Педология это наука о развитии ребенка
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 июня 2019;
проверки требуют 15 правок.
Наука | |
Педология | |
---|---|
англ. Pedology (paidology, paedology) | |
Тема | Педагогика |
Предмет изучения | развитие, воспитание и психология детей |
Педолóгия (от греч. παιδός — дитя и греч. λόγος — наука) — псевдонаука, направление в педагогике, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии и пр.) к методике развития ребёнка.
Термин устарел и в настоящее время имеет лишь историческое значение. Большая часть продуктивных научных результатов педологических исследований была ассимилирована психологией детского возраста (называемой иначе: возрастная психология или психология развития, developmental psychology).
История[править | править код]
Возникновение педологии было вызвано проникновением в психологию и педагогику эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Первые работы педологического характера относятся к концу XIX — началу XX в. — Г. С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мёйман, В. Прейер и др. Термин «педология» был предложен в 1893 году американским исследователем Оскаром Крисменом (Oscar Chrisman).
В СССР[править | править код]
Ещё с начала 20-го века в России идеи педологии восприняли и развивали В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, А. П. Нечаев и др., в то время как И. Павлов и его школа были настроены весьма критически. Тем не менее, истинный подъём педология как дисциплина и массовое движение в стране пережила при поддержке правительства большевиков после революции 1917 года.
В СССР педология находилась на пике своего развития в 1920-е годы. В школах шло активное внедрение практик психологического тестирования и основанной на нём комплектации классов, организации школьного режима и т. п. По всей стране был создан ряд педологических институтов, под эгидой Российского психаналитического общества был организован «Дом ребёнка» в Москве (в его работе принимали участие В. Шмидт, С. Н. Шпильрейн и др.).
Однако сильный перекос деятельности педологических лабораторий в сторону сортировки учащихся на основе их интеллектуальных качеств и в целом реформаторская идеология этого движения после сталинского Великого перелома конца 1920-х не согласовывались с новой линией партии на сворачивание революционных экспериментов и возврат к более традиционным формам[1]. Основной удар по педологическому движению в СССР фактически нанесла чрезмерно формальная реализация педологических методов в воспитании детей, которая показала уязвимость некритического применения тестирования учащихся в образовательной практике по двум показателям[источник не указан 693 дня]:.
- недооценка культурно-исторической среды и переоценка учёта биологических факторов (природных способностей учащихся) при том, что обе эти составляющие, как известно, являются совершенно необходимыми для успешного воспитания и обучения, и при истолковании испытаний, которые подобно тесту IQ, выявляли не только интеллектуальные способности, но и обученность, и при выработке предложений по их итогам.[2].
Итогом разочарования в педологической практике в народном образовании стало постановление ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936), фактически ликвидировавшее педологию как самостоятельную научную дисциплину и общественное движение. Согласно постановлению, метод тестов был запрещен, а педологам рекомендовалось переквалифицироваться в педагоги. С этого времени педология фактически продолжает свое существование в СССР под другим дисциплинарным названием и в рамках психологии, в частности, детской (возрастной) психологии и психологии детского развития[3]. Энциклопедический словарь писал “Педология — реакционная лженаука о ребёнке… В СССР разоблачена и ликвидирована постановлением ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»
В 1970-е годы была начата активная работа по использованию тестов в педагогике и системе образования.
Основные представители советской педологии: А. Б. Залкинд, С. С. Моложавый, П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, А. С. Грибоедов.
Библиография[править | править код]
Значимые публикации по педологии:
- Азбукин Д. И., Выготский Л. С. и Занков Л. В. (Ред.). Педология умственно-отсталого и физически-дефективного детства. М.: Госиздат, 1930.
[Сборник статей, указаны следующие авторы: Л. В. Занков, Г. В. Мурашев, проф. А. А. Крогиус, М. Ф. Брунс, д-р Рейнгардт, Педаг. коллектив Киевской Еврейской школы, Е. П. Тарханова, А. И. Гурев, С. И. Гинцбург].
- Арямов И. А. Основы педологии. M.: Работник просвещения , 1930.
- Басов М. Я. Общие основы педологии. — М.—Л.: ГИЗ, 1928 и 1931.
- Блонский П. П. Педология (1934), Педология (1936)
- Выготский Л. С. Педология школьного возраста (1928), Педология подростка (в 3 частях, 1929—1931) и др.
[Серия учебников для заочного обучения, написанных или составленных по заказу издательства Бюро заочного обучения при Педфаке 2-го МГУ].
- Гуревич М. (Ред.). Вопросы педологии и детской психоневрологии. Сборник Трудов психоневрологической и педологической школы санаторий-клиники Государственного института физкультуры и врачебной педологии. М., 1925
- Залкинд А. Б. Основные проблемы педологии в СССР (По тезисам Первого Всероссийского педологического съезда). М., 1928.
[Сборник материалов съезда].
- Залкинд А. Б. Основные вопросы педологии ([educ.wikireading.ru/11526 idem]; idem). M.: Работник просвещения , 1930.
См. также[править | править код]
- Педология (значения)
- Педиатрия
- Евгеника
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Балашов Е. М. Последние годы советской педологии: политический аспект // Россия. Век двадцатый: сб. ст. к 95-летию д-ра ист. наук В. М. Ковальчука / ред. кол. А. Н. Чистиков (отв. ред.) и др. — СПб.: Нестор-История, 2011. — С. 291—313.
- Баранов В. С. Педологическая служба в советской школе 20-30-х // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С. 109.
- Петровский А. В. История советской психологии. М., 1967.
- Петровский А. В. Запрет на комплексное исследование детства // Репрессированная наука. / Под общ. ред. проф. М. Г. Ярошевского. — Л.: «Наука», 1991. — С. 126—136. — 560 с.
- Родин А. М. Из истории запрета педологии в СССР // Педагогика. — 1998. — № 4. — С. 94-95.
- Фрадкин Ф. А. Педология: мифы и действительность. — М., 1991.
- Эткинд А. М. Общественная атмосфера и индивидуальный путь ученого: опыт прикладной психологии 20-х годов // Вопросы психологии, — 1990. — № 5, С. 13-22.
- Ясницкий, А. (2015). Дисциплинарное становление русской психологии первой половины XX века // Науки о человеке: история дисциплин / Под общ. ред.: А. Н. Дмитриев, И. М. Савельева. — М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015.
- Chrisman, Oscar. Paidology; the science of the child. The historical child. — Boston: R.G. Badger, 1920.
Ссылки[править | править код]
- Педология — психологический словарь.
- Шварцман П. Я., Кузнецова И. В. Педология // Репрессированная наука. Вып. 2. СПб.: Наука, 1994. C. 121—139.
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист. Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым). Список проблемных доменов |
Источник
Депозит фото
Блог Усталого Учителя
По материалам подписчика
О науке этой я читал ещё в какой-то книге. Кажется, “Два капитана” Каверина. Но тогда был молод, глуп и моё сознание не зацепилось за незнакомое мне слово.
При общении с одним из подписчиков слово вспомнилось и заинтересовало.
Изначально, педология должна была заниматься исследованием детей, учитывая физические, психические, социальные факторы их развития. Данная наука утверждала зависимость судьбы ребёнка от вышеупомянутых факторов, включая генетическую предрасположенность. Первые упоминания о педологии как науке было в 1873 году, развитие в СССР данное направление получило в 20х годах двадцатого века. Был создан институт педологии.
В СССР разработкой положений данной науки занимались известные педагоги, к примеру, Л. Выготский, исследования которого легли в основу системно-деятельностного подхода. Педологи разработали аналитические материалы, на основании которых оценивали интеллектуальный потенциал учащихся. Комиссия в составе из 20 и более специалистов объезжали образовательные учреждения и индивидуально беседовали с учащимися, определяли их статус. Для данных бесед были составлены специальные тесты, универсальные для всех, напечатаны брошюры. Исходя из ответов на вопросы и результатов выполнения заданий, ребёнок получал педологический диагноз и был распределены в определённый кластер – одарённых, дефективных и пр.
Читая работы П. Блонского, одного из ведущих педологов того времени, я обнаружил подозрительно сходство некоторых формулировок с тем, что прописано в современных стандартах образования. Это не может не настораживать, потому что то, о чем нам говорят, как о требованиях современности, оказывается наследием глубоко забытого старого.
Была ли педология наукой или это алхимия в образовании?
Мнения в сети отличаются настолько кардинальным образом, что можно разделить их на две большие группы:
1 точка зрения. Педология – лженаука. Прочитал рассказ Музы Фёдоровна Тарасовой, участницы подобного исследования. Она пишет о том, что тесты были универсифицированны, они не учитывали индивидуальных особенностей детей и были написаны только на основании опыта самих исследователей. Что наука не выявляла одарённых или неординарных детей, а вычесывала всех под гребёнку исследователей. В школах зачастую было два коллектива – педагоги и педологи, причём педагоги считались второстепенным персоналом, всего лишь предметниками.
2. Педология – несправедливо загубленная наука. Она была на самом пике своего становления и стала давать первые результаты, но правительству и партии не нужны были индивидуальности, поэтому, постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936) педология была объявлена «лженаукой» и прекратила свое существование, что привело к упадку педагогики и психологии в целом. Гонения были настолько серьёзными, что педагоги тряслись в ужасе при мысли о возможном упоминании их фамилии хоть в какой-нибудь связи с педологией.
Трудно проводить анализ степени упадка образования того времени. Через четыре года началась война и упадок здесь все-таки объясняется кое-чем другим.
Я так и не сформировал свое мнение по этому вопросу. Возможно, подобная наука нужна. Но разница сейчас среди детей настолько велика, что универсальным тестами их способности не проверить. Они живут в слишком разных социальных, нравственных, этнических и пр. условиях, от мегаполисов до хуторов. Неоднократно видел комментарии, что именно из педологии растут ноги у ЕГЭ. Но ЕГЭ – это проверка обученности, а педология пыталась исследовать несколько иные параметры.
Некоторые проводят аналогию между педологами и современными тьюторами, упоминают о делении на кластеры.
В любом случае, для эволюции образования, как и для любого процесса, требуется время. Не десять дет, а десятки. Пока что образование идёт по катастрофическому типу эволюции, когда всех конкурентноспособных и устойчивых особей спалило вулканом, остались только плешивые и кривоногие.
Жду ваших историй
Bloguu@yandex.ru
Источник
Педология – это наука, соединившая в себе подходы медицины, биологии, педагогики и психотехники к развитию ребенка. И хотя как термин она устарела и приобрела формат детской психологии, универсальные педологические методы привлекают внимание не только ученых, но и людей вне научного мира.
История
История педологии начинается на Западе в конце 19 века. Возникновению ее во многом способствовало интенсивное развитие прикладных отраслей экспериментальной педагогики и психологии. Объединение же их подходов с анатомо-физиологическими и биологическими в педологии произошло механически. Точнее, было продиктовано комплексным, всесторонним исследованием психического развития детей, их поведения.
Термин «педология» введен был американским ученым-исследователем Оскаром Крисманом в 1853 году. В переводе с греческого определение звучит как «наука о детях» (педос – дитя, логос – наука, изучение).
Истоки
Первые работы по педологии были написаны американскими психологами Г.С. Холлом, Дж. Болдуином и физиологом В. Прейером. Именно они стояли у истоков психологии развития и собрали огромный багаж эмпирического материала по развитию и особенностям поведения детей. Их работы стали во многом революционными и легли в основу детской и возрастной психологии.
В России
В начале 20 века новое научное течение проникло в Россию (тогда СССР) и получило достойное продолжение в работах психиатра и рефлексолога В.М. Бехтерева, психолога А.П. Нечаева, физиолога Э. Мёймана и дефектолога Г.И. Россолимо. Каждый из них в силу своей специальности пытался объяснить и сформулировать законы развития ребенка и методы его коррекции.
Педология в России получила практический размах: были открыты педологические институты и «Дом ребенка» (Москва), проведен ряд специализированных курсов. В школах проводились психологические тестирования, по результатам которых происходила комплектация классов. К изучению детской психологии были подключены ведущие психологи, физиологи, врачи и педагоги страны. Все это делалось с целью комплексного изучения детского развития. Однако такая простая задача не совсем оправдала средства.
К 20-м годам в России педология – это обширное научное движение, но не комплексная наука. Главной помехой для синтеза знаний о ребенке было отсутствие предварительного анализа методов наук, составляющих этот комплекс.
Ошибки
Главными ошибками советских педологов считались недооценка роли наследственных факторов в развитии детей и влияние на формирование их личностей социальной среды. В практическом аспекте к научным просчетам можно отнести недоработку и применение тестов на интеллектуальное развитие.
В 30-е годы все недочеты были постепенно исправлены, и советская педология начала более уверенный и осмысленный путь. Однако уже в 1936 году она стала «лженаукой», неугодной политической системе страны. Революционные эксперименты сворачивались, педологические лаборатории закрывались. Тестирование, как основной педологический метод, стало уязвимым в образовательной практике. Так как по результатам чаще всего одаренными оказывались дети священников, белогвардейцев и «гнилой» интеллигенции, а не пролетариата. А это шло в разрез с идеологией партии. Так воспитание детей вернулось к традиционным формам, что стало причиной застоя в образовательной системе.
Принципы педологии
Развитие педологии в России принесло определенные плоды, было сформировало основные научные принципы:
- Педология – это целостное знание о ребенке. С этой позиции он рассматривается не «по частям», а в целом, как создание одновременно биологическое, социальное, психологическое и т.д. Все аспекты его изучения взаимосвязаны и переплетены меж собой. Но это не просто беспорядочный набор данных, а четкая компиляция теоретических установок и методов.
- Вторым ориентиром педологов стал генетический принцип. Его активно изучал психолог Л.С. Выготский. На примере эгоцентрической речи ребенка («речь минус звук») он доказал, что детский лепет или «бормотание под нос» является первой стадией внутренней речи или мышления человека. Генетический принцип демонстрирует распространенность данного явления.
- Третий принцип – изучение детства – доказал, что социальная среда и быт значительно влияют на психологическое и антропоморфическое развитие ребенка. Так, безнадзорность или жесткость воспитания, недоедание влияют на психическое и физиологическое здоровье ребенка.
- Четвертый принцип заключается в практической значимости педологии – переходе от познания мира ребенка к его изменению. В связи с этим было создано педологическое консультирование, беседы с родителями, психологическая диагностика детей.
Педология – это комплексная наука, поэтому принципы ее основаны на всестороннем исследовании ребенка. Психология и педология долгое время отождествлялись друг с другом, второе понятие выходило из первого. Поэтому доминирующим в педологии все же выступает психологический аспект.
С 50-х годов идеи педологии частично стали возвращаться в педагогику и психологию. А спустя 20 лет началась активная образовательная работа с использованием тестов на интеллектуальное развитие детей.
Источник
Авторы: Т. Д. Марцинковская
ПЕДОЛО́ГИЯ (от греч. παῖς, род. п. παιδός – ребёнок, дитя, мальчик и …логия), комплексная междисциплинарная наука о ребёнке, объединяющая исследования детского развития, полученные представителями разл. отраслей знания – психологами, педагогами, биологами, педиатрами, антропологами, социологами и др.
П. появилась на рубеже 19–20 вв. Её основатель – Г. С. Холл, распространяя действие биогенетического закона на человека, обратил внимание на важность изучения процесса становления психики конкретного ребёнка для разработки генетич. метода в общей психологии. Им были разработаны спец. вопросники в целях изучения разл. сторон психики детей и составления комплексной характеристики их развития. П. получила широкое распространение как в США, так и в европ. странах. Пионерами её были врачи и биологи, располагавшие, в отличие от психологов, большим количеством разработанных методов исследования детей. Однако начиная с 1920-х гг. на первый план постепенно выходят именно психологич. аспекты исследований, а назв. «П.», предложенное в 1893 учеником Холла – О. Крисманом, было заменено на child study (исследование ребёнка).
Инициаторами П. в Европе были Дж. Салли в Великобритании, Э. Мёйман и В. Штерн в Германии, Э. Клапаред в Швейцарии, А. П. Нечаев, Н. П. Румянцев и В. М. Бехтерев в России. Работы Салли «Очерки по психологии детства» (1884) и «Педагогическая психология» (1886) способствовали проникновению идей П. в учебные заведения, частичному изменению программ обучения и стиля общения педагогов с детьми. На основе идей Салли М. Монтессори разработала систему упражнений, способствующих интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Своеобразной энциклопедией П. стали «Лекции по экспериментальной педагогике» (т. 1–3, 1907–08) Мёймана, считавшего гл. задачей П. разработку методологич. основ обучения детей. Штерн, сменивший Мёймана на посту зав. психологич. лабораторией в Гамбургском ун-те и редактора «Журнала по педагогической психологии», поставил в центр своих исследований анализ целостного развития личности ребёнка, а не только его мышления и речи. Клапаред предложил разделить П. на прикладную и теоретическую, основанный им Педагогич. ин-т им. Ж. Ж. Руссо в Женеве стал междунар. центром эксперим. исследований в области П. и возрастной психологии.
В 1904 в С.-Петербурге под рук. А. П. Нечаева были открыты первые в России педологич. курсы, Нечаев и Н. П. Румянцев выпустили серию книг и журналов по педагогич. психологии и П., по их инициативе в 1906–16 было созвано 5 Всерос. съездов по П. В. М. Бехтерев, положивший начало н.-и. разработке П., создал целую сеть педологич. учреждений (он разделил их на научно-лабораторные и научно-клинические), в т. ч. в 1907 – педологич. отделение в с.-петерб. Психоневрологич. ин-те, ставшее ведущим центром педологич. исследований.
Гл. задачи П. – обучение кадров и поиск объективных методов исследования психики, каковыми являлись наблюдение, естественный и рефлексологич. эксперименты, разработанные А. Ф. Лазурским, А. П. Нечаевым и В. М. Бехтеревым, а также тесты, анкеты, биографич., статистич. и антропометрич. методы, разработанные М. М. Рубинштейном, Нечаевым, Румянцевым, позднее П. П. Блонским, М. Я. Басовым, А. С. Залужным, А. Б. Залкиндом, Л. С. Выготским.
Интенсивное развитие П. после 1917 было связано с поставленной перед ней задачей воспитания нового человека, что заставляло вглядываться в значение социальной среды в этом процессе. В то же время поиски объективного метода исследования привели к увлечению биогенетич. теориями (теория рекапитуляции, психоанализ). Гл. дискуссии 1920-х гг. проходили в борьбе этих двух направлений – социогенетического и биогенетического, которые по-разному истолковывали взаимодействие биологич. и социальных факторов, наследственности и среды в развитии психики. Лидер биогенетич. направления – П. П. Блонский, а социогенетического – А. Б. Залкинд. Центральным при этом был вопрос о том, насколько биологич. механизмы, лежащие в основе психич. развития, пластичны и гибки, т. е. насколько среда может воздействовать на них. Наибольшие расхождения заключались в оценке методов обучения и воспитания.
В результате дискуссий и обсуждений к 1928 выработана более или менее единая позиция, зафиксированная в резолюции 1-го Педологич. съезда (кон. 1928 – нач. 1929). Однако начиная с 1930 усиливаются нападки на П., связанные как с её действительными (отсутствие достаточного числа квалифициров. практиков, разрыв между теорией и практикой), так и с мнимыми ошибками. Цель, поставленная П., – формирование активной, творческой личности и индивидуальный подход к каждому ребёнку, уже не была актуальной в условиях изменившейся действительности. Свобода, уходящая из жизни общества, уходила и из жизни школы, которая вместо отношений сотрудничества между учителями и учениками вводила иерархич. отношения подчинения и послушания. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе НАРКОМПРОСов» (1936) привело к директивному закрытию П. как науки.
Источник