Педиатрия возрастные периоды развития ребенка

Педиатрия возрастные периоды развития ребенка thumbnail

В различные периоды детского возраста развитие ребенка имеет количественные и качественные анатомо-физиологические особенности, отличающие его от взрослого человека.

Детство (в медицинском понимании) — это период развития ребенка от рождения до 18 лет, в ходе которого идет становление основных функций органов и систем.

Условно в педиатрии принято различать шесть периодов детского возраста:

1. Новорожденность (с рождения до 28 дней).

2. Грудной (с 28 дней до 1 года).

3. Младенческий, ранний детский, ясельный, преддошкольный (от 1 года до 3 лет).

4. Дошкольный (от 3 до 6-7 лет).

5. Младший школьный (от 7 до 11 лет).

6. Старший школьный (от 12 до 17-18 лет).

В свою очередь, период новорожденное подразделяют на два этапа. Первый этап начинается с перевязки пуповины и длится 168 часов (7 дней), второй этап — с 8-го по 28-й день. На первом этапе (раннем неонатальном) происходит приспособление ребенка к изменившимся условиям среды, затрагивающее все системы и органы. Для обеспечения его жизнедеятельности в этот период прежде всего необходимо становление дыхательной функции. Внутриутробное питание и дыхание плода осуществляются за счет плаценты. После рождения происходит закрытие главных коммуникаций и начинают функционировать малый круг кровообращения, налаживается энтеральное питание молоком матери. С молоком в организм ребенка поступает адекватное количество белков, жиров, углеводов и других веществ, необходимых для роста и развития ребенка. Интенсивно начинает функционировать система пищеварения. Терморегуляция у новорожденного несовершенна и созревает постепенно, что требует в первые дни жизни создания для ребенка особого температурного режима. Физиологические функции организма новорожденного находятся в состоянии неустойчивого равновесия.

В раннем неонатальном периоде возникает целый ряд явлений, называемых кризами новорожденного, которые существенно влияют на состояние и даже выживаемость ребенка. Это, в первую очередь, гормональный криз из-за нарушений взаимоотношений между эндокринным аппаратом матери и ребенка после родового стресса. Он проявляется катаром кожи, желтухой, мочекислым инфарктом, потерей массы тела и др.

На 3-4-й день после рождения отпадает остаток пуповины, а к 6-7-му дню происходит стабилизация всех параметров жизнедеятельности, и ребенка выписывают из роддома домой. Длительность становления функции приспособления к домашним условиям занимает 1 месяц. Учитывая важность этого периода, медицинскому работнику необходимо контролировать (один раз в неделю) состояние новорожденного, оценивая его физическое, нервно-психическое развитие, характер питания и функцию жизненно важных органов. В период грудного возраста у ребенка интенсивно развиваются органы и системы, в связи с этим растет потребность в строительном и энергетическом материале. Количество грудного молока, потребляемое ребенком, постепенно увеличивается. Достаточность потребления молока контролируется ежемесячной прибавкой массы тела ребенка. Система пищеварения грудного ребенка максимально приспособлена к усвоению материнского молока. В настоящее время сложилась четкая концепция естественного, смешанного и искусственного вскармливания.

По мере роста ребенка происходит совершенствование центральной нервной системы, критерием оценки которой является становление статических и моторных функций, а также развитие второй сигнальной системы.

Прорезывание зубов обычно происходит после 6 месяцев, а к году жевательный аппарат ребенка готов к смене характера питании (введение в рацион каш, овощей, мяса).

После первого года жизни наступает период, который в педиатрии имеет несколько названий: младенческий, ранний детский, дошкольный, ясельный возраст. Продолжается этот возраст до трех лет. В этот период ребенок отвыкает от грудного молока, его рацион все больше пополняется разнообразными продуктами питания.

К году ребенок обычно знает около 10 слов и хорошо владеет сенсорной речью, статомоторными функциями. К трем годам большинство детей значительно пополняют свой словарный запас, овладевают фразовой речью, в которой появляются личные местоимения. Совершенствуется координация моторной деятельности, ребенок начинает рисовать, различать цвета.

После трех лет ребенок вступает в дошкольный период, начинает осознавать себя личностью. Это определяет особенности поведения. В этот период должно быть начато воспитание ребенка как личности, с учетом половой принадлежности. На этом этапе происходит дальнейшее совершенствование координации движений, что очень важно для подготовки ребенка к школьному обучению.

Все анатомо-физиологические параметры органов и систем ребенка приближаются в своем формировании к взрослому человеку в следующем возрастном периоде — младшем школьном. Ребенок начинает осваивать школьную программу, учиться взаимоотношению со сверстниками и взрослыми людьми. К концу этого периода (к 11 годам) завершается смена молочных зубов на постоянные.

Старший школьный, или подростковый (от 11-12 до 18 лет), возраст характеризуется прежде всего половым созреванием. Происходит окончательное формирование основных систем, в том числе ЦНС и эндокринной.

Физическое и нервно-психическое развитие ребенка во многом определяется окружением (родителями, родственниками, друзьями, школьным коллективом, педагогами).

Для каждого ребенка характерны индивидуальные темпы биологического развития. Биологический возраст часто не совпадает с календарным возрастом ребенка, (Поэтому при его определении оценивают признаки, характеризующие биологическую зрелость тех или иных процессов, органов и систем ребенка. Например, о биологическом возрасте новорожденного судят по степени развития рефлексов, в более старшем возрасте биологический возраст определяют по двигательным навыкам, а у детей старшего школьного возраста — по развитию вторичных половых признаков.

Источник

Если кратко излагать характеристику каждого детского возраста, в первую очередь стоит делать акцент на анатомо-физиологических особенностях ребенка на том или ином этапе развития. Если у новорожденных младенцев иммунитет практически отсутствует, то уже у дошколят и тем более подростков адаптивные системы организма работают более четко, а потому, риск заболеваемости хотя и высок, но дети в этом возрасте с болезнями справляются уже легче.

Основные этапы детского возраста

Детский возраст делится на три неравных по продолжительности, но одинаково важных по значению периода: внутриутробный, интранатальный (во время родов) и внеутробный, который состоит, в свою очередь, из отдельных периодов.

Детство (в медицинском понимании) — это период развития ребенка от рождения до 18 лет, в ходе которого происходит развитие основных функций органов и систем. В педиатрии принято выделять шесть основных периодов детского возраста, эти этапы делятся на:

1. Период новорожденности длится с момента появления на свет до 28 дней. Перед младенцем стоит трудная, но вполне посильная задача — адаптироваться в новом для него мире. Природа наделила его хорошей адаптационной способностью, а мама должна помочь ему приспособиться к условиям внешней среды.

2. Такой период детского возраста, как грудной, определяется длительностью грудного вскармливания и теоретически продолжается до 1 года, хотя некоторые женщины отнимают ребенка от груди практически с рождения, а другие кормят до 2-3 лет. К концу этого периода ребенок начинает ходить и говорить.

Читайте также:  Как они влияют на развитие ребенка

3. Ранний. Этот детский возрастной период длится от возраста 1 года до 3 лет. К году ребенок обычно знает 10-15 слов, к трем годам уже разговаривает фразами, начинает различать цвета, учится рисовать, у него совершенствуется координация.

4. Дошкольный возраст — от 3 до 7 лет. Ребенок начинает осознавать себя личностью, что определяет особенности его поведения. Совершенствуются координация и двигательная функция, в том числе и мелкая моторика рук, что очень важно для подготовки к школе.

5. Младший школьный возраст—от 7 до 12 лет. Особенность этого периода детского возраста заключается в том, что ребенок начинает получать теоретические и практические знания: осваивает школьную программу, учится взаимоотношению с ровесниками и взрослыми людьми, осваивает навыки общения в коллективе, выбирая роль лидера или оставаясь в тени.

6. Подростковый, пубертатный, или период полового созревания — длится от 12 до 18 лет. Если кратко характеризовать этот период детского возраста, то его можно назвать самым сложным в развитии личности. Он сопровождается бурными гормональными процессами и окончательным формированием центральной нервной системы.

Краткая характеристика периодов детского возраста

Особенности каждого периода детского возраста определяются различными анатомо-физиологические характеристиками в данный период. От них зависит состояние иммунитета, появление той или иной патологии и характер течения различных заболеваний.

Период новорожденности, в течение которого ребенок адаптируется к новым условиям жизни, характеризуется наиболее высоким уровнем смертности, что свидетельствует о недостаточности защитных сил и незрелости центральной нервной системы. В этот период на первый план выступают заболевания, связанные с врожденными уродствами, дефектами развития, родовыми травмами, асфиксией во время родов. Только в этом возрасте встречаются болезни пупочной ранки, которые могут привести к сепсису. Физиологическая желтуха новорожденного, эритема и пузырчатка новорожденных, физиологическая убыль веса — эти состояния встречаются только в период новорожденности.

Самые частые болезни у детей грудного возраста — заболевания желудочно-кишечного тракта и органов дыхания. Груднички также подвержены экссудативному диатезу и рахиту. А вот острые инфекционные заболевания: корь, скарлатина, ветряная оспа, свинка, дифтерия — обходят малыша стороной. Во-первых, его защищают материнские антитела, циркулирующие в кровяном русле, а во-вторых, недостаточное развитие коры головного мозга делает организм нечувствительным к возбудителям и их токсинам, и младенец просто не замечает агрессоров, игнорируя их атаки.

Дети раннего и дошкольного возраста наиболее подвержены инфекционным заболеваниям, чему способствуют многочисленные контакты в детских учреждениях и при посещении массовых мероприятий. Довольно часто дети переносят заболевания желудочно-кишечного тракта из-за повышенной подвижности, любознательности и несоблюдения правил личной гигиены.

Каждая мама должна знать особенности организма малыша, иметь представление о характеристике определенного периода детского возраста и создавать наилучшие условия для его всестороннего развития и наибольшей устойчивости по отношению к вредным факторам. Сейчас мы остановимся подробно на двух особенно важных периодах детства, во время которых закладывается основа будущего здоровья. Педиатры говорят, что самое ответственное время в жизни ребенка — это первая неделя, первый месяц и первый год, когда от матери и здравоохранения требуется повышенное внимание к его здоровью.

Источник

Периоды детства:

I. Период внутриутробного развития (утробное детство). Длительность — с момента имплантации до рождения (270 дней). Делится на:

1.    Фаза эмбрионального развития (12 недель);

2.    Фаза плацентарного развития (фетальный период):

?      Поздний (29-40 нед) — антенатальный период;

3.    Интранатальный период,

1. Эмбриональный период — от зиготы до 12 недель. Формируются внешние части тела и внутренние органы. Сильное повреждение зародыша — пороки от действия физических факторов (механические, термические, ионизирующее излучение), химических факторов (недостаток витаминов, микроэлементов, гипоксия, гормональные дискорреляции, действие ядов), действие биологических факторов (ви­русы, бактерии, простейшие), нарушение формирования головного мозга, сердечно-сосудистой, других органов и систем, врожден­ные уродства, выкидыши.

2а) ранний фетальный период — интенсивный  рост плода (13-28 нед). Плод могут поражать инфекции: цитамегаловирус. токсоплазмы, гистериоз, краснуха, сывороточный гепатит, сифилис, ВИЧ и др., которые повреждают ЦНС, внутренние органы, в результате чего нарушается нормальное развитие плода — задержка дифференцировки органов (гипоплазия) нарушение дифференцировки тканей (дисплазия),  рождение незрелого,  недоношенного ребенка, врожденные уродства, т.к.  иммунитет только начинает формироваться в ответ на инфекцию – пролиферативные процессы — цирроз, скле­роз. Совокупность изменений плода — ранние фетопатии.

2б) поздний фетальный период — после 28 нед до родов. Рождение маловесного, незрелого ребенка при повреждении процессов депонирования компонентов пищи, которые не могут быть введены с материнским молоком (Ca, Fe, Cu,B12).

Трансплацентарные иммуноглобулины матери обеспечивают  высокий уровень пассивного иммунитета. Рождение ребенка с малой степенью недоношенности сказывается на его адаптационных возмож­ностях.

Ребенок, родившийся ранее 38 нед — недоношенный; 38 — 41 нед — срочные роды; запоздалые — 42 и более недель.

3.Интранатальный  период   — от начала   родов до  рождения ребенка.  Родовой  акт – нарушение

кровообращения плаценты,  что приводит  к асфиксии, родовой травме, инфицированию плода. С момента отделения плода от матери – 1й этап внеутробного существования ребенка.

4. Период новорожденности:

—  ранний неонатальный период — от перевязки пуповины до 7 cyток,

—  Поздний неонатальный  период — от 8 до 28 дня — основное — адаптация организма ребенка к новой сре­де. Меняется характер кровообращения, начинает функционировать дыхательная система, ЖКТ, изменяются морфологические, физико-химические особенности крови, повышается основной обмен.

У новорожденного сосуды кожи в первые сутки расширены — гиперемия (физиологический катар) — потеря жидкости через кожу, с дыханием,  отхождением мекония, недостаточное питание — в 1е 2-3- дня ребенок теряет 5-7% первоначальной массы тела (не более 300г.), с 4-5- дня масса начинает восстанавливаться, и восстанавливается, к 6 — 8 дню (выписка). Потеря массы более 10% и замедление восстановления вызывает трево­гу., т.к. эти показатели свидетельствуют о неблагоприятном — патология.

У недоношенных потеря массы  9 -14% (в норме).

У детей  первых дней жизни наблюдается конъюгационная желтуха (с конца 2х суток — на 3 – 4),(38-72 часа) и связана с усиленным pacпадом эритроцитов н недостаточной активностыо глюкоронилтрансферазы  печени. Появляется, когда концентрация непрямого билирубина достигает 51 — 60 мкмоль/л у недоношенных  85 — 103 мкмоль/л. Сохраняется. в течение 5-7 дней у доношенных детей. У недоношенных недостаточность фермента больше, поэтому у них длительность желтухи зависит от терапии (2,5 — 3,5 недели).

Читайте также:  Развитие ребенка от трех лет до пяти лет

Максимальная  концентрация биллирубина обычно наблюдается на 4 — 6 день жизни. В зависимости от содержания в крови непрямого биллирубина, конъюгационная желтуха у недоношенных делится:

  1. до 196 мкмоль/л  — обычная желтуха;
  2. 196 -256 мкмоль/л — конъюгационная желтуха 1й степени.
  3. 256 — 342 мкмоль/л -2й степени
  4. более 342 мкмоль/л -3й степени

При уровне биллирубина 130 и  более мкмоль/л у недоношенных м.б.  ядерная желтуха, ее надо лечить.

В период новорожденности группы заболеваний:

1. Недоношенность, незрелость, уродства, требующие хирургических  вмешательств;

2. Родовые травмы;

3. Инфекции (врожденные, приобретенные) — поражения кожи.. заболевания пупка, сепсис (особенности реактивноси, отсутствие иммуноглобулинов А,М). Функциональная недостаточность в период новорожденности: физиологическая альбуминурия, мочекислый инфаркт, транзиторная лихорадка

Новорожденные чувствительны к температуре окружающей среды (В палате 22-24°С), для недоношенных 24-26°С, относительная влажность — 60%, Для выживания — кювезы температура внутри которых зависит от массы (от 35 до 32°С), в первые сутки влажность-90%, затем снижается до 65%. Длительность пребывания в кювезе 2 — 8 дней (до 2 недель)- до тех пор, пока появится постоянная температура тела. В открытом кювезе — до 1900гр. – затем в обычную кровать.

Нервная система отличается у ребенка и взрослых. Процесс превращения новорожденного во взрослого человека  — непрерывное развитие его мозга

Головной мозг новорожденного относительно велик 350 — 400г. На 1 кг массы тела приходится 110 грамм мозгового вещества, у взрослого—20-25г. Головной мозг массивный незрелый орган. Его вес больше из-за большого количества воды.

Кора головного мозга состоит из 7 cлоев, но дифференцировка происходит постепенно н продолжается после рождения. Миелинизацияция волокон незакончена. Внутриутробно миелинизируются аксоны белого вещества подкорковой области, в последнюю очередь миелинизируется интракортикальная область. Поверхностные слои  миелинизируются после рождения до 1,5 лет

До 6 месяцев у ребенка недоразвиты малые борозды,  мозговая ткань бедна ганглиозными клетками, церебролизином, нейроглобулином. Дифференцировка  происходит к Зм годам, К 8ми – кора ГМ похожа на кору мозга взрослых.

Кровоснабжение головного мозга у детей лучше, чем у взрослых, т.к. хорошо развита капиллярная сеть — потребности мозга в кислороде. Но отток крови у детей 1 года жизни хуже, чем у взрослых, т.к. диплоэтические вены образуются после  закрытия родничков это является условием, способствующие большему накоплению токсических веществ при заболеваниях — частое возникновение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний > проницаемость ГЭБ.

Спинной мозг новорожденного морфологически зрел   и   мало   отличается   от взрослого.   Возможны,   безусловно-рефлекторные реакции. СМ относительно длиннее, чем у взрослых, нижний конец его доходит до нижнего края второго поясничного позвонка, а в более позднем возрасте — до первого поясничного позвонка. Это учитывается при спинномозговой пункции.

Поведение ребенка определяет ЦНС и состояние рецепторного аппарата, Рано функционирует вестибулярный аппарат, хорошо развита тактильная чувствительность (ладони и подошвы), осуществляется акт сосания, выражены температурная и болевая чувствительность, функционируют обонятельные  и вкусовые рецепторы, зрительные и слуховые

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:

1)                 В возрасте 10 дней — ребенок удерживает в поле зрения движущийся предмет, вздрагивает при сильном звуке.

2) В 18 — 20 дней — удерживает в поле зрения неподвижный предмет, успокаивается при сильном звуке.

3) В 1 месяц — следит за движущимся предметом, прислушивается к взрослым, 1я улыбка на разговор взрослых, издает отдельные звуки.

4) В 1,5 месяца — удерживает самостоятельно головку.

5) В 2,0 месяца — при повороте на живот поднимает и удерживает головку, повторяет произнесение отдельных звуков,

6) В 3.0 месяца      — комплекс оживления в ответ на разговор взрослых

7) В 4.0 месяца      — узнает мать, тянется к другому ребенку

В 5.0 месяцев     — отличает близких людей от чужих. различает строгую и ласковую интонацию речи

9)  В 6,0 месяцев    — произносит отдельные слоги, самостоятельно сидит.

10)В 7,0 месяцев    — хорошо ползает, долго лепечет.

11)В 8.0 месяцев    — сам стоит, по просьбе взрослых находит предмет,

12)В 9,0 месяцев    —  подражает взрослым, повторяет слоги.

13)В 10.0 месяцев   — делает отдельные действия с игрушками по просьбе взрослых

14)В 11,0 месяцев   — произносит отдельные слова, радуется приходу детей.

15)В 12,0 месяцев   — ходит сам, произносят  6-10слов.

К концу года ВНД достигает высокого уровня развития — развивается вторая сигнальная система.

5. Период грудного возраста – от 1 месяца до 1 года – совершенствование ЦНС интенсивных обменных процессов, рост, бурное физическое и нервно-психическое развитие, слабость органов ЖКТ. В 1й год – необходима высококалорийная пища при недостаточности ЖКТ – острые и хронические расстройства питания и пищеварения. Часто рахит, спазмофилия, дистрофия, анемия, аномалии конституции. Первоначальный пассивный иммунитет у ребенка ослабевает, приобретенный отсутствует. Случайный контакт приводит к возникновению инфекционных заболеваний (ОРВИ и ЖК-инфекции).

У новорожденного открыты большой и малый роднички (большой 3*3 см), при нормальном развитии большой родничок закрывается к 1 году, малый закрывается к 3м месяцам. 1е зубы у ребенка появляются в 5 -6мес к 1 году -8 зубов, к 2м годам  — 20 молочных зубов.

6.Период молочных зубов — от 1 года до 7 лет. 2 подпериода:

— преддошкольный (1 — Згода) — старший ясельный возраст. — дошкольный(4 — 7 лет).

Характеризуется постепенным совершенствованием всех возможностей детского организма. В предошкольном возрасте созревают центральная и периферическая НС, ребенок отличается пластич-ностью, на нем отражаются положительные и отрицательные воздействия факторов внешней среды. В дошкольном возрасте (4 — 7 лет) — возрастает потребность в общении с другими детьми. Впреддошкольном периоде — острые расстройства пищеварении, диатезы, пневмония, острые инфекции, корь, скарлатина, ветряная оспа, эпидемический паротит, т.к. иммунологический аппарат несовершенен, нет приобретенного иммунитета.

В дошкольном возрасте — аллергические заболевания — БА ревматизм, коллагенозы, гломерулонефрит, 7.Период школьного возраста

а)  Младшего школьного возраста (отрочество). Основная структурная дифференцировка тканей завер­шилась. Завершилось развитие мышечной ткани и формирование характера.

Выявляются психофизические особенности в зависимости от пола. Усиливается действие эндокринных желез — половых, ЩЖ, гипофиза, ослабляется роль тимуса.

большой удельный вес у детей младшего школьного возраста занимают детские инфекции, и возрастает роль аллергии.

В школьном возрасте — ревматизм, заболевания почек, НС. коллагенозы.

Многие заболевания по характеру течения приближаются  к таковым   у взрослых.

б)  Период полового созревания (пубертатный) — старшего школьного возраста. Начало и конец, этого периода зависит от пола, материально-бытовых, климатических . условий и др.

Читайте также:  Программа развития ребенка от 1 года видео

Половое созревание у. девочек, между. 13 и 16 годами, у мальчиков — 14 — 17лет.

Меняется внешний вид, пропорции тела — как у взрослых, характерны сдвиги со стороны эндокринной системы. Патология — часто психоневрозы, расстройства сердечной деятельности.

Период детства у ребенка зависит от индивидуальных, конституциональных и других особенностей. Особенности необходимо знать, для профилактики заболеваний.

Знание массы, роста, температуры необходимо, т.к. задержка в нарастании массы, роста говорит о неблагопо­лучии в организме, что связано с заболеваниями, нарушением питания и др.

Средний вес доношенного мальчика — 3400 — 3600г девочки — 3 250 — 3 400 г.

Могут быть колебания . Допустимо 2700 — 4000г.» Новорожденные с массой тела = 2500г — недоношенные или с внутриутробной гипотрофией- 4000г — крупные плоды.

Недоношенный ребенок — родившийся до 38 недель, ранее 28 недель — выкидыш.

Новорожденный с массой <1000 плод. Название «плод» сохраняется до 7 дня жизни, «после чего, независимо  от массы — ребенок. Дети, родившиеся в 38 недель и более независимо от массы тепа — доношенные.

4 степени недоношенности:

1) 2001 — 2500

2) 1501 — 2000

3) 1001 — 1500

4) 500   — 1000                                                          .

Рост доношенного новорожденного 50 — 52 см. колеблется от 48 до 56 см, Длина у девочек на 1 — 2 см <, чем у мальчиков, Недоношенные < 45 см.

13 первом полугодии жизни средняя прибавка — 20-25 г/сут, во втором полугодия жизни интенсивность снижа-ется  на 15 г/сут.

Средние прибавки массы тела:

1 месяц — 600г,

2-3 месяц  — 800г

4 месяц — 750. и с каждым последующим месяцем снижается на 50 г от предыдущего.

Прибавка в росте:

В  первые 2 месяца — 3 см, 3-4мес. — 2,5 см, с 5 по 8 = 2 см, 9-12 — 1,5 см.

Удвоение массы тела — к 4,5 — 5 мес., утроение — 9-12 мес.

У детей с низкими показателями физического развития удвоение и утроение происходит раньше.

После года масса снижается. К 6 -7 годам удваивается вес годовалого, к 13- 14 -удваивается вес 7 летнего.

Влияние на массу оказывают: питание, заболевания, санитарно-бытовые условия нагрузки. Расчет массы тала детей > 1 года: 1)  Масса тела детей 2 — 11 лет = 10.5 кг + 2п, где в — возраст ребенка в годах, 10.5 — средняя масса тела годовалого ребенка.

2)Масса тела 5 лет = 19 кг. На каждый недостающий год до 5 лет — вычитают 2 кг, на каждый последующий прибавляют — 3 кг.

Недоношенные дети: за 1 мес. жизни с 1 — 2 ст. — 400г; 3. ст. — 300г; 4 ст. — 180г. 2 по 10 мес. — с 1 — 2 ст — 700г, 3- 4 ст — 600г

11 -12 мес. — с1 — 2 ст. — 500г; 3 — 4 ст. — 400г.

Они удваивают массу к 2 — 3,5 мес., утраивают — к 4 мес. К 1 году — масса увеличивается в 4-6 раз, интенсивность роста: в течение 1го года жизни — 25 см ( 15+10), к году — 75 см, а среднем рост ребенка.:

1) 6 мес. = 66 см. На недостающий месяц вычитывают 2,5 см, последующий — прибавляют —1,5 см. первоначальная длина удваивается к 4м годам, утраивается к 12 годам.

2) В 4 года — 100 см, < 4х лет 100 — 8(4-п), п. — число лет.

3)   > 4х лет: 100 + 6(п-4), п. — число лет.

4)  Рост от 2 да 15 лет определяется из роста 8 летнего ребенка (130 см). На недостающий год от 130 отнимают 7 см, на последующий прибавляю 5 см.

У недоношенных в 1й месяц прибавка роста 3,5 — 5 см, затем, как у доношенных. За 1й год длина увеличивается на 26 -30 см.

Показатели частоты пульса и АД, У новорожденного пульс 160 — 140/мнн, в 1 мес — 130/м, 1 год — 120/мин, за тем  снижается на 3 удара в год.

Уровень АД у у новорожденного: 60/40 — 80/50 мм рт. ст., затем увеличивается.

АД:

1)Формула Масловой у ребенка до 1 года: 76 +2п (п — число месяцев) > 1 года: 100 +2п (п — возраст в

годах). 2)По Воловику: у мальчиков: САД = 90 +2п  ДАД = 60 + п

Для девочек от показателей отнимают 5. для школьного возраста: формула Волынского: максимальное АД = 102 +(0,6 Х возраст в годах)                                                                                                                                          минимальное  АД =   63 +(0,4Х  возраст в годах).

Сумма пульса и САД = 200 (во все возрастные периоды).

В последние годы наблюдается дегенерация — ухудшение питания населения, рост школ-лицеев, гимназии ГБ, ВСД, заболевания ССС, НС, ЖКТ,

Интенсивный школьный процесс — ухудшение состояния детей -12 летние обучение. Дети созревают позже, поэтому призыв  должен быть с 19 лет.

Для оценки  физического развития детей используются таблицы пара-  и непараметрические(центильные таблицы). где определено соотношение массы и роста, окружность головы, грудной клетки в зависимости от возраста

Зоны в таблицах соответствуют частоте показателя у определенного процента детей.

В зонах от 75 до 25 — 4 коридор — среднее физическое развитие (50% детей), в зонах от 25 до 10 н 75 — 90 центилей — ниже среднего и выше среднего физическое развитие (15%). От 10 до 3, 90 — 97 центилей — низкое физическое развитие

Величины, находящиеся в крайних положениях у 3% обусловлены патологическим состоянием. При оценке росто-весового соотношений: определяют — нормальное, дефицит или избыток массы тела, низкий рост

В пределах от 10 до 90 центилей — физическое развитие в норме, 3 — 10, 90 — 97 — дефицит массы тела I степени  избыток массы тела 1 степени.

До 3х, > 97 — дефицит массы тела 2 степени, избыток массы тела 2 степени.

Гармоничность определяет по номеру коридоров. Если разность не >1 — гармоничное развитие, если разность = 2 дисгармоничное развитие, если =3 резко дисгармоничное

Соматотипы: определяются согласно сумме коридоров: при сумме до10 — микросоматотип

10 -16  мезосоматотип  16 — 21 макросоматотип

Заключение: физическое развитие нормальное гармоничное, мезосоматотип.

P.S.

Физиологические ??? состояния новорожденных:

  1. физиологический катар
  2. конъюгационная желтуха
  3. физиологическая альбуминурия
  4. мочекислый инфаркт
  5. транзиторная лихорадка
  6. функциональная диспепсия
  7. физиологическая олигоурия
  8. гормональные кризы

физиологический мастит

(Visited 430 times, 1 visits today)

Источник