Педсовет икт во взаимодействии доу и семьи в интересах развития ребенка

«Использование ИТК   во взаимодействии  ДОУ и семьи в интересах развития ребенка.»

В современном мире сложно стоять на месте, поэтому   ИКТ прочно входят в воспитательно – образовательный процесс дошкольных учреждений. Последнее время компьютерные технологии, активно внедряемые в общем образовании, стали применяться и в дошкольных образовательных учреждениях.

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу   и его профессиональной компетентности.  Педагог ДОУ должен уметь пользоваться компьютером, современным мультимедийным  оборудованием  и  широко использовать их в своей педагогической деятельности.

В последние годы произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека. В системе образования возникла проблема создания новой модели образовательного процесса и создания образовательной среды, соответствующей запросам современного общества.

Первыми и главными педагогами для ребенка являются родители. В сложившихся социальных, культурных и экономических условиях нашей страны к взаимодействию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности дошкольного образовательного учреждения. Особенно это актуально в свете Федеральных государственных образовательных стандартов, где установлены новые условия и подходы к организации образовательного процесса. В связи с этими изменениями важен поиск эффективных форм взаимодействия с семьей. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная  деятельность  взрослых. Очевидно, что старые формы контактов с родителями  изживают себя. Современные родители  грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей.

Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ). Информационно – коммуникативные технологии – это технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным ) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.

Здесь необходимо обратить внимание на некоторые понятия:

Поддерживающее взаимодействие – это взаимодействие по решению  актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых.

Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) .

Информация  – совокупность каких – либо данных, знаний.

Коммуникация – путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое..

Отметим преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

• минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

• возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

• обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

• оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

• рост объема информации;

• обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта);

• оперативное получение информации;

• расширение информационных потоков;

• создание электронных газет, журналов.

Проблемы использования ИКТ:

• нет компьютеров у родителей;

• недостаточная компьютерная грамотность педагогов и родителей;

• недостаточное материально-техническое обеспечение.

Можно выделить следующие задачи работы по использованию ИКТ:

1) Интегрировать информационно – коммуникативные технологии в процесс взаимодействия детского сада и семьи.

.

2) Формировать у педагогов и родителей потребность в использовании информационно – коммуникативных технологий, с целью оптимизации взаимодействия.

3) Создать условия для использования информационно –коммуникативных технологий для взаимодействия детского сада с семьей..

4) Реализация механизма и форм   публичной отчетности.  

5) Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии  с ДОУ.

 Целенаправленное системное информационное воздействие,  на родительскую общественность, с использованием информационно-коммуникативных технологий позволит значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи, если использовать: 

  • Электронную  почту для обмена мнениями  без затраты времени;
  • Информация  изучается родителями в удобное для них время;
  • Возрастаю   потоки информации;
  • Индивидуализировать  подачу информации;
  • Заказной    принцип консультирования родителей.

Можно выделить следующие формы работы с родителями воспитанников с использованием ИКТ — это:

  • сайт детского сада;
  • сотовая связь;
  • газета группы,
  • редакционно – издательская деятельность: электронная газета, журнал;
  • электронная  почта;
  • создание медиатеки;
  • электронная рекламная деятельность;
  • телемост;
  • использование личной веб-страницы,
  • телекоммуникоционный проект;

Они используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых.

Совершенно новый потенциал для взаимодействия родителей и педагога-воспитателя несет в себе создание сайта детского сада. На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ,  узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. Создание на сайте ДОУ странички, на которой освещались бы интересующие родителей проблемы и способы их разрешения. У каждого родителя есть номер сотового телефона воспитателя, также в группе имеется список всех телефонов родителей (как папы, так и мамы). Родители детей знают, что в любое время они могут позвонить воспитателю, отправить смс-сообщение, задав любой волнующий их вопрос или сообщив о проблеме. С введением в образовательный процесс комплексно-тематического принципа его организации, имеется возможность проинформировать родителей индивидуально об успехах или трудностях ребенка, дать короткие рекомендации по развитию дошкольника, сделать объявление и т.д. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.

Читайте также:  Значение родителей семьи в развитии ребенка

Газета группы может выходить каждую неделю. Содержание газеты определяется образовательной темой недели.

  • советы по организации семейного праздника и т.  д,Газета группы может содержать следующие разделы:

1. «Колонка редактора» –  обращение к родителям, актуальная официальная информация, объявления для родителей.

2. «Обучение и воспитание» – размещаются статьи, посвященные актуальным вопросам воспитания и обучения, подготовленные воспитателями и специалистами, информация об особенностях работы детского сада (программы и технологии, направления развития, инновационная деятельность педагога).

3. «Новости группы» – содержится информация о событиях, праздниках, экскурсиях группы.

4. «Внимание! Конкурс!» – помещается информация для родителей о конкурсах фотографий, поделок, творческих работ, подведение итогов.

5. «Почтовый ящик» — размещается информация от родителей.

6. «Стихи и фото» – стихотворения воспитателей, родителей и детей с фотографиями.

Преимущества газеты очевидны – это возможность родителей узнать конкретную информацию о деятельности дошкольной группы, опубликовать свои личные материалы из опыта воспитания детей, газета технологична и информативна – ее можно  почитать в любое удобное время, получить достаточно много информации.

Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с семьями воспитанников. В группе имеется список адресов электронной почты родителей. По электронной почте им рассылается текущая информация: срочные новости группы, сведения об индивидуальном развитии ребенка, результаты диагностик, приглашения на родительские собрания и другие мероприятия, рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников. Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьей.

На личной веб-странице воспитателя в сети Интернет размещаются преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей: возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации воспитателя и др. Пользуются веб-страницей чаще те родители, которые по разным причинам недостаточно внимания уделяют прочтению наглядного материала в родительском уголке, а предпочитают находиться у компьютера дома.

Конечно, в процессе использования представленных форм ИКТ существует ряд проблем, основные из которых — отсутствие компьютеров и недостаточная компьютерная грамотность некоторых родителей. В целом же данная работа ведет к обновлению форм и методов взаимодействия детского сада с семьей, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно – коммуникативных технологий, публичности и открытости воспитателя группы и ДОУ в целом, обоюдной готовности детского сада и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников. Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием ИКТ позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи..

Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения

Источник

Галина Васильевна Тиханович
Использование ИКТ во взаимодействии ДОУ и семьи в интересах развития ребенка

Тема педсовета: Использование ИКТ во взаимодействии ДОУ и семьи в интересах развития ребенка.

Музыкальный руководитель: Тиханович Г. В.

27 марта 2015 год

1. Итоги контроля по проблеме.

Родители и музыкальный руководитель детского сада являются воспитателями одних и тех же детей, по-разному влияющие на музыкальное развитие детей. Именно родители, заинтересованы в дальнейшем музыкальном развитием ребенка могут обеспечить качественный индивидуальный подход в музыкальном развитии. Даже обучение ребенка в музыкальной школе под руководством специалиста требует контроль родителей над музицированием дома. А если нет дома инструмента? А если родители не могут помочь в этом? Как тогда поступить родителям?

Ребенок приходит к нам из семьи, где он знакомится с музыкой, он видит отношение родителей к ней.

А в детском саду музыкальный репертуар обогащается, осмысливается, и систематизируется. Если его знание закрепляются в домашних условиях, то музыка остается с ребенком навсегда. А если этого не происходит, то знание об услышанных музыкальных произведениях стираются из его памяти. Для себя я считаю очень важным выявить интересы родителей в музыкальном развитии ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка до 1 числа

Для этого я задавала устно родителям всего два вопроса:

а) Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок занимался музыкой?

б) Что вы делаете для того, чтобы ваш ребенок занимался музыкой?

И вот итоги по проблеме:

Ответы родителей %

Да, хотят обучать детей, но не могут купить музыкальный инструмент, чтобы ребенок регулярно мог заниматься на нем.

70%

Нет, просто музыка нужна лишь для общего развития. 10%

Ребенок будет заниматься музыкой серьезно 10%

Нет, потому что меня заставляли заниматься музыкой насильно 10%

Я, музыкальный руководитель,делаю такой вывод из этой проблемы:

– Привлечь родителей к участию в детских праздниках, к исполнению ролей, к изготовлению атрибутов и костюмов, к обязательному посещению праздников (ведь отсутствие родных влияет на настроение ребенка).

Заинтересовать родителей к сотрудничеству с музыкальным руководителем, помочь в организации праздника дома (день рождение, новый год, и т. д.)

2. Предоставление опыта по содержанию персонального сайта или блога педагога.

3. Предоставление отчета по ведению интернет страницы на сайте «МААМ»

Своими методическими разработками, сценариями праздников, и развлечений я с радостью делюсь с молодыми музыкальными руководителями, общаясь по блогу на сайте социальной сети «МААМ», получаю огромное «СПАСИБО» и желание далее общаться со мной.

Записи в блоге я предоставила свои работы:

Дата опубликования Название

публикации

19.06.2013 г. Сценарий праздника «Мой дом – Россия»

11.05.2014 г. Сценарий выпускного бала «Путешествие на воздушном шаре»

11.05.2014 г. Экспериментальная работа с красками, звуками и движениями. Конспект занятия «Путешествие в мир музыки и цвета»

17.05.2014 г. «Солнышко отправляет детей в школу» – выпускной бал.

24.05.2014 г. Конспект занятия с использованием ИКТ «П««Пу «Путешествие в мир музыка и цвета». «Путешествие в мир музыки и цвета». Экспериментальная работа с красками, звуками и движениями.

10.11.2014 г. Творческая мастерская «Игрушки ищут своих друзей»

10.11.2014 г. Праздник «Осень к нам пришла»

10.11.2014 г. Праздник «День пожилых людей»

10.11.2014 г. Праздник «Русское гостеприимство»

8.02.2015 г. Сценарий к празднику «8 марта»

8.02.2015 г. Сценарий к празднику «8 марта»

8.02.2015 г. Сценарий к 23 февраля «День защитника Отечества»

8.02.2015 г. Сценарий к 23 февраля «Мой папа – самый лучший!»

8.02.2015 г. День Нептуна

11.02.2015 г. Сценарий к празднику проводы зимы – Масленица

13.02.2015 г. Сценарий праздника к 23 февраля «Нашей Родины сыны сегодня прославляются»

16.02.2015 г. Сценарий к празднику «8 марта»

23.02.2015 г. Сценарий утренника 8 марта «Цветик-семицветик»

28.02.2015г. Сценарий с конкурсной программой к 8 марта

28.02.2015 г. Сценарий к 70 – летию Победы «Не забудем их подвиг великий»

24.03.2015 г. Сценарий народного праздника «Прилет птиц»

Источник

Секция 7. Семья как субъект образовательного процесса.

ИКТ как средство взаимодействия ДОУ с семьей.

Семуха Юлия Петровна

Воспитатель ГБДОУ №67 Красногварейского района

Несмотря на то, что современные родители очень заняты, и часто ребенок проводит большую часть времени в стенах детского сада, роль семьи в воспитании и в обучении ребенка сложно преувеличить.

Система дошкольного образования на сегодняшний день имеет широкий спектр форм взаимодействия семей воспитанников с  дошкольным учреждением. К таковым относятся:

  • информационные стенды;
  • выпуск газеты ;
  • родительские собрания;
  • экскурсии;
  • совместные досуги;
  • участие родителей в конкурсах, выставках.

            На основании закона «Об образовании в Российской Федерации» общее образование должно соответствовать современным требованиям, предъявляемым к реализации системы образования. Поэтому дошкольному образованию, как части общего образования, необходима информатизация. ИКТ начинают занимать свое определенное место в пространстве дошкольных учреждений. Кроме несомненной пользы в непосредственном образовательном процессе, ИКТ набирает все большую популярность во взаимодействии детского сада с семьями воспитанников.

Как было выше сказано, современные родители воспитанников очень заняты, но в то же время они хотят быть постоянно осведомлены о жизни своего ребенка в детском саду, о его успехах и достижениях; быть компетентными в вопросах организации обучения и воспитания в дошкольном учреждении. И в этом вопросе ИКТ имеет ряд неоспоримых преимуществ:

 – доступ родителей к информации занимает минимум времени:

 – обеспечивается индивидуальный подход к родителям;

 – возможность демонстрации любых документов, отчетов, фотоматериалов;

 – обеспечение диалога воспитателя с родителями группы;

 – оперативность получение информации:

 – конфиденциальность информации.

Целью активного использования ИКТ в работе с родителями является повышение эффективности взаимодействия ДОУ с семьей воспитанников.

Читайте также:  Развитие ребенка от 6 математика

Задачи, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели:

 – создание условий для эффективного использования ИКТ в ДОУ;

 – интегрировать ИКТ в систему взаимодействия ДОУ и семьи;

 – повышать информационно-коммуникативную компетенцию всех участников образовательного процесса.

Основные средства   ИКТ, используемые в  детском саду:

– компьютер

– мультимедийный проектор

– видеомагнитофон

– телевизор (Применяя TV + DVD плеер +компьютер+ мультимедийный проектор родители могут помочь воспитателю в создании коллекции познавательных фильмов и мультфильмов.)      

– принтер

– магнитофон (Воспитатель может дать рекомендации по использования аудиомагнитофонов для прослушивания сказок (сказкотерапия) и классической музыки (музыкотерапия).

– фотоаппарат

– видеокамера (используют воспитатели и родители для создания видеофильмов (праздники, прогулки, открытые занятия и др.)

Практические цели использования ИКТ в его работе с родителями и воспитанниками:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Формы взаимодействия ДОУ и семьи с использованием ИКТ:

  • Создание электронного Портфолио педагогов ДОУ и воспитанников;
  • Создание программно – методических средств для компьютерной поддержки разделов программы воспитания и развития дошкольников в ДОУ; 
  • Создание интегрированного банка информации (комплект электронных консультаций для родителей по вопросам образования и воспитания детей дошкольного возраста.);
  • Создание Медиотеки (электронная библиотека, фотоальбом, видиотека) – фонд книг, пособий, видеофильмов, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда.
  • Создание Электронного колсалтинга – деятельность, заключающаяся в профессиональном консультировании по электронной почте, проведении опросов, предоставлении тематической информации. (цель колсалтинга – помочь в достижении цели, решении задач и проблем). По электронной почте родителям рассылается текущая информация: срочные новости группы, сведения об индивидуальном развитии ребенка, результаты диагностик, приглашения на родительские собрания и другие мероприятия, рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников, фотографии детей в детском саду и др. Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьей.
  • сайт детского сада;
  • сайт группы. Создание сайта группы, на котором каждый родитель может узнать расписание занятий, мероприятия, время встречи воспитателя с родителями и многое другое. На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе.
  • сотовая связь;
  • газета группы,
  • редакционно – издательская деятельность: электронная газета, журнал;
  • электронная рекламная деятельность;
  • использование личной веб-страницы. На личной веб-странице воспитателя в сети Интернет размещаются преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей: возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации воспитателя, электронная газета группы и др. Пользуются веб-страницей чаще те родители, которые по разным причинам недостаточно внимания уделяют прочтению наглядного материала в родительском уголке, а предпочитают находиться у компьютера дома.

            Безусловно, взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников через ИКТ  не противопоставляет и не исключает традиционные формы работы с семьей через непосредственное «живое общение», а скорее обогащает и дополняет их, учитывая современные реалии жизни.

Взаимодействие с родителями на основе ИКТ-технологий – инновационный ресурс, который позволяет оперативно устанавливать обратную связь с семьей, расширяет возможность оказания различным категориям семьи своевременной многопрофильной помощи, психолого-педагогической поддержки и сопровождения.

Данная работа ведет к обновлению форм и методов взаимодействия детского сада с семьей, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно – коммуникативных технологий, публичности и открытости воспитателя группы и ДОУ в целом, обоюдной готовности детского сада и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников. Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием ИКТ позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи.

Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения

    Заключение

Без использования информационных технологий  и ИКТ в современном образовательном процессе невозможно достичь высоких показателей и ключевой взаимосвязи с семьей.

Источник