Педсовет технологии интеллектуального развития ребенка

Консультация для родителей

Развитие математических способностей у дошкольников

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д. , не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?

Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Не допустить вербализма, формальности, знаний ребенка. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».

Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят какимлибо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра_ дело добровольное!

Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободногопо дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. Ведь в программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.

Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа(груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий – узкий (шарфики, полотенца, например), высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины(матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки… Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, а товсе больше, до школы, употребляют большой-маленький. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца – длинные уши, короткий хвост; у коровы – четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.

Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов(любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов(сколько у тебя пуговиц на кофточке).

Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, например «Пятнашки». Предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счете.

Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.

Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра(что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три – ищи!» – говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».

Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.

Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей (денег).

В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

Источник

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48» «Современный подход к интеллектуальному развитию дошкольников»

Слайд 2

Цель: Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами и дошкольниками для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование интеллектуальному развитию ребёнка.

Слайд 3

ПОДГОТОВКА К ПЕДСОВЕТУ: 1 Тематическая проверка «Условия повышения педкультуры родителей в сфере интеллектуального развития детей»» (средние, старшие и подготовительные группы) 11.03.19-22.03.19 Зам. зав. по ВМР Ст . воспитатели . 2 Конкурс дидактических пособий для интеллектуального развития детей в технологии лэпбук и сенсорные пособия. 01.03.19-25.03.19 г. Зам. зав. по ВМР Ст . воспитатели 3 Семинар – практикум «Применение лэпбуков в практике работы с дошкольниками и родителями» 27.02.19 г. Зам. зав. по ВМР 4 Методическая неделя «Неделя творчества» (интеллектуальное развитие): открытое НОД и конспект (развивающее занятие, математические досуги, проекты для детей, методические мероприятия с родителями, детско-родительские мероприятия, творческое перспективное планирование, сценарии интеллектуальных игр). 11.03.19-22.03.19 Зам. зав. по ВМР Ст . воспитатели 5 Подготовить проект решения педагогического совета до 25.03.19 г. Зам. зав. по ВМР 6 Отчеты для подготовки самообследования (результаты деятельности ДОУ за 2018 год). до 15.03.19 г. Воспитатели и специалисты

Слайд 4

Повестка : 1. Анализ выполнения решения предыдущего педсовета- заведующий 2. Современный подход к интеллектуальному развитию дошкольников» – зам . зав. по ВМР 3. «Разминка » для участников педсовета- ст . воспитатель 4. Анализ тематической проверки ««Условия повышения педагогической культуры родителей в сфере интеллектуального развития дошкольника» – творческая группа. 5. Итоги методической недели – ст. воспитатель 6. Итоги конкурса методических пособий в технологии Лэп -бук- зам.зав . по ВМР. 7. Викторина «Что? Где? Когда?» – творческая группа 8. Обмен опытом по интеллектуальному развитию дошкольников – педагоги 9. Проект решения педсовета- заведующий

Слайд 5

Современный подход к интеллектуальному развитию ребёнка. Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития. Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др. Оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию .

Слайд 6

Интеллектуальное развитие предполагает: – дифференцированное восприятие; – аналитическое мышление (способность воспроизвести образец) ; – рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии) ; – логическое запоминание; – интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; – овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение символов; – развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации.

Слайд 7

Цель: создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей. Задачи: 1. Формировать приемы умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, умение обдумывать и планировать свои действия. 2. Развивать у детей вариативное мышление, фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 3. Вырабатывать умение у детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих

Слайд 8

Система дидактических принципов: – создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса ( принцип психологической комфортности ) ; -новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми ( принцип деятельности ) ; -обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом ( принцип минимакса) ;

Слайд 9

-при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира ( принцип целостного представления о мире ) ; -у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора ( принцип вариативности) ; -процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности ( принцип творчества ) ; -обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения ( принцип непрерывности)

Слайд 10

Методы и приемы: – практические (игровые) ; – экспериментирование; – моделирование; – воссоздание; – преобразование; – конструирование ;

Слайд 11

Дидактические средства: Наглядный материал (игры, демонстрационный материал, схемы, символы, модели)

Слайд 12

Форма организации детской деятельности: – индивидуально-творческая деятельность; – творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек) ; – учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия

Слайд 13

1. Математические развлечения: игры на плоскостное моделирование ( Танграм и т. д.) ; – игры-головоломки; – игры с блоками Дьенеша и палочками Кьюзнера ; – задачи-шутки.

Слайд 14

2. Дидактические игры: – сенсорные; – моделирующего характера; – специально разработанные воспитателем для обучения детей;

Слайд 15

3. Развивающие игры это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.

Слайд 16

Основные типы интеллектуальных игр Викторины Стратегии Тестовая викторина (ТВ-игра) Сюжетная викторина (СВ-игра) Ролевая стратегия Экономическая стратегия Боевая стратегия «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?» «Полундра!» Импро-визационная «Экспромт- театр» Сценар-ная «Яхта» «Менеджер» Шашки, шахматы

Слайд 17

Тестовые викторины являются формой интеллектуальных игр. Дети отвечают на вопрос и получают оценку (фишку, очко, похвалу). Получается самый настоящий тест. Такие игры можно увидеть по телевизору. Это «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?», « Брейн -ринг».

Слайд 18

Сюжетные викторины более интересные. Например, воспитатель придумывает игровой сюжет («Красная шапочка на новый лад»). Дети становятся «Красной шапочкой», «волком» и т.д. Включается воображение, применяются элементы театрализации. Игра приобретает яркий эмоциональный характер. Примерами могут быть телевизионные передачи «Полундра», «Колесо истории» и др.

Слайд 19

Стратегия – форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий. Это путь к успеху. В боевой стратегии путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника ( шахматы, шашки). В экономической – через действия приобретения и продажи («менеджер», «продавец» и т.д.). В ролевой стратегии – через наилучшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью ((«Яхта» и т.д.). Ролевая форма развивается по сценарному и импровизированному направлениям.

Слайд 20

Классификация вопросов и заданий для интеллектуальных игр Продуктивные Условно допустимые Недопустимые На сообразительность: «Ответ в вопросе ». Вопросы-шутки: «Оригинально о банальном ». Вопрос-подсказка: «Известное об известном». На логическое и ассоциативное мышление: «На удачу». «На приближение» Воспроизводящие . Воспроизводящие с «уловкой». Перечисление Вопросы-лекции . Вопросы-розыгрыши . Неэтичные вопросы.

Слайд 21

1. Вопросы на сообразительность. Позволяют создать интригу, приковывают внимание. Эти вопросы строятся на базовом уровне знаний человека, но несколько зашифровываются, чтобы игрок в полной мере проявил мыслительные способности.

Слайд 22

1.1. Ответ в вопросе. Вопрос на сообразительность, где ответ содержится в самом вопросе. Тренируется чутьё игроков верного ответа.

Слайд 23

1.2. Вопросы-шутки. Они не предназначены для подшучивания над игроком. Вопросы остроумные, в них скрывается сущность.

Слайд 24

1.3. Оригинально о банальном Вопросы на сообразительность. Ответ прост и очевиден.

Слайд 25

1.4. Вопрос-подсказка Ведущий говорит первую подсказку. Отгадавший получает балл.

Слайд 26

2. Вопросы типа «Неизвестное об известном» В вопросах даётся удивительно занима тельная и малоизвестная информация о вещах. Такие вопросы увеличивают интерес к игре.

Слайд 27

3. Вопросы на логическое и ассоциативное мышление Эти вопросы очень интересны игрокам, потому что задают необходимость выстраивать «цепочку» рассуждений. Это вопросы-задачи, задания.

Слайд 28

4. Вопросы на удачу. Вопросы с вариантами ответов. Можно задавать самый «заумный» вопрос, у игрока есть шанс ответить. Но такие вопросы монотонны.

Слайд 29

5. Вопросы «на приближение» Важно, чтобы факты, положенные в основу вопроса, были интересны и занимательны.

Слайд 30

Условно допустимые для интеллектуальных игр вопросы и задания

Слайд 31

1. Вопросы на воспроизведение полученных знаний (воспроизводящие). Вопросы, низшие по ценности для интеллектуальных игр. Они рассчитаны на память, практически не нуждаются в обсуждении. Все вопросы задаются по пройденному участниками игры материалу. 2. Воспроизводящие вопросы «с уловкой». Вопросы требуют не только памяти, но и внимания

Слайд 32

3 . Перечисление. Задания-вопросы, требующие перечислить что-либо. Например, общий признак: башни Кремля, станции метро, имена мальчиков и т.д. 4. Вопросы-лекции. Вопросы требуют развёрнутого ответа, что сразу снижает интерес к игре.

Слайд 33

Недопустимые в интеллектуальных играх типы вопросов и заданий. 1. Вопросы-розыгрыши Требуют от игрока заученного ответа на этот вопрос, в случае ошибки участник испытывает чувство неловкости и унижения. 2. Неэтичные вопросы.

Слайд 34

Решение педсовета: Регулярно использовать интеллектуальные игры в разных направлениях педагогического процесса. Срок: постоянно Отв. педагоги 2. Совершенствовать работу с семьёй по интеллектуальному развитию детей, в полном объёме выполнить предложения по результатам тематической проверки «Условия повышения педагогической культуры родителей в сфере интеллектуального развития дошкольника» (см. справку). Срок: постоянно Отв. Педагоги 3. Продолжать работу по совершенствованию предметно – пространственной среды ДОУ Срок: постоянно Отв. педагоги 4. Систематически повышать уровень профессионализма в области интеллектуальной деятельности с современными детьми, интегрируя знания из разных источников. Срок: постоянно Отв. педагоги

Источник

Педсовет “Современный подход к интеллектуальному развитию дошкольников”

Форма проведения: Аукцион педагогических идей.

Приготовлять умы! 
Рассеивать идеи! 
Вот наше назначение… 
Отбросим эгоизм, 
Будем трудиться для потомства!

К.Д.Ушинский

Цель: Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску.

Подготовка: 
Игровой реквизит: молоток аукциониста, муляжи денежных купонов разного достоинства, бутафорский ключ, фишки разного цвета. 
Самостоятельная теоретическая подготовка педагогов (изучение разделов программы по ФЭМП; принципов, лежащих в основе методики; методов и приемов, используемых в практике, структуры занятий по математике). 
Компьютерные презентации методических материалов, подборка практического материала (конспекты, сценарии, игры с описанием и т.д.). 
Анкетирование “Математика глазами педагогов”. 
Тематическая проверка “Эффективность использования инновационных педагогических технологий на занятиях по математике”.

Повестка дня: 
Игровое упражнение “Ключ”. 
Аукцион педагогических находок: 
открытие аукциона; 
разминка; 
торги педагогическими находками; 
закрытие аукциона. 
Итоги тематического контроля “Эффективность использования инновационных педагогических технологий на занятиях по математике”. 
Анализ анкет “Математика глазами педагогов”. 
Игровое упражнение “Ключ”. Рефлексия. 
Принятие решения. 

Организация: 
I. Игровое упражнение “Ключ”

Педагоги становятся в круг, ведущий предлагает, передавая символический ключ друг другу, высказаться, что каждый для себя хочет открыть на сегодняшнем мероприятии. 
II. Аукцион педагогических находок.

1. Открытие аукциона.

Ведущий аукциона (заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе):

– Уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас на Аукционе педагогических находок. Аукцион – это публичная продажа товара с использованием торгов. Товар продается в присутствии многих желающих покупателей. Цена товара определяется в процессе того, как покупатели торгуются между собой за право купить товар. Представляю вашему вниманию:

Аукционист – заведующая детским садом, 
Аукционеры – вы, уважаемые коллеги.

Аукционеры имеют право ознакомиться и приобрести заинтересовавшийся их лот. Он достается тому, кто назовет самую высокую цену. Обратите внимание на денежные знаки, которые лежат у вас на столах. У каждого их по 5. Итак, внимание!

Объявляются торги педагогическими находками.

Аукционист: Аукцион открыт! (стук молотка).

Тема торгов: “Современный подход к интеллектуальному развитию дошкольников” (стук молотка).

Ведущий аукциона: Сегодня в продажу выставлены следующие лоты: 
конспект развивающего занятия в средней группе; 
конспект математического досуга в старшей группе; 
проекты для детей старшего дошкольного возраста; 
конспекты методических мероприятий с родителями (круглые столы, практикумы и т.п.); 
конспекты детско-родительских мероприятий; 
творческое перспективное планирование для детей старшего дошкольного возраста; 
сценарии интеллектуальных игр.

Время представления каждого лота 3-5 минут (компьютерная презентация). 
Практическая часть.

Ведущий аукциона: Перед началом торгов проведем разминку, где за каждый правильный ответ вы можете заработать дополнительные деньги.

2. Разминка: 
Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы? Назовите их (5-количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, времени). 
Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП? (систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход). 
Методы и приемы – это одно и то же? (Нет). Назовите методы, используемые на занятиях по ФЭМП (словесные, наглядные, игровые, практические). 
Назовите приемы, используемые на занятиях по ФЭМП (рассказ, беседа, вопросы, описание, показ предметов и действий, игры, упражнения и т.д.) 
Назовите структуру занятия по ФЭМП (количество частей занятия зависит от возраста и содержания, при изучении нового в младшей группе – 3части, средняя группа – 3-4части, старшая – до 5, подготовительная группа – до 7). 
Обобщенный образ существенных свойств предмета или объекта, точная копия предмета (модель). 
С какой целью можно применять палочки Х. Кюзенера? (модель числа) 
Свойство предмета, характеризующее его размер (величина).

3. Торги педагогическими идеями.

Ведущий аукциона: Я очень рада, что вы смогли заработать дополнительные денежные знаки. У вас хорошее настроение. А теперь представляем вашему вниманию лот№1 (название). Далее выступление воспитателя, представляющего лот, где он презентует свою методическую разработку: раскрывает цели и задачи, демонстрирует фрагменты, обыгрывает, прилагает практические материалы (по выбору).

Аукционист: Итак, в продажу выставляется лот№1 (название). Стартовая цена – 200рублей. (Победителю аукциона вручается покупка).

Далее по аналогии ведется продажа заявленных лотов.

4. Заключение.

Ведущий аукциона: Вот и завершился Аукцион педагогических находок. Сегодня вы познакомились с лучшим опытом работы педагогов по интеллектуальному развитию дошкольников. А также имели возможность приобрести понравившийся вам лот с практическим приложением.

Поздравляем вас с удачными покупками.

Счастливыми обладателями стали (назвать ф.и.о.). Поприветствуем их!

Активными участниками нашего аукциона были (Ф.И.О. тех, кто активно предлагал к продаже методические разработки, но не смог ничего купить).

Аукционист: Аукцион закрыт (стук молотка). 

III. Знакомство со справкой по результатам тематической проверки “Эффективность использования инновационных педагогических технологий на занятиях по математике”. 

IV. Анализ анкет “Математика глазами педагогов” 

V. Рефлексия. Игровое упражнение “Ключ”.

Педагоги становятся в круг. Ведущий предлагает, передавая символический ключ друг другу, высказаться о том, что каждый себя смог открыть на сегодняшнем мероприятии.

– Понравилось ли мероприятие? Ваши рекомендации, советы. 

VI. Принятие решения педагогического совета

Источник