Педиатрия развитие ребенка по месяцам
Только за первый месяц малыш прибавляет в весе 600-1000 грамм, а в росте – 2-3 сантиметра. Далее каждый месяц ребенок в среднем будет прибавлять 500-900 грамм, а вырастать на 2-3 сантиметра.
Во втором полугодии ребенок растет уже не так быстро, в среднем он прибавляет 400-500 грамм, а рост увеличивается на 1-2 сантиметра в месяц. Считается, что к полугоду вес ребенка должен удвоиться, а к году — утроиться .
Конечно, эти показатели усредненные. Многое зависит от исходного веса, наследственности, способа вскармливания и т.д. Если ребенок весел и здоров, но немного отстает в весе, то поводов для беспокойства нет – у каждого свои темпы роста.
1 месяц
Младенец уже не кажется таким беспомощным и несмышленым, как выглядел в первые дни после рождения. К этому времени он уже пытается следить за яркой погремушкой, если ей плавно поводить у него перед глазами. Когда к малышу обращаются с ласковыми словами, он начинает прислушиваться, издавать первые звуки, улыбаться. Если ребенка положить на живот, он попытается удержать голову.
2 месяца
В этом возрасте малыш легко следит за движущимся предметом, поворачивает голову к источнику звука, много улыбается. Издает достаточно много звуков – гулит. Хорошо держит голову лежа на животе.
3 месяца
В три месяца ребенок может сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете. Если подвесить над ним игрушки, то он будет пытаться достать их рукой. А если вложить ему в ладонь погремушку, то он сможет какое-то время удерживать ее. При ласковом обращении к малышу, он начинает оживленно двигать руками и ногами, улыбаться, гулить – это называется комплекс оживления. В положении лежа на животе он долго удерживает голову в вертикальном положении, опираясь на предплечья. Пытается переворачиваться со спины на живот.
4 месяца
Младенец уже может узнавать мать, отца, смеяться при общении с ними. Легко находит глазами источник звука, поворачивает голову в его сторону. Может самостоятельно взять погремушку в руки и долго ее удерживать, разглядывать. Все его движения становятся более осознанными. Малыш часто изучает свои руки – долго рассматривает их, то приближая, то отдаляя их от глаз.
5 месяцев
В этом возрасте ребенок начинает различать своих и чужих, строгий и ласковый тон, откликаться на свое имя. Может подолгу разговаривать сам с собой. Способен брать игрушку из рук взрослого и долго с ней играть. Пытается переворачиваться с живота на спину и ползать. Если малыша поддерживать под мышки, он опирается на ножки и ровно стоит.
6 месяцев
Поскольку этот возраст совпадает с возрастом введения прикорма, ребенок учится есть из ложки, пить из чашки и сидеть в детском стуле. Большинство полугодовалых детей уже четко знают свое имя и реагируют на него. Они начинает лепетать, при этом слышны отдельные слоги «ба», «ма». В этом возрасте обычно прорезываются первые зубы, поэтому по ночам малыш может плохо спать и капризничать. Днем периоды бодрствования достигают 5-8 часов в сутки.
7 месяцев
В семь месяцев ребенок способен свободно манипулировать игрушкой – бросать, стучать, размахивать, перекладывать. Если игрушку отложить на небольшое расстояние, малыш может самостоятельно доползти до нее. Во время бодрствования он подолгу лепечет, произнося одни и те же слоги, а на вопрос «где» пытается разыскать знакомый предмет. На протяжении этого месяца жизни ребенок продолжает оттачивать те навыки и умения, которые уже были освоены им ранее. Так, например, он уже пытается самостоятельно садиться, быстро ползать в разных направлениях. Некоторые малыши даже пытаются вставать, держась за решетку кровати или диван.
8 месяцев
Восьмимесячный ребенок способен самостоятельно садиться, ложиться, ползать, вставать и переступать у опоры. Сам может держать в руке сухарик, кусочек яблока, морковку и грызть их. Вообще в этом возрасте ребенок все тянет в рот – так он познает мир. В игре начинает подражать простым действиям – вынимает, стучит, катает машинку, мячик. Может выполнять по просьбе «ладушки», «сороку-ворону» и т.д. Громко, четко произносит отдельные слоги. Разброс навыков в этом возрасте достаточно большой – одни дети уже быстро ползают, а другие только-только начали сидеть. Вообще, чем сложнее навык, тем больший разброс по времени требуется для овладения им.
9 месяцев
В этом возрасте ребенок тянется к общению с себе подобными. Он будет с удовольствием играть с другим ребенком, подражать ему, «разговаривать» с ним. Некоторые малыши ходят, держась за ручку или за любую другую опору. Однако основным способом передвижения остается ползание. И иногда ребенок ползает быстрее, чем мама бегает. Поэтому самое время позаботиться о безопасности дома, в котором живет малыш. Убрать повыше все бьющиеся предметы, горшки с цветами, компьютерный системный блок, обезопасить электрические розетки и т.д.
10 месяцев
Совершенствование полученных навыков идет полным ходом – ребенок по просьбе выполняет ранее заученные действия, на вопрос «где», «дай» отыскивает искомый предмет. Если, родители учили ребенка есть ложкой и пить из чашки, то в этом возрасте он способен делать это самостоятельно. Подражает взрослым – повторяет новые слоги, действия с игрушками.
11 месяцев
Время первых шагов, первых сложенных пирамидок, первых слов – «ма-ма», «дай», «бай-бай». Лепет ребенка становится более разнообразным и сложным. В этом возрасте малыш начинает различать «своих» и «чужих». Совершенствуются моторные навыки — движения становятся более координированными и уверенными. Некоторые дети начинают ходить именно в этот период времени.
12 месяцев
В играх начинает прослеживаться сюжетная линия – кормит, укладывает куклу, катает ее в машинке. Знает много названий предметов, игрушек, имена близких людей. Понимает слово «нельзя», исполняет поручения «принеси», «дай». Способен различать геометрические предметы – кубик, шарик. Словарный запас расширяется практически с каждым днем, и у особо продвинутых личностей может составлять 10-15 слов. Самостоятельно ходит, активно передвигается по всему дому, много и разнообразно взаимодействует с различными предметами.
К этому возрасту у ребенка должно быть восемь зубов. Обычно к году закрывается родничок, но четких сроков закрытия родничка нет – это событие может произойти в промежутке между 8 месяцами и полутора годами.
Не стоит расстраиваться, если ребенок не укладывается в вышеприведенный график, ведь это усредненные данные. Многое зависит от его индивидуальных особенностей. Обычно если в чем-то ребенок отстает, то в другом опережает. А даже если ни в чем не опережает, то все равно сядет (встанет, пойдет, заговорит) рано или поздно. Главное, любить ребенка таким, какой он есть.
Источник
Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:
Возраст и физические показатели | Умения |
На момент рождения Рост (длина) – 49-50 см Вес – 3200-3300 г Окружность головы – 34-34,5 см Окружность грудной клетки – 32-34 см | Двигает ножками и ручками во время бодрствования. Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках. Отвечает на раздражитель плачем. |
1 месяц Рост (длина) – 54-55 см Вес – 4200-4500 г Окружность головы – 36,5-37 см Окружность грудной клетки – 36-36,5 см | Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать. Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого. Реагирует на резкие звуки. Отвечает улыбкой. Начинает гулить. |
2 месяца Рост (длина) – 57-58 см Вес – 5100-5600 г Окружность головы – 38-39 см Окружность грудной клетки – 38-39 см | Длительно удерживает голову. Поворачивается на звук речи взрослого. Ухватывает предметы рефлекторно. Активно интересуется окружающим миром. Агукает. |
3 месяца Рост (длина) – 60-61,5 см Вес – 5800-6400 г Окружность головы – 39,5-40,5 см Окружность грудной клетки – 40-42 см | В вертикальной позиции хорошо держит голову. Долго рассматривает предметы. Издает разные звуки. При поддержке под мышки опирается ножками. В положении на животе приподнимается на предплечьях. Поворачивается на бок со спины. Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем. Сосет пальцы или кулачек. |
4 месяца Рост (длина) – 62-64 см Вес – 6400-7000 г Окружность головы – 40,5-41,5 см Окружность грудной клетки – 41,5-42 см | Уверенно поднимает голову, лежа на животике. Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления. При играх смеется и улыбается. Подолгу гулит. Хватает руками висящие предметы. Переворачивается со спинки на живот. В положении на животе поднимается с опорой на ладони. Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи. |
5 месяцев Рост (длина) – 64-66 см Вес – 6900-7500 г Окружность головы – 41,5-42,5 см Окружность грудной клетки – 43-44 см | Узнает маму и других близких людей. Осознанно провожает предмет взглядом. Переворачивается с животика в положение на спине. Захватывает и удерживает предметы двумя руками. Берет предмет из рук взрослого. Сидит с поддержкой. Длительно нараспев гулит. Отвечает на услышанные потешки и песенки. Рассматривает картинки. |
6 месяцев Рост (длина) – 66-67,5 см Вес – 7300-7900 г Окружность головы – 42-43 см Окружность грудной клетки – 44-45,5 см | Сидит без поддержки. Тянет руки к предмету, который заинтересовал. Поднимает игрушку, которая выпала из рук. Пробует предметы «на зуб». Начинает ползать. Учится есть с ложки. Начинает произносить слоги. Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору. Отзывается на имя. Внимательно слушает взрослого. Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый. |
7 месяцев Рост (длина) – 67-69 см Вес – 7600-8300 г Окружность головы – 43-44 см Окружность грудной клетки – 45-46,5 см | Хорошо ползает и сидит. Стоит с поддержкой за обе руки. Удерживает в руке предмет неправильной формы. Длительно играет с игрушками, изучая их свойства. Пьет из кружки с помощью взрослого. Пробует садиться. Показывает у себя части тела. |
8 месяцев Рост (длина) – 69-70,5 см Вес – 7900-8600 г Окружность головы – 43,5-44,5 см Окружность грудной клетки – 46-47 см | Ищет игрушку, которая упала. Перекладывает предмет из одной ручки в другую. Встает, держась за опору. Быстро ползает. Садится, ложится, переступает предметы. Лепечет с интонацией. Радуется другим детям. Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?». Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье). Боится расстаться с мамой. |
9 месяцев Рост (длина) – 70-72 см Вес – 8200-8900 г Окружность головы – 44-45 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Пробует стоять и делать первые шаги. Подражает другим детям. Тянется к интересующему предмету и пытается его достать. Осознанно манипулирует игрушками. Показывает части тела у человека и игрушки. Разрывает и сминает листы бумаги. Держась за опору, танцует под музыку. |
10 месяцев Рост (длина) – 71,5-73 см Вес – 8500-9200 г Окружность головы – 44-45,5 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Начинает брать маленькие предметы пальцами. Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики. Играет в прятки. Ходит с поддержкой за две руки взрослого. Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки). Понимает просьбы взрослого. Повторяет за взрослым жесты и звуки. Имитирует голоса животных. Машет рукой при прощании и встрече. Пробует самостоятельно есть ложкой. |
11 месяцев Рост (длина) – 73-74,5 см Вес – 8700-9400 г Окружность головы – 44,5-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Самостоятельно стоит. Ходит с поддержкой за одну руку. Поднимает предметы без приседания (нагибается). Умеет присесть без опоры. Собирает пирамидку. Складывает кубики. Начинает произносить «облегченные» слова. Играет в ладушки. Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу. Интересуется книжками и музыкальными игрушками. |
12 месяцев Рост (длина) – 74-76 см Вес – 8900-9600 г Окружность головы – 45-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Пробует самостоятельно ходить. Встает из позиции сидя на корточках. Самостоятельно пьет из чашки. Может отказываться от нелюбимой пищи. Откусывает печенье и другую твердую пищу. Понимает слова «нельзя» и «можно». Узнает животных и показывает их на картинке и на улице. Знает, как пользоваться некоторыми предметами. Произносит 10-15 слов. |
Источник
Развитие ребенка до года — Первый месяц вне маминого животика
Доношенным считается ребенок весом не менее 2,5 кг и ростом не менее 45 см. Он еще достаточно много спит и совсем мало бодрствует.
У такого крохи уже есть некоторые основные рефлексы: сосательный (стоит провести ему по губкам, он тут же начнет открывать ротик в поисках «еды»), хватательный ( крепко сжимает палец руки, если его вложить в ладошку), подошвенный (отдергивает ножку при прикосновении к ней).
К концу первого месяца малыш может сосредотачивать взгляд на предмете, например, яркой погремушке, а также реагирует на ее звук. Лежа на животике, ребенок старается приподнять голову и удерживать ее несколько секунд. Теперь кроха умеет гулить и агукать, особенно если с ним много разговаривать.
Второй месяц
К концу второго месяца ребенок набирает в весе примерно 1 кг и вырастает на 3 см. В таком возрасте он уже умеет улыбаться, концентрировать взгляд на подошедшем к нему человеке. Условные рефлексы постепенно угасают. Теперь кроха будет поворачивать головку, реагируя на источник звука или света.
Самое лучшее средство для успокоения такого малыша – сосание. Чувствуя присутствие мамы, ему становится надежно и спокойно, он легко засыпает у нее на руках.
По-прежнему, как правило, малыша продолжают мучить газики. Чтобы облегчить боль малышу, можно использовать специальные антиколиковые средства, а также делать зарядку, прижимая ножки младенца к животу. Плач по-прежнему, остается основным способ общения малыша с окружающими, поэтому не стоит игнорировать плач ребенка, считая его капризами.
Третий месяц – развитие ребенка
К концу третьего месяца ребенок уже уверенно держит голову, находясь на руках у мамы, вертит ею в стороны, а лежа на животе, может пытаться подтянуться на локтях. В этот период некоторые малыши радуют родителей первым смехом. Теперь его эмоции более осознанны, он капризничает и призывает родителей обратить на него внимание. Ручки в кулачках находятся все реже, ребенок обнаруживает у себя ноги и руки. А также начинает исследовать свои глаза, рот. Рефлексы практически исчезают, потому, как действия малыша уже становятся более осознанными и произвольными.
он узнает мамин голос, может внимательно слушать, как она с ним разговаривает, Ребенок все меньше спит и больше бодрствует. Ему необходимы продолжительные прогулки, ведь свежий воздух так важен для его здоровья.
Четвертый месяц
В 4 месяца ребенок узнает маму и отличает ее от других. Теперь его ручки более послушные, он легко хватает игрушки обеими руками и тянет их в рот, исследуя их таким образом. Если дать ему в ручки погремушку, то он будет играть с ней — греметь и трясти. К этому времени у него уже появляются любимые игрушки. Родителям стоит покупать ребенку игрушки из различных материалов и цветов, чтобы он развивал моторику, цветовые и тактильные ощущения.
Малыш научился громко смеяться и визжать, когда чем-то доволен, а также испытывать такие чувства как страх, радость и разочарование. К 4-м месяцам кроха пытается приподнять плечи, чтобы сесть, и может переворачиваться на живот.
С этого времени малыш учится лепетать, произносит свои первые слоги. Он становится все более любопытным и активным, может начать протестовать, когда едет в коляске лежа, ведь ему так хочется разглядывать все вокруг!
Развитие ребенка до года — Пятый месяц жизни
В этот период ребенок активно пытается сесть, старается приподнять корпус тела. У некоторых это получается довольно хорошо, другие же сядут немного позже. Зато теперь малыш умело крутится во все стороны- с животика на спинку и наоборот, поэтому не стоит надолго оставлять его одного на диване, чтобы избежать падения. Игрушки он теперь умеет тянуть к себе или выбрасывать, внимательно рассматривает ее и с удовольствием играет. В этом возрасте многие дети начинают тянуть в рот пальчики ног.
Оказываясь в незнакомой обстановке, ребенок внимательно присматривается ко всему вокруг, а незнакомых людей долго рассматривает.
Во время кормления ребенок держит бутылочку самостоятельно.
Сейчас необходимо много общаться с малышом, разговаривать, читать детские стишки, чтобы удовлетворять его потребность в общении и помогать правильно развиваться.
Шестой месяц
Как правило, большинство детей уже умеют к 6-ти месяцам самостоятельно садиться. Кроха пытается ползать на животе и активно старается схватить игрушку на небольшом(10-20 см) от него расстоянии. Теперь он знает свое имя и откликается на него.
В этот период педиатры рекомендуют вводить малышам первый прикорм. У него могут появляться вкусовые предпочтения, кормление из ложки для него всего лишь игра.
В этом возрасте у некоторых малышей появляются первые зубки. Первые признаки — это обильно слюноотделение, пальчики или игрушки, которые он начинает постоянно держать во рту, а также возможен подъем температуры, понос и капризность ребенка. Иногда при росте первых зубов поднимается температура у грудничка. Однако, следует помнить, что прорезывание зубов – вовсе не единственная возможная причина повышения температуры тела у ребенка, поэтому осмотр ребенка врачом-педиатром необходим!
Настроение ребенка может все время меняться, он легко умеет выражать свои эмоции. Его внимание переключается, когда он слышит музыку.
Седьмой месяц
Ребенок становится активнее с каждым месяцем. Он уже пытается ползать, встает на четвереньки и раскачивается, старается передвигать ножками, затем ручками. Некоторые малыши, совершенствуя свое умение, начинают ползать «назад».Ребенку становятся интересны предметы домашней утвари, он с удовольствием ударяет предметами друг о друга.
Теперь он все больше хватает игрушки пальчиками, а не ладонью. Малыш с удовольствием разглядывает свое отражение в зеркале, гладит его.
Интонация мамы становится понятна крохе, он начинает понимать слово «нельзя», реагирует на ее настроение.
С этого месяца у ребенка начинает работать собственная иммунная система, его организм сам справляется с болезнями. Необходимо учесть, что дети на грудном вскармливании получают антитела через мамино молоко до тех пор, пока едят его.
Теперь малыш уже более спокойно спит по ночам, все меньше просыпается.
Восьмой месяц
В этом возрасте ребенок обычно ползает и проявляет ко всему повышенный интерес. Он уже уверенно сидит, но еще иногда опирается руками об пол и может заваливаться на бок. Теперь он гораздо самостоятельнее, постепенно учится играть без мамы, подолгу разглядывает игрушки и с удовольствием играет ими. Но, тем не менее, ребенок еще очень мал, и чувствует себя по-настоящему раскованным только в присутствии родителей, посторонних же еще остерегается. При попытке незнакомого человека взять его на руки, он тут же отреагирует- будет плакать и стараться вывернуться.
Этот период порадует многих родителей первыми осознанными словами, например, «папа» или «мама».Теперь малыш может вставать, опираясь обо что-нибудь, а также стоять, облокачиваясь спинкой. В этом возрасте можно научить его играть в «ладушки», хлопать в ладошки и махать руками.
У ребенка постепенно совершенствуется память, он запоминает многие игры, в которые играл с мамой.
В этом возрасте ребенок становится все более самостоятельным и еще более любопытным. Он без устали ползает и изучает все предметы вокруг. Необходимо обезопасить квартиру от тех вещей, которые могут подстерегать малыша: розетки необходимо закрыть, колющие, режущие предметы, бытовую химию убрать от глаз ребенка, не оставлять его наедине с горячей плитой и чайником.
Теперь малыш берет предметы пальчиками, может играть сразу с двумя игрушками. Его интересуют книжки с яркими картинками, целесообразнее приобрести книги с картонными страницами. Теперь малыш с удовольствием рвет в клочья бумагу, что прекрасно развивает мелкую моторику.
Держась за опору, ребенок уверенно передвигается вдоль нее.
Следует показывать ребенку новые предметы, рассказывать, как «говорят» различные животные, учить названиям частей тела, потому как в этом возрасте он все замечательно повторяет, особенно если слышит похвалу.
Он уже может выполнять простые просьбы, например, находить игрушку, которую попросит мама.
Десятый месяц
К этому возрасту малыш уверенно ходит вдоль опоры и может пытаться сделать первые шаги. Ему очень нравится ходить с родителями за ручки. Теперь он прекрасно садится из положения стоя, раскачивается на месте, танцует под музыку.С этого момента можно определить, кто малыш: правша или левша, по тому, какой руке он отдает предпочтение. Ребенок очень любит купаться и подолгу играет в воде, особенно если в воде с ним будут любимые игрушки. Только не стоит переусердствовать и купаться более 20 минут.
Малыш подражает звукам, жестам других, становится все более взрослым.
Теперь он исследует содержимое шкафов и ящиков, выкидывая все оттуда.
Он начинает связывать несколько действий, знает, что кушать нужно на кухне, а если мама вышла из комнаты, то скоро придет. Главное, постоянно разговаривать с ребенком и пояснять все действия.
Если у малыша начнутся проблемы со сном, то это, скорее, от переизбытка эмоций и желания много двигаться. Необходимо перед сном играть в спокойные игры, искупать и уложить ребенка спать.
Одиннадцатый месяц
Ребенок продолжает активно развиваться и безбоязненно залезает на диваны, стулья и другие возвышенности, инстинкт самосохранения не так силен, как любопытство. Двумя пальчиками — большим и указательным, он подбирает мелкие предметы. Иногда он может пытаться попробовать их на вкус, поэтому не стоит спускать с малыша глаз.
Он научился махать ручкой «пока», отчетливо и осознанно называет не только членов своей семьи, но и знакомые предметы.
Теперь ему хорошо известно слово «нельзя», правда, он не всегда будет слушаться.
Многие дети в этом возрасте начинают самостоятельно ходить или делают первые самостоятельные шаги, пытаясь без посторонней помощи стоять.
Малыш постоянно лепечет на «своем» языке, отвечает жестами на некоторые просьбы, например, протягивает руку на слово «Дай!»
Двенадцатый месяц
К году практически все дети начинают ходить. Некоторые малыши совсем не ползают, а сразу ходят. Поначалу они всюду ходят за ручку с мамой, а потом осторожно пытаются делать это самостоятельно. К этому времени у него может быть от 2 до 10 зубов, все очень индивидуально.
Словарный запас ребенка заметно расширился, он называет своих родных и самые знакомые предметы, подражает звукам животных.
Кушать он желает самостоятельно, правда, у него это получается не совсем аккуратно, но не стоит пресекать его попытки этому учиться. Меню ребенка в один год уже может быть достаточно разнообразным, это почти «взрослый» стол.
Теперь он может сидеть на корточках и носить несколько предметов сразу, наворачивая круги по комнате.
Малыш все еще очень сильно привязан к родителям, рядом с ними он по-настоящему спокоен. А вот на уход близкого человека может реагировать слезами.
В конце первого года маме с малышом предстоит пройти полный осмотр врачей- специалистов и сдать все необходимые анализы.
Источник