Период раннего возраста его значение в развитии ребенка

Особенности развития детей раннего возраста.

Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.
В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.

Первый период – от года до полутора лет.

Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он – исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.    

Второй период – от полутора до 2 лет.

Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.    

Третий период – от 2 до 3 лет.

Это период наиболее  активного  умственного  развития  ребенка.

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.  

К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное.  Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию  или имеющих общее назначение.  Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности.[15] В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при 
одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

– развитие предметной деятельности;

– развитие общения с взрослыми;

– развитие речи;

– развитие игры;

– приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

– развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению  успеха в деятельности.

 Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.

Источник

Раннее детство – особый период в развитии ребёнка.

         Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность,  любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Прич­­­­­­­­­­­­ём все эти способности не возникают сами по себе, а  требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Читайте также:  Карта психологического развития ребенка школьного возраста

         Что представляет собой ребёнок раннего возраста?

         Психологи считают, что первые три года –это самый важный период в развитии ребёнка. В этот  период закладывается основание всей будущей жизни. Уверенность в себе, знание, что ты желаем и любим, чувство собственного достоинства, поведение в стрессовых ситуациях – всё это восходит к самому раннему детству, к отношениям малыша с родителями. Этот период имеет решающее значение для формирования личности, важно знать что представляет собой  ребёнок этого возраста.

         Основной особенностью периода раннего детства является наиболее интенсивный темп развития всех органов и систем.

         В период от 1 до 3 лет у ребёнка прорезываются все молочные зубы, он быстро растёт и прибавляет в весе,  развивается его речь и память. Ребёнок начинает ориентироваться в окружающем мире, активно познаёт его. В этот период огромное значение для малыша имеет игра.

От рождения до года.

Лучший способ узнать ребёнка- понаблюдать за ним и прислушаться к нему. Полезно знать об общих чертах детей этого возраста:

·        Познаёт мир через ощущения

·        Полностью зависим

·        Сосредоточен на себе

·        Воспринимает звуки, зрительные образы, тон разговора(ласковый или сердитый)

·        Быстро растёт и изменяется

·        Играет сам с собой

·        Узнаёт людей и реагирует на них.

·        Учится хватать

·        Другие моторные навыки: учится ползать, сидеть, стоять

·        К концу года начинает ходить.

От года до двух лет.

         В два года ребёнок перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом, удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу. В подвижные игры для детей двух лет можно включать прыжки, бег, бросание мяча и скатывание его с горки.

·        Ходит всё увереннее

·        Требует внимания к себе

·        Познаёт мир через ощущения

·        Внимание быстро рассеивается

·        Полностью может концентрироваться только на одной вещи

·        Восприятия конкретны, воображение ещё не развито(думает только о том что видит)

·        Слабая координация движений

·        Нет «тормозов» его трудно остановить

·        Решителен

·        Любопытен ,жаждет исследовать мир

·        Подражает взрослым

·        Непослушен

·        Любит постоянный распорядок дня, чувствуя себя так безопасней

·        Сосредоточен на себе

От двух до трёх лет.

         В три года ребёнок называет правильно четыре основных цвета и несколько оттенков .Ориентируется в семи цветах спектра (знает чёрный  белый цвета) находит по образцу, по просьбе взрослого.

·        По-прежнему сосредоточен на себе.

·        Любопытен

·        Координация движений ещё не совершенна.

·        Активен.

·        Исследователь, интересуется окружающим миром.

·        Играет большей частью один.

·        Импульсивен, действует по первому пробуждению.

·        Склонен проверять «границы дозволенного».

·        Становится все более независимым.

·        Любит учиться.

·        Ему не надоедает повторять одно и то же.

·        Нелогичен.

·        Возникает чувство прекрасного.

·        Подражает взрослым.

·        Внушаем.

·        Сравнивает себя с другими.

·        Развивает самосознание.

·        Формируется словарь (у трех летних он уже довольно большой)

Быстрый темп развития организма – особенность раннего возраста.

         Быстрый темп развития ребенка раннего возраста имеет ряд особенностей. Прежде всего – это скачкообразность развития. Скачкообразность отражает нормальный закономерный процесс развития организма ребенка, и наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии и воспитании детей.

         Быстрый темп развитие ребенка обусловлен быстрым установлением связи с окружающим миром и в то же время медленным закреплением реакции. Поэтому очень важно как можно больше повторять, закреплять новые навыки, учить малыша делать что – либо новое самостоятельно. Это лучше закрепит полученные знания.   

В чём уникальность раннего детства?

                                                Самоценность раннего детства – в остроте восприятия                                         окружающего мира, особом мире чувств и                                                             представлений.

                                                                           (Н.С. Ежкова)

         Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Его правомерно выделяют в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

         Период раннего детства уникален тем, что именно в этот временной отрезок ребенок развивается столь стремительно как ни когда в последующие годы жизни.

Источник

Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни

характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес

ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции

организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и

третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает

координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи

делает ребенок в овладении

родным языком.

Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10—12

слов, то к двум годам число их увеличивается до 200—300, а к трем — до 1500

слов.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как

повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям.

Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии

детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка

составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического

развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен

заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые,

подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения

в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии — они

становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального

состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их

уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления

— важные задачи педагогики раннего детства.

При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них

возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит

ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в

яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип

последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов,

позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально.

Условные, т. е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе

поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней. Так, характерный

условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни,—

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям в утробе матери картинки

сосательный — на положение для кормления. Раннее образование услов­ных

рефлексов является убедительным, физиологически обоснованным доказательством

необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.

Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы

могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и

просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и

нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать

на руках взрослого и т. п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с

трудом поддаются изменению.

Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие

потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от

непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее,

уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.

Педагогика раннего детства, основы которой были разработаны Н. М. Щеловановым,

Н. М. Аксариной и их учениками, намечает конкретные задачи и методы

всестороннего воспитания детей.

В содержание воспитательной работы на этом возрастном этапе детства входят

следующие разделы:

соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е.

верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна,

кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;

правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;

проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;

создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности

детей.

Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически

обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни

детей.

В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и

эстетическое развитие детей. Но содержание, приёмы и методы реализации этих

задач иные, чем в работе с детьми дошкольного возраста.

Они определяются возрастными особенностями малышей’.

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет

правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому

учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся

нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство

воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

Темп психического и физического развития детей на втором году жизни менее

интенсивен, чем на первом. Поэтому программа воспитания в детском саду

предусматривает изменение режима дня, задач и методов воспитания не

поквартально (через каждые 3 месяца), а по полугодиям.

Для развития координации движений ног и рук необходимо иметь набор игрушек,

которые дети могли бы переносить в руках (крупные мягкие игрушечные животные,

куклы, мячи, корзинки, ведра, мешочки и др.), возить за тесьму (машины,

коляски и т. п.) возить подталкивая вперед (каталки, крупные игрушки на

колесах и пр.).

Воспитатель, руководя самостоятельной деятельностью детей, обязан следить

чтобы все они были активны, деятельны. Важно обеспечивать смену движений у

детей, предупреждая возможное утомление при однообразных манипуляциях.

Регуляция двигательной активности, побуждение к тому, чтобы дети не только

ходили, но и выполняли другие движения (присаживание, вхождение на горку и

т. д.), — важное условие их физического развития. Предупреждая утомление

разбегавшихся детей, нужно усаживать некоторых из них за столы для спокойных

игр.

Обязательным является проведение подвижных игр, которые имеют большую

педагогическую ценность. Эмоции удивления, радости, испытываемые детьми во

время подвижных игр, содействуют лучшему усвоению движений. Так, в играх в

прятки дети, отыскивая спрятанные игрушки, выполняют самые разнообразные

движения: встают на носочки, чтобы заглянуть на полочку, под­вешенную к

стене, нагибаются и смотрят под мебель и т. д. При организации подвижных игр

не следует обязывать детей ходить парами или строем. Уровень развития

произвольных движений у них еще низок, и они не могут двигаться

организованно, например, взявшись за руки, идти в одном направлении.

Значительную ценность для о&щего развития детей имеют подвижные игры с

музыкальным сопровождением: притопывания, приседания и т. п. в такт музыке

содействуют воспитанию чувства ритма, гармонии движений.

Важную роль в формировании двигательной активности ребенка второго года

жизни играют занятия гимнастикой. Они проводятся с применением специального

оборудования (лесенок-стремянок для влезания, скамеек для ходьбы и пр.). Это

оборудование применяется только на занятиях и не предоставляется детям для

самостоятельного использования.

Учитывая большую потребность в движениях у детей второго года жизни и

организуя для этого специальную обстановку, следует помнить, что

двигательная активность не должна мешать формированию сосредоточенности,

умения спокойно заниматься игрушками. Важно следить за правильным

чередованием движений и спокойных занятий. Надо удовлетворять потребность

детей в движениях, но так, чтобы это не шло в ущерб другим видам их

деятельности.

На втором году жизни большое место в этот период отводится обучению детей обращению с дидактическими игрушками (пирамидками,

кубиками, вкладышами), а также орудийным действиям — умениям пользоваться

несложными предметами-орудиями: палкой, чтобы приблизить к себе отдаленный

предмет, сачком для вылавливания плавающих игрушек, совком и лопаткой в игре

с песком и снегом.

Во время бодрствования детей дидактические игрушки нужно располагать на

столах так, чтобы на каждом из них помещался один вид дидактической игры.

Важно следить, чтобы за столами играли небольшие группы — по 2—3 ребенка, при

этом каждому из них следует давать аналогичный комплект дидактических

игрушек. Неумение детей этого возраста играть вместе и повышенный интерес к

новизне может привести к конфликтам, если игровая ситуация не будет

продумана воспитателем.

Обучение новым действиям, их усложнение, переключение на другие виды

деятельности — основные моменты организации воспитателем предметной

деятельности детей’.

Второй год жизни — ответственный период речевого развития. На базе речевых

умений у годовалого ребенка в ходе обучения и воспитания развиваются

понимание речи взрослых и активная речь. Темп развития этих сторон речевой

деятельности различен. В первом полугодии наиболее интенсивно развивается

понимание речи, во втором (точнее, в последней четверти года) — активная

речь.

 В начале второго года жизни дети еще много лепечут. Лепет их разнообразен, эмоционально

выразителен и сопровождает почти все действия. Подражание звукам и

звукосочетаниям в этом возрасте совершенствуется, что способствует

постепенному увеличению словаря. По принятым в нашей стране показателям

развития детей, к полутора годам активный словарь составляет 30, а к двум —

200—300 слов. На развитии активного словаря отражаются индивидуальные

особенности и условия воспитания.

К двум годам облегченные слова заменяются обычными. В речи детей появляются

слова, обозначающие не только предметы и действия, но и доступные их

пониманию качества и отношения между предметами (например, наречия). Личными

местоимениями к концу второго года жизни ребенок пользуется без особого

труда.

Первые детские предложения состоят обычно из одного слова. Включенное в

Читайте также:  Необходимые условия нормального развития ребенка дульнев лурия

предметную ситуацию, оно заменяет предложение. Возглас “мама!” в одном

случае означает “возьми меня на руки”, в другом — “дай мяч”. Словом “бах”

малыш сопровождает падение игрушки и, обращаясь к взрослому, жалуется, когда

падает сам. В конце второго года в предложениях может быть до 3—4 слов. Дети

начинают изменять слова в числе, роде и некоторых падежах, хотя делают еще

много ошибок.

Для развития активной речи необходимо совершенствовать у ребенка способность

подражать слышимым звукам, словам. Надо воспитывать у него умение слушать и

воспроизводить слышимое. Для этого следует, как и на первом году,

поддерживать лепет ребенка, устраивая с ним перекличку звуками, вызывать его

на подражание легким звукосочетаниям (“топ-топ”) и на подговаривание (“шш-уу,

полетели”, “гуси-гуси—га-га-га”), учить его по просьбе взрослого отвечать:

“Как тикают часы? Тик-так. Скажи: “Тик-так”. Чтобы вызвать у ребенка

подражание словам, можно давать ему образцы облегченных слов, но произносить

их в сопровождении правильных, например: “Спи, ляля, бай-бай”. Когда ребенок

сможет подражать, (примерно с 1 года 3—4 мес.), надо перейти к обычной

правильной речи. К ребенку после полутора лет нужно обращаться с поручениями,

давая образец для подражания: “Пойди позови Галю, скажи: “Галя, иди гулять”.

Во второй группе раннего возраста (от 1 года до 2 лет) занятия планируются

раздельно для двух возрастных подгрупп. В первом полугодии проводится каждый

день по одному занятию и в основном индивидуально или с небольшим числом

детей (5— 6 человек); во втором — занятия планируются по подгруппам с учетом

пятидневной недели по два в день.

Число детей, участвующих в занятии, зависит от ряда условий. Вся возрастная

подгруппа детей (6—12 человек) может участвовать в занятии при непринужденной

форме его организации (экскурсия по группе); в случае, когда действия детей

основаны на подражании (музыкальные), а также если ведущая деятельность —

зрительное восприятие (инсценировки с игрушками, организованное наблюдение

за окружающим). Обучение детей предметной деятельности, речевые занятия

(рассматривание картинок), занятия с физкультурными пособиями, где есть

момент ожидания, проводятся с половиной каждой возрастной подгруп­пы (3—6

детей).

Длительность занятий также зависит от их содержания. Занятия со сменой видов

деятельности могут продолжаться до 10— 15 мин; требующие же сосредоточенного

внимания—от 5 до 8 мин.

Уровень развития детей, объединенных в одну подгруппу должен быть примерно одинаковым. Вновь поступивших малышей к занятиям привлекают постепенно. Кроме специфических задач, во всех видах занятий ставится цель — научить детей заниматься: слушать, отвечать, сохранять рабочую позу.

В конце второго года жизни в действиях детей можно подметить элементы сюжетной

игры. Они выполняют игровые действия в логической последовательности;

общаясь друг с другом, воспроизводят действия, которые обычно проделывает с

ними взрослый: кормят, лечат, причесывают. В игре начинают исполь­зовать не

только игрушки, но и заменители реальных предметов (кубик вместо мыла).

Руководя самостоятельной деятельностью детей, надо стараться формировать у

них потребность по разным поводам обращаться к воспитателю: попросить помочь

в игре, дать нужную игрушку, привлечь внимание к чему-то интересному. Кроме

того, следует приучать детей выполнять требования взрослых, прави­ла

поведения: не отнимать игрушку у другого ребенка, уметь подождать, пока

другой поиграет.

При нормальном нервно-психическом развитии и установившейся форме общения со

взрослыми у детей начинает формироваться потребность в общении друг с

другом.

В начале второго года жизни у малышей, не овладевших активной речью,

продолжает доминировать эмоциональное общение, которое выражается в радости

от присутствия других детей. Они подходят друг к другу, дотрагиваются до

одежды, заглядывают в лицо, смех и плач одного быстро заражает других.

Элементы общительности проявляются прежде всего в практической деятельности

детей. Они любят наблюдать за движениями сверстников и пытаются подражать

друг другу. Например, если один ребенок видит, что другой катит мяч, он

стремится проделать это сам и именно с данной игрушкой. Для создания у

малышей положительного отношения друг к другу следует пре­дупреждать

возникновение конфликтов. Конфликты довольно часто возникают между детьми потому, что у них плохо развита речь, они не могут объяснить свое желание, а игрушка в руках другого ребенка всегда привлекательна. Иногда отрицательное отношение к сверстнику является

следствием интереса к его деятельности и вместе с тем неумения действовать

вместе.

При правильной организации бодрствования детей в группе можно избежать

подобных конфликтов. В частности, мебель должна быть расставлена так, чтобы

малыши не собирались в одном месте. Лучше, если дети (два-три ребенка) будут

заниматься одним видом деятельности, например нанизыванием колец на

пирамидки. Полезно специально организовать наблюдение одних детей за

действиями других. Во избежание ссоры детям до полутора лет следует давать

одинаковые предметы. Необходимо также, чтобы они знали места для хранения

игрушек и в случае необходимости могли их легко найти. Следует помнить, что

привычка отнимать у других игрушки закрепляется и переходит в драчливость. В

таком случае вместо доброжелательного отношения друг к другу дети испытывают

озлобленность и гнев.

Воспитание общительности, взаимопонимания должно осуществляться в бытовой,

предметно-игровой, речевой и других видах деятельности малыша. Надо учить их

проявлению нежности, сочувствия, сострадания: погладить по головке, пожалеть

ребенка, испытавшего боль при падении, предложить робкому новичку лакомство,

игрушку. При таком воспитании малыши к двум годам выполняют эти действия не

только по подсказке взрослого, но и самостоятельно, научившись понимать

состояние другого и правильно реагировать (помочь, утешить и пр.). Детям,

овладевшим речевым общением, надо предлагать словесно выражать свои чувства,

симпатии: “хороший”, “молодец” и т. д. В этом возрасте ребенок уже может по-

своему заступиться за обиженного, оказать помощь товарищу (подуть на пальчик,

помочь подняться после падения и др.).

Игра таит в себе большие возможности для развития у детей коллективизма. В

процессе игры они общаются, следуя чувствам симпатии друг к другу. Например,

ребенок складывает в машину кубики, а другой, потянув за бечевку, пытается

перевезти груз. Правда, при этом могут возникнуть ссоры, потому что,

включаясь в игру соседа, ребенок пытается иногда навязать свои требования,

способы действия. В подобных ситуациях воспитатели должны разрешить детские

споры, обратив внимание одного из них на новые игрушки, занятия.

А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. М. Аксарина отмечали, что игра — первая

школа воспитания общественного поведения. Дети могут самостоятельно вступить

в контакт друг с другом и испытывают при этом радость.

А. П Усова’ отмечала несколько форм взаимодействия детей

‘ См.: Усова А. П. Роль игры в воспитании детей/ Под ред. А. В. За­порожца.

М., 1976.

Источник