Педагогику как науку о возрастном развитии ребенка в условиях

В прошлых разделах мы много говорили о том, что применяемые способы и методы организации учебного процесса должны соответствовать уровню развития ребенка. Теперь же мы раскроем эту тему, обратившись к возрастной педагогике.

Объект и предмет возрастной педагогики

Начнем с того, что дадим определение наиболее значимым понятиям.

Определение 1

Возрастная педагогика – это, если говорить о ней как о педагогике детства, раздел научных знаний, который изучает особенности и закономерности развития человека с момента рождения и до совершеннолетия.

Оговорку о педагогике детства в определении мы сделали не случайно. Если вы откроете учебник по возрастной педагогике, то увидите куда более широкий взгляд на размещенное выше определение, которое охватывает обучение в течение всей жизни человека, в том числе и такой раздел этого обучения как геронтогогика – передача знаний и навыков людям пожилого и старческого возраста. В нашем материале мы ограничимся лишь детским возрастом как наиболее значимым для педагогов средних, среднеспециальных и высших учебных учреждений.

Объектом научного направления является ребенок на всех этапах своего развития до перехода его во взрослое состояние. Предметом – комплекс методов, закономерностей, средств, технологий организации учебно-воспитательного процесса на разных этапах взросления человека.

Понятие детства в педагогике находится в тесной взаимосвязи с этим же понятием в психологии. Объединяющей характеристикой понятия в двух этих направлениях научных знаний является возраст ребенка.

Определение 2

Детство – это целостная управляемая система, которая предполагает взаимодействие социальных, психологических, педагогических факторов развития и воспитания ребенка на базе ценностно-личностного подхода.

Определяющей характеристикой детского возраста является степень участия взрослых в обеспечении основных потребностей ребенка, его возможность противодействовать влиянию среды. Определяющей характеристикой взросления можно считать необходимый уровень развития самосознания и нравственно-гражданских чувств.

Отличительной чертой отношения к детству в педагогике является тот факт, что ребенок является самостоятельной и непреходящей ценностью, тогда как для психологии существенно в первую очередь то, что ребенок – это часть общества.

Ценностное отношение определяет подход к ребенку как к личности, которая требует индивидуальной работы и учета имеющихся особенностей. В связи с этим, введены критерии оценки работы взрослых по обеспечению адекватной работы с детьми.

Периоды детства, изучаемые возрастной педагогикой

Выделяют несколько периодов детского возраста, имеющих значение для организации образовательной деятельности:

  • дошкольный, который характеризуется максимальной зависимостью ребенка от помощи взрослых в деле удовлетворения своих основных потребностей и минимальная способность защитить себя от влияния среды;
  • младший школьный, который характеризуется тем, что помощь семьи ребенку все еще необходима в обеспечении основных своих потребностей и в удовлетворении эмоциональных потребностей, так как способность противостоять влиянию среды все еще остается сравнительно низкой;
  • подростковый: семья все еще имеет значение для удовлетворения материальных и эмоциональных потребностей, но на первое место выходит значение среды сверстников и образовательного учреждения для удовлетворения потребностей социально-познавательного характера;
  • старший школьный: семья все еще имеет значение, однако появляется тяга к самообразованию, частичное самостоятельное удовлетворение материальных потребностей, роль взрослых меняется с защитной функции на социально-профессиональное ориентирование.

Критериями, определяющими взросление, начиная с подросткового возраста, являются:

  • способность ребенка противостоять миру;
  • возникновение юридической ответственности;
  • повышенная восприимчивость к отрицательным влияниям в области свободного общения.

Аспекты возрастной педагогики

Для возрастной педагогики имеют значение следующие аспекты детства:

  • особенности психофизического развития;
  • применяемые виды педагогического воздействия;
  • доминанты психологического развития;
  • основные направления работы по образованию и воспитанию.

Для каждого из периодов воспитания все эти аспекты имеют свое специфическое содержание.

Психофизическое развитие выражается в возможности ребенка принимать участие в определенных видах деятельности, которые способствуют его физическому и психологическому развитию. Оно характеризует биологические особенности становления личности. Постепенный прогресс достигается в сферах общения, творчества, соблюдения социальных норм и правил поведения, коллективной работы.

Доминанты психологического развития определяются появлением ведущих мотивов поведения, в качестве которых могут выступать возрастные индивидуальные потребности. Ведущими видами деятельности становятся те, которые наиболее полно позволяют реализовать возрастные и типологические особенности детей, учитывают мотивы их деятельности и поведения. Ценность ведущих видов деятельности заключается в том, что в них определяются условия, которые благоприятствуют развитию, а также факторы, которые тормозят мотивацию.

Весь педагогический процесс должен быть направлен на реализацию деятельности ребенка и интеграцию его в детский коллектив. Педагогическая деятельность строится таким образом, чтобы основная педагогическая идея была органично реализована в ходе организации функционирования детского коллектива.

Для этого необходимо учитывать особенности учебно-воспитательного процесса, использовать эффективные методы организации общения. Получить информацию об эффективности процесса помогают методы диагностики и оценки полученных результатов. На основе собранных данных можно эффективно прогнозировать основные тенденции развития личности ребенка и всего детского коллектива.

Источник

Развитие и образование ни одному человеку

не могут быть даны или сообщены.

Всякий, кто желает к ним приобщиться,

должен достигнуть этого

собственной деятельностью,

собственными силами,

собственным напряжением.

А. Дистервег

Человек не может жить один.

Высшее счастье и радость человеческая –

общение с другими людьми.

В.А. Сухомлинский

Глава 6. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ

Развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования и обучения, если его деятельность основана на глубоком понима­нии возрастных этапов развития человека.

Великие педагоги прошлого придавали возрастному подходу в воспитании и обучении большое значе­ние. «Учитель подобно ремесленнику должен знать качества, свойства человека, которого он формирует» (Я.А. Коменский). «Прежде чем учить ребенка, нужно знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).

Воспитатель добьется успехов в воспитании и обу­чении дошкольников, если будет знать этапы возраст­ного развития детей, видеть их внутренний мир, пони­мать их отношения, взгляды, суждения, переживания, чувства.

Критериями возрастного развития являются ана­томические, физиологические, психологические, педа­гогические, физические показатели состояния организ­ма ребенка.

Анатомические показатели: развитие костной, мышечной, нервной, мозговой, сердечно-сосудистой, половой систем организма.

Физиологические показатели: деятельность орга­нов дыхания, кровообращения, внутренних желез, нервной системы и др. Воспитатель должен знать, что у детей при однообразной работе понижается актив-

ность нервных клеток, наступает торможение, что при­водит к быстрой утомляемости, пассивности.

К психологическим критериям возрастного разви­тия относятся особенности’ощущения, восприятия, пред­ставлений, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, темперамента и характера, навыков и умений, а также других психологических черт и свойств личнос­ти. Например, ведущей формой познавательной актив­ности шестилетнего ребенка является чувственное по­знание, конкретно-образное мышление. Это нужно учитывать при определении содержания и методов обу­чения дошкольников и первоклассников.

Физические показатели для каждого возрастного периода не являются постоянными, они относительны и изменяются в зависимости от социальных и природ­ных условий жизни ребенка, а также иных причин, например, акселерации. К этим показателям относят­ся: рост ребенка, масса, объем грудной клетки, сила мышц, двигательные умения и др.

Педагогические критерии возрастного развития характеризуют возможности воспитания, образования и обучения в разные периоды жизни ребенка.

В возрастной периодизации развития человека используется весь комплекс названных выше показа­телей. Некоторые показатели являются ведущими в данном возрастном периоде, другие зависимы. Так, в период новорожденности ведущими являются показа­тели физического состояния ребенка. Психологические и педагогические критерии являются ведущими в ха­рактеристике детей дошкольного возраста.

Педагогическая характеристика возрастных периодов

Период новорожденности

Новорожденный ребенок– от рождения до 1 – 2 месяцев. Воспитание в этот период преимущественно сводится к заботе о физическом развитии ребенка, о его здоровье.

Правильно организованное питание, закаливающие процедуры, соблюдение режима сна и бодрствования, гигиенически целесообразная одежда – основы сохранения и укрепления здоровья ребенка. Однако уже в этот период ребенок начинает контакти­ровать с окружающим миром посредством ощущений: обонятельных, зрительных, слуховых, кожных, двигатель­ных. Особенно развиты сосательный, ориентировочный, хватательный рефлексы, т.е. те, которые обеспечивают, его преимущественно органические потребности. Поэто­му не менее важной задачей воспитания в этот период является создание условий для активного функциони­рования органов чувств. Это обеспечивает развитие нервной системы, мозга, будет способствовать формиро­ванию познавательных процессов. Быстрее развивается тот ребенок, которому обеспечен контакт с многообрази­ем действующих на него раздражителей: речевых, зри­тельных, музыкальных, двигательных, слуховых – при условии, что эти раздражители вызывают эмоционально положительную реакцию.

К 2 – 3 месяцам у ребенка появляется особая эмо­ционально-двигательная реакция на взрослого, которую называют «комплекс оживления». Ребенок совершает активные движения руками и ногами, улыбается, про­износит звуки. С этого момента ребенок вступает в другой период своего развития – младенческий. Мла­денческий возраст – с 2 – 3 месяцев до года. В этом периоде ребенок научается держать головку, садиться, ползать, принимать вертикальное положение, соверша­ет первые шаги. Активно формируются психологичес­кие процессы и свойства личности. Ребенок тянется к предмету, пытается схватить игрушку. Движения его становятся более координированными, что приводит к простейшим манипуляциям с предметами. Ребенок бро­сает предмет или игрушку, потряхивает, постукивает, тем самым знакомится с его свойствами, признаками. Мир предметов и игрушек выступает как независимый от него. Он стремится познать этот мир. Возникает пред­метность и константность восприятия.

Важнейшим новообразованием в этом возрастном периоде является речь. Первые слова ребенка вводят его в контакт с окружающим миром, переводят позна­ние на более перспективный, хотя и более противоре­чивый и трудный уровень. Механизмы речи формиру­ются в течение всего первого года жизни.

Воспитывающее, образовательное, обучающее влияние на ребенка в этот период оказывают действия с предметами, игрушками, общение со взрослыми и совместная деятельность. Ребенок овладевает умени­ями слушать, видеть, наблюдать, запоминать, действо­вать. Ему свойственны подражательность, копирова­ние действий взрослых; Возникает предметное мышление. В младенческом возрасте формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Смысл воспитания сводится к тому, чтобы обеспечить возможности такого развития и создать условия для реализации этих возможностей.

Раннее детство

Раннее детство– от года до 3 лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и форми­ровании личности ребенка. Речь становится ведущим фактором духовного становления личности, расширяя границы познания и общения. Забота о развитии речи ребенка – важнейшая задача воспитания в этот пери­од, так как речь ребенка развивается не спонтанно, а в результате внешних воздействий, контактов. Харак­тер общений существенно влияет на количество и раз-, нообразие слов ребенка, технику речи, формирование потребности говорить, слушать, понимать.

В этом возрасте закладываются основные черты характера. Отношения, складывающиеся с родителя­ми и другими взрослыми, со сверстниками, способству­ют пониманию того, что можно делать, а чего нельзя. В общении, в поведении, в разнообразных видах дея­тельности ребенок уже в этом возрасте усваивает мо­ральные нормы. От организации поведения и деятель­ности ребенка зависит содержание тех моральных требований и норм, которыми он овладеет.

Первые признаки самостоятельности в поведении, в действиях, выражающиеся в желании действовать по своей инициативе, являются основой формирования воли, работоспособности, трудолюбия. И если слепая любовь родителей ведет к подавлению этих рождаю­щихся качеств, если ребенок говорит «я сам», а его продолжают одевать, раздевать, кормить и т. д., то не­избежно возникают капризы, непослушание, лень, раздражительность, неуверенность. И это трудно в буду­щем исправить.

Забота родителей и воспитателей состоит в том, чтобы обеспечить разностороннюю деятельность в этом возрасте, многообразие форм общения и позна­ния, способствуя проявлению инициативы и самосто­ятельности. Именно в этом возрасте каждый ребенок становится личностью, выделяет себя из окружающе­го мира; у него закладываются все те качества, кото­рые характерны для взрослого человека. Поэтому некоторые психологи утверждают, что середина пути развития человека от момента рождения до взросло­го – трехлетний возраст.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст– от 3 до 6 – 7 лет. В этот период деятельность анализаторов, развитие представ­лений, воображения, памяти, мышления и речи в ком­плексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуж­дений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он склонен расце­нивать как реальность. Дошкольник будет умственно более развит, если его научили обобщать и системати­зировать чувственные образы предметов окружающе­го мира. Он легко и свободно запомнит созвездия, названия и виды растений, животных, птиц, насекомых, если их показать ребенку в реальной природе.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы до­школьных образовательных учреждений предусматри­вают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом во всех ва­риантах программ самое серьезное внимание обраща­ется на игровую деятельность дошкольника.

Игра – лучшее средство удовлетворения его ин­тересов и потребностей, реализации его замыслов, же­ланий, стремлений.

Через игровую деятельность ребенок познает нрав­ственные требования, учится общению со сверст­никами, овладевает трудовыми умениями и навыками.

Часто в ходе игры проявляются такие качества ребен­ка, как жадность, эгоизм, агрессивность. Поэтому ес­тественно, что игрой детей надо умело управлять и направлять ее в нужное русло.

Дошкольное детство делится на младший дошколь­ный возраст (3–5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Одна из задач в работе с дошкольниками, особен­но 5–7 лет, – разрешение противоречий между же­ланиями ребенка и его реальными возможностями. Здесь и играет важную роль сюжетно-ролевая игра. Здесь для воспитателя важно поддерживать и направ­лять самодеятельную игру детей. Именно в таких играх развивается умение планировать игру, разрабатывать ее замысел, устанавливать правила игры. Все это впо­следствии благоприятно скажется в становлении ре­бенка как ученика.



Источник

ЛЕКЦИЯ 1

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

План лекции:

1. История педагогики раннего возраста.

2. Педагогика раннего возраста как наука. Цели, принципы и задачи образования детей раннего возраста.

3. Особенности развития ребенка в период раннего детства

4. Современные программы воспитания детей раннего возраста.

История педагогики раннего возраста неразрывно связана с историей развития теории и практики семейного и общест­венного воспитания детей.

Педагогические взгляды в разных странах и в разные исторические эпохи существенно различались в зависимос­ти от общих философских представлений о человеке, госу­дарственной, религиозной идеологии и культурной специ­фики разных слоев общества. Различные философские воз­зрения и идеологические установки воплощаются в разных типах воспитания. Среди них выделяются авторитарный и гуманистический типы воспитания. Эти подходы пере­плетались и сосуществовали в реальной практике воспита­ния на протяжении многих веков. Гуманистические идеи, разработанные в трудах Я. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, легли в основу теории и практики западно­европейской и отечественной педагогики. Большой вклад в развитие системы общественного воспитания детей внес­ли такие выдающиеся педагоги как, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и др.

Первыми учреждениями общественного воспитания детей раннего возраста были приюты; массовые ясли и детские са­ды стали организовываться в XX вв. в связи с вовлечением женщин в производство. Переход воспитательных функций в ведение государства привел к необходимости создания спе­циальных образовательных программ.

В России первые образовательные программы воспитания детей раннего возраста создавались в 30-50-е годы XX в. В 60-е годы была создана и внедрена в практику типовая «Про­грамма воспитания в детском саду», составной частью которой стала программа воспитания детей раннего возраста. В рамках данной программы были разработаны задачи, содержание и методы работы с детьми, направленные на физическое, умст­венное, эстетическое и нравственное развитие. Эта программа строилась на принципах авторитарной педагогики.

В 80-90-е годы XX века в связи с реформой образования произо­шел поворот к личностно-ориентированной педагогике, предполагающей вариативность образования. Была разрабо­тана новая Концепция образования (1989), принят новый Закон РФ «Об образовании» (1992), а в 2001 г. – Концепция непрерывного образования, обеспечивающая преемствен­ность на всех ступенях образования.

В основу современной концепции образования положены принципы демократизации и гуманизации, отказ от автори­тарной педагогики, переход к личностно-ориентированной педагогике сотрудничества, направленной на создание наи­более благоприятных условий для раскрытия и развития спо­собностей каждого ребенка, уважение к его личности, досто­инству, обеспечение полноценности его жизни на каждом возрастном этапе.

Реализация принципов демократизации и гуманизации образования предполагает вариативность образования, т.е. разнообразие организационных форм образования и образо­вательных программ. Типовая образовательная программа перестала быть обязательной для всех детских учреждений. Появились государственные и частные учреждения для де­тей раннего возраста, работающие по разным программам.

Российская реформа образования начата в 90-е годы XX в. В качестве ее важнейших принципов выделяются: признание самоценности каждого возрастного периода жизни, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его твор­ческого потенциала.

В настоящее время педагогика раннего возраста рассматривается в качестве отдельной учебной дисциплины в системе высшего педагогического образования, что свидетельствует о признании социумом (и педагогическим сообществом в частности) самоценности периода раннего детства, уникальности, высокой значимости воспитания, осуществляемого в первые три года жизни ребенка.

Педагогу, приступающему к работе с детьми младенческого и раннего возраста, необходимо: иметь представление о психолого-педагогических особенностях и возможностях их развития, о сущности, целях и задачах образования детей, вариативных способах их реализации, о современных отечественных и зарубежных педагогических теориях и технологиях образования детей первых трех лет жизни; уметь анализировать и обоснованно разрешать различные ситуации, возникающие в практике работы с детьми данных возрастных групп; ориентироваться в современной научно-методической информации, освещающей проблемы образования детей первых лет жизни; осознавать и принимать ответственность за результаты профессиональной педагогической деятельности.

Педагогика раннего возраста как наука

Раннее детство – уникальный период онтогенеза, отличающийся стремительностью физического, психического и личностного развития ребенка и его исключительной зависимостью от взрослого, которая проявляется в социальной ситуации их непосредственного (в младенчестве) и опосредованного предметом (в раннем возрасте) взаимодействия. Этим обусловлена высокая значимость педагогической компетентности воспитателей, гувернеров, родителей и их огромная ответственность за результаты как спонтанно складывающегося, так и целенаправленно организуемого воспитания и обучения малыша.

Педагогика раннего возраста – область научного знания, изучающая особенности и закономерности воспитания и обучения детей первых трех лет жизни.

В педагогике раннего возраста, как особой дисциплине дошкольной педагогики, используются категории и понятия, общие для всех дисциплин педагогической науки. Основными понятиями ее являются: объект педагогики как науки, предмет педагогики как науки, образование, воспитание, обучение, содержание образования, образовательные программы, педагогический процесс.

Объектом педагогики раннего возраста является образование детей в возрасте от 1 года до 3 лет, которое в настоящее время в нашей стране включено в систему дошкольного образования.

Предметом педагогики раннего возраста являются особенности и закономерности процессов воспитание и обучение детей раннего возраста.

В качестве целей педагогики раннего детства выдвигаются охрана и укрепление здоровья детей, формирование базиса личностной культуры ребенка, соответствующего общечеловеческим ценностям, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Знания, умения и навыки перестают выступать в качестве самостоятельных целей и становятся средствами развития ребенка. В базис личностной культуры включается овладение ребенком способами активного взаимодействия с окружающим миром, формирование гуманного отношения к людям, природе, предметам, созданным руками человека.

В современный период педагогика раннего возраста ориентируется на выявление и создание условий, наиболее благоприятных для физического и психического развития ребенка первых трех лет жизни.

Воспитаниерассматривается как целостный, специально организованный в учреждении педагогический процесс, представляющий собой целенаправленное, содержательно наполненное, логически выстроенное, результативно диагностируемое взаимодействие педагога с детьми, обеспечивающее их своевременное и качественное развитие.

Обучениевыступает средством воспитания, что не исключает возможности его рассмотрения как особого педагогического процесса, направленного на освоение детьми зафиксированных в социальной культуре средств и способов познания, преобразования и переживания мира.

Термином «образование» обозначается наиболее общая педагогическая категория, включающая процессы воспитания и обучения и подчеркивающая их интегративное единство. В настоящее время, согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012, ст. 67), «получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев», то есть образование детей раннего возраста рассматривается внутри дошкольного.

Педагогика раннего возраста строится на положениях, определяемых общей педагогикой как интегративной наукой, синтезирующей инвариантное педагогическое знание для частных отраслей. Таким инвариантом являются методологические положения, знания о цели образования, сущности и структуре, педагогического процесса, принципах воспитания и обучения и т.д.

Задачи  образования детей раннего воз­раста:

1) обеспечение эмоционального благополучия детей;

2) приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

3) создание условий для развития коммуникативной, по­знавательной, игровой и  других видов активности ребенка;

4) поддержка инициативности и творческого самовыраже­ния каждого ребенка.

В соответствии с поставленными задачами, содержание обра­зования детей раннего возраста дифференцируется по следую­щим четырем сферам развития ребенка:

1. Физическое развитие.

2. Познавательно-речевое развитие.

3. Социально-личностное развитие.

4. Художественно-эстетическое развитие.

Образование в каждой из этих сфер строится с учетом воз­растных и индивидуальных особенностей воспитанника.

Источник