Периодизация развития ребенка по эльконину
Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину — это совокупность установленных принципов и критериев развития ребёнка от момента его рождения до достижения возраста 17 лет. В советской и российской детской психологии научные труды Эльконина используются для прогнозирования личностного поведения детей, а также анализирования периодов развития ребёнка.
Определение и сущность
Возрастная периодизация по доктору Эльконину изучает разные периоды психологического развития детей, охватывая 3 основные эпохи их жизни. В систему возрастных критериев Эльконина включены теории возрастной периодизации, которые принадлежат таким учёным как А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович.
В процессе создания собственных критериев возрастной периодизации доктор рассматривал период развития ребёнка в рамках его постоянного контакта с объектами окружающей среды.
Согласно теории Эльконина, структура психологического возраста ребёнка, включает в себя неотъемлемый элемент ведущей деятельности. Во время основной занятости происходит зарождение интереса к другим направлениям в социальной и психологической сфере.
В сознании ребёнка происходят необратимые изменения, которые возникают на определённой стадии взросления. Это психофизиологический процесс, включающий в себя построение личности человека, а также формирование морально-этических критериев.
Возрастная периодизация по Эльконину включает в себя раннее детство, детство и подростничество. Систематизация психологического развития ребёнка ограничена граничным возрастом. Учёный считал, что после достижения детьми 17 лет спрогнозировать его дальнейшее социальное и психологическое поведение невозможно.
Перед ребёнком данного возраста открывается большое количество возможностей и жизненных путей, которые представляют собой огромное разнообразие вариантов взаимодействия с окружающим миром. Основным последователем доктора считается его ученица К.Н. Поливанова, которая является российским психологом и специалистом в области детского развития.
Критерии и принципы
Возрастная периодизация по Эльконину включает в себя следующие критерии, которые являются базовыми в анализе психофизиологического развития детей младшей, средней и старшей возрастной группы:
- на протяжении всех эпох своего взросления дети находятся в условиях беспрерывного взаимодействия с одушевлёнными и неодушевлёнными объектами окружающей среды;
- взрослые люди, находящиеся в ближайшем окружении ребёнка, оказывают непосредственное влияние на формирование его личности и процесс построения сознания;
- ведущая деятельность всех детей основывается на 2 основных сферах взаимодействия, которые включают в себя социальную связь «ребёнок — общественный предмет» или «ребёнок — общественный взрослый»;
- во время познания окружающего мира дети не могут получить исчерпывающую информацию о физических свойствах предмета без непосредственного участия взрослых людей;
- объекты окружающей среды выступают только в роли социально-бытовых ориентиров;
- приобретение навыков и социализация ребёнка осуществляется только во время одновременного контакта с предметами ближайшего окружения и взрослыми людьми;
- в период приобретения опыта социальных, бытовых и психоэмоциональных контактов у детей происходит всестороннее развитие интеллекта, а также приходит понимание того, что они являются частью общества;
- взрослый человек выступает для ребёнка в качестве носителя конкретных видов бытовой или социальной деятельности, подчиняющийся общественным нормам;
- все эпохи и этапы развития детей подчиняются операционно-технической и мотивационно-потребностной линии, которые запускают механизм формирования личности ребёнка.
Возрастная периодизация по Эльконину включает в себя вышеперечисленные критерии, которые применяются в процессе описания особенностей социального, бытового и психологического развития ребёнка, находящегося на определённом этапе своего развития.
В таблице ниже подробно описаны основные принципы возрастной периодизации, разработанной Д.Б. Элькониным:
Название принципов | Описание базовых принципов |
Исторический | Руководство данным принципом позволяет провести эффективный анализ и аналогию детского развития в разные временные эпохи. При этом учитываются социальные, бытовые и психологические условия жизни ребёнка, проживавшего в конкретный исторический период. |
Биогенетический | Этот принцип предусматривает изучение проблем и особенностей детского развития с учётом влияния ряда факторов, присутствующих на определённом отрезке взросления ребёнка. Биогенетический принцип включает в себя изучение условий, в которых он произрастал, объектов окружающей среды, межличностных отношений внутри семьи. Определение движущих сил, являющихся частью психологического развития детей, является обязательным условием составления правильной возрастной периодизации. |
Аналитический | Данный принцип включает в себя глубокий анализ формирования базовых аспектов жизни, эмоциональной и волевой сферы ребёнка. Также тщательному изучению подлежит уровень интеллекта и поведенческие особенности, характерные для детей конкретного возрастного периода. Полученные результаты исследования систематизируются на основании общих критериев. |
Сравнение факторов | В процессе взросления психика ребёнка подвергается влиянию различных факторов, присутствующих в общеобразовательных учреждениях, семье, на улице. Во время составления возрастной периодизации данные аспекты не могут быть оставлены без надлежащего внимания. |
Стабильность развития | Период взросления ребёнка и формирование его личности предусматривает наличие определённого отрезка времени, в течение которого он познает мир, знакомится с объектами окружающей среды, взрослыми людьми, являющимися носителями поведенческих норм и жизненных задач. В этот период у детей не возникает социальных конфликтов и потребности в переходе на новый уровень развития. |
Критические периоды взросления | По мере психологического взросления ребёнка его сознание переходит на более новый уровень взросления. Дети нуждаются в получении новой информации, изучении большого количества объектов окружающей среды, знакомстве и общении с другими людьми, которые не являются частью их привычного общества. Возникновение возрастных кризисов является предвестником начала нового периода жизни и развития личности ребёнка. |
Возрастная периодизация по Эльконину предусматривает физическое и психологическое взросление детей. Переходы на новый этап развития сопровождаются резким изменением внешних данных и личностных характеристик.
Этапы и эпохи
Согласно научной теории Эльконина, весь период детства можно условно разделить на 3 основные эпохи, переход между которыми обусловлен возникновением внутреннего кризиса. Ребёнок начинает ощущать противоречие между приобретёнными операционно-техническими навыками и мотивационной сферой, которая присутствует в настоящее время. Каждая эпоха взросления включает в себя 2 периода развития.
Возрастная периодизация по Эльконину
В зависимости от социально-бытовых и психологических условий, в которых взрослел ребёнок, можно выделить промежуточные фазы взросления. В состав возрастной периодизации по Эльконину не включают пренатальное развитие, так как в данном случае действуют совсем другие механизмы органического созревания. Ниже перечислены основные эпохи и периоды взросления детей всех возрастных групп.
I Эпоха. Ранее детство
Эта возрастная эпоха длится от момента рождения ребёнка и заканчивается после достижения возраста 3 лет. Её началом принято считать наступление кризиса новорожденности, когда происходит противоречие между абсолютной беспомощностью младенца и его полной зависимости от взрослых людей, находящихся в ближайшем окружении.
При этом у новорожденного отсутствуют готовые формы и навыки к самостоятельному общению. Разрешение социального и психологического кризиса происходит на 2 мес. жизни младенца.
Период младенчества
Этот возрастной период начинается после достижения ребёнком 2 мес. и продолжается до 1 года. Социальный аспект развития характеризуется полной связанностью с матерью.
Все виды социальной активности ребёнка проявляются в отношении взрослого человека, который осуществляет уход, проводит с ним наибольшее количество личного времени. В детской психологии данную взаимосвязь именуют термином «Пра-Мы».
Ведущей деятельностью ребёнка является мотивационный аспект в постоянном желании общения с взрослыми людьми. На данном периоде взросления ребёнок приобретает эмоционально-заряженные представления, выделяет себя среди остальной массы людей, различает своё отражение в зеркале, приобретает навыки самостоятельной ходьбы.
Выделяют позднее и раннее младенчество. В последнем случае происходит развитие ситуативно-личностного восприятия. В позднем младенчестве происходит формирование навыков ситуативно-делового общения с развитием моторных функций. Следующий этап возрастного кризиса наступает по достижению 1 года.
Период раннего детства
В возрастной периодизации данный период длится с 1 года до достижения ребёнком 3 лет. Социальное развитие характеризуется появлением относительной самостоятельности, автономностью в передвижении по дому, а также в других условиях окружающей среды.
У ребёнка нарастает повышенный интерес к предметам, что в конечном итоге вызывает необходимость в изменении привычной формы общения. В глазах детей данного возраста взрослые люди воспринимаются в качестве основных помощников, а не в качестве посредников между ними и объектами окружающего мира.
В период раннего детства основной ведущей деятельностью ребёнка является налаживание контактов с окружающими предметами, которые выполняют функцию социального орудия. У детей начинают активно развиваться речевые способности, а также стремление к выполнению задач, которыми заняты взрослые.
У ребёнка появляется собственное «Я», и он чувствует себя полноценным субъектом общества. После похвалы или успешного выполнения поставленных задач у детей данного возраста уже появляется чувство гордости и успешности.
Завершение периода раннего детства также связано с нарастающим кризисом социального развития. По мере взросления ребёнка происходит изменение формата общения со взрослыми, которые находятся в его окружении. Дети требуют большей автономии.
Возрастной кризис перехода на новый этап развития сопровождается яркой симптоматикой в виде следующих психоэмоциональных реакций:
- обесценивание роли взрослых;
- стремление к насилию и деспотизму;
- строптивость;
- выраженное упрямство;
- своеволие.
Степень насыщенности вышеперечисленной симптоматики напрямую зависит от того, в каких условиях воспитывается ребёнок, а также от реакции взрослого окружения.
II Эпоха. Детство
Данная эпоха периодизации по Эльконину охватывает период взросления детей возрастом от 3 до 11 лет. В её состав интегрированы период дошкольного развития и годы учёбы в школе.
Период дошкольного детства
В периоде дошкольного детства находятся дети возрастом от 3 до 7 лет. Это очередная стадия взросления, когда у ребёнка происходит распад взаимосвязи совместной деятельности с людьми, находящимися в их ближайшем окружении.
Поведение взрослых воспринимается в качестве образца для подражания. Ребёнок начинает повторять выполнение тех же самых задач, которыми ранее были заняты окружающие его люди. Основным видом деятельности детей данного возраста являются сюжетно-ролевые игры.
В период дошкольного детства дети приобретают следующие навыки и способности, которые ранее им были недоступны:
- преодоление чувства эгоцентризма;
- понимание первых этических правил, а также осознание хороших и плохих поступков;
- способность к наглядно-образному мышлению;
- формирование мотивационной иерархии, когда ребёнок способен самостоятельно определять необходимость в реализации первичных и вторичных потребностей;
- ощущение своего собственного внутреннего мира;
- возникновение уверенной позиции будущего школьника, жажда обучения или отказ от посещения общеобразовательных заведений;
- мотивация к активному познанию окружающего мира.
Переход от периода дошкольного детства к следующему этапу взросления сопровождается очередным социальным кризисом, который наступает в возрасте 7 лет. Его появление связно с наличием внутренних переживаний, а также личным отношением детей к окружающему миру.
Основные признаки кризиса выглядят следующим образом:
- частое манерничество, когда ребёнок играет какую-либо роль, изображает из себя героя сказок, мультфильмов, животных;
- появляются первые секреты и обдумывание своих поступков;
- мотив обязательного соблюдения поведенческих норм становится важнее, чем желание получить конкретный предмет (игрушку, сладости, объекты окружающей среды).
По достижению возраста 7 лет дети чётко разграничивают добро и зло, а также могут не радоваться предметам, которые получили нечестным путём.
Период младшего школьного возраста
Этот возрастной период характерен для детей, возраст которых от 7 до 11 лет. Социальное развитие ребёнка характеризуется резким изменением формата жизни. В окружении детей появляются социальные взрослые, в качестве которых выступают учителя общеобразовательных учреждений.
Основной ведущей деятельностью ребёнка является учёба, направленная на овладение большим количеством знаний, в различных сферах жизни. Сознание детей поглощено операционно-технической сферой, наличие которой возможно только при условии регулярного посещения школы.
В период младшего школьного возраста ребёнок приобретает следующие навыки:
- произвольное течение психических процессов и развитие сознания;
- способность к долгосрочному планированию;
- теоретический тип мышления;
- рефлексия;
- формирование устойчивой воли и целеустремлённости в процессе реализации поставленных задач;
- интеллектуализация функций психики.
Вместе с наступлением очередного кризиса социального развития завершается целая эпоха детства. В среднем это происходит, когда детям исполняется 12 лет. В связи с началом фазы полового созревания у ребёнка появляется способность к рефлексии своих действий и чувств.
III Эпоха. Подростничество
Это финальная эпоха возрастной периодизации по Эльконину, которая касается детей возрастом от 12 до 17 лет, а также включает в себя 2 основных периода подростничества.
Период младшего подросткового возраста
Период развития детей младшего подросткового возраста начинается после того, как им исполнится 12 лет, а продолжается до достижения 15 лет. Эта стадия взросления ребёнка характеризуется расширением сферы его социальной активности.
Радикальным изменениям подвергается формат общения с родителями, сверстниками, преподавателями общеобразовательных учреждений. Переход в средние классы сопровождается увеличением большего количества учителей и расширением сферы интересов.
Отношения со сверстниками строятся не только на желании наладить дружеские социальные связи, но также содержат в себе элементы выраженной симпатии. Детям прививаются нравственные нормы, касающиеся регуляции межличностных отношений.
В данный период взросления ведущей деятельностью детей является познание другого человека, интимно-личностное общение со своими сверстниками, усвоение правил социального поведения.
Сознание ребёнка находится в условиях мотивационно-потребностной сферы. Приобретаются новые ощущения в виде чувства взрослости, открытие своего обновлённого «Я», которое строится на основе самосознания и личностной рефлексии. Очередной кризис социального развития наступает в возрасте 15 лет.
Дети чувствуют себя взрослыми, что вызывает у них желание получить новое место в социуме. Появляется жажда равноправных взаимоотношений с родителями и другими окружающими людьми. В тот же момент взрослые оказываются к этому психологически не готовы.
Период старшего подросткового возраста
Это наиболее короткий период развития, в котором находятся дети возрастом от 15 до 17 лет. На данном этапе характер ребёнка подвергается качественным изменениям, вызванным активной учебной деятельностью и самообразованием.
Находясь в условиях разнообразия спортивных секций, курсов, факультативов, общения с репетиторами и учителями, оказывается на проге выбора будущей профессии. Основной деятельностью детей данной возрастной группы является приобретение знаний и научных понятий, которые после окончания школы позволят самоопределиться по части дальнейшего жизненного пути.
Эпоха подростничества также завершается кризисом личности, который наступает в 17 лет. Его появление связано со вступлением детей в реалии взрослой жизни, радикальным изменением круга общения и вида деятельности. Перед ребёнком оказывается выбор дальнейшего пути.
Дети продолжают обучение, поступая в специализированные учреждения образования, устраиваются на работу, не требующую профессиональных навыков, либо не предпринимают никаких мер по дальнейшему развитию своей личности. В своих трудах Д.Б. Эльконин обращает внимание на то, что после достижения детьми 17 лет дальнейшую возрастную периодизацию составить практически невозможно.
Значение и роль
Возрастная периодизация, составленная Д.Б. Эльконином, применяется в области изучения детской психологии. Научные труды доктора используются в качестве методического пособия в процессе оценки уровня психологического, социально-бытового и личностного развития ребёнка конкретной возрастной группы.
Возрастная периодизация по Д.Б Эльконину — это комплекс принципов и критериев развития ребёнка, которые охватывают все этапы его взросления. В возрастной периодизации советского учёного отображён период младенчества, детства и подростничества. На всех этапах взросления дети приобретают новые навыки, развивают свои способности, расширяют круг общения.
Переход на новый этап развития сопровождается внутренним кризисом, который позволяет ребёнку осознать своё место в социуме, а также стать полноценным субъектом общества. Труды Д.Б. Эльконина используются детскими психологами в процессе ежедневной профессиональной деятельности.
Видео о возрастной периодизации
Возрастная психология. Концепция Эльконина:
Источник
Ïî÷åìó ìàëåíüêèå äåòè ñ÷èòàþò êðàñèâûõ ëþäåé äîáðûìè è êàê ôîðìèðóåòñÿ ïðèâÿçàííîñòü. Ðàçâèòèå ñïîñîáíîñòåé, ñâÿçàííûõ ñ ïîíèìàíèåì ýìîöèé, ïîìîãàåò ðåáåíêó õîðîøî ó÷èòüñÿ è ëåãêî âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ îêðóæàþùèìè. Êàê íàó÷èòü ðåáåíêà ñïðàâëÿòüñÿ ñ ëþáûìè ïðîáëåìàìè.
Ñîöèàëüíîå íàó÷åíèå ñèòóàöèÿ, êîãäà ìû ó÷èìñÿ ðåøàòü ïðîáëåìû, íàáëþäàÿ çà òåì, êàê ýòî äåëàþò äðóãèå. Íî áîëåå âàæåí äðóãîé âàðèàíò, êîãäà îäèí ÷åëîâåê ó÷èò äðóãîãî, êàê ïðàâèëüíî ÷òî-òî äåëàòü. Ýòî ìîæíî íàáëþäàòü äàæå â ìëàäåí÷åñòâå ïî îòíîøåíèþ ê ñàìûì ðàçíûì âåùàì. Õîòÿ íàì êàæåòñÿ, ÷òî ñîöèàëüíîå íàó÷åíèå ýòî î÷åíü ïîçäíåå ïðèîáðåòåíèå, íå òàê ÷àñòî âñòðå÷àþùååñÿ â îáû÷íîé æèçíè, ïîñëåäíèå äàííûå óêàçûâàþò íà òî, ÷òî îïðåäåëåííàÿ ôîðìà ýòîãî ïðîöåññà ñóùåñòâåííà äëÿ ÷åëîâåêà âíå çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà èëè êóëüòóðû.
Ñî âðåìåíåì ðåáåíîê íà÷èíàåò äåìîíñòðèðîâàòü çíà÷èòåëüíî áîëåå ñëîæíûå ôîðìû ýìîöèîíàëüíûõ ÿâëåíèé: ïå÷àëü èëè ãíåâ, à íå ïðîñòî íåãàòèâíîå ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå, ãîðäîñòü èëè ðàäîñòü, à íå ïðîñòî ïîëîæèòåëüíàÿ ýìîöèÿ. Ýòè ýìîöèîíàëüíûå ñîñòîÿíèÿ êóëüòóðíî íàñûùåíû, çà íèìè ñòîèò ïîñëåäîâàòåëüíîñòü ñîöèàëüíûõ äåéñòâèé, è îíè âûõîäÿò çà ïðåäåëû òåêóùåé ñèòóàöèè. Íàïðèìåð, ìû íå ìîæåì ãîâîðèòü î ãîðäîñòè, åñëè íå ïîäðàçóìåâàëè ïîñòàíîâêó öåëè.
 íà÷àëå äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ðåáåíêó òðóäíî ïðèíÿòü, ÷òî òîò, êòî âûãëÿäèò ñèìïàòè÷íî è óëûáàåòñÿ, ìîæåò èìåòü ïëîõèå íàìåðåíèÿ. Ê êîíöó äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ðåáåíîê ïðèîáðåòàåò ýìîöèîíàëüíûå ìåõàíèçìû, êîòîðûå ïîçâîëÿþò ðàçëè÷àòü òàêèå îöåíêè è ïðèíèìàòü ðåøåíèÿ îñìîòðèòåëüíî, íà îñíîâå îïûòà. Åñëè ÷åëîâåê âåë ñåáÿ ïî îòíîøåíèþ ê ðåáåíêó íåãàòèâíî, òî îí â ìåíüøåé ìåðå ïîâåðèò åãî òåêóùèì ýìîöèîíàëüíûì âûñêàçûâàíèÿì. Íî åñëè, êàê â ñêàçêå î Êðàñàâèöå è ×óäîâèùå, áîëüøîé è ñòðàøíûé çâåðü ïîñòóïàåò ïî-äîáðîìó, çàáîòëèâî, òî ðàçóìíî è ïðàâèëüíî äîâåðÿòü åìó è îòíîñèòüñÿ ê íåìó õîðîøî.
Êàê îòäåëÿòü ïîñòóïêè îò ýìîöèé
×òîáû îðèåíòèðîâàòüñÿ íà ñóùåñòâåííîå, íàïðèìåð íà ïîñòóïêè ÷åëîâåêà, à íå íà íåïîñðåäñòâåííîå è âíåøíåå â åãî ïîâåäåíèè èëè íà ïîëüçó ìûòüÿ ðóê, à íå íà íåîáõîäèìîñòü îòâëå÷üñÿ ðàäè ýòîãî îò èãðû, ðåáåíîê äîëæåí ñîõðàíÿòü ýìîöèîíàëüíûé îïûò ïðåäûäóùèõ ñîáûòèé, äàæå êîãäà ñàìè ýòè ñîáûòèÿ ïðîøëè. Äàæå åñëè îïûò ïðîòèâîðå÷èò òîìó, ÷òî ïðîèñõîäèò çäåñü è ñåé÷àñ. Ýòîò ÷åëîâåê óëûáàåòñÿ, è åãî íóæíî îöåíèâàòü êàê õîðîøåãî, íî ÷åðåç íåáîëüøîå âðåìÿ òîò æå ÷åëîâåê ïîñòóïàåò ïëîõî. Ñåé÷àñ èäòè ÷èñòèòü çóáû íå õî÷åòñÿ, íî â÷åðà, êîãäà ïî÷èñòèë, áûëî ïðèÿòíîå îùóùåíèå ñâåæåñòè. Åñëè ñîõðàíèòü â ïàìÿòè ñîáûòèÿ è ïîñëåäñòâèÿ, òî ìîæíî ñîïîñòàâëÿòü èõ è äåëàòü âûâîä î áîëåå ñóùåñòâåííîé èíôîðìàöèè: îáû÷íî ýòîò ÷åëîâåê ïëîõîé èëè õîðîøèé, çàáîòèòñÿ îí îáî ìíå èëè, íàîáîðîò, îïàñåí. Ìîæíî âåñòè ñåáÿ áîëåå âíåñèòóàòèâíî, ëó÷øå ïîíèìàòü ñåáÿ è ïîìîãàòü ñåáå ïðèíèìàòü ðåøåíèÿ, íàèáîëåå ïîëíî îòâå÷àþùèå ñâîåé ñîáñòâåííîé ìîòèâàöèè.
Íàïðèìåð, ðåáåíîê ïîíèìàåò, ÷òî ìàìà åãî ëþáèò, íî ïðè ýòîì ìîæåò åãî ðóãàòü. Åñëè îí â ñîñòîÿíèè ïîìíèòü ÷óâñòâà, òî ðåáåíîê ñåðäèòñÿ, íî ïîìíèò, ÷òî ìàìà åãî ëþáèò è îí ëþáèò ìàìó, òî åñòü ìèð íå ðóõíóë. Ïîêà ó ðåáåíêà íåò ìåõàíèçìà, ñîõðàíÿþùåãî ýìîöèîíàëüíóþ èíôîðìàöèþ, êàæäóþ ñåêóíäó ìèð áóäåò ìåíÿòüñÿ, à îòíîøåíèå ê äðóãèì ëþäÿì áóäåò ñèòóàòèâíûì. Íàïðèìåð, èñïûòûâàÿ ãîëîä, ìàëûø áóäåò ñ÷èòàòü, ÷òî åäà õîðîøàÿ âåùü, íî, äàæå ñëåãêà íàñûòèâøèñü, ïîäóìàåò, ÷òî åäà ýòî ïëîõî è îíà íå ñòîèò òîãî, ÷òîáû îòêàçàòüñÿ îò ïðîãóëêè, íå îòäàâàÿ ñåáå îò÷åòà â òîì, ÷òî ÷åðåç ïîë÷àñà ïðîãóëêà ñòàíåò íå â ðàäîñòü èç-çà òîãî, ÷òî îí ïðîãîëîäàåòñÿ.
Ýìîöèîíàëüíûå êîíñòðóêöèè íóæíû, ÷òîáû ïðèíèìàòü ðåøåíèÿ. ×åì îíè áîëåå àíàëèòè÷íî óñòðîåíû, òåì îíè ïîëåçíåå, òåì áîëåå ýôôåêòèâíûå ðåøåíèÿ îíè ïîìîãàþò ïðèíÿòü.
Êàê ìëàäåíöû ó÷àòñÿ ïîíèìàòü ñâîè ýìîöèè
Íà êàæäîì èç âîçðàñòíûõ ýòàïîâ ñâîè âîçìîæíîñòè ïî ïåðåðàáîòêå ýìîöèîíàëüíîé èíôîðìàöèè. Áîëüøèíñòâî ïñèõîëîãîâ ðàçâèòèÿ ñõîäÿòñÿ â òîì, ÷òî íà ñàìîì ñòàðòå æèçíè ýìîöèîíàëüíàÿ îöåíêà ñîáûòèé î÷åíü ïðîñòàÿ: õîðîøåå èëè ïëîõîå, îæèäàë èëè íå îæèäàë ýòî ïðåäçàäàííàÿ ôîðìà îöåíêè ìèðà. Êîãäà ìû ñòàíîâèìñÿ ñàìîñòîÿòåëüíûìè, ðåøåíèÿ íóæíî ïðèíèìàòü íà áîëåå ñåðüåçíîé îñíîâå. Ìëàäåíöàì ñëîæíî ïðîàíàëèçèðîâàòü, ÷òî îçíà÷àåò èõ ïëîõîå ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå. Ðåáåíîê èñïûòûâàåò íåãàòèâ èëè ïîçèòèâ, íî åìó íóæíû èíñòðóìåíòû, ÷òîáû ýòî èíòåðïðåòèðîâàòü è ñîîòíåñòè ñâîè ÷óâñòâà ñ ñîáûòèÿìè, êîòîðûå ïîðòÿò èëè óëó÷øàþò íàñòðîåíèå.
Ïî ïðåäïîëîæåíèþ Ä. Ãåðåãåé (G. Geregely) è Ö. Óíîêà (Z. Unoka), èñòî÷íèêîì òàêîé èíôîðìàöèè ñòàíîâèòñÿ áëèçêèé óõàæèâàþùèé âçðîñëûé, íàïðèìåð ìàìà. Îíà, ðåàãèðóÿ íà ýìîöèîíàëüíûå ïðîÿâëåíèÿ ìëàäåíöà, çåðêàëèò èõ, òî åñòü îòîáðàæàåò ìèìè÷åñêè è ãîëîñîì èõ áîëåå òî÷íîå çíà÷åíèå. Òàêîå ïîâòîðåíèå ñîïðîâîæäàåòñÿ èíòåðïðåòèðóþùèìè êîììåíòàðèÿìè: «Òû òàê ïëà÷åøü, ïîòîìó ÷òî óñòàë!» ×åì áîëüøå ìàìà ñòðåìèòñÿ ñîîòâåòñòâîâàòü êîíòåêñòó, ðåàëüíûì îáñòîÿòåëüñòâàì, òèïè÷íîìó ïîâåäåíèþ ðåáåíêà â òàêèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ, òåì òî÷íåå ïîëó÷àåòñÿ èíòåðïðåòàöèÿ. Ðåáåíîê çàïîìèíàåò ýòó èíôîðìàöèþ.
Ïîâåäåíèå ìàìû ýòî ÿêîðü äëÿ íåîôîðìëåííûõ ýìîöèé. Âïîñëåäñòâèè â ïîõîæåé ñèòóàöèè èõ ìîæíî áóäåò ïîíèìàòü, à çíà÷èò, ïðåäñêàçûâàòü äàëüíåéøåå è âåñòè ñåáÿ îïðåäåëåííûì îáðàçîì, ÷òîáû ñïðàâèòüñÿ ñ ñèòóàöèåé. Åñëè ÿ ÷óâñòâóþ ñåáÿ âîò òàêèì îïðåäåëåííûì îáðàçîì, ýòî çíà÷èò, ÷òî ÿ óñòàë, íóæíî íàéòè êîìôîðòíûå óñëîâèÿ è îòäîõíóòü. À äðóãîå ñîñòîÿíèå, ïóñòü òîæå íåïðèÿòíîå, íî îçíà÷àåò äðóãîå: ÿ ãîëîäåí íóæíî íàéòè ïèùó, íàïðèìåð, èëè ÿ çàñêó÷àë íóæíî ÷òî-òî èíòåðåñíîå. Ïðàêòè÷åñêè îäèíàêîâî íåãàòèâíûå ñîñòîÿíèÿ íà÷èíàþò ïåðåæèâàòüñÿ è äàæå âûðàæàòüñÿ ïî-ðàçíîìó, ÷òî ïîçâîëÿåò òî÷íåå ðåøàòü æèçíåííûå çàäà÷è. Âíèìàòåëüíûå ðîäèòåëè çàìå÷àþò, íàñêîëüêî ïî-ðàçíîìó çâó÷èò ïëà÷ íîâîðîæäåííîãî, ÷åòûðåõìåñÿ÷íîãî è ãîäîâàëîãî ìàëûøà: ïîÿâëÿåòñÿ âñå áîëüøå ôîðì, è èõ ñìûñë ñòàíîâèòñÿ äîñòóïíåå äëÿ ïàðòíåðà ïî îáùåíèþ.
Ñîöèàëüíî-ðåôåðåíòíàÿ îöåíêà
 âîçðàñòíîì ðàçâèòèè ýìîöèé åñòü ôåíîìåí, êîòîðûé íàçûâàåòñÿ ñîöèàëüíî-ðåôåðåíòíîé îöåíêîé. Ýòî ñèòóàöèÿ, êîãäà ñîáûòèå, êîòîðîå äîëæíî âûçûâàòü ó ðåáåíêà îäíó ýìîöèþ, ïðè îïðåäåëåííîé èíòåðïðåòàöèè ýòîãî ñîáûòèÿ ìàìîé âûçûâàåò ñîâåðøåííî äðóãèå ÷óâñòâà.
 ýêñïåðèìåíòàõ Ýëåàíîð Ãèáñîí èñïîëüçîâàëñÿ ñòîë èç ïðîçðà÷íîãî ìàòåðèàëà, ïîä êîòîðûì ñ ïîìîùüþ ñâèñàþùåãî êëåò÷àòîãî ìàòåðèàëà áûë ÿâíî îáîçíà÷åí îáðûâ. Äåâÿòèìåñÿ÷íûé ðåáåíîê ïîäïîëçàë ê êðàþ «îáðûâà» è íà÷èíàë îùóïûâàòü ñòåêëî, íå ðåøàÿñü ïîëçòè äàëüøå. Èññëåäîâàòåëè ðàçâèòèÿ ýìîöèé ïîïðîñèëè â òàêîé ñèòóàöèè ñòîÿùóþ ñ äðóãîé ñòîðîíû ñòîëà ìàìó çâàòü ðåáåíêà, óëûáàòüñÿ, ãîâîðèòü, ÷òî âñå íîðìàëüíî. Îêàçàëîñü, ÷òî áîëüøèíñòâî äåòåé ðåøàþòñÿ ïåðåïîëçòè ÷åðåç «îáðûâ» â ýòîì ñëó÷àå.
Êîãäà ýòîò ôåíîìåí çàìåòèëè âïåðâûå, îí âûçâàë ìíîãî äîïîëíèòåëüíûõ èññëåäîâàíèé, ãäå àâòîðû âàðüèðîâàëè óñëîâèÿ: áóäåò ëè ìàìà èñïîëüçîâàòü òîëüêî ãîëîñ èëè äîáàâèò óëûáêó, áóäåò ëè òàêîé ýôôåêò, åñëè ïûòàòüñÿ ïðåäñòàâèòü ñòðàøíîé áåçîïàñíóþ ñèòóàöèþ. Îêàçàëîñü, ÷òî ìàìå ïðîùå âûçâàòü îïàñåíèÿ ïî îòíîøåíèþ ê ÷åìó-ëèáî íåñòðàøíîìó, ÷åì íàîáîðîò, è â ýòîì ïðîÿâëÿåòñÿ îñòîðîæíîñòü íàøåé ïñèõèêè. Íî ãëàâíîå, ÷òî â öåëîì òàêîå âîçìîæíî ïðè ñìåíå ïîëîæèòåëüíîãî íà îòðèöàòåëüíîå è íàîáîðîò: ðåáåíîê âèäèò ïðîÿâëåíèå ýìîöèè ìàìû ïî îòíîøåíèþ ê îáúåêòó è íà÷èíàåò âåñòè ñåáÿ ñ íèì â ñîîòâåòñòâèè ñ ýòîé ýìîöèåé, õîòÿ äî ìàìèíîé ðåàêöèè îòíîñèëñÿ ê ýòîìó îáúåêòó ñîâåðøåííî ïî-äðóãîìó.
Ýìîöèîíàëüíàÿ ïðèâÿçàííîñòü
Ìû (Kotova, Yudina, 2014) ïðîâåëè èññëåäîâàíèå, â êîòîðîì ïîñìîòðåëè, â êàêîé ìåðå ýòîò ôåíîìåí ñïîñîáíîñòü ìëàäåíöåâ ïîëàãàòüñÿ íà ýìîöèè ìàìû áóäåò ïðåäñòàâëåí ó ðåáÿò ñ ðàçíûì òèïîì ïðèâÿçàííîñòè. Ïðèâÿçàííîñòü ýòî âàæíûé ýëåìåíò ìëàäåí÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, õàðàêòåðèñòèêà ýìîöèîíàëüíûõ îòíîøåíèé ìåæäó ðåáåíêîì è áëèçêèì óõàæèâàþùèì âçðîñëûì. Îíà óêàçûâàåò íà äîâåðèå ðåáåíêà ê ìèðó, êîòîðîå ñôîðìèðîâàíî, åñëè ðåáåíîê óáåæäåí, ÷òî ìàìà áóäåò âñåãäà ðÿäîì, à çíà÷èò, îí ñìîæåò ñïðàâèòüñÿ ñ ëþáîé òðóäíîé ñèòóàöèåé. Ôîðìèðîâàíèå ïðèâÿçàííîñòè çàâåðøàåòñÿ â âîçðàñòå îò äåâÿòè ìåñÿöåâ äî ãîäà ñ íåáîëüøèì.
Äåòè ñ íåíàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòüþ, ëèøåííûå îùóùåíèÿ, ÷òî ìàìà ïîìîæåò â ëþáîé ñèòóàöèè, ÷àñòî ôîðìèðóþò çàâèñèìîå ïîâåäåíèå âî âçðîñëîì âîçðàñòå. Íåíàäåæíàÿ ïðèâÿçàííîñòü êîððåëèðóåò ñ àãðåññèâíûì ïîâåäåíèåì ó ìàëü÷èêîâ â øêîëüíîì âîçðàñòå, à âî âçðîñëîì âîçðàñòå ñ òðóäíîñòÿìè â ñîâëàäàíèè ñî ñòðåññîì.
Êàê ôîðìèðóåòñÿ ïðèâÿçàííîñòü
Ñóùåñòâóþò äàííûå, ÷òî ê ôîðìèðîâàíèþ íàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòè ïðèâîäèò îïðåäåëåííûé õàðàêòåð ïîâåäåíèÿ ìàìû. Îí ñâÿçàí ñ åå ãîòîâíîñòüþ ñîãëàñîâàííî ðåàãèðîâàòü íà ýìîöèè ðåáåíêà. Åñëè ìàìà ïðèíèìàåò ðåøåíèå, îðèåíòèðóÿñü íà ýìîöèè ðåáåíêà, òî âåðîÿòíîñòü ôîðìèðîâàíèÿ íàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòè çíà÷èòåëüíî âûøå, ÷åì åñëè íå ïðèäàåò ýòîìó çíà÷åíèÿ èëè ðåàãèðóåò íåñîãëàñîâàííî, òî ÷ðåçìåðíî ïðèäàâàÿ çíà÷åíèå íåêîòîðûì ïðîÿâëåíèÿì, òî ïðîïóñêàÿ èõ.
×àñòî ìîæíî ñëûøàòü îò íåêîòîðûõ ðîäèòåëåé, ÷òî ê ïëà÷óùåìó â êðîâàòêå ðåáåíêó ëó÷øå íå ïîäõîäèòü, èíà÷å îí ïðèâûêíåò ïîñòîÿííî íàõîäèòüñÿ íà ðóêàõ. Èíîãäà ðîäèòåëè òåðÿþòñÿ â ñèòóàöèè, êîãäà ðåáåíîê ïðîÿâëÿåò ðåçêèå íåãàòèâíûå ýìîöèè â ïðèñóòñòâèè äðóãèõ ëþäåé.  ýòîì ñëó÷àå ðîäèòåëè íå äîâåðÿþò ñâîåé ðåàêöèè íà ïåðåæèâàíèÿ ðåáåíêà, à ïûòàþòñÿ ñëåäîâàòü ìíîæåñòâåííûì, ïîä÷àñ ìîë÷àëèâûì ñîâåòàì ñî ñòîðîíû.
Ìàìà äëÿ ýìîöèé ìëàäåíöà âûñòóïàåò êàê çåðêàëî, ïîçâîëÿþùåå ðåáåíêó èíòåðïðåòèðîâàòü, ÷òî ïðîèñõîäèò. Åñëè çåðêàëî, â êîòîðîå âû ñìîòðèòåñü, áóäåò îòðàæàòü åùå êîãî-íèáóäü è èñêàæàòüñÿ, òî øàíñû óâèäåòü â íåì ñâîè ýìîöèîíàëüíûå ïðîÿâëåíèÿ î÷åíü ìàëû. ×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ âû ïåðåñòàíåòå äîâåðÿòü ýòîìó çåðêàëó è ïîòåðÿåòå íàäåæäó ðàçîáðàòüñÿ â êëóáêå ýìîöèé, êîòîðûé âíóòðè âàñ ïðîèñõîäèò, îí ïåðåñòàíåò áûòü ñèãíàëîì ê ÷åìó-ëèáî, à çíà÷èò, ïðîãíîçèðîâàòü ïîñëåäñòâèÿ äëÿ ñåáÿ òåõ èëè èíûõ ñîáûòèé è ñîáñòâåííûõ âûáîðîâ ìîæíî áóäåò ëèøü íà ñèòóàòèâíûõ, èçìåí÷èâûõ, íåñóùåñòâåííûõ îñíîâàíèÿõ.
Êàê ïðèâÿçàííîñòü âëèÿåò íà âîñïðèÿòèå ýìîöèé
Ìû ñðàâíèëè ñâÿçü ïðèâÿçàííîñòè ñ ñîöèàëüíî-ðåôåðåíòíîé îöåíêîé è óâèäåëè, ÷òî ðåáÿòà ñ íàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòüþ äîâåðÿþò ýìîöèÿì ìàòåðè.  èññëåäîâàíèè ìàìû ïîêàçûâàëè ìèëóþ ïëþøåâóþ èãðóøêó, íîâóþ è íåçíàêîìóþ äëÿ ðåáåíêà, è ãîâîðèëè, ÷òî îíà ïëîõàÿ è îïàñíàÿ. Äåòè ñíà÷àëà áûëè íåìíîãî ðàñòåðÿíû, íî, êîãäà èãðóøêà îêàçûâàëàñü ó íèõ â ðóêàõ, ïîâòîðÿëè ýìîöèþ ìàòåðè. Ðåáÿòà ñ íåíàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòüþ ïîêàçûâàëè ýìîöèþ, ïðèâû÷íóþ äëÿ ýòîé èãðóøêè, à íå òî, ÷òî äåìîíñòðèðîâàëà ìàìà.
Êàæåòñÿ, ÷òî äåòè ñ íàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòüþ óäèâèòåëüíî íàèâíûå è äîâåð÷èâûå, ãîòîâûå ïðèíèìàòü ñëîâà ìàìû íà âåðó. Íî èíòåðïðåòàöèÿ ôàêòîâ òàêîâà, ÷òî ðåáÿòà ñ íàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòüþ çíàþò: íà ýìîöèîíàëüíûå ðåàêöèè ìàìû ìîæíî ïîëàãàòüñÿ, îíè ñîîòâåòñòâóþò ÷åìó-òî â îáúåêòèâíîì ìèðå. Ìàìà ëó÷øå ïðåäñêàçûâàåò òâîè ýìîöèîíàëüíûå ïåðåæèâàíèÿ, ÷åì òû ñàì ïðè ïåðâîì ñòîëêíîâåíèè ñ íîâûì ïðåäìåòîì.
Åñëè ìàìà â æèçíè ïîâòîðÿåò è óòî÷íÿåò ýìîöèè ðåáåíêà ðàäîñòü èëè ïå÷àëü, ðåáåíîê ïîíèìàåò, ÷òî ìîæíî îðèåíòèðîâàòüñÿ íà ìàìó, ÷òîáû ïîíèìàòü ñåáÿ ñàìîãî. Ýòî ïîìîãàåò ïðèíèìàòü áîëåå ýôôåêòèâíûå ðåøåíèÿ â æèçíè, ïîñêîëüêó ïîçâîëÿåò íàó÷èòüñÿ ñðàâíèâàòü, àíàëèçèðîâàòü è ïðåäñêàçûâàòü ñâîè ýìîöèè, ðåàêöèè íà áóäóùèå ñîáûòèÿ.
Ðåáåíîê ñ íàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòüþ ëó÷øå îïðåäåëÿåò, êîìó èç âçðîñëûõ ñòîèò äîâåðÿòü, à êîìó íåò, ïîòîìó ÷òî îí óìååò èñïîëüçîâàòü ñîáñòâåííûå ýìîöèè êàê ñèãíàëû áîëåå ýôôåêòèâíî.  ìîìåíò, êîãäà îí âèäèò ÷åëîâåêà óëûáàþùèìñÿ, ðåáåíîê ïîìíèò, êàêèå ýìîöèè ó íåãî áûëè â÷åðà è ïîçàâ÷åðà, è ìîæåò ýòî ñîïîñòàâëÿòü. À ðåáåíîê ñ íåíàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòüþ ñâîèì ýìîöèÿì ïðîñòî íå äîâåðÿåò, ïîýòîìó íå ñ÷èòàåò íóæíûì èõ ñîõðàíÿòü. Òàê æå è ïî îòíîøåíèþ ê ñîáûòèÿì. Íàïðèìåð, îùóùåíèÿ óñïåõà îò äîñòèæåíèÿ öåëè â ïðåäûäóùèå ìîìåíòû ïîçâîëÿþò ïîòåðïåòü äîñàäó îò íåóäà÷íûõ ïîïûòîê è íàéòè â ñåáå ñèëû ïðîáîâàòü íîâûå âàðèàíòû ðåøåíèÿ ïðîáëåìû.
Ðàçâèòèå ýìîöèé ó äîøêîëüíèêîâ
 äîøêîëüíîì âîçðàñòå ñîáûòèå, êîòîðîå äàåò òî÷êó äëÿ îòñ÷åòà ñîáñòâåííûõ ýìîöèé, ýòî ñþæåòíî-ðîëåâàÿ èãðà.  ýòîì âîçðàñòå âàæíî íå ñòîëüêî íàó÷èòüñÿ ïîíèìàòü, ÷òî ÿ ÷óâñòâóþ çäåñü è ñåé÷àñ, à ñîõðàíÿòü ÷óâñòâà âîïðåêè äèíàìèêå àêòóàëüíûõ ýìîöèé. Íàõîäÿñü â êâàðòèðå, ÷óâñòâîâàòü, ÷òî ìíå òåïëî, íî çíàòü, ÷òî ÿ äîëæåí õîðîøî îäåòüñÿ, âûõîäÿ íà ïðîãóëêó, âåäü íà óëèöå ìèíóñ äâàäöàòü. Õîòåòü äîáèòüñÿ êàêîé-òî öåëè, à ïîòîìó ðàáîòàòü íàä íåé, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî îòâëåêàåò. Ñåðäèòüñÿ íà ÷åëîâåêà èç-çà êàêîãî-òî ïîñòóïêà, íî íå ïåðåñòàâàòü èç-çà ýòîãî ëþáèòü åãî.
Áîëüøèíñòâî ïñèõîëîãîâ çíàåò âûðàæåíèå Âûãîòñêîãî î òîì, ÷òî âî âðåìÿ èãðû â äîêòîðà ðåáåíîê ðàäóåòñÿ êàê èãðàþùèé è ïëà÷åò êàê ïàöèåíò. Ýòî ðàçäâîåííîñòü ýìîöèîíàëüíîãî ôîíà: ÿ ïëà÷ó, êàê áóäòî ÿ ïàöèåíò è ìíå áîëüíî, èëè ðàäóþñü îòòîãî, ÷òî ñîñòîþ â óâëåêàòåëüíîì äåëå. Ýòî òðåíèðîâêà äâóõñëîéíîñòè íàøåãî ñîçíàíèÿ, êîòîðàÿ ñ ëåãêîñòüþ ïåðåíîñèòñÿ â ñîñòîÿíèå, êîãäà ÿ äîëæåí ïîíèìàòü, ÷òî õîòÿ ïðÿìî ñåé÷àñ ÿ ðàññåðäèëñÿ íà äðóãà çà òî, ÷òî îí ìåíÿ óäàðèë, íî îí ìîé äðóã, îí ñäåëàë ýòî ñëó÷àéíî è ÿ êîãäà-òî äåëàë ÷òî-òî íå÷àÿííî, ïîòîìó ÿ ïîòåðïëþ è èçâèíþ åãî.
Òàêèì îáðàçîì, ìû âèäèì, ÷òî ðîëü çåðêàëà, â êîòîðîì ðåáåíîê ìîæåò óâèäåòü ñâîè ÷óâñòâà è ðàçîáðàòüñÿ â òîì, êàê îíè ñâÿçàíû ñ òåêóùèìè ýìîöèÿìè, ñîáûòèÿìè è îòíîøåíèÿìè ñ äðóãèìè ëþäüìè, â äîøêîëüíîì âîçðàñòå âûïîëíÿþò ñþæåòû èãð, òî÷íåå, òå ñîöèàëüíûå ìîäåëè, êîòîðûå â íèõ çàêëþ÷åíû.  îáîèõ âîçðàñòàõ è â ìëàäåí÷åñòâå, è â äîøêîëüíîì âîçðàñòå äëÿ òîãî, ÷òîáû îñâîèòü ôîðìó ýìîöèé, ïîçâîëÿþùóþ ïîíèìàòü ñåáÿ è ïðèíèìàòü ðåøåíèÿ â áîëüøåì ñîîòâåòñòâèè ñî ñâîèìè ñîáñòâåííûìè âíåñèòóàòèâíûìè ìîòèâàìè, íåîáõîäèì îïûò ñîãëàñîâàííîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè ïî ýìîöèîíàëüíî çíà÷èìûì ïîâîäàì, çàêðåïëåííûé âî âíåøíåé, «çíàêîâîé» ôîðìå, áóäü òî ìèìèêà, ñëîâà è äåéñòâèÿ ìàìû èëè ðîëè, ýìîöèè è äåéñòâèÿ ïàðòíåðà â èãðå.
Äëÿ ïîäðîñòêà æå òàêèì çåðêàëîì, íåîáõîäèìûì äëÿ îñâîåíèÿ öåííîñòåé, êàê ôîðìû ýìîöèé, âûñòóïàþò ìíîãî÷èñëåííûå ïîäðîñòêîâûå «ðàçãîâîðû» êàê â âèäå êíèã, ìóçûêè, ñîöèàëüíî çíà÷èìûõ äåéñòâèé, òàê è â âèäå îáûêíîâåííîãî îáñóæäåíèÿ ñåáÿ è äðóãèõ, êîòîðîå ïîñòîÿííî ïðèñóòñòâóåò â èõ ìåæëè÷íîñòíîì îáùåíèè.
Àâòîð: Òàòüÿíà Êîòîâà êàíäèäàò ïñèõîëîãè÷åñêèõ íàóê, ñòàðøèé íàó÷íûé ñîòðóäíèê Ëàáîðàòîðèè êîãíèòèâíûõ èññëåäîâàíèé ïðè Øêîëå àêòóàëüíûõ ãóìàíèòàðíûõ èññëåäîâàíèé ÐÀÍÕèÃÑ
Источник