевому развитию относят также способность составлять предложения, словосочетания, изменять слова по падежам и временам.

Что такое нормальное речевое развитие

Психологи и логопеды выделяют три основных периода в развитии речи:

  1. Подготовительный (от рождения до 1 года).
  2. Преддошкольный (от года до 3 лет).
  3. Дошкольный (3 – 7 лет).

Они разбиваются на более мелкие этапы. В каждый из периодов ребенок – при нормальном речевом воспитании и развитии – должен овладеть определенными навыками общения, научиться конкретным вещам. К примеру, к 3-4 годам словарный запас малыша уже должен достигать 3000-4000 слов. Чем старше ребенок, тем обширнее и разнообразнее должен быть его лексический багаж, тем проще ему становится коммуницировать с окружающими. Если какой-то этап упущен, развитие остановлено (например, к трем годам ребенок все еще находится на стадии «гуления»), то норма нарушена, необходимо обратиться к специалистам за помощью.

Родителям необходимо знать нормы речи в определенном возрасте и формировать эти навыки, не завышая их, но и не занижая. Не стоит на первых порах перегружать малыша разучиванием стихов и песен, не соответствующих его возрасту.

Что влияет на правильное развитие речи?

Существует две группы факторов, которые влияют на развитие речи:

  1. Биологические.
  2. Социальные.

К первым относят различные патогенные факторы, которые могут вредить правильному развитию: сложное внутриутробное развитие, мозговые инфекции и травмы, нарушения слуха, наследственность.

Вторая группа – это сочетание внутренних процессов развития ребенка и внешних условий, которые являются специфичными для каждого возрастного этапа. Например, раннее отделение малыша от матери иногда становится причиной появления эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения. А это, в свою очередь, ведет к речевым расстройствам.

На правильный разговор влияют примеры, образцы для подражания. Ребенок сначала слышит, как говорят в семье, потому начинает пробовать сам. Чтобы верно усваивать слова в процессе игровой деятельности, ребенок сначала накапливает впечатления – это основа для будущих образов и связей с ними в речи. Развитие общей моторики также влияет на правильность разговора.  На формирование речевых навыков влияет язык, на котором учится говорить ребенок. Попытка усвоить сразу несколько языков может слегка тормозить ребенка в развитии, речь его может формироваться медленнее.  

Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать за огрехи в речи, дразнить или поправлять с раздражением. Это может вызвать замкнутость и нежелание пробовать дальше.

Роль семьи в формировании речевого запаса является ключевой. Родители изучают с ребенком стихи и песни, декламации, приучают малыша говорить с нужной скоростью, отзываются на его попытки вести беседу.

Правильному развитию речи способствуют:

  • Эмоционально положительное окружение;
  • Спокойствие в семье;
  • Умеренное в звуке общение между близкими (без криков);
  • Чувство защищенности в семье;
  • Терпение родителей по отношению к ребенку;
  • Чуткое и доброжелательно поведение воспитателей в детском саду.

Основные этапы развития речи

Речь относится к высшей психической функции. Она зависит от того, насколько развита центральная нервная система. Это и средство общения, и основа мышления. Уже с момента своего рождения малыш попадает в социальную среду, а значит – начинает слушать и учиться общению с окружающим миром. Чтобы быть уверенным, что развитие идет в верном направлении, нужно знать нормы и патологии речи для каждого возрастного этапа.

Речь ребенка от 2 месяцев до года

Эту стадию развития можно условно поделить на три этапа.

  1. Гуление. От 2 до 5 месяцев. Ребенок начинает интонировать свой крик, обозначая свое состояние. Появляются гукающие звуки, они сочетаются с гласными, возникают в общении с родителями, и это – первое осознанное общение ребенка со взрослыми (агу, агы, гэ, аа, эээ). В это же время можно увидеть первую улыбку, услышать первый смех ребенка.
  2. Лепет. Этот период длится дольше всех – порядка семи месяцев, вплоть до одного года. Появляются слоги (ла, да, па), словесные цепочки (па-па, ла-ла-ла), а затем и первые слова, для начала – состоящие из одинаковых слогов (па-па, ба-ба, ма-ма). Речевой аппарат уже настроен для совершения разных движений, слышатся своеобразные звуковые сочетания (ма-ма-ма, ля-ля-па).
  3. Первые слова. К первому году жизни ребенок учится произносить свои первые слова. Обычно их около 20-25. И состоят они из одинаковых слогов. В этот период ребенок начинает соотносить то, что он произносит с конкретными действиями, людьми, предметами (появление мамы – «ма-ма» и т.п.). Малыш в это время очень активно занимается с игрушками, узнает их названия, способен услышать, воспринять и найти нужный предмет, еще не умея самостоятельно его называть (не скажет, что это «кошка», но среди игрушек найдет кошку).

 В идеале к концу первого года жизни именно речь становится главным способом общения ребенка со взрослыми. 

Количество месяцев от рождения

Речевые навыки

2Произнесение отдельных звуков, появление первых спонтанных вокализаций, направленных обычно к взрослому.
3Экспериментирование (растягивание) с гласными звуками — «э-э-э», «а-а-а», «о-о-о», гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки).
4Превращение отдельных звуков в целые рулады и перетекание одного звука в другой — « о-о-а-а-у-у».
5Появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу».
6Совершенствование случайного лепета («на-на-на», «да-да-да»), слияние гласных/согласных звуков, попытки имитации слышимых звуков, налаживание своеобразного диалога с окружающими людьми.
7Частое повторение лепета, понимание смысла некоторых слов, появление смысловых пауз (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого).
8Использование лепета в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их эхолалия (повторение без осознания значения).
9Возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма-ма», усложнение лепета.
10Внимательное вслушивание в речь взрослых, расширение пассивного словарного запаса, произнесение новых слогов и простых слов (встречается достаточно редко) – «ав», «на».
11Увеличение количества облегченных слов или их появление (если не было раньше), смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений).
12Умение понимать более 20 слов, произношение 5-10 облегченных слов, усовершенствование подражания.

Нормы речевого развития от 1 года до 2 лет

Следующий год жизни малыша – это продолжение предыдущей стадии. Первые 12 месяцев подготовили артикуляционный аппарат, и ребенок уже активно пользуется собственными словами. Он умеет подражать животным, окружающим бытовым звукам. Выделяют следующие этапы развития:

  • Ребенок узнает отдельные предметы, понимает вопросы касательно их: «где кубик?», «где девочка?» и т.д. Словами и звуками может сопроводить свое действие. «Разговаривает» с другими детьми звуками, подражанием.
  • Малыш знает названия предметов и их качества, эмоциональные оценки. Первые осмысленные слова: кошка «мяу-мяу», собака «ав-ав» и пр. Звуки при этом могут пропускаться.
  • Понимает простые предложения, призывающие к действию: «Идем кушать», «Дай, пожалуйста» и др. Слова обобщают понятия, например «ав-ав» – это сразу все собаки, а не конкретная. В словарном запасе насчитывается уже около 30-40 слов.
  • К полутора годам произносит практически все гласные и часть согласных. Некоторые из них смягчает. Происходят звуковые замены («ко» – молоко). Словарь расширен до 40-95 слов. В речи преобладают жесты, звуки, мимика.
  • Максимально подражает взрослым. Обращается к ним с просьбами: «папа, дай!». Умеет связывать слова в предложения : «катя хочет ля-лю» (куклу). Речь становится самодостаточной, жесты и мимика уходят.
  • Умеет заменять неверно произнесенные слова верными: «ля-ля» – «кукла». К году и 9 месяцам в норме знает порядка 175 слов, в предложениях использует по 3-4.
  • Слушает сказки, стихи и песни, различает слова по звукам (не путает усы и уши). Обозначает свои действия во время игры. Употребляет местоимения и прилагательные.
  • Узнает слова, которые касаются событий из его собственной жизни. «Мы идем гулять в парк, где встретили большую собаку». Речь развивается очень активно в игре с куклами и животными. К 2 годам в словаре около 300-400 слов. Чаще – существительное и глаголы. Добавляются наречия: тут, здесь.
Читайте также:  Энциклопедия развитие ребенка раннего возраста

Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет

Этот этап в жизни ребенка писатель Корней Чуковский называл периодом «гениальной лингвистической одаренности». В это время малыши занимаются своеобразным творчеством: они придумывают собственные слова и названия, целые конструкции, рифмуют, сочиняют, создают понятия, известные только им самим. Чем характеризуется этот возраст для речи:

  • В словарном запасе уже 1500–2000 слов. Нормой является некоторое искажение труднопроизносимых слов, перестановка слогов местами.
  • Предложения строятся из трех-четырех слов, в 4 года может произносить распространенные предложения.
  • Используются сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции, однородные члены.
  • Активно используют прилагательные, местоимения, наречия, числительные.
  • Гласные уже может произносить, не делая их мягкими. Фонетические ошибки еще норма. Например, шипящие заменяются свистящими.
  • Возникают сложности с буквами «л» и «р».
  • Речь, в основном, не очень связная, присутствуют отдельные описательные элементы («Это кошка. Она пьет. Она мягкая.»).
  • Легко запоминают и повторяют наизусть стихи, потешки, песни.
  • Приходит понимание ритма, громкости речи. Но малыши еще не в силах их самостоятельно регулировать.
  • Умеют рассуждать и делать выводы.
  • Называют свое имя, фамилию, отчество, имена родных и близких.
  • Обобщает предметы в группы, определяет признаки предметов (чай горячий, мед вусный) и действия (мама спит, папа пришел).

Нормы речевого развития от 4 до 5 лет

В четыре года язык ребенка разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с удовольствием готов читать и слушать. А также:

  • Словарный запас состоит из 2500-3000 слов.
  • Точно называет предметы и их качества.
  • Придумывает собственные слова и даже стихи.
  • В речи много прилагательных, предлогов.
  • Становится больше личных местоимений
  • Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений.
  • Происходит овладение монологической речью и пересказом.
  • Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.
  • Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех).
  • Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом.
  • Говорит не быстро.
  • Использует выразительную интонацию для чтения стихов.

Нормы речевого развития детей 5 – 7 лет

К шести годам ребенок уже свободно может говорить с ровесниками и со взрослыми. В идеале к семи годам он готов к освоению школьной программы и не испытывает трудностей в общении. Чем характеризуется этот период:

  • Появляется много собирательных существительных, прилагательных, обозначающих состояния, абстрактные понятия.
  • Умеет пользоваться обобщающими понятиями («Транспорт» – это и самолет, и автобус, и машина).
  • Знает и различает времена года, растения, животных, ягоды, грибы, птиц, рыб и пр.
  • Знает, где право, лево; сколько времени.
  • Употребляет названия дней недели, суток, месяцев.
  • Знает название страны, столицы.
  • Оперирует географическими понятиями.
  • Знает правила движения пешеходов.
  • Склоняет существительные по числам и падежам.
  • Умеет согласовать существительные с числительными, а прилагательные с существительными.
  • Верно использует все части речи
  • Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ.

 К семи годам в речи почти нет ошибок, все звуки четкие, ударения верные. 

Возраст ребенка в месяцах/годах

Речевые навыки

18/1,5Наличие в активном словарном запасе 5-20 слов, преимущественно существительных. Частое повторение одной фразы или слова, охотное повторение эмоционально окрашенных жаргонизмов («жрать», «киця», «мусенька» и т.п.), умение выполнять простые просьбы.
24/2Умение называть разные объекты из своего окружения, использование нескольких предлогов, иногда не совсем правильно (на, под, в). Составление коротеньких предложений – «дай пить», «смотри, киця», наличие в активном словарном запасе от 100 до 300 слов. Изредка правильное использование местоимений «я», «ты», «мне». Появление вопроса «что это?».
36/3Правильное использование местоимений, изредка употребление некоторых существительных во множественном числе, а глаголов – в прошедшем времени. Правильное использование минимум трех предлогов – за, на, под; умение правильно называть и показывать части тела. В активном словарном запасе от 900 до 1000 слов, речь ребенка на 90% понятна окружающим. Понимание сложных вопросов («хочешь ли ты сейчас есть?») и умение дать на них адекватный ответ.
48/4Правильное использование минимум 4 предлогов. Понимание и воспроизведение названий знакомых животных и различных объектов в журналах или книгах. Правильное повторение слов из четырех слогов, понимание соотношения большой/маленький, много/мало. Легкое выполнение простых просьб, частое повторение различных слогов, звуков, фраз и слов.
60/5Использование множества описательных слов – наречий и прилагательных; речь на 100% понятна взрослым, несмотря на возможное наличие некоторых артикуляционных проблем. Повторение предложений до девяти слов; умение называть бытовые предметы и понимать, для чего они нужны. Различение понятий сегодня/вчера/завтра; выполнение трех последовательных просьб; сокращение количества грамматических ошибок в речи.
72/6Умение приблизительно ориентироваться во времени, составление связного рассказа по картинке. Наличие в активном словарном запасе более 2000 слов; появление вопросов «зачем?», «почему?», быстрое обогащение лексического запаса.
84/7Овладение связной речью, умение пересказать прослушанный или прочитанный текст. Возможно наличие небольших ошибок при проговаривании сложных предложений с причастными оборотами. Модулирование интонации и громкости голоса, правильная  артикуляция всех звуков. Пополнение активного лексического запаса вплоть до 3500 слов, улучшение речевого внимания и интенсивное развитие  логического мышления.

Логопедические занятия по развитию речи

Самостоятельные занятия с ребенком по развитию и укреплению навыков общения можно проводить дома.

  • Игры на мелкую моторику (пальчиковые)
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развиваем слух, звукоподражание и логоритмику (стихи с разнообразными движениями).
  • Игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями).
  • Учим и читаем стихи для пополнения словарного запаса.
  • Речевое подражание. Показать модель поведения (птички, мамы, кошки) и попросить ребенка воспроизвести с нужными звуками (кошка мурлычет «мурррр..»)
  • Стихи с действием. Рассказывать стихотворение, иллюстрируя его.
  • Чтение.
  • Развитие мелкой моторики. Например, украсить одежду прищепками и попросить ребенка их снять.
  • Обязательное сенсорное развитие (использовать в играх вкус, осязание, обоняние).
  • Угадать, какой предмет звенит; угадать, откуда звук; подражать бытовым звукам.
Читайте также:  Санаторий для ребенка с отставанием в развитие

Упражнения на укрепление мышц

  • «Улыбка». Растягивать губы в улыбке, пряча зубы. Задерживать до 30 секунд.
  • «Забор». Улыбнуться, чтобы было видно все зубы. Задержать улыбку.
  • «Наказать язычок». Рот немного открыть, язык положить на нижнюю губу, шлепать по нему со звуком «пя-пя-пя».

Ошибки родителей

Часто именно невнимание родителей приводит к нарушениям в речи ребенка. Основные ошибки, которые допускаются в семье:

  • Отсутствие помощи малышу. Родители не уделяют внимание общению.
  • Взрослые «сюссюкают», искажая речь, давая малышу неверные образцы для подражания.

Ребенок запоминает, что мягкое, детское его произношение нравится родителям и не спешит от него избавляться, получая таким образом любовь.

  • Игнорирование задержек в развитии.
  • Нежелание заниматься исправлением речи ( в том числе и собственной, например, дефекты произношения, торопливость).
  • Бедный речевой опыт у ребенка. Малыша попросту не приучают к разговору, и ему сложно общаться, он не умеет этого делать.
  • Родители устают и не готовы разговаривать, им легче предоставить ребенку компьютер или телефон с играми.
  • Взрослые мало читают малышу.

Когда стоит обратиться к логопеду

Есть несколько условий, при которых необходимо обратиться за помощью к специалисту.

  1. Не происходит гуления и лепета.
  2. К двум годам совершенно не развит словарный запас или ребенок вообще не разговаривает.
  3. Не произносит простых звуков или подменяет их («к» на «т» и пр.).
  4. Если к трем годам малыш разговаривает на языке, понятном только ему.
  5. Ребенок все понимает, на все реагирует, но не разговаривает.
  6. Если в 4-5 лет речь невнятная, многие звуки не произносятся.
  7. Если после пятилетнего возраста ребенок продолжает говорить мягко («кися»).
  8. К шести годам не произносятся верно отдельные звуки.
  9. Говорит с запинками, повторяет слога, заикается.
  10. Ребенок старше 6 лет не умеет выучить стих, пересказать услышанное.

То, как ребенок разговаривает, говорит о его психическом здоровье. И при любых намеках на отступления от нормы лучше всего обратиться к специалисту. Он подскажет –можно ли выровнять речь в домашних условиях или нужны занятия с врачом.  Если к семи годам не сформирована правильная речь, могут возникнуть проблемы с учебой и с общением, что снизит качество жизни ребенка в дальнейшем. 

Источник

Слайд 1

Периодизация речевого развития детей дошкольного возраста

Слайд 2

Периодизация речевого развития детей дошкольного возраста 1. Доречевой период Норма Этапы младенческого крика, плача, гуления, лепета. 3 месяца – гуление (ребёнок произносит на распев гласные звуки). Это хорошая тренировка речевого дыхания, необходимый компонент; 6 месяцев – лепет (произнесение слогов ма, па, дя); 7-8 месяцев – период лепетного декларирования (поризнесение цепочек слов с разными интонациями); 10 месяцев – понимание и произношение слов «да», «нет», сопровождающееся соответствующими жестами; 1 год – 10-15 осознанно произносимых лепетных слов (мама, папа, би-би). Признаки риска задержки речевого развития Отсутствие лепета. В этом случае необходимо обратиться к отоларингологу и провести исследование слуха.

Слайд 3

2. Возраст 1-2 лет В этом возрасте ребёнок осознаёт, что все предметы имеют названия. Задаёт вопросы о названиях предметов. На этом этапе у ребёнка достаточно быстро накапливается словарь . Норма В речи детей преобладают : протослова ( Пример: Ки- всё интересное; фа- горячо, опасно); слова языка нянь – а). лепетоподобные (баба, деда,бай-бай, бо-бо); б). звукоподражательные (мяу, ням-ням, тик-так; нормативные слова, с искажённой фонетической формой , обозначающие предметы, с которыми ребёнок каким –либо образом взаимодействует, или простые действия: вода, каша, молоко, дать, сядь. Появление первых прилагательных: хороший, плохой, большой, маленький. ( «хаёси», «пахой »); появляются предложения : «Хочу пить», «кто там?»; появляются словообразовательные инновации (бычонок, машинкин, домные колготки, и т.д. ); лексико-семантическая сверхгенерализация – распространение сферы использования слова: ава-собака, всё четвероногое; дяка – ягода, персик, слива. Признаки риска задержки речевого развития После 1,6 года такими тревожными признаками являются: отсутствие или очень малый пассивный словарь; отсутствие специфического детского активного словаря (со словами «языка нянь», протословами, застывшими фразами, искажёнными нормативными словами); отсутствие лексико-семантических сверхгенерализаций; отсутствие коммуникативных жестов.

Слайд 4

3. Возраст 2-3 лет Появляется самоисправление в речи ребёнка. Исчезновение слов языка-нянь. Норма Начало периода: фраза от 2-8 слов. существительные в винительном падеже множественное число существительных в именительном падеже первые грамматические формы глаголов местоимения и наречия (вот, там, больше меньше..) предлоги и союзы не употребляет двухсложные слова появляются согласные раннего онтогенеза: м,п,б,к,г,д,т,н,х,п,й обьём словаря около 50 слов Признаки риска задержки речевого развития После 2 лет такими тревожными признаками являются: малый пассивный словарь очень малый специфический детский активный словарь отсутствие лексико-семантических сверхгенерализаций отсутствие двусловных высказываний

Слайд 5

3. Возраст 2-3 лет Норма К концу периода: сложное предложение с предлогами (а, и, где, когда, потому) употребляет дательный и творительный падеж падежные окончания форм множественного числа существительных приставочные глаголы личные местоимения усвоены, допускает смешения по родам предлоги в, на, у, с, союзы и, то, а, потому что, тогда… допускает ошибки в сложных малознакомых словах появляются согласные позднего онтогенеза: с, з, ш, ж, л, р. объём словаря около 250 слов Признаки риска задержки речевого развития После 2.6 лет такими тревожными признаками являются: слоговая элизия (искажение, опущение слогов: носки-ки; голова-гова) замены гласных (кроме замены Ы на И) тенденция к конечному открытому слогу большой разрыв между пассивным и активным словарём слова «языка нянь» предложения «телеграфного» стиля (состоящие из неизменяемых слов без предлогов, например: Мама бай. Папа ням-ням.)

Слайд 6

4. Возраст 3-7 лет Ребёнок задаёт вопросы о значении слов. Осознание многозначности. Развитие фонематического анализа при обучении чтению и письму. Умение равняться на собеседника, учитывая возможности его восприятия речи (дети по-разному говорят со взрослыми и с маленькими детьми) Лексика: количественный и качественный рост словаря: – усвоение родовидовых отношений; развитие синонимии и антонимии; – появление абстрактных существительных (радость, рисование, чтение, ходьба); – освоение многозначности; лексико-семантические инновации: расширение и сужение значения слов («расширение»: посолить творог, семья бананов; «сужение»: я не человек, я девочка); – ассоциативные замены (смешение синонимов, антонимов и др.)

Слайд 7

От 3-5 лет Норма Фонетика: замены некоторых согласных, сложных для артикуляции (рука-лука, шуба-сюба); метотезис – перестановка звуков или слогов в слове (петух-типух, пакетик-капетик). Признаки риска задержки речевого развития После 3 лет такими тревожными признаками являются: отсутствие предлогов отсутствие формообразовательных инноваций длительное сосуществование предложений, грамматически правильно и неправильно оформленных.

Слайд 8

Норма Морфология: рост количества инноваций; внутрипадежное смешение окончаний существительных разных склонений; ненормативное склонение несклоняемых и разносклоняемых существительных; ошибки при образовании сравнительной степени прилагательных и наречий; смешение окончаний глаголов, суффиксов причастий; ошибки при образовании видовых пар глаголов. Синтаксис: развитие связной речи развитие диалога; пересказы простых сказок и рассказов Признаки риска задержки речевого развития После 3 лет такими тревожными признаками являются: Большое количество фонетических ошибок, кроме типичных замен согласных ( рука-лука; шуба-сюба ) и метотезиса (перестановка звуков или слогов в слове : зайка-казяй; пакетик-капетик ): пропуск отдельных согласных ( ворона – АОНа, мох-мо ); добавление гласных в конце слова ( стул – тюля, платок – тёка ); ассимиляция – уподобление одного звука другому внутри слова: конфета-фафета, работа-бабота, бабуля-бубуля; упрощение стечений согласных ( спать-пать, мишка-мика ); типичная замена гласных ( сыр-сии, деда – дида ); нетипичная замена (субституция) согласных и гласных ( не хочу-не фасу, гулять-гиять);

Читайте также:  Значение воды и минеральных солей в росте и развитии ребенка

Слайд 9

От 5-7 лет Фонетика: метотезис в речи леворуких детей и амбидекстров. Морфология: Уменьшение количества формообразлвательных инноваций. Дольше всего сохраняются: – унификация ударения; – смешение окончаний родительного падежа множественного числа; – смешение окончаний родительного и предложного падежей; – ненормативное склонение несклоняемых и разносклоняемых существительных; – неверное образование сравнительной степени прилагательных; – ненормативное склонение числительных; – ошибки при образовании причастий. Синтаксис: – пересказ прочитанного; – сочинение собственных сказок и стихов

Слайд 10

Нарушение речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста Задержка речевого развития (по темпу) Понимает значение грамматических изменений слов. Различает близкие по звучанию слова. В ходе становления речи отсутствуют стойкие нарушения структуры слов и аграмматизмы. Способны к самостоятельному овладению языковыми обобщениями. Нарушения со стороны центральной нервной имеют обратимый нейродинамический характер иногда вовсе не выявляются. Общее недоразвитие речи Непонимание и неупотребление грамматических изменений слов Стойкие аграмматизмы и нарушения структуры слов Овладение языковыми обобщениями возможно только при коррекционном воздействии часто имеет сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушение созревания мозга, ранее органическое поражение ЦНС

Слайд 11

Гиперсензитивные фазы: 1. Относится к периоду накопления первых слов (от1-1,5 лет). 2. Период 2,5-3,5 лет. Ребёнок активно овладевает развёрнутой фразовой речью. Речь ребёнка сопровождается эмоциональным и психологическим напряжением, что отражается в устной речи: появляются паузы, которые могут возникать в середине фразы и слова; появляются повторы слогов, слов, словосочетаний (физиологические интерации); нарушается речевое дыхание; высказывание может сопровождаться вегетативными реакциями: покраснение, увеличение частоты дыхательных движений, мышечное напряжение); ребёнок испытывает повышенную активность в речевой деятельности, постоянно задаёт вопросы, инициирует общение (период «Почемучек»). 3. Период 5-6 лет. Формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста. Ребёнок чувствителен к воздействию внешних факторов (психологические стрессы, ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения). Эти факторы могут способствовать недостаточной сформированности монологической речи. В дальнейшем эта недостаточность плохо компенсируется и требует специальной помощи.

Слайд 12

Важно помнить о том, что в повседневной жизни родители могут стимулировать речь ребёнка. Причём это не всегда должны быть специально организованные занятия. Ниже приведены несколько простых рекомендаций, которые помогут значительно помочь вашему малышу в овладении речи. По возможности ограничить просмотр телевизора. Чем меньше возраст малыша, тем менее желателен просмотр телепрограмм (даже «развивающих»). Очень нежелателен «телевизионный спам», когда ребёнок играет в свои игры в комнате рядом с работающим телевизором. Во время игры с малышом посвятите всё своё внимание ему. Пусть в доме при этом будет тихо или негромко играет классическая музыка. Читайте ребёнку книги, рассказывайте стихи и пойте вместе песенки. Лучше, если это будут знакомые и любимые стихи, песни и книжки. Малыш может рассказывать содержание сказок вместе с вами. Избегайте искажённых слов. Говорите правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук. Не торопитесь, не «съедайте» слоги и окончания слов. Совершенна неуместна «подделка» под детский язык. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо («смори» вместо «смотри», «не бежи», вместо «не беги»…). Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.

Слайд 13

При разговоре с ребёнком постарайтесь сделать так, чтобы ваше лицо во время общения было на одном уровне с его лицом, тогда он будет видеть, как вы говорите. Называйте предметы, изображённые на рисунках, и просите ребёнка показать их, особенно при чтении сказок. Не упускайте случая озвучить название заинтересовавшего ребёнка объекта (собака, кошка, белочка и т.д.). Делайте паузы и повторяйте слова и фразы, чтобы ребёнок смог вникнуть в то, что вы сказали. Описывайте ребёнку всё, что он делает, видит и слышит, а также свои собственные действия, используя доступные для него слова. Повторяйте знакомые ребёнку слова и добавляйте несколько новых простых слов к словарю вашего ребёнка каждый день. Постарайтесь использовать и повторять новые слова применительно к реальной ситуации. Давайте ребёнку задания, пользуясь простыми командами. Предварительно объясните, чего вы хотите достичь своими инструкциями. Например: «Давай играть в мяч? – Принеси мяч», «Подними мяч», «Брось мяч» и т.п. Используйте слова, обозначающие последовательность действий, например: «сначала», «подожди», «после», «затем», «до», «в конце». Помогайте ребёнку классифицировать окружающие его предметы и вещи, описывая и показывая, для чего они предназначены, что с ними можно делать.

Слайд 14

Для стимуляции развития артикуляционного аппарата родители могут предлагать ребёнку в виде игры делать следующее: Полоскать рот; Пускать струйку воды через плотно сомкнутые губы; Проверять языком, все ли зубки хорошо почищены; Облизать ложку, тарелку; Показать, как кошка или собачка лакают молочко; Надуть воздушный шарик; Задуть свечку; Надуть щёки и не выпускать воздух через плотно сомкнутые губы (родитель в это время пальчиками надавливает на щёки ); Можно играть перед зеркалом : в клоунов – строить рожицы, в слонов – вытянуть губки как хобот, в лошадок – цокать язычком, в тигра – оскалиться.

Слайд 15

Пальчиковые игры. пальчиковая гимнастика приводит к улучшению кровообращения тех зон мозга, которые отвечают за моторику пальцев кистей и рук, и , следовательно, центров моторной речи. игры с пальчиками создают положительный эмоциональный фон, развивают способность подражать взрослому, вслушиваться и понимать смысл речи, способствуют концентрации внимания и тренируют память, способствуют формированию красивого почерка. Вот пример песенок и считалочек, которые сопровождаются движениями рук и пальцев: сгибанием, разгибанием, растопыриванием и т.д. Счёт начинается от мизинца: большой пальчик – это малыш. Этот пальчик – дедка, Этот пальчик – бабка, Этот пальчик – папенька, Этот пальчик маменька, Этот пальчик – наш малыш А зовут его – …(имя ребёнка).

Слайд 16

Пальчик – мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. (в этой считалке отсчёт идёт от большого пальца к мизинцу) Мы играли, мы играли, Наши пальчики устали. (сжимать кулачок – раскрывать кисть, растопыривая все пальчики) Тук, тук, молотком, строим, строим новый дом. (имитируем движение молотком)

Слайд 17

Для развития мелкой моторики могут быть использованы: Конструкторы Пазлы Игры-вкладыши Мозаики Игрушки-шнуровки Кубики Пирамидки Полезно с ребёнком: Лепить из пластилина Рисовать пальчиковыми красками Нанизывать бусинки на шнурок

Источник