Педология наука о возрастном развитии ребенка
Педология – наука о комплексном подходе к изучению физического и умственного развития ребенка в связи с его конституцией и особенностями поведения. Педология включала сведения о конституции ребенка, его биологическом возрасте, особенностях поведения и систему тестов, оценивающих уровень развития и профессиональную направленность (профиль) способностей.
Основателем педологии признан американский психолог С.Холл, который создал в 1889 г. 1-ю педологическую лабораторию; сам термин придумал его ученик – О. Крисмент. Но еще в 1867 г. К. Д. Ушинский в труде «Человек как предмет воспитания» предвосхитил появление педологии: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях».
На Западе педологией занимались С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мейман, В. Прейер и др.
Основоположником российской педологии явился блестящий ученый и организатор А. П. Нечаев. Большой вклад внес В.М. Бехтерев, организовавший в 1907 г. Педологический институт в Петербурге. Первые 15 послереволюционных лет были благоприятными: шла нормальная научная жизнь с бурными дискуссиями, в которых вырабатывались подходы и преодолевались неизбежные для молодой науки болезни роста.
Предмет Педология., несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее руководителей (А. Б. Залкинд, П.П. Блонский, М.Я. Басов, Л.С. Выготский, С.С. Моложавый и др.), четко определен не был, и попытки найти специфику педологии, не сводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели.
Педология стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. Блонский определял педологию как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. То, что педология была еще далека от идеала, объясняется не ошибочностью подхода, а огромной сложностью создания междисциплинарной науки. Безусловно, среди педологов не было абсолютного единства взглядов. Все же можно выделить четыре основных принципа:
1. Ребенок – целостная система. Он не должен изучаться только «по частям» (что-то физиологией, что-то психологией, что-то неврологией).
2. Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Примером может служить понимание Выготским эгоцентрической речи ребенка как подготовительной фазы внутренней речи взрослого.
3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на морфофизиологические параметры развития. Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенно актуально.
4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.
Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Ленинграде и Москве действовали институты педологии, где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой.
В 1901 г. – Нечаев А.П. организовал лабораторию экспериментальной психологии при Педагогическом музее военно-учебных заведений. Он развернул экспериментально-психологическое исследование основ школьного дела. В 1904 г. при его лаборатории были открыты педологические курсы (директор – Н.Е. Румянцев). По его инициативе в 1906 и 1909 гг. были организованы Всероссийские съезды по педагогической психологии и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916).
После 1917 г. педология бурно развивается. Неблагоприятная социальная обстановка в стране приводила к деморализации, росту числа самоубийств, росту агрессивности детей и подростков, утрате цели. Что с этим делать? Педология возникла с необходимостью, запросы практики породили ее.
Методы педологии:
- Наблюдение
- Эксперимент
- Естественный эксперимент
- Статистические методы
- Тесты
Границы педологии и психологии:
Педология опирается на общую психологию и играет методологическую роль по отношению к детской психологии (общаяY®педология®детскаяY)
Границы педологии и педагогики:
педология изучает законы развития, а педагогика занимается научной организацией развития на основе знаний о законах развития. Законы детского развития были сформулированы Л.С.Выготским.
В 20е гг. Нечаев, Басов, Блонский, Арямов, Залкинд и Выготский выпускают труды по педологии. В конце 1928 – начале 1929 г состоялся первый педологический съезд под председательством Залкинда. На повестке дня стояли следующие задачи:
- Ликвидация безграмотности.
- Развитие детского и юношеского коммунистического движения, в том числе среди умственно отсталых и больных детей.
- Борьба с представлением о психической неполноценности пролетариата и национальных меньшинств.
Теория педологии характеризовалась в первую очередь отсутствием единого определения науки. Вот несколько разных определений:
Педология – это
– Сумма наук о ребенке (эклектическая точка зрения – Басов).
– Наука о росте, конституции и поведении типичного массового ребенка в различные фазы и периоды детства (Блонский).
– Наука о симптомокомплексах (Блонский).
– Новая наука, грани и содержание которой еще не определились, но это наука о развивающемся ребенке (Выготский).
Ребенок изучается как единое целое, как целое ребенок имеет высокую ценность. Целб педологии – формирование активной творческой личности. Важен индивидуальный подход к каждому ребенку.
В педологической науке было 2 основных направления – социогенетическое (Залкинд) и биогенетическое (Блонский). Выделялись разные критерии периодизации: Выготский (социогенетический подход): младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный, возраст полового созревания, юношеский возраст. Блонский (биогенетический подход): утробное детство, беззубое детство, молочнозубое детство, смена молочных зубов на коренные (все о дентация).
За что критиковали педологов?
- отсутствие квалифицированных психологов практиков в учебных заведениях.
- механистичность, эклектический подход к переработке психологических (особенно зарубежных) теорий.
- цель, поставленная педологией (см. выше), не была актуальной в условиях той социальной действительности.
Толчком послужило массовое тестирование детей (неадаптированные переводные методики), которое показало устрашающие результаты. В 1936 г. вышел указ «О педологических извращениях в системе наркомпросов», педология была «закрыта», педологов увольняли и арестовывали. Прочитав указ, Залкинд скоропостижно скончался от инфаркта.
Прямые и косвенные последствия разгрома «педологии»
Кульминация наступления на психологию на «идеологическом фронте» – разгром педологии в связи с принятым ЦК ВКП(б) Постановлением 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Трагические последствия этой акции сказывались на судьбах психологической науки многие годы и определили ее взаимоотношение с другими смежными отраслями знания.
Уничтожение педологии как феномен регрессирования науки в эпоху сталинизма получило значительный резонанс и отозвалось тяжелыми осложнениями и торможением развития ряда смежных областей знания и, прежде всего, во всех отраслях психологии, в педагогике, психодиагностике и других сферах науки и практики.
Обвинение в «протаскивании педологии» нависало над психологами, педагогами, врачами и другими специалистами, зачастую никогда не связанными с «лженаукой». Типична и показательна в этом отношении судьба учебников по психологии.
Несмотря на содержащееся в постановлении указание на необходимость создать «марксистскую науку о детях», так и не была разработана теоретическая платформа, которая могла бы обеспечить интегрирование знаний о ребенке, добываемых возрастной психологией, возрастной физиологией, социологией и этнографией детства, педиатрией и детской психопатологией. До сих пор не обеспечен системный подход к развивающемуся человеческому организму и личности. Перерыв в становлении науки о детях длительностью в 50 лет, даже если она на первых порах была весьма несовершенной, является немаловажным обстоятельством и нам приходится преодолевать его негативные последствия.
После разгрома педологии должна была быть «восстановлена в правах педагогика». Однако, победив педологию, педагогика одержала пиррову победу. Она не сумела воспользоваться полученными правами. Не в «педологобоязни» ли кроется одна из причин обвинений педагогики на протяжении уже многих лет в ее «бездетности», в тенденции видеть в ребенке всего лишь точку приложения сил, не то мальчика, не то девочку, а не думающего, радующегося и страдающего человека, развивающуюся личность, с которой надо сотрудничать, а не только лишь поучать ее, требовать и муштровать? Педагогика, покончив с педологией, выплеснула вместе с «педологической» водой и ребенка, которым та, когда плохо, а когда и хорошо, но направленно начала заниматься!
Опасения по поводу возможных обвинений в попытках реставрации «педологических извращений» долгое время сдерживали развитие детской и педагогической психологии не только непосредственно после 1936г., но и в дальнейшем, в особенности после августовской (1948) сессии ВАСХНИЛ, на которой был окончательно «определен» статус генетики как следующей после педологии «лженауки», а трехэтажное слово «вейсманист – менделист – морганист» стало таким же ругательным, как и слово «педолог». Причины этого очевидны – в центре внимания сессии ВАСХНИЛ вновь оказалась проблема наследственности и среды.
Изучение того, что есть ребенок, все более заменялось декларированием того, каким он должен быть. В результате складывалось (и сейчас препятствующее решению многих практических педагогических задач) положение, при котором представление о том, каким должен быть ребенок, превращается в утверждение, что таков он и есть. Установки, идущие от плохо знавшей реального ребенка или подростка педагогики воспитания, в настоящее время начинают преодолеваться, но долгое время они были господствующими. Реальные достижения психологов, а их отрицать невозможно, возникали не благодаря, а вопреки разгрому педологии.
Драматические последствия разгрома педологии сказались на судьбах всей прикладной психологии в СССР, интенсивно развивавшейся в 20-е годы и оказавшейся пресеченной в середине 30-х годов, в период ликвидации еще одной «псевдонауки», в роли которой на этот раз выступила психотехника – особая ветвь психологии, видевшая свою задачу в осуществлении практических целей психологическими средствами, в использовании на производстве законов человеческого поведения («субъективного фактора») для целесообразного воздействия на человека и регулирования его поведения.
Источник
Педология от греческих педон — почва и логос — знание — наука об изучении почв в природной среде, раздел почвоведения. Но речь пойдёт не о почвах. С таким же названием есть и другая наука. О детях. Не путать с педофилией!
От рождения до тризны
В ряду поруганных наук педология занимает особое место. Педология имела длинную предысторию и стремительную и законченную историю. Свидетелей её расцвета не осталось. О гибели говорит постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года. Педология преподносится как клевета и подрыв основ советской педагогики. В современной России уже слышны призывы возродить отечественную педологию.
Педология (от греч. παιδός — дитя + λόγος — наука) — наука, объединяющая подходы различных наук к развитию ребёнка. Целью Педологии являлось воспитание человека во всех отношениях и изучение его во всех проявлениях с учётом всех влияющих факторов.
Основатель педологии американский психолог С. Холл, а само название «Педология» придумал его ученик Оскар Крисмент в 1893 году. Зарождение науки относят к XVIII—XIX вв. Жан-Жак Руссо писал: «Мудрейшие воспитатели учат детей тому, что важно знать взрослому, не принимая в расчёт того, чему в состоянии научиться дети». Становление педологии связывают с именем Иоганна Фридриха Гербарта (1776—1841). В процессе становления педагогической психологии происходила усиленная перестройка общей психологии. Гербартианская психология с её абстрактно-дедуктивным методом сменилась экспериментальной психологией, изучающей психические явления методами экспериментальной физиологии и раскрывающей некоторые возрастные психические особенности детей и их индивидуальные особенности.
Общее развитие
Общую картину жизни ребёнка, как полагали, должна была дать особая наука о раннем возрасте, которая кроме психологических данных требовала исследований физической жизни ребёнка, её зависимость от внешних, особенно — социальных условий его воспитания. Наука произрастала из детской психологии, которая, в отличие от педагогической психологии, вместе с вопросами о филогенетическом развитии человека ставила вопрос об онтогенетическом его развитии. Американец Стенли Холл считал невозможным изучать психическое развитие ребенка оторвано от его физического развития. В результате предложили создать новую науку — педологию, которая давала бы более полную картину возрастного развития ребенка. К моменту оформления педологии как самостоятельной науки запас знаний о психологии детского возраста был невелик. Педология была призвана дать картину развития ребёнка и единстве его психических и физических свойств в соотношении «био—социо». В методологии исследований с самого начала приоритет отдавался психологическому изучению ребёнка.
Профессор Павел Петрович Блонский (1884—1941) дал четыре формулы-определения, три из которых взаимно дополняют друг друга, а четвертая… противоречит им всем. Первая формула определяет педологию как «науку об особенностях детского возраста». Вторая формула определяет педологию как «науку о росте, конституции и поведении типичного массового ребёнка в различные эпохи детства». Третья формула даёт определение: «Педология изучает симптомокомплексы различных эпох, фаз и стадий детского возраста в их временной последовательности и в их зависимости от различных условий». Они сводятся к следующему: ребёнок как предмет изучения представляет собой явление природы не менее сложное, чем взрослый человек. При психологическом изучении ребёнка выявляли сложные «возрастные симптомокомплексы».
Отечественная педология
Одной из первых отечественных педологических работ считается исследование Александра Петровича Нечаева (1870—1948) «Экспериментальная психология в её отношении к вопросам школьного обучения». Он с учениками изучал отдельные психические функции: память, внимание, суждение и т.д. Ещё в 1901 году в Санкт-Петербурге была организована лаборатория экспериментальной педагогической психологии, осенью 1904-го открыты первые в России педологические курсы, а в 1906-м созван I Всероссийский съезд по педагогической психологии.
В 1911 году в Москве Григорий Иванович Россолимо (1860—1928) основал и на собственные средства содержал клинику нервных болезней детского возраста, преобразованную в специальный Институт детской психологии и неврологии. Результатом работ его школы явилась оригинальная методика «психологических профилей», в которой он для составления полного «психологического профиля» предложил исследовать 38 отдельных психических функций.
Основателем и творцом педологии в СССР называют и Владимира Михайловича Бехтерева (1857—1927), благодаря которому были созданы: педологический и обследовательский институты, вспомогательная школа для дефективных детей, отофонетический институт, воспитательно-клинический институт для нервнобольных детей, институт морального воспитания, детская психиатрическая клиника.
В 1915 году вышла книга Григория Яковлевича Трошина (1874—1939) «Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей».
Советская педология
В 1921 году в Москве были образованы сразу три педологических учреждения: Центральный педологический институт, Медико-педологический институт, и психолого-педологическое отделение 2-го МГУ. В 1923 году в Москве прошёл I Всероссийский съезд по психоневрологии со специальной секцией по педологии и вскоре стал выходить «Педологический журнал».
Весьма перспективной среди педологов считалась методика наблюдения за процессами поведения и изучение результатов этих процессов, разработанных Михаилом Яковлевичем Басовым (1892—1931). Но сами разнообразные тесты были разработаны и впервые применены в США для выявления умственных способностей и определения обучаемости детей бывших рабов. «Национальные тесты», рассчитанные на применение во всех школах США, создавались, чтобы: помочь подразделить умственно более сильных и умственно более слабых детей различных школьных групп на более мелкие подгруппы; помочь учителю ориентироваться в индивидуальных особенностях детей определённой группы; вскрыть индивидуальные причины, в силу которых некоторые дети не могут приспособиться к классной работе и общественной жизни; содействовать профессиональной ориентации детей. Их обзор на русском языке был дан в 1926 году Н.А. Бухгольцем и А.М. Шубертом, а анализ привёл к выводу о несомненной перспективности применения в педологии.
В конце 1920-х годов тестирование стали применять в школах и других детских учреждениях и в СССР. На основе тестов определялись одаренность и успешность детей, давались прогнозы обучаемости и рекомендации педагогам, разрабатывались оригинальные отечественные тесты, аналогичные тестам Бине. Тестирование стало массовыми. По из результатам определялся «умственный возраст» ученика, что противоречило догматам уравнительного обучения, которое испытали на себе несколько поколений советских детей.
В 1925 году появилось первое учебное пособие для студентов педагогических институтов Павла Блонского «Педология». Следом он публикует ещё две работы: «Педология в массовой школе первой ступени» и «Основы педагогики». А профессора Григорий Алексеевич Фортунатов (1890—1972) и Г.В. Мурашов разработали методику исследования детского коллектива.
Весной 1927 года в Москве было созвано педологическое совещание, на котором обсудили роль среды, наследственности и конституции в развитии ребенка, значение коллектива как фактора, формирующего детскую личность; методы изучения ребёнка и соотношение рефлексологии и психологии. Однако во главу угла педологии поставили идеологический принцип.
До 1931 года пользовались ещё двумя определениями педологии: «Наука о факторах, закономерностях, стадиях и типах социально-биологического формирования индивида» и «Наука о генетических процессах, о выработке новых усложняющихся механизмов под воздействием новых факторов, о ломке, перестройке, трансформации функций и лежащих в их основе материальных субстратах в условиях роста детского организма».
За развитие педологии в СССР выступала и вдова вождя мирового пролетариата Надежда Константиновна Крупская. «Кто-то перегибает палку и недооценивает наследственности и влияния общих законов развития», – говорила она и указывала на «отсутствие в науке достаточно четких указаний об учебно-воспитательной ёмкости каждого возраста, о специфических его особенностях, требующих возрастной индивидуализации, программного подхода».
Однако деятельность педологических лабораторий по сортировке учащихся на основе их интеллектуальных качеств не согласовывались с новой линией партии. По итогам тестирования в разряд дефективных учащихся в основном попадали дети рабочих и крестьян, а среди одарённых оказывались потомки дворян, интеллигенции, священников и других «социально-чуждых» элементов.
Недооценка культурно-исторической среды и переоценка природных способностей учащихся при истолковании испытаний выявляли не только интеллектуальные способности, но и обученность.
Итогом полемики о педологической практике в народном образовании стало вышедшее 4 июля 1936 года Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», которое на долгие годы официально запретило применение методов тестирования, обвинив педологов в злоупотреблениях, которые приводят к недопустимым социальным последствиям, и фактически ликвидировало педологию как науку. Согласно постановлению, педологам рекомендовалось переквалифицироваться в педагоги.
***
О запрещённой в СССР науке в Энциклопедическом словаре 1953 года издания написано: «Педология — реакционная лженаука о ребёнке… В СССР разоблачена и ликвидирована». В РФ использование тестов в образовательных учреждениях стало в пику советской системе образования неотъемлемой частью.
Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!
Источник