Педсовет игра как основа социального развития ребенка в условиях фгос
Ольга Корягина
Педагогический совет «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Корягина Ольга Васильевна.,
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №5 «Берёзка»
города Алатыря Чувашской Республики
Цель: повысить значимость игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, как основного вида деятельности детей, в условиях реализации ФГОС.
Задачи:
Выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов игровой деятельности детей дошкольного возраста; совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей; способствовать творческому поиску.
Форма проведения: «деловая игра».
Подготовительная работа.
– Анализ открытой игровой деятельности во всех возрастных группах;
– Анкетирование родителей: «Игровая деятельность детей»;
– Фотовыставка: «Мы играем».
План проведения педсовета:
1. Теоретическая часть.
а) Выступление председателя педагогического совета «Новые подходы к организации игровой деятельности»
б)Итоги тематической проверки: «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС» – сообщение старшего воспитателя.
в) Анализ анкетирование родителей «Игровая деятельность детей» – сообщение старшего воспитателя.
г)Консультации воспитателей:
«Развитие игровой деятельности в свете ФГОС»
«Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста!»
«Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста!»
2. Практическая часть.
Деловая игра «Игра-дело серьёзное»
3. Решение педагогического совета.
Ход педсовета:
Ведущий (старший воспитатель)
Добрый день уважаемые коллеги, мы рады Вас приветствовать в нашем уютном зале.
Начать сегодняшний педсовет хотелось бы со стихотворения
«Вернитесь в своё детство,
Побудьте с нами в нём,
И лучшими друзьями
мы взрослых назовём»
Педагогический советпосвящен сложнейшей и очень актуальной теме: «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО».
1. Теоретическая часть
1. Выступление заведующей детского сада «Новые подходы к организации игровой деятельности».
2. Выступление старшего воспитателя «Аналитическая справка по тематической проверке «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО».
3. Выступление старшего воспитателя анализ анкетирования родителей «Игровая деятельность детей».
4.Выступление воспитателей на темы: «Развитие игровой деятельности в свете ФГОС ДО»
«Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста!»
«Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста!»
2. Практическая часть
Задание 1. Разминка
– Вспомните высказывания педагогов – психологов об игре как виде деятельности?
– Что требуется для развития игровой деятельности?
– Какой должна быть предметно-игровая среда?
– Какова роль взрослого в организации детской игры?
– Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре?
– Сколько времени должно отводиться на самостоятельные игры?
– Должен ли воспитатель участвовать в сюжетно-ролевой игре?
Задание 2.
Определите, какой возрастной группе соответствует программное содержание игры.
– Формировать умения осуществлять разнообразные условные игровые действия с сюжетной игрушкой,предметом: связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником. (от 1, 5 до 3, 5 лет)
– Формировать умения принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, элементарный игровой диалог с партнером-сверстником. (от 3 до 4 лет)
– Формировать умения изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. (от 4 до 5 лет) – Формировать умения комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы; учить овладевать совместным сюжетосложением. (от 5 до 7 лет)
Задание 3.
Сюжетно- ролевые игры старшего возраста
Назовите сюжетно- ролевые игры с производственным сюжетом («магазин», «поликлиника», «кафе», «школа», «парикмахерская», «автосервис» и т. д.)
Назовите общественно-политические сюжетно- ролевые игры («в войну», «в индейцев», «в спасателей» и т. д.)
Сюжетно- ролевые игры младшего и среднего возраста
Назовите приемы руководства играми малышей (участие воспитателя в играх)
Сформулируйте задачи руководства играми малышей – развитие и обогащение игровых действий – развитие и обогащение сюжета – формирование умений играть рядом
Задание 4.
Решение педагогических ситуаций
Педагогическая ситуация № 1
Маша, Ваня и Кирилл решили играть в «Морское путешествие». «Чур, я капитан корабля», — говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан», — запротестовали Маша и Кирилл
Вопросы:
Как воспитателю разрешить данную ситуацию?
Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?
Педагогическая ситуация №2
Максим быстро взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие» пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и «космическое питание», и «солнечные батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть», — сказали ребята.
Вопросы:
Как поступить воспитателю в данной ситуации?
Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?
Ведущий (старший воспитатель) Вот и подошла к концу наша встреча, педагогический коллектив ответственно и творчески подготовился к педагогическому совету. Педагоги получили заряд энергии, толчок к дальнейшему действию, поучились друг у друга, увидели свои ошибки, переняли опыт у коллег. Изменилось отношение к сюжетно-ролевой игре, еще раз убедились, что основу большинства игр составляет воображение, именно в игре проявляются интеллект, азарт, активность, организаторские способности детей. В игре дети на практике познают окружающий мир, делают открытия, учатся счету, письму и мно-гим другим важным умениям, а самое главное учатся жить в коллективе, считаться с мнением других, еще и еще раз убеждаются, что группа – это большая и дружная семья.
Примерное решение педсовета:
1. Продолжать создавать условия для развития игровой деятельности детей с учётом реализации ФГОС ДО.
2. Воспитателям дошкольныхгрупп провести консультацию с родителями на тему: «Проблемы развития детской игры».
3.Воспитателям всех возрастных групп подготовить материал для информационного стенда на темы: «Игра в жизни ребенка», «Как и во что, играть с детьми?», «Какие игрушки необходимы для игры?».
Список литературы:
1.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2010
4. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2010
5. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
6. Махалова И. В., Николаева Е. И. Солнышко сияет, играть нас приглашает. –Чебоксары: Новое время, 2006.
7. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под. редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 6-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу от 17 октября 2013г.
Источник
Педсовет
«Сюжетно- ролевая игра как основа социального развития»
Форма организации: деловая игра.
Цель: повысить значимость организации сюжетно-ролевой игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
1. Актуализировать имеющиеся у педагогов знания по организации сюжетно-ролевой игры.
2. Способствовать использованию в практике современных требований к организации сюжетно-ролевой игры.
План педсовета:
1. Вступительное слово заведующей «Современная практика организации игровой деятельности».
2. Результаты тематической проверки. Результаты анкетирования педагогов. 3. Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
4. Деловая игра «Педагогический экспресс»
4.1. Домашнее задание (мини-словарик к сюжетно – ролевой игре, выставка атрибутики).
8. Решение.
Ход педсовета:
1. Вступительное слово заведующей
«Современная практика организации игровой деятельности»
«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходилаво дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но идля всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития.
Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст.31).
Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины нарушений:
1) непонимание взрослыми важности игры;
2) отсутствие безопасного пространства для игры;
3) неадекватная политика чиновников;
4) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру:
5) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий;
6) полное отсутствие игры в школе;
7) жесткое программирование свободного времени детей;
8) технологизация и коммерциализация детской игры.
Главная причина — право на игру декларативно признается, но не обеспечивается педагогами, родителями, чиновниками. ФГОС ДО вернул педагогам (и, главное, детям) право на игру. Возвращение оказалось радостным и мучительным одновременно. Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников?Как поддержать игру, а не управлять действиями детей? Эти и другие вопросы мы и попытаемся решить на сегодняшнем заседании Педсовета.
Анализ анкетирования педагогов.
75% педагогов считают, что у детей есть время на игру, когда появляется свободное время, дети включаются в творческие игры.
75% – считают, что дети не начинают играть, если им не предложишь тему игры.
Иногда дети самостоятельно определяют замысел игры, включаются в творческую игру без помощи со стороны взрослого.
Тематика детских игр однообразная.
В играх дети используют не только игрушки, но и предметы-заместители, воображаемые предметы.
Дети играют в индивидуальные творческие игры, но у них есть потребность в играх совместного характера со сверстниками.Во время творческих игр дети иногда ссорятся из -за привлекательных ролей, игрушек и т.п.
В сюжетно-ролевую игру дети могут с увлечением играть (разворачивать) в течения дня.
Только 38% педагоговиспытывают затруднения по вопросам руководства игрой, общаются с детьми в игровых ситуациях как на занятиях, имеют затруднения при планировании игры.
Анализ анкет родителей
В анкетировании приняло 98 родителей.
Все дети играют дома, родители знают, какие игрушки наиболее интересны детям.
77% из опрошенных разрешают играть в игры интересные для ребёнка, но которые не нравятсяим.
Ребёнок дома самостоятельно играет в день:
Меньше 1 час – 23%
От 1 до 2 часов – 64%
Более 2 часов – 13%
На вопрос «Как часто Вы предлагаете новый сюжет или ребёнок?»
По мере надобности – 42%
Выбирает самостоятельно – 58%
Дети берут игровые сюжеты из:
Детского сада – 43%
Телевидения – 33%
От увиденного вокруг – 24%
Дети играют чаще в:
Сюжетно-ролевые – 44%
Настольные – 37%
Свои игры -19%
Только 74% из опрошенных предлагают ребёнку поиграть в конкретную игру.
12% родителей настаивают на выборе игры, если ребёнок не высказывает особого желания играть.
Дома выбираются игры:
На усмотрение взрослого – 26%
На усмотрение ребёнка – 61%
Совместное обсуждение, компромисс – 13%
3. Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника, обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.
Н.К.Крупская отмечала, что игра воспитывает наблюдательность, ловкость, самообладание и другие черты характера. Она придавала особое значение играм, которые развивают самостоятельность, организаторские навыки воспитывают человека с психологией общественника – коллективиста.
Игровая деятельность детей всегда связанна с возникновением и развитием между ними определенных взаимоотношений. В игре позиция каждого ребенка активна: он играет, пока сам этого хочет и пока ему интересно, активно ищет товарищей для игры, вступает с ними в определенные отношения. Коллективные игры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений между ними. В таких играх детям необходимо согласовывать свои действия с действиями других участников игры, выполнять общеустановленные правила, быть справедливым к своим товарищам
Для возникновения правильных взаимоотношений между детьми имеет значение и содержание игр, их организация.
Содержание игры должно быть нравственным в том смысле, что в них отражаются наблюдения за событиями общественной жизни, отношениями людей, их трудом и отдыхом.
Наиболее доброжелательные отношения складываются между детьми, симпатизирующими друг другу. Тогда общий тон взаимоотношений в игре доброжелательный, решение спорных вопросов происходит на справедливой основе. Дети быстро договариваются о том ,как будут играть ,распределяют между собой роли, уступают друг другу ,делятся игрушками; когда у них возникают ссоры , они умеют их улаживать .
Задача воспитателя, внимательно наблюдая за детьми в играх, выявлять, на какой нравственной основе строятся их взаимоотношения, и активно воздействовать на формирование правильных, гуманных отношений. Для этого, прежде всего надо вдумчиво подходить к созданию играющих групп, помочь робким, застенчивым найти себе товарищей, тщательно оценивать первые успехи детей в игре, проявление их товарищеских отношений, симпатий. Маленькие «командиры» незаменимые выдумщики и организаторы игр, должны быть в каждой группе, без них игра не состоится. Но взрослому необходимо следить, чтобы эти дети не подавляли инициативы других, считались с играющими. Воспитатель должен находить для каждого такую играющую группу, которая оказывала бы на него положительное влияние. Тогда игра станет действенным средством нравственного воспитания детей, будет способствовать установлению правильных товарищеских отношений между ними.
Но нравственное развитие обуславливается и тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере игровая деятельность обеспечивает такое усвоение. Для того, чтобы проанализировать проблему нравственного формирования в процессе игровой деятельности. Рассмотрим строение игры:
Игра как единое целое. В ней не выделяют разные планы взаимоотношений детей: план сюжетно-ролевых отношений, и план отношений по поводу игры, обеспечивающих распределение ролей и игровых атрибутов, корректирующих выполнение роли. Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивает их. Следовательно, в этом случае мы говорим об организации игр с «хорошим нравственным содержанием», многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и отношений. Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы не только со стороны знаний. Но и со стороны развития нравственных качеств самого ребенка. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования нравственного облика ребенка.
Если обратиться к процессу формирования нравственного поведения, т.е. представления нравственного содержания, раскрытие нравственного смысла, реализации знаний в значимой ситуации, окажется, что одна вторая компонентов выступает в сюжетно – ролевых отношениях. В самом деле, одним из условий реализации, какой – либо роли является выделение ребенком ее содержания. Принимая на себя различные роли, дети за счет изменения позиций могут научиться выделять переживания других людей. Поэтому у детей повышается стремление поступать нравственно «Манипуляции» ребенка с содержанием отвечают познавательной потребности ребенка, направленной на сферу человеческих взаимоотношений. Чтобы данное нравственное содержание действительно стало руководством в поведении ребенка, оно должно быть включено в выполнение реальных задач, в решении которых ребенок будет действовать от своего имени, а не позиции роли, которую он выполняет в игре .
Приняв роль, дети сами придумывают, что можно сказать от имени того человека, чью роль они выполняют, какие средства выразительности использовать, чтобы быть похожим на него, то есть самостоятельно выбирают ролевые способы отображения окружающего. Изучив научную литературу актуальности ролевой игры в дошкольном возрасте, можно сделать следующие выводы:
1.Ролевая игра выступает как вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность и обеспечивающий их совместное влияние на развитие ребенка.
2. Формирует деловые личностные качества ребёнка, более или менее устойчивые моральные представления, способности к нравственной саморегуляция, а также ролевых способов отображения окружающего.
3. Развивает организаторские умения и навыки, способности к межличностному сотрудничеству, развитию речи, памяти, мышления, воображения. Развитие умения своих собственных действий.
4. Игра выступает, как средство удовлетворения разнообразить потребности ребенка и развития его мотивационной сферы.
Таким образом, неоценимо значение игры (сюжетно – ролевой в частности) для нравственного формирования личности дошкольника, ведь ребенок формируется при выполнении правил в сюжетно – ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.
4. Деловая игра «Педагогический экспресс»
Старший воспитатель предлагает воспитателям деловую игру «Педагогический экспресс». Знакомит с атрибутами ( столы – вагоны, конверты с вопросами – билеты), распределяет роли: воспитатели – пассажиры, заведующая – начальник поезда, ст.воспитатель – проводник). Все участники игры получают эмблему с надписью своей роли.
Воспитатели – пассажиры отвечают на вопрос, который написан на билете и занимают место в вагонах. Начальник поезда подает сигнал к отправлению, и под веселую музыку экспресс начинает свой путь.
Игра–энергизатор «Землетрясение» с педагогами
Тип игры разминка, «ледокол», диагностика команды. В игре участвуют группа по тройкам плюс сменный ведущий. Размер группы от 10 человек и более. Длительность 5-10 минут.
Правила проведения игры:
Группа разбивается на команды по 3 человека. Два участника встают лицом друг к другу и держатся за руки («домики»), третий стоит внутри «домика» («люди»).
Домики всегда двигаются в паре, не разжимая руки. Один должен быть лишним — «бездомный», он — ведущий.
Если ведущий говорит: «домики ищут людей», то все «домики» оставляют своих «людей» и ищут новых. «Люди» остаются на месте. Оставшийся без «домика» становится новым ведущим.
Если ведущий говорит: «люди ищут домики», то все «люди» оставляют свои «домики» и ищут новые. «Домики» остаются на месте. Оставшийся без «домика» становится ведущим.
Если ведущий говорит: «землетрясение», то все: и «люди» и «домики» ищут себе новых. Оставшийся без «домика» становится ведущим.
Интерпретация результатов. Могут оцениваться внимание и скорость реакции, умение уступить, лидерство.
1 станция «Теоретическая».
(Воспитателям предлагаю вытянуть из мешочка бочонок с номером, в соответствии с которым будет задан вопрос)
- Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть младшие дошкольники.
(в младшей группе дети играют в «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Пароход», «Автобус», «Больница», «Детский сад», «Магазин», с машинами и со строительным материалом)
- Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в средней группе
- Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте?
(Ателье», «Аптека», «Столовая»)
(«Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Макдональдс» «Космонавты», «Мы строители», «Библиотека», «Школа», военизированные игры т.е. всё зависит от игровых предпочтений детей)
2. Назовите условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры. (соответствующая предметно-игровая среда, определённые знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности, совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога, создание игровой ситуации и т.д..)
3. Чем отличаются приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой у малышей от приёмов руководства сюжетно-ролевой игрой у старших дошкольников? Почему? (с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель в основном использует прямые, а детьми старшего дошкольного возраста косвенные приемы руководства)
4. Допустима ли в игре регламентация и почему?
(в игре недопустима регламентация, так как – это детская самодеятельность. Ей характерна свобода действий, саморегуляция действий и поступков участников на основе созданных ими правил).
Двигаемся дальше.
2 станция. «Практическая»
Все участники педсовета представляют свои наработки (мини-словарик к сюжетно – ролевой игре).
Воспитатели называют сюжетно – ролевую игру и демонстрируют как будет развиваться игра и речь ребенка в данной игре.
Затем обсуждение. Способствовала ли игра развитию речи детей.
3 станция. «Интригующая»
Начальник поезда вносит черный ящик. Участникам игры предлагается отгадать, что за предмет лежит внутри. Проводник даёт описание предмета:
Этот предмет может быть использован во многих сюжетно-ролевых играх, например, «Дочки-матери», «Магазин», «Почта». Этот предмет очень любят использовать девочки начиная с младшей до подготовительной группы и старше. (сумочка)
Этот атрибут так же имеет широкое применение и используется во многих сюжетно-ролевых играх и «Семья», и «Почта», и «Больница». Эта излюбленная игрушка мальчишек. (руль)
4 станция. «Интеллектуальная»
А сейчас предлагают «зарядку» для ума – разгадывание кроссворда «И всё-таки игра»
ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1. Первая игрушка малыша? (погремушка)
3. Игры, обогащенные жизненным опытом? (сюжетные)
5. Вид спортивной игры с использованием мяча? (футбол)
7. Необходимый компонент игры – без чего не начнешь игру? (замысел)
9. Спутник жизни детей? (игрушка)
11.Разговор между двумя лицами? (диалог)
13. Что распределяют между собой участники игры? (роли)
15. Любимая самостоятельная деятельность детей? (игра)
ПО ВЕРТИКАЛИ:
2. Ход игры по – другому? (содержание игры)
4. Качество знаний, иначе, по – другому? (уровень).
6. Пособия для организации сюжетно-ролевой игры? (атрибуты)
8. Современный лёгкий детский конструктор? (лего)
10. Место покупок в быту и в игре? (магазин)
12. Свод требований, предъявляемый к кому то, к чему-то? (правила)
14. Старинная настольно-печатная игра? (лото)
5 станция. «Ромашка»
Проводник предлагает подумать и высказать свои предложения по организации работы с родителями на тему: «Игра как средство развития речи детей». Свои предложения записать на лепестках ромашки.
Наш педагогический экспресс прибыл в конечную точку нашего путешествия.
Завершая педагогический совет, позвольте вручить вам Памятку по организации игровой деятельности.
Анкета.
Уважаемый участник педагогического совета!
Просим Вас оценить работу по 5-балльной шкале.
N | Параметры | Баллы | ||||
1 | Практичность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Доступность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | Научность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | Актуальность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | Насыщенность и глубина содержания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | Активизация внимания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7 | Отметка организаторам педсовета | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Благодарим за участие в педагогическом совете!
Источник