Периодизация психического развития ребенка божович

Периодизация психического развития ребенка божович thumbnail

Периодизации развития личности Л.И. Божович.

Л.И. Божович считает, что в качестве переломных этапов онтогенетического развития личности следует рассматривать кризисы развития, анализ которых позволяет вскрыть психологическую сущность процесса формирования личности. Как известно, кризисы возникают на стыке двух возрастов. Каждый возраст характеризуется центральными системными новообразованиями, которые возникают в ответ на потребности ребенка и включают аффективный компонент, а потому несут в себе побудительную силу. Поэтому центральное для данного возраста новообразование, являющееся обобщенным результатом психического развития ребенка в соответствующий период, становится исходным для формирования личности ребенка следующего возраста. В детской психологии наиболее часто упоминается о трех критических периодах: 3, 7 и 12 – 16 лет. Л.С. Выготский анализировал еще кризис одного года, а подростковый делил на две фазы: негативную (13-14 лет) и позитивную (15-17 лет).

Только что родившийся ребенок (новорожденный) представляет собой существо, действующее под влиянием непосредственно идущих от организма присущих ему биологических потребностей. Затем поведение и деятельность ребенка начинают определяться восприятием тех предметов внешнего мира, в которых «кристаллизовались», т.е. нашли свое воплощение, его биологические потребности. В этот период он является рабом актуально действующей на него ситуации.

Однако уже на втором году жизни положение существенно меняется. В этот период формируется первое личностное новообразование – мотивирующие представления, выражающиеся в способности ребенка действовать в соответствии со своими внутренними побуждениями. Мотивирующие представления являются результатом первого синтеза интеллектуальных и аффективных компонентов, обеспечивающих ребенку «отрыв» от непосредственно действующей на него ситуации. Они порождают у него стремление поступать согласно своим внутренним побуждениям и вызывают «бунт» ребенка, если реализация его активности встречает сопротивление среды. Конечно, это «бунт» стихийный, не намеренный, но он является свидетельством того, что ребенок вступил на путь формирования личности, и ему стали доступны не только реактивные, но и активные формы поведения.

На следующем этапе (кризис 3 лет) происходит выделение ребенком самого себя в качестве субъекта в мире объектов, на которые он может воздействовать и которые может изменять. Здесь ребенок уже осознает свое «Я» и требует возможности проявлять свою активность («Я сам»). Это не только обусловливает новый шаг в преодолении ситуативности поведения, но и порождает у ребенка стремление активно воздействовать на ситуацию, преобразуя ее для удовлетворения своих потребностей и желаний.

На третьем этапе (кризис 7 лет) у ребенка возникает сознание себя как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального «Я». Именно в это время у ребенка формируется «внутренняя позиция», порождающая потребность занять новое место в жизни и выполнять новую общественно значимую деятельность. И здесь, так же, как и во всех других случаях, у ребенка возникает протест, если обстоятельства его жизни не изменяются и тем самым мешают проявлению его активности.

Наконец, на последнем этапе возрастного развития у подростка возникает самосознание в собственном смысле слова, т. е., способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний. Этот уровень развития сознания порождает у подростков потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей и в соответствии с избранным образцом. Это, в свою очередь, вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию.

В конце переходного возраста в качестве новообразования этого периода возникает самоопределение, которое характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Периодизации развития личности А.В. Петровского.

В соответствии с выделенными основными процессами в развитии личности А.В. Петровский выделяет три эпохи в развитии личности.

Эпоха детства – процессы адаптации преобладают над процессами индивидуализации.

Эпоха отрочества – процессы индивидуализации преобладают над процессами адаптации.

Эпоха юности – процессы интеграции преобладают над процессами индивидуализации.

Периодизации развития личности Д.И. Фельдштейна.

Д.И.Фельдштейн исследует закономерности и строит периодизацию развития личности в онтогенезе на основе выявления характера, особенностей и этапов социального развития индивида. Личностью ребенок становится только в результате осуществления деятельности, совершаемой вначале с помощью взрослых, а затем и самостоятельно. Одной из важнейших закономерностей социального развития является изменение социальной позиции личности.

Различаются два типа рубежей межуровневого социального развития индивида —промежуточные и узловые.Промежуточные рубежи развития связаны с переходом ребенка из одного периода онтогенеза в другой. Узловые рубежи представляют собой качест­венные сдвиги в социальном развитии, переход ребенка на новый этап онтогенеза.

В социальном развитии автор выделяет три этапа:

1) до трех лет — социализация в форме освоения предметных действий других;

2) с трех лет — осознание своего Я, первые моменты самоутверждения, освоение норм человеческих отношений, ориентация на оценку общества;

3) с 10 лет — стремление подростка утвердить свое Я в системе общественных отношений. Эти этапы составляют две фазы становления личности в период от рождения до зрелости.

На первой фазе — детства (от 0 до 10 лет) — происходит становление личности на уровне еще не развитого самосознания.

На второй фазе – подростничества (от 10 до 17 лет) – происходит активное формирование самосознания, становление социальной позиции общественно ответственного субъекта.

Психическое развитие в дошкольном возрасте. Характеристика центральных новообразований дошкольного возраста. Развитие игровой деятельности как ведущей в данном возрасте. Роль игры в психическом развитии ребенка. Виды игр, их последовательное появление в дошкольном возрасте. Развитие познавательных процессов и речи. Эгоцентрическая речь. Кризис 3 лет. Развитие личности дошкольника. Формирование внутренней позиции. Психологическая характеристика готовности к школьному обучению.

Центральные новообразования дошкольного возраста

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные иды деятельности.

Читайте также:  Мультики для развития ребенка учимся считать

В качестве центральных новообразований дошкольного возраста (3–7 лет) можно выделить:

Центральное личностное новообразование дошкольного возраста – соподчинение мотивов и развитие самосознания. В процессе психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции.

Д.Б. Эльконин (1989) в качестве основных психологических новообразований дошкольного возраста считал:

1.Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже (1969) показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, – результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Исследования Л. Ф. Обуховой (1996) показали, что для объяснения явлений природы дети используют моральные, анимистические и артификалистские причины: солнце движется, чтобы всем было тепло и светло; оно хочет гулять и двигаться и

Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы. Д. Б. Эльконин (1989) замечает здесь парадокс между низким уровнем интеллектуальных потребностей и высоким уровнем познавательных потребностей.

2.Возникновение первичных этических инстанцийсвязано с различением «что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими.

3.Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка. Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям (Ю. Н. Карандашев, 1987).

4.Возникновение произвольного поведения.Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением. Д. Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного сознания.Д. Б. Эльконин (1989) в качестве одного из основных психологических новообразований дошкольного возраста выделял возникновение личного сознания, т. е. появление своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности (Л. В. Финькевич, 1987). Если спросить ребенка трех лет: «Ты какой?», он ответит: «Я большой». Если же спросить ребенка семи лет: «Ты какой?», он ответит: «Я маленький».

У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют ввиду осознание ребенком своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т. п.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. В три года можно наблюдать внешнее «Я сам», в шесть лет – личное самосознание: внешнее превращается во внутреннее.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник

Основа теории психического развития личности по Л. И. Божович

Теория психического развития личности Л. И. Божович опирается на такие понятия как «социальная ситуация развития» и «новообразования».

В ССР Л. И. Божович выделяет:

  1. Внутренние процессы развития,
  2. Внешние условия.

В новообразованиях Л. И. Божович разделяет:

  1. Центральное новообразование,
  2. Потребности.

Периодизация психического развития

  1. Кризис новорожденности.
  2. Младенчество.Основные характеристики:
  • Беспомощность,
  • Опосредованная взрослыми деятельность.

Основное новообразование возраста – аффективно заряженные представления.

  • Кризис 1-го года жизни.
  • Раннее детство.Основные характеристики:
    • Самостоятельность ребенка,
    • Другие требования со стороны взрослых.

    Основное новообразование возраста – потребность в самоутверждении.

  • Кризис 3-го года жизни.
  • Дошкольное детство. Основное новообразование – появление внутренней позиции.
  • Кризис 7-ми лет.
  • Младшее школьное детство. Основные характеристики возраста:
    • Осознание собственного социального «Я»,
    • Появление новой системы требований со стороны взрослых.

    Основное новообразование – позиция школьника.

  • Кризис подросткового возраста.
    • 12 – 14 лет. Основные характеристики возраста:
    1. Эмансипация от взрослых,
    2. Переход в средние классы.
    3. Основное новообразование – появление целеполагания.

  • 15 – 17 лет. Основная характеристика возраста – определение места в жизни. Основное новообразование – качественно новая жизненная перспектива.
  • Исследования Л. И. Божович

    Л. И. Божович провела множество исследований, касающихся мотивации младших школьников. Основные их аспекты видны на рисунках 1 и 2.

    Во многих трудах Л. И. Божович содержатся значимые для современной психологии идеи и подходы. Один из них, который следует выделить – это подход, рассматривающий внутреннюю позицию в личностном развитии ребенка, а также ее формирование.

    ССР младшего школьника

    Рисунок 1. «ССР младшего школьника»

    Динамика социальных мотивов школьников

    Рисунок 2. «Динамика социальных мотивов школьников»

    Проблема развития личности. Здесь Л. И. Божович исходит из тезиса о том, что:

    Цитата

    «психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс, понимание которого всегда требует анализа не только тех объективных условий, которые воздействуют на ребенка, но и уже сложившихся особенностей его психики… об этом приходится специально говорить, — писала она, — потому что до сих пор встречаются попытки вывести и возрастные, и индивидуальные особенности ребенка непосредственно из анализа внешних обстоятельств его жизни».

    Также существует подход С. Л. Рубинштейна о влиянии внешнего через внутреннее.

    Но Л.И. Божович утверждала, что «…даже С.Л. Рубинштейн, который так много места уделил вопросу об активности сознания человека, — отмечала она, — в конкретно-историческом плане не признает решающую роль в человеческом поведении раз возникших психологических образований… Хотя без этого, как нам кажется, нельзя ни понять, ни изучать психологию личности…». И далее: «И сейчас еще можно встретить среди психологов и педагогов забвение того несомненного положения, что психическое развитие ребенка имеет свою внутреннюю логику, свои собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой это развитие совершается».

    Читайте также:  Центр развития ребенка омск октябрьский округ

    Полемизируя с А.Н. Леонтьевым, вначале подчеркивавшим значимость жизненной позиции ребенка в его развитии, а затем несколько изменившим этот тезис на утверждение о том, что развитие определяется самой жизнью, реальной деятельностью ребенка, Л.И. Божович пишет:

    Цитата

    «Нам кажется, что А.Н. Леонтьев грешит против самого себя, когда в своих дальнейших рассуждениях и исследованиях отбрасывает понятие «позиция» и возвращается к гораздо более общим и психологически неопределенным понятиям «сама жизнь», «реальные процессы жизни», «деятельность ребенка».

    Источник

    Возрастные стадии / Критерии Младенчество 0 – 1 год Раннее детсво 1 -3 года Дошкольное дество 3 – 7 лет Младший школьный возраст 7 – 12 лет Кризис подросткового возраста    
    Социальная ситуация развития Внутренние процессы Беспомощность Самостоятельность   Осознание социального Я Эмансипация от взрослых Определение места в жизни
    Внешние условия Деятельность, опосредованная взрослыми Требования взрослых   Новая система требований Переход в среднюю школу    
    Новообразования личности Центральное новообразование Аффективные заряженные представления Система Я Внутренняя позиция   Способность к целеполаганию Формирование жизненных планов
    Потребность   Самоутверждение В новой жизненной позиции        

    Младенчество– образование, субъективно выражающееся в эмоционально окрашенном самоощущении. Это – предтеча (предшественник) личности, сознания;
    Раннее детство– появление «Я» («Я сам») – системного новообразования конца, раннего детства, зарождение самосознания;
    Дошкольник– важнейшее новообразование – соподчинение мотивов и не менее важное – способность воображения как основы творческого отношения к Д., жизни, самому себе;
    Младший школьный возраст– произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия собственного поведения, потребность в активной умственной деятельности; контроль и самоконтроль;
    Подростковый возраст– сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении;
    Ранняя юность или старший школьный возраст, – психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению, включающему:
    А) сформированность на высоком уровне психологических структур самосознания школьников;
    Б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы;
    В) предпосылки индивидуальности как результат развития и осознания своих интересов, потребностей, способностей.

    Внутренняя позиция личности

    Понятие внутренней позиции – центральное в теории личности, созданной Л.И. Божович. Генетически понятие восходит к терминам «значащие переживания» (в некоторых работах – «ключевые переживания»), которыми пользовался Л. С. Выготский, объясняя то, почему некоторые воздействия социума на личность влияют на человека, а другие не оказывают влияния.
    Анализ работ самой Л.И. Божович позволяет выделить основные аспекты этого личностного образования:
    1) рефлексивный: осознание своей позиции в данной социальной ситуации (для 6 – 7-летних детей – «Я – школьник» и т.д.),
    2) эмоциональный: наличие внутренней позиции подразумевает отношение к некоторой реальности или явлению,
    3) мотивационный: внутренняя позиция задает направление деятельности человека.
    Понимаемая таким образом, внутренняя позиция не замкнута в рамках 6 – 7-летнего возраста. Очевидно, речь идет об универсальной характеристике, имеющей различное содержание и различные формы проявления, в зависимости от возраста. Основной функцией внутренней позиции является регуляция взаимодействия личности и социального окружения, принятие или отвержение воздействий социума и т.д. Внутренняя позиция – ключевое внутреннее условие, опосредующее внешние воздействия. Она выступает и как основная детерминанта субъектных характеристик ведущей деятельности – например, определяет особенности учения в младшем школьном возрасте.

    Направленность в представлениях Л.И.Божович о структуре личности

    Структура личности представляется в виде складывающейся в онтогенезе иерархии мотивов (мотивационной иерархии), стержнем которой является находящийся на вершине этой иерархии мотив, определяющий направленность личности.«…Целостная структура личности, — пишет Л.И. Божович, — определяется, прежде всего, ее направленностью. В основе направленности личности, согласно нашей точке зрения, лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека. Возникновение такого рода иерархической системы мотивов обеспечивает наивысшую устойчивость личности».

    Теория Б.Г. Ананьева

    По мнению Б.Г. Ананьева единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.
    Носителем биологического в человеке является главным образом индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека.
    Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, хотя бы потому, что индивид в ходе жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидуальных структур.
    Человек – это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности.
    Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.
    Однако, очевидно, что мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т.д. Поэтому используется понятие индивидуальности. Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт из трех подструктур (индивид, личность, субъект деятельности) психики.
    Поэтому, приступая к психологической характеристике человека, необходимо дать психологическую характеристику человека как индивида, собственно личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
    Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности. В его модели науки о человеке группируются в четыре раздела:
    1) человек как биологический вид;
    2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида;
    3) изучение человека как личности;
    4) проблема человечества.
    В концептуальной системе Ананьева идея целостности человека приобретает своеобразный антропологический характер. Антропологизм утверждается им как один из основополагающих принципов современного психологического познания. Поэтому психологическую теорию Ананьева можно квалифицировать как своего рода психологическую антропологию, наиболее последовательно реализованную им в структурном и генетическом анализе человека.
    Предмет психологии в свете антропологического принципа – это многоуровневая система психических явлений, взятая в связях с разными сторонами организации и бытия человека – структурой, развитием и деятельностью. Всестороннее исследование человека и его отношений с миром служит основой для целостного и объективного изучения и объяснения природы его психики и сознания. В этом аспекте психологическая антропология Ананьева соотносима с философско-психологической антропологией С.Л. Рубинштейна. В принципиальных вопросах, касающихся понимания сущности психического и путей развития человека, взгляды ученых близки.
    Психическое развитие человека, по Ананьеву, определяется преобразованием всех сторон его бытия как природного индивида и как социально-исторической личности. Линия развития индивида – собственно онтогенез – и линия биографии личности – ее социально-исторический жизненный путь – рассматриваются им как связанные, но не рядоположные, подчеркивается различие их природы и детерминации. Так, на первый взгляд, в онтогенезе индивида происходят генетически за­программированные и в исходной своей сути родственные онтогенезу высших животных возрастные изменения – созревания, зрелости, старения . Однако эти процессы у человека не осуществляются в животноподобной форме. Они опосредуются в человеческом развитии историей жизни личности в определенном обществе и конкретном историческом времени. Взаимосвязь этих двух линий индивиду­ального развития человека – непреложный закон. Ананьев исследовал формы проявления этого закона на уровне изучения константности восприятия, пространственной ориентации, сенсорной организации человека и чувственного отражения в целом.
    Принцип развития, последовательно реализуемый ученым, раскрывает исторический характер детерминации психики и поведения. Внутренние условия, преломляющие внешние воздействия, согласно взглядам Ананьева, сами выступают в качестве динамической, развивающейся системы – созревают, формируются, реконструируются, инволюционируют и т.д. Эти преобразования происходят в процессах функционирования человека – в его поведении, деятельности, жизнедеятельности. Жизненный смысл психики состоит в регуляции деятельности, поведения и жизне­деятельности на основе адекватного отражения и ориентации.
    Движущей силой развития являются внутренние противоречия, которые, по Ананьеву, возникают уже потому, что психические структуры неоднородны. Так, в психических процессах сочетаются онтогенетические феномены – психофизиологические функции и органические потребности – и социально детерминированные операции и высшие формы мотивации. К факторам и предпосылкам развития Ананьев относил разнообразные условия среды (социальной, биотической, абиотической), наследственность, обучение и воспитание, сложившуюся к определенному моменту времени структуру личности, индивидуальность. С последней он связывал возможность перехода от воспитания к самовоспитанию. Главный же фактор становления человека как личности и индивидуальности он видел в развитии жизненного пути человека, существенным содержанием которого выступает его деятельность.
    В связи с этим важное место в системе взглядов Ананьева играет принцип единства сознания и деятельности. Согласно его представлениям, этот принцип имеет глубокое методологическое значение как определяющий объективную познаваемость субъективного, подчеркивающий принципиальную возможность генетического изучения различных форм отражения в связи с реальным процессом жизни и деятельности. Сознание как отражение объективной действительности и деятельность как ее преобразование являются неотъемлемыми атрибутами субъекта. Ананьев утверждал, что становление сознания человека и его функционирование могут быть исследованы и поняты только как характеристики регулирования деятельности, как результат практического взаимодействия человека с внешним миром. Деятельность, таким образом, рассматривается им как необходимое звено в детерминации психического. Ананьев ввел в психологию представление о трех основных видах деятельности – труде, познании и общении – и предложил трактовку субъекта и его психического развития как эффектов их конвергенции. Труд, познание и общение в индивидуальном развитии соответствуют фундаментальным общественным процессам и поэтому являются основными видами деятельности, сравнительно с которыми игра, учение, спорт и другие формы активности человека выступают в качестве производных. Смысл основных видов деятельности состоит в созидании-преобразовании условий существования человека в процессе его взаимодействия с миром. В трудовой деятельности развитие осуществляется путем объективации сущностных сил человека, его внутреннего мира. В игре и учении преобладает освоение общественного опыта человечества, культуры в широком смысле слова.
    В концептуальной системе Б.Г. Ананьева структура личности и деятельность субъекта рассматриваются и как важные детерминанты психического. В формуле детерминизма “сбалансированы” принцип отражения, с одной стороны, и антропологический принцип и принцип деятельности, с другой. На основе процессов отражения объективной действительности возникают устойчивые психические состояния и свойства, формируется психологическая структура личности. Актуальное взаимодействие человека с действительностью развивает и расширяет субъективные потенциалы человека, детерминирующие, в свою очередь, последующие акты его взаимодействия с миром.
    Единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства его макрохарактеристик. Человек – не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящей материальные и духовные ценности.
    Человек как субъект – носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из тех свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основа предметной деятельности человека – труд и потому он выступает как субъект труда. Основа теоретической или познавательной деятельности – процессы познания, и потому человек предстает как субъект познания. Основа коммуникативной деятельности – общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результат осуществления различных видов деятельности человека как субъекта – достижение им психической зрелости.
    Человек предстает в виде целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленный единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.

    Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад сказка г белоярский

    По Б. Г. Ананьеву (1967), в структуру личности входят:
    • психические процессы;
    • психические состояния;
    • свойства личности.

    Источник