Перцептивное развитие в первый год ребенка
Статья “Развитие перцептивных навыков у детей
раннего возраста”
Один из ведущих факторов развития ребёнка – активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинетическое, пространственное и т.д.), которое формирует систему восприятия. Восприятие – доминирующая функция сознания.
Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия – зрительного, слухового, тактильно-двигательного; формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира.
Представления о предметах окружающего мира должны быть у ребёнка разносторонними, но цельными. Впечатления, полученные на основе зрительного, слухового, тактильного, двигательного ощущений, должны сливаться в единый образ. А единство и разносторонность представлений о том или ином предмете способствуют более точному пониманию значения слова – названия этого предмета.
Отсутствие или неполноценность представлений сказывается на развитии речи. Слово, наполненное случайным, односторонним содержанием, понимается лишь в ограниченных условиях и по отношению к определённым предметам. В то же время отсутствие единства зрительного, слухового, тактильного, двигательного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков самообслуживания.
Чтобы развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия у детей с задержкой речи (общим недоразвитием речи) проходило полноценно, необходимо систематически проводить грамотно организованную коррекционную работу.
Чем раньше начинает проводиться работа, направленная на развитие перцептивных навыков у детей, тем больший вклад вносится в коррекцию их общего психического развития.
Период двух-трёхлетнего возраста является начальным этапом сензитивного периода для развития всех видов восприятия. У ребёнка на 3-ем году жизни появляется очень важное качество, которое положительно сказывается на его обучении, – ребёнок становится способным чётко выполнять инструкцию, выполнять задание по образцу, слушать словесные пояснения, его импрессивный словарь становится шире и он способен понимать взрослого. Более точными становятся движения пальцев и кисти руки, он лучше осуществляет зрительный контроль за движениями. Это даёт возможность воспитателю шире использовать дидактический материал в играх на развитие перцептивных навыков у детей. Используя различный дидактический материал, воспитатель способен научить ребёнка рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, то есть сформировать у ребёнка перцептивные действия. Ребёнок начинает обозначать сенсорные признаки словом.
На третьем году жизни ребёнка задания по сенсорному воспитанию могут включаться и в элементарную продуктивную деятельность: рисование, лепка, конструирование. То есть наряду с умениями рисовать, лепить и строить дети воспринимают, сравнивают, обобщают.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В раннем возрасте усвоение знаний, формирование умений и навыков должно проходить систематически. Сенсорное воспитание детей осуществляется в различных формах:
– В организованной деятельности (занятия рисованием, лепкой, конструированием, «Первые шаги в математику»)
– В нерегламентированной деятельности (совместной и индивидуальной)
Важными условиями обеспечения работы по развитию перцептивных навыков у
детей раннего возраста являются:
*накопление разнообразного дидактического материала и пособий; игр по ознакомлению с цветом, формой, величиной предметов; игр на развитие слухового восприятия; игр и пособий для развития тактильных ощущений • детей;
*организация развивающей среды группы: наличие зон дидактических игр, экспериментирования, конструирования, уголка «Маленькие художники»
* соблюдение при планировании работы принципа последовательности, предполагающего постепенное усложнение предлагаемых детям заданий и игр.
Источник
Светлана Першан
Консультация для педагогов «Формирование сенсорно-перцептивных действий и эталонов у детей раннего возраста»
Формирование сенсорно-перцептивных действий и эталонов у детей раннего возраста.
Здравствуйте! Формирование сенсорных процессов у детей имеет большое значение для психического развития. Исследования многих ученых (К. Бюлера, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера) показали, что в первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это связано с тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и другими. Становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек, составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира.
Усвоение детьми сенсорных эталонов – многофункциональный процесс. Он расширяет сферу познаваемых ребёнком свойств, и позволяет отражать взаимосвязь между ними. Сенсорные эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщённостью, так как в них закреплены наиболее существенные главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии – слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определённые системы. Например, спектр цветов, шкала музыкальных звуков, система геометрических форм и пр., что составляет их системность.
Психолог Л. А. Венгер вычленил и исследовал два пути усвоения систем сенсорных эталонов – перцептивный и интеллектуальный. Выделение перцептивного пути имеет важное значение для разработки способов сенсорного воспитания детей раннего возраста, которым еще не доступен интеллектуальный путь овладения.
Будучи усвоены системы сенсорных эталонов ребенком, они выступают в качестве основных средств осуществления перцептивных действий. Сопоставляя вновь воспринимаемые качества предметов с соответствующими элементами этих систем, ребенок точнее и глубже познает различные свойства конкретных примеров, его восприятие приобретает целенаправленность и организованность. Усвоение детьми систем сенсорных эталонов перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень.
Какие главные свойства восприятия? –это предметность и константность – и развиваются они, как показал Л. А. Венгер (1969, во второй половине первого года жизни в процессе действий ребенка с предметами, благодаря формированию так называемых сенсомоторных предэталонов, которые рассматриваются как необходимые предшественники сенсорных эталонов.
Параметры развития восприятия определяется: перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Таким образом, становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек, составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира.
Перцептивные действия помогают изучить основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделив из них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнать этот предмет, отнеся его к определенному классу — кукла, машинка. Действия восприятия, которые вначале являются внешними и развернутыми (ребенок должен не только посмотреть на предмет, но и потрогать его руками, действовать с ним, затем переходят во внутренний план и автоматизируются. Для формирования обобщения, так же как и других мыслительных операций развитие перцептивных действий – наиболее значимое качество и дает возможность в дальнейшем объединить каждый предмет в классы и понятия.
В раннем возрасте дети еще не умеют и не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит. Поэтому, действия соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать те знания, которые есть у детей при восприятии новых предметов. А именно эти знания делают образ мира целостным и постоянным.
На втором году жизни детей ведущая роль в сенсорном развитии принадлежит предметной деятельности. В процессе действий с игрушками, особенно дидактическими, строительным материалом, а также с бытовыми предметами дети получают представления об их величине, форме, окраске, звучании и др.
Ребенок овладевает действиями, которые определяются не только внешними свойствами предмета, но и их функциональным назначением (ложкой можно кормить куклу, гребенкой причесывать и т. п.).
Для выполнения подобных действий ребенок должен учесть особенности формы, пространственного расположения предметов и др.
Задания на выбор по образцу предметов соответствующей формы, величины, цвета, выполняемые первоначально в плане практической ориентировки,интериоризируются: задачи, решавшиеся путем прикладывания предметов, ребенок начинает решать в уме. В качестве средства для перевода детей к этому типу ориентировки Л. А. Венгер рекомендует заменять действия с предметами действиями с их изображениями, а также вводить отсроченный выбор. Материалом для обучения детей соотносящим действияммогут служить различные разборные игрушки: пирамидки, матрешки, яички, грибки, разрезные картинки и т. п. для выбора по образцу можно использовать плоскостные и объемные предметы.
При специальном обучении предметным действиям соотнесения геометрических фигур (объемных и плоскостных) и отверстий по форме можно развить к 1 году 7 месяцам – 1 году 9месяцам (т. е. в более ранние сроки) сопоставление предметов по форме на основе зрительной ориентировки. Это ведет к совершенствованию восприятия предметов, их величины и цвета, а также самой предметной деятельности.
Дети второго-третьего года жизни в процессе дидактических занятий (по данным Л. А. Венгера, 1969) могут научиться различать все основные геометрические формы и их варианты, а также все цвета спектра и их оттенки, что превышает требования ныне действующей «Программы воспитания в детском саду».
Обучение детей действиям с предметами осуществляется главным образом на занятиях. Лишь после того как они научатся действовать с игрушкой в соответствии с ее назначением, игрушку передают в самостоятельное пользование. Без предварительного обучения действия детей носят манипулятивный характер и не достигают развивающего эффекта.
Большое значение имеет умение взрослого заинтересовать ребенка, организовывать его деятельность таким образом, чтобы поддержать интерес к действию. Наибольшая активность ребенка при действии с предметом достигается в том случае, когда он самостоятельно открывает новое свойство.
Основным методом обучения действиям с предметами служит показ, сопровождаемый объяснениями взрослого, а в случаях затруднений – совместное с ребенком выполнение. При построении занятий учитывается выдвинутый Е. И. Тихеевой (1967) принцип сочетания сенсорного и речевого развития: ребенку предлагают подобрать «такой же» кирпичик, мяч и т. п. Введение этих выражений, а также обозначения размера (маленький, большой, поменьше и др.) не только обогащает речь, но и способствует правильному выполнению действия, а следовательно, сенсорному развитию.
Заключение.
В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться и наглядно-образное. Исходя из того, что мышление предполагает ориентировку в связях и соотношениях между предметами, в исследованиях Запорожца и Венгера были разработаны методы изучения и диагностики мышления, исходя из способов ориентировки ребенка в ситуации. Эта ориентировка может быть связана с непосредственными действиями с предметами, их зрительным изучением или словесным описанием, определяя тем самым и вид мышления — наглядно-действенное, образное, схематическое, словесно-логическое. При этом наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5—4 лет. Наглядно-образное мышление возникает в 2,5—3 года и является ведущим до 6—6,5 лет.
Источник
Развитие восприятия у детей от рождения до 3 лет. Восприятие один из важнейших познавательных процессов, который тесно связан с памятью, мышлением и воображением. Особенно данный процесс важен для подрастающего ребенка. Так как влияет в будущем на самооценку, способность обрабатывать поступающую информацию, ориентироваться в окружающем мире. В различные возрастные периоды ребенок воспринимает информацию по-разному, и все эти особенности должны знать родители.
Развитие восприятия у детей с рождения до года: первые познания мира
С первого дня жизни ребенка окружают всевозможные звуки, запахи, люди и предметы. Однако в течение первых несколько недель младенец лишь ощущает некоторые свойства действительности. При помощи восприятия ребенок познает мир, который его окружает и накапливает знания о нем и себе. Поэтому восприятие является основной и немаловажной функцией у младенцев. Визуальное восприятие является основой зрительной памяти, мышления и внимания. Для успешного освоения речи важную роль играет слуховое восприятие. Развитое пространственное восприятие поможет ребенку выработать адекватную самооценку и придаст уверенности в себе.
Ребенок от года до 2 лет: восприятие пространства и содержания
В этот период ребенок активно знакомится с пространством, так как к этому времени уже начинает ходить. Хотя характеристика предметов в пространстве у него все еще сливается с их содержанием . А начиная с 1 года 2 месяцев ребенок способен найти предмет по слову, если у него существует связь между этим словом и предметом. Например: «Подай мне кубик». И уже примерно к 1 году 8 месяцам многие слова приобретают обобщающее значение. Таким образом, дети начинают относить то или иное слово к нескольким предметам с разными признаками, а не к одному. Ребенок уже способен отличить новую для него игрушку и сортировать предметы не только по цвету и форме, но и по более сложным признакам, например, отделять игрушки собачки от кошек. Но для правильного выбора предмета по слову ребенку еще необходимо до 8 повторений.
Период от 2 до 3 лет: формирование стойких связей
К этому возрасту у ребенка накапливается определенный опыт, ему уже легче узнавать и различать предметы, которые его окружают. Связь между словом и предметом устанавливается намного быстрее. Уже с двух лет для выбора предмета по названию детям нужно всего 4 повторения. А чем ребенок становится старше, тем более стойкие связи образуются между словами и дифференцированием предметов. Так, в результате проводимых наблюдений было установлено, что к дошкольному возрасту, дети, воспринимая незнакомые объекты, самостоятельно способны находить их названия по сходству со знаковым предметом, например овал – лимон, яйцо.
К концу двухлетнего возраста ребенок способен правильно назвать знакомый ему предмет, однако при выделении некоторых признаков может игнорировать отдельные детали и ошибаться, например, назвать тигренка кошкой и, обобщая предметы по разным случайным признакам назвать их одним словом.
Развитие восприятия у детей 3-х лет
Дети уже воспринимают картинки с простым сюжетом и могут назвать каждый предмет, на изображении. Например, мальчик, цветок, машинка и прочее. Однако функциональные связи (человек-действие) дети начинают воспринимать только к концу дошкольного периода.
К 3 годам ребенок может воспринимать бесцветные и контурные предметы, которые ему знакомы. Хорошо воспринимают картинки с различными предметами, поэтому способны правильно подобрать пару в игре лото. Однако незнакомые предметы воспринимают еще только по узнаваемым чертам и второстепенным признакам, поэтому могут ошибаться.
К сожалению, многие ученые спорят относительно того являются ощущения и восприятие врожденными или социально обусловленными. Одни считают, что ребенок уже в утробе многое знает о мире. Другие указывают на важность активности ребенка, так как она влияет на его развитие. Хотя любой ребенок требует всего лишь внимания и заботы, а на активность своего малыша может повлиять любой родитель.
Прочитали:
1 607
Источник
Родь разнообразных ощущений, благодаря которым дети воспринимают внешний мир, в первый год жизни необычайно велика. Благодаря взаимодействию с окружающими предметами и людьми, развитию мозга и совершенствованию зрительной системы увеличивается объем информации, которую органы чувств могут воспринимать. От рождения до года в той или иной мере развиваются все способности восприятия младенца, но наиболее заметные изменения претерпевает зрение. Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, постепенно совершенствуется. Уже у двухмесячного ребенка отмечается стремление рассматривать лица и глаза других людей. По мере роста ребенка расширяется его видение окружающего мира, его все более притягивают зрительно воспринимаемые сложные объекты, а также обьемные изображения. В четыре месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и издает радостные звуки. Из аморфной ситуации он выделяет лицо матери и устремляется к общению с ней. Именно в это время происходит выделение человеческого лица как объекта, на который направляется поведение. Многие малыши начинают различать своих и чужих, предпочитать одних людей другим. Новые, значительно отличающиеся от ранее увиденных, предметы могут вызвать тревогу, испуг или плач.
В это время дети положительно реагируют на мягкие оранжевые тона, могут даже прекратить плач при появлении в поле их зрения предметов оранжевого цвета, что говорит о первом цветоразличении. Исследователи называют этот возраст «оранжевым периодом». К трем месяцам у ребенка формируется бинокулярное зрение.
Способность удерживать в памяти представление о постоянстве размера какого-либо объекта наблюдается у детей уже в полгода, а у отдельных малышей даже в четыре месяца. А вот восприятие постоянства формы предметов возникает достаточно поздно — между восемью и десятью месяцами.
Замечено, что младенец проявляет больше внимания к изогнутым элементам, чем к прямолинейным; к фигурам концентрической формы, к изломам — переходам прямой линии в изогнутую, его привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.
Младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создает обобщенные образы предметов.
Способность малышей различать звуки начинает быстро развиваться после первого месяца жизни. К примеру, в четыре месяца дети могут отличить материнский голос от отцовского, а их голоса — от голоса незнакомого человека. Эксперименты показывают, что малыши пугаются высоких тонов и успокаиваются при низких ритмичных звуках, соответствующих их сердцебиению и дыханию. Трех- шестимесячные дети не только слышат, но и могут имитировать разнообразные звуки высоких и низких тонов.
Восприятие прикосновений, или осязание (тактильные ощущения), развивается у детей, пожалуй, лучше других способностей. К концу первого года малыши могут опознавать объекты, опираясь только на свое осязание, и отличать знакомый объект от незнакомого даже в темноте. Благодаря развитию способности восприятия различных видов пищи — сладкой, горячей, соленой, у детей уже на первом году жизни начинает вырабатываться предпочтение определенных вкусовых ощущений.
Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стремиться к созданию разнообразной развивающей сенсорно-перцептивной среды. Замечено, что познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает больше новых впечатлений.
Динамика развития восприятия у младенцев
Действия восприятия | Возраст |
Ребенок обнаруживает звуко-зрительно-двигательные связи (поворот головы и глаз на звуки); следит за движениями предметов и людей | 0-1 ме сяц |
Распознает многие звуки речи | Один месяц |
Обладает двухцветным зрением. Начинает реагировать не только на отдельные его фрагменты, но и на объект в целом | Два месяца |
Обладает бинокулярным и периферическим зрением; отличает живое лицо матери от фотографии. Слышит и имитирует высокие и низкие звуки | Три месяца |
Связывает голос матери с ее лицом и другие звуки с их источниками. Отличает голоса матери и отца от голосов незнакомых людей. Различает плоскостные и объемные изображения | Четыре месяца |
Различает вертикальное и другие положения предметов (отличает предметы, поставленные вверх ногами, от наклонных) | Пять-шесть месяцев |
Отличает лицо матери от лиц незнакомых людей. Способен воспринимать постоянство размера объектов | Шесть месяцев |
Активизируются зрительная и двигательная системы ребенка, облегчая начинающему ползать малышу восприятие глубины | Семь месяцев |
Способен воспринимать постоянство формы объектов | Восемь месяцев |
Опознает предметы, прикасаясь к ним, но не рассматривая. Умеет различать на ощупь знакомые и незнакомые предметы | Десять-двенадцать месяцев |
Источник