Перинатальный период развития ребенка презентация

Перинатальный период развития ребенка презентация thumbnail

Инфоурок

Доп. образование
›Презентации›Презентация по психологии “Психофизиологические особенности плода. Перинатальное развитие”

Психофизиологические особенности плода. Перинатальное развитие

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Психофизиологические особенности плода. Перинатальное развитие

Описание слайда:

Психофизиологические особенности плода. Перинатальное развитие

2 слайд

Сегодня существует множество теорий, подтверждающих важность и значимость вну

Описание слайда:

Сегодня существует множество теорий, подтверждающих важность и значимость внутриутробного развития для дальнейшего успешного развития личности и ее адаптации к реалиям современного мира. Сегодня существует множество приемов в психотерапевтической практике, которые обращены именно на восстановление памяти, связанной с внутриутробным развитием человека. Основные кризисные моменты, эмоции, заложенные в сознании человека, корнями своими уходят в бессознательное, где хранится информация о человеке с момента его зачатия. Наиболее ярко иллюстрирует эту мысль модель С. Грофа [2], который утверждает, что плод в период внутриутробного развития проходит 4 основные стадии психофизиологического развития. Особенности каждой стадии отражены в паттернах переживаний, которые получили название базовые перинатальные матрицы (БПМ). Каждая такая матрица имеет свою психофизиологическую основу. Актуальность темы

3 слайд

Первая перинатальная матрица (БПМ-1) представляет собой опыт исходного симбио

Описание слайда:

Первая перинатальная матрица (БПМ-1) представляет собой опыт исходного симбиотического единства плода с организмом матери в период внутриматочного развития. Этот период характеризуется практически идеальными условиями существования для плода, безмятежностью, ощущением полной безопасности и покоя. Плод со всех сторон окружен жидкостью, что дает ему полное ощущение защищенности и безграничности. Безмятежное внутриматочное состояние может сопровождаться переживаниями, для которых свойственно отсутствие границ и препятствий, например: океаническое сознание, водные формы жизни, пребывание в межзвездном пространстве. Тем не менее, существует ряд физических, химических и биологических факторов, которые могут существенно осложнить и изменить условия внутриутробного существования плода. Нарушения внутриматочной жизни ассоциируются с образами и переживаниями подводных опасностей, загрязненных потоков, зараженной или враждебной природной среды, подстерегающих демонов. На смену мистическому растворению границ приходит их психотическое искажение с параноидальными оттенками. Первая перинатальная матрица (БПМ-1)

4 слайд

Первая перинатальная биологическая матрица существенным образом ассоциируется

Описание слайда:

Первая перинатальная биологическая матрица существенным образом ассоциируется у плода с духовным спокойствием, гармоничностью. Это состояние ассоциировано с чувством удовлетворенности и раскрепощенности, прекрасными пейзажами. Негативные аспекты БПМ-1 ассоциируются с негативными трансперсональными характеристиками личности. Таким образом, можно заключить, что забота о психологическом состоянии беременной женщины является прямой мерой воздействия на плод и обуславливает особенности его психологического развития. Именно через состояние матери происходит воздействие на психику плода, что имеет большое значение не только для внутриутробного развития, но и для дальнейшего развития в течение всей жизни. Существенное воздействие на психофизиологические особенности плода оказывает последовательная смена гестационных доминант, которые представляют собой набор определенных установок, определяющих особенности гестационного развития плода. Сначала развивается доминанта зачатия, после чего активизируется гестационная доминанта, которая является важным условием нормального течения беременности. Взаимосвязь гестационного развития плода с характеристиками личности

5 слайд

Как утверждает Коваленко-Маджуга Н.П. [4], доминанта представляет собой рефле

Описание слайда:

Как утверждает Коваленко-Маджуга Н.П. [4], доминанта представляет собой рефлекторную систему, которая временно функционирует в организме и определяет течение гестационного периода. Она охватывает деятельность одного или нескольких отделов головного мозга и определяет функционирование нервных центров в каждый определенный период беременности, в зависимости от физиологического состояния и потребностей плода. Эта доминанта существенным образом определяет поведение плода и беременной женщины. Деятельность этой доминанты ассоциирована с высокой активностью левого полушария головного мозга. В том случае, если деятельность правого полушария доминирует над левым, развиваются вполне прогнозируемые патологии беременности, нарушается психофизиологическое развитие плода. Деятельность гестационной доминанты направлена на сохранение беременности, создание оптимальных условий для полноценного развития плода. Также она существенным образом влияет на сознание беременной женщины и формирует у нее определенную модель поведения, отношение к беременности [3]. Гестационная доминанта и ее влияние на сознание личности

6 слайд

На смену первой перинатальной матрицы приходит вторая (БПМ-2), которая предст

Описание слайда:

На смену первой перинатальной матрицы приходит вторая (БПМ-2), которая представляет собой психофизиологическую матрицу, которая имеет отношение к началу биологического рождения и ярко проявляет себя на первой клинической стадии рождения. Активизация этой матрицы сопровождается нарушением внутриматочного равновесия, которое сопровождало ребенка в течение всего предыдущего периода внутриутробного развития. Изначально нарушение гомеостаза происходит за счет воздействия химических сигналов, активации гормональной системы. Затем присоединяются активные мышечные сокращения. При полном развертывании этой стадии плод периодически сжимается маточными сокращениями, шейка матки начинает сглаживаться и раскрываться, но выхода еще нет. В образном представлении символическим спутником начала родов служит переживание космической поглощенности. Оно состоит в непреодолимых ощущениях возрастающей тревоги и в осознании надвигающейся смертельной опасности. Источник опасности ясно определить невозможно, и индивид склонен интерпретировать окружающий мир в свете параноидальных представлений. Очень характерны для этой стадии переживания трехмерной спирали, воронки или водоворота, неумолимо затягивающих в центр [5]. Вторая перинатальная матрица (БМП – 2)

7 слайд

Многие важные аспекты этой сложной матрицы переживаний можно понять по ее отн

Описание слайда:

Многие важные аспекты этой сложной матрицы переживаний можно понять по ее отношению ко второй клинической стадии биологических родов. Эта стадия характеризуется продолжением сокращений матки, но шейка матки уже раскрыта, и это позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. Под этим кроется отчаянная борьба за выживание, сильнейшее механическое сдавливание, часто высокая степень гипоксии. На конечной стадии родов плод может испытывать непосредственный контакт с такими биологическими материалами, как кровь, моча и даже кал [1]. Третья перинатальная матрица (БПМ-3)

Читайте также:  Психологическое заключения о развитии моего ребенка

8 слайд

Эта перинатальная матрица по смыслу связана с третьей клинической стадией род

Описание слайда:

Эта перинатальная матрица по смыслу связана с третьей клинической стадией родов, в которой процесс борьбы за рождение завершается, продвижение по родовому каналу достигает кульминации, и за пиком боли, напряжения следует внезапное облегчение и релаксация. Ребенок родился и после долгого периода темноты впервые сталкивается с ярким светом дня (или операционной). После отсечения пуповины прекращается телесная связь с матерью, и ребенок вступает в новое существование как анатомически независимый индивид. Четвертая перинатальная матрица (БПМ-4)

9 слайд

1.	Аржанова О.Н., Чудинов Ю.В., Абрамченко В.В. Адренергическая система при б

Описание слайда:

1. Аржанова О.Н., Чудинов Ю.В., Абрамченко В.В. Адренергическая система при беременности и в родах // Акушерство и гинекология.– 1985.– №8.– С. 3-5. 2. Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993. 3. Добряков И.В. Психотерапия и перинатальная психология знаний // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: Сб. матер. конф. по перинат. психологии / Институт акушерства и гинекологии РАМН им. Д.О. Отта. – СПб. – 2000.– С. 11. 4. Коваленко-Маджуга Н.П. Перинатальная психология: Издание второе, дополненное.– СПб., 2001.– 214 с. 5. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса // Нервные и эндокринные механизмы стресса: Сб. тр. – Кишинев: Штиица , 1980.– С. 173-184. Список используемой литературы

Выберите книгу со скидкой:

Перинатальный период развития ребенка презентация

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Перинатальный период развития ребенка презентация

Курс повышения квалификации

Перинатальный период развития ребенка презентация

Курс профессиональной переподготовки

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Перинатальный период развития ребенка презентация

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-011868

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

1. Пренатальный период

2.

3. 1нед. 2нед. Эмбрион прикрепляется изнутри к стенке матки, начинается интенсивный рост.

4.

В начале 3 недели беременности произойдет зачатие, а
к концу недели «малыш» будет всего лишь скоплением
клеток. Размер эмбриона составляет всего 0,150 мм.
Несмотря на такие небольшие размеры ребенка, на 3
неделе беременности происходят великие события!
Малыш уже определился со своим полом (фактический,
это было предопределено при оплодотворении). Это
развивающееся скопление клеток, называемое
«зиготой», спешит по маточным трубам
непосредственно к матке, продолжая при этом делиться
и расти.
Начинает работать примитивное сердце.

5. 4-5неделя

размер около
1,25мм.
появляются зачатки
рта, желудочнокишечного тракта
и печени. Быстро
развивается
сердце, яснее
дифференцируютс
я области головы и
мозга.

6. 6неделя

Начинают
развиваться руки и
ноги, однако ручки
еще слишком
короткие и не
достают одна до
другой. Печень
вырабатывает
кровяные тельца.

7. 7-8неделя

Рост-14-20 мм
на развивающихся ручках и ножках
появились кисти и ступни! Правда,
похожи они сейчас больше на плавники.
Эмбрион достигает размеров в 2,5 см.
Довольно отчетливо видны лицо, рот,
глаза и уши. Начинается развитие мышц
и хрящей. Появляются короткие
пальчики, начинают оформляться
половые органы.
Эмбриональный период характеризуется
чрезвычайно быстрым развитием нервной
системы. Следствием этого является то,
что первые 8 недель являются
сензитивным периодом, нормальное
протекание которого обеспечивает
сохранность нервной системы .
Воздействие в это время на плод какихлибо механических или химических
факторов (например, падение с
лестницы или передозировка лекарства)
может послужить причиной врожденного
дефекта нервной системы чаще, чем в
случаях воздействия на поздних сроках.
К примеру, если мать заразилась в этот
период краснухой, ее ребенок с большей
вероятностью будет страдать
психическим недоразвитием, чем если
бы это произошло на 8 последних
неделях беременности.

8. 11неделя

Ручки скоро начнут
раскрываться и сжиматься
в кулачки, в деснах
закладываются молочные
зубки. Внешний вид,
правда, все еще необычен:
руки выглядят более
длинными, чем ноги
(поскольку и развиваются
быстрее). В 11 недель
беременности он начинает
поднимать голову,
подбородок отделяется от
груди, постепенно
развивается и укрепляется
шея.

9. 14 неделя

ребенок умеет жмуриться,
хмуриться, гримасничать,
и, возможно, сосать свой
пальчик. Почки
производят мочу, которой
он мочится в
околоплодную жидкость.
Малыш подрос – длина от
макушки до копчика
составляет 8-8,9 см.
полностью развиты
вкусовая,
проприоцептивная,
тактильная, вестибулярная
системы.

10. 16недель

сердце плода перекачивает около
25 литров крови ежедневно. Хоть и
закрытые, его глаза могут
медленно двигаться, а на ногах
начали расти ноготки.
Плод около 11,25 см в длину, 230250 г в весе. Мать может
почувствовать его шевеление.
Быстро развиваются конечности,
голова и внутренние органы.
Пропорции все более напоминают
пропорции тела ребенка. На голове
и теле появляются волоски.
Наблюдаются вытягивание,
закрывание и открывание рта, а
также мигание глаз, хотя веки еще
остаются плотно сомкнутыми Руки
же достают одна до другой, более
того, возможно осуществление
хватательных движений

Читайте также:  Гимнастика языка для развития речи ребенка дошкольного возраста

11. Слуховая чувствительность

есть внутреннее ухо и отмечается моторная реакция на звук, ребенок
слышит не только звуки, возникающие в организме матери, но и из
внешней среды. Звуковая среда плода необыкновенно богата:
сердцебиение матери и шум крови в сосудах (этот ритмичный, слегка
шуршащий звук необыкновенно напоминает по ритму и звуковысотным
характеристикам морской прибой), звуки перестальтики кишечника,
преобразованный костной системой и водной внутриутробной средой
голос матери. Во второй половине беременности ребенок находится в
постоянной звуковой стимуляции, причем очень интенсивной. Уже в
этом возрасте его слуховой анализатор выборочно реагирует на высокие
и низкие звуки: чувствительность к низкочастотным звукам понижена,
что защищает ребенка от гиперстимуляции внутриутробной среды.
Чувствительность к высокочастотным звукам, которые соответствуют
высотным характеристикам человеческой речи, напротив, повышена.
Исследования, описанные А. Бертин, а также другие данные о реакциях
ребенка во второй половине беременности на музыкальную и другую
звуковую стимуляцию послужили основой для рекомендаций по
организации «пренатального воспитания»: рекомендуется
высокочастотная структурированная стимуляция (мелодичная песенная и
классическая музыка). Возможно, такая избирательность создает
преддиспозицию для предпочтения ребенком звуковых характеристик
женской речи

12. 19недель

Руки и ноги
пропорциональны друг
другу и остальному телу.
Почки продолжают
производить мочу, а
голова начинает
покрываться волосиками.
В 19 недель беременности
настал критический
момент для развития пяти
основных чувств: мозг
малыша определяет
специальные области,
которые будут отвечать за
обоняние, вкус, слух,
зрение и осязание.

13. Формирование и функционирование нейрогуморальной системы

На четвертом месяце гипофиз
осуществляет синтез гормонов, и
гипоталамус контролирует функции
гипофиза. К пяти месяцам
включаются корковые структуры и
замыкаются нейроэндокринные
связи. Организм ребенка не только
обеспечивает собственную
гормональную регуляцию, но
включается в эндокринную систему
матери (при заболевании матери
диабетом вырабатываемый
эндокринной системой плода
инсулин обеспечивает и ребенка, и
мать).
Известно, что плацентарный барьер
не пропускает адреналин, зато
пропускает эндорфины и
катехоламины. Поэтому резкий
выброс адреналина, характерный
для стрессового состояния,
действует главным образом на
мышцы матки, вызывая их тонус.
Это опосредованно воздействует на
ребенка за счет изменения
давления околоплодной жидкости
и кровоснабжения, так как при
сокращении тканей матки сужаются
кровеносные сосуды и уменьшается
поступление крови в пуповину
Гормональные изменения в крови
матери при переживании тревоги
или радости прямо воздействуют
на гипоталамус ребенка.

14.

По данным многих исследователей,
ребенок воспринимает и переживает
эмоциональное состояние матери
непосредственно под влиянием притока
ее гормонов. Проявляет удовольствиенеудовольствие как эмоциональным
выражением, так и двигательными
реакциями. От воздействия гормонов
матери(гормон стресса-катехоломин)
ребенок не может защититься, он
испытывает эмоциональные удары под
воздействием волны материнских
гормонов, которые служат причиной
формирования первичного чувства
страха, безнадежности, тревоги. Только
устойчивое положительное отношение
матери к беременности «защищает»
ребенка от этих стрессов, быстро
доставляя ему подкрепление за счет
возвращения матери к положительноэмоциональному состоянию.

15. 5месяцев

20неделя-весит около 270 гр. Его
рост от макушки до копчика
составляет 14-16 см, а от макушки
до пяточек – 25 см.
В 22 недели беременности ребенок
выглядит как миниатюрный
новорожденный ростом 27,5 см и
весом 350-420 гр. Кожа будет
оставаться сморщенной, пока он не
наберет достаточно подкожного
жира. Лагуно (пушок),
покрывающее все тело, стало
видимым. Губы стали более
отчетливыми, продолжают
развиваться глаза, хотя радужной
оболочке все еще не хватает
пигмента.

16. 26неделя

ребенок подрос до 32,5
см и прибавил в весе до
800-900 гр. Малыш все
лучше различает звуки.
Детки больше всего
любят «Времена года»
Вивальди, Моцарта.
легкие развиваются и он
продолжает делать
небольшие вдохи
околоплодной
жидкости, готовясь к
своему первому вдоху
воздуха.

17. Пренатальное обучение

С 24 — 26 недель возможно обучить его ответу на комплексный
раздражитель: пропевание матерью музыкальной фразы и тактильное
воздействие. Этот способ, введенный датским врачом Францем
Вельдманом, получил название «метода гаптономии» и используется
в
практике
«пренатального
обучения»
для
налаживания
взаимодействия матери с ребенком. с помощью такого контакта мать
может не только вызвать ребенка на контакт, но и успокоить его (при
резкой внешней стимуляции, под воздействием которой ребенок
ведет себя неспокойно). Такие матери очень тонко различают
характер двигательной активности ребенка и безошибочно
определяют его эмоциональное состояние. В одном таком
исследовании мама «научила» ребенка к 7 месяцам отвечать
постукиванием в свою ладонь сначала на пропевание мелодии,
сопровождаемой отбиванием рукой такта, а затем только на один из
этих стимулов, который она использовала как для инициации
контакта, так и для успокоения ребенка при необходимости. Хорошо
известно,
что
беременные
женщины
активно
используют
поглаживание живота и «уговаривание» ребенка, если считают, что он
ведет себя неспокойно. Обычно матери не анализируют специально
характер двигательной активности ребенка и свое состояние при
этом, но при экспериментальной постановке такой задачи достаточно
четко описывают и характер шевеления ребенка, и свои переживания
при этом.

Читайте также:  Возрастные этапы развития психики ребенка

18. 26-28неделя

26 — 28 недель
мимическое
выражение
фундаментальных
эмоций (радость,
удивление, страх,
гнев — по данным
внутриутробных
кино- и фотосъемок
и у преждевременно
рожденных детей

19. 7месяцев

40 см в длину, а вес — 1,9 кг
Критический период. Достигнута «зона
жизнеспособности» (плод имеет шанс
выжить при преждевременном
рождении) К этому моменту нервная,
кровеносная и другие функциональные
системы уже достаточно развиты, чтобы
обеспечить жизнедеятельность ребенка
вне матки, хотя за ним и потребуется
специальный уход, а недоношенность
влечет за собой риск смерти или
приобретения хронических заболеваний
Тем не менее на этом этапе реакции
плода на изменения температуры
окружающей среды сходны с реакциями
ребенка, родившегося в срок
Физиологически способен различать
основные запахи и вкусовые качества —
сладкое, горькое, кислое и соленое.
Наблюдается реагирование на
зрительные и слуховые сигналы, хотя и
не так ярко выраженное, как у детей,
рожденных в срок С другой стороны, у
недоношенных младенцев, повидимому, недостаточно представлена
или полностью отсутствует болевая
чувствительность

20. 8месяцев

прибавляется еще 5 см и еще 450 г.
Прибавка в весе за эти последние 3
месяца происходит в основном за
счет наращивания подкожного
жирового слоя, который
предохранит младенца после
рождения от перепадов
температуры окружающей среды
Каждая последующая неделя,
проведенная в лоне матери,
увеличивает вероятность выживания
ребенка и его нормального
развития. С повышением
мышечного и психического тонуса
развивается способность к
здоровому «голодному» крику и
устойчивый сосательный рефлекс,
ускоряется перцептивное и
моторное развитие Крайне важно
окрепшие легкие уже могут
обеспечить полноценное дыхание.

21. 9месяцев

В 38 недель беременности
наследник, или наследница,
окончательно «дозрел» и
прибавляет в весе в среднем около
28 – 30 граммов в день. Он весит
3,1 кг, а рост достиг 47 см. Малыш
может крепко хвататься руками,
органы и системы готовы для жизни
снаружи.
39 недель беременности человек
тебя ждет встречи с миром. Он
продолжает «наедать» подкожный
жир, который поможет
терморегуляции после рождения и
порадует маму пухленькими
ручками и ножками. Малыш весит
немного больше 3,2 кг. Его длина в
полный рост – 48 см.

22. Стили переживания беременности

23. Адекватный

Идентификация беременности без
сильных и длительных отрицательных
эмоций; живот нормальных размеров;
соматические ощущения отличны от
состоянии небеременности,
интенсивность средняя, хорошо
выражена; в первом триместре возможно
общее снижение настроения без
депрессивных эпизодов, во втором
триместре благополучное
эмоциональное состояние, в третьем
триместре повышение тревожности со
снижением к последним неделям;
активность в третьем триместре
ориентирована на подготовку к
послеродовому периоду; первое
шевеление ребенка ощущается в 16 — 20
недель, переживается положительноэмоционально, приятно по
соматическому ощущению; последующие
шевеления четко дифференцированы от
других ощущений, не характеризуются
отрицательными соматическими и
эмоциональными переживаниями.

24. Тревожный

Идентификация беременности
тревожная, со страхом, беспокойством,
которые периодически возобновляются,
живот слишком больших или слишком
маленьких по сроку беременности
размеров;
соматический компонент сильно выражен
по типу болезненного состояния;
эмоциональное состояние в первый
триместр повышенно тревожное или
депрессивное, во втором триместре не
наблюдается стабилизации, повторяются
депрессивные или тревожные эпизоды, в
третьем триместре это усиливается;
активность в третьем триместре связана
со страхами за исход беременности,
родов, послеродовой период;
первое шевеление ощущается рано,
сопровождается длительными
сомнениями или, напротив, четкими
воспоминаниями о дате, часе, условиях,
переживается с тревогой, испугом,
возможны болезненные ощущения,
дальнейшие шевеления часто связаны с
тревожными ощущениями, тревогой по
поводу здоровья ребенка и себя,
характерны направленность на
получение дополнительных сведений,
патронаж.

25. Эйфорический

Все характеристики носят
неадекватную эйфорическую окраску, отмечается
некритическое отношение
к возможным проблемам
беременности и
материнства, нет
дифференцированного
отношения к характеру
шевеления ребенка.
Обычно к концу
беременности появляются
осложнения. Проективные
методы показывают
неблагополучие в
ожиданиях послеродового
периода.

26. Игнорирующий

Идентификация беременности слишком
поздняя, сопровождается чувством
досады или неприятного удивления;
живот слишком маленький; соматический
компонент либо не выражен совсем,
либо состояние даже лучше, чем до
беременности; динамики
эмоционального состояния по
триместрам либо на наблюдается, либо
отмечается повышение активности и
общего эмоционального тонуса; первое
шевеление отмечается очень поздно;
последующие шевеления носят характер
физиологических переживаний, к концу
беременности характеризуются как
доставляющие физическое неудобство;
активность в третьем триместре
повышается и направлена на
содержания, не связанные с ребенком.

Источник