Периодизация развития ребенка младший дошкольный до 3
Существуют всевозможные точки зрения на процесс возрастного развития детей. Одни ученые считают, что процесс возрастного развития детей – непрерывный, другие считают его дискретным.
Приверженцы непрерывного возрастного развития детей утверждают, что это процесс развития, у которого нет границ, отделяющих один этап от другого. По мнению сторонников дискретного развития, процесс развития имеет стадии и этапы, которые качественно выделяются друг от друга. Так как данный процесс идёт неритмично, то замедляется, то ускоряется, но при этом развивается. При дискретном развитии дети одолевают все стадии развития последовательно, поэтапно.
На сегодняшний день выбор педагогов и психологов падает на дискретную позицию развития детей, вследствие этого, проанализируем ее более подробно. Существуют стихийные и нормативные подходы к периодизации возрастного развития детей. Приверженцы первого подхода считают, что процесс развития детей формируется под влиянием массы случайных обстоятельств и факторов. При правильной организации воспитания и обучения детей с учётом всех воздействующих факторов идеальный процесс развития считается нормативным.
В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, для которого характерны своя структура и динамика. Однако необходимо четко осознавать, что выделение этих этапов условно, а развитие ребенка во многом зависит от способов, форм и содержания его общения с взрослым и сверстниками.
В.В. Давыдов считал, что общение детей с взрослыми и присущие для каждого возрастного этапа виды детской деятельности очень важны для решения образовательных задач в дошкольном возрасте. Дети раннего возраста осуществляют разные виды свободной деятельности: играют, лепят, рисуют, конструируют, экспериментируют, помогают взрослым, слушают сказки, стихотворения, рассказы и др. И в этом состоит ценность раннего детства.
Целесообразным считается такая периодизация развития детей, при котором учитывается вся совокупность детских анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания, обучения детей.
Границы этапов периодизации возрастного развития детей весьма условны, они зависят от социальных, климатических, этнических и других факторов. При изучении возможностей каждого ребёнка огромное значение имеет различия темпов в созревании организма и условий развития детей, следуя из того, что физиологический возраст человека и паспортный (календарный) часто не совпадают, и каждый ребёнок имеет индивидуальный вариант развития. Следовательно, совокупность индивидуального и возрастного подхода к исследованию особенностей функционирования детей может привести педагогов-психологов к разработке адекватных гигиенических и психолого-педагогических мер, которые окажут содействие в здоровом и прогрессивном развитии организма и личности каждого ребёнка.
Возрастную периодизацию в разное время исследовали по различным критериям. Периодизация психического развития детей Л.С. Выгодского отражает внутренние закономерности самого процесса развития. Реальной основой классификации по Л.С. Выгодскому есть только внутренние (психологические) изменения самого развития, ибо только внутренние изменения, а не внешние, которые позволяют определить объективно периоды развития ребенка. На сегодняшний день схема Л.С. Выгодского по периодизации детского развития вполне современна для детской психологии (таблица 1). По мнению Л.С. Выгодского, появление психологических новообразований в жизни детей, связанных с определенной ситуацией развития, является главным критерием периодизации развития.
Таблица 1
Периодизация детского развития по Л. Г. Выготскому
Возраст | Название периода или кризиса | Стадия периода и фазы кризиса |
0 – 2 мес. | кризис новорождённости | а) предкритическая б) критическая в) посткритическая |
2 мес. – 1 год | младенчество | а) раннее младенчество б) позднее младенчество |
1 год | кризис 1-го года | а) предкритическая б) критическая в) посткритическая |
1-3 года | ранее детство | |
3 года | кризис трёх лет | а) предкритическая б) критическая в) посткритическая |
3 – 7 лет | дошкольный возраст | а) ранний дошкольный возраст б) поздний дошкольный возраст |
7 лет | кризис 7 лет | а) предкритическая б) критическая в) посткритическая |
8 – 12 лет | школьный возраст | а) ранний школьный возраст б) поздний школьный возраст |
13 лет | кризис 13 лет | а) предкритическая б) критическая в) посткритическая |
14 – 17 лет | пубертатный период | а) ранний период б) поздний период |
17 лет | кризис 17 лет | а) предкритическая б) критическая в) посткритическая |
Л.С. Выгодский всю периодизацию возрастного развития детей разделяет на три группы.
Первая группа состоит из периодизаций, выстроенных на основе внешнего критерия процесса развития. Например, периодизация развития П.П. Блонского по смене зубов: беззубое детство, молочнозубое, период постоянных зубов.
Вторая группа включает в себя периодизации, созданные на одном произвольно выбранном внутреннем критерии. Вот, к примеру, Ж. Пиаже выделил четыре стадии своей периодизации, за основу взяв умственное развитие:
1) сенсомоторная стадия (от рождения до 18 – 24 месяцев);
2) дооперационная стадия (от 1,5 – 2 до 7 лет);
3) стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет);
4) стадия формальных операций (от 12 до 17 лет).
Третья группа включает в себя периоды развития, основывающихся на существенных критериев, признаков. Например, периодизация Л.С. Слободчикова:
1 ступень – оживление (от рождения до 1 года);
2 ступень – одушевление (от 1 года до 5 – 6 лет);
3 ступень – персонализация (от 6 до 18 лет);
4 ступень – индивидуализация (от 17 до 42 лет
В настоящее время общепринятой в возрастной психологии считается периодизация возрастного развития детей Д.Б. Эльконина, которая основывается на идеях Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева (таблица 2).
В основе возрастной периодизации детей Д.Б. Эльконина лежат закономерности развития деятельности растущего человека. Вся психическая деятельность детей – это непрерывная смена деятельности.
Таблица 2
Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину
Эпоха | Период | Ведущая деятельность | Основные новообразования |
I | младенчество (от рождения до 1 года) | непосредственно-эмоциональное общение | формирование потребности в общении, эмоциональное отношение |
I | ранее детство | предметно-манипуляционная деятельность | развитие речи и наглядно-действенного мышления |
II | дошкольный возраст | ролевая игра | стремление к общественно-значимой деятельности |
II | младший школьник | учебная деятельность | произвольность психических явлений, внутренний план действия |
III | подросток | интимно-личностное общение | самооценка, критическое отношение к людям, стремление к взрослости, самостоятельности, подчинение к коллективным нормам |
III | старший школьный возраст | Учебно-профессиональная деятельность | формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания. Мечты и идеалы |
Мария Монтессори выделяет четыре стадии развития детей:
1) от 0 до 3 лет – «духовные эмбрионы». Это период когда идёт активное познание окружающего мира. Дети этого возраста впитывают в себя эмоциональные отношения своего окружения к самим себе, к другим людям и происходящим событиям.
2) от 3 до 6 лет – «строители самого себя». В этом периоде идёт активное развитие органов чувств. Детям необходимо создать благотворную развивающую среду для поддержания активизирующихся способностей на данном этапе возрастной периодизации.
3) от 6 до 9 лет – «исследователи». В этот период дети представляют собой настоящих исследователей, которые пытаются познать то, что не поверхностно (как работает машина, почему идет дождь, куда прячется солнце и т.д.).
4) от 9 до 12 лет – учёные. В этот период дети интересуются итогами деятельности предшествующих людей и готовыми энциклопедическими знаниями и фактами.
В процессе развития дети проходят сенситивные (чувствительные) периоды развития. В такие периоды дети особенно восприимчивы к определённым возбуждениям со стороны окружающей среды.
М. Монтессори выделяет шесть сенситивных периодов развития детей:
1) период развития речи (0-6 лет);
2) период восприятия порядка (0-3 года);
3) период сенсорного развития (0-5,5 лет);
4) период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет);
5) период развития движений и действий (1-4 года);
6) период развития социальных навыков (2,5-6 лет)
Разбирая вопросы возрастной периодизации, следует учитывать, что границы этапов развития детей весьма условны. Периодизация развития детей зависит от социальных, климатических, этнических и других факторов.
Список литературы
1. Психическое развитие дошкольников/ Под ред. Дьяченко О.М., Лаврентьева Г. В. – М.: Педагогика; 2. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т.т. – М.: Изд-во «Большая российская энциклопедия»;
3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : учеб. пособ. для студентов высших уч.заведений, обуч-ся по направлению специальностям психологии.
Источник
Алена Агапова
Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3-х лет)
Работа в консультационном пункте
(консультация для родителей детей 1,5 -2 лет)
«Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3х лет)»
Подготовили:
старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 131»
Байгушева Ирина Вениаминовна
педагог – психолог МДОУ «Детский сад № 131»
Агапова Алена Игоревна
Период от 1 года до 3 лет – это следующий этап в развитии ребенка, проявляющийся в психологическом отделении от матери и наступлении раннего детства. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
Развитие психических функций:
Этот период считается сензитивным периодом к усвоению речи.
К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.
В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Восприятие аффективно окрашено – в связи с этим характерно импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.
Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт. Преобладает непроизвольный вид запоминания.
Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.
Основным видом деятельности ребенка является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.
В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки,как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.
Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности. Однако функционируя, например, с матрешкой, ребенокуже осуществляет такие мыслительные процессы как анализ и синтез: разбор матрешки – это анализ, а сбор – это синтез. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.
Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.
Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.
В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» – центральное новообразование этого периода.
Особенности развития ребенка от 1 до 1,5 лет.
• Ребенок умеет ходить, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений он начинает пробовать бегать.
• Ребенок очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми, с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.
• Интеллектуальное развитие ребенка также идет высоким темпом. Ребенок стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.
• Словарный запас ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Он произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.
• Ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Ребенок пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.
Ключевые изменения в психическом и личностном развитии детей с 2 до 3х лет
1.Формирование самостоятельных активных двигательных действий: уверенная ходьба, целенаправленные действия с предметами и игрушками.
2.Зарождение новых видов деятельности:
– динамичное развитие игры; переход от манипуляции с предметами к использованию игрушек и предметов-заместителей; появление предпосылок ролевой игры ребенка рядом со сверстником с эпизодическими и кратковременными вербальными и действенными контактами с ним.
– появление продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование).
3. Сензитивный период развития речи: совершенствование понимания речи взрослых и формирование собственной активной речи, усвоение и употребление грамматических форм во фразовой речи.
4. Появление элементарных обобщений и знаковой системы.
5. Зарождение зачатков наглядно-образного мышления.
6. Сензитивный период для сенсорного развития ребенка через активное восприятие окружающего мира и действий с предметами.
7. Кратковременное проявление воли.
8. Развитие чувств: сочувствия, чувства достоинства, стыда, самоуважения.
9. Возникновение стремления к самостоятельности (начало кризиса 3х лет, возможные проявления упрямства и негативизма)
10. Развитие любопытства в процессе активного познания окружающего мира.
Новообразования: отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.
В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.
Таким образом к 3 годамсреди мыслительных операций важнейшими являются:
1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);
2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;
3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);
4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);
5) координация движений рук и зрения;
6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).
В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребеноквсе более обогащает свои представления о мире и получает знания:
1) о явлениях природы – светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;
2) о животном мире – не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;
3) о растительном мире – различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;
4)о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.
Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им словесными определениями.
Источник
Саад Александра
Особенности развития детей младшего дошкольного возраста
Развитие детей младшего дошкольного возраста имеет большое значение для дальнейшего взаимодействия малыша и внешнего мира. В период с трех до четырех лет в ребенке происходят разительные перемены в физическом и психическом развитии. Он становится более активным, целеустремленным, в движениях появляется больше координированности, разнообразия.
Перемены происходят в характере малыша. Он уже по другому относится к взрослым, изменению подвергаются и отношения со сверстниками. Именно в этот период в ребенке закладываются правила отношения людей между собой. Он внимательно следит за взаимодействием взрослых и в точности копирует их поведение.
На данном этапе развития дошкольника главное место занимает игра. Здесь малыш имеет возможность проявить осознанность во взаимоотношениях с людьми.
Младший дошкольник
Младший дошкольный возраст длится всего один год с трех до четырех лет. И в этот период происходит много перемен как внутри самого малыша, таки во внешних отношениях. Именно в этот период у ребенка появляется утверждение «Я сам». Для него становится понятным тот факт, что многие вещи он уже может делать сам, без сторонней помощи. А также есть вещи, которые он бы хотел попробовать самостоятельно сделать. Здесь может возникнуть кризис вызванный борьбой между «я могу» и «я хочу».
В разговоре с ребенком можно отметить появление сложных слов и словосочетаний. Его словарный запас становится более богаче и интереснее. Рекомендуется для такого возраста подбирать игры, позволяющие развивать мелкую моторику рук.
Изменения в психике
В трехлетнем возрасте у ребенка зарождается «Я». На данном этапе указанные психологические процессы помогают формировать гордость, но только на начальном уровне.
Социальное развитие
Развитие детей дошкольного возраста 3-4 года сопровождается увеличением самостоятельности. Малыш начинает проявлять больший интерес к тому, как ведут себя взрослые, внимательно наблюдают за поведением сверстников. При этом ребенок не просто наблюдает, но старается подражать взрослым, копируя их действия в ролевых играх. Первое время в каждой игре лидирующее место отводится взрослому, но по мере взросления ребенок постепенно берет инициативу на себя.
Для младшего дошкольника сверстники становятся компаньонами, с которыми можно играть на равных. Активно начинают использоваться фразы, жесты для дополнения содержанием диалога.
Общение
В трехлетнем возрасте наступает новый этап во взаимоотношениях со сверстниками. Малыш учится знакомиться, играть. При этом возникают самые разнообразные эмоции. Здесь может быть и радость, проявиться интерес, возникнуть смущение, не стоит забывать и про жадность. У детей возникают попытки организации совместной элементарной игры. Всего за год дошкольники достигают совершенства и способны организовывать сложный полноценный игровой процесс.
Ролевая игра
Развитие детей младшего дошкольного возраста происходит на основе ролевой игры, которая является основной в их деятельности. Поскольку в этот период происходит копирование отношения взрослых между собой, не удивительно, что и в игре основное место отводится отношениям. В результате игры малыш учится воспринимать социальное окружение. Мышление становится образным, начинает свое развитие воображение.
Память
В период младшего дошкольного возраста запоминание происходит непроизвольно. У ребенка откладываются в памяти определенные образы, в основном, связанные с узнаванием. Усидчивость и внимание пока находятся на начальном уровне, когда ребенок не может долго сидеть над одним занятием или концентрироваться на одном предмете. Малыш быстро сменяет одну деятельность другой, внимание не задерживается на одном предмете, быстро и легко находя для себя другой объект повышенного интереса. То же происходит и с настроением, которое может меняться, поскольку эмоциональное состояние неустойчивое.Это происходит следующим образом: ребенок спокойно играет, но уже через минуту – это будет малыш со слезами на глазах. Если эмоциональное здоровье крохи в норме, то это будет жизнерадостный ребенок, который будет излучать оптимизм.
Восприятие и ощущение
Важно обратить внимание на перемены, которые происходят в развитии малыша в плане познания окружающего мира. Здесь больше упор идет на предметное восприятие. Малыш старается анализировать, происходит осознание своих действий. Дети стараются, чтобы их деятельность была более продуктивной. Это касается работы с пластилином, конструктором и другие занятия. Также не стоит упускать из виду сенсорное развитие трехлетнего малыша. У них постепенно формируется пониманием формы, размера имеющегося предмета.
Перемены в действиях направленных на ориентировании и исследовании. На первое место выходит зрение, а не тактильные ощущения. В три года именно зрение управляет руками. Практические задачи решаются экспериментальным путем.
Вопросы «что это», «как оно работает» исчезают,возникает интерес уже другого плана: признаки предмета и почему он ими обладает.
Речь
К четырем годам многие дети уже умеют говорить, делают это хорошо и даже с удовольствием. И именно в этот период происходит развитие речевой функции, которая является главной – это диалог, когда происходит двухсторонняя коммуникация. Вопросы и побуждение провоцируют развитие диалога у детей младшего дошкольного возраста. Увеличивается количество слов для формирования предложений. Но пополнение словарного запаса становится возможным только из разговора с взрослыми. Рекомендуется чаще разговаривать с ребенком, отвечать на все задаваемые вопросы. Кроме запаса слов, совершенствуется познавательная деятельность.
Кроха старается выразить словами все то, что он видел или пережил за день. Происходит некий отчет о том, что было сделано за этот день, что подтверждает осознанность совершаемых действий.
Эмоциональное развитие
В период младшего дошкольного развитияпроисходит активное совершенствование таких эмоций:
– Симпатия;
– Сочувствие;
– Огорчение, вызванное неудачей;
– Удовлетворение, наступающее после успешно выполненного действия.
Чувства трехлетнего малыша настолько разнообразные, сложные, текучие. Эмоциональное состояние неустойчивое, подвержено влиянию ситуационной обстановки. Ребенку не хватает слов, чтобы объяснить возникающие желания или намерения, сказать какие планы и состояние. Все это он пытается донести до других с помощью жестов, мимики, действий, направленных на других.
Физическое развитие
Развитие психического тела малыша, отражается на развитии физического тела. Именно в этот период важно приучить ребенка к физическим нагрузкам, однако следить, чтобы активность была в меру, поскольку в трехлетнем возрасте у детей присутствует повышенная утомляемость.
Совершенствуется пространственная ориентация, могут сохранять определенный темп движений, стоять в одной позе. Происходит развитие координации во время ходьбы, бега, лазанья. Отмечается, что в отношении мяча и палки у ребенка присутствует определенное направление действий.
Младшим дошкольникам сложно сидеть на одном месте – это особенность их развития, но это помогает им не так быстро утомляться. Они с удовольствием ездят на велосипеде, играют с мячом, умеют стоять на одной ноге, подпрыгивать и ходить на носочках. Им нравится строить домики из кубиков, рисовать, собирать различные головоломки и паззлы.
Интеллектуальное развитие младших дошкольников происходит через обучение на практике. Для этого дети должны активно участвовать в разнообразных видах деятельности – сочетать игры на улице с занятиями дома, чередовать активные игры – с более спокойными, а групповые – с индивидуальными.
Источник