Перинатальные матрицы их значение в психическом развитии ребенка
В этой статье вы узнаете:
Что такое перинатальные матрицы;
От первой до четвертой перинатальная матрица и их влияние;
Последствия для жизни ребенка осложнений при беременности и родах;
Нивелирования последствий негативного прохождения матриц.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, от чего зависит ваша судьба? Ваши решения? Ваша жизнь, в конце концов? Думаю, да, ведь это перечень вопросов, которые каждый человек ставит себе довольно часто.
Конечно, на ход событий в нашей жизни влияет огромное количество различных факторов, об одном очень неожиданном пойдет речь в данной статье.
Что такое перинатальные матрицы?
На многих форумах мы встречаем информацию об ощущениях будущих мам во время беременности и их изменениях в психологическом плане. А вот сведений о том, что чувствует малыш в утробе, очень мало.
Теория базовых перинатальных матриц – это теоретическая модель состояния психики ребенка в пренатальный (от момента зачатия, до родов), натальный (период родов) и постнатальный период (от рождения до 3 лет).
По данной теории все, что происходит с ребенком внутриутробно и при рождении имеет прямое влияние на дальнейшую жизнь человека, его психику и особенности характера. Мы не можем вспомнить момент своего рождения, но именно во время этого процесса мы переживаем уникальный опыт, который открывает нам путь к трансперсональной составляющей нашей личности.
Понятие о базовых перинатальных матрицах не новое, оно берет начало с более ранних работ американских ученых о влиянии родовых травм на психику человека. В современном варианте данная теория пришла к нам после опытов, которые проводил чешский психолог и психиатр Станислав Гроф. Он применял психотропные вещества, а после запрета их использования в исследования ввели методику «холотропного дыхания». Основным открытием стало яркое проявление особых компонентов подсознания, которые оказались подсознательными воспоминаниями о периоде внутриутробного развития и момента рождения.
Соединив данные эксперимента и информацию о том, что родовые травмы могут быть причиной различных расстройств психики, ученый вывел теорию перинатальных матриц в 1975 году.
Всего выделяют четыре базовые перинатальные матрицы:
- Первая перинатальная матрица, другое название которой «Матрица наивности» (от момента зачатия до родов, в норме 9 месяцев)
- Вторая базовая перинатальная матрица – «Матрица жертвы» (от начала схваток, до начала родовой деятельности – 4-20 часов).
- Третья перинатальная матрица, или «Матрица борьбы» (от начала родовой деятельности до рождения ребенка – 0,5-6 часов).
- Четвертая перинатальная матрица – «Матрица свободы» (от рождения до 3 лет).
Проходя каждую из данных матриц, которые соответствуют различным этапам развития плода, а также процесса рождения, ребенок подвергается воздействию многих факторов. В будущем это проявляется в различных психологических особенностях.
Первая перинатальная матрица
«Матрицей наивности» данный этап назван не просто так, ведь это самая комфортная стадия развития для ребенка. Тяжело точно определить временные рамки этого периода, обычно сюда относят отрезок времени от зачатия до первых схваток.
Первая перинатальная матрица характеризуется состоянием ребенка, близкому к представлениям человечества о рае:
- тепло,
- приятно,
- ощущение невесомости и защиты,
- полное удовлетворение физиологических потребностей,
- постоянная температура среды обитания.
Это единственная статическая матрица, которая формирует жизненный потенциал человека, его способность к адаптации и потенциальные возможности индивидуума.
Со стороны психики ребенка этот этап ощущается как легкий, радостный и комфортный. Но это только в случае благоприятных условий: этот ребенок желанный, его ждут, он желаемого пола, беременность проходит без осложнений и различных потрясений будущей мамы. В таком случае психический потенциал и адаптационные возможности ребенка находятся на высоком уровне.
Также благоприятное течение «матрицы наивности» обеспечивает развитие умения расслабляться, дарить и получать любовь, познавать окружающий мир.
Последствия неправильного прохождения первой матрицы
Совсем другая ситуация, когда во время первой перинатальной матрицы на маму и ребенка оказывают влияние негативные факторы, тогда у младенца на подсознательном уровне могут сформироваться следующие программы:
- Беременность была незапланированная – формируется программа «опять я не вовремя».
- Если будущие родители думали о прерывании беременности – программа страха смерти и различные суицидальные наклонности.
- Если у будущей мамы токсикоз – программа «меня тошнит от этого мира».
- Болезни матери – программа «если я расслаблюсь, это принесет болезнь», а также склонность к астеническим проявлениям.
- Неприятности в семье, волнения будущей мамы – программа «окружающий мир не дружеская среда, или даже опасная».
Внутриутробно, на психическом уровне, при таких условиях ребенок может испытывать страх, дискомфорт, настороженность и даже агрессию.
Вторая перинатальная матрица
Начало периода «Матрицы жертвы» совпадает с первой фазой родов, при появлении первых схваток. Физиологически это проявляется в сокращениях шейки матки, при которых сама она еще закрыта.
Именно тогда мама и ребенок становятся друг для друга источником биологического дискомфорта и боли. При этом, плод уже не получает кислорода и питательных веществ в нужном количестве, что вызывает стресс, панику, страх, обиду, агрессию, а также проявления клаустрофобии.
Вмешательство в ход родов, нарушает нормальное течение второй перинатальной матрицы и формирует следующие подсознательные программы:
- Плановое кесарево сечение – почти не несет негативных последствий, внеплановое – формирование программы «я сам не смогу, мне нужна помощь», а также сложности доведения дел до конца.
- Применение наркоза – программа «отморожения» от жизненных ситуаций, требующих твердого решения.
- Стремительные роды – человек не может долго решать жизненные ситуации, отсутствие быстрого решения приводит к отказу решать что-либо вообще.
- Долговременные роды – провоцирует закрепления у человека роли жертвы, во всех сферах жизни человека прессуют, он страдает, но на самом деле подсознательно его это устраивает.
- Родостимуляция – способствует формированию подсознательной программы «пока меня не подтолкнут, я ничего делать не буду».
Данная матрица является важным компонентом в формировании решимости, а также развития умения к самомотивации.
Третья перинатальная матрица
Эта матрица получила название «матрица борьбы». По временным рамкам совпадает со второй стадией родов – матка продолжает сокращаться, но родовой канал уже открыт. Именно процесс рождения и процесс прохождения по родовым путям является первым опытом преодоления трудностей.
Если роды проходили правильно, и ребенок чувствовал «помощь» маминого организма, то матрица формируется в положительном плане «Когда мне тяжело, я не сам» и «Я смогу!». Именно во время этого процесса определяется способность преодолевать трудности, целеустремленность и смелость идти к цели.
При осложненных родах возможны различные варианты:
- При стремительных родах, стимуляции родовой деятельности, матрица формируется в форме «если я не смогу, за меня сделают другие», человек почти не стремится бороться на пути к поставленной цели.
- Другая сторона развития матрицы при неправильном течении родов – это форма гиперкомпенсации, при котором человек постоянно борется со всем и всеми, даже если это не очень нужно.
- При асфиксии – возможно формирование матрицы чувства вины, или опасных для жизни увлечениях, как бы игры со смертью.
- Клиническая смерть ребенка может развить программу скрытых суицидальных наклонностей.
- При применении акушерских щипцов или вакуума – программа «я нуждаюсь чьей-либо помощи, но в то же время ее боюсь, потому что она может быть болезненна».
- При разрывах, может сформироваться программа страха своей силы «если я проявлю силу это причинит боль».
- Если ребенок рождается в ягодичном предлежании, это может развить умение выходить из ситуаций нестандартным путем, чаще всего тем, что сложнее.
Четвертая перинатальная матрица
«Матрица свободы» берет свое начало с момента полного биологического отделения от тела матери и продолжается в течение первого месяца, включая в себя третий период родов.
Новые обстоятельства жизни приносят значительно лучше ощущения, чем два предыдущие моменты. Но, вместе с тем, они недостаточно комфортные по сравнению с внутриутробным периодом. Ведь для удовлетворения физиологических потребностей уже нужно применять собственные усилия.
Данная матрица формирует у индивидуума свое отношение к свободе, а также к своим возможностям. Еще одним важным компонентом является формирование умения любить. Но в отличие от первой матрицы, четвертая способствует образованию любви, основанной на свободе действий партнера, а не их ограничения.
Важны также последствия других особенностей родов:
- Если ребенок не того пола, которого хотели родители – возможным есть формирование проблемы половой самоидентификации, что может привести к стремлению изменить пол в будущем, или к гомосексуальным отношениям.
- В случае размещения ребенка в кувез, в подсознании формируется барьер между ребенком и окружающим миром.
- Интересным является случай, когда рождаются близнецы. Ребенку необходимо ощущение кого-то рядом. У ребенка, который родился первым – формируется чувство вины, что он предатель. А ребенок, который рождается следующим – чувство обиды и отверженности.
- Очень опасная ситуация, если у матери до этого были аборты. В это сложно поверить, но они записываются в подсознание новорожденного и отражаются в психике страхом насильственной смерти.
- Если во время родов применялись обезболивающие препараты, у ребенка может развиться ощущение отстраненности и безынициативности.
Нивелирования последствий негативного прохождения матриц
Ошибочно считать, что при всех вышеперечисленных проблемах обязательно проявится та или иная психологическая проблема, это вовсе не обязательные явления. Но, если они все же присутствуют, существует ряд техник, которые могут снивелировать негативные последствия неправильного протекания родов.
Один из них является универсальным, он может применяться как для детей, так и для взрослых – это медитация. Основное условие ее эффективности – представлять те образы, которые соответствуют определенным матрицам. Закономерно, что самими тяжелыми для воображения будут именно проблемные элементы запрограммированных компонентов психики. Для удобства разделим образы медитации-визуализации соответственно очередности перинатальных матриц:
1) Матрица наивности включает в себя такие положительные образы:
- Живописные, полные гармонии картины природы, сады, пение птиц.
- Котенок, который нежится в лучах солнышка, бабочка в цветке, дельфинчик в волнах и тому подобное.
- Плоды на дереве, земля после дождя, цветочек, который тянется к солнышку.
- Лодка или парусник, плывущий по спокойной воде в хорошую погоду.
2) Неприятности в период матрицы жертвы могут нивелироваться за счет:
- Образа морских просторов, вида с высокой горы, светлой лужайки с цветами.
- Табуна лошадей в степи, стаи птиц, семьи пчел и т. д.
3) Сглаживание негативных последствий матрицы борьбы возможно при использовании таких образов:
- Луч света, который светит в морскую глубину, растение, что пробивается сквозь асфальт.
- Сильный ветер или шторм в океане.
4) Матрица свободы имеет следующие положительные образы:
- Кошка, вылизывающая своего котенка, птичка, которая кормит птенца.
- Звонкий родничок, или небольшой водопад.
- Звездное небо и самая яркая звезда.
Если вы взяли за цель проработать сразу несколько негативных последствий неправильного прохождения перинатальных матриц, то важно соединить все визуальные образы в логическую цепочку. Они должны будто плавно переходить из одного в другой.
Также перед началом вашего «путешествия» нужно четко представить путь «домой», но уже новым и счастливым человеком.
Тут будет размещена реклама
Теория перинатальных матриц подвергается критике со стороны ученых, из-за своего недостаточного подтверждения фактами. В общих чертах считается научной, но в психологической и психиатрической литературе все же рассматривается в сочетании с эзотерическими взглядами.
Воспринимать, или не воспринимать данную теорию личное дело каждого, но знать о возможных последствиях собственных мыслей и действий все же необходимо.
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 июля 2020;
проверки требуют 2 правки.
Перината́льные ма́трицы (базовые перинатальные матрицы или БПМ, англ. Basic Perinatal Matrices; лат. peri —около, лат. natalis — относящийся к рождению, лат. matrix — первопричина) — теоретическая модель о состояниях психики до и во время рождения, относящаяся к трансперсональной и перинатальной[1] психологии. Она была впервые выдвинута в 1975 году С. Грофом[2]. Согласно этой модели, во время внутриутробного развития и родов человек переживает особый опыт, который, в том числе, может быть связан[3][4] с так называемой «родовой травмой»[~ 1]. Утверждается, что перинатальные матрицы оказывают влияние на всю последующую жизнь и могут быть причиной различных психических явлений[3].
В работах Грофа и некоторых его последователей постулируется, что опыт рождения открывает доступ к трансперсональному уровню психики и сам содержит трансперсональные элементы[3][6], однако не все трансперсональные[7] и перинатальные[8] психологи согласны с такой характеристикой. Идея перинатальных матриц подвергается критике[⇨] как малообоснованная и многими исследователями считается ненаучной. Тем не менее, концепция перинатальных матриц рассматривается в некоторых научных работах, как в сочетании с эзотерическими и мистическими воззрениями[6][9], так и отдельно от них[1][4].
История[править | править код]
Считается[10], что первым идею о психологическом значении родовой травмы выдвинул Отто Ранк в своей книге «Травма рождения[en]»[11][12] (нем. Das Trauma der Geburt) в 1924 году. В дальнейшем эту идею развили Дональд Вудс Винникотт[13] и М. Л. Пирболт[14]. Их работы оказали влияние на появление идеи перинатальных матриц.
Теорию о базовых перинатальных матрицах ввёл и разработал один из основоположников трансперсональной психологии Станислав Гроф, в 1975 году в работе «Области человеческого бессознательного» («Realms of Human Unconscious»)[2]. Идея о перинатальных матрицах возникла в результате анализа сеансов психоделической психотерапии с применением ЛСД[2][15] и дипропилтриптамина[16], которые проводились Грофом. После запрета на применение ЛСД в медицинских целях в конце 1960 годов в США, исследования по психоделической психотерапии продолжились с использованием специальной дыхательной техники, названной «холотропное дыхание»[7]. Все эти исследования привели Грофа к предположению, что некоторые события откладывают особый след в психике человека, который он назвал «система конденсированного опыта» (англ. System of COndensed EXperience, COEX-System)[4]. При этом особо выделялись некоторые области бессознательного, которые были интерпретированы как воспоминания об опыте эмбрионального развития и рождения[3]. Так же, как и в некоторых более ранних работах, постулировалось, что родовая травма[~ 1] может оказывать существенное влияние на психику человека в течение всей жизни и быть причиной психических расстройств[7][15].
В 2000-х годах Гроф с Ричардом Тарнасом ввели в свою версию концепции БПМ астрологию, проассоциировав четыре БПМ с четырьмя архетипами, которые они в свою очередь астрологически сопоставили четырём внешним планетам[17][18].
Базовые перинатальные матрицы[править | править код]
Станислав Гроф в своих работах[3] постулировал, что психика человека формируется не только на биографическом этапе, но и в перинатальный (добиографический) период, соответствующий стадии эмбриона и процессу родов. Перинатальная область психики относится к бессознательному и состоит из четырёх отдельных частей, соответствующих последовательным физиологическим этапам беременности и родов. Эти области бессознательного были названы термином «базовые перинатальные матрицы»[4][9].
БПМ-I[править | править код]
БПМ-I или «амниотическая вселенная», относится к статическому пребыванию эмбриона в утробе матери, которая представляет для эмбриона весь его мир. Остальные матрицы являются динамическими, что отличает эту матрицу от них. Утверждается, что природа данной матрицы обусловлена биологическим опытом пребывания в утробе матери и зависит от условий этого пребывания. Как и в случае с другими матрицами, при регрессе до данного этапа, опыт можно вновь пережить как в ощущении конкретной биологической формы, так и в ощущении различных символических и архетипических образов и других явлений. Если данный этап онтогенеза был пережит без каких-либо проблем, то содержание БПМ-I будет наполнено ощущением лёгкости, безмятежности, покоя и радости. В таком случае, БПМ-1 может содержать в себе переживания отсутствия препятствий, отождествления с водными формами жизни, пребыванием в космосе.
В том случае, если во время беременности были те или иные патологические отклонения, то в содержание БПМ-I могут добавиться негативные элементы. Также на это может влиять плацентарная недостаточность, стеснение плода в матке по мере его роста, угроза выкидыша, отравление токсинами, в том числе алкоголем, никотином. Негативные переживания могут включать в себя ощущения изолированности, паранойи, ненависти, насторожённости. Могут присутствовать ощущения отравления, загрязнённых водоёмов, заражённой или опасной природы, кровавых апокалиптических видений, человек может отождествлять себя со смертниками в газовых камерах, солдатами, подвергшимися действию химического оружия[3][4][9].
БПМ-II[править | править код]
БПМ-II Гроф резюмированно назвал «космическая поглощённость и отсутствие выхода». Она соответствует первой фазе родов, то есть схваткам. Биологическая основа данного этапа связана с периодическими сокращениями матки, при которых шейка матки ещё закрыта. Плод на этом этапе уже не может получать достаточно питательных веществ и кислорода. В регрессивных терапевтических переживаниях могут присутствовать ощущения клаустрофобии, страха, тревоги, обиды, гнева, беспомощности, предательства или бесполезности. Возможно отождествление с заключёнными в подземельях или в концентрационных лагерях, грешниками в аду, архетипическими фигурами, ассоциирующимися с вечным проклятием[3][4].
БПМ-III[править | править код]
БПМ-III Гроф назвал фазой борьбы смерти и возрождения. Эта фаза соответствует второй фазе родов, при которой матка продолжает сокращаться, но шейка матки уже открыта и плод может постепенно проходить через родовой канал. Прохождение по родовому каналу становится для ребёнка первым опытом сознательного преодоления пути. К ограничениям и проблемам, которые присутствуют уже в БПМ-II, добавляются новые: асфиксия может только возрастать, есть возможность, что рождающийся ребёнок вступит в контакт с околоплодной жидкостью, кровью, слизью, мочой и даже калом. При регрессе до данного этапа могут наблюдаться ощущения борьбы, потрясений, боли, движения и прогресса. Могут повторяться движения головой, характерные для движений младенца, продвигающегося по родовому каналу. Паттерн БПМ-III может включать в себя переживания титанической борьбы, садомазохистские и скатологические элементы, половое возбуждение, архетипические образы мифологических и культурных героев, встречу с огнём и так далее[3][4].
БПМ-IV[править | править код]
БПМ-IV Гроф назвал фазой переживаний смерти и возрождения. Эта фаза относится непосредственно к рождению и первым минутам и часам после него. Биологическая основа данного этапа связана с окончательным разрывом с телом матери, началом дыхания, а также реакцией ребёнка на кесарево сечение, анестезию, акушерские щипцы и другие новые ощущения. Как и в случае с другими матрицами, в регрессивных терапевтических переживаниях могут присутствовать как ощущения конкретных физиологических и биологических событий, так и ощущения различных символических и архетипических образов и других явлений. Чувства освобождения, любви, принятия, спасения и искупления грехов могут перемежаться с чувствами возмущения, отторжения, недоумения, краха, эмоциональной гибели, поражения и вечного проклятия. БПМ-IV может быть насыщена архетипическими образами, связанными с смертью и возрождением, раем и адом, ощущением яркого света[3][4].
Оценки[править | править код]
Идея о перинатальных матрицах подвергается критике как ненаучная и не связанная с традиционной психологией[19]. Негативное мнение связано с вольной, с точки зрения критиков, интерпретацией переживаний под воздействием ЛСД, со вторичными по отношению к восточной философии трактовками. Данная критика находится в общем тренде с критикой трансперсональной психологии в целом[20][21][22]. Также существует точка зрения, по которой есть некоторое противоречие в работах Грофа: концепция перинатальных матриц оценивается как детерминистская, в то время как сам Гроф критикует детерминистские и редукционистские подходы[23].
С точки зрения И. В. Добрякова, идея базовых перинатальных матриц может рассматриваться в рамках перинатальной психологии[1], при этом отмечается, что использование парапсихологических[8] и мистических[8] элементов теории перинатальных матриц дискредитирует перинатальную психологию. Кроме того, его мнение можно понять как несогласие с исходными формулировками Грофа, в которых утверждается, что опыт биологического рождения — трансперсональный[8].
Некоторые христиане также подвергают критике идею перинатальных матриц как ненаучную, при этом подвергается сомнению целесообразность использования ЛСД при проведении исследований такого рода[24], что также соответствует общей критике трансперсональной психологии как направления. Развитие трансперсональной психологии воспринимается как экспансия в духовную сферу[25].
С точки зрения самого Грофа[3], наблюдения в трансперсональной области психики противоречат устоявшимся научным взглядам, а изучение трансперсональной области психики является вызовом современной научной системе взглядов (называемой им «ньютоно-картезианская парадигма западной науки»).
Одним из существенных возражений на модель БПМ Гроф считает то[3], что на момент родов и в первые месяцы жизни нервы ребёнка ещё не миелинизированы. По мнению Грофа, с точки зрения современной нейрофизиологии недостаток миелина у новорождённых означает невозможность формирования воспоминаний. Тем не менее, существуют исследования[26][27][28][29], не связанные с концепцией БПМ, по данным которых у новорождённых имеется визуальная или аудиовизуальная память. Также по данным ряда исследований[30][31][32][33], не связанных с концепцией БПМ, возможна связь между течением беременности и родов и дальнейшим психическим развитием ребёнка.
По мнению Кена Уилбера[34], далеко не все опыты по психоделической психотерапии, проводившиеся Грофом и позволившие ему постулировать существование перинатальных матриц, могут быть однозначно связаны именно с процессом биологического рождения. В частности, эти возражения касались тех переживаний, которые интерпретировались как «переживание смерти и возрождения» и других экзистенциальных переживаний. Указывается, что переживания такого рода могут быть связаны с другими жизненными обстоятельствами, например, с опытом экстремальных или близких к смерти событий. Это позволяет Кену Уилберу усомниться в том, что мнение о перинатальных матрицах, как об одном из главных путей к трансперсональному опыту, справедливо. Также критике подвергается то, что для исследования перинатального уровня бессознательного Гроф использовал главным образом психоделические препараты, но не использовал, например, различные медитативные техники. Критикуется и понимание термина «перинатальный». Тем не менее, сам факт существования перинатальных матриц, равно как и то, что они могут играть существенную роль в психике человека, им не оспаривается.
Отмечается значительная связь между теорией о перинатальных матрицах и работами Карла Густава Юнга[6]. Продемонстрирована общность различных аспектов перинатальных матриц с архетипическими и мифологическими образами. Например, указывается на связь скатологического аспекта БПМ-III с мифом о Авгиевых конюшнях, связь аспекта смерти и возрождения БПМ-IV с библейскими темами воскресения Христа, воскресением или околосмертным опытом древнеегипетского Осириса, древнегреческих Адониса, Диониса, Орфея и т. п.
См. также[править | править код]
- Трансперсональная психология
- Пренатальная и перинатальная психология
Комментарии[править | править код]
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 Добряков, 2010, с. 103—105, 114.
- ↑ 1 2 3 Grof, Stanislav. REALMS OF THE HUMAN UNCONSCIOUS: OBSERVATIONS FROM LSD RESEARCH. — New York: Viking Press, 1975. — 257 с.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Гроф, Станислав. Путешествие в поисках себя. — АСТ, 2008. — 352 с. — ISBN 978-5-17-054421-9.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Roger Neighbour. Antenatal memories and psychopathology (англ.) // J R Coll Gen Pract. — 1981. — No. 31(233). — P. 751—755. — ISSN 0035-8797.
- ↑ Dennis Hertenstein. Immediate Postpartum Birth Trauma Interventions (англ.) (недоступная ссылка). birthpsychology.com (17 November 2011). Дата обращения 28 января 2013. Архивировано 4 февраля 2013 года.
- ↑ 1 2 3 Wilson Howe. Integrating Theories of Stanislav Grof and C.G. Jung. — ProQuest, 2008. — 265 с. — ISBN 0549326286, 9780549326281. (недоступная ссылка)
- ↑ 1 2 3 Dr Chris Cook,Andrew S. Powell,A. C. P. Sims. Spirituality and Psychiatry. Edited by Chris Cook, Andrew Powell and Andrew Sims. — RCPsych Publications, 2009. — С. 216—219. — 300 с. — ISBN 1904671713, 9781904671718.
- ↑ 1 2 3 4 Добряков, 2010, с. 48.
- ↑ 1 2 3 Е. В. Балацкий. Кросс-контурные связи в человеческой психике (рус.) // Вестник Российской академии наук. — 2007. — Т. 77, № 12. — С. 1077—1088. — ISSN 0869-5873./E. V. Balatskii. Cross-circuit relations in the human psyche (англ.) // Herald of the Russian Academy of Sciences. — 2007. — Vol. 77, no. 6. — P. 592—597. — ISSN 1555-6492. — doi:10.1134/S101933160706007X.
- ↑ David B Chamberlain. Birth Trauma is Real! (англ.) (недоступная ссылка). birthpsychology.com. Дата обращения 28 января 2013. Архивировано 4 февраля 2013 года.
- ↑ Otto Rank. The Trauma of Birth. — Routledge, 1999. — 224 с. — ISBN 0415211042, 9780415211048.
- ↑ Ранк, Отто. Травма рождения и её значение для психоанализа. — М.: Когито-Центр, 2009. — 237 с. — ISBN 5893532864, 9785893532869.
- ↑ Винникотт, Дональд Вудс. Маленькие дети и их матери. — Независимая фирма “Класс”, 2011. — 80 с. — ISBN 5-86375-101-0, 0-201-16516-3.
- ↑ Maarten Lietaert Peerbolte. Prenatal dynamics: a psychoanalytical approachment to the trauma of birth, prenatal taumata and conception. — A. W. Sijthoff, 1954. — 182 с.
- ↑ 1 2 Stanislav Grof. LSD: Doorway to the Numinous: The Groundbreaking Psychedelic Research Into Realms of the Human Unconscious. — Inner Traditions / Bear & Co, 2009. — С. 152—155. — 304 с. — ISBN 1594772827, 9781594772825.
- ↑ Stanislav Grof, Joan Halifax[en]. The human encounter with death. — E. P. Dutton, 1977. — 240 с. — ISBN 0525129758, 9780525129752.
- ↑ Wilson Howe. Integrating Theories of Stanislav Grof and C.G. Jung. — ProQuest, 2008. — С. 51—52. — 265 с. — ISBN 0549326286, 9780549326281. (недоступная ссылка)
In Grof’s most recent work he moves the perinatal theory in a new direction. The specifics of biological birth as well as any subsequent experiences of spiritual death and rebirth are determined by four archetypes, one for each matrix. Grof (2000) writes that he felt compelled to change his early concept as a result of
Richard Tarnas’ realization that my description of the phenomenology of the four basic perinatal matrices {BPMs), experiential patterns associated with the stages of biological birth, showed astonishing similarity to the four archetypes that astrologers have empirically correlated with the four outer planets of the solar system. My description of the BPMs was based on clinical observations made quite independently many years before I knew anything about astrology, (p. 10-11)
Grof and Tarnas {2004) have combined archetypal psychology with astrology and changed the backbone of Grof’s theory. Currently, Grof sees each matrix as ruled by a particular archetype. BPM I is governed by Poseidon, BPM II by Cronos, BPM III by Hades, and BPM IV by Prometheus. These archetypes will be described in more detail in sections that follow.
- ↑ Stanislav Grof. Holotropic Research and Archetypal Astrology // Archai: The Journal of Archetypal Cosmology. — 2009. — Т. 1, № 1. — С. 50—66.
- ↑ Сергей Степанов. УСЛАДА СЛАБЫХ И ПРЕСЫЩЕННЫХ. Миры и мифы трансперсональной психологии (рус.) // Школьный психолог(приложение газеты 1 сентября) : журнал. — 2001. — № 39.
- ↑ Стрельник О. А. Научное и квазинаучное измерения трансперсональной психологии // Вестник РУДН. Серия «Философия».— № 4, 2007.
- ↑ Ellis A. Fanaticism that may lead to a nuclear holocaust: The contributions of scientific counseling and psychotherapy (англ.) // Journal of Counseling and Development, 1986. Vol. 65.
См. также возражения К. Уилбера: Wilber K. Let’s Nuke the Transpersonalists: A Response to Albert Ellis (англ.) // Journal of Counseling & Development, Feb 1989, Vol. 67 Issue 6, p332. - ↑ Психотерапия — что это? Современные представления / Под ред. Дж. К. Зейга и В. М. Мьюниона / Пер. с англ. Л. С. Каганова.. — М.: «Класс», 2000. — 432 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 80). — ISBN 5-86375-126-6.
- ↑ Ю. Молчанов. Дышите, дышите Шура, они золотые! (Холотропное дыхание). www.t-room.ru (2007). Дата обращения 26 января 2013.
- ↑ Щеглова И.Т. Какого духа «духовное акушерство»? (недоступная ссылка — история ). www.iriney.ru. Дата обращения 17 декабря 2012.
- ↑ Братусь Б. С. Христианская и светская психотерапия. Московский Психотерапевтический Журнал. Христианская психология (Спецвыпуск) № 4 (1997). Дата обращения 17 июня 2013.
- ↑ Alan Slater, Victoria Morison, David Rose. Visual memory at birth (англ.) // British Journal of Psychology. — 1982. — Vol. 73, iss. 4. — P. 519—525. — doi:10.1111/j.2044-8295.1982.tb01834.x. — PMID 7171927.
- ↑ Alan Slater, Elizabeth Brown, Marion Badenoch. Intermodal perception at birth: newborn infants’ memory for arbitrary auditory–visual pairings // Early Development and Parenting. — 1982. — Т. 6, вып. 3—4. — С. 99—104. — doi:10.1002/(SICI)1099-0917(199709/12)6:3/4<99::AID-EDP149>3.0.CO;2-M. Архивировано 24 мая 2014 года.
- ↑ Carolyn C. Goren, Merrill Sarty, Paul Y. K. Wu. Visual Following and Pattern Discrimination of Face-like Stimuli by Newborn Infants (англ.) // Pediatrics (англ.)русск.. — American Academy of Pediatrics (англ.)русск., 1975. — Vol. 56, no. 5. — P. 544 —549.
- ↑ Pascalis O, de Schonen S. Recognition memory in 3- to 4-day-old human neonates (англ.) // en:NeuroReport. — 1994. — Vol. 14, no. 5. — P. 1721—1724. — PMID 7827316.
- ↑ Ferreira, Antonio J. The pregnant woman’s emotional attitude and its reflection on the newborn (англ.) // Am J Orthopsychiatry. — 1960. — No. 30. — P. 553—561. — doi:10.1111/j.1939-0025.1960.tb02070.x. — PMID 13822450.
- ↑ Megan M. Keuler, B.S., Nicole L. Schmidt, M.S.,1 Carol A. Van Hulle, Ph.D., Kathryn Lemery-Chalfant, Ph.D., H. Hill Goldsmith, Ph.D. Sensory Over-Responsivity: Prenatal Risk Factors and Temperamental Contributions (англ.) // J Dev Behav Pediatr. — 2011. — Vol. 32, no. 7. — P. 533—541. — doi:10.1097/DBP.0b013e3182245c05. — PMID 21743351.
- ↑ Corah, Norman L.; Anthony, E. James; Painter, Paul; Stern, John A.; Thurston, Donald L. Effects of perinatal anoxia after seven years (англ.) // Psychological Monographs: General and Applied. — 1965. — Vol. 79, no. 3. — P. 1—34. — doi:10.1037/h0093876. — PMID 14300512.
- ↑ Lyon M, Barr CE, Cannon TD, Mednick SA, Shore D. Fetal neural development and schizophrenia (англ.) // Schizophr Bull. — 1989. — Vol. 15, no. 1. — P. 149—161. — PMID 2717887.
- ↑ Ken Wilber in Dialogue: Conversations With Leading Transpersonal Thinkers / Donald Jay Rothberg, Sean Kelly, Sean M. Kelly. — Quest Books, 1998. — С. 319—325. — 413 с. — ISBN 0835607666, 9780835607667.
Литература[править | править код]
- Добряков И. В. Перинатальная психология. — СПб.: Питер, 2010. — 272 с. — ISBN 978-5-49807-191-6.
- David R. Crownfield. Religion in the Cartography of the Unconscious: A Discussion of Stanislav Grof’s “Realms of the Human Unconscious” // Journal of the American Academy of Religion[en]. — 1976. — Вып. 44, № 2. — С. 309—315.
Источник