Периодизация психического развития ребенка в зарубежной психологии

По Ж. Пиаже                                                        

Название возраста Возраст Характеристика
Сенсанаторная стадия От рождения до 1.5-2 лет Психологическое отделение ребенком себя от внешнего мира. Познание себя как субъекта действия. Начало волевого управления собственным поведением. Понимание устойчивости, постоянства внешних объектов. Осознание того, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах и тогда, когда они непосредственно не воспринимаются при помощи органов чувств.
Дооперациональная стадия 2-7 лет Усвоение языка, представление предметов и их образцов словами. Эгоцентризм мышления, выражающийся в трудности становления на позицию другого человека, видение явлений и вещей его глазами, классификация объектов по отдельным, зачастую случайным, признаком.
Стадия конкретных операций 7-12 лет Возникновение элементарных логических рассуждений относительно объектов и событий. Усвоение представлений о сохранении числа, массы и веса предметов. Классификация объектов по отдельным существенным признакам.
Стадия формальных операций Начиная с 12 лет Способность мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями. Способность выполнять прямые и обратные операции в уме. Формулирование и проверка предложений гипотетического характера.

По Э.Эриксону

Название возраста Возраст Характеристика
Младенчество До 1 года На первом году жизни, в зависимости от того, удовлетворяются ли основные физиологические потребности ребенка, у него развиваются либо чувство глубокого доверия к окружающему миру, либо, наоборот, недоверие к нему.
Ранний возраст 1-3- года Данный период связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непосредственный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда и сомнений, связанный главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.
Возраст игры 3-5 лет В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит, и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.
Школьный возраст 5-11 лет В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания, у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.
Подростковый возраст 11-20 лет В этот период происходит условие образов поведения значимых для подростка других людей. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанию ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.
Молодость 20-40 лет Этот период связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершить цикл «работа-рождение детей-отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.
Зрелость 40-60 лет В сорокалетнем возрасте человек обычно переживает кризис. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, интересом к следующему поколению и его воспитанию. Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдо-близости, что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.
Старость 60 и более В этот период происходит завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

По З.Фрейду

Название возраста Возраст Характеристика
Оральная стадия До 1 года Удовлетворение либидо достигается за счет ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания. Остановка на этой стадии впоследствии приводит к возникновению таких пороков, как курение, гурманство и т.д., а иногда к развитию личности с чертами пассивности и зависимости от окружения.
Анальная стадия 1-2 года Приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению источника удовлетворения либидо в анальную область тела. Нарушение развития на этой стадии могут быть обусловлены страхом ребенка потерять контроль Нарушение развития на этой стадии могут быть обусловлены страхом ребенка потерять контроль над поведением родителей, радующихся успехом ребенка.
Фаллическая стадия 2-5 лет Ребенок интересуется и манипулирует своими половыми органами и органами других детей. В результате он обнаруживает различия между девочками и мальчиками. Развивается Эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек). Они характеризуются нежной привязанностью ребенка к родителю противоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю того же пола, которого ребенок рассматривает как соперника.
Латентный период 5-11 лет Характеризуется заметным снижением активности и интереса, связанного с сексом. На первый план выдвигается школьное обучение, социализация и освоение различных форм поведения (ролей), свойственных данному полу.
Генитальная стадия 11 лет – половая зрелость Подростки обоего пола все больше ориентируют поиск полового удовлетворения на других людей, как правило, противоположного пола.

По Ш.Бюллер

Название возраста Возраст Характеристика
Фаза 1 0-15 лет Отсутствие у человека каких-либо точных целей. Ребенок живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.
Фаза 2 15-20 лет Человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период позволяет оценить, в какой степени человек способен овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленной цели.
Фаза 3 20-40(45) лет Соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый богатый период в жизни. Для него характера постановка четких и точных целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще и личной жизни.
Фаза 4 40(45)-65 лет Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим совершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учет своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.
Фаза 5 >65 лет Преклонный возраст. Многие люди перестают преследовать цели, которые они перед собой поставила в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествия и просто проводя уютно время, спокойно проживая последние годы жизни.

По П.Колбергу

Название возраста Возраст Характеристика
Доконвенциональный
уровень
4-10 лет 1)Покорность и наказание.
Поступки определяются внешними обстоятельствами, точка зрения других людей в расчет не принимается. Суждение: вознаграждение или наказание.
2) Личный интерес:
Поступки определяются внешними обстоятельствами, точка зрения других людей в расчет не берется. Суждение: в соответствии с пользой, которую можно извлечь.
 
Конвенциональный уровень 10-13 лет 3) Одобрение других людей.
Человек придерживается условной роли, ориентируясь на принципы других людей или нет.
4) Авторитет, закон, порядок.
Человек придерживается условной роли, ориентируется на принципы других людей. Суждение: уважение в власти и предписанным законам.
 
 
Постконвенциональный
уровень
С 13 лет 5) Общественный договор и демократия:
Истинная нравственность. Человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает высокий уровень рассудочной деятельности. Оправдание поступка основывается на уважение демократического решения или вообще на уважение прав человека.
6) Универсальные принципы:
Человек судит о поведение, исходя из своих собственных критериев, что предполагает высокий уровень рассудочной деятельности. Поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью, не зависимо от мнения других людей.

По А.Валлону

Название возраста Возраст Характеристика
Импульсивная До 6 мес. Стадия рефлексов, автоматически развивающихся в ответ на раздражение. Со временем эти рефлексы все больше уступают место контролируемым движениям и новым формам поведения, по большей части связаны с питанием.
Эмоциональная 6-10 мес. Стадия характеризируется накоплением репертуара эмоций (страх, гнев, радость и т.д.), позволяющих ребенку устанавливать тесные контакты с окружающей социальной средой.  
Сенсомоторная 10-14 мес. Начало практического мышления. Связь между движениями перцептивными или эффектами ребенок начинает все чаще реагировать на вещи, направленными на них жестами. Циркулярные формы активности способствуют процессу в узнавание звуков, а затем и слов.
Проективная 14 мес.- 3 года Развитие ходьбы, а затем и речи, ребенок приобретает способность исследовать окружающий мир, воздействовать на объекты, название которых узнает одновременно с их свойствами.
Персонализация 3-6 лет Три периода:
1.Период противопоставления.
Развитие «Я». Ребенок учится отличать себя от других, приобретает все большую способность различать предметы по форме, цвету или размеры.
2.Период нарциссизма.
В 4 года ребенок знает свое имя, фамилию, возраст, адрес, стремится выставить себя в выгодном свете, следит за своими действиями, ставит перед собой задачи и т.д.
3.Период подражания.
В 5 лет ребенок учится играть роль и придумывает себе героя.
Учебная 6-12(14) лет Мышление становится более объективным, что способствует углублению его знаний о вещах, их свойствах и предметах.
Половое созревание С 12(14)лет. Внимание сосредотачивается на собственном «Я». Этот перелом толкает ребенка на поиск еще большей независимости и оригинальности, и он же открывает ему глаза на смысл вещей и законов. Развиваются рассуждение и абстрактные понятия.

По Скиннеру

Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 3509;

Источник

Периодизация психического развития

Понятие возраста в психологии

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:
1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);
2) Биологический возраст – совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);
3) Психологический возраст – определенный уровень развития психики, в который включается:
а) умственный возраст
Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный “общий интеллектуальный показатель

б) социальная зрелость – SQ – социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)
в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.
В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии

Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.
Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:
I. Для первой группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.
1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):
0-3 года раннее детство
3-5 лет дошкольный возраст
6-12 лет начальное школьное образование
12-16 лет обучение в средней школе
17 и старше высшее или университетское образование
2) Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак – появление и смену зубов.
0-8 мес. – 2,5 года – беззубое детство
2,5 – 6,5. лет – детство молочных зубов
6,5 и старше – детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)
II. Для второй группы характерно построены на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО критерия.
1) Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, – поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.
0 – 1год оральная стадия (эрогенная зона – слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши – собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного “Оно” формируется “Я” ).

1 – 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция – “Сверх-Я” как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).

3 – 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования “Сверх-Я”.

5 – 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из “Оно”, хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

12 – 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.

2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.
Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже

Грандиозная задача, поставленная и последовательно решаемая Пиаже начиная с 1930-х гг., — комплексный междисциплинарный анализ интеллекта как сложной системы одновременно с нескольких сторон: биологической, гносеологической, психологической, логической и социологической. Генетический метод психологии, контролируемые психологические исследования когнитивного развития детей, по мнению Пиаже, призваны экспериментально ответить на принципиальные вопросы теории познания: как происходит переход от незнания к знанию, от менее достоверного к более достоверному знанию; существуют ли врожденные идеи или наши знания целиком извлекаются из опыта; как формируются основные категории познания (объект, пространство, время, количество и др.) Пиаже рассматривает интеллект человека как одну из форм приспособления к среде обитания. Любой живой организм имеет внутреннюю потребность в поддержании гармоничных взаимоотношений с окружающей средой, т.е. потребность в адаптации к среде (в равновесии со средой). Воздействия среды выводят организм из равновесия. Чтобы вновь достичь равновесия (адаптации), организм должен находиться в состоянии непрерывной активности, чтобы компенсировать разбалансированность. Например, порез пальца (т.е. повреждение извне, со стороны среды) активизирует процессы саморегуляции, которые должны в итоге восстановить стабильность, т.е. кожный покров на порезанном пальце. Тенденция к уравновешиванию признается Пиаже верховным принципом развития, в том числе и познавательного. Введение фактора равновесия позволяет понять психическое развитие (и развитие интеллекта) как саморазвитие, как процесс самодвижения. Процесс познавательной адаптации складывается из двух разнонаправленных процессов — ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция и аккомодация — противоположно направленные, но неразрывно связанные и взаимодополняющие тенденции в поведении. Ассимиляция сравнима с перевариванием пищи: решение проблемной ситуации происходит с помощью имеющихся схем действия или когнитивных схем. При чтении происходит ассимиляция информации. Используя общую «схему хватания», ребенок может брать самые различные объекты. Ассимиляция обеспечивает сохранность, стабильность познавательных структур. Некоторой трансформации подвергается сама проблемная ситуация или новый объект.

Аккомодация — это изменение схем применительно к новой ситуации, к новой задаче; она обеспечивает вариабельность, развитие, выработку новых схем. Ребенок научается по-разному подготавливать руки, пальцы, в зависимости от того, протягивают ли ему листок бумаги или мячик (схема хватания подверглась аккомодации). Уравновешивание тенденций ассимиляции и аккомодации обеспечивает наиболее эффективную адаптацию, но это состояние всегда лишь приблизительное и временное, которое вновь сменяется нарушением равновесия. Соотношение этих двух компонентов в поведении может быть различным. Преобладание ассимиляции над аккомодацией наблюдается в символической игре маленьких детей. В зависимости от желания и интереса ребенка кусок старого дерева «понарошку» может быть или куклой, или кораблем, или самолетом. Преимущественная аккомодация проявляется в подражательном действии, в случае уподобления собственного поведения свойствам внешнего воздействия (например, малыш имитирует открывание – закрывание коробочки движениями рта, воссоздает позой образ «мертвой утки»). Интеллект ребенка строится на основе действия, на основе опыта действий с вещами. Чтобы познавать объекты, субъект должен действовать с ними: схватывать, ощупывать, приближать, удалять, перемещать, соотносить и т. д. Весь приобретенный опыт откладывается в виде схем действия. Схема действия — одно из наиболее важных понятий в концепции Пиаже. Понятие схемы действия в узком смысле слова — это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах. Схема действия в широком смысле слова — это структура на определенном уровне умственного развития. На определенном этапе развития обобщенные схемы действий превращаются в операции (операторные структуры), поэтому концепция Пиаже называется операциональной. Операции — это интериоризированные (внутренние) предметные действия, ставшие обратимыми и сгруппированными в системы. Структуры мыслительной деятельности складываются прижизненно, зависят от содержания опыта и качественно различны на разных стадиях развития. Процессы ассимиляции и аккомодации обеспечивают непрерывность и преемственность умственного развития в онтогенезе, а своеобразие организации мыслительных актов (структур) определяет выделение стадий интеллекта. Развитие психики, по Пиаже, — это смена доминирующих интеллектуальных структур. Каждая стадия надстраивается над другой, каждая из них необходима для формирования последующей, поэтому порядок их следования фиксирован и закономерен, а скорость их прохождения может быть разной (в зависимости от благоприятных или обедненных возможностей приобретения опыта, от качества культурной и образовательной среды).

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник