Периодизация и закономерности психического развития ребенка потребность

Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития. Л.С. Выготский рассматривал возраст как определенную эпоху или ступень развития, как известный, относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. При переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новые образования, не существовавшие в предыдущие периоды, перестраивается и изменяется самый ход развития.
По Д.Б. Эльконину детство, охватывающее период времени от рождения ребенка до окончания школы, по возрастной физической классификации делится на следующие семь периодов:
1. Младенчество: от рождения до одного года жизни.
2. Раннее детство: от одного года жизни до трех лет.
3. Младший и средний дошкольный возраст: от трех до четырех-пяти лет.
4. Старший дошкольный возраст: от четырех-пяти до шести-семи лет.
5. Младший школьный возраст: от шести-семи до десяти-одиннадцати лет.
6. Подростковый возраст: от десяти-одиннадцати до тринадцати-четырнадцати лет.
7. Ранний юношеский возраст: от тринадцати-четырнадцати до шестнадцати-семнадцати лет.
Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности и границы, которые сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за развитием ребенка, анализируя его психологию и поведение. Каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.
Весь процесс детского развития в целом можно разделить на три этапа: дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет), младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет, с первого по четвертый-пятый классы школы), средний и старший школьный возраст (от 10-11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы) Каждый из них состоит из двух периодов, открывающихся межличностным общением в качестве ведущего вида активности, направленного преимущественно на развитие личности ребенка и завершающегося предметной деятельностью, связанной с интеллектуальным развитием, с формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционально-технических возможностей ребенка.
Переход от одного этапа развития к другому происходит в условиях возникновения ситуации, чем-то напоминающей возрастной кризис, а именно – при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями ребенка.
На этапах преимущественно личностного развития усвоение детьми отношений и личностных особенностей взрослых людей происходит через воспроизведение, или моделирование, этих отношений и проявляемых в них качеств личности. Особенно благоприятные условия для этого создаются в общении ребенка с другими детьми в разного рода социальных группах в процессе организации и проведения сюжетно-ролевых игр. Здесь же ребенок сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых трудно быть понятым и принятым среди сверстников, выглядеть более взрослым.
Процесс развития начинается в младенческом возрасте с общения как ведущей деятельности. Комплекс оживления, возникающий на третьем месяце жизни, в действительности является сложной формой общения ребенка со взрослыми. Он появляется задолго до того, как ребенок начинает самостоятельно манипулировать предметами.
На границе младенчества и раннего возраста происходит переход к собственно предметным действиям, к началу формирования так называемого практического, или сенсомоторного, интеллекта. Одновременно интенсивно развиваются вербальные формы общения ребенка со взрослым, что говорит о том, что общение не перестает быть деятельностью, ведущей за собой развитие, но включается в соответствующий процесс вместе с предметной деятельностью.
Однако анализ речевых контактов ребенка этого возраста с окружающими людьми показывает, что речь им используется главным образом как средство коммуникации для налаживания сотрудничества с людьми в совместной с ними деятельности, но не как инструмент мышления. Да и сами предметные действия в этот период времени служат для ребенка способом налаживания межличностных контактов. Общение в свою очередь опосредуется предметными действиями ребенка и практически еще не отделено от них.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится игра в ее наиболее совершенной, развернутой форме, позволяющей развиваться всем сторонам психики и поведения ребенка – ролевой. Главное значение игры для психического развития детей состоитв том, что благодаря особым игровым приемам, в частности принятию ребенком на себя роли взрослого, выполнению его общественно-трудовых функций, символическому характеру многих предметных действий, переносу значений с одного предмета на другой, ребенок моделирует в игре отношения между людьми. Ролевая игра выступает как вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность и обеспечивающий их совместное влияние на развитие ребенка.
Ведущую роль в психическом развитии детей младшего школьного возраста играет учение. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей; через учение в эти годы опосредствуется вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми людьми.
В подростковом возрасте возникает и развивается трудовая деятельность, а также особая форма общения – интимно-личностная. Роль трудовой деятельности, которая в это время приобретает вид совместных увлечений детей каким-либо делом, состоит и их подготовке к будущей профессиональной деятельности. Задача общения заключается в выяснении и усвоении элементарных норм товарищества, дружбы. Здесь же намечается разделение деловых и личных отношений, которое закрепляется к старшему школьному возрасту. Примечательной особенностью общения подростков является то, что во всех его формах наблюдается подчинение отношений своеобразному кодексу товарищества. Этот кодекс в наиболее общих чертах воспроизводит деловые и личные взаимоотношения, существующие между взрослыми.
В старшем школьном возрасте процессы, начало которым было положено в подростничестве, продолжаются, но ведущим в развитии становится интимно-личностное общение. Внутри его у старших школьников развиваются взгляды на жизнь, на свое положение в обществе, осуществляется профессиональное и личностное самоопределение.
Концепция Д. Б. Эльконина получила дальнейшее развитие в работах Д. И. Фельдштейна, который представил более детализированную картину периодизации детского развития. Выглядит она следующим образом.
В процессе онтогенеза ребенка выделяются разные его ступени: стадии, периоды, этапы и фазы. Акцент делается на развитии личности, а не познавательных процессов. Ее становление и развитие представляется в виде постепенного подъема со ступени на ступень. В течение всего детства выделяются две фазы развития: от рождения до 10 лет и от 10 лет до 17 лет. Они, соответственно, делятся на три этапа: от рождения до 3 лет, от 3 до 10 лет, от 10 до 17 лет. В свою очередь первая фаза делится на четыре периода: 0 – 1 год, 1 – 3 года, 3 – б лет, б – 10 лет, а вторая – на два периода: 10 – 15 лет, 15 – 17 лет.
Таким образом, шесть периодов развития можно представить следующим образом:
Младенческий (0-1 год) формируется непосредственное эмоциональное общение, являющееся в этом возрасте ведущей деятельностью. Эта основная деятельность младенца обусловлена самой природой человека как общественного существа. Младенец ориентирован на установление социальных контактов.
Раннее детство (с 1-3 лет). Ведущая деятельность предметно-манипулятивна, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но прежде всего общественно выработанными способами действий с окружающими его предметами.
Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет). Ведущей в этот период является игровая деятельность. Именно в сюжето-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди включены в сложнейшие межличностные отношения, и сам он ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Игра выступает как деятельность, ориентируя ребенка в самых общих фундаментальных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях.
Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет) ведущей становится учебная деятельность, т.е. специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе ее дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением научных понятий в тех или иных сферах знания, создавая у детей основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.
Подростковый возраст (от 10-11 до 15-16 лет). Дети включаются в качественно новую систему отношений, общения с товарищами и взрослыми в школе. Изменяется и фактическое место подростков в семье, а также среди сверстников. У ребенка подросткового возраста значительно расширяется сфера деятельности, а главное, качественно изменяется характер деятельности, значительно усложняются ее виды и формы. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности:
· в учебно-образовательном труде;
· в общественно-политической деятельности;
· в культурно-массовой работе;
· в организаторском труде;
· хозяйственно-бытовом труде;
· во внутришкольной и вне школьной общественно полезной работе, в производительном общественно значимом труде;
· в творческом труде (техническое и прикладное творчество).
Основное по объему место в жизни подростка занимает учебная деятельность, ибо подросток в современных условиях – всегда школьник. Но эта деятельность, сохраняя актуальность и значение, уже не является ведущей в подростковом возрасте: по психологической роли она лишь одна из форм совокупной общественно полезной деятельности. Именно разносторонняя ОПД оптимально удовлетворяет потребности подростка в построении новых взаимоотношений со взрослыми, в реализации самостоятельности, становится ведущей в этот возрастной период.
Старший школьный возраст (16-18 лет). Существенная особенность состоит в том, что здесь ведущей деятельностью становится особая форма познавательной деятельности, активно сочетаемая с общественно полезным, в том числе и, производительным, трудом. Это имеет важное значение как для выбора школьниками профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Имея учебно-профессиональный характер, эта деятельность, с одной стороны, приобретает элементы исследования, с другой – получает определенную направленность на приобретение профессии, на поиск своего места в жизни.
Д.И. Фельдштейн считает, что в процессе социального развития ребенка как личности проявляются определенные закономерности. Одна из них – изменение социальной позиции личности. Переходы с одного уровня развития на другой могут происходить плавно и быстро, со значительными качественными изменениями в личности. Во время плавных переходных периодов ребенок обычно не особенно задумывается над вопросом о том, каково его положение среди других людей и каким оно должно быть; при резких изменениях социальной позиции личности на первый план в самосознании ребенка выходят именно эти вопросы.
Внутри каждого периода процесс развития проходит через следующие три закономерно чередующиеся стадии:
1. Развитие определенной стороны деятельности.
2. Максимальная реализация, кульминация развития данного типа ведущей деятельности.
3. Насыщение этой деятельности и актуализация другой ее стороны (под разными сторонами деятельности имеются в виду ее предметный и коммуникативный аспекты).
В целом в развитии детей, независимо от того, в рамках какой периодизации мы его представляем, существуют два довольно выраженных резких перехода. Первый характеризует переход от раннего детства к дошкольному, известный как “кризис трех лет”, а второй – переход от младшего школьного возраста к подростковому, известный как “кризис подросткового возраста”, или “кризис полового созревания”. Они всегда знаменуют собой переход ребенка с одного уровня развития на другой, успешность которого зависит от того, насколько удачно будет преодолен кризис.
Источник
В истории возрастной и детской психологии известно достаточно много вариантов периодизаций психического развития ребенка. Эти периодизации строились по различным критериям. Существуют периодизации по одному внешнему критерию, но связанному с процессом психического развития ребенка. Примером такой периодизации может являться периодизация Р. Заззо на основе ступеней системы воспитания и обучения детей. В данной периодизации выделены следующие стадии развития:
- • стадия раннего детства (до 3 лет), ее основное содержание – воспитание в семье;
- • стадия дошкольного возраста (3-6 лет), ее основное содержание – воспитание в семье или дошкольном учреждении;
- • стадия начального школьного образования (6-12 лет), ее основное содержание – приобретение основных интеллектуальных навыков в начальной школе;
- • стадия обучения в средней школе (12-16 лет), ее содержание – получение общего образования;
- • после 16 лет – стадия высшего или университетского образования.
Существуют также периодизации по одному внутреннему критерию, т.е. на основе какой-либо одной стороны детского развития. Примером таких периодизаций является периодизация Π. П. Блонского на основе физиологического признака – появления и смены зубов. В данной периодизации выделяются следующие стадии;
- • беззубое детство – до прорезывания всех молочных зубов (от 8 мес. до 2-2,5 лет);
- • молочнозубое детство – до начала смены зубов (приблизительно до 6,5 лет);
- • постояннозубое детство – до появления третьих задних коренных зубов (зубы мудрости).
Разработаны периодизации по нескольким существенным признакам развития, т.е. по комплексным возрастным критериям: периодизация Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. И. Слободчикова и др.
Л. С. Выготский считал, что развитие ребенка представляет собой постоянный переход от одного возрастного этапа к другому, связанный с изменением и построением его личности. Данный переход осуществляется через возрастные кризисы, причиной которых являются противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения. Переход к следующему возрастному периоду предшествует появлению неудовлетворенности ребенка тем местом, которое он занимает в обществе, и желанию это место изменить. Периоды стабильного и кризисного развития по Л. С. Выготскому представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Периоды психического развития ребенка по Л. С. Выготскому
Возраст | Стабильный период развития | Критический период |
0-2 мес. | Кризис новорожденности | |
2 мес. – 1 год | Младенческий возраст | Кризис 1 года |
1-3 года | Раннее детство | Кризис 3 лет |
3-7 лет | Дошкольное детство | Кризис 7 лет |
7-13 лет | Школьный возраст | Кризис 13 лет |
13-17 лет | Пубертатный возраст | Кризис 17 лет |
Даниил Борисович Эльконин (1904-1984) развил представления Л. С. Выготского о возрастном развитии и положил в основу своей периодизации следующие критерии: социальная ситуация развития; ведущая деятельность; личностные новообразования; характер протекания возрастного кризиса. Он рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир, включающий в себя мир предметов и человеческих отношений. Окружающий мир ребенок познает в двух системах отношений: “ребенок – вещь” и “ребенок – взрослый”. Эти системы отношений ребенок осваивает в различных деятельностях, которые делятся на две группы. В первую группу входят деятельности, в которых усваиваются нормы отношений между людьми (в них главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка). Вторая группа – ведущие деятельности, благодаря которым формируются общественно выработанные способы действий с предметами (в них приемущественно развивается интеллектуально-познавательная сфера). Эти две линии развития – мотивационно-потребностная и интеллектуально-познавательная – образуют целостный процесс психического развития, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие и доминирует одна из них (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Периодизация психического развития по Д. Б. Эльконину:
– развитие мотивационно-потребностной сферы;
– развитие интеллектуально-познавательной сферы;
– переходы от эпохи к эпохе (малые кризисы);
– переходы от периода к периоду (большие кризисы)
Периоды и стадии детского развития Д. Б. Эльконин классифицировал следующим образом.
- 1. Этап раннего детства состоит из двух стадий. Первая стадия – младенчество, начинается с кризиса новорожденности. В период младенчества ведущей деятельностью является общение со взрослым и преимущественно развивается мотивационно-потребностная сфера личности. Вторая стадия – ранний возраст. Начало этой стадии – кризис первого года жизни; ведущей деятельностью является предметно-манипулятивная и доминирует интеллектуально-познавательная линия развития.
- 2. Этап детства. Начало данного этапа – кризис трех лет, который открывает начало дошкольного возраста. На этой стадии ведущей деятельностью является игровая деятельность и развитие мотивационно-потребностной сферы личности. Вторая стадия начинается с кризиса шести-семи лет. Этот кризис – начальный этап младшего школьного возраста; ведущей деятельностью является учебная деятельность и доминирует интеллектуально-познавательная линия развития.
- 3. Этап отрочества делится на две стадии. Первая – стадия подросткового возраста. Начало – кризис 11-12 лет. На этой стадии ведущей деятельностью является общение со сверстниками и преимущественно развивается мотивационно-потребностная сфера личности. Вторая – стадия ранней юности, начинается кризисом 15 лет; ведущей деятельностью является учебно-профессиональная деятельность и доминирует интеллектуально-познавательная линия развития.
Д. Б. Эльконин указывал, что к каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из прежних отношений “человек – человек”, и тем, что он усвоил из системы отношений “человек – предмет”. Моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие стороны, которая отставала в предшествующий период. Одни из кризисов являются кризисами отношений “человек – человек” (кризисы трех и тринадцати лет), а другие – кризисами личности, самосознания (кризисы одного, семи и семнадцати лет).
Среди современных исследователей большой интерес представляет периодизация В. И. Слободчикова, разработанная в 80-х гг. XX в. В основе этой периодизации – понятие “со-бытийной общности”, которое охватывает две стороны развития – его объект и источник. Внутри со-бытийной общности формируются собственно человеческие способности, позволяющие индивиду включаться в различные социальные группы и приобщаться к определенным формам культуры, а также выходить из социальных групп, проявлять свою индивидуальность и самобытность, самому создавать новые формы. Данная идея со-бытийной общности основана на фундаментальном положении об интерпсихическом этапе развития каждой высшей психической функции, сформулированном Л. С. Выготским. С этой точки зрения периодизация представляет собой определенную карту человеческих общностей, только внутри которых могут быть достигнуты различные уровни развития всех психических функций, необходимых для существования внутри социальных групп, их изменения и создания новых.
В. И. Слободчиков предложил схему – “матрицу возраста”, в которой каждая ступень является относительно завершенным циклом психического развития, выстроена горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных) психического развития (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Периодизация психического развития по В. И. Слободчикову
Этап развития | Содержание этапа: стадии и кризисы |
Оживление | Родовой кризис: 7-й месяц эмбрионального развития – 3 недели после рождения; стадия принятия: новорожденность – 0,5-4-й месяц жизни; кризис новорожденности: 3,5-7-й месяц; стадия освоения (младенец): 6-12-й месяц |
Одушевление | Кризис младенчества: 11 – 18 месяцев; стадия принятия – раннее детство: 1 год 3 месяца – 3 года; кризис раннего детства: 2,5-3,5 года; стадия освоения – дошкольное детство: 3 года – 6,5 лет |
Персонализация | Кризис детства: 5,5-7,5 лет; стадия принятия – отрочество: 7-11,5 лет; кризис отрочества: 11 – 14 лет; стадия освоения – юность: 13,5-18 лет |
Индивидуализация | Кризис юности: 17лет – 21 год; стадия принятия – молодость: 19-28 лет; кризис молодости: 27 лет – 33 года; стадия освоения – взрослость: 32-42 года |
Универсализация | Кризис взрослости: 39-45 лет; стадия принятия – зрелость: 44 года – 66 лет; кризис зрелости: 55-65 лет; стадия освоения – старость: 62 года |
Проблема периодизации психического развития является крайне интересной и обширной темой, исследовательские работы в данном направлении продолжаются и в настоящее время.
Источник